Все ли люди могут запоминать псалмы. Практика отмаливания рода псалмами

Великий пост приближается. Именно к периоду Великого поста относится такой благочестивый обычай, как чтение Псалтири по кругу прихожанами. Об этом содержание данного материала, взятого мною с сайта "Православное Заволжье".

«Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто — читая псалмы, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушения и гонения — поя псалмы, явится благоискусным и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом; или обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешал, читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим и, воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение…»
Святитель Афанасий Великий

Псалтирь царя Давида

Великим постом во время богослужения мы слышим, что в храме очень много читают и гораздо меньше поют. Из-за этого человеку, незнакомому с содержанием православного богослужения, бывает трудно сосредоточиться, службы кажутся бесконечными. Но если постараться вникнуть в читаемое, то богослужение станет понятным, а молящийся извлечет большую пользу для души. О Псалтири ученикам нашей церковной школы расскажет иеромонах Спиридон (Савин).

Наименование Псалтири происходит от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Авторами псалмов, судя по надписаниям, были пророк Моисей, цари Давид и Соломон, Асаф, Еман, Идифум и сыны Кореевы. Но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов приписываются ему же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида.
Книга псалмов воспитывает благочестие, наставляет в вере, учит целомудрию. «Это такой инструмент, — говорит святитель Иннокентий Херсонский, — который издает различные звуки. В ней излагаются несчастья, лишения, покаяние, оправдание, многие частные отношения человека». О чтении Псалтири сказано очень много, и очень многих людей чтение псалмов не оставило равнодушным. На Руси, например, Псалтирь была настольной книгой, об этом говорится в книге «Ключ к Псалтири». По ней учили детей грамоте и страху Божию, ибо псалмопение возгревает молитвенный дух и любовь к своему Создателю. Все это, как бы в богатой сокровищнице, собрано в книге псалмов.
Псалтирь состоит из 20 частей — кафизм, или седальнов, т. е. таких отделений, после которых в древней Церкви позволялось сидеть. В это время читалось объяснение текстов псалмов. Каждая кафизма, в свою очередь, поделена на три части, так называемые славы.

Чтение во время богослужения

В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах), либо по частям в так называемых прокимнах.
Вечерня, например, начинается пением или чтением 103-го псалма: здесь внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления Вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и «устроение» земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, даже день и ночь — всё во власти Господа и всё живет и обновляется действием Духа Его. С воспоминания о творении мира начинается суточный круг богослужений.
Кроме того, за богослужением Православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири. По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого поста — дважды за седмицу.
Как правило, большинство прихожан знают на память 50-й покаянный псалом, так как он входит в состав утренних молитв, и 90-й, начинающийся со слов «Живый в помощи Вышняго…» — его часто носят на специальных поясках. Но Псалтирь не ограничивается ими. Она представляет обильный источник нравоучительных правил и утешений в трудных и скорбных обстоятельствах жизни. Псалтирь есть превосходное руководство к возбуждению духа молитвы, к излиянию сокрушенной молитвы о грехах своих, к возношению прошений о ниспослании Небесной помощи среди скорбных обстоятельств жизни, к благодарению Бога за благодеяния и прославлению Его беспредельной милости. По слову преподобного Анастасия Синаита, без усердия и прилежания в молитвах и чтении Божественного Писания невозможно ни получить исполнения прошений, ни истинно познать Бога.

Чтение Псалтири прихожанами

Существует благочестивая традиция во время многодневных постов читать Псалтирь. Для этого прихожане объединяются в группы по 20 человек. Каждый прочитывает в день по одной кафизме, а все вместе — всю Псалтирь целиком. После первой «славы» читаются имена священнослужителей храма, прихожан, которые объединились для чтения Псалтири, а также их живых родственников (по несколько имен). После второй «славы» молятся об усопших родственниках, а после третьей «славы» каждый поминает всех своих близких.
Многие задаются вопросом: «Будет ли польза при чтении имен и как чтение псалмов может помочь нашим родственникам живым и уже отошедшим в мир иной?» Что происходит с душами тех, о ком мы молимся, знает только Господь, Который и может разрешить наши проблемы и трудности. Нам же, исследуя Священное Писание, следует подобно первым христианам прилежно молиться, и тогда Господь обязательно поможет, как помог, например, апостолу Петру выбраться из заточения, послав ему своего Ангела, чтобы провести через стражу (см.: Деян. 12, 1-23). Отчаянные прошения, слезы и пост — так можно описать состояние Церкви во время заключения апостола Петра. Христиане непрестанно молились о нем, ибо понимали, как нужен он для совершения дела Господня. В итоге сама только весть о том, что апостол чудесным образом освободился из темницы и от смерти, разнеслась по окрестным странам и многих привела к вере во Христа.
Святитель Афанасий Великий о Псалтири говорил так: «Каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто — читая псалмы, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушения и гонения — поя псалмы, явится благоискусным и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал изрекшего псалом; или обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешал, читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся, что соревнует предварившим и, воспевая псалмы, превозмогает в борьбе, и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение…»
Нам нужно надеяться, что Господь освободит из плена страстей тех наших родственников и знакомых, за кого мы молимся. Едва начав духовную жизнь, мы любим давать советы, как жить духовно, забывая о самом главном: одна добрая, сердечная молитва обладает силой большей, чем тысячи слов. Старец Паисий Святогорец, например, считал своим настоящим приношением миру те полтора часа, в течение которых он читает Псалтирь, а не беседы с приходящими к нему за советами.
В сказании блаженного Августина о силе псалмов говорится: «Пение псалмов души украшает. Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню… диавола постыждает, Бога показует… гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов!»

Ничего не понятно

Преподобный Амвросий Оптинский на такое же заявление отвечал: «Ты не понимаешь, зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь. Читай пока не понимая, а когда-нибудь и понимать начнешь». А святитель Иоанн Златоуст говорит нам: «Кто поет псалом, тот, хотя был бы крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия, и хотя бы обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу».
Не понятно еще и потому, что Псалтирь — возвышеннейшая духовная книга. Об этом нам свидетельствует святитель Игнатий (Брянчанинов): «В ней глубоко и подробно описан внутренний подвиг воина Христова. Часто употреблены преобразовательные тени и иносказания, дающие книге таинственность и темноту. Не надо принимать ее буквально: буквальное разумение Писания убивает душу. Необходимо разумение духовное: оно оживотворяет, поставляет на стези правые, святые».
Для тех, кто не понимает смысла псалмов, рекомендуется читать толковую Псалтирь, там каждый стих псалма тщательно разбирается и истолковывается.

Непрестанно возноситься к Богу

Преподобный Серафим Саровский при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно. Он установил ежедневно читать в храме Псалтирь двенадцати сестрам, меняясь через каждые два часа, причем читать вслух непременно в течение всего года, кроме Пасхи. Преподобный желал, чтобы сестры подражали древним христианам, которые читали Псалтирь все, от мала до велика, и постоянно.
Сейчас во многих монастырях возобновлена практика чтения так называемой «неусыпаемой Псалтири». Например, Никольский скит Валаамского монастыря несет такое послушание. Братия попеременно читает Псалтирь, поминая на каждой «славе» духовенство, живых и усопших, о ком просят помолиться паломники. Существует такая практика и в обителях нашей митрополии.
Да и всякий желающий может испросить благословение на чтение Псалтири в любое время года, кроме Светлой седмицы. Вообще, ко всем своим ежедневным делам обязательно нужно прочитывать хотя бы несколько псалмов со вниманием и любовию, и только тогда почувствуем изменение внутри себя. Преподобный авва Исаия говорит о псалмопении: «Сколько можно, более упражняй душу твою в поучении псалмов: ибо это сохранит тебя от нечистой жизни».

Кафизмы — это музыка

Так говорил преподобный Анатолий Оптинский; когда за всенощным бдением начиналось чтение их, он не мог наслушаться. Наш урок хотелось бы закончить словами святителя Василия Великого, который советовал ни одного дня не оставлять без Псалтири. А если случится оставить это правило, то на следующий день обязательно вернуться к нему. «И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его».

Псалтырь - книга священных гимнов или псалмов, большая часть которых написаны царем Давидом по наущению Духа Святого. В каждом псалме мы видим ту боль, радость, смятение или торжество, которые испытывал Великий Псалмопевец, когда создавал эти священные тексты.

Псалмы используются в богослужениях еще с ветхозаветных времен. И в наше время на службах мы слышим хоровое пение или чтение псалмов. Чтение Псалтыри в храме регламентируется Типиконом - богослужебным уставом.


Чтение Псалтыри дома:

В Православной церкви существует добрая традиция чтения Псалтыри келейно (дома). Читают Священную книгу или по соглашению - несколько верующих, прочитывая за день всю Псалтырь, или индивидуально, по кафизме (разделу Псалтыри) в день. Взяв на себя правило прилежно и внимательно читать Псалтырь дома христианин совершает малый подвиг, это и трудно, и одновременно приносит огромное успокоение душе.

Устава для чтения Псалтыри дома не существует. Но со временем сложились определенные правила, выполнение которых желательно.

*Без благословения, взятого у батюшки, приступать к чтению псалтыри нельзя.

*Прежде чем начать чтение, зажигается свеча или лампада. Огонь при чтении не зажигается только, если в данный момент находитесь в дороге.

*Следуя совету преп.Серафима Саровского, читать Псалтырь надо вслух, негромко. Это облегчает восприятие священного текста не только разумом, но и слухом. «Слуху моему даси радость и веселие» (Пс.50,10).

*Нельзя неправильно расставлять ударения в словах. Это грех. От неправильной расстановки ударений меняется смысл слова, искажается фраза.

*Если сложно стоять, то разрешается читать Священную книгу сидя. Необходимо вставать, когда читается «Слава» и молитвы, с которых начинается и заканчивается чтение Псалтыри или кафизмы.

*При выполнении правила не следует предаваться излишней страстности. Пусть чтение будет немного монотонным, лишенным театральности.

*Не стоит унывать от того, что вначале непонятно, о чем говорится в псалмах. Постепенно раскрывается красота древних текстов, и смысл их становится понятен.

Порядок чтения Псалтыри дома:

*Вначале читаются « Молитвы перед началом чтения Псалтыри «.

*Псалтырь делится на двадцать кафизм , те делятся на части тремя Славами . На Славах при домашнем чтении Псалтыри поминаются живые и усопшие .

*Прочитав кафизму , обязательно чтение тропарей и молитвы .

*Заканчивается Псалтырь чтением « Молитв по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтыри «.

*Не стоит страшиться ошибиться в чем-то или прочитать что-то неправильно, не по уставу. Искреннее покаяние, благодарность за все сделают молитву живой, невзирая ни на какие ошибки.

По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле.

Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш…

Господи помилуй (12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

Господи, помилуй. (3 раза)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя ), родителей моих (имена ), сродников (имена ), начальников, наставников, благодетелей (имена ) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена ) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

И в конце всего молитвословия:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

А.Шилов "Сестра милосердия"

Известным является тот факт, что нападения есть при чтении всякой молитвы, а не только при чтении Псалтири . И ни в коем случай не стоит опускать руки. Сам Господь призывает нас вооружаться молитвой! И не нужно унывать, если есть препятствия!
Должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18, 1).

Да, часто во время молитвы возникают различные препятствия, искушения. Но стоит ли уменьшать наше усердие, к этому ли призывает нас Господь? Нет!
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).

Будем и мы готовы к различным нападениям и отбивать их! Данные рассуждения кажутся относительно не новыми, но это величайшая мудрость! Просто, говоря откровенно, многие привыкли к различным нападениям вражеским, но нападения при чтении Псалтири особенные и враг особо вооружается. Ещё авва Маркелл говорил:
«Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла - сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто не сокрушает его в той мере, как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой - проклинаем диавола».

Поэтому если сразу не верится, что здесь что-то особенное, то необходимо поверить словам великих подвижником, в частности, я привел слова аввы Маркелла.

Нападения при чтении Псалтири бывают разного рода: как явные, так и скрытые. И на человека новоначального обычно идут одного рода нападения. На человека, утвердившегося в вере, как правило, идут нападения более коварные, так как свою борьбу демону завуалируют и человек может полностью не замечать все их козни. И даже некоторые великие святые ошибались, но потом покаялись. Сейчас вкратце дам небольшой обзор нападениям при молитве на Псалтири.

Явные нападения (кратко):

1. Нападения через ближних - одно из самых распространенных. Клевета, оскорбления, ругания и т.д. Но всё это вызывают демоны.
2. Усиление блудной брани. Может здесь быть особо ожесточенная борьба, но, как правило, эта борьба не начинается сразу. Вначале дается время для укрепления в чтении, а потом эта борьба особо обостряется. И если вначале демоны используют основные силы свои днем, то при больших претензиях, ненависти, они ведут в основном ночные атаки. Они хотят сломить человека, но здесь нужно проявить терпение и усерднее взывать ко Господу. Но обычно такая брань происходит не так часто, но если читать Псалтирь за кого-то усиленно ночью. Это мы наглядно видим в житиях святых, как на них вооружались демоны.

Более тонкие нападения:

1. Очень частое нападение - отвлекательный маневр. Т.е. демоны стараются не подпустить человека к чтению, чтобы пропустился день, потом два, а потом человек вообще вышел из системы. То вдруг старый знакомый позвонит, то вдруг пригласят куда-то, то вдруг дополнительную нагрузку предложат, но чтобы не осталось сил на чтение и т.д. Всё это делается для того, чтобы выбить человека из ритма.
2. Человека клонит в сон, он начинает зевать.

Из Лествицы:

«Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты, во время правила открываются, как только оно кончилось».
В этом духовном законе очень легко самому убедиться. Особенно это происходит на первых порах чтения. Человек начинает зевать, вдруг слипаются глаза, появляется какая-то расслабленность. Казалось бы, какое коварство, как же трудно противостоять демонским козням! С Божьей помощью это возможно! И, кроме того, ведь важно понимать, что демоны, используя такой большой арсенал различных нападений, неявно показывают, как велика молитвенная сила Псалтири. Если бы это была бы просто обыкновенная молитва, то так просто бы они не стали бы вооружаться!

3. Другая распространенная вражья кознь - это тщеславие и гордость. Человек вдруг начинает думать, что он какой-то особенный, что читает Псалтирь. Думает, что другие не читают, а я вот читаю. Безусловно, здесь уже пускает в действие свои козни бес гордыни. И это очень важно отразить именно это нападение. Здесь нужно низлагать это смирением и покаянной молитвой. И не стоит думать, что это пустяки. Такой великий святой как прп. Симеон Столпник чуть не попал в руки дьявола, когда демоны под видами ангелов захотели вознести его на небо как второго Илью. А ведь он ещё в ранней юности выучил всю Псалтирь, непрестанно читал её, стал чудотворцем и великим молитвенником, а демоны все равно рыкали яко лев, хотя поглотить его душу на веки. И если бы не Божье заступление, могло бы всё плохо кончиться. Вообще следует отметить, что демоны гордыни и тщеславия стараются особо обезоружить человека утвердившегося или даже в какой-то мере преуспевающего. Эту мысль подтверждают многие святые и старцы.
В этом же пункте добавлю и про тщеславие.
Тщеславие - великий паразит, съедаюший плоды, в том числе, и Псалтирной молитвы. Очень важное правило: "Не говорите другим, сколько кафизм вы читаете и кого вы поминаете". Этот подвиг милосердия и молитвы должен быть втайне, разве только если своему духовнику. Богу угодны тайны добродетели. Более того, вообще без нужды не надо особо распространяться, что читаете Псалтирь - пусть это будет втайне:
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою (Мф. 6, 2)
Свт. Иоанн Златоуст цитировал наизусть многочисленные фрагменты Священного Писания, но он делал это не из тщеславия естественно, а для усиления своей проповеди. Это как исключение. В общем случае, нежелательно выставлять напоказ свои знания.

Многие православные читают Псалтирь (это может быть несколько псалмов или более). Кро­ме того, существует благочестивый обычай, когда человек читает кафизму и на Славах поминает о здравии и о упокоении. И это уже можно считать дополнительной молитвенной нагрузкой. Такое по­миновение очень эффективно. Во многих монасты­рях читается Неусыпаемая Псалтирь и происходит поминовение как о здравии, так и о упокоении. Но при келейном поминовении на Псалтири тоже есть свои искушения. Приведем краткий обзор.

Когда мы молимся за кого-то, следует прекрас­но понимать, что будет месть от врага, будет иску­шение и надо быть всегда готовым отразить удар! Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2,1).

Обычная молитва за других имеет большую силу. Молитва же на Псалтири особо дерзновенна и имеет особую силу. Прп. Амвросий Оптинский говорит, что всякая молитва сильнее псаломским словом. И, следовательно, раз идет особая помощь за тех, за кого мы молимся, то идут и особые напа­дения. Демоны как бы снимают свой процент с на­ших хороших дел. Если мы мало приносим пользы другим, то обычно бывают и небольшие искуше­ния. Если мы хотим жить богоугодно и тем более еще помогать своим ближним, то демоны особенно восстают на такого человека. Надо это понимать и быть готовым к искушениям и не брать чрезмер­ных подвигов, в том числе когда речь идет о чте­нии Псалтири.

Нападения могут быть различного характера. Если человек уже пожилого возраста, то обычно это произведение гнева и раздражения в человеке, нападки ближних. Если человек молодой и зрелого возраста, то при поминовении других на Псалтири, демоны очень часто воздвигают жесточайшую блуд­ную брань на человека. При этом они стараются про­извести скверные ночные мечтания. Если человек, который поминает на Псалтири, молится усердно, то тогда духовная брань происходит обычно ночью, когда демоны используют многоразличные козни, о которых так подробно говорят святые и старцы.



В любом случае, при поминовении других на Псалтири необходимы регулярное причастие и исповедь, участие в таинствах - все это дает силу человеку и позволяет противостоять дьявольским нападкам.

Более того, хорошо взять благословение свя­щенника на чтение Псалтири за ближних - это даст дополнительную крепость и уже защитит этого человека.

Если же не происходит явных нападок, то мо­жет происходить и следующее. Человек читает Псалтирь за других и чувствует усталость и у него нет сил и желания читать псалмы дополнительно, без поминовения других. Это тоже от лукавого, так как он специально нагоняет такую усталость. От чего происходит данная усталость? Обычно это от чрезмерной молитвенной нагрузки. Человек поминает других и тратит силы. И часто бывает так, что человек имеет огромный список имен, по­минает всех, появляется усталость и еще не пони­мает, откуда это все.

Естественно, это очевидно. Очень часто это именно от чрезмерной молитвенной нагрузки! Один опытный священник высказывал такую мысль, что если человек еще не окреп сильно (а та­ких большинство), то 10 имен уже достаточно. Так­же он предостерегал, что те, кого ты поминаешь, могут на тебя же ополчаться, просто демоны будут воздвигать брань на тебя также через тех, за кого ты молишься, и надо быть к этому готовым. В любом случае, желательно по этому поводу посоветовать­ся со священником, который знает ваше духовное устроение.

Важно, чтобы не было духовного истоще­ния от чрезмерной молитвенной нагрузки. Одно дело - просто читать Псалтирь и совсем другое поминать кого-то. Более того, если человек только начинает читать Псалтирь, то не желательно сразу брать список и поминать других, особенно если нет соответствующей духовной крепости. Это не очень желательно, так как может сломить человека. Ведь очень легко оказаться неготовым к новой чрезмер­ной молитвенной нагрузке! Хорошо вначале просто читать псалмы, вникая в смысл, изучая их, а только уже потом, со временем думать об интенсивном по­миновении.

Еще авва Маркелл предупреждал: «Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не безпокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскор­бляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демо­ну, но ничто столь не сокрушает его, как Псалтирь».

И еще. Если кто собирается читать Псалтирь ночью, то здесь благословение брать надо непре­менно и еще очень много раз подумать. Этого не стоит делать ни в коем случае, если человек еще только приступает к духовной жизни или только начинает чтение Псалтири. Это очень важное пре­достережение. Просто молитва на Псалтири - осо­бенно сильная. Ночью любая молитва имеет мно­гократную силу. Об этом пишут многие святые и старцы. Но также не стоит забывать, что существу­ют многократные нападения. И вот простой при­мер, что произошло с человеком, который решил читать Псалтирь по другим самовольно, да еще к тому же отказавшись от послушания.

Из поучений прп. Варсонофий Оптинского:

«Старец предупредил одну молодую монахиню не быть самоуверенной. Но вскоре она сама вызвалась читать Псалтирь в церкви по умершему и отказа­лась от сотрудничества других монахинь. В пол­ночь она почувствовала страх, бросилась бежать и защемила дверью свою одежду. Утром ее нашли на полу в нервной горячке. Пришлось ее поместить в лечебницу, где она пробыла год и вернулась с седой головой».

Это еще вызвано тем, что за новопреставлен­ного человека идет особо сильная борьба.

Но, в общем, можно сделать вывод о том, что:

1. Молитва - это великий труд и особенно мо­литва на Псалтири.

3. При поминовении своих близких крайне же­лательно взять на это благословение.

4. Важно не делать длинные списки, которые могут создать чрезмерную молитвенную нагрузку. Признаки: усталость, утомленность, нежелание чи­тать псалмы дополнительно. А вообще молитва за близких - крайне полезна.

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5,16).

Когда мы молимся за ближних, мы проявляем нашу любовь. А истинная, нелицемерная, жертвен­ная любовь так угодна Богу! Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13,34).

5. Поминовение других ночью - крайне опас­ное дело и может создать множество искушений.

Если человек действительно думает об этом, то просто необходимо посоветоваться по этому пово­ду со священником или духовником.

Чтение Псалтири очень важно. Важно также и быть готовым отразить возможные искушения и не брать на себя чрезмерных подвигов.

Хорошо бы и Псалтирь читать по порядку, по кафизме, например, в известные времена. В ней най­дутся молитвы, наставления утешения, на разные случаи и состояния духа. При других... чтениях две кафизмы, может быть, и неудобно читать каждый день постоянно. Если и одну прочитаете неспешно, тихо прислушиваясь к духу Псалмопевца, и нечто, что ближе коснется сердца, постарайтесь и после чтения воспоминать в должную минуту, труд не бу­дет тощ пред Господом.

Свт. Филарет Московский

♡ Итак, начнем с того, зачем это делать:

Если у вас есть проблемы со здоровьем;
- постоянно возникают сложные жизненные ситуации;
- повторяются одни и те же сценарии;
- если вы замечаете в себе склонность к депрессиям, существуют суицидные наклонности и т.п. ;
- если в Роду были аборты;
- если родственники или предки страдают алкоголизмом, занимались черной магией, были убийства или самоубийства, несчастные случаи;
- вы просто хотите стать на духовный путь развития.

♡ Как подготовиться к практике:

Сформируйте проблему и остановитесь на одном человеке, которого будете отмаливать;
- пойдите на исповедь;
- принимайте причастие;
- попросите благословения на чтение псалмов;
- если будет тяжело - становитесь под Евангелие во время Службы в храме.

♡ Что нужно иметь:

Свечу(-и), желательно Стретенскую (я освящаю где-то 30 свечей на Стретение, чтоб хватило на год);
- Библию, где есть раздел с псалмами, или Псалтырь;
- акафистник, по желанию.

♡ Ход практики:

Можно подготовить отдельный постоянный алтарь (у меня это прикроватная тумбочка), где будет стоять маленькая иконка, свечка, ладан и псалтырь;
- все молитвы читаются вслух при зажженной свече 40 дней подряд;
- псалмы читать сидя, но ноги на полу - не скрещены и не поджаты под себя;
- акафисты читаются стоя.

Все составные этого обряда очень важны - так вы подготовите себя к молитве, наладите постоянный поток света, вас посетит чувство единения с Богом, важности этого разговора, вы действительно под нисхождением Духа Святого во время молитвы откроете свое сердце. У вас перед глазами могут мелькать давно забытые ситуации, на ум будут приходить истории из прошлого, где вы поступили неправильно, даже из детства. Вы почувствуете раскаяние и понимание, как нужно было сделать и как жить уже теперь.

Когда идет чистка, приходит ощущение внутренней неудовлетворенности собой, выходят все тараканы и темные пятна. Поэтому важно не клеймить себя, а снова пойти на исповедь или прямо перед иконкой поговорить с Богом - попросить прощения у Него и, что не менее важно, у самой себя. Радуйте себя в это время сладким, отдыхом, любимой книжкой или тем другим, что вас расслабляет. Я знаю, что начав, этот процесс становится очень увлекательным, хочется отмолить всех родственников и добраться до Адамового колена:), но не спешите и не впадайте в эйфорию, важно беречь себя, и понимать - кто первостепенен, и это - вы.

♡ Процесс:

Зажгите свечу и ладан (по желанию, но он хорош для очищения ауры и пространства в доме);
- начните с ежедневных молитв;
- озвучьте свое намерение, например: "Я прошу потока Света для... (сжигания программы нелюбви/ненависти к себе; исцеления моего брата ____ от алкоголизма; сжигания программы самоуничтожения; и т.п.);
- начинайте читать псалмы в таком порядке: 3, 50, 80, 90, 118. Для украинского варианта: 3, 51, 81, 91, 119;
- если вы чувствуете, что идет тяжело, разбавляйте это акафистом. То есть после чтения псалмов читайте какой-то Богородичный акафист, например "Утали моя печали", "Скоропослушница", "Умягчение злых сердец"... какой вам по душе;
- помедитируйте еще немного на свечу и заканчивайте.

Особенности чтения последнего Иисусового псалма (118/119) - после каждого стиха/пункта повторять:

1. При вычитке себя: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную» (как вариант: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси, помилуй, сохрани рабу Божью...») .
2. При вычитке живых Рода: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси, помилуй, сохрани рабов(-у, -а) Божьих...».

ИЛИ для вычитки себя и живых:

Пункты 1-93: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси рабу Божью...».
пункты 94-131: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабу Божью...».
пункты 132-176: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, сохрани рабу Божью...».

3. При вычитке умерших Рода: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов(-у, -а) Божьих...».
Если будете читать из Псалтыря, то после каждой "Славы..." добавляйте короткую поминальную молитву, которая указана в конце Псалтыря для чтения за умерших.

♡ Важно:

Не прерывать чтение на протяжении 40 дней. Если чайник все время снимать с огня, то вода в нем никогда не закипит.
- если вы будете скрещивать или подминать ноги, то заблокируете проход света, который будет идти сверху и выходить через руки и ноги. Как результат обязательно получите синяки под коленками и треснувшие сосуды на ногах.

Иногда становится настолько горячо, что ноги гудят - это хороший знак, потому что ноги у очень многих заблокированы, чакра закрыта, нет связи с землей. Также вы сможете чувствовать, что с каждого пальца на руках будут идти лучи света - так оно и есть, даже цветные. Когда вы выучите псалмы на память, а это само собой произойдет с первыми четырьмя, то смотря на свечу при повторении псалмов тоже будете видеть разные цвета вокруг огонька. Все это и больше - есть мистический опыт. Вы почувствуете открытие чакр. Я не буду писать больше, потому что у каждого свой мистический опыт, и не этот результат есть целью - открыть третий глаз и пугаться потом всего что увидите, или получить яснослышание, а очистить свою карму. А ведь молитва даже линии на руке меняет.
Старайтесь думать о цели прошения и раздумывать над самими псалмами и акафистом, чтоб ум не уводил вас, тогда это будет иметь больший эффект. Очень хорошо, если получится все читать на языке оригинала, там лучше вибрации, нежели в переводе. Например я стараюсь акафисты читать только в оригинале, и не поверите, но понимание слов приходит само собой. Но псалмы читаю на родном языке.

♡ Очередность:

Начинайте, конечно же, с себя. Далее идут живые Рода - папа, мама, дедушки, бабушки. Можно читать за каждого отдельно, а можно за папу с мамой вместе, и за дедушку и бабушку вместе. Но когда читаете за каждого отдельно, то чистка получается лучше и вы даже почувствуете физически какая с кем у вас связь. Когда читаете за живых - отработка идет не у вас, а у них. Не забывайте опять себя чистить после каждого члена семьи. Потом умершие. Когда читаете за умерших отработка идет на вас. Считается, что обязательно отмолить первых 3 поколения: первое - вы, второе - папа и мама, третье - бабушки и дедушки. Повторяйте время от времени чистку себя уже после полного цикла. Всем остальным родственникам хватит и раза, если конечно нет надобности.

Если вы верно выбрали свое слабое место, свою програмку, то чтение не будет идти как по маслу. Будут слезы, нежелание читать, жжение между лопаток, язык вдруг станет чужим, обострятся болезни и вообще будет куча преград. Так и надо - вы на верном пути, продолжайте! Если же все как будто пролетает и через 20 минут вы закончили всю практику, во-первых, сосредоточьтесь на произносимых словах, а во-вторых, может программа то и не ваша.

Многие не знают, что читать при практике с рисом из христианских молитв. Тоже 118/119 псалом, повторяя согласно вышеописанному имя умершего(-их). Например, после каждого стиха говорите: "Помилуй, Господи, души усопших рабов твоих..... (все имена умерших родственников, которые знаете) и сородичей их до Адамового колена." А после каждой "Славы..." поминальную молитву в конце Псалтыря. Также можете добавить Акафист за умерших и Литанию за умерших.

♡ Из моего опыта:

Практикую все это на протяжении уже 8 лет;
- никогда не обходилось без жжения между лопаток, соплей или кашля во время чистки. Так что это - нормально. И вот когда этого нет, значит не то отмаливаю;
- у мамы доходило до воспаления легких;
- я избавилась от всех своих еще детских болячек; меня вообще обходят все болезни теперь стороной, тем более что у меня нет ни одной прививки;
- появился мистический опыт, который просто пришел из-за очищения сердца, а не из-за каких-то магических обрядов или штучного насильственного привлечения;
- наработан канал с Богородицей;
- да и многое другое, что мне, наверное, уже кажется обыденным.

Главным достоинством я считаю то, что вам не дастся больше, чем вы сможете вынести. Да, будет очищение, будут реализации, будет мистический опыт и открытие чакр. Но это не свалится на голову в один день, а придет постепенно вместе с очищением и изменением качеств души. К вам потянутся люди, а некоторые уйдут, с некоторыми ничего не изменится, но утихнут страсти и уйдут привязки, вы вообще людей начнете чувствовать, их вибрации, вы станете спокойнее, увереннее, уйдет суета, вы опять вернетесь под покровительство Отца Небесного. Это будет другая жизнь и другая вы. Увидите, даже изменятся вкусы, кое-что из еды организм перестанет принимать, от искусственных тканей пойдет аллергия.... Мне так много изменений хочется описать, но я себя сдерживаю, потому что у вас будет свой опыт, свои уроки, все это вас необычайно изменит и воодушевит еще на большее. Это не практика изменения ситуации, а изменения жизни.

Я очень надеюсь, что кому-то это поможет, кто-то начнет применять, для кого-то это станет выходом, а кто-то забросит, потому что нелегко работать над собой.

Но я желаю вам от этого счастья и успехов! Пусть ваш путь начнется...

Ольга Шостаковская специально для Женской Санги ♡