Дмитрий Шостакович: биография и творчество. Интересные факты из жизни

Творчество Дмитрия Шостаковича великого советского музыкально-общественного деятеля, композитора, пианиста и педагога кратко изложенное в этой статье.

Творчество Шостаковича кратко

Музыка Дмитрия Шостаковича разнообразна и многопланова по жанрам. Она превратилась в классику советской и мировой музыкальной культуры XX столетия. Значение композитора как симфониста огромно. Он создал 15 симфоний с глубокими философскими концепциями, сложнейшим миром человеческих переживаний, трагическими и острыми конфликтами. Произведения пронизаны голосом художника-гуманиста, борющегося против зла и социальной несправедливости. Его неповторимый индивидуальный стиль подражал лучшим традициям русской и зарубежной музыки (Мусоргскому, Чайковскому, Бетховену, Баху, Малеру). В Первой Симфонии 1925 года проявились лучшие черты стиля Дмитрия Шостаковича:

  • полифонизация фактуры
  • динамика развития
  • частичка юмора и иронии
  • тонкая лирика
  • образные перевоплощения
  • тематизм
  • контраст

Первая симфония принесла ему известность. В дальнейшем он научился сочетать стили и звуки. Кстати, Дмитрий Шостакович имитировал звук артиллерийской канонады в своей 9-й симфонии, посвященной блокаде Ленинграда. Как Вы думаете, с помощью каких инструментов Дмитрий Шостакович имитировал данный звук? Сделал это он при помощи литавр.

В 10-той симфонии композитор внедрил приемы песенных интонаций и развертывания. Последующих 2 произведения ознаменовались обращением к программности.

Кроме того, Шостакович внес свой вклад в развитие музыкального театра. Правда, деятельность его ограничивалась редакционными статьями в газетах. Опера Шостаковича «Нос» была настоящим оригинальным музыкальным воплощением повести Гоголя. Она отличалась сложными средствами композиторской техники, ансамблевыми и массовыми сценами, многоплановой и контрапунктической сменой эпизодов. Важным ориентиром в творчестве Дмитрия Шостаковича была опера «Леди Макбет Мценского уезда». Она отличалась сатирической остротой в характере негативных персонажей, одухотворенной лирикой, суровым и возвышенным трагизмом.

Также влияние на творчество Шостаковича имел и Мусоргский. Об этом говорит правдивость и сочность музыкальных портретов, психологическая углубленность, обобщение песенных и народных интонаций. Все это проявилось в вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина», в вокальном цикле под названием «Из еврейской народной поэзии». Дмитрию Шостаковичу принадлежит важная заслуга в оркестровой редакции «Хованщины» и «Бориса Годунова», оркестровке вокального цикла Мусоргского «Песни и пляски смерти».

Для музыкальной жизни Советского Союза крупными событиями было появление концертов для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, камерных произведений, написанных Шостаковичем. К ним относят 15 струнных квартетов, фуги и 24 прелюдии для фортепиано, трио памяти, фортепианный квинтет, циклы романсов.

Произведения Дмитрия Шостаковича — «Игроки», «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда», «Золотой век», «Светлый ручей», «Песнь о лесах», «Москва — Черёмушки», «Поэма о Родине», «Казнь Степана Разина», «Гимн Москве», «Праздничная увертюра», «Октябрь».

(1906-1975).

Великий русский композитор XXв. Явление не только в муз., но и в мировой культуре. Его музыка – самая полная правда о его времени, высказанная в иск-ве. Она высказана не писателем, а музыкантом. Слово было исключено, обесчестено, но звуки остаются свободными. Трагич. время – тоталитарное время советской власти. Прокофьев и Шостакович - 2 гения, муз. возможности равны. Прокофьев – европейский гений, а Шостак. – советский, голос своего времени, голос трагедии своего народа.

Творчество многогранно. Охватил все жанры и формы своего времени: от песни до оперы и симфонии. Большое содержание: от великих трагических событий до бытовых сцен. Музыка его - это исповедь от 1-го лица, явл. и проповедью. Присутствует главная тема - столкновение добра и зла. Трагедийное восприятие. Безжалостное время, губительное для совести. Он решал, как выстоять человеку. Разные облики зла. В музыке новая гармония (хаос, додекафония). Стиль: муз. XXв. со всеми сложностями. Мелодика не явл. главной в XXв, она стала инструментального характера.

У Шостаковича 2 типа:

Мелодии, идущие вширь - 5 симф.1ч.ПП.

Мелодии вглубь - 5 симф.1ч.ГП.

Широкий диапазон, ходы на широкие интервалы, изломанность.

ЛАД - свой собственный минорный, фригийский минор с пониженной 2и 4ст. От рус. муз. идет ритмическая свобода - частая смена метра. Образы зла - механичные.

Полифония - крупнейший полифонист XXв., важна часть средств выразительности, расширил сферу применения полифонии. Фуга, фугато, канон, пассакалия - траурное шествие. Шостакович возродил этот жанр. Фуга в симфонии, в балете, в кино.

Симфонизм Шостаковича и его роль в муз. культуре XX века. Проблематика. Характерные черты драматургии и строение цикла.

Явление в мировой культуре. Симфония сделала Шостаковича великим рус. композитором, образцом нравственной стойкости. Он был и философ, и художник, и гражданин. Симфонии - инструм. драмы, в которых воплощается его понимание жизни.

Симфоническая драматургия:

-написана в сонатной форме, но в медленном темпе. Композитор начинает с размышления, а не с действия. Конфликт начинается между экспозицией и разработкой. Кульминация-конец разработки, начало репризы. Реприза неточная (Ленинградская симфония).

-скерцо 2-х типов. 1)традиционная жизнерад. наивная музыка.2)злое - сатира, мрачная фантастика.

-медленная-полюс высокого, образы добра, чистоты, иногда форма пассакалии.

4ч- финал, героический характер, гротескные, ироничные, карнавальные, реже лирические финалы.

Симфония №1 фа минор 1925. Написана в 19 лет. Это событие внутри страны и зарубежом.4 части. Она причудливая, странная.1ч в сонатной форме. ГП - причудливый марш, ПП - вальс. По окончанию консерватории вышел в советскую жизнь, начин. время экспериментов. Писал муз. к фильмам, театральным постановкам, написал 2 симфонию.

2 симфония «Посвящение Октябрю».

3 симфония «Первомайская»-одночастные, с хорами на стихи комсомольских поэтов. Полны энтузиазма, радости строения нового мира.

2 балета : «Золотой век», «Болт»

Симфония

Опера «Леди Макбет Мценского уезда». Поставлена успешно, затем разгромлена, изгнали лет на 30, запретили исполнять симфонию. Это переломное время для Шостаковича. Сознание его становится раздвоенным.

Д. Шостакович. Симфония №5 ре минор. Проблематика произведения и её раскрытие в конфликтной музыкальной драматургии.

Симфония покаяния, исправления. Современники перетрактовали: «О том, как человек борется со своими недостатками и готовится к новой жизни». Написана в 1937 г. Дата символизирует пик репрессий, она и есть голос правды. О том, как человек пытается сохранить душу в жестоких условиях. Самая классическая его симфония.4 части.

1ч. -сонатное модерато. Вст.:энергичные возгласы оркестра -голос совести. Она проходит через всю симфонию. Гл.п. –блуждающая мысль, бьющаяся в поисках выхода. П.п.- контраст.,всплывает. Разраб.- грозный топот фо-но. Темп быстрее, темы- в искажённом виде -попытка извратить человеку жизнь. По принципу нарастающей волны- на гребне последней волны злобный марш. Заканчивается 1ч. маленькой кодой,но очень важной. Все силы кончились. Кода- обессиленный вдох- тихая, прозрачная челеста. Усталость.

2ч. – скерцо-окно, распахнутое. Попытка забыть все тяжести жизни. Танцевальные, маршевые ритмы. Крайние разделы- весёлая череда иронических зарисовок. Средняя часть-трио- соло скрипки- хрупкая беззащитная мелодия.

3ч. –largo, возвращение к размышлениям. Сонатная форма без разработки. Образ милосердия, сострадания, страдания. Одна из вершин его творчества Гопак- глубокий, подлинно человеческий. Напоминает песню: печальная, возвышенная гл.п. , п.п.- одинокий голос человека, интонации мольбы, страдания. Разработки нет, а реприза- то, что было тоскливым становится гневным, страстным.

.- финал- самая необыкновенная, горькая, страшная часть симфонии. Называют его героическим. Начинается в ре миноре, а заканчивается в ре мажоре. Борьба человека с внешним миром- он давит его(даже губит). Начинается с тремоло медного аккорда. Как удары звучат литавры. Образ шествия, толпы, кот. нас несёт со страшной силой.

Д. Шостакович. Симфония №7, C-dur, «Ленинградская». История создания. Черты программности. Особенности муз-образной драматургии 1 части.

(1941). Написана была очень быстро, так как материал и концепция ее сложились еще до войны. Это столкновение человечного и нечеловечного. Закончена была в Куйбышеве, где состоялось ее 1ое исполнение. 1ое исполнение в Ленинграде сост.9августа 1942г.На этот день немцы планировали взять город. Партитура была доставлена на самолете, К. Илиасберг –дирижер, в оркестр входили самые обычные выжившие люди. У симфонии сразу стала мировая слава, она стала символом человеческого мужества. В симфонии 4 части, самая знаменитая и совершенная – 1ч. Были задуманы названия к каждой части, но затем были сняты.

1ч. – Сонатн.ф. Вместо разработки – нов.эпизод и сильно измененная реприза. Экспозиция – образ мирной, разумной человеческой жизни; эпизод – нашествие, война, зло; реприза – разрушенный мир. ГП –до- мажор, маршевая, распевная; ПП – соль –мажор- лирическая, тихая, нежная, образ душевного спокойствия, счастья; эпизод – хотел подчеркнуть, что это другая жизнь, отсюда и построение эпизода на новом материале, в форме сопранного остинато, которое символизирует зло. Ритм неизменный. Ми-бемоль-мажор без отклонений в др.тональности. Тема тупая, злая, без изменений. Тема и 11 вариаций. Это тембровые вариации, где в каждой вариации тема обретает новые оттенки, как бы из безликой становится насыщенной. С каждой вариацией она становится страшнее и не встречает никакого сопротивления, лишь в последней вариации она встречает препятствие и вступает в схватку. Происходит разрушение; реприза – реквием по разрушенной жизни. ГП –до-минор, ПП- надгробный плач. Соло у фагота. Каждый такт меняется метр от ¾-13/4. Все темы предельно изменены. Часть длится 30 мин.

Д. Шостакович. Симфония №9, Es-dur. Проблематика, строение и муз. драматургия.

(1945). От симфонии ждали оды победы. Но она вызвала недоумение, была непризнанна. Симфония обманчивая. Короткая, 20 мин. Глубокая, затаенная. Легкость и легкомыслие музыки только вначале.

1ч. – Сонатное allegro. ГП веселая, озорная, ПП озорная, шаловливая песня.

2ч. – Moderato. Размышления человека о будущем наедине с самим собой.Сонат.форма без разработки. 1тема – кларнет. Трогательное признание очень личного характера, затем присоедин-ся.др.дух.инструменты и получается разговор.; 2тема – предвидение будущего, хроматические ходы. Предчувствие горького, страшно, что будет впереди.

(3,4,5ч. Идут без перерыва)

3ч. – Presto. Героическое Scherzzo. Ощущение бега жизни. Сереина – соло у трубы -- призыв к великому, прекрасному.

. -- Largo. 4 тромбона (инструмент судьбы). Наступает тема, в которой слышен голос судьбы и человека (голос фагота). Для того, чтобы выжить, нужно притвориться, «одеть маску».

. – Быстрый финал. Музыка с чужим «лицом-маской», но сохраненной жизнью.

Этой симфонией Шрстакович предсказал то, что с ним случится через несколько лет. После этой симфонии наступает мрачная полоса, где громят всю музыку.Симфоний после 9ой не писал 8 лет.

Сочинения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по жанрам с указанием названия, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.

Оперы

  • Нос (по Н. В. Гоголю, либретто Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и автора, 1928, поставлена в 1930, Ленинградский Малый оперный театр)
  • Леди Макбет Мценского уезда (Катерина Измайлова, по Н. С. Лескову, либретто Прейса и автора, 1932, поставлена в 1934, Ленинградский Малый оперный театр, Московский музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко; новая редакция в 1956, посвящена Н. В. Шостакович, поставлена в 1963, Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко)
  • Игроки (по Гоголю, не окончена, концертное исполнение в 1978, Ленинградская филармония)

Балеты

  • Золотой век (1930, Ленинградский театр оперы и балета)
  • Болт (1931, там же)
  • Светлый ручей (1935, Ленинградский Малый оперный театр)

Музыкальная комедия

  • Москва, Черемушки (либретто В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958, поставлена 1959, Московский театр оперетты)

Для солистов, хора и оркестра

  • оратория Песнь о лесах (слова Е. Я. Долматовского, 1949)
  • кантата Над Родиной нашей солнце сияет (слова Долматовского, 1952)

Поэмы

  • Поэма о Родине (1947)
  • Казнь Степана Разина (слова Е. А. Евтушенко, 1964)

Для хора и оркестра

  • Гимн Москве (1947)
  • Гимн РСФСР (слова С. П. Щипачёва, 1945)

Для оркестра

  • 15 симфоний (№ 1, f-moll op. 10, 1925; № 2 — Октябрю, с заключительным хором на слова А. И. Безыменского, H-dur op. 14, 1927; № 3, Первомайская, для оркестра и хора, слова С. И. Кирсанова, Es-dur op. 20, 1929; .№ 4, c-moll op. 43, 1936; № 5, d-moll op. 47, 1937; № 6, h-moll op. 54, 1939; № 7, C-dur op. 60, 1941, посвящена городу Ленинграду; № 8, c-moll op. 65, 1943, посвящена Е. А. Мравинскому; № 9, Es-dur op. 70, 1945; № 10, e-moll op. 93, 1953; № 11, 1905 год, g-moll op. 103, 1957; № 12-1917 год, посвящена памяти В. И. Ленина, d-moll ор. 112, 1961; № 13, b-moll op. 113, слова Е. А. Евтушенко, 1962; № 14, op. 135, слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке, 1969, посвящена Б. Бриттену; № 15, op. 141, 1971)
  • симфоническая поэма Октябрь (op. 131, 1967)
  • увертюра на русские и киргизские народные темы (ор. 115, 1963)
  • Праздничная увертюра (1954)
  • 2 скерцо (ор. 1, 1919; ор. 7, 1924)
  • увертюра к опере «Христофор Колумб» Дресселя (ор. 23, 1927)
  • 5 фрагментов (ор. 42, 1935)
  • Новороссийские куранты (1960)
  • Траурно-триумфальный прелюд памяти героев Сталинградской битвы (ор. 130, 1967)

Сюиты

  • из оперы Нос (ор. 15-а, 1928)
  • из музыки к балету Золотой век (ор. 22-а, 1932)
  • 5 балетных сюит (1949; 1951; 1952; 1953; op. 27-a, 1931)
  • из музыки к кинофильмам Златые горы (ор. 30-а, 1931)
  • Встреча на Эльбе (ор. 80-а, 1949)
  • Первый эшелон (ор. 99-а, 1956)
  • из музыки к трагедии «Гамлет» Шекспира (ор. 32-а, 1932)

Концерты для инструмента с оркестром

  • 2 для фортепьяно (c-moll ор. 35, 1933; F-dur op. 102, 1957)
  • 2 для скрипки (a-moll op. 77, 1948, посвящён Д. Ф. Ойстраху; cis-moll ор. 129, 1967, посвящён ему же)
  • 2 для виолончели (Es-dur ор. 107, 1959; G-dur op. 126, 1966)

Для духового оркестра

  • Марш советской милиции (1970)

Для джаз-оркестра

  • сюита (1934)

Камерно-инструментальные ансамбли

Для скрипки и фортепиано

  • соната (d-moll ор. 134, 1968, посвящена Д. Ф. Ойстраху)

Для альта и фортепиано

  • соната (ор. 147, 1975)

Для виолончели и фортепиано

  • соната (d-moll ор. 40, 1934, посвящена В. Л. Кубацкому)
  • 3 пьесы (ор. 9, 1923-24)
  • 2 фортепианных трио (ор. 8, 1923; op. 67, 1944, памяти И. П. Соллертинского)
  • 15 струн. квартетов (№ l, C-dur op. 49, 1938: № 2, A-dur op. 68, 1944, посвящён В. Я. Шебалину; № 3, F-dur ор. 73, 1946, посвящён квартету им. Бетховена; № 4, D-dur op. 83, 1949; № 5, B-dur op. 92, 1952, посвящён квартету им. Бетховена; № 6, G-dur ор. 101, 1956; № 7, fis-moll op. 108, 1960, посвящён памяти Н. В. Шостакович; № 8, c-moll op. 110, 1960, посвящён памяти жертв фашизма и войны; № 9, Es-dur ор. 117, 1964, посвящён И. А. Шостакович; № 10, As-dur op. 118, 1964, посвящён М. С. Вайнбергу; № 11, f-moll ор. 122, 1966, памяти В. П. Ширииского; № 12, Des-dur ор. 133, 1968, поcвящён Д. M. Цыганову; № 13, b-moll, 1970, поcвящён В. В. Борисовскому; № 14, Fis-dur op. 142, 1973, поcвящён С. П. Ширинскому; №15, es-moll ор. 144, 1974)
  • фортепианный квинтет (g-moll op. 57, 1940)
  • 2 пьесы для струнного октета (ор. 11, 1924-25)

Для фортепиано

  • 2 сонаты (C-dur ор. 12, 1926; h-moll op. 61, 1942, поcвящена Л. Н. Николаеву)
  • 24 прелюдии (ор. 32, 1933)
  • 24 прелюдии и фуги (op. 87, 1951)
  • 8 прелюдий (op. 2, 1920)
  • Афоризмы (10 пьес, op. 13, 1927)
  • 3 фантастических танца (op. 5, 1922)
  • Детская тетрадь (6 пьес, op. 69, 1945)
  • Танцы кукол (7 пьес, без op., 1952)

Для 2 фортепиано

  • концертино (ор. 94, 1953)
  • сюита (ор. 6, 1922, поcвящена памяти Д. Б. Шостаковича)

Для голоса с оркестром

  • 2 басни Крылова (ор. 4, 1922)
  • 6 романсов на слова японских поэтов (ор. 21, 1928-32, поcвящён Н. В. Варзар)
  • 8 английских и американских народных песен на тексты Р. Бёрнса и др. в переводе С. Я. Маршака (без op., 1944)

Для хора с фортепиано

  • Клятва наркому (cлова В. М. Саянова, 1942)

Для хора a cappella

  • Десять поэм на слова русских революционных поэтов (ор. 88, 1951)
  • 2 обработки русских народных песен (ор. 104, 1957)
  • Верность (8 баллад на слова Е. А. Долматовского, ор. 136, 1970)

Для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано

  • 7 романсов на слова А. А. Блока (ор. 127, 1967)
  • вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, контральто и тенора с фортепьяно (ор. 79, 1948)

Для голоса с фортепиано

  • 4 романса на слова А. С. Пушкина (ор. 46, 1936)
  • 6 романсов на слова У. Рэли, Р. Бёрнса и У. Шекспира (ор. 62, 1942; вариант с камерным оркестра)
  • 2 песни на слова М. А. Светлова (ор. 72, 1945)
  • 2 романса на слова М. Ю. Лермонтова (ор. 84, 1950)
  • 4 песни на слова Е. А. Долматовского (ор. 86, 1951)
  • 4 монолога на слова А. С. Пушкина (ор. 91, 1952)
  • 5 романсов на слова Е. А. Долматовского (ор. 98, 1954)
  • Испанские песни (ор. 100, 1956)
  • 5 сатир на слова С. Чёрного (ор. 106, 1960)
  • 5 романсов на слова из журнала «Крокодил» (ор. 121, 1965)
  • Весна (слова Пушкина, ор. 128, 1967)
  • 6 стихотворений М. И. Цветаевой (ор. 143, 1973; вариант с камерным оркестром)
  • сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (ор. 148, 1974; вариант с камерным оркестром)
  • 4 стихотворения капитана Лебядкина (слова Ф. М. Достоевского, ор. 146, 1975)

Для солистов, хора и фортепиано

  • обработки русских народных песен (1951)

Музыка к спектаклям драматических театров

  • «Клоп» Маяковского (1929, Москва, Театр им. В. Э. Мейерхольда)
  • «Выстрел» Безыменского (1929, Ленинградский ТРАМ)
  • «Целина» Горбенко и Львова (1930, там же)
  • «Правь, Британия!» Пиотровского (1931, там же)
  • «Гамлет» Шекспира (1932, Москва, Театр им. Вахтангова)
  • «Человеческая комедия» Сухотина, по О. Бальзаку (1934, там же)
  • «Салют, Испания» Афиногенова (1936, Ленинградский театр драмы им. Пушкина)
  • «Король Лир» Шекспира (1941, Ленинградский Большой драматический театр им. Горького)

Музыка к кинофильмам

  • «Новый Вавилон» (1929)
  • «Одна» (1931)
  • «Златые горы» (1931)
  • «Встречный» (1932)
  • «Любовь и ненависть» (1935)
  • «Подруги» (1936)
  • «Юность Максима» (1935)
  • «Возвращение Максима» (1937)
  • «Выборгская сторона» (1939)
  • «Волочаевские дни» (1937)
  • «Друзья» (1938)
  • «Человек с ружьем» (1938)
  • «Великий гражданин» (2 серии, 1938-39)
  • «Глупый мышонок» (мультфильм, 1939)
  • «Приключения Корзинкиной» (1941)
  • «Зоя» (1944)
  • «Простые люди» (1945)
  • «Пирогов» (1947)
  • «Молодая гвардия» (1948)
  • «Мичурин» (1949)
  • «Встреча на Эльбе» (1949)
  • «Незабываемый 1919-й год» (1952)
  • «Белинский» (1953)
  • «Единство» (1954)
  • «Овод» (1955)
  • «Первый эшелон» (1956)
  • «Гамлет» (1964)
  • «Год, как жизнь» (1966)
  • «Король Лир» (1971) и др.

Инструментовка сочинений других авторов

  • М. П. Мусоргского — опер «Борис Годунов» (1940), «Хованщина» (1959), вокального цикла «Песни и пляски смерти» (1962)
  • оперы «Скрипка Ротшильда» В. И. Флейшмана (1943)
  • хоров А. А. Давиденко -«На десятой версте» и «Улица волнуется» (для хора с оркестра, 1962)

Дмитрий Шостакович. 1906 - 1975 гг.

Музыка
Д. Д. Ш.

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза,
Иль будто все цветы заговорили.
Анна Ахматова . 1957-1958 гг.

Шостакович родился и жил в сложные и неоднозначные времена. Он не всегда придерживался политики партии, то конфликтовал с властью, то получая её одобрение.
Шостакович - явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. В его творчестве, как ни у какого другого художника, отразилась наша сложная жестокая эпоха, противоречия и трагическая судьба человечества, нашли воплощения те потрясения, которые выпали на долю его современников. Все беды, все страдания нашей страны в ХХ в. он пропустил через свое сердце и выразил в своих произведениях.

Мемориальная доска на доме 2 по Подольской улице, где родился Дмитрий Шостакович

Портрет Мити Шостаковича работы Бориса Кустодиева, 1919 год

Дмитрий Шостакович родился в 1906 году, «на закате» Российской империи, в Санкт-Петербурге, когда Российская империя доживала свои последние дни. К концу Первой мировой войны и последующей революции прошлое было решительно стёрто, поскольку страна приняла новую радикальную социалистическую идеологию. В отличие от Прокофьева, Стравинского и Рахманинова, Дмитрий Шостакович не покидал свою родину, чтобы жить за границей.

Софья Васильевна Шостакович , мать композитора

Дмитрий Болеславович Шостакович , отец композитора

Он был вторым из трёх детей: его старшая сестра Мария стала пианисткой, а младшая Зоя - ветеринаром. Шостакович учился в частной школе, а, затем в 1916 - 18-е годы, во время революции и формирования Советского Союза, занимался в школе И. А. Гляссера.

Время перемен


Здание Петербургской консерватории , куда в 1919 году поступил тринадцатилетний Шостакович


Класс М. О. Штейнберга в Петроградской консерватории . Дмитрий Шостакович стоит крайний слева

Позже будущий композитор поступил в Петроградскую консерваторию. Как и многие другие семьи, он и его близкие оказались в затруднительном положении - постоянное голодание ослабило организм и, в 1923 году Шостакович по состоянию здоровья срочно уехал в санаторий в Крыму. В 1925 году он закончил консерваторию. Дипломной работой молодого музыканта была Первая симфония, которая сразу же принесла 19-летнему юноше широкую известность дома и на Западе.

Первое издание Первой симфонии . 1927 год

В 1927 году он встретил Нину Варзар, студентку, изучающую физику, на которой позже женился. В том же году он стал одним из восьми финалистов на Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве, а победителем стал его друг Лев Оборин.


Дмитрий Шостакович исполняет Первый фортепианный концерт . Дирижер А. Орлов

Мир в состоянии войны. 1936 г.

Жизнь была трудна, и, чтобы продолжать содержать семью и овдовевшую мать, Шостакович сочинял музыку для фильмов, балетов и театра. Когда Сталин пришел к власти, ситуация осложнилась.

Кадр из кинофильма «Возвращение Максима» . Режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг, композитор Д. Шостакович

Карьера Шостаковича несколько раз переживала стремительные взлеты и падения, но поворотным в его судьбе стал 1936 год, когда Сталин посетил его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова и был потрясен её резкой сатирой и новаторской музыкой. Официальная реакция последовала незамедлительно. Правительственная газета «Правда» в статье под заголовком «Сумбур вместо музыки» подвергла оперу настоящему разгрому, а Шостакович был признан врагом народа. Оперу сразу же сняли с репертуара в Ленинграде и Москве. Шостакович вынужден был отменить премьеру своей недавно завершенной Симфонии №4, опасаясь, что она может вызвать ещё больше неприятностей, и начал работу над новой симфонией. В те страшные годы был период, когда в течение многих месяцев композитор жил, ожидая ареста в любой момент. Он ложился спать одетым и имел наготове небольшой чемоданчик.


Главные представители «формализма» в советской музыке — С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян . Фото конца 1940-х гг.

В это же время были арестованы его родственники. Его брак тоже был под угрозой из-за увлечения на стороне. Но с рождением дочери Галины в 1936 году ситуация исправилась.
Преследуемый прессой, он написал свою Симфонию №5, которая, к счастью, прошла с большим успехом. Она явилась первой кульминаций симфонического творчества композитора, её премьерой в 1937 году дирижировал молодой Евгений Мравинский.

1941


Дмитрий Шостакович на занятиях по тушению авиабомб . Ленинград, июль 1941 год

И вот пришёл грозный 1941 год. С начала войны композитор начал работу над Седьмой симфонией. Симфонию, посвящённую подвигу родного города, композитор заканчивал в Куйбышеве, куда был эвакуирован с семьей. Композитор закончил симфонию, но она не могла прозвучать в блокадном Ленинграде. Нужен был оркестр не меньше, чем сто человек, нужны были силы и время, чтобы разучить произведение. Ни оркестра, ни сил, ни времени, свободного от бомбежек и обстрелов, не было. Поэтому «Ленинградская» симфония впервые была исполнена в Куйбышеве в марте 1942 г. Через некоторое время один из лучших дирижеров мира Артуро Тосканини познакомил публику с этим творением в США. Партитура была доставлена в Нью-Йорк на боевом самолете.
А ленинградцы, окруженные блокадой, собирали силы. В городе нашлось немного музыкантов, не успевших эвакуироваться. Но их не хватало. Тогда из армии и флота в город были направлены лучшие музыканты. Так в осажденном Ленинграде был сформирован большой симфонический оркестр. Рвались бомбы, рушились и горели дома, люди еле передвигались от голода. А оркестр разучивал симфонию Шостаковича. Она прозвучала в Ленинграде в августе 1942 года.

Л. А. Русов. Ленинградская Симфония. Дирижирует Е. А. Мравинский. 1980. Холст, масло. Частное собрание, Россия

Одна из зарубежных газет написала: «Страна, художники которой в эти суровые дни создают произведения бессмертной красоты и высокого духа, непобедима!»
В 1943 г. композитор переезжает в Москву. До конца войны им были написаны Восьмая симфония, посвященная замечательному дирижеру, первому исполнителю всех его симфоний начиная с Пятой, Е. Мравинскому. С этого времени жизнь Д. Шостаковича была связана со столицей. Он занимается творчеством, педагогикой, пишет музыку к кинофильмам.


Кадр из кинофильма «Молодая гвардия» . Режиссер С. Герасимов, композитор Д. Шостакович

Послевоенные годы

В 1948 году Шостакович опять имел неприятности с властями, его объявили формалистом. Годом позже он был уволен из консерватории, а его сочинения запрещены к исполнению. Композитор продолжал работать в театре и киноиндустрии (между 1928 и 1970 годами он написал музыку почти к 40 фильмам).
Смерть Сталина в 1953 году принесла некоторое облегчение. Он почувствовал относительную свободу. Это позволило ему расширить и обогатить свой стиль и создать произведения, отличавшиеся ещё большим мастерством и диапазоном, которые часто отражали насилие, ужас и горечь тех времен, что композитор пережил.
Шостакович посетил Великобританию и Америку и создал еще несколько грандиозных произведений.
60-е гг. проходят под знаком все ухудшающегося здоровья. Композитор переносит два инфаркта, начинается болезнь центральной нервной системы. Все чаще приходится подолгу лежать в больнице. Но Шостакович старается вести активный образ жизни, сочинять, хотя с каждым месяцем ему становится все хуже.

Последняя фотография Дмитрия Шостаковича , май 1975 года

Смерть настигла композитора 9 августа 1975 г. Но и после смерти всесильная власть не оставила его в покое. Несмотря на желание композитора быть погребенным на родине, в Ленинграде, его похоронили на престижном Новодевичьем кладбище в Москве.


Надгробие Шостаковича на Новодевичьем кладбище с изображением нотной монограммы

Похороны отложили на 14 августа, потому что не успевали приехать зарубежные делегации. Шостакович был «официальным» композитором, и хоронили его официально с громкими речами представителей партии и правительства, которые столько лет его критиковали.
После смерти он был официально провозглашен лояльным членом коммунистической партии.

Награды и премии композитора:

Народный артист СССР (1954)
Лауреат Государственной премии (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968, 1974)
Лауреат Международной премии Мира (1954)
Лауреат Ленинской премии (1958)
Герой Социалистического Труда (1966)

Д. Шостакович - классик музыки XX в. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, каких дотоле не знало человечество.

Шостакович по своей природе - художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Вплотную соприкоснулся он и с тем родом музыки, который порой высокомерно третировался серьезными музыкантами. Он - автор ряда песен, подхваченных массами людей, и поныне восхищают его блестящие обработки популярной и джазовой музыки, которой он особенно увлекался в пору становления стиля - в 20-30-е гг. Но главной областью приложения творческих сил для него стала симфония. Не потому, что ему вовсе были чужды остальные жанры серьезной музыки - он был наделен непревзойденным талантом истинно театрального композитора, а работа в кинематографе доставляла ему основные средства существования. Но грубый и несправедливый разнос, учиненный в 1936 г. в редакционной статье газеты «Правда» под заглавием «Сумбур вместо музыки», надолго отбил у него охоту заниматься оперным жанром - предпринимавшиеся попытки (опера «Игроки» по Н. Гоголю) остались незавершенными, а замыслы не перешли в стадию воплощения.

Возможно, именно в этом сказались свойства личности Шостаковича - от природы он не был склонен к открытым формам выражения протеста, легко уступал настырным ничтожествам в силу особой интеллигентности, деликатности и беззащитности перед грубым произволом. Но так было только в жизни - в своем искусстве он был верен своим творческим принципам и утверждал их в том жанре, где чувствовал себя вполне свободным. Поэтому в центре исканий Шостаковича и стала концепционная симфония, где он мог открыто говорить правду о своем времени, не идя на компромиссы. Однако он не отказывался от участия в художественных предприятиях, рожденных под давлением жестких требований к искусству, предъявлявшихся командно-административной системой, - таких, как кинофильм М. Чиаурели «Падение Берлина», где безудержное восхваление величия и мудрости «отца народов» дошло до крайнего предела. Но участие в такого рода киномонументах, либо иных, порой даже талантливых работах, искажавших историческую правду и творивших миф, угодный политическому руководству, не предохранило художника от грубой расправы, учиненной в 1948 г. Ведущий идеолог сталинского режима А. Жданов повторил грубые нападки, содержавшиеся в давней статье газеты «Правда» и обвинил композитора вместе с другими мастерами советской музыки той поры в приверженности к антинародному формализму.

Впоследствии в пору хрущевской «оттепели» подобные обвинения были сняты и выдающиеся творения композитора, на публичное исполнение которых был наложен запрет, нашли дорогу к слушателю. Но драматизм личной судьбы композитора, пережившего полосу неправедных гонений, наложил неизгладимый отпечаток на его личность и определил направленность его творческих исканий, обращенных к нравственным проблемам бытия человека на земле. Это было и осталось тем основным, что выделяет Шостаковича среди творцов музыки в XX в.

Его жизненный путь не был богат событиями. Окончив Ленинградскую консерваторию с блистательным дебютом - великолепной Первой симфонией , он начал жизнь композитора-профессионала сначала в городе на Неве, затем в годы Великой Отечественной войны в Москве. Сравнительно краткой была его деятельность как преподавателя консерватории - покинул ее он не по своей воле. Но и поныне его ученики сохранили память о великом мастере, сыгравшем определяющую роль в становлении их творческой индивидуальности. Уже в Первой симфонии (1925) отчетливо ощутимы 2 свойства музыки Шостаковича. Одно из них сказалось в становлении нового инструментального стиля с присущей ему легкостью, непринужденностью состязания концертирующих инструментов. Другое проявилось в настойчивом стремлении придать музыке высшую осмысленность, раскрыть средствами симфонического жанра глубокую концепцию философского значения.

Многие сочинения композитора, последовавшие за столь блистательным началом, отразили неспокойную атмосферу времени, где новый стиль эпохи выковывался в борьбе противоречивых установок. Так во Второй и Третьей симфониях («Октябрю» - 1927, «Первомайская» - 1929) Шостакович отдал дань музыкальному плакату, в них ясно сказались воздействия боевого, агитационного искусства 20-х гг. (не случайно композитор включил в них хоровые фрагменты на стихи молодых поэтов А. Безыменского и С. Кирсанова). В то же время в них проявилась и яркая театральность, которая так покоряла в постановках Е. Вахтангова и Вс. Мейерхольда. Именно их спектакли оказали воздействие и на стиль первой оперы Шостаковича «Нос » (1928), написанной по мотивам известной повести Гоголя. Отсюда идет не только острая сатиричность, пародийность, доходящие до гротеска в обрисовке отдельных персонажей и легковерной, быстро впадающей в панику и скорой на суд толпы, но и та щемящая интонация «смеха сквозь слезы», которая помогает нам распознать человека даже в таком пошляке и заведомом ничтожестве, как гоголевский майор Ковалев.

Стиль Шостаковича не только воспринял воздействия, исходящие из опыта мировой музыкальной культуры (здесь наиболее важны для композитора были М. Мусоргский, П. Чайковский и Г. Малер), но и впитал в себя звучания тогдашнего музыкального быта - той общедоступной культуры «легкого» жанра, которая владела сознанием масс. Отношение к ней у композитора двойственное - он порой утрирует, пародирует характерные обороты модных песен и танцев, но в то же время облагораживает их, поднимает до высот настоящего искусства. Такое отношение с особенной четкостью сказалось в ранних балетах «Золотой век » (1930) и «Болт » (1931), в Первом фортепианном концерте (1933), где достойным соперником фортепиано наряду с оркестром становится солирующая труба, а позднее в скерцо и финале Шестой симфонии (1939). Блестящая виртуозность, вызывающая дерзость эксцентрики сочетаются в этом сочинении с проникновенной лирикой, удивительной естественностью развертывания «бесконечной» мелодии в первой части симфонии.

И наконец, нельзя не сказать о другой стороне творческой деятельности молодого композитора - он много и упорно работал в кинематографе, сначала как иллюстратор при демонстрации немых фильмов, затем как один из создателей советского звукового кино. Его песня из кинофильма «Встречный» (1932) обрела всенародную популярность. Вместе с тем воздействие «молодой музы» сказалось и на стиле, языке, композиционных принципах его концертно-филармонических сочинений.

Стремление воплотить острейшие конфликты современного мира с его грандиозными потрясениями и ожесточенными столкновениями противоборствующих сил особенно сказались в капитальных работах мастера периода 30-х гг. Важным шагом на этом пути стала опера «Катерина Измайлова » (1932), написанная на сюжет повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В образе главной героини раскрыта сложная внутренняя борьба в душе по-своему цельной и богато одаренной от природы натуры - под гнетом «свинцовых мерзостей жизни», под властью слепой, нерассуждающей страсти она идет на тяжкие преступления, за которыми следует жестокая расплата.

Однако наибольшего успеха композитор добился в Пятой симфонии (1937) - наиболее значительном и принципиальном достижении в развитии советского симфонизма 30-х гг. (поворот к новому качеству стиля наметился в написанной ранее, но тогда не прозвучавшей Четвертой симфонии - 1936). Сила Пятой симфонии заключена в том, что переживания ее лирического героя раскрыты в теснейшей связи с жизнью людей и - шире - всего человечества в канун величайшего потрясения, когда-либо пережитого народами мира, - второй мировой войны. Это и определило подчеркнутый драматизм музыки, присущую ей обостренную экспрессию - лирический герой не становится в этой симфонии пассивным созерцателем, он судит происходящее и предстоящее высшим нравственным судом. В неравнодушии к судьбам мира и сказалась гражданская позиция художника, гуманистическая направленность его музыки. Ее можно ощутить и в ряде других работ, относящихся к жанрам камерного инструментального творчества, среди которых выделяется фортепианный Квинтет (1940).

В годы Великой Отечественной войны Шостакович стал в первые ряды художников - борцов против фашизма. Его Седьмая («Ленинградская ») симфония (1941) была воспринята во всем мире как живой голос сражающегося народа, вступившего в схватку не на жизнь, а на смерть во имя права на существование, в защиту высших человеческих ценностей. В этом произведении, как и в созданной позднее Восьмой симфонии (1943), антагонизм двух противостоящих друг другу лагерей нашел прямое, непосредственное выражение. Никогда еще в искусстве музыки силы зла не были обрисованы столь рельефно, никогда еще не была с такою яростью и страстью обнажена тупая механичность деловито работающей фашистской «машины уничтожения». Но столь же рельефно представлена в «военных» симфониях композитора (как и в ряде других его работ, например, в фортепианном Трио памяти И. Соллертинского - 1944) духовная красота и богатство внутреннего мира человека, болеющего бедами своего времени.

В послевоенные годы творческая деятельность Шостаковича развернулась с новой силой. По-прежнему ведущая линия его художественных исканий была представлена в монументальных симфонических полотнах. После несколько облегченной Девятой (1945), своего рода интермеццо, не лишенного, однако, явственных отзвуков недавно завершившейся войны, композитор создал вдохновенную Десятую симфонию (1953), в которой была поднята тема трагической судьбы художника, высокой меры его ответственности в современном мире. Однако новое во многом стало плодом усилий предшествующих поколений - вот почему композитора так привлекли события переломного времени отечественной истории. Революция 1905 г., отмеченная кровавым воскресеньем 9 января, оживает в монументальной программной Одиннадцатой симфонии (1957), а свершения победоносного 1917 г. вдохновили Шостаковича на создание Двенадцатой симфонии (1961).

Раздумья над смыслом истории, над значением дела ее героев отразились также в одночастной вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина » (1964), в основу которой положен фрагмент из поэмы Е. Евтушенко «Братская ГЭС». Но и события современности, вызванные крутыми переменами в жизни народа и в его мироощущении, возвещенные XX съездом КПСС, не оставили равнодушным великого мастера советской музыки - их живое дыхание ощутимо в Тринадцатой симфонии (1962), также написанной на слова Е. Евтушенко. В Четырнадцатой симфонии композитор обратился к стихам поэтов различных времен и народов (Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера, Р. М. Рильке) - его привлекла тема скоротечности человеческой жизни и вечности творений истинного искусства, перед которыми отступает даже всевластная смерть. Эта же тема легла в основу замысла вокально-симфонического цикла на стихи великого итальянского художника Микеланджело Буонарроти (1974). И наконец, в последней, Пятнадцатой симфонии (1971) вновь оживают образы детства, воссоздающиеся перед взором умудренного жизнью творца, познавшего поистине неизмеримую меру человеческих страданий.

При всем значении симфонии в послевоенном творчестве Шостаковича она далеко не исчерпывает всего наиболее значительного, что было создано композитором в завершающее тридцатилетие его жизненного и творческого пути. Особенное внимание он уделял концертным и камерно-инструментальным жанрам. Им были созданы 2 скрипичных ( и 1967), два виолончельных концерта (1959 и 1966), Второй фортепианный (1957). В лучших сочинениях этого жанра воплощены глубокие концепции философского значения, сравнимые с теми, что с такой впечатляющей силой выражены в его симфониях. Острота столкновения духовного и бездуховного, высших порывов человеческого гения и агрессивного натиска пошлости, нарочитого примитива ощутима во Втором виолончельном концерте, где простенький, «уличный» мотивчик преображается до неузнаваемости, обнажая свою антигуманную сущность.

Однако и в концертах и в камерной музыке раскрывается виртуозное мастерство Шостаковича в создании композиций, открывающих простор для свободного соревнования музицирующих артистов. Здесь основным жанром, привлекшим внимание мастера, стал традиционный струнный квартет (их написано композитором столько же, сколько и симфоний - 15). Квартеты Шостаковича поражают разнообразием решений от многочастных циклов (Одиннадцатый - 1966) до одночастных композиций (Тринадцатый - 1970). В ряде своих камерных произведений (в Восьмом квартете - 1960, в Сонате для альта и фортепиано - 1975) композитор возвращается к музыке прежних своих сочинений, придавая ей новое звучание.

Среди произведений других жанров можно назвать монументальный цикл Прелюдий и фуг для фортепиано (1951), навеянный баховскими торжествами в Лейпциге, ораторию «Песнь о лесах» (1949), где впервые в советской музыке поднята тема ответственности человека за сохранение окружающей его природы. Можно назвать также Десять поэм для хора a cappella (1951), вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии » (1948), циклы на стихи поэтов Саши Черного («Сатиры » - 1960), Марины Цветаевой (1973).

Продолжалась в послевоенные годы и работа в кинематографе - широкую известность приобрела музыка Шостаковича к кинофильмам «Овод» (по роману Э. Войнич - 1955), а также к экранизациям трагедий В. Шекспира «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971).

Шостакович оказал значительное воздействие на развитие советской музыки. Оно сказалось не столько в прямом влиянии стиля мастера, характерных для него художественных средств, сколько в стремлении к высокой содержательности музыки, ее связи с коренными проблемами жизни человека на земле. Гуманистическое по своей сути, истинно художественное по форме творчество Шостаковича завоевало всемирное признание, стало явственным выражением того нового, что дала миру музыка Страны Советов.