Что значит лучше поздно чем никогда. Лучше поздно, чем никогда или раскрой себя и лучше пораньше

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Лучше поздно, чем никогда

ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА . Эта фраза говориться в тем, кто делает что-либо с опозданием, либо как призыв к действиям, если кто-то уже сомневается в необходимости запоздалых решений, поступков. Пословица интернациональная, восходит к лат. Potius (Pmestat) sero quam nunquam. Ее употребляли многие античные писатели, например, Тит Ливии в знаменитой «Истории». Часто цитируется и как французская поговорка: Mieux vaut tard quejamais. Английская: Better late than never. Испанская: Mas vale tarde que nunca. Итальянская: Meglio tardi che mat. Немецкая: Besser spat als nie. Польская: Liepiejpoino niz nigdy. ffi.

Теперь всем известная поговорка "Лучше поздно, чем никогда!" является хорошим стимулом для действий. Если раньше не было возможности для осуществления заветных целей или какие-либо мысли не приходили вам в голову - вы сейчас сетуете: "Вот бы сбросить годков двадцать....Или вернуться в прежние времена..., тогда бы...!!! Но окружающие все чаще говорят: "Начинай сейчас! Ещё многое успеешь" И этому есть множество подтверждений в литературе, интернете и других информационных источниках, когда люди начинали заниматься своей фигурой после 50 лет и достигали неимоверных результатов, становились писателями, зарабатывали себе состояние, достигали финансовых высот, воплощали любые задумки в реальность...

Несколько ярких тому примеров:

Американец Джон Рейнтон, до 69 лет проработав водителем грузовика, ушел на заслуженный отдых, чтобы проведя почти 7 лет в наскучившем ему безделье, собрать таких же, как он, пенсионеров, и организовать фирму «бабушек и дедушек по вызову», чьими клиентами стали дети, у которых не было своих дедушек и бабушек. Дело оказалось настолько успешным, что уже через 3 года у фирмы появились филиалы в 12 штатах, а сам Джон Рейнтон стал миллионером.

А вот две женщины (ниже на видео), участницы соревнований по бодибилдингу: 73-летняя Келли Нельсон и ее 45-летняя дочь Колин. Келли начала тренироваться в возрасте 53 лет у себя дома. Позже она стала ходить в местный тренажерный зал. К занятию фигурой приобщила и свою дочь. Думаю не каждая 20-летняя девушка может похвастаться такими идеальными формами!

Давайте рассмотрим другую сторону этой фразы. Всегда ли мы должны руководствоваться ей?

Есть очень много дел в жизни, которые становятся неактуальными со временем. Бывает, что мы что-то не успели, так как приоритетом в то время были другие ценности! И всю свою жизнь мы лелеем мечту о несбывшихся надеждах и живем прошлым!

Вот мечтали стать врачом и не получилось! Так может сейчас и не хвататься за эту идею, а продолжать свой профессиональный рост в текущем направлении и искать здесь позитив?!

Людей, живущих вчерашним днем среди нас хватает!

Как-то моя знакомая долго собиралась привести в порядок дела на работе. Говорила, что хочет все документы сделать идеальными, пересмотреть старые отчеты, подкорректировать планы, почистить папки... И вот наконец-то ей удалось посвятить на это часть своего драгоценного времени! И!.... Через неделю их организацию переформировали. Все идеальные папки теперь гниют в гараже....

Может лишний раз стоит реально оценить ситуацию, правильно расставить акценты, посмотреть в будущее, выбрать отличную перспективу для своей цели и не руководствоваться фразой "Лучше поздно, чем никогда". А сказать себе: "Это уже не важно, буду жить настоящим моментом и думать о другом...!"

И всё же! Не будем забывать самые главные ценности нашей жизни - это ценности общения!

Лучше поздно, чем никогда: Подарить любимому улыбку, ласковое слово! Дать любовь своим детям, заботу и понимание родителям!

В суете жизни мы часто становимся , а когда вспоминаем об этом, то порой слишком поздно! Дети вырастают, родители уходят... И изменить время мы уже не в силах!

Вспомните, сколько добрых слов вы сегодня направили другим людям?

Не случится ли в жизни такое, что ваш ребенок так и не узнает насколько вы его любите?

Добрые чувства, слова признания - пусть они сопровождают вашу жизнь. И фраза "Лучше поздно, чем никогда " станет немного другой: "Чем раньше, тем лучше!"

Приветствуется и разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт . Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!

«Лучше поздно, чем никогда» - пословица со смыслом. Всем надо выполнить работу, но часто лень мешает нам это сделать. В результате мы полностью забрасываем работу, и не можем найти в себе силы снова за неё взяться.Да, конечно, закончить работу вовремя очень важно, но намного важнее вообще её закончить. Вот здесь и кроется смысл пословицы «лучше поздно, чем никогда», которая говорит, что ничего страшного в том, что вы не уложились в срок, ведь главное - достичь поставленных целей. В этом смысл.

Если вы будете думать, что выполнить какую-то задачу невозможно, то так и будет, потому что так и не соберётесь за неё взяться. Такова человеческая природа - когда думаешь, что работа сложная, ты просто решаешь её бросить. И здесь важно осознать тот факт, что это не выход.

Человек, который действует медленно, но верно, тоже может выиграть гонку.

Лучше выполнить работу поздно, чем вообще не выполнить её.

Лучше поздно, чем никогда,
Лучше никогда, чем со злом.
Лучше став никем, в никуда,
Чем забыв друзей, стать царьком.

Лучше с милой жизнь в шалаше,
Чем жить без любви во дворцах.
Лучше слушать совесть в душе,
Чем пророков, лживых в словах.

Лучше солнце пусть припечёт,
Чем в тени всю жизнь прозябать.
Лучше за поступок пусть бьёт,
Жизнь, чем в ней бояться решать.

Лучше согревая, сгореть.
Пеплом став, вонь тлена не знать.
Чем дав копоть, жизнь свою тлеть,
И тепла, потухнув не дать.

Лучше поздно, чем никогда,
Лучше никогда, чем во вред.
Лучше в свет сквозь бед холода,
Чем во мрак, скрываясь от бед...

Комар носа не подточит

Этот фразеологизм у всех славянских языках. Сначала под фразой "комар носа не подточит" понимали плотно подогнаны доски, бревна, камни, между которыми трудно было просунуть даже такой тонкий и острый предмет, как комариный нос. В наше время фразеологизм "комар носа не подточит" используют для определения качественной работы, в которой трудно найти недостатки.

Корень зла

В Библии выражение употреблено в смысле "основа, первоисточник зла". Такое значение он имеет и в современном языке.

Капля камень точит

Выражение "Капля камень точит не силой, а частым падением" приписывают многим известным людям - поэтам и ученым, в частности Овидию.

К такому выводу люди пришли в результате длительных наблюдений. Действительно, если она даже по капле в течение длительного времени падает на твердый камень, постепенно его поверхность шлифуется, а затем появляется углубление.

Фразеологизм "капля (воды) камень точит" означает, что даже самую сложную проблему можно решить, если непрестанно прилагать усилия, даже незначительных.

Лучше поздно, чем никогда

Автором фразеологизма является древнеримский историк Тит Левий, который использовал его в своей большой работе "Римская история основания города". Над ней Тит Левий работал почти сорок лет, а состоял произведение из ста сорока двух книг. Во многих языках фразеологизм "лучше поздно, чем никогда" приобрел широкого потребления. В переносном смысле - это поощрение, одобрение действий человека, который сделал, хоть и с опозданием, важную, необходимую, благородное дело.

Крез. Быть богатым как Крез

Общеизвестным имя лидийского царя Креза стало благодаря его несметными богатствами. Крез был не только богатым, но и щедрым: делал большие жертвоприношения во время войны с Персией. Он потерпел поражение, но избежал сжигания, потому что царь-победителю понравились его слова: "Не следует считать себя счастливым человеком, пока жизнь не подошло к концу". Со временем имя "Крез" приобрело общего значения "богатой".

Крылатое слово (выражение)

Выражение принадлежит древнегреческом поэту Гомеру. В его поэмах "Илиада" и "Одиссея" повторяется несколько раз. Гомер называл слова "крылатыми" потому, что они как бы перелетают из уст того, кто говорит, в уши слушающего. Теперь и сам выражение стало крылатым. Его употребляют в значении: меткое выражение, афоризм, популярная цитата.

Крокодиловы слезы

Еще древние наблюдали: крокодил, когда ест жертву, особенно человека, то плачет, но есть не перестает. Поэтому крокодиловы слезы стали символом неискреннего, лицемерного сочувствия.

Круговая порука

Круговая порука - это система коллективных обязательств жителей одного округа перед властью, существование которой отражено еще в "Русской правде" Ярослава Мудрого (XI в.). Она сохранялась почти до начала XX в. в сельских общинах. Если общину облагали податью, собирали какие-то средства (казенные, земские), она должна была гарантировать их выплату. Даже если кто-то уклонялся от своего вклада совершал позорный поступок, отвечала все общество в случае отказа участвовать в каком-то беззаконии он все равно должен был нести ответственность со всеми членами. Фразеологизм "круговая порука" означает взаимную ответственность в определенной социальной среде, коллективе, группе за кого-то, что-нибудь. Есть и другое значение: взаимное воздержание от честного признания, сокрытие чего-то (с целью спасения, вознаграждения и др.). Формула "один за всех, а все за одного" тоже относится к круговой поруки.

Куда ни кинь - всюду клин

Во времена Киевской Руси общинные земли распределяли между крестьянами небольшими участками, чтобы всем поровну достались наделы на хорошей и песчаной и неплодородной земле. Владельца каждого клина (одна восьмая десятины или 1,25 сотки) определяли жеребьевкой. Так все поля были разбиты на клинки крестьянской земли, ни одного целого хорошего угодья не было. Не хватало плодородных почв, а на небольшом клинке много не вырастишь. Часто между крестьянами поэтому возникали недоразумения. Клин становился между людьми. Отсюда и выражение "вбить клин", то есть разъединить, поссорить.

Фразеологизм "куда ни кинь - всюду клин" означает безвыходность ситуации.

«Оттон» - одна из «исторических» опер Генделя, хотя достоверная передача известных историкам фактов создателей произведения заботила мало (либретто было заимствовано у Стефано Паллавичино и переработано верным другом и коллегой Генделя, Николой Хаймом). В эпоху барокко реальные события и герои были, грубо говоря, лишь «поводом» для сочинения сценических интриг и «ювелирных» мелодий. И музыка в этом проявлении не одинока среди других искусств. В сюжете есть всё необходимое: воссоединение семьи, переодевание аристократа в пирата, самозванец в роли императора и жениха, похищение невесты, побег из темницы, жажда мести, горячая любовь и торжество добра.

Музыка представляет собой концентрацию лирики, способную стать роковой для гипногенных центров головного мозга: кантиленных арий здесь больше, чем бравурных, что, возможно, является одной из причин более низкой популярности «Оттона» в сравнении со многими другими операми того же композитора. Это несправедливо, потому что музыка здесь гениальна, как и всегда у Генделя, и фантастически красива.

Главные роли на премьере исполняли «классическая» примадонна Франческа Куццони (Феофано), которую Гендель чуть не выбросил в окно за нежелание исполнить арию Falsa imagine ; Сенезино (Оттон), один из самых знаменитых кастратов того времени; Гаэтано Беренштадт (Адальберто), тоже кастрат, часто певший злодеев из-за легендарной непропорциональности своего тела; Джузеппе Мария Боски (Эмирено); Маргерита Дурастанти (Джисмонда), ещё одна генделевская примадонна; и Анастасия Робинсон (Матильда), любимица Генделя и «королева» ролей второго плана в его операх.

Лондонская премьера состоялась в 1723 году в Театре на Сенном рынке, а российская - только сейчас, в Концертном зале имени Чайковского, что в сочетании с набором талантливейших исполнителей придаёт этому событию особую исключительность.

Марианна Беата Килланд (Оттон) радует великолепным музыкальным вкусом, отлично владеет дыханием и прекрасно выводит кантилены. Джоан Ланн (Феофано) пленяет красивым лёгким голосом, хотя в высоком регистре иногда превращается в «гудок», а исполнение в целом звучит несколько однообразно. Александр Миминошвили (Эмирено) - наиболее «актёристый» из всех солистов. Мне кажется, что его голос больше подходит для исполнения сочинений Россини, а в барочной опере я услышал небольшие шероховатости, что, впрочем, нисколько музыке не мешало. Анна Бонитатибус (Джисмонда) - певица очень профессиональная. Царица pianissimo : реприза арии V ieni, o figlio - настоящий шедевр поющегося шёпота. Юрий Миненко (Адальберт) обладает красивейшим тембром, безупречной техникой и проникновенной эмоциональностью. В первой своей арии он ушёл на «мужской» голос, но сделал это очень естественно и ровно, и затем к подобным «фокусам» не прибегал. Голос Ромины Бассо (Матильда) имеет самую тёмную окраску: он идеально подошёл бы к исполнению ролей колдуний. Единственное, что напрягало лично меня - «пропадание» последних звуков во фразах, хотя, с другой стороны, этот приём не лишён выразительности.

Дуэты, а их в «Оттоне» целых два, и заключительный «хор» продемонстрировали прекрасную способность певцов и к «слиянию» своих голосов, и к абсолютной гармонии неравнозвучных тембров. Сияющий дирижёр Кристофер Мулдс блестяще подготовил эту оперу с виртуозным и чутким Государственным академическим камерным оркестром России.

Одним словом, «Оттон» стал настоящим праздником музыки. Как оркестранты, так и певцы продемонстрировали лучшие свои качества и искреннюю любовь к рождающимся по их воле звукам.

Фото: Предоставлены пресс-службой Московской филармонии

Все права защищены. Копирование запрещено.