Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873 г. (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Если вы любите , по возможности хотя бы раз постойте перед картиной “Бульвар Капуцинок” Клода Моне. Для вас это будет своего рода паломничество. Потому что более импрессионисткой картины трудно представить.

К тому же у картины интересная история создания. Она прошла путь от эпитета “мазня” до всемирного шедевра. Да и сам бульвар Капуцинок – одна из самых легендарных улиц Парижа.

Теперь обо всем по порядку.

1. Картина, как золотой эталон импрессионизма

Никогда ещё неуловимость, быстротечность, мгновенность движения не были так верно переданы, как на необыкновенной картине “Бульвар Капуцинок”. Эрнест Шено.

Картина “Бульвар Капуцинок” вмещает в себя все возможные техники и приемы импрессионизма. Многие импрессионисты использовали лишь часть техник, пренебрегая остальными. Например, стремился запечатлеть сиюминутное. Но терпеть не мог работать на пленэре (на открытом воздухе), как того требовали каноны импрессионизма.

Даже у Клода Моне далеко не все работы соответствуют всем этим канонам. Зато “Бульвар Капуцинок” поистине можно назвать эталоном импрессионизма. И вот почему.

Для импрессионистов главным героем картин является свет. Им было важно передать, как от света вибрирует воздух. Как свет меняет цвета предметов. Как свет контрастирует с тенью.

Все эти эффекты есть на картине “Бульвар Капуцинок”. Свет раскрашивает платаны. Свет и тень гармонично соседствуют. И мы словно чувствуем запах зимнего прогретого солнцем воздуха.

Импрессионисты стремились запечатлеть то, что видят. Поэтому композиция отходила на второй план. На картине никакой композиции. Только удачный угол зрения. Из окна верхнего этажа. Картина – это выхваченный из действительности кадр бурлящей Парижской жизни.

Импрессионистам важно было изобразить сиюминутный момент жизни. Поэтому они работали быстро, игнорируя детали. На “Бульваре Капуцинок” детали как раз не прорисованы. Люди изображены в виде разноцветных мазков. Картину нужно рассматривать с расстояния, чтобы понять, что на ней изображено.

Импрессионисты увлекались фотографией. Особенности моментального фотоснимка использовал и Моне. Справа на балконе виднеются головы и цилиндры двух мужчин. Их изображения срезаны. Как будто они просто не влезли в кадр.

2. Картина была слишком революционной для публики

Картина была выставлена на первой выставке импрессионистов в 1874 г. Публика и критики совершенно не поняли картину. Один критик говорил, что видимо ему придётся смотреть картину из окна соседнего дома. Ведь вблизи он ровным счётом ничего не разберёт.

Ещё никогда людей не изображали на картине так “пренебрежительно”. В виде разноцветных мазков. У посетителей выставки это просто не могло уложиться в голове. Они искренне спрашивали у художника, что это за тёмные пятнышки внизу картины. И неужели они так ужасно выглядят, когда идут по бульвару.

Это были самые приличные высказывания по отношению к картине. С полос газет же в ее адрес летели эпитеты “мазня”, “обойные наброски” и прочее. Большинству обывателей того времени она категорически не нравилась.

Прошло всего 34 года с появления первой в мире фотографии. В умах людей картины ещё заменяли фотографии. Чем реалистичнее изображен человек, тем лучше. А здесь такое! Человек изображен в виде одного-двух мазков!

Кстати, в виде мазков людей решилась изобразить и . Видимо её вдохновила именно эта работа Клода Моне. Спустя 2 года она пишет картину “Вид на набережную на острове Уайт”.


Берта Моризо. Вид на набережную на острове Уайт. 1875 г. Частная коллекция.

Девочка на переднем плане изображена буквально несколькими мазками. Это лишь впечатление от девочки, а не её реальное изображение. Недаром Берту Моризо считают одним из главных представителей импрессионистов. Наряду с Клодом Моне.

3. На картине изображен легендарный бульвар

Бульвар Капуцинок – культовое место. Каждый дом здесь наполнен Парижской историей. Сама картина была написана из окна дома номер 35. Это была студия фотографа Надара.

Надару очень понравилась написанная Клодом Моне картина. Поэтому он помог организовать в своей студии легендарную выставку импрессионистов в 1874 году. Именно на ней был выставлен “Бульвар Капуцинок”. Так же, как и не менее знаменитая картина, от которой и пошло название “импрессионизм”.

На бульваре Капуцинок был проведён первый в мире киносеанс. Братья Люмьер показали зрителям 10 одноминутных фильмов. В том числе первую комедию “Политый поливальщик”. Это распространённое заблуждение, что первым фильмом был “Приближение поезда”. К моменту показа “Поезда” зрители уже знали, что такое кино.

Кстати, в фильме “Человек с бульвара Капуцинов” есть эпизод, где показывают первое кино. Это как раз “Политый поливальщик”. С названием же самого фильма его создатели просчитались. Капуцинками назывались монашек, чей монастырь стоял на бульваре. Поэтому правильно называть “Бульвар Капуцинок”.

4. За два года до написания картины Бульвар Капуцинок выглядел по-другому.

В это трудно поверить, но за два года до написания картины платанов на бульваре не было! Вернее они когда-то были. Но были все срублены … на дрова.

В 1871 году Париж был погружён в кровавый мрак. Парижская коммуна за 72 дня унесла жизни 20 000 парижан. На улицах была настоящая резня. Люди голодали, ели крыс и собак.

Париж оправился от этого ужаса очень быстро. И даже вновь высадили платаны на бульварах. Сам Моне во время Парижской коммуны уезжал из города в Англию. Там он время зря не терял. И создал несколько великолепных картин с видами Лондона.

5. Существует ещё один “Бульвар Капуцинок” Моне


Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873-1874 гг. Музей искусств Аткинса-Нельсона, Канзас-Сити, США

Вторая картина “Бульвар Капуцинок” написана после “Пушкинского” варианта. На картине бульвар изображен уже в пасмурную погоду. Мостовая мокрая от дождя. Даже влажность воздуха волшебным образом передана художником.

Бульвар Капуцинок (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Бульвар Капуцинок, Cafe de l"Olympia

Конечно, практически у каждого соотечественника имеется устойчивая ассоциация кино с бульваром Капуцинов, но далеко не всем известно, что на самом-то деле он - бульвар Капуцинок! Название этого прорубленного бароном Османом бульвара происходит от монастыря Капуцинок, стоявшего на его месте до Французской Революции. Он является вторым звеном в цепи Больших бульваров Парижа: Мадлен, Капуцинок, Итальянцев и Монмарта - бульваров, которые стали визитной карточкой Парижа, его гордостью и магнитом, притягивающим туристов со всего мира.

Бульвары когда-то были теми артериями, по которым новая жизнь вливалась в Париж.

Любители театра, живописи, кинематографа, а также просто желающие погулять среди интересных людей, выпить ароматный кофе в одном из уличных кафе, столики которых давно стали местами в зрительном зале, удобно расположившись лицом к прохожим, - теперь это называется «бульварный театр». Бульвары когда-то были теми артериями, по которым новая жизнь вливалась в Париж, такими же остаются и сейчас.

Именно отсюда - из дома № 14 по бульвару Капуцинок - 22 марта 1895 года началась эпоха синематографа: братья Люмьер впервые показали публике на большом экране кинофильм!

Расположен бульвар во втором округе Парижа, а свое название эта широкая улица получила по имени когда-то находившегося здесь женского монастыря капуцинок.

Помимо братьев Люмьер, бульвар Капуцинок рассказывает своим гостям о знаменитых французских импрессионистах, среди которых числятся Ренуар, Сислей, Моне, Сезанн, Писсарро и Дега. Когда-то они были неизвестными, но после выставки «Анонимного общества», которая состоялась в 1874-м году в здании № 35 на бульваре Капуцинок, в квартире фотографа Надара, к этим художникам пришла всемирная слава.

Сейчас эпицентр искусства на бульваре Капуцинок – это дом № 28, в котором находится знаменитый концертный зал «Олимпия», и особняк в самом начале бульвара, под номером два, - кинозал «Парамаунт опера».

На бульваре Капуцинов загляните и в знаменитое кафе Cafe de la Paix, на террасе которого когда-то сиживали Эмиль Золя, Мопассан и Оскар Уайльд. В доме № 8 писал свои прекрасные произведения знаменитый композитор Жак Оффенбах - автор «Синей бороды» и «Сказок Гоффмана», - а Стендаль приходил на работу в здание № 43.

Сейчас эпицентр искусства на бульваре Капуцинов - это дом №28, в котором находится знаменитый концертный зал «Олимпия», и особняк в самом начале бульвара, под номером два, который, как и столетие назад, остаётся кинозалом «Парамаунт Опера» и принадлежит крупной киносети «Гомон».

Выступить в «Олимпии» - мечта каждого музыканта и артиста. Зал «Олимпии» хранит память о голосе Эдит Пиаф и Людмилы Зыкиной, Луи Армстронга и Муслима Магомаева, Битлз и Шарля Азнавура.

Что ж, время бежит, мода меняется, на смену черно-белому немому кино приходит 3D, но жизнь на бульваре Капуцинок, все та же: элегантные служащие банков и адвокатских контор неспешно обедают, почитывая «Фигаро», вздыхают у витрин молоденькие стажерки, надев лучшие платья и изысканные перчатки. Приходите на бульвар Капуцинок под вечер посидеть в кафе как Мопассан и Золя, послушать романтичную французскую музыку или посмотреть кино.

Как добраться

До бульвара Капуцинок можно добраться от станции RER Auber, станций метро Opéra, Havre-Caumartin, Chaussée d’Antin La Fayette, либо от вокзала Сен-Лазар. Начинается бульвар от улицы Людовика Великого (rue Louis-le-Grand) и Шоссе Д Антан (rue de la Chaussée-d’Antin) и заканчивается на ул. Капуцинок (rue des Capucines) и Комартан (rue de Caumartin). К слову, длина одного из известнейших бульваров Парижа - 440 метров.

Адрес: Boulevard des Capucines, Paris

Бульвар Капуцинок относится к одному из звеньев системы Больших парижских бульваров, ставших визитной карточкой столицы Франции. Он граничит с бульварами: Мадлен на юго-западе и Итальянским на северо-востоке.

Кинотеатр Гомонт Опера:

Улица с двумя пешеходными тротуарами, отделенными от автомобильной дороги рядами деревьев, расположена на территории второго округа Парижа. Ее нумерация начинается от улиц Луи ле Гран/Шоссе д’Антен и заканчивается на перекрестке, соединяющем Капюсин, Комартен и Сез.

  • Протяженность бульвара Капуцинок — 440 метров.
  • Общая ширина — 35,4 метра.

Особенности

Широкие улицы с аллеями сыграли важную роль в планировке и социальном развитии Парижа. В свое время они «оздоровили» атмосферу неблагополучных районов и оказались той артерией, по которой в город начала вливаться совершенно иная жизнь. Бульвары стали излюбленным местом для беззаботных прогулок парижан и породили понятие «бульварный», ассоциирующееся с легкомыслием, празднеством и не слишком хорошим вкусом (роман, пресса, театр и пр.).

Панорама бульвара Капуцинок:

Бульвар Капуцинок не стал исключением, но его особенности позволили улице прославиться на весь мир. Именно здесь прошел первый сеанс синематографа, определилось новое направление в искусстве — импрессионизм, и формировалась богемная атмосфера. В этой части Парижа находится всемирно известный концертный зал, о выступлении в котором мечтает каждый певец. На бульваре можно встретить именитых актеров, а на фасадах — увидеть мемориальные доски с именами знаменитостей.

Улица, как и много лет назад, остается оживленной и шумной. Сюда приходят просто прогуляться, заняться шоппингом, посидеть в кафе и с головой окунуться в местный колорит.

Название

Своим нынешним названием бульвар Капуцинок обязан монастырю Ордена бедных кларисс-капуцинок, относящихся к женской ветви Ордена францисканцев. Вдоль южной части улицы когда-то простирались сады обители. Сам монастырь был снесен в 1806 г. при прокладке одной из известных улиц Парижа — Рю-де-ля-Пэ, носившей до 1814 г. имя императора Наполеона.

В фильме «Человек с бульвара Капуцинов» упоминается ошибочное название улицы.

История

Упоминания о бульваре прослеживаются с 1676 г. Изначально ее называли Нижним валом, так как прокладка велась вдоль рва снесенной по приказу Людовика XIV крепостной стены. В период Французской революции участок современного бульвара Капуцинок был частью бульвара Черутти.

Масштабная перепланировка города Жоржем Эженом Османом подарила французской столице современный облик. Границы бульвара Капуцинок окончательно сформировались в 1860-х гг., после разделения его линии Place de l’Opéra. Строительство зданий продолжалось в период XIX — начала XX вв.

«Бульвар Капуцинок» Клода Моне

Картина импрессиониста К. Моне, написанная в 1873 г., была впервые выставлена в ателье Надара. На ней представлены парижане, вышедшие на бульвар Капуцинок для празднования карнавала. В настоящее время полотно находится в Государственном музее истории искусств им. Пушкина. Еще одно произведение художника, имеющее немного иной сюжет, написано в том же году. Работа хранится в Музее искусств Нельсона-Аткинс.

К известным картинам «Бульвар Капуцинок» относятся еще два полотна:

  • К. Коровина (1911 г.) — размещена в Государственной Третьяковской галерее;
  • Жана Беро — находится в частной коллекции.

Достопримечательности

Несколько фактов, связанных с домами бульвара Капуцинок, помогут превратить прогулку в увлекательное путешествие.

№ 2 — кинотеатр Гомонт Опера. Объект построен во второй половине XIX в. на месте сгоревшего театра Водевиль, заменившего, в свое время, отель Монморанси. Здание в конце 1920-х гг. было выкуплено компанией Paramount и переоборудовано под кинотеатр Paramount-Opera. В 2007 г. комплекс перешел EuroPalaces и получил новое название — Gaumont Opéra. Здание расположено на углу бульвара Капуцинок и улицы Шосе д’Антен.

№ 5 — в доме находился фотосалон Пьера-Луи Пьерсона, специализировавшегося на портретной съемке. В течение 40 лет, начиная с 1856 г., его постоянной моделью была итальянская графиня ди Кастильоне (урожденная Вирджиния Ольдоини). Пару лет она состояла в любовной связи с Наполеоном III, что позволило женщине быстро «выйти в свет». За годы сотрудничества фотограф сделал более 400 снимков Вирджинии, в том числе ее ног и ступней. Большая часть работ храниться сегодня в американском Метрополитен-музее.

№ 8 — место проживания и смерти композитора Оффенбаха — кумира Больших бульваров. Среди его произведений — оперная классика «Сказки Гоффмана» и оперетта «Синяя борода».

№ 14 — в здании размещалось знаменитое Grand Café, где братья Люмьер 28.12.1895 г. организовали первый коммерческий кинопоказ. Публике представили несколько короткометражек, но, вопреки сложившемуся мнению, фильм «Прибытие поезда» в этот раз не был показан. В одном из помещений свои первые эксперименты проводил В. Рентген.

№ 24 — здесь проживала Мистенгет, знаменитая французская певица, киноактриса и королева мюзик-холла. Она родилась в семье разнорабочего и портнихи, в 10 лет дебютировала на сцене, работала в «Мулен Руж» и «Фоли Бержер», снялась как минимум в 60 фильмах.

№ 28 — действующий концертный зал «Олимпия». Его легко узнать по гигантскому рекламному щиту красного цвета. Сегодня зал известен во всем мире.

№ 35 — здесь располагались ателье и квартира фотопортретиста, писателя, воздухоплавателя и журналиста Надара. Он снимал Гюго, Делакруа и Бодлера, проводил аэрофотосъемки. В 1874 г. Надар организовал первую выставку картин еще неизвестных миру импрессионистов — Ренуара, Мане, Моне и др. Здесь демонстрировалась картина Клода Моне «Впечатление» (Impression), давшая название новому художественному направлению живописи.

№ 37-43 — бывшее здание Министерства внутренних дел. У его входа в марте 1842 г. потерял сознание Стендаль, получив, как предполагается, апоплексический удар. Он умер дома в тот же вечер, не приходя в сознание. В 1848 г. на углу здания раздался исторический выстрел, послуживший началом очередной революции, приведшей к провозглашению Второй республики.

Концертный зал на бульваре Капуцинок

Выступить в знаменитой «Олимпии» мечтают все певцы и музыканты. В нем звучали голоса мировых звезд — Ш. Азнавура, Э. Пиаф, Д. Дассена, Ив Монтана, П. Каас, М. Матье, Л. Паваротти, Л. Зыкиной, Н. Сличенко, М. Магомаева, А. Пугачевой и многих других.

Здание было построено в 1893 году на месте снесенного по требованию префектуры аттракциона «Русские горки». Изначально здесь проводились цирковые выступления, ставились опереточные спектакли, балет и мюзиклы.

В период 1929-44 гг. в «Олимпии» вынужденно демонстрировались кинофильмы, а в 1954 г., благодаря усилиям нового директора Брюно Кокатрикса, она получила статус концертного зала. К сожалению, после его смерти здание стало постепенно приходить в упадок. Ходили даже слухи о том, что его намерены снести. Однако в 1993 г. министр культуры позаботился о сохранении «Олимпии» и подписал приказ о реконструкции объекта, воссоздании фасада и оригинального интерьера. Сегодня концертный зал на бульваре Капуцинок является одним из самых престижных в мире.

Рестораны и кафе

На бульваре Капуцинок расположено много кафе, ресторанов и закусочных, где предлагают отведать блюда французской, итальянской, китайской и даже русской кухни. Посетители предпочитают располагаться в уютных залах или на летних площадках лицом к прохожим, чтобы побывать в атмосфере «бульварного театра».

Наиболее известные и популярные точки общественного питания:

  • кофейня «Starbucks»;
  • «Café de la Paix»;
  • «Opéra Mandarin»;
  • «Grand Café«;
  • «Hippopotamus».

Магазины

Бутики известных мировых и французских брендов встречаются на всем протяжении бульвара Капуцинок. Это — Mango, Jacadi Paris, ZARA, Benetton, Samsonite, Swatch, Bucherer, Lacoste и т. д.

В магазинах можно приобрести женскую, мужскую и детскую одежду, обувь, ювелирные украшения и парфюмерию, сувениры и модные аксессуары, эксклюзивные часы, чемоданы и бытовую технику. В одном из них — «Fragonard» — разместился музей духов, где милые дамы могут узнать их историю и приобрести флакончик-другой по ценам производителя.

Чуть в стороне от бульвара находятся продуктовые маркеты и шоколадные магазины.

Развлечения

Конечно же, на улице, где родился синематограф, нужно обязательно сходить в кинотеатр. Для посещения концертного зала «Олимпия» потребуется заранее приобрести билет.

Практически на бульваре Капуцинок расположена Парижская опера и музей, где выставлены экспонаты, так или иначе связанные с миром классической музыки.

Как добраться до бульвара Капуцинок

Вдоль улицы курсируют автобусы № 42 и 52. Остановки — «Capucines — Caumartin» и «Opera Rue de la Paix». До «Опера Гарнье» можно доехать автобусами № 20, 27, 29, 66, 68, 81, 95, N15, N16.

Станции метро, расположенные в 3-5 минутах ходьбы:

  • «Havre-Caumartin» — линии 3 и 9;
  • «Chaussée d’Antin La Fayette» — линии 7 и 9;
  • «Madeleine» — линии 8, 12, 14.

Станция пригородных электричек «Auber» линии RER A находится в 250 метрах от бульвара.

От железнодорожного вокзала Сен-Лазар до бульвара Капуцинок можно дойти пешком за 10 минут. Расстояние — около 800 метров.

Крытая автомобильная парковка расположена по адресу Rue de Caumartin, 7.

В столице Франции работает мобильное приложение вызова такси Uber.

Бульвар Капуцинок — видео

«Бульвар Капуцинок» был написан незадолго до знаменитой выставки 1874 года, когда, собственно, появился термин «импрессионизм». Моне, находившийся в студии своего друга фотографа Надара, словно бы сделал кадр, остановив на мгновение суетливую жизнь бульвара.

Дом № 35 на Бульваре Капуцинок — студия Надара. Здесь проходила выставка 1874 года, и здесь же Моне писал «Бульвар Капуцинок». Источник: wikipedia.org

Моне обрывает композицию: фигуры мужчин справа обрезаны, из панорамы бульвара выхвачен, казалось бы, непримечательный фрагмент. Однако художник и не ставил целью выделить что-либо конкретное на улице, но постарался передать эффект беглого взгляда в окно. Солнечный свет, яркие краски в толпе усиливают ощущение темпа столичной жизни и атмосферы на улице.


«Бульвар Капуцинок», 1873. Источник: pushkinmuseum. art

Во второй половине XIX века Бульвар Капуцинок был одним из центров культурной жизни Парижа. Помимо первой выставки импрессионистов в фотостудии Надара, здесь прошел премьерный публичный кинопоказ братьев Люмьер и работал концертный зал «Олимпия», существующий до сих пор. Свое же название бульвар получил от женского монастыря капуцинок, который был создан по приказу Людовика XIV. В середине XIX века бульвар кардинально переделали, спилив часть деревьев и расчистив место под Площадь Оперы.


Источник: paris1900. lartnouveau.com

Судьба художника

С 1858 года, когда Оскар-Клод Моне (кстати, до 22 лет Моне называли Оскаром, но затем он решил отказаться от этого имени, оставив Клод) впервые отправился на пленэр, и до смерти в 1926 году он не переставал писать. После того, как Буден, по признанию живописца, раскрыл ему глаза, он начал воспринимать мир в отражении солнечных лучей. Неизменным источником вдохновения была природа.


Клод Моне в своем саду. Источник: archive.ru

Уже в подростковом возрасте Моне показал семье и учителям, что не собирается следовать правилам. На уроках он откровенно скучал, сбегал из школы и справиться с ним было невозможно. «Когда поднималось солнце, море становилось прекрасным. Было так здорово бегать по высоким скалам на свежем воздухе или со всего разбегу бросаться в воду», — вспоминал Моне, сохранивший верность морю и любовь к нему на всю жизнь.


Скалы в Бель Иль (Пирамиды Порт-Котон. Бурное море), 1886. Источник: pushkinmuseum. art

После скоропостижной кончины матери образованием ребенка занялась его тетя Жанна Лекард. Она увлекалась живописью и, узнав о тяге мальчика к искусству, начала поддерживать его, в том числе, нашла ему учителей.

Весной 1861 года Моне призвали в армию. Семья предложил откупить его взамен на согласие оставить живопись. Но Моне не согласился и отправился служить в Алжир. Позже он признавался, что краски Африки повлияли на его стиль: «Я постоянно видел что-то новое. В моменты отдыха я пытался запечатлеть то, что видел. Вы не можете себе представить, насколько расширились мои познания и как изменилось мое восприятие. Сначала я не отдавал себе отчета в том, что впечатления от цвета и света, полученные там, со временем упорядочатся, но зерно моих будущих поисков было посажено именно там».

В 1865 году Париж заговорил об Эдуарде Мане. Его полотно « » заставило критиков понервничать. Моне же и другие молодые художники встретили полотно с восторгом, попытавшись создать свои интерпретации на ту же тему.


«Завтрак на траве», 1866. Полотно, написанное Моне под впечатлением от картины Эдуарда Мане. Источник: pushkinmuseum. art

Созвучие фамилий крайне раздражало последнего. «Кто такой этот Моне? — вопрошал Эдуард. — Он позаимствовал мое имя, чтобы воспользоваться той шумихой, которая поднялась вокруг него». В свою очередь Моне уважал Мане и с восхищением отзывался о тех работах, которые хулили все.

Понятие «импрессионизм» родилось на выставке 15 апреля 1874 года. Один из журналистов, готовя разгромную рецензию, взял название картины Моне «Впечатление» и «обозвал» всех участников вернисажа впечатленцами, то есть импрессионистами. То, что должно было стать оскорблением, в итоге зазвучало гордо. И хотя само направление прожило около 15 лет — затем его вытеснили другие измы и прочие течения, — оно стало вехой в истории искусства.


« ». Картина, давшая имя импрессионизму.

Бульвар Капуцинок, иногда ошибочно называемый бульваром Капуцинов, после просмотра ставшего уже классикой фильма «Человек с бульвара Капуцинов», является одним из так называемых

Назван этот бульвар по названию стоящего здесь когда-то монастыря капуцинок.

Чем же знаменит бульвар Капуцинок ? Конечно, своей историей, а историю делают люди. Какие же знаменитости бывали или жили здесь, что происходило на этом бульваре?

В доме № 8 творил свои волшебные произведения композитор Жак Оффенбах , автор «Сказок Гоффмана», «Синей бороды». А в доме № 43 в XIX веке находилось министерство иностранных дел Франции, куда каждый день ходил на работу Анри Бейль, более известный нам как Стендаль .

На бульваре Капуцинок состоялся первый показ кинофильма «Прибытие поезда», продемонстрированного братьями Люмьер . С тех пор мы с удовольствием ходим в кино.

А кинотеатр Paramount , кстати, расположен совсем недалеко, в доме № 2 на этой же улице. Интересно, что билеты в кино во Франции заранее не продают, очередь перед началом сеанса выстраивается на улице. Только по окончании предыдущего сеанса, запускают следующую партию зрителей, фойе-то для ожидания нет.

После кино можно зайти в кафе, выпить чашечку кофе, например, в знаменитое Cafe de la Paix . Когда-то на террасе этого кафе сиживали писатели Оскар Уайльд, Мопассан, Эмиль Золя. Можете посидеть за столиком, размышляя о том, что, возможно, именно с этого места один из знаменитостей мировой литературы,смотрел на раскинувшуюся перед ним панораму бульвара.

Клод Моне "Бульвар Капуцинок в Париже"

Но бульвар Капуцинок знаменит не только писателями и композиторами. Его история неразрывно связано и с художниками-импрессионистами.

В 1874 году в доме № 35 по бульвару Капуцинок, в квартире фотографа Надара состоялась выставка «Анонимного общества», на которой были представлены работы никому не известных тогда Ренуара, Моне, Писсарро, Сислея, Сезанна, Дега .

Слава придет к ним лишь через несколько лет. Кстати, на этой выставке была представлена и знаменитая картина Клода Моне под названием «Бульвар Капуцинок в Париже ». Художник запечатлел вид из окна дома № 35 на оживленный бульвар.

В доме № 28 находится известнейший концертный зал Парижа — . Здесь выступали все великие французские шансонье. Зал отремонтирован и перестроен, но фасад сохранился таким же, как во времена Эдит Пиаф, Ива Монтана, Мориса Шевалье.

Концертный зал "Олимпия"

Вот такая история у этого небольшого, длиной всего 440 метров тенистого бульвара Капуцинок . Когда будете по нему прогуливаться, не забудьте взглянуть на номера домов, вспомните былое, ведь почти каждый дом хранит отзвуки тех или иных исторических событий.