Жанр сказа предполагает сказителя близкого. Левша: Задания к сказу Лескова

Сочинение

Гордость за Россию и ее народ в «Сказе о тульском левше и о стальной блохе»Н. С. Лескова
1. Носитель всемирной славы России. 2. Платов - носитель воинской доблести. 3. Левша и добропорядочные лондонцы. 4. Облик сказителя в сказе «Левша». 5. Лесков - «писатель будущего».

Одно из самых поэтичных поучительных произведений Н. С. Лескова - сказ «Левша». Замысел «Левши», по признанию Лескова, возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский ее подковал».

Образ Левши, главного героя сказа, включает в себя все черты, свойственные лесковским праведникам, имеет еще одну - главную: он носитель мировой славы России. Поэтому Левша действует в сказе в основном не среди земляков, а за рубежом родины. Он не только великий талант, но и патриот. Как известно, Левша весьма понравился лондонцам, которые его уговаривали остаться в Англии, жениться на англичанке, сулили обеспеченную жизнь. На все это Левша отвечал решительным отказом: «Мы к своей родине привержены».

Казак Землянухин тоже не соблазнился обеспеченной чужеземной жизнью, хотя его там славили, водили по театрам, по званым обедам и даже в его честь устроили заседание английского парламента. После чего англичане просили его остаться у них, обещая ему богатую землю, но и он от этого отказался, сказав что «покойную хижину Тихого Дона не променяет ни на какие сокровища».

Судьба казака Землянухина оказалась счастливее судьбы Левши. Генерал Платов представил его императору всероссийскому... произвел по высочайшему соизволению в урядники, уволил на Дон по слабости здоровья.

В сказе «Левша» русскому человеку-творцу, неразрывно связанному с родной землей, противостоит не только машинная, механическая культура Европы, но и царь России и его свита. Весь образ мыслей царя состоит в полном противоречии с образом мыслей патриота России генерала Платова, который тщетно пытался доказать царю, что «русские все могут сделать, но только им полезного ученья нет».

Косой Левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы. Он символ русского народа. Безымянный мастер и его товарищи «взялись поддержать Платова и с ним всю Россию», чтобы доказать ее непревзойденную самобытность и талантливость. Невзрачный тульский мастеровой свободно, с чувством собственного достоинства, беседует и с царем, и с учеными англичанами. Ему помогает вера в силу своей родины, глубокая убежденность в мудрости устоев народной жизни России: «Наша русская вера - самая правильная, и как верили наши праот - цы, так же точно должны верить и питомцы».

Генерал Платов - носитель воинской доблести России, Левша - носитель ее трудовой доблести. На них держится страна. Они ее полномочные представители, а не цари и их свита. Характеры Платова и Левши очень схожи, несмотря на разницу в их общественном положении. Оба они добрые, честные, самоотверженные люди, живущие не для себя, а для родины.

«Мужественный старик» Платов не нажил богатства, не нажил он и уважения от царского двора, уйдя в отставку. Как и Левша, Платов - человек широкой русской души, он демократичен и неподкупен. Царская свита чужда ему, но и она его не жалует. Заметив волнение Платова по поводу того, как туляки выполнили его наказ, «царедворцы» все от него отвернулись, потому они его терпеть не могли за храбрость.

Будучи убежденным, что «мы, русские, со своим значением никуда не годимся», царь и его брат, отдали власть в правительстве многим иностранцам. Министры - графы Кисельвроде (Нессельроде), Клейнмихель и другие, конечно, не могли быть патриотами России, защитниками русского народа. Царь и его окружение показаны Лесковым как сила, глубоко чуждая народу. В этой стране талантливому человеку нет жизни. Его грабят, бьют, над ним зверски издеваются, даже когда он в беспомощном состоянии.

Сам жанр сказа предполагал тип сказителя, близкого к народу, осмысление события в народном духе. Лесков подчеркивает в облике власть имущих главное: внешнюю помпезность, глуповатость, злое ехидство, фальшь. Именно эти черты бросаются в глаза Платову и Левше. Смешон и глуповат царь Александр, без конца ахающий при виде заморских новинок и платящий за ненужную пляшущую «нимфозорию» миллион рублей серебряными пятачками. Но его упорное неуважение к родному народу и преклонение перед всем иностранным уже не смешно, а оскорбительно.

Изображение «добропорядочных» англичан ведется Лесковым в тонах веселого юмора. Это люди честные, трудолюбивые, искренне желающие добра Левше. Они основательные, но внутренне бескрылые люди, рабы и поклонники «практических приспособлений механической науки». Металлическую блоху они сделали, чтобы удивить мир, и были уверены, что никто их превзойти не сможет.

Лесков на примере трудового подвига Левши и его товарищей с горечью показывает, что правительство России не может и не хочет направить великую созидательную силу русского народа на преобразование отсталой страны. Силы гениальных людей тратились на пустяки, хотя и потрясающие по своему искусству.

Конец сказа «Левша» особенно сильный в художественном отношении. Именно в этих сценах (Левша в Англии и его трагическая кончина), рисующих победу русского таланта и его последующую гибель на родине, и заключен основная идея сказа.

Облик сказителя в сказе «Левша», его речь сливаются с обликом и речью главного героя сказа. Оригинальность восприятия жизни, чуждой сказителю и герою, комическое и сатирическое переосмысление многих ее понятий, языка и создает особый стиль сказа о Левше.

Автор характеризует стиль сказа «Левша» как «баснословный», то есть сказочный, басенный. Но Левша встает перед читателями как живой человек, а не условный сказочный герой. И впечатление это создается во многом благодаря народному разговорному языку, благодаря умению сказителя раскрыть психологию персонажа через диалог. И события, и речь персонажей сказа лишены фантастики. Все воспринимается как вполне реальное и правдоподобное.

Лев Толстой называл Лескова «писателем будущего», вкладывая в это определение, видимо, мысль о том, что грядущие поколения поймут, как много сделал Лесков для познания характера русского человека. Пророчество Толстого оправдалось. В наши дни Лесков стал ближе родному народу, чем был при жизни.

Другие сочинения по этому произведению

Автор и повествователь в рассказе Н.С.Лескова "Левша" Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Левша — народный герой. Любовь и боль за Россию в сказе Н. Лескова «Левша». Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова «Левша» Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша» Сюжет и проблематика одного из произведений Н. С. Лескова («Левша»). Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова «Левша» Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века (Н.С.Лесков "Левша") Н.С.Лесков. «Левша». Своеобразие жанра. Тема Родины в сказе Н. Лескова «Левша» Левша 1 Приемы изображения народного характера в рассказе Лескова “Левша” Левша 2 Сюжет и проблематика одного рассказа Лескова «Левша»

СОРОКОВЫЕ
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.. .
А это я на полустанке,
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю.
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало --
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!. .
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые!. .
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Вопросы:
1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д.Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?
2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?
3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии ("просторно", "высоко", "с запада к востоку")?
4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.

ответьте на вопросы:

1.Какие значения имеет термин "сказ"?
2.По каким признакам П.П. Бажова "Каменный цветок" можно отнести к жанру сказа?
3.Чем прославился мастер Прокопьич?
4.Почему ребятишки боялись попасть к нему на выучку?
6.Почему прижился мальчик у мастера?Что их объединяло?
7.Какая черта характера помогла Дагилке постигнуть тайны мастерства по малахитному делу?
8.В чем он увидел красоту камня?
9.Расскажите о встрече Данилушки с Хозяйкой Медной горы.Что олицетворяет собой Хозяйка?
10.Какие обряды описывает автор и как они помогают передать душевное состояние героя?
Сказка: КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК Горный мастер.

Помогите пожалуйста написать анализ Стихотворения Г. Р. Державина "Река Времён" по плану.

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

1. К какой лирику относится произведение?
2. Какие вопросы поднимает автор? О чем рассуждает?
3. Ассоциативный план восприятия сочинения (ассоциации филосовского, абстрагированного плана, реминисценции - элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему; смутное воспоминание, а также явление, наводящее на воспоминание, сопастовление с чем - либо, отголосок)
4. Настроение лирического героя.
5. Хронотоп. Проанализируйте временное пространство стиха (обратите внимание на грамматическую организацию произведения - временные категории). Сопоставте образы времени и образы вечности. Подтекст ппроизведения.
6. Анализ языковых средств: образы - символы, метафоры.
7. Какая тональность задается фонетической организацией стиха?
8. О чем застовляет задуматься стихи?

Размышляем о прочитанном

1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?

3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?

4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?

5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?

Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Прочитайте эти сцены так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка.

В Энциклопедическом словаре есть сведения о Платове:

    «Платов, Матвей Иванович (1751-1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила... В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный манёвр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша».

Совершенствуйте свою речь

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего? Подтвердите свой ответ цитатами из текста сказа.

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, - подумайте, какую роль они играют в произведении.

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка- «укушетка», «вестовые» - «свистовые», таблица - «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.

4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

5. Расскажите о характере левши. Можно при этом воспользоваться следующим цитатным планом:

    а) « - Горите себе, а нам некогда, - и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся»;

    б) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»;

    в) «...Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может»;

    г) «Об этом, - говорит, - спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные»;

    д) «...А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план.

6. Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

Творческое задание

Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

Литература и другие виды искусства

1. Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому?

2. Один из критиков так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина... озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый... стиль... рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри** его событие».

Согласны ли вы с этим утверждением?

3. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?

4. Интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссёры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ - 1924 год, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Московский театр Спесивцева- 1980 год и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» с большим успехом прошли по экранам. Если вы видели один из них, ответьте на вопрос: совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным?

5. В старой части города Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Н. С. Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, стоит памятник Н. С. Лескову авторов Ю. Г. и Ю. Ю. Ореховых. Если вы видели этот памятник или его изображение (на открытках, в Интернете), ответьте на вопросы: в чём особенность этого памятника? Узнаёте ли вы героев Н. С. Лескова?