Война и мир эпилог полностью.

Эпилог Войны и мира – это гимн Толстого духовным основам семейственности как высшей форме единения между людьми. В семье как бы снимаются противоположности между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Волконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство гордой любви Николая к графине Марье, основанное на удивлении перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена. И трогательна покорная, нежная любовь Марьи к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его.

В эпилоге Войны и мира под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала. Как в каждой настоящей семье,- пишет Толстой,- в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случавшееся в доме, было одинаково – радостно или печально – важно для всех этих миров; но каждый мир (*136) имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию.

‹Это новое семейство возникло не случайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальными, интимными отношениями между людьми.

1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, каратаевское умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа-эпопеи.

В разговоре с Наташей Пьер замечает, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь. /p› Как во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры. Но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность семейных основ. Хранителями семейных устоев оказываются женщины – Наташа и Марья. Между ними есть прочный духовный союз. Мари, это такая прелесть! – говорит Наташа.- Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит. Да, я знаю,- перебивает графиня Марья рассказ Николая о декабристских увлечениях Пьера.- Мне Наташа рассказала. Когда между Николаем и Пьером возникает спор, едва не переходящий в ссору, именно женщины гасят его, переводят в мирное русло. А я нынче скверно себя вел,- делится случившимся Николай Ростов.- Мы заспорили с Пьером, и я погорячился.- По-моему, ты совершенно прав. Я так и сказала Наташе. Пьер говорит, что все страдают, мучатся, развращаются и что наш долг помочь своим ближним. Разумеется, он прав,- говорила графиня Марья,- но он забывает, что у нас есть другие обязанности, ближе, которые сам Бог указал нам, и что мы можем рисковать собой, но не детьми. У Николеньки есть эта слабость, что если что не принято всеми, он ни за что не согласится,- успокаивает Пьера Наташа. Так женские сердца, охраняя гармонию семейной жизни, урезонивают разгорячившихся мужчин и смягчают домашние конфликты. Первоначально Толстой даже хотел назвать свой роман Все хорошо, что хорошо кончается. Эпилог как будто бы подтверждает мысль писателя о счастливом итоге жизни героев в новом, благополучном семействе. Однако, поразмыслив, Толстой все же пришел к другому названию – Война и мир. Дело в том, что внутри (*137) счастливого семейства Толстой обнаружил зерно таких противоречий, которые ставили под сомнение возникший в ходе войны 1812 года гармоничный мир с народными нравственными традициями в его основе. В конце четвертого тома, пройдя через испытания, приняв каратаевский взгляд, Пьер обретает душевное спокойствие и гармонию: Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? – теперь для него не существовал. Но в эпилоге мы видим иное: потребность мысли, анализа, сомнения вновь вернулась к Пьеру. Он говорит: Когда меня занимает мысль, то все остальное забава. Более того, Пьер занят политической борьбой. Он критикует правительство и охвачен идеей организации тайного общества из числа свободомыслящих людей его круга. Замыслы его высоки и честолюбивы: Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру. И когда Наташа спрашивает Пьера, одобрил ли бы его Платон Каратаев, она слышит в ответ: Нет, не одобрил бы. Политические увлечения Пьера – и это чувствуют Наташа и Марья – ставят под сомнение спокойствие вновь созданной семьи. Раздраженный от спора с Пьером Николай Ростов произносит пророческие слова: Я вот что тебе скажу… Доказать я тебе не могу. Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот; я этого не вижу; но ты говоришь, что присяга условное дело, и на это я тебе скажу: что ты лучший мой друг, ты это знаешь, но, составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь. И хотя спор этот пока не привел к драматическим последствиям, в нем есть предчувствие будущих общественных потрясений. Не случайно в финале Войны и мира вновь возрождается память о князе Андрее. Сын его, Николенька Болконский, оказывается невольным свидетелем ссоры дяди Николая с Пьером. Мальчик боготворит Пьера, любит Наташу и чуждается Николая Ростова. Когда все поднялись к ужину, Николенька Болконский подошел к Пьеру, бледный, с блестящими, лучистыми глазами. Дядя Пьер… вы… нет… Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами? – спросил он… Я думаю, что да,- ответил Пьер. А потом Николеньке снится сон, который и завершает великую книгу. В этом сне мальчик видит себя и Пьера (*138) в касках, идущих во главе огромного войска. А впереди у них – слава. Вдруг дядя Николай вырастает перед ними в грозной и строгой позе. Я любил вас, но Аракчеев велел мне, и я убью первого, кто двинется вперед.- Николенька оглянулся на Пьера, но Пьера уже не было. Пьер был отец – князь Андрей… Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен… Все, что было снято и развенчано жизнью в ходе войны 1812 года – и гордые мечты о славе, и высокое болконское небо, и мучительный самоанализ в поисках истины,- все это вновь возвращается в финале романа-эпопеи на круги своя. Пьер Безухов, открывший в испытаниях Отечественной войны вселенский смысл каратаевской народной правды, уходит от него к гордым мечтам, сомнениям и тревогам. Слава вновь зовет к себе юного Болконского, мечтающего идти по стопам отца. И только верная себе Наташа Ростова остается хранительницей тех ценностей народной жизни, которые наверняка одобрил бы Платон Каратаев и которые до времени вновь ушли в мирный быт, чтобы в эпоху новых потрясений вспыхнуть пламенем и осветить великие дела.

«Прошло семь лет после 12-го года. Взволно­ванное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество, продолжали свое действие».

Толстой рассуждает о том, что множество слу­чайностей и совпадений сделали возможным то, что Наполеон пришел к власти.

Наташа в 1813 г. вышла замуж за Безухова. Это «было последнее радостное событие в старой се­мье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер, и, как это всегда бывает, со смертью его рас­палась старая семья».

Перед смертью граф, «рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья - главную вину, которую он за собой чувствовал».

«Николай был с русскими войсками в Париже, когда к нему пришло известие о смерти отца. Он тот­час же подал в отставку и, не дожидаясь ее, взял отпуск и приехал в Москву. Положение денеж­ных дел через месяц после смерти графа совер­шенно обозначилось, удивив всех громадностию суммы разных мелких долгов, существования ко­торых никто и не подозревал. Долгов было вдвое больше, чем имения.

Родные и друзья советовали Николаю отказа­ться от наследства. Но Николай в отказе от на­следства видел выражение укора священной для него памяти отца и потому не хотел слышать об отказе и принял наследство с обязательством уп­латы долгов.

Кредиторы, так долго молчавшие, будучи свя­заны при жизни графа тем неопределенным, но могучим влиянием, которое имела на них его рас­пущенная доброта, вдруг все подали ко взыска­нию».

«Николаю не давали ни срока, ни отдыха, и те, которые, по-видимому, жалели старика, бывшего виновником их потери, теперь безжалостно наки­нулись на очевидно невинного перед ними моло­дого наследника, добровольно взявшего на себя уплату.

Ни один из предполагаемых Николаем оборо­тов не удался; имение с молотка было продано за полцены, а половина долгов оставалась все-таки неуплаченною. Николай взял предложенные ему зятем Безуховым тридцать тысяч для уплаты той части долгов, которые он признавал за денежные, настоящие долги. А чтобы за оставшиеся долги не быть посаженным в яму, чем ему угрожали кре­диторы, он снова поступил на службу.

Ехать в армию, где он был на первой вакансии полкового командира, нельзя было потому, что мать теперь держалась за сына, как за послед­нюю приманку жизни; и потому, несмотря на не­желание оставаться в Москве в кругу людей, знавших его прежде, несмотря на свое отвраще­ние к статской службе, он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, посе­лился с матерью и Соней на маленькой квартире, на Сивцевом Вражке.

Наташа и Пьер жили в это время в Петербурге, не имея ясного понятия о положении Николая. Николай, заняв у зятя деньги, старался скрыть от него свое бедственное положение. Положение Ни­колая было особенно дурно потому, что своими ты­сячью двумястами рублями жалованья он не толь­ко должен был содержать себя, Соню и мать, но он должен был содержать мать так, чтобы она не за­мечала, что они бедны. Графиня не могла понять возможности жизни без привычных ей с детства условий роскоши и беспрестанно, не понимая то­го, как это трудно было для сына, требовала то экипажа, которого у них не было, чтобы послать за знакомой, то дорогого кушанья для себя и вина для сына, то денег, чтобы сделать подарок-сюр­приз Наташе, Соне и тому же Николаю.

Соня вела домашнее хозяйство, ухаживала за теткой, читала ей вслух, переносила ее капризы и затаенное нерасположение и помогала Николаю скрывать от старой графини то положение нуж­ды, в котором они находились. Николай чувство­вал себя в неоплатном долгу благодарности перед Соней за все, что она делала для его матери, вос­хищался ее терпением и преданностью, но ста­рался отдаляться от нее. Он в душе своей как буд­то упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее. В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее».

«Положение Николая становилось хуже и ху­же. Мысль о том, чтобы откладывать из своего жалованья, оказалась мечтою. Он не только не от­кладывал, но, удовлетворяя требования матери, должал по мелочам. Выхода из его положения ему не представлялось никакого».

«Осенью 1814 г. Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы.

В три года он, не продавая именья жены, упла­тил оставшиеся долги и, получив небольшое на­следство после умершей кузины, заплатил и долг Пьеру.

Еще через три года, к 1820 г., Николай так уст­роил свои денежные дела, что прикупил неболь­шое именье подле Лысых Гор и вел переговоры о выкупе отцовского Отрадного, что составляло его любимую мечту.

Начав хозяйничать по необходимости, он скоро так пристрастился к хозяйству, что оно сделалось для него любимым и почти исключительным за­нятием. Николай был хозяин простой, не любил нововведений ».

К 1820 г. у Наташи «было уже три дочери и сын, которого она страстно желала, а теперь сама кор­мила. Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тон­кую, подвижную Наташу. Черты лица ее опреде­лились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого не­престанно горевшего огня оживления, составляв­шего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Очень редко зажигался в ней теперь прежний огонь».

«И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде».

Эта женщина полностью отдалась семье. «На­таша не следовала тому золотому правилу, проведываемому умными людьми, в особенности фран­цузами, и состоящему в том, что девушка, выходя замуж, не должна опускаться, не должна бросать свои таланты, должна еще более, чем в девушках, заниматься своей внешностью, должна прель­щать мужа так же, как она прежде прельщала не мужа. Наташа, напротив, бросила сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необы­чайно сильное - пение. Она то, что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих ма­нерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью. Она делала все против­ное этим правилам. Она чувствовала, что те очаро­вания, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся - то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтиче­скими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом.

Взбивать локоны, надевать роброны и петь ро­мансы для того, чтобы привлечь к себе своего мужа, показалось бы ей так же странным, как украшать себя для того, чтобы быть самой собою довольной. Украшать же себя для того, чтобы нравиться дру­гим, - может быть, теперь это и было бы приятно ей, - она не знала, - но было совершенно неког­да. Главная же причина, по которой она не зани­малась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов, состояла в том, что ей было совершен­но некогда заниматься этим».

«Предмет, в который погрузилась вполне На­таша, была семья, то есть муж, которого надо бы­ло держать так, чтобы он нераздельно принадле­жал ей, дому, и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать.

И чем больше она вникала, не умом, а всей ду­шой, всем существом своим, в занимавший ее пред­мет, тем более предмет этот разрастался под ее вниманием, и тем слабее и ничтожнее казались ей ее силы, так что она их все сосредоточивала на од­но и то же и все-таки не успевала сделать всего того, что ей казалось нужно».

«Наташа не любила общества вообще, но она тем более дорожила обществом родных - графи­ни Марьи, брата, матери и Сони.

Она дорожила обществом тех людей, к которым она, растрепанная, в халате, могла выйти больши­ми шагами из детской с радостным лицом и по­казать пеленку с желтым вместо зеленого пятном, и выслушать утешения о том, что теперь ребенку гораздо лучше.

Наташа до такой степени опустилась, что ее костюмы, ее прическа, ее невпопад сказанные слова, ее ревность - она ревновала к Соне, к гу­вернантке, ко всякой красивой и некрасивой жен­щине - были обычным предметом шуток всех ее близких. Общее мнение было то, что Пьер был под башмаком своей жены, и действительно это было так. С самых первых дней их супружества Ната­ша заявила свои требования. Пьер удивился очень этому совершенно новому для него воззре­нию жены, состоящему в том, что каждая минута его жизни принадлежит ей и семье; Пьер удивил­ся требованиям своей жены, но был польщен ими и подчинился им.

Подвластность Пьера заключалась в том, что он не смел не только ухаживать, но не смел с улыб­кой говорить с другой женщиной, не смел ездить на обеды в клубы, на обеды так, для того чтобы провести время, не смел расходовать деньги для прихоти, не смел уезжать на долгие сроки, ис­ключая как по делам, в число которых жена включала и его занятия науками, в которых она ничего не понимала, но которым она приписывала большую важность.

Взамен этого Пьер имел полное право у себя в доме располагать не только самим собой, как он хотел, но и всей семьею. Наташа у себя в доме ста­вила себя на ногу рабы мужа; и весь дом ходил на цыпочках, когда Пьер занимался - читал или пи­сал в своем кабинете. Стоило Пьеру показать ка­кое-нибудь пристрастие, чтобы то, что он любил, постоянно исполнялось. Стоило ему выразить же­лание, чтобы Наташа вскакивала и бежала испол­нять его.

Весь дом руководился только мнимыми пове­лениями мужа, то есть желаниями Пьера, кото­рые Наташа старалась угадывать. Образ, место жизни, знакомства, связи, занятия Наташи, вос­питание детей - не только все делалось по выра­женной воле Пьера, но Наташа стремилась угадать то, что могло вытекать из высказанных в разгово­рах мыслей Пьера. И она верно угадывала то, в чем состояла сущность желаний Пьера, и раз, угадав ее, она уже твердо держалась раз избранного. Когда Пьер сам уже хотел изменить своему жела­нию, она боролась против него его же оружием.

Так, в тяжелое время, навсегда памятное Пье­ру, Наташа, после родов первого слабого ребенка, когда им пришлось переменить трех кормилиц и Наташа заболела от отчаяния, Пьер однажды сообщил ей мысли Руссо, с которыми он был со­вершенно согласен, о неестественности и вреде кормилиц. С следующим ребенком, несмотря на противодействие матери, докторов и самого му­жа, восстававших против ее кормления, как про­тив вещи тогда неслыханной и вредной, она на­стояла на своем и с тех пор всех детей кормила сама».

«После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дур­ной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отра­жалось только то, что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было откинуто».

После приезда из Петербурга Пьер рассказал Денисову и Николаю последние новости. «Поло­жение в Петербурге вот какое: государь ни во что не входит. Он весь предан этому мистицизму (ми­стицизма Пьер никому не прощал теперь). Он ищет только спокойствия».

«… В судах воровство, в армии одна палка: ша­гистика, поселения, - мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти. Все слишком натянуто и непременно лопнет, - говорил Пьер (как, с тех пор как существует правительство, вглядевшись в действия какого бы то ни было правительства, всегда говорят люди)». «Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна; когда все ждут неминуемого переворота, - надо как можно теснее и больше народа взяться рука с ру­кой, чтобы противостоять общей катастрофе. Все молодое, сильное притягивается туда и развра­щается.

Одного соблазняют женщины, другого почести, третьего тщеславие, деньги - и они переходят в тот лагерь. Независимых, свободных людей, как вы и я, совсем не остается. Я говорю: расширьте круг общества … пусть будет не одна добродетель, но независимость и деятельность».

Пьер призывал к активной деятельности. Его идеи очень близки идеям декабристов.

4.5 (90%) 12 votes

Здесь искали:

  • эпилог война и мир краткое содержание
  • краткое содержание эпилога война и мир
  • краткое содержание эпилог война и мир

ЭПИЛОГ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава I

Прошло семь лет после 12-го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие. Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов. Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами...

Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.

Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m-me Staël, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.

В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I - тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.

В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.

«Он должен был поступить так-то и так-то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12-го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».

Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.

Что значат эти упреки?

Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, - как-то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12-м году, и поход 13-го года, не вытекают ли из одних и тех же источников - условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, - из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как-то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20-х годов?

В чем же состоит сущность этих упреков?

В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, - что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанием книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.

Но если даже предположить, что Александр I пятьдесят лет тому назад ошибался в своем воззрении на то, что есть благо народов, невольно должно предположить, что и историк, судящий Александра, точно так же по прошествии некоторого времени окажется несправедливым в своем воззрении на то, что есть благо человечества. Предположение это тем более естественно и необходимо, что, следя за развитием истории, мы видим, что с каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества; так что то, что казалось благом, через десять лет представляется злом; и наоборот. Мало того, одновременно мы находим в истории совершенно противоположные взгляды на то, что было зло и что было благо: одни данную Польше конституцию и Священный Союз ставят в заслугу, другие в укор Александру. Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому-нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12-м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение - прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, еще другие, более общие и недоступные мне цели.

Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного.

Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, - с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, - то уничтожится возможность жизни.

Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.

Случайность, миллионы случайностей дают ему власть и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему , но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем-то прекрасным и разумным.

Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805-м, 6-м, 7-м, 9-м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811-м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, - это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы.

Нашествие стремится на восток, достигает конечной цели - Москвы. Столица взята; русское войско более уничтожено, чем когда-нибудь были уничтожены неприятельские войска в прежних войнах от Аустерлица до Ваграма. Но вдруг вместо тех случайностей и гениальности, которые так последовательно вели его до сих пор непрерывным рядом успехов к предназначенной цели, является бесчисленное количество обратных случайностей, от насморка в Бородине до морозов и искры, зажегшей Москву; и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров.

Нашествие бежит, возвращается назад, опять бежит, и все случайности постоянно теперь уже не за, а против него.

Совершается противодвижение с востока на запад с замечательным сходством с предшествовавшим движением с запада на восток. Те же попытки движения с востока на запад в 1805-1807-1809 годах предшествуют большому движению; то же сцепление в группу огромных размеров; то же приставание серединных народов к движению; то же колебание в середине пути и та же быстрота по мере приближения к цели.

Париж - крайняя цель достигнута. Наполеоновское правительство и войска разрушены. Сам Наполеон не имеет больше смысла; все действия его очевидно жалки и гадки; но опять совершается необъяснимая случайность; союзники ненавидят Наполеона, в котором они видят причину своих бедствий; лишенный силы и власти, изобличенный в злодействах и коварствах, он бы должен был представляться им таким, каким он представлялся им десять лет тому назад и год после, - разбойником вне закона. Но по какой-то странной случайности никто не видит этого. Роль его еще не кончена. Человека, которого десять лет тому назад и год после считали разбойником вне закона, посылают в два дня переезда от Франции на остров, отдаваемый ему во владение с гвардией и миллионами, которые платят ему за что-то.

Глава IV

Движение народов начинает укладываться в свои берега. Волны большого движения отхлынули, и на затихшем море образуются круги, по которым носятся дипломаты, воображая, что именно они производят затишье движения.

Но затихшее море вдруг поднимается. Дипломатам кажется, что они, их несогласия, причиной этого нового напора сил; они ждут войны между своими государями; положение им кажется неразрешимым. Но волна, подъем которой они чувствуют, несется не оттуда, откуда они ждут ее. Поднимается та же волна, с той же исходной точки движения - Парижа. Совершается последний отплеск движения с запада; отплеск, который должен разрешить кажущиеся неразрешимыми дипломатические затруднения и положить конец воинственному движению этого периода.

Человек, опустошивший Францию, один, без заговора, без солдат, приходит во Францию. Каждый сторож может взять его; но, по странной случайности, никто не только не берет, но все с восторгом встречают того человека, которого проклинали день тому назад и будут проклинать через месяц.

Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия.

Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится.

И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.

Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.

Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а я двигал вас?

Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.

Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.

Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?

Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами - государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.

Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.

Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее? Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку Божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:
- «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о Боге.

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, - так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.

Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль и приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытиях этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.

Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Эпилог романа «война и мир» Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».

2 слайд

Описание слайда:

Ученик Владимира Набокова Альфред Аппель вспоминал об одной из лекций наставника: «...Внезапно Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни слова, по эстраде к правой стене и выключил три лампы под потолком. Затем он спустился по ступенькам - их было пять или шесть - в зал, тяжело прошествовал по всему проходу между рядами, провожаемый изумленным поворотом двух сотен голов, и молча опустил шторы на трех или четырех больших окнах... Зал погрузился во тьму. ...Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. „На небосводе русской литературы, - объявил он, - это Пушкин!“ Вспыхнула лампа в дальнем левом углу нашего планетария. „Это Гоголь!“ Вспыхнула лампа посередине зала. „Это Чехов!“ Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх: „Бам!“ Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. „А это Толстой!“ - прогремел Набоков».

3 слайд

Описание слайда:

Эпилог – логическое завершение главной мысли романа – мысли о предназначении человека, о том, как жить. Толстой показал два основных пути, которые выбирает человек: для одних главное – внешнее благополучие, внешние ценности (богатство, карьера), для других – ценности духовные (жизнь не только для самих себя).

4 слайд

Описание слайда:

Для князя Андрея это потребность выразить себя, совершить что-то большое; для Пьера, княжны Марьи – делать добро; для Наташи – любить. А любить для нее значит быть счастливой самой и дать счастье другому человеку. В эпилоге мы видим героев, которые именно на этом пути обрели истинное счастье. В смысле глубокого удовлетворения своей жизнью. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в гармоническом слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни. Мысль семейная прозвучала в эпилоге романа.

5 слайд

Описание слайда:

Думаем…размышляем… 1.12 глава – почему приезд Пьера – радостное событие для всех? Для жены, детей, стариков, слуг? 2.Пьер и Наташа- хорошая семья? 3. Княжна Марья как жена и мать. Что было главным для княгини Марьи в воспитании детей?

6 слайд

Описание слайда:

Не к внешнему результату стремится она, не к тому, чтобы дети были удобными для нее, послушными и тихими, а к тому, чтобы выросли хорошими, добрыми людьми. Митя шалил за столом, Николай велел не давать ему сладкого. Мальчик притих – внешний результат был достигнут. Но мать видит взгляд мальчика и понимает: с этим наказанием вошли в душу ребенка недобрые чувства – зависть и жадность. И это для нее гораздо важнее.

7 слайд

Описание слайда:

Лев Николаевич Толстой сумел сделать вещь уникальную – показать поэзию и прозу семейной жизни в их неразрывной связи. В его счастливых семьях есть проза, но нет приземленности. Проза не противоречит высокой поэзии чувств и отношений. Вот Наташа встречает Пьера, задержавшегося в Петербурге дольше условленного срока, злыми, несправедливыми упреками. Но Пьер считает, что это говорит страх за сына, волнения, а не сама Наташа. Понимает, что Наташа любит его. Потому он не обижается на жену. Наташа боялась быть помехой мужу в его делах, она верила в них, с глубоким уважением относилась ко всему, что касалось духовной жизни мужа. Это – главное.

8 слайд

Описание слайда:

И Пьер, со свойственной ему терпимостью и умением понять другого человека, прощает Наташе вспышки раздражения и озлобления. Этот эпизод учит многому. Значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей подчеркнута писателем ссылкой на Платона Каратаева. Пьер говорит Наташе: «Он одобрил бы нашу семейную жизнь». Платон Каратаев, по Л. Толстому, - выразитель народного духа, народной мудрости.

9 слайд

Описание слайда:

Образ Николая Ростова Пьер высказывает взгляды декабристов, а Николай возражает. Именно Николай считает, что должен повиноваться правительству. Какое оно бы ни было. Почему такой добрый, великодушный, благородный человек, как Николай Ростов, стоит на такой страшной позиции? Он не думает. Почему ограниченный, почему не задумывается? Почему не думает? От природы такой, что не может, или не хочет, боится думать? Он не хочет осложнять свою жизнь. Человек, который не хочет думать, даже добрый и благородный, может оказаться пособником темных сил. Не все же могут раздумывать обо всем на свете? Есть люди, которые не расположены к анализу и раздумьям.

10 слайд

Описание слайда:

Или жизнь человека может сложиться так, что у него нет сил и времени думать. Что нужно делать такому человеку, чтобы не оказаться слепым исполнителем чужой злой воли или просто чужих ошибок? Не участвовать в том, в чем не разбираешься. Это достойно. И для этого порой нужно больше мужества, чем для самого рискованного действия. Только мужественный человек, отбросив самолюбие, может сказать себе и другим: «Я в этом плохо разбираюсь. И потому не могу, не вправе действовать».

11 слайд

Описание слайда:

В эпилоге главные герои романа изображены в зрелую пору их жизни. Показывая их самоотверженное служение людям (обществу или просто семье, близким), Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея – растет достойный отца Николенька Болконский. Отношение автора к Николаю Ростову не столь однозначно. Пока его страшные слова – только слова, он симпатичен. Однако в этом образе заложено и предостережение всем нам: от слепого следования общепринятым взглядам, от некритического отношения к действительности. От бездумья.

12 слайд

Описание слайда:

Итоговый вопрос: какая жизнь настоящая: жить для себя или для других? Как нужно прожить жизнь? Толстому очень важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…

13 слайд

Описание слайда:

Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" можно назвать "энциклопедией человека и жизни". Это произведение овеяно любовью к Родине, гордостью за ее прошлое. Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: с добром и злом, любовью и ненавистью, мудростью и глупостью, жизнью и смертью, войной и миром. Писатель наделил своих «любимых» героев прекрасной душой. И только он смог показать это с такой силой и убедительностью.


В Петербурге жизнь течет как обычно. На очередном вечере у фрейлины Шерер говорят о болезни Элен и читают письмо царю от митрополита. На следующий день приезжает полковник Мишо с вестью о пожаре в Москве и ее оставлении. Ни Кутузов, ни Александр не желают мира. Тарутинское сражение состоится.

Главнокомандующему Кутузову сообщают об уходе из Москвы французов. Кутузов всеми силами удерживает солдат от уже ненужного боя. Против него бесконечно плетут интриги, и в итоге в Вильне он получает выговор от царя. Несмотря на это, Кутузов получает Георгия первой степени. А для дальнейших военных действий Кутузов оказывается больше не нужен. Толстой говорит, что ему больше ничего не оставалось, кроме смерти.

Кутузов умирает.

Для покупки лошадей Николай едет в Воронеж. Там он встречает Марью Болконскую. Он желает жениться на ней, но не может нарушить обещание, которое дал Соне. Но Соня под давлением графини пишет письмо, в котором предоставляет ему свободу действий. Марья едет к брату в Ярославль, где он находится у Ростовых. Андрей к этому моменту уже при смерти. Объединенные общим горем, Наташа и Марья чувствуют свою близость.

Пьера приводят на казнь, но он чудом остается жив. С остальными пленными его отводят в барак. Там он знакомится с Платоном Каратаевым. Пьер проникается добротой Платона и его мудрым отношением к жизни.

Пленные вместе с французской армией отступают по Смоленской дороге. Каратаев заболел и его убили. Пьеру снится сон. Он видит шар, состоящий из движущихся капель («вот он, Каратаев, разлился и исчез»). Утром пленных спасают партизаны.

Денисов с Долоховым теперь командуют партизанским отрядом. Они задумали напасть на обоз с русскими пленными. К ним прибывает Петя Ростов, который погибает во время перестрелки.

После спасения Пьер заболел. Он находится в Орле. Он узнает о смертях Болконского и Элен. Пьер едет к Марье Болконской в Москву, где встречает и Наташу Ростову. После смерти Андрея, все это время Наташа была зациклена на своем горе. А когда погиб Петя, она все свое внимание уделяла графине. Отец Наташи отправляет ее в Москву, когда Марья собирается туда. У Наташи и Пьера просыпаются взаимные чувства.

Эпилог

Проходит семь лет. В 1813 году Пьер женится на Наташе. Умирает граф Ростов, оставив в наследство кучу долгов. Николай живет в Москве в маленькой квартире с матерью и Соней. При встрече с Марьей, Ростов держит себя отстраненно, но после разговора все проясняется. Осенью 1814 года они женятся и селятся в Лысых Горах. Ростову в хозяйственных делах сопутствует успех и он очень скоро оплачивает все долги. А Соня живет в его доме.

1820 год, декабрь. Наташа Ростова с детьми находится в гостя у Николая. Пьер возвращается из Петербурга. Пьер теперь член тайного общества, которое выступает против правительства и за перемены. Об этом он спорит в кабинете с Ростовым и Денисовым. Николай Болконский слышит их разговор. Ему снится сон о том, как они с Пьером возглавляют громадное войско. Проснувшись, Николенька думает о своем отце будущей славе.

Анализ подготовила для Вас Strange