Алексеев методика преподавания игры на баяне читать. Развитие чувства ритма в классе баяна (аккордеона) на начальном этапе обучения

Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb

Последующие издания этой книги называются Баян по слуху . Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.

Баян — для песни лучше не найти

Баян (аккордеон, гармонь) самый громкий среди носимых компактных инструментов
В отличие от струнной гитары — с камерной (кухонной, подъездной) громкостью музыкальных звуков. Баян по громкости подходит для улицы, двора, деревенской околицы. Среди струнных самый громкий инструмент — с самыми длинными струнами. Рояль . Однако струнная конструкция не обеспечивает компактности при высокой громкости.

На баяне одна клавиша — один звук . Звукоизвлечение, как у фортепиано. Позволяет играть богатые, сложные музыкальные произведения. На гитаре играть гораздо труднее.

На баяне две стороны — правая сторона соло, левая сторона аккомпанемент. Один баян заменяет целый ансамбль из трех гитар. Бас — гитара (басы), ритм — гитара (аккорды), соло — гитара (соло).

Клавиатура баяна

Правая клавиатура баяна


Вся музыка состоит из семерок звуков , которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше . Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже .

Несмотря на кажущуюся сложность. Баянная клавиатура компактней аккордеонной . При игре рука не прыгает вверх — вниз. На баяне легче играть быстрые мелодии

Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.

Левая клавиатура баяна

Басы и аккорды аккомпанемента. Обычно играют на белых клавишах посередине . Черные клавиши дублирующие. С помощью тяг левой механики. Три звука аккорда звучат при нажатии одной клавиши этого аккорда.
Семь цифр — семь звуков басов . Порядок расположения басов сверху вниз 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4 . Тональность мелодии меняется переходом на ряд баса вверх или вниз .
Двадцать одна буква — по три готовых аккорда в ряду каждого баса . Мажорные б . Минорные м . Септаккорды с

Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона . На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов . С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды

Методика обучения игре по слуху на баяне

Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений

Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор . Аккорд 1б это До мажор . Аккорд 3с это Ми септ

Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель

От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений

Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов , которых многим хватит

Цитата стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов . Не пужайтесь — уже первых десяти , и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы . Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.

Цитата стр. 11
Аккорды играются по обозначениям под словами (ниже мелких цифр). Здесь не используются традиционные обозначения аккордов (VI->VI…, g, F7…, Cj7/5+…), а предлагаются новые. Но дело в том, что вместе с новыми обозначениями вводится новое ремесло (вернее, старинное искусство) — игра по слуху (вернее, импровизационная гармонизация). Исследования показали , что существующие обозначения аккордов не пригодны для обучения по слуху — пригодны только наши слуховые. Обозначения забудете, а играть по слуху будете!

Идея обучения игре на баяне по слуху

Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м . Кто до баяна играл на гитаре , без труда узнает Am, E7, Dm . Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда . Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру .

Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)

Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 — 30 (Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500 )

Для аккордов 6м, 3с, 2м

1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я

Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции , при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды

Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разныетемы. Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.

Не смотрите на клавиатуру . Играйте только на ощупь и на слух. Играя, вы будете смотреть на людей слушающих Вас.

Если подглядываете, подглядывайте перед собой в зеркало . А не сверху, свешивая голову.
Отучайтесь подглядывать. Зеркала рядом не будет

Чтобы изучить правую клавиатуру, играйте гаммы вверх и вниз . Звуки просто поднимаются и опускаются. Мажорная гамма — 1 2 3 4 5 6 7 1 . Минорная гамма — 6 7 1 2 3 4 5 6 Научитесь слышать звуки и безошибочно попадать на клавиши.

На левой клавиатуре во втором от меха ряду есть меченный бас 1 (С или До) От него ошупью найдутся другие басы. Вниз 4. Верх 5 2 6 3 7 Аккорды баса косой ряд налево вверх б, м, с. Пальцы Правой руки
Первый ряд — указательный палец
Второй ряд — средний палец
Третий ряд — безымянный палец
На подхвате — мизинец Пальцы Левой руки — вертикальные ряды клавиш от меха
Второй ряд (басы) — средний палец
Третий, Четвертый, Пятый ряды (аккорды б, м, с) — указательный палец

Цитата стр. 9
Учтите, когда научитесь играть по слуху — тогда ни наши цифры, ни ноты будут не нужны! И вообще, если мелодия произведения Вам известна, не обращайте ни малейшего внимания на маленькие цифры под словами.

Удачи в освоении музыкального инструмента

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Детская школа искусств

Реферат

Особенности обуче ния детей 5-6 лет игре на баяне

Р.Р. Сагитдинов

с. Фершампенуаз

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во многих детских школах искусств функционируют эстетические отделения, в которых занимаются дети, посещающие детский сад и ребята, обучающиеся в начальных классах общеобразовательной школы. Чаще всего для них проводятся занятия по ритмике, хору, изобразительному искусству и фортепиано.

В настоящее время преподаватели сталкиваются с проблемой обучения детей 5-6-летнего возраста на баяне. Это связано с желанием родителей начать обучение именно на народных инструментах

Родители, приводящие своего ребенка в музыкальную школу, преследуют разные цели. Одни из них, чувствуя в музыке ее развивающую силу, надеются, что ребенок, приобщившись к музыке, станет собраннее и внимательнее, что занятия помогут его общему развитию. Другие хотят сделать искусство будущей профессией малыша и требуют углубленного обучения профессиональному владению инструментом. Третья, самая многочисленная категория родителей, хотят развития разных сторон личности ребенка, справедливо полагая, что основы музыкальной культуры должны прививаться человеку в детские годы (5,с.253).

Любой ребенок в той или иной мере способен к творчеству, при грамотном отношении практически у любого можно развить хорошие музыкальные данные. Многое зависит от работы преподавателя с детьми и от возраста, в котором начались занятия. Начав заниматься игрой на баяне в детском саду, дети постепенно втягиваются в обучение и впоследствии продолжают занятия уже на народном отделения.

Возникающие в занятиях проблемы, связаны, прежде всего, с физическими возможностями детей. В своей работе с дошкольниками и учащимися 1 класса общеобразовательной школы следует осторожно подходить к распределению нагрузки в течение занятия, тщательно следить за посадкой, постановкой рук, следует учитывать и особенности данного возраста. Дошкольники приходят в школу не только учиться, но и играть, радоваться общению с музыкой, Что же делать, чтобы их возникшее желание играть на баяне не угасло. В данной методической разработке основной упор сделан на освещении начального этапа обучения на эстетическом отделении (в подготовительных классах).

Анализ изученной литературы, а также практический опыт работы в данной области позволили сформулировать цель нашего исследования.

Цель методической разработки - на основе теории и практики выявить особенности обучения детей 5-6 лет на баяне.

Исходя из цели работы, были определены задачи исследования:

· Проанализировать литературу по данной теме, изучить опыт специалистов по данному вопросу.

· Исследовать психологические особенности детей 5-6 летнего возраста. Сформулировать задачи обучения на эстетическом (подготовительном) отделении.

· Раскрыть вопрос использования игровых моментов при развитии музыкальных способностей.

· Рассмотреть методику обучения на инструменте.

· Тщательно исследовать вопросы посадки, постановки руки.

· Изучить приемы развития технических навыков, использование упражнений.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ИГРЕ НА БАЯНЕ

Проблемам творческого развития дошкольников и детей, посещающих 1 классы общеобразовательных школ, посвящено большое количество исследований. Написано множество статей, книг, рассматривающие вопросы воспитания и обучения. Но вместе с этим следует отметить, что процесс обучения детей 5-6 лет игре на баяне в литературе изучен недостаточно. Известные методики, программы по музицированию в основном посвящены исполнению на инструменте в более старшем возрасте, начиная с 8-10 лет.

Исследований же, касающихся обучения детей 5-6 летнего возраста игре на баяне не так много. Из опубликованных программ и нотных изданий можно отметить следующие:

2. Дудина А.В. «Проблема интонирования на баяне в период начального обучения».

3. Д. Самойлов. «Пятнадцать уроков игры на баяне».

4. О. Шплатова. «Первая ступенька».

5. Р. Бажилин. «Учимся играть на аккордеоне». (Тетрадь 1, 2).

Практически все нотные издания для баяна это черно-белые книги, с минимальным количеством невзрачных картинок, рассчитанные на восприятие взрослыми учащимися и не учитывающие особенности внимания дошкольников. Чего нельзя сказать о нотной литературе для маленьких пианистов - это яркие, запоминающиеся сборники, с большим количеством красочных рисунков, привлекающие внимание и нравящиеся детям. При соответствующей адаптации их можно использовать и для баяна. К таким учебным пособиям можно отнести:

И. Королькова. «Крохе-музыканту».

И. Королькова. «Первые шаги маленького пианиста».

и некоторые другие.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

обучение дети баян

Дети разного возраста довольно сильно отличаются между собой по своему психологическому облику, характеру мотивации, предпочтениям, стремлениям, типу ведущей деятельности. Обучение, воспитание детей разных возрастов должно отличаться.

При занятиях с дошкольниками необходимо учитывать большую загруженность детей занятиями, как в детском саду, так и на эстетическом отделении Детской школы искусств, их возрастные особенности. Занятия с маленькими детьми не должны превышать 20-25 минут. На начальном этапе это могут быть коллективные занятия, связанные с игрой на шумовых инструментах, с ансамблевым исполнением (все эти особенности учитываются при составлении нагрузки и расписания занятий).

На уроке с детьми дошкольного возраста следует несколько ограничивать игру непосредственно на баяне, дополняя ее упражнениями на развитие координации рук, ритмическими упражнениями, пальчиковыми играми, исполнением мелодий на других инструментах. Для этого для занятий с ребятами 5-6 летнего возраста в классе необходимо иметь не только подходящий по росту ребенка баян, но и шумовые инструменты (бубен, трещотки, рубель, ложки и т.п.), ксилофон, металлофон, синтезатор (фортепиано). Все время играть только на одном баяне для маленьких слишком утомительно и неинтересно.

В своей работе необходимо учитывать множество факторов влияющих на обучение. Это учет индивидуальных качеств ребенка, вопросы воспитания познавательной активности, развитие мотивационной сферы.

Психологами, в частности Н.Д Левитовым, по результатам экспериментальных исследований поставлены условия, обеспечивающие активизацию мыслительной деятельности ученика:

1. новизну раздражителей, обеспечивающих возбуждение интереса, привлечение их внимания (в связи с преобладанием непроизвольного внимания).

2. смена деятельности функциональных центров в мозгу учащихся, что обеспечивается разнообразием методов и форм работы.

3. положительное эмоциональное состояние.

Нельзя обойти вниманием и развитие мотивационной сферы в воспитании. Экспериментальное изучение потребностей и мотивов в отечественной психологии было начато А.Н. Леонтьевым и его учениками (Л.И. Божович, А.В. Запорожец). От сформированности мотивов и принятия учащимися цели занятия зависит как успех учебной деятельности, так и воспитание потребностей, которые побуждают его к активности, направленной на удовлетворение этой потребности.

Немецкий педагог А. Дистервег писал: «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (11,с.106). В процессе развивающего обучения преподаватель должен обращать внимание не только на изложение материала, но и на самого ученика, формируя способы его умственной деятельности.

Пятый год жизни ребенка характеризуется активной любознательностью. Дети по своей природе - существа, осваивающие огромное количество информации благодаря своей любознательности, и это надо использовать в своей работе. На занятиях следует учитывать, что дошкольники пока еще не могут долго задерживать внимание на чем-либо одном, им постоянно хочется чего-то нового. Внимание детей неустойчиво, ограничивается 10-20 минутами. Преобладает непроизвольное внимание (направленное на все яркое, все, что бросается в глаза помимо воли) и как следствие, затруднено переключение и распределение внимания. Для маленьких детей надо использовать яркие, красочные сборники и наглядные иллюстрации, привлекающие взгляд. Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко утверждают: «Чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов и потребностей» (4,с.51). Активность детей проявляется во всем: в его любознательности, желании выступить, подобрать песню, побегать, пошалить, поиграть.

До 6-7 лет ведущей деятельностью ребенка является игра. Дети подвижны, они играют и живут играя. Вся жизнь дошкольника связана с игрой, без нее он не представляет своей жизни. Он привык играть и по-другому пока не может. Задача преподавателя поддержать эту неукротимую, бьющую ключом активность, и обучать, играя с ним. Игра способствует поддержанию интереса, помогает сделать эмоциональную разрядку, предупредить переутомление. Целый ряд игровых педагогических приемов разработал Ш.А. Амонашвили. Хорошо раскрывает особенности игровых ситуаций и Л.Н. Столович. Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения. Игровые ситуации способствуют развитию интереса, поддерживают его даже при выполнении сложных заданий, помогают разнообразить занятия, менять виды деятельности по его ходу. Когда из нескольких нот получается песенка, с нотами происходят какие-то истории (найти в словах спрятанные нотки - фантик, слякоть), а выучиваемые произведения оформляются как небольшие истории (пьеса К. Бажилина «Корабль Алладина» - история с Алладином; пьеса «Василек» - на лугу росли цветочки…), проводятся игры с пальцами рук ребенка, как следствие учиться маленькому школьнику интереснее, обучение приносит ему радость. В практике Ш.А. Амонашвили применяются различные игровые приемы, которые также можно использовать: хоровой ответ, «поймай звук», нашептывание на ухо, «ошибка» учителя и др. Ребенок идет в школу искусств не только за знаниями, но и для приятного проведения досуга, встречи с друзьями, игры. «Игру на баяне ребенок чаще всего воспринимает именно как игру, а игре по самой сути нельзя слишком долго учиться, иначе за время обучения пропадет весь пыл и желание играть» (5, с.253). Если же он видит в музыкальных занятиях только преодоление трудностей, исполнение тягостных упражнений, гамм и не ощущает радости, то в конечном итоге это приведет к падению его активности, он будет считать себя отбывающим наказание

Однообразность занятий вызывает утомление дошкольников, потерю интереса. Но и слишком частые смены одной деятельности на другую требуют дополнительных адаптационных усилий, что также способствует росту утомляемости, потере результативности занятия. Момент наступления утомления детей и снижения их активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений детей в процессе деятельности. Нагрузка должна выбираться с учетом общего состояния организма каждого ученика. Показателями эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид детей выходящих с занятия: спокойное - деловое, удовлетворенное; умеренное - возбужденное; утомленное - растерянное, взвинченное (10,1-2с.).

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ

Обучение на инструменте начинается с так называемого «донотного» периода, когда все пьесы подбираются по слуху или играются методом показа. Для изучения лучше всего подходят несложные песенки со словами, которые создают необходимый эмоциональный настрой ребенка. Обучение нотной грамоте должно происходить постепенно, не сразу. По мере исполнения песенок на одной, двух, трех нотах добавляются и изучаемые ноты. Хорошо запоминаются ноты при самостоятельной записи учеником выученных произведений в нотной тетради.

Методика обучения детей игре на музыкальном инструменте строится на постепенном расширении диапазона исполняемых мелодий. В самом начале это попевки строящиеся на одной ноте. Таких мелодий довольно много, все они отличаются лишь ритмом и словами. Пропевание, прохлопывание песенок под аккомпанемент преподавателя позволяет лучше сориентироваться в ее ритмических особенностях, легче ее запомнить. Можно практиковать выучивание произведения через пропевание названий нот, предварительное исполнение пьесы на металлофоне, фортепиано и только после всего этого в руки берется баян.

Игра двумя руками вместе достаточна сложна, приходится играть на двух непохожих клавиатурах. Для тренировки взаимодействия рук существуют подготовительные упражнения. Правая и левая рука лежат на столе (коленях), производятся шлепки каждой рукой по поверхности стола (коленям) поочередно, удары правой и левой руками вместе одновременно или используя для каждой руки свой ритм. На начальном этапе предпочтение следует отдавать пьесам, в которых правая и левая рука играют поочередно. К таким произведениям можно отнести: «Марш» и «Озорник» Д. Самойлова; «Эхо» Р. Бажилина; «Лошадка» и «Черепашка» О. Шплатовой и другие.

Вместо необходимых для развития навыков игры на левой клавиатуре упражнений можно использовать пьесы, написанные для исполнения только левой рукой. Примером могут служить пьески из «Школы игры на аккордеоне» Р. Бажилина: - «Полька», «Медведь», «Ослик», «Плясовая».

Формирование первых навыков звукоизвлечения проводятся через исполнение упражнений, которые помогут правильному ведению меха. В «Современной школе игры на баяне» В. Семенова даются упражнения на «дыхание» инструмента. Приводятся несколько способов ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения характера упражнений («Спокойный ветерок», «Маленькая буря», «Спокойное дыхание», «После бега отдохнем»). Подобные приемы можно найти и в других сборниках. В «Школе игры на аккордеоне» Р. Бажилина предлагается игрой на воздушном клапане изобразить различные фигуры (туча, рыбка, карандаш и т.д.).

В работе с учеником над песенным материалом преподаватель может придерживаться определенной последовательности.

Р. Бажилин приводит следующих порядок изучения песен (1,с.28):

2) Прохлопать в ладоши его ритмический рисунок.

3) Простучать по столу или по схеме клавиатуры правой руки баяна ритмический рисунок песни с аппликатурой, которая есть в нотах

4) Простучать по столу ритмический рисунок, проговаривая слог -та- ,

приравниваемый к четвертной ноте.

5) Выучить упражнения, имеющие похожие ритмические и нотные

обозначения.

Г. Стативкин предлагает следующую работу над песенным материалом (9,с.16):

1. Общее ознакомление. Педагог исполняет песню с сопровождением. Затем читает текст и проигрывает мелодию. Распределение внимание на текст и мелодию песни способствует лучшему восприятию материала.

2. Изучение текста. Педагог выясняет, все ли слова песни понятны, разбирает сюжет песни. Характеризует образное содержание, настроение, темп музыки. Такой разбор способствует развитию логического мышления и памяти. Ученик выучивает слова наизусть.

3. Средства музыкальной выразительности. Ритм: ученик декламирует слова в соответствии с ритмом мелодии и одновременно выстукивает ритм. Строение мелодии: количество ступеней, характер движения (поступенный или скачкообразный), структура (членение на фразы), динамическое развитие

4. Практическое исполнение. Пение текста (играет педагог), игра мелодии на инструменте, пение со словами и игрой мелодии. Достижение музыкальной выразительности. Транспонирование по слуху.

Сравнение двух представленных методов дает понимание того, что в своей работе преподаватель должен использовать разнообразные приемы работы с учеником, не зацикливаясь только на постоянном разборе произведений непосредственно на инструменте. Применение данных способов позволяет учитывать особенности нервной системы дошкольников и первоклассников и часто менять виды деятельности на занятии.

При изучении пьес простое прохлопывание ритма можно заменить его исполнением на шумовых инструментах (трещотке, рубеле и т.д.). До проигрывания на баяне (для самых маленьких) вначале выучить песенку на фортепиано или ксилофоне с последующим исполнением на баяне.

Сложность изучаемых произведений должна повышаться постепенно, не следует злоупотреблять быстрыми темпами и громкой игрой, для недопущения зажатости рук. Хорошо использовано постепенное возрастание сложности пьес в сборнике Д. Самойлова «Пятнадцать уроков игры на баяне». Каждый из уроков Д. Самойлова посвящен изучению нескольких нот и определенной позиции руки, причем на практически одинаковых движениях кисти строится сразу несколько песенок, что дает возможность без особого труда исполнить их.

Исходя из особенностей дошкольного возраста, их физических возможностей были определены задачи обучения.

Задачи обучения в подготовительных классах (на эстетическом отделении):

1. Развитие музыкальных способностей (чувства ритма, слуха, памяти).

2. Формирование первоначальных навыков владения баяном (посадка, постановка игрового аппарата).

3. Исполнение несложных песенок, попевок.

4. Снижение сценического волнения через постоянные выступления.

5. Создания мотивации для дальнейшего обучения игре на баяне, развитие интереса к музыкальным занятиям.

6. Совершенствование умения игры в ансамбле с педагогом или в ансамбле шумовых инструментов.

Для того чтобы научиться играть на баяне, необходимо научиться использовать основные правила посадки, постановки инструмента. В дошкольном возрасте и во время обучения в 1 классе общеобразовательной школы это имеет особенное значение в связи с развитием организма ребенка. Разберем основы постановки инструмента более подробно.

Для детей 5-6 летнего возраста нужны музыкальные инструменты небольшого размера, подходящие по росту ребенка. В нашей школе это:

Баян «Малыш» - 34 x 40

Баян «Тула» - 43 x 80

Ступни ног должны плотно стоять на полу, для этого ученикам низкого роста подпиливают ножки стула на необходимую высоту или под ноги подставляют достаточно широкую подставку. Колени следует держать не слишком широко.

Необходимо не разрешать заглядывать на клавиатуру во время игры, в противном случае ученику приходиться наклонять баян. Нота до первой октавы находится путем отсчитывания сверху вниз нужной клавиши, в зависимости от типа баяна («Малыш» - 2-я клавиша, «Тула» - 3-я клавиша).

Левая нога немного выдвигается вперед, а правая стоит ровно под углом, т.е. левое колено несколько ниже правого, низ правого полукорпуса упирается в бедро ученика. При подгонке ремней учитывается, что левый ремень делается короче правого. Следует учитывать строение плечевого пояса ребенка. Как правило, плечи у детей имеют округлые, сглаженные формы, кости их еще не окрепли. Наплечные ремни постоянно соскальзывают. Таким ученикам необходимо пользоваться горизонтальным ремешком (ниже лопаток), который удерживает наплечные ремни и одновременно является дополнительной опорой. Это способствует выработке правильной осанки. Чтобы помочь учащемуся сесть прямо можно надавить на центр спины вперед. Плечи отводятся назад, чтобы нагрузка легла не на плечи, а на центр спины. Голова держится прямо. При регулировке ремней надо сделать глубокий вдох - корпус инструмента должен при этом слегка коснуться груди. При полном выдохе между корпусом баяна и грудью исполнителя остается небольшой просвет в 2-3 сантиметра. (6,с.1-2)

Локоть правой руки держится так, чтобы предплечье не прижималось к туловищу и не мешало свободной работе кисти. Необходимо следить за тем, чтобы учащиеся не напрягали пальцы и кисть, освобождение кистевого сустава придает свободу пальцам.

Кисть правой руки с округлыми пальцами свободно охватывает гриф инструмента, не прижимаясь ладонью к ребру грифа, образуя небольшое отверстие между грифом и ладонью.

Левая рука, согнутая в локте, продевается под ремень, округленными пальцами ложится на клавиатуру второго ряда. Ладонь и большой палец упираются в сетку, создавая упор при сжиме. Следует обратить внимание, чтобы левый полукорпус на сжим начинал движение ровно, без первоначального подъема вверх.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

В своей работе преподаватель должен использовать разнообразные приемы - активизирующие память, воспитывающие чувство ритма и слуха. Всякое действие педагога должно происходить с учетом возраста маленького ученика. В 5 лет главное место в жизни занимает пока еще игра. Поэтому развитие музыкальных способностей надо проводить через игру или используя игровые моменты. Ребенку не интересно просто сидеть и слушать магнитофонную запись, когда преподаватель будет познакомить его с образцами музыкального искусства. Он пришел в школу для того, чтобы приятно провести время, научиться свои впечатления от музыки передавать звучанием своего инструмента.

Вкратце рассмотрим методы развития музыкальных способностей, слушания музыки с использованием игровых моментов.

В период своего обучения в школе искусств каждый ученик должен познакомиться с музыкой разных направлений. Необязательно все произведения прослушивать в записи на магнитофоне, их может исполнять и сам педагог. Ребенку неинтересно быть безмолвным слушателем. Если исполняется маршевая мелодия, попросите его промаршировать. В зависимости от настроения музыки ученик должен выбрать наиболее подходящий инструмент (трещотки, маракасы, металлофон и т.п.) и вместе с преподавателем постараться его исполнить. Одновременно учащийся определяет характер произведения (грустная, веселая, бодрая и т.д.), вид музыки (марш, песня, танец), громкость мелодии, используемый высокий или низкий регистры, придумывает название к исполняемому педагогом произведению, рисует картинку на тему прослушиваемой мелодии.

В. Семенов: «Совершенствование чувства ритма ускоряет общемузыкальное развитие учащихся, т.к. ритм объединяет эмоциональное и двигательное начала» (9).

Для воспитания чувства ритма и привлечения внимания детей тогда, когда они начинают уставать и отвлекаются, используется игра «Эхо». Педагог прохлопывает различные ритмические рисунки - задача учащегося повторить их. Все это должно происходить без остановок, непрерывно в течение какого-то времени. Абсолютно точное повторение не требуется. При этом поочередно используются хлопки в ладоши, удары по ногам, притопы, прыжки, щелчки, все до чего может додуматься педагог. Если игра проходит в темпе, с неожиданными поворотами она обязательно привлекает внимание детей и включает их в дальнейшую работу. Попутно развивается память и чувство ритма (из опыта работы В.А. Жилина. ДШИ с. Варна).

Для развития слуха практикуется подбор песенок по слуху. Самая доступная форма проявления музыкально-слуховых представлений - пение. Отдельные звуки, интервалы, небольшие попевки проигрываются педагогом на инструменте, учащийся запоминает и пропевает, затем пробует найти звуки на баяне. Лучше брать песенки со словами, с которыми быстрее и ярче запоминается мелодия и соответственно легче подбирается. Можно брать знакомые песенки, которые дети пели в детском саду.

Развитию слуха и воображения способствует и сочинение песенок, игры.

§ игра «вопрос- ответ». Преподаватель проигрывает на баяне маленький кусочек своей мелодии - задача ученика ответить тем же и в том же характере (и наоборот). Пусть это будут неуклюжие попытки, неудачное сочетание голосов, но в 6 лет, а тем более в пятилетнем возрасте нельзя требовать слишком многого. Если ребенок старается что-либо сделать, он одновременно с этим и развивается. Впоследствии с продвинутыми учениками можно продолжить начатое дело, а для остальных пусть это останется игрой.

§ «Игра в жмурки». Ученику указываются две клавиши, педагог играет одну из них; задача ученика найти клавишу, постепенно количество клавиш увеличивается.

Развитию памяти способствует запоминание большого количества разнообразных попевок, песенок. Необходимо периодически возвращаться к раннее пройденному материалу, через какое-то время он будет сыгран гораздо легче. На видном месте в кабинете должен висеть перечень произведений, которые когда-либо исполнялись учеником. Учащиеся должны видеть, что они исполняли в 1 классе или в 4-м. Появляется дополнительный стимул для того, чтобы ребенок в любое время мог исполнить несколько пьес.

Для изучения музыкальных терминов используется любовь детей к рисованию. Ученику предлагается нарисовать термин «piano» в виде спящего человечка; «forte» через рев моторов; можно нарисовать значок «Р» на груди спокойного человека и значок «f» у громко кричащего; «diminuendo» в виде сужающейся дороги или речки, уменьшающихся облаков в небе и т.д. Конечно же, берутся только основные термины.

На обучение способности к импровизации существуют различные точки зрения. Многие считают, что импровизировать могут только талантливые дети. Ребенок не рождается с готовыми музыкальными способностями, они развиваются в процессе музыкальной деятельности, игре на музыкальном инструменте, пении и т.д. Даже самые маленькие способны импровизировать в силу своих возможностей. Это может быть изображение на металлофоне капелек дождя, шуршание листьев под ногами на маракасе, бой барабанов на бубне, гудок паровоза на баяне. Задача педагога в том, чтобы максимально развить творческие способности каждого ребенка. Начинают с простейших приемов, не представляющих особой трудности, но при этом ученик должен быть уверен, что он изменил мелодию, сделал ее немного другой. Это может быть просто добавление одной, двух нот к уже знакомой мелодии, исполнение в верхнем или нижнем регистрах, ритмические изменения.

Дети в 5-6 лет практически без исключений любят и хотят выступать. При желании преподаватель может найти много возможностей для их выступлений. Это и праздники в детском саду, концерты в школе искусств, родительские собрания и т.д. Постоянное участие в концертной деятельности приводит к тому, что учащийся довольно спокойно чувствует себя на сцене, привыкает играть без волнения. Для исполнения берутся только произведения, которые ученик спокойно и с радостью исполнит. Пьесы играемые им с трудом на сцене не вызовут положительных эмоций и постепенно могут привести к возникновению боязни сцены.

В современных условиях в работе с детьми необходимо использовать и современные средства. Использование синтезатора (к сожалению это не везде возможно) позволяет на фортепианной клавиатуре познакомиться с изучаемой песенкой и затем перенести ее исполнение на баян. Возможности синтезатора не ограничиваются использованием только клавиатуры, это и ритмическое сопровождение исполнения, это и возможность записи и последующего воспроизведения, изменения звука, темпа и т.д. Даже маленькие дети довольно быстро осваивают синтезатор, самостоятельно используют все его возможности. Подбирают звучание, подходящее ритмическое сопровождение для конкретного произведения и с удовольствием его исполняют. Одновременно ученики знакомятся с фортепианной клавиатурой, что пригодится и на уроках сольфеджио.

Хорошо зарекомендовала себя игра произведений под минусовую фонограмму. К сожалению, в настоящее время не так легко подобрать подходящие фонограммы. Фонограммы можно найти в Интернете на соответствующих сайтах (хотя это довольно проблематично) или искать возможности для записи в Домах культуры и т.д. Иногда в продаже можно встретить нотную литературу с прилагаемыми к ним дисками с фонограммами. К таким нотным изданиям можно отнести сборник Р. Бажилина «Учимся играть на аккордеоне» тетрадь 2 (с диском). Партию баяна (аккордеона) вполне по силам сыграть как в первом классе, так и в детском саду. При игре с фонограммой ученики вынуждены действовать в жестких рамках предлагаемого ритма, тогда как при сольном исполнении учащийся не всегда выдерживает ровный ритм и играет с отклонениями от темпа. Профессионально сделанные фонограммы нравятся всем без исключения ученикам, а при исполнении на концертах хорошо встречаются слушателями.

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Одной из важнейших задач при обучении игре на баяне является развитие пальцевой беглости, организация свободных игровых движений. Работа над постановкой руки начинается уже с самых первых уроков.

Любое действие рук производится сокращением определенной группы мышц. Сокращение одних мышц не должно вызывать напряжение других, не участвующих в работе. Рассматриваемые упражнения помогают не допускать мышечного перенапряжения, ученик после окончания занятия должен ощущать раскованность игрового аппарата.

Упражнения можно использовать и в виде своеобразных связок для снятия психофизических напряжений, образующихся в процессе урока с учеником.

На начальном этапе обучения упражнения помогают получить представление о правильном звукоизвлечении и о необходимых для этого движениях. Их использование помогает быстрейшему овладению клавиатурой, развивает независимость рук, формирует начальные практические навыки игры на инструменте.

Хотелось бы отметить следующие методические пособия и сборники, посвященные упражнениям или затрагивающие данную тему:

1. И.Э. Сафарова. «Игры для организации пианистических движений»

2. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».

3. Стативкин Г.. Начальное обучение на выборно-готовом баяне.

4. Р. Бажилин. «Школа игры на аккордеоне».

5. Д. Самойлов. «Пятнадцать уроков игры на баяне».

6. Ризоль. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне.

7. Легкие упражнение и этюды для 1-3 классов.

8. Ю. Бардин. Обучение игре на баяне по пятипальцевой аппликатуре.

Каждый автор описывает определенное количество упражнений, направленных на развитие определенных навыков. Различные виды упражнений разбросаны по разным учебникам, даже если они и даются в одном сборнике, то на разных страницах. Пользоваться упражнениями в этом случае недостаточно удобно. В данном параграфе сделана попытка объединения упражнений для развития определенных навыков, подходящих для применения в работе с 5-6 летними детьми.

Упражнения условно можно разделить на несколько групп.

Пальчиковые игры

Практика показывает, что пальчиковые игры можно использовать на занятиях с детьми от 2 до 8 лет.

И.Э. Сафарова: «Через пальчиковые игры у ребенка развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно происходит его речевое развитие, которое в свою очередь связано с общим развитием ребенка, становлением его личности» (8).

Используются упражнения, как направленные на работу с пальцами и кистью, так и на движения предплечьем и всей рукой.

v Пальчиковая игра “5 мышек”.

Пять маленьких мышек - шевелят всеми пальцами обеих рук.

Забрались в кладовку.

В бочонках и банках

Орудуют ловко.

На сыр забирается 1-я мышка, - выставляют большой палец.

В сметану ныряет 2-я мышка, - выставляют указательный палец.

А третья с тарелки все масло слизала, - выставляют средний палец.

Четвертая в миску с крупою попала, - выставляют безымянный палец.

А пятая мышка медком угощается. - выставляют мизинец.

Все сыты, довольны. - потираем ладони.

Вдруг… Кот просыпается. - вытягивают коготки.

“Бежим!” - пропищала

Подружкам малышка,

И спрятались в норку

Проказницы мышки - прячут руки за спину

Мышки весело живут,

Мышки песенки поют.

v Пальчиковая игра «Паучок» (8)

Паучок все вверх соединяются перекрестно подушечки

Ползет, 2 и 1 пальцев правой и левой рук.

Паутинку он плетет. Пальчики «лапки паука» - чуткие, круглые

Паутинка так тонка, первые пальчики зацепляются друг за

Крепко дружку, остальные выполняют движение

Держит мотылька «крыльев мотылька»

v На двери висит замок (руки в замок)

Кто открыть его бы смог (распрямить замок)

Покрутили (покрутить кистями рук)

Постучали (постучать ладонями)

И открыли (руки в стороны).

v «Гребешок». Руки в замок, поочередно выпрямлять пальцы, то одной, то другой руки.

v «Гонки двуногих». Пальцы ходят по столу (по 2 пальца). Нагрузка распределяется на кончиках пальцев.

v «Слоны». Выпятить 3 палец, остальными четырьмя ходить по столу как паук.

v «братья ленивцы». Ладони на стол, поочередно поднимать пальцы вверх, несколько раз каждый палец (мышцы антагонисты, отвечающие за движение).

v «Большой веер». Руки к плечу. На вдох руки к плечу, на выдох вниз.

v «Замок-молния». Для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавишам вверх и вниз.

v «Охота». Крупным движением кисти попасть на нужную клавишу.

Формирование предварительных начальных практических игровых навыков без инструмента и на нем (10,с.8-11):

v Опираясь согнутыми в локтях руками о стол, ученик в медленном темпе совершает круговые движения расслабленными кистями.

v Сидя на стуле опустить руки вдоль туловища и легко потряхивать свободно висящими кистями.

v Пальцы подушечками на столе (в полусогнутом состоянии). Рука перемещается в сторону и возвращается без отрыва пальцев от поверхности стола.

v Упражнение «Лебедь». Правая рука опущена. Рука сгибается в локте, отводится в сторону и плавно опускается на клавиатуру, сохраняя исходное положение кисти и предплечья. После касания клавиатуры снятие руки волнообразным движением от локтя, предплечья и кисти к пальцам, которые отрываются от клавишей в последний момент. Повторение несколько раз напоминает взмахи крыла лебедя.

v Упражнение «Вертикаль». Все пять пальцев на крайнем ряду. Рука под своей тяжестью медленно и легко скользит вниз и вверх.

v «Кнопка». На соразмерность мышечных усилий с упругостью кнопок. Подушечкой третьего пальца коснуться клавиши и мягким нажимом погрузить ее до дна, ощущая при этом опору. Затем рука снимается движением «Лебедь».

Звуковысотные упражнения (10,с.21)

§ «С горы на санках». Нисходящие мелодические движения по малым терциям вниз (глиссандо), утихая, замедляя и т.д.

§ «Ракета». Восходящее мелодическое движение по вертикальному ряду (глиссандо), скорость скольжения нарастает, а динамика имитирует удаление ракеты.

§ «Зайка». Ученик определяет куда скачет зайчик вверх или вниз (играются м2 вверх или вниз).

Для развития независимости различных частей рук существуют следующие упражнения (9,с.8)

v Руки опущены вниз и расслаблены. Резко сжать в кулак пальцы левой руки, а затем, расслабляя мышцы, разжать кулак. В это время правая рука абсолютно свободна.

v Положить правую руку на стол. Поднять предплечье вверх параллельно плоскости стола. Работают мышцы плеча. Кисть и пальцы расслаблены.

v Правая рука на столе, пальцы полусогнуты и касаются стола. Поднять предплечье, сгибая руку в локте (кисть свободна), затем опустить.

v Руки на столе, пальцы полусогнуты. Поднимать и опускать каждый палец.

v Положение такое - же. Легкие поочередные удары 1 и 5 пальцами, затем 2 и 4 пальцами за счет поворотов кисти. Движения пальцев минимальны.

В музыкальной практике позицией принято называть то или иное положение кисти и пальцев на грифе или клавиатуре. На правой клавиатуре исполнитель перемещает руку вдоль грифа вверх или вниз. Большой палец правой руки может находиться как за грифом, так и впереди.

Существует три основные позиции, связанные с различным положением локтя (9,с.12-13):

1. Первая позиция. Высокое положение локтя (2,3,4 пальцы располагаются по полутонам на клавишах до, до диез и ре).

2. Вторая позиция. Среднее положение локтя. Пальцы располагаются на клавишах одного из рядов клавиатуры (по малым терциям).

3. Третья позиция. Низкое положение локтя (1,2,3 пальцы правой руки расположены по тонам на клавишах фа, соль, ля).

Для тренировки кисти по исполнению в позициях и переходу из одной позиции в другую существуют различные упражнения, которые можно найти в книжных изданиях перечисленных на стр.19-20.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной методической разработке основной упор сделан на начальном периоде обучения, который имеет большое значение для будущего развития ребенка. Рассматриваются особенности обучения детей 5-6 лет на баяне и отличия в работе с дошкольниками и учащимися 1 классов общеобразовательной школы от занятий с 8-10 летними детьми.

Определены задачи обучения в подготовительных классах (эстетическом отделении) исходя из психологических особенностей дошкольников и их физических возможностей.

Как суметь заинтересовать маленького человечка, увлечь его. Так как ведущей деятельностью данного возраста является игра, то и развитие музыкальных способностей (слух, память, чувство ритма, способность к импровизации и т.д.) невозможно без применения игровых приемов. Дошкольник привык играть и по-другому пока не может.

Не вызывает сомнений тот факт, что в связи с развитием организма ребенка требуется особый контроль за посадкой, постановкой инструмента. Необходимо несколько ограничивать игру непосредственно на баяне, соизмеряя ее с возможностями каждого ученика. Нельзя обойтись только работой над изучением произведений, необходимо применение целого комплекса приемов. На занятиях по специальности, помимо изучения пьес, надо использовать игру на других инструментах, выполнение различных упражнений, пение, рисование, игры.

Невозможно в одной методической разработке охватить все вопросы, имеющие отношение к такой обширной теме как занятия на баяне с дошкольниками и учащимися 1 классов общеобразовательной школы.

От того, как удастся преподавателю развить разные стороны дарования ученика, да и просто найти общий язык с ребенком, зависит и дальнейший его путь в музыке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. - Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство В. Катанского, 2001. - 208с.

3. Вопросы методики обучения игре на баяне: В 2 ч. Учеб. пособие / Петухов В.И.; ТГИИК; Кафедра оркестрового дирижирования. - Тюмень, 2003. - 85с.

4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М.. Методика музыкального воспитания в школе. - М.:Просвещение,1989.-208с.

5. Мир детства: Младший школьник./ Под. Ред. А.Г. Хрипковой; - 2-е изд., - М.: Педагогика,1988.-272с.

7. Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. - М.: Кифара, 1998. - 71с.

8. Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений.- Екатеринбург, 1994.

9. Семенов В. Современная школа игры на баяне. - М.: Музыка, 2003. - 216с.

10. Стативкин Г.. Начальное обучение на выборно-готовом баяне. - М.: Музыка, 1989.- 126с.

11. Сухих Ф.К. Влияние нагрузки на состояние дошкольников в течение занятия. - http://festival.1september.ru/

12. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика,1979.-144с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности развития музыкальных способностей детей шести-семи лет. Использование приема инсценирования песни для музыкального воспитания детей этого возраста. Система занятий, способствующих эффективному развитию музыкальности в процессе обучения детей.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Понятие музыкальных способностей и особенности их развития. Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением. Музыка как средство всестороннего развития ребенка. Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2011

    Актуальность использования игры для развития речевых способностей. Мотивация к овладению иностранным языком у младших школьников, использование игровых приемов в обучении. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений у детей.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2015

    Понятие и процесс развития способностей у ребенка, факторы, оказывающие влияние на данный процесс. Исследование содержания и направлений музыкальных занятий детей старшего дошкольного возраста, оценка и значение их влияния на развития способностей.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, методы и приемы обучения лепке дымковской народной игрушки, применяемые материалы. Определение уровня сформированности технических навыков.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2009

    Физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста. Развитие навыка постановки вопросов и ответов при помощи стихотворения и песни. Фонетический материал для усвоения гласных звуков. Скороговороки для постановки артикуляции.

    статья , добавлен 13.01.2010

    Теоретические основы развития креативности детей старшего дошкольного возраста в игре. Проблемы развития креативности детей. Особенности развития творческих способностей дошкольников. Роль педагога в развитии креативности дошкольников в игре.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2007

    Развитие художественно-творческих способностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) средствами музыкального искусства. Виды музыкальных игр, их использование в классах коррекции. Особенности применения игровых технологий в современной педагогике.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2010

    Анализ научно-психологических аспектов проблемы мышления и умственной отсталости ребенка. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей-олигофренов. Особенности обучения мыслительным операциям умственно отсталых школьников 5-8 классов.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2013

    Процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Исправление недостатков в развитии личности ребенка, организация помощи в успешном освоении мира и адекватной интеграции его в социум.

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Основы творческого восприятия ритма должны закладываться с первых шагов занятий музыкой. Работа над ритмом - важный аспект деятельности музыканта-исполнителя на любом этапе становления его мастерства.

Как и другие музыкальные способности, чувство ритма поддается воспитанию и развитию. Но, поскольку, все музыкально-выразительные средства взаимосвязаны и решают какую-то определенную музыкальную задачу, то и развитие ритмического чувства возможно лишь в неразрывной связи с другими компонентами музыкальной ткани.

Одной из основных проблем в классе специальности является отсутствие четких ритмических ощущений у обучаемого. Довольно часто в классе баяна мы сталкиваемся с неритмичным исполнением музыкальных произведений. Причин такой игры может быть много: шаткое ощущение метрической пульсации; неумение представить внутренним слухом звучание конкретной ритмической фигуры; отсутствие внутренней ритмической пульсации - умения заполнить большую длительность более мелкими длительностями; техника исполнения на баяне-аккордеоне противостоит четкости метроритмических ощущений у исполнителя; недостаточное музыкальное воспитание исполнителя.

Звуковедение на баяне в процессе игры исполнитель контролирует ведением меха. Таким образом, при исполнении плавное ведение меха затрудняет координацию, тактильные ощущения на клавиатуре инструмента более неопределенные по сравнению с исполнением на фортепиано, так как на вертикально расположенной клавиатуре аккордеона-баяна труднее найти ощущение опоры, а это тактильное ощущение особо важно в исполнении сложных ритмических элементов.

Первичное эмоциональное отображение музыки через движение является важным этапом. Одним из приемов развития чувства ритма, особенно на начальном этапе обучения, является просчитывание исполняемой музыки. Мелодия образуется, когда звуки организованы ритмически. Если же они разбросаны вне определенного ритма, то они не воспринимаются как мелодия, то есть ритм обладает большой выразительной силой и иногда настолько ярко характеризует мелодию, что мы узнаем ее только по ритмическому рисунку. Если чувство ритма несовершенно у ребенка, слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована. Очень важным в обучении музыке является умение учителя сделать своих учеников способными почувствовать на себе силу музыки, разбудить в них любовь к искусству. В этом помогут различные упражнения-игры. На первых уроках возможны групповые занятия.

1. Прослушать любой ритмический рисунок или мелодию.
2. Тактирование ногами: маршируем под счет: 1,2,3,4. Маршируем, выделяя (сильно топаем) 1 и 3 - сильные доли. Маршируем, выделяя только 2 или, например, 4.
3. Тактирование ногами: маршируем под музыку (на 2 четверти) - выделяем сильные доли.
4. Тактирование руками: хлопаем в ладоши. На сильную долю большой замах, разводим руки в стороны, хлопаем в ладоши. На слабую долю замах не делаем, касаемся только кончиками пальцев.
5. Тактирование руками под музыку (на 2 четверти). На сильную долю громкий хлопок - «ладошки», на слабую - тихий, «пальчики».
6. Тактирование руками (прохлопать) или ногами (протопать на месте, руки на поясе) детский стишок, на сильную долю громко, на слабую - тихо. Например,
Бом-бом, тили-бом.
Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.
7. Маршируем четверти со словами: «Шаг, шаг, шаг, шаг».
8. Бежим на «цыпочках» (восьмые) со словами «Бе-гом, бе-гом, бе-гом, бе-гом».
9. Если работа в группе - разделиться на группы - одна группа шагает «шаг-шаг», а другая - «бе-гом, бе-гом».
10. «Кошкин дом» - протопать ритм на каждый слог. Приведенное выше будет выглядеть так:

Шаг, шаг, бе-гом, шаг.

Бе-гом, бе-гом, бе-гом, шаг.

Бе-гом, шаг, бе-гом, шаг.

Бе-гом, шаг, бегом, шаг.
11. Группа делится на 2 части - декламируем «Кошкин дом» и шагаем: одна половина - метр (только на сильные и слабые доли), другая - ритм (на каждый слог).
12. Прохлопать тоже самое.
13. Можно простучать на барабане (на стуле, на крышке стола, по полу и т.д.), прогреметь погремушкой и т.п.
14. Прохлопать и прошагать одновременно.
15. Ходьба. Сначала обычная маршировка, затем на «раз» - шаг вперед, на «два - три» - два шага на месте.

Упражнение на развитие координации, а также чувства темпа и ритма

На один шаг - два хлопка и наоборот. Стараться выполнять движения плавно, ритмично.

Упражнение «Веселые ножки» на развитие чувства ритма и моторики

Ученик сидит на стуле, спина прямая, руки на поясе, ноги согнуты под углом 90°. Под музыку выставляет одну ногу вперед на пятку, затем на носок и приставляет в исходное положение, делая поочередно ногами 3 притопа. Затем повторить с другой ноги. Важно следить за ритмичностью исполнения. Упражнение можно выполнять под музыку.

Занимательное упражнение «Раз, два - острова» для развития чувства ритма.

Положить на стол руки ладонями вниз. Чуть-чуть подобрать к себе пальцы. Тихо похлопать всеми пальцами по столу. Можно простучать таким образом имена знакомых ребят, названия зверей, птиц, деревьев.

Левая рука Правая рука

Раз, два - ост-ро-ва.

Три, че - ты-ре - мы при-плы-ли.

Семь, во-семь - сколь-ко со-сен!

Де-вять, де-сять - я в пу-ти.

До-счи-тал до де - ся- ти!

Ритмический диалог с учеником - "разговариваем" стуком - побуждаем отвечать фразой той же длины, темпа, характера, но другого рисунка. Подобные ритмические упражнения можно проводить на каждом уроке, отводить им по 5-10 минут. Например, игра "Эхо":

Игра «Эхо наоборот»:

Усвоив через игры, что музыка имеет свой ритм и темп, ученик должен понять, что музыка живая, потому что у нее есть метр. Лучше всего метр воспринимается как "пульс", шаги в умеренном движении. Метр это чередование опорных и неопорных звуков. Подобно дыханию, сердцебиению - музыка, как бы равномерно пульсирует, в ней постоянно сменяются моменты напряжения и спада. Моменты напряжения - это сильные доли, спада - слабые. Если музыкальное произведение это дом, то такты это его комнаты, причем все одного размера. Такт - отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Ритм, метр, темп не расторжимы. Цель ритмических упражнений - познакомить со сложными ритмическими фигурами, подготовить к исполнению сложных пьес.

Общепринятую схему длительностей можно дать после выполнения простых ритмических упражнений. На занятиях детям предложить следующие ситуации: «Если человек пожилой, ходит медленно, то как у него бьется сердце, какой у него пульс? Если один человек идет спокойно, а другой бежит, как стучит у них пульс: в одном темпе или по-разному?» Учитель играет произведения, а ребенок стучит "пульс", затем - записывает.

Новая игра: Мама гуляет с малышом, у мамы шаги большие, а у малыша шагов в 2 раза больше. Вот пришел с работы папа и тоже решил прогуляться со своей семьей. Но у папы шаги очень большие, он идет медленно.

Можно ребенку предложить самому написать ритмические схемы для любых игрушек или персонажей сказок. Получится игра «Чьи это шаги?» Ребенок объясняет кто идет, приближается или уходит. Особое внимание следует уделить правильности графического прочтения ритма. Необходимо закрепить временное: метрическое, зрительное и слуховое восприятие. Обязательно объяснить учащемуся, что при записи нот расстояние между ними зависит от их длительности. Уже на первых уроках ребенок может усвоить 4 ритмических единицы:

Благодаря образности этот прием хорошо усваивается детьми. Вообще в донотном периоде дети усваивают 10 ритмических единиц:

Из этих ритмических карточек можно составлять различные варианты ритмических рисунков.

Приведенные выше игры и упражнения служат прекрасным дополнением к занятиям по специальности в классе баяна. Они позволяют проводить уроки легко, «на одном дыхании», не утомительно и полезно для ребенка.

Упражнения можно варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка, применяя творческий подход и особое внимание к ученику.

Список литературы:

  1. Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М.: ГосМузИздат., 1961.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2002.
  3. Паньков О. О работе баяниста над ритмом. М.: Музыка, 1986.
  4. Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. М.: Кифара, 1998.
  5. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.: Советский композитор, 1989.

Для начинающих баянистов одной их проблем является умение приспособиться к инструменту. Успешное развитие техники немыслимо без правильного выбора посадки учащегося, установки инструмента. Позднее в процессе музыкального развития учащиеся находят каждый «свою» посадку, что связано с их творческой индивидуальностью. «Постановка рук», как и посадка будущего музыканта, формируется в процессе привыкания к инструменту.

Под этим термином принято понимать движение рук, изменчивость различных положений их во время игры. Известно, что любое действие требует физического усилия. Из этого следует, что свободное состояние руки можно считать таким, когда она непринужденно двигаясь по клавиатуре, посредством пальцев находит удобные положения для выполнения посильных ей художественных и технических задач.«Рука должна во время работы испытывать физическое удовольствие и удобство, так же как слух должен испытывать все время эстетическое наслаждение». (Н. Метнер). Выработка свободы рук – это сложный процесс, построенный на ощущениях. Ученик должен «хорошо ощущать руку», «ощущать вес пальцев». Отсутствие такого ощущения приведет к зажатости руки, поэтому и надо основу естественных свободных игровых движений закладывать в начальном периоде обучения. Необходимо научить ребенка находить удобные движения, прислушиваться к своим ощущениям, учиться чувствовать свои пальцы рук во время игры.

Начальный период обучения игре на музыкальном инструменте является, как известно, наиболее важным и рассматривается как фундамент знаний и умений, который определяет дальнейшее движение учащегося по пути освоения инструмента. Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к педагогу, а точнее, к его методике работы, к системе знаний и навыков, передаваемых учащемуся. Именно к системе, что означает определённый круг теоретических знаний и игровых навыков в строгой логической последовательности от простого к сложному.
В отличие от скрипачей, вокалистов, которые тратят много лет на постановку рук, голосового аппарата, баянисты, на первый взгляд, занимаются постановкой довольно мало. Но правильная постановка игрового аппарата на начальном этапе обучения очень важна, ведь от нее зависит возможность выразить в исполнении художественный замысел, избежать зажима игрового аппарата, и как следствие – дать толчок к большему развитию и усовершенствованию технических способностей. Постановка баяниста состоит из трех компонентов: посадки, постановки инструмента, положения рук.

При работе над посадкой следует учитывать и характер исполняемого произведения, и психологические особенности, а также анатомо-физиологические данные музыканта, особенно ученика (рост, длина и строение рук, ног, корпуса). В соответствии с возрастом и физиологией конкретно каждого обучающегося должен быть подобран и сам инструмент, т.е. баян. Правильная посадка такова, что корпус тела устойчив, не стесняет движения рук, определяет собранность музыканта, создает эмоциональную настроенность.

Правильной считается та посадка, которая удобна и создает максимальную свободу действий исполнителя, устойчивость инструмента. Конечно, рациональная установка инструмента еще не все, но баянист и инструмент должны быть единым художественным организмом. Таким образом, в исполнительских движениях баяниста участвует все тело: и дифференцированное движение обеих рук, и дыхание (во время исполнения 3 нужно следить за ритмичностью дыхания, т.к. физическое напряжение неизбежно ведет к нарушению ритма дыхания). Вследствие конструктивных особенностей для извлечения звука требуются два движения – нажатие клавиши и ведение меха.
Каждая Школа игры на баяне, учебно-методические пособия говорят о взаимосвязи ведения меха и звучания, его громкости. Но опыт показывает, что у начинающих баянистов существует ошибка, когда они сильным нажатием клавиши пытаются достичь большего звучания без соответствующего ведения меха, что приводит к закрепощению игрового аппарата и сказывается на общем психологическом состоянии организма. Для правильной организации игрового аппарата мы должны иметь в виду эту взаимосвязь. Преимущество баяна в том, что независимость звучания от силы нажима клавиши экономит силы музыканта.

Современная методика преподавания рассматривает постановку как совокупность условий игры на баяне. К ним относятся: посадка, установка инструмента и постановка рук. В методических пояснениях известных школ достаточно подробно описаны все три стороны постановки. Авторы этих школ пишут или иллюстрируют рисунками, что баян должен быть слегка наклонен вперед, поскольку такая установка инструмента обеспечивает правильную постановку левой руки, при которой 4-й и 5-й пальцы находятся на основном ряду. Наклон верхней части корпуса инструмента к груди учащегося, по их мнению, лишает его в дальнейшем возможности применять 5-й палец левой руки на основном и вспомогательном рядах.

Но в начальный период обучения, как известно, приходится решать совершенно другие задачи, например, освоение правой клавиатуры, что связано с развитием ее умозрительного представления. Поэтому установка инструмента на начальном этапе должна быть подчинена решению этих задач, а не будущему применению 5-го пальца левой руки. Когда придет время применять его, учащийся уже сможет установить баян с наклоном вперед, поскольку к тому времени он научится осязательно находить нужные 4 клавиши. Но когда он только начинает осваивать клавиатуру, то ему приходится иногда и посматривать на нее, а для этого нужно установить баян с некоторым наклоном верхней части корпуса к груди.

Это временное отступление не помешает в свое время применить 5-й палец левой руки на основном и вспомогательном рядах. Тренер по плаванью применяет спасательные средства в период начального обучения, зная, что он откажется от них, когда они будут только мешать. Поэтому всякое временное отступление возможно, если оно приносит пользу, а в этом случае даже необходимо, так как освобождает учащегося от искусственно создаваемых трудностей и, следовательно, способствует более быстрому освоению клавиатуры. Можно возразить, что педагог обязан координировать движения пальцев учащегося на клавиатуре, помогая тем самым ему вырабатывать осязательный способ попадания на клавиши в нужной последовательности. Да, это верно, но педагог может делать это только два раза в неделю, а в остальное время учащийся занимается самостоятельно и лишен помощи наставника.
А поскольку он оказывается в положении самого себя контролирующего, то почему бы не разрешить ему подсматривать на клавиатуру? Нужно только быть внимательным к тому, чтобы это подсматривание не превратилось в привычку смотреть постоянно. О постановке рук необходимо добавить следующее. Как правило, почти все начинающие баянисты пытаются придерживать гриф правой рукой при сжиме меха, что может привести к отрицательным последствиям, если вовремя не обратить на это внимание. Чаще всего причиной этого являются большие плечевые ремни баяна, на котором учащийся занимается дома. Поэтому необходимо заранее принять меры, исключающие всякого рода помехи, ликвидация последствий которых только тормозит процесс обучения и перегружает внимание учащегося.

При этом надо исходить из положения, что какой-то фиксированной постановки правой руки (даже в позициях) вообще не существует, кроме естественного состояния ее во время игры (в 5 динамике). Это означает, что рука находится в таком положении, которое исключает изгиб в лучезапястном суставе как необходимое условие свободы и естественности движений пальцев и кисти в любой момент и в любом направлении.

Последнее, в свою очередь, зависит, во-первых, от аппликатуры (насколько она логична, то есть удобна); во-вторых, от правильной координации движений пальцев и движений кисти, а если необходимо, то и всей руки; в третьих, от максимального использования возможностей смены напряжения и расслабления мышц; в-четвертых, от совпадения скорости игры и возможной скорости мышления учащегося (то есть насколько легко и свободно учащийся может представлять и контролировать свои действия в заданном темпе).

Никаких других факторов, приводящих к скованности и зажатию исполнительского аппарата, практически не существует (если не брать во внимание, например, физическое утомление, особенно левой руки). Перечисленные факторы, разумеется, тесно взаимосвязаны, а разделение их на главные и второстепенные вообще не имеет смысла. Другое дело — выделение ведущего. Таким фактором, по нашему мнению, является четвертый, поскольку от него зависит надежность контроля действий и, как следствие, точность исполнения.

Можно контролировать неправильную аппликатуру или неправильную координацию, но нельзя действовать правильно бесконтрольно, неосознанно. В данном случае имеется в виду принцип единства сознания и деятельности, сформулированный психологами. Нарушение этого единства приводит к нарушению деятельности. Если учащийся действует быстрее, чем может представлять и в полном объеме контролировать это действие, то появляется скованность и, как следствие, зажатость. То есть легкость и свобода действий в определенном темпе является следствием легкости и свободы мышления (сознания).

Непосильный темп порождает скованность в сознании, в умственной деятельности (внутренняя скованность), которая, в свою очередь, 6 вызывает скованность исполнительского аппарата (внешняя скованность), а в результате — зажатость. В этой связи особого внимания требует к себе и процесс смены напряжения и расслабления мышц, ибо от этого также зависит состояние исполнительского аппарата. Психологи установили, что одно только намерение (представление) сделать то или иное движение уже вызывает напряжение мышц, хотя и незаметное для самого человека. Поэтому при игре на баяне напряжение мышц, причастных к тем или иным движениям, является естественным и необходимым следствием.

Но известно также, что постоянное напряжение мышц приводит к утомлению. Причем, прекращение движений (например, во время короткой паузы) не освобождает мышцы от напряжения. Секрет заключается в том, что внимание играющего сразу же сосредоточивается на представлении следующих движений, которые осуществляются с участием тех же мышц. Это и является причиной постоянного напряжения, ведущего к скованности и зажатию.

Следовательно, чтобы освободить мышцы от напряжения, необходимо переключить внимание играющего на представление такого движения, которое вызвало бы напряжение совершенно других мышц, давая короткую «передышку» напряженным мышцам. Таким движением может быть, например, снятие пальцев с клавиатуры вместе с кистью движением предплечья с внешним изгибом в запястье (кисть, а затем и расслабленные пальцы как бы следуют за предплечьем). Таким образом периодическое освобождение мышц предохраняет их от постоянного напряжения, а следовательно, от скованности и зажатия.

Для осуществления подобных движений можно воспользоваться паузой, цезурой между фразами и т. п. То есть, фразировка музыкальной пьесы определяет «фразировку» мышц (чередование напряжения и расслабления) или, другими словами, «дыхание» мышц должно быть отражением «дыхания» музыки исполняемой пьесы.

В заключение следует подчеркнуть, что требования к учащемуся, исходящие из конечной цели без учета постепенного подхода к ней, не всегда оправданы (а зачастую оказываются даже вредными). Поэтому нет необходимости требовать всё сразу, хотя в некотором смысле это и верно. Всё — это то, что необходимо для данного этапа обучения. Ведь в начальный период обучения игре на баяне главным для педагога должно быть не исполнительство учащегося, а правильное формирование и закрепление исполнительских навыков — отдельных движений, приемов, действий и т. п., и прочное усвоение необходимых для этого теоретических знаний.

Денькова З. Ф.

http://as-sol.net/

Настоящая работа представляет собой попытку помочь преподавателям игры на баяне в решении некоторых методических вопросов и ряда задач, на которых более всего сосредоточивается внимание педагога в процессе практической работы. Базой для нее послужили результаты тридцатилетней деятельности класса народных инструментов и кафедры народных инструментов Киевской ордена Ленина консерватории им. П. И. Чайковского, которым руководит заслуженный деятель искусств профессор М. М. Гелис. Здесь нашли практическое разрешение такие вопросы, как планирование учебной и воспитательной работы, постановка рук с широким применением большого пальца правой руки в аппликатуре, применение двух ремней, работа мехом, штрихи и т. д.
Книга состоит из вступления и четырех глав.

Во вступлении рассказывается о роли баяна в нашей жизни, о росте культуры игры на нем.
В первой главе прослеживается происхождение и развитие баяна как русского народного инструмента, ставшего одним из наиболее любимых. История развития баяна важна для правильного освещения методики преподавания, в частности для решения одного из основных вопросов - вопроса постановки.
Во второй главе сжато изложены основные принципы советской педагогики и намечены пути их применения в практике работы педагога-баяниста.
Третья глава посвящена важнейшим вопросам организации учебной работы педагога с учениками класса игры на баяне.
В последней, четвертой, главе исследуются технические возможности баяна, трудности, встречающиеся при игре на этом инструменте и пути их преодоления.

Автор не ставит своей целью дать полную, обобщенную методику преподавания игры на баяне. Он стремится лишь помочь педагогу-баянисту хотя бы в какой-то мере улучшить систему преподавания.
В работе над книгой творческую помощь автору оказал заведующий кафедрой народных инструментов Киевской ордена Ленина государственной консерватории имени П. И. Чайковского заслуженный деятель искусств УССР профессор М. М. Гелис. Автор ему приносит свою искреннюю благодарность.
Всех, кто интересуется вопросами методики преподавания игры на баяне, автор просит присылать свои замечания и пожелания, которые он с благодарностью учтет в дальнейшей работе.

Глава II
Основные принципы обучения
Цель и задачи педагога по баяну.
Принципы воспитания
Общие вопросы обучения баяниста
Планирование учебной и воспитательной работы
Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося.
Авторитет педагога
Индивидуальный подход к ученику

Глава III
Организация работы педагога в классе игры на баяне.
Подготовка педагога к уроку.
Планирование урока
Структура урока.
Методы преподавания.
Работа над музыкальным произведением
Значение повторения репертуара
Эстрадное волнение.

Глава IV
Развитие технических средств музыкального исполнения
Качество инструмента
Общие принципы воспитания техники игры на баяне.
Постановка рук
Технические средства левой руки.
Исходное положение левой руки
Функции левой руки
Позиции левой руки
Исполнение гамм
Игра арпеджио, репетированных басов и аккордов. Подмена пальцев
Исполнение интервалов и тетрахордов
Технические средства правой руки
Особенности постановки правой руки
Ошибки зажатия
Исполнение гамм и упражнений
Техника звукоизвлечения
Динамика
Филировка.
Штрихи
Скачки
Независимость рук
Работа над этюдами