Взаимоотношение учителя и учеников Как необходимо относится учителю к своим ученикам? (ЕГЭ по русскому). "взаимоотношения педагогов и детей как педагогическая категория смысла пространства детства"

Победитель конкурса "Я и образованиЯ" - 2014 в номинации "Эссе"

«Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу. И в их глазах написано: «Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Идем же, Учитель!»

Ю. Яковлев «Учитель»


Каждый человек в жизни так или иначе встречает учителя на своем пути. И все индивиды прекрасно понимают значение этого слова. Ведь учитель – это лицо, занимающееся преподаванием какого-либо предмета. Каждого из нас эти люди поддерживали на протяжении школьных лет. Они помогали ученикам поверить в свои силы и реализовать свои способности. Но так ли было и так ли происходит сейчас? В этом нам помогут разобраться книги.

На страницах произведений русской литературы образ учителя-наставника постоянно менялся. Среди всей палитры разных персонажей есть и негативные, и позитивные герои. Итак, давайте отправимся в путешествие по 18 веку. На страницах Д. И. Фонвизина и А. С. Пушкина нас встречают первые учителя. Какими они были?

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» читатель сталкивается с образами трех учителей: Кутейкина, Цыфиркина и немца Вральмана. Так отставной солдат Цыфиркин, учитель математики, предстает перед нами добросовестным и трудолюбивым человеком: «Не всякому открыл Господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучаю».

Учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин, который «убоялся бездны премудрости», – это недоучившийся семинарист. Но, если Цыфиркин – человек простой по натуре, которому сочувствует сам автор, то Кутейкин очень хитер, не равнодушен и жаден к деньгам.

В сатирическом свете представлен Вральман, бывший кучер Стародума, который преподает историю. По мнению необразованной Простаковой, он лучше других учителей, так как она мало что понимает из его слов, а это внушает ей доверие и уважение, но главное – немец не перетруждает Митрофанушку.

Но так или иначе все учителя не прикладывают усилий, чтобы выучить Митрофана, а лишь потакают его лени и невежеству. Наставники обманывают госпожу Простакову. Разве достойны такие «педагоги» звания настоящего учителя?

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» роль невежественного учителя отведена французу Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова», «…он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Петр Гринев, один из главных героев, утверждает, что они «тотчас поладили»: «хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что образование не ценилась в дворянских кругах в 18 веке, так как главным в консервативном обществе выступало чинопочитание.

Время неутолимо бежит вперед, и наука приобретает роль важного критерия оценки человеческих знаний. Географические открытия, опыты и эксперименты становятся не безразличны индивиду, и каждая личность хочет внести свой вклад и оставить свой след в истории на пути эволюционного развития цивилизации. Перенесемся в 19 век и обратимся к произведениям русских писателей-реалистов Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.

В повести Л. Н. Толстого «Детство» автор знакомит читателей с учителем Николеньки Иртеньева – Карлом Иванычем. Автор акцентирует внимание на доброте немца в повседневной жизни, и на требовательности педагога на занятиях в классной комнате: «он был наставник», «голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез», что свидетельствует о профессионализме и искреннем отношении учителя к своей миссии. Как бы хорошо немец не относился к детям, он тщательно следил за тем, чтобы его ученики не росли избалованными и придерживались правила «делу время – потехе час». Данный персонаж одинок, поэтому в воспитании и обучении он видит смысл своей жизни и отдает детям все свое внимание и доброту.

Отношение Николеньки Иртеньева к Карлу Иванычу, отраженное в повести, показывает, что детство мальчика вовсе не было беззаботным и бессмысленным. Он постоянно учился анализировать, думать и отвечать за свои поступки. Стремление к истине и красоте помогло мальчику реализовать себя в дальнейшей жизни. И во многом это заслуга принадлежит его мудрому наставнику. По словам самого Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Именно таким предстает в повести «Детство» Карл Иваныч.

Но у Чехова мы видим другой образ учителя. Так сатирические персонажи Беликов, Никитин и Рыжицкий противоположны толстовскому Карлу Иванычу. Эти действующие лица не вызывают у нас симпатии, так как они погрязли в пошлости. Эти люди живут в футляре и не способны от него избавиться. Ни один из этих персонажей не достоин звания настоящего учителя, человека, способного вырастить поколение людей, готовых изменить историю своей Родины ради прогрессивного будущего.

Теперь окунемся в литературные произведения 20 века, в которых была затронута тема школы и учителя, и проследим какие изменения претерпевает образ педагога в творчестве В. Г. Распутина и Г. М. Садовникова.

Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» одно из лучших произведений писателя о школьных годах, трудных взаимоотношениях, возникающих между учителями и подростками, о доброте, гуманизме, смелости, стойкости, твердости духа, самопожертвовании и становлении личности. Работа Распутина остается актуальной по сей день. Рассказ «Уроки французского» не оставляет ни одного человека равнодушным к этой животрепещущей истории, произошедшей между учительницей и ее подопечным. В настоящее время возникает множество бурных споров и вопросов по поводу этого произведения. Права ли Лидия Михайловна? Педагогичен ли поступок молодой учительницы? Поступок или Проступок?

Классная руководительница, умная, отзывчивая и чуткая женщина, стала для мальчика не только наставницей, но и преданным другом. Девушка смогла пробудить в ученике интерес к изучению французского языка, таким образом выполнив задачу, как настоящий педагог. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны школьного руководства, ведь чтобы спасти своего ученика от голода, Лидия Михайловна отважилась играть с ним на деньги.

«Урок», вынесенный Распутиным на всеобщее обсуждение заключается в том, что на пути к добру человек часто оступается, делает ошибки и дорого платит за них, но в истинной доброте и добром отношении к окружающим заключается смысл человеческого бытия. Добро является ценнейшей драгоценностью, способной указать человеку дорогу к счастливому и светлому будущему. Оценивая действия преподавателя, необходимо выявить причину, побудившую учительницу сделать такой шаг. Если вглядеться глубже, можно понять, что под поступком Лидии Михайловны скрывается материнское стремление помочь мальчику.

Жертву учительницы Володя никогда не сможет забыть. Он сохранит в своем сердце на всю жизнь благодарность Лидии Михайловне за самые лучшие уроки, не просто французского языка, а уроки нравственности и доброты.

Другой наставник, Нестор Петрович – главный герой произведения Г. М. Садовникова «Иду к людям» («Большая перемена») – лучший выпускник исторического факультета и подающий большие надежды молодой учёный работает всего лишь педагогом в вечерней школе. Пытаясь завоевать авторитет своих подопечных, он знакомится с условиями жизни и работой учеников. Несмотря на то, что многие из них старше самого учителя, Нестор Петрович становится для них мудрым наставником и путеводителем. Воспитанники помогают герою лучше понять самого себя. В лице Нестора Петровича они приобретают настоящего друга. Педагогический опыт, который получил главный герой, общаясь со своими великовозрастными учениками, в итоге помог ему познать счастье человеческого общения и преподавания.

Так учителя в 20 веке приобретают новую роль в становлении человека будущего. Нравственность и толерантность остаются главными отличительными особенностями учителей и сегодня.

В жизни каждого индивида все начинается с учителя. И в роли наставника могут выступать совершенно разные люди. Так родители учат своих детей становиться на ноги, в школе учителя расширяют кругозор своих воспитанников, а наши друзья могут стать нашими помощниками в прохождении пути социализации. Именно поэтому для меня учитель одна из сложных и важных человеческих профессий. Как человек своим трудом способен преобразовать природу, так и труд учителя ценен тем, что формирует природу самого индивида. Литература же помогает читателям глубже понять и осознать этот вопрос. По этой причине писатели во все времена поднимали тему воспитания и обучения личности.

Порой учителя наделены большой властью, так как именно в их руках находится судьба нашей страны, поэтому от того, какие знания они передадут человечеству, зависит и наше будущее. По словам Конфуция: «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому мудрому наставнику никогда не поздно обратиться к трудам великих писателей, чтобы применить их в своей практике, и стать учителем с большой буквы!

Процесс получения новых знаний учащимися в современных реалиях невозможен без таких составляющих, как педагог и ученик, именно эти объекты учебно-воспитательного процесса считаются основополагающими, а успешность их взаимодействия определяет качество знаний.

Тема взаимоотношения учителя и ученика считается одной из самых простых в педагогике, поскольку оба эти субъекта образовательного процесса легко поддаются описанию и категоризации. С другой стороны, проблема взаимоотношения учителя и ученика является достаточно трудной, ведь когда речь заходит о человеке, его поведении, воспитании или целостности восприятия мира, простыми шаблонными фразами обойтись невозможно, ведь каждый на земле – уникален. Именно поэтому данная тема в педагогическом мастерстве является до сих под одной из самых изучаемых, а публикации, посвященные учителям и ученикам – одними из самых частых в периодических изданиях. Школа – понятие, которое уже не одно тысячелетие активно используется обществом, и до сих пор человечество не нашло способа передать знания без помощи человека. Конечно, постоянно проводится автоматизация этого явления, особенно в нынешнее время, когда кажется, что всем миром правят компьютеры, но даже они требуют присутствия человека, его правок или программ.

Как бы этого не желали отдельные ученики, их родители или другие заинтересованные лица, современный процесс обучения невозможен без активного участия учителей, готовых передавать свои знания, а также контролировать процесс их усвоения. Однако, взаимодействие между людьми невозможно назвать прямым и единогласно толкуемым, ведь при общении активную роль играют такие факторы, как настроение, тип темперамента, личные симпатии или даже погода. Все это может стать причиной как недопонимания, так и открытых конфликтов между объектами учебно-воспитательного процесса. Не стоит также забывать и о том, что если ученик в силу определенных обстоятельств не находит общий язык с педагогом, то так правило в этот конфликт вступает и ещё одна сторона, а именно родители. Стоит ли говорить о том, что даже если взрослые и понимают степень вины своего ребенка, то они предпочитают умалчивать об этом, делая акцент на такой, столь распространенной формулировке, как неспособность учителя заинтересовать. Там же, где появляются родители, чаще всего в конфликт вмешивается и администрация, которая готова на многое для того, чтобы удержать квалифицированного учителя, но доставляющая немало неприятностей ему многочисленными проверками, отчетами и пояснительными записками, что несомненно отвлекает от основного вида деятельности, предоставления педагогических услуг.

Педагог, в отличии от того, как принято считать в современном обществе, это не машина, которая готова держать все под контролем, работать без отдыха и по первой просьбе родителей, правда, чаще всего это бывает требование, уделять все внимание конкретному ребенку. Учитель – обыкновенный человек, который выбрал себе не простою, но увлекательную профессию, у него может случиться недомогание, он имеет право на скверное настроение или хандру, однако, профессиональный этикет предписывает оставлять все проблемы за порогом той классной комнаты, в которой он проводит урок. Именно это зачастую и отличает мастера от новичка или же человека, который просто отбывает повинность, а не делает свою работу с душой. Если каждый задумается о самом любимом преподавателе в школе, то первое, что восстает в памяти – открытая улыбка, добродушие и оптимизм. Будучи взрослыми, многие осознают, что вероятнее всего, у этого человека тоже могли быть какие-то проблемы или плохое настроение, но эти негативные факторы никогда не влияли на ход урока или отношения к ученикам.

Помимо этого, идеальным может называться тот учитель, которые не выделяет любимчиков, а в каждом видит личность со своими достоинствами, сильными сторонами и недостатками. Умелый педагог стремится минимизировать негатив в своих учениках, но делает это не напрямую, в то же самое время, похвала за достижения или успехи открыто звучит из уст учителя. Секрет успеха во взаимодействии – принятие ребенка таким, каким он является, отсутствие желания уровнять всех, сделать их послушными, а значит запуганными. Другими словами, учитель должен быть готовым к тому, что ученик может иметь ошеломляюще успехи в изучении какого-нибудь предмета, но в тоже время постоянно получать выговоры относительно поведения. Профессионал никогда не будет смешивать эти два понятия, замечания – это одно, а успехи в учебе – совсем другое, как хорошее, так и плохое должно в обязательном порядке фиксироваться в дневнике или классном журнале, но снижение оценки из-за поведения – прием молодых учителей или же тех, кто не считает себя хорошим специалистом.

С другой стороны, дружелюбный тон, шутки и веселые замечания могут стать причиной несерьезного восприятия педагога его учениками. Это также проблема, ведь учитель должен быть авторитетом для ученика, панибратские отношения ни к чему хорошему не приведут, ведь это отсутствие уважения, а значит источник проблем как в знаниях, так и воспитании. Не стоит также забывать и о том, что администрация школы имеет право и даже более того, обязана контролировать успехи учащихся, а о каком открытом уроке может идти речь, если учитель воспринимается как друг и все его слова обязательно ставятся под сомнение. Авторитет, не смотря на не слишком педагогичное определение этого понятие, это ключ к наведению порядка в классе, наличие рабочей обстановки и нормальной дисциплины. Эти компоненты несомненно помогают успехам в процессе получения знаний, но иногда делают невозможным близкий контакт учителя с учеником, считается, что строгий педагог не в силах понять проблемы школьника, однако это не всегда так.

Если говорить о проблемах, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия учащегося и учителя, то существует такой аспект, о котором все предпочитают умалчивать и делать вид, что в школе этому места нет. Речь идет о влюблённости, достаточно распространенном явлении, которое упорно отрицается официальной педагогической этикой, не рассматривается, как объект научных работ и попросту умалчивается учителями. Считается, что право влюбиться в учителя имеют только учащиеся старших классов, да и то только в том случае, если педагог молодой и привлекательный. На самом деле, учащиеся младших классов гораздо более часто влюбляются в учителей, правда выражают они это по-своему, отвратительным поведением, ревностью к одноклассникам или желанием прикоснуться к педагогу. Классоводы, которые хоть раз становились объектом влечения четко выделяют проявления первых признаков влюбленности и сразу же устанавливают правила, которые помогают ученику успешно получать знания без ущерба дисциплине. А вот те, кто работают в старшей школе, иногда кажутся абсолютно беспомощными в подобных ситуациях. Все дело в том, что влюбленность учеников может иметь достаточно неприятные последствия, такие, к примеру, как ночные звонки с объяснениями в любви или же грубость, отказ выполнять задания во время урока. Правильного и четкого алгоритма действий в подобных ситуациях нет, необходимо действовать по обстоятельствам, но то, что точно не стоит делать учителю, так это вовлекать администрацию и общественность, максимум – школьный психолог, да и то только в том случае, если педагог абсолютно уверен в его профессионализме и возможности оказания реальной помощи. Один из возможных способов – откровенный разговор учителя с учеником, он будет трудным, педагог будет смущаться не менее ученика, но это важный шаг, который поможет преодолеть временные трудности, вселит надежду, но не станет препятствием при проведении уроков.

аргументы к сочинению

девушка из глухого киргизского аула, вспоминает о своём первом учителе, который, не имея никакого профессионального образования, даже читая по слогам, организует в ауле школу, куда ходят дети бедняков. Алтынай, живущая после смерти родителей у тётки, которая тяготится ею и постоянно оскорбляет, лишь в школе учителя Дюйшена узнала, что такое доброе отношение. По её словам, учитель сделал для бедных киргизских детей почти невозможное: им, ничего не видевшим, кроме своего аула, он открыл мир. Именно благодаря Дюйшену девушка смогла учиться в школе-интернате, потом в институте, а в дальнейшем стать доктором философских наук. Первый учитель стал для Алтынай человеком, перед которым она в самые трудные моменты жизни «держала ответ» и не позволяла себе отступать перед преградами.
Человеком, для которого профессия учителя – призвание, является

Она стала для своего ученика главным человеком, о котором он помнил всю жизнь. Пытаясь поддержать мальчика в непростые для него времена, Лидия Михайловна преподала ему важнейшей жизненный урок – урок человечности и великодушия. Поддержать, несмотря на то, что для этого пришлось пойти на невозможный для учителя поступок (игра на деньги) и даже дальнейшее увольнение.
во время войны пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти ребят – своих учеников, которых фашисты собирались повесить. Немцы потребовали, чтобы Мороз, которого подозревали в связи с партизанами, явился к ним, иначе они убьют его учеников. К сожалению, спасти подростков не удалось. Но Мороз принимает смерть вместе со своими учениками. И именно об этом много лет спустя вспоминают его бывшие ученики и жители села. Учитель Мороз для них – это пример настоящего человека, который своей жизнью и смертью учил честности, состраданию и справедливости.
14-летний Юрий Азагаров, учащийся реального училища, подрабатывая тапёром на рождественской ёлке в семье Рудневых, знакомится с Антоном Григорьевичем Рубинштейном. Знаменитый композитор просит сыграть подростка Венгерскую рапсодию Листа и, глубоко проникшись его игрой, увозит с собой. Впоследствии Азагаров стал прекрасным музыкантом и талантливым композитором, но никогда и никому он не передавал тех «священных слов», что сказал ему в ту рождественскую ночь его великий учитель.
Лис становится для мальчика учителем, просто и искренне рассказывающим ему о любви, о дружбе, о том, как важно в жизни иметь привязанности, об ответственности и верности, о прекрасном и нетерпимости к злу. Он открывает ему главную тайну мироздания:
В.А. Жуковский стал для А.С. Пушкина не просто учителем, но наставником, помощником и верным другом, который всячески поддерживал Пушкина на протяжении всего его поэтического и жизненного пути. Василий Андреевич остался верен «победившему его ученику» и после смерти последнего, позаботившись о его семье и литературном наследии.
Виктор Петрович Астафьев, когда ему исполнилось 50 лет, написал об одном из своих учителей статью, которая так и называется «Учитель». Учителя этого звали Игнатий Дмитриевич Рождественский. Он преподавал мальчику русский язык и литературу. Сам будучи поэтом, учитель по-настоящему привил Астафьеву любовь к родному языку и словесности. Писатель с огромной благодарностью вспоминает его уроки, его экскурсы в историю языка, например рассказ о какой-нибудь букве «яр». При этом Игнатий Дмитриевич не жалел учеников и его оценки были порой беспощадны. «Недоросль» - это определение звучало для учеников как приговор. Поэтому, когда будущий писатель получил за своё сочинение о том, как он заблудился в тайге и четверо суток провёл в одиночестве, пытаясь найти дорогу домой, похвалу «Молодец!», она была для него особенно дорога. Именно этому учителю Астафьев посвятил свою первую книгу рассказов, вышедшую в 1953 году, в знак благодарности за то, что он пробудил в нём жажду творчества.

Виды проблемы

Роль учителя в жизни подрастающего поколения

Аргументы

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». «Сеятели разумного, доброго, вечного», - говорят об учителях. От них - всё лучшее в человеке. В русской литературе не раз писатели раскрывали образ учителя, отмечали его важную роль в жизни подрастающего поколения. «Фотография, на которой меня нет» - глава из повести Виктора Астафьева «Последний поклон».
В ней автор рисует события далеких тридцатых годов, вспоминает фрагмент собственной жизни, в котором описывает быт простых людей в далеком сибирском селе, которое взбудоражено важным событием - приездом фотографа. Благодаря учителю, быть увековеченным посчастливилось учащимся сельской школы. К несчастью, Витьке из-за болезни ног не удалось «засняться». Больше недели мальчик вынужден был находиться дома под опекой бабушки. Однажды мальчика навестил школьный учитель - принес готовую фотографию. В этом произведении мы видим, каким уважением и любовью пользовался этот приветливый человек в селе. И было за что! Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню, был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, организовал сбор «утильсырья», в результате чего в школе появились карандаши, тетради, краски. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен со всеми. Люди благодарили за это: помогали дровами, простой деревенской едой, присматривали за ребенком. А еще мальчик вспоминает героический для учителя поступок: поединок с гадюкой. Таким и остался этот человек в памяти ребенка - готовым броситься вперед и оборонить своих учеников. И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» - уже само имя собственное. Важно, что учитель - человек, стремящийся облегчить и улучшить людскую жизнь. И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.

В.Распутин «Уроки французского». Каждый день мы ходим в школу, встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других - не очень, одних уважаем, других - побаиваемся. Но вряд ли кто-нибудь из нас до рассказа В. В. Распутина «Уроки французского» задумывался о влиянии личности определенного учителя на нашу дальнейшую жизнь. Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, отзывчивая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем - его тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то отправляет ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает - она уважает гордость, однако постоянно ищет новые способы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на «грех» - она втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, «преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. И все же внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учителем ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки - уроки человечности и добра.

А. Алексин «Третий в пятом ряду». Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека. Добро каждый должен творить по-своему... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».

А. Алексин «Безумная Евдокия». Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках - талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

А.И. Куприн «Тапер». Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом.

А. Лиханов «Драматическая педагогика». «Самое дурное, что может быть на белом свете, - воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».

А.С.Пушкин и поэт Жуковский. В истории встречается немало случаев, когда учитель оказывал огромное влияние на ученика, что впоследствии приводило последнего к успеху. А.С.Пушкин всегда считал своим учителем русского поэта Жуковского, который одним из первых отметил у начинающего поэта незаурядные способности к творчеству. И портрет для Пушкина Жуковский подписал следующими словами: «Победителю - ученику от побеждённого учителя».

Ответ на этот вопрос заинтересовал меня, прочитав текст В. Короленко. В нем поднимаются, на мой взгляд, острая проблема взаимоотношения учителя и учеников.

Автор рассуждает по данной теме, приводит жизненные примеры. Писатель вспоминает, как молодой учитель Игнатович обращался с учениками «вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко». Публицист замечает, что результатом такого обучения стало непослушание школьников. Журналист с огорчением повествует о произошедшем в классе конфликте. Подросток, сказавший дерзость учителю, вызвал растерянность и недоумение Владимира Васильевича. Общение класса и учителя в дальнейшем оказалось тягостным и напряженным. Однако писатель рад тому, что ребята «не воспользовались слабостью этого юноши», смогли впоследствии прийти к примирению, что стало началось симпатии учеников к учителю.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» поднимается данная проблема отношения учителя и учеников. Лидия Михайловна, узнав, что ученик Володя нуждается в деньгах, приглашает его на дополнительные уроки французского, где хочет помочь ему. Но у мальчика есть чувство гордости, он решительно отказывается от помощи. Тогда Лидия Михайловна начинает играть в Володей на деньги. Впоследствии она была уволена за аморальное поведение, и ей пришлось уехать. Володя не забывал поступок учительницы, она осталась в его памяти как человек милосердный, добрый и отзывчивый.

В повести Ч. Айтматова «Первый учитель» мы знакомимся и историей девушки, учитель которой сыграл огромную роль в становлении личности Алтынай. Она описывает своего учителю Дюйшена как человека малограмотного, но его способность дать детям больше, чем стандартные знания, заслуживает уважения. Учитель рассказывает своим детям о других странах, в который они не были. Он посвятил свою жизнь ученикам. Когда Алтынай повзрослела, она открыла школу-интернат под именем Дюйшена. Он стал для неё идеалом учителя, великодушного человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда можно прийти к взаимопониманию между учителем и учениками, наладить контакт между ними. Однако это является основной всего учебного процесса, а также без уважения и доверия невозможно мирно жить в обществе.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -