Дуэль Ленского с Онегиным (Анализ эпизода из шестой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" – это большой вклад в русскую литературу. Поэт писал его 7 лет, начиная с 1823 года. В произведении существует множество ярких описаний природы, авторских размышлений, различных эпизодов.

Одним из самых важных событий в романе является дуэль Ленского и Онегина. Она произошла по причине того, что Евгений, обиженный и разозленный на Владимира, стал заигрывать с Ольгой. Ответом на такой поступок стал вызов на дуэль. Онегин, не понимая серьёзных чувств и намерений своего друга, поступил так, чтобы вызвать его ревность, а тем самым позабавить себя.

Владимир Ленский – молодой романтичный поэт, горящий чувствами, очень ярко и живо воспринимающий мир. Именно поэтому шутка Онегина не могла пройти для него бесследно - взволнованный и разъярённый он совершает действие, которое ставит под угрозу его жизнь.

Мне кажется, что настоящая дружба не допустила бы такого исхода событий. Недаром А.С. Пушкин указывает:

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья. Евгений, давно утративший все чувства, поступил эгоистично, не думая о переживаниях Ленского. Однако, главный герой, получив послание, в котором Владимир вызывает его на дуэль, понимает, что жестоко поступил со своим другом:

И поделом: в разборе строгом

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом.

Онегин обдумывает примирение с Ленским, но его останавливает боязнь общественного мнения. Его волнует "шепот, хохотня глупцов"... Он мечется: что ему дороже - друг или мнение общества? И он делает свой выбор, итогом которого стало убийство поэта.

Я думаю, что Онегину стоило отменить дуэль, примириться с другом, даже если тот на него обозлён. Евгений, зависящий от мнения окружающих, сам себя заковал в цепи - он не может освободиться и сделать то, что говорит совесть.

Приехав на дуэль, друзья, которые стали врагами в один миг, не примиряются друг с другом. Выстрел, убийство, смерть Ленского – все происходит очень быстро и неожиданно. Онегин, сам, вероятно, не ожидавший такого исхода, подбегает к своему другу, понимая, как подло поступил. В герое снова пробуждается совесть, которая мучает его. Он ещё не может опомниться, ведь миг назад перед ним стоял живой Ленский, а теперь - лишь оледенелый труп. Так заканчивается жизнь молодого поэта, полного амбиций и мечт.

Этот эпизод в романе меняет поворот событий в жизнях многих героев. Онегин уезжает из деревни, надеясь забыть произошедшее, Ольга выходит замуж и тоже покидает родные края, Татьяна остаётся в глуши почти одна и в дальнейшем также отправляется в Москву.

"Евгений Онегин" А.С. Пушкина раскрывает нам душевные качества людей, обнажая их достоинства и пороки. Я думаю, людям стоит извлекать уроки из таких примеров классики и, увидев себя в героях романа, исправить свои душевные изъяны.

У Пушкина роковая ссора Ленского и Онегина дана в пересказе автора, т.е. без реплик героев. Вкратце так: Ленский, шокированный ухаживанием друга за Ольгой и получив от нее очередной отказ в танце, покидает бал и затем шлет обидчику вызов на дуэль.

А вот в опере Чайковского «Евгений Онегин» столкновение друзей подано очень драматично и в форме диалога. Эта сцена особенно показательна в разрезе нашей темы. Выходка Онегина становится для Ленского ледяным душем, и он прямо заявляет другу, что не желает с ним больше знаться.

Онегин долго пытается выехать на газлайтинге, но Ленский разоблачает все его манипуляции. Правда, платит за это самую высокую цену...

Посмотрим, как газлайтит Онегин и противостоит Ленский. В скобках полужирным — мои ремарки.

Онегин (про себя)

Зачем приехал я
На этот глупый бал? Зачем?
Я не прощу Владимиру услугу эту!
Буду ухаживать за Ольгой,
Взбешу его порядком!

(Начинается мазурка. Онегин танцует с Ольгой. Ленский
ревниво следит за ними. Кончив танцевать, Онегин
подходит к Ленскому.)


Онегин

Ты не танцуешь, Ленский?
Чайльд Гарольдом стоишь каким-то!
Что с тобой?

(«Ты на что-то обиделась?» - хлопая честными глазами, спрашивает нас абьюзер, вытворив какую-нибудь гадость в отношении нас или «просто пошутив». Варианты: «Что-то случилось?» «На что ты надулась?» С такого прощупывания начинает газлайтинг и Онегин. И нередко жертва идет на попятную. Криво улыбается. Говорит: «Нет, ничего, это я так, соринка в глаз попала». Убедившись, что путь открыт, абьюзер чуть пережидает и усиливает давление. Газлайтинг «проканал».

Ленский дает газлайтеру отпор с первых же попыток запудрить ему мозги. Но, возможно, еще и потому, что ледяной душ Онегина очень уж силен и однозначен.)

Ленский

Со мной? Ничего.
Любуюсь я тобой,
Какой ты друг прекрасный!

Онегин

Каково!
Не ожидал признанья я такого!
За что ты дуешься?

("Ты все не так понял! Потанцевать с "чужой" девушкой - это ничотакова! Ты смешон в своей беспочвенной ревности, не позорься!" - вот что примерно транслирует Онегин Ленскому.)

Ленский

Я дуюсь? О, нимало!
Любуюсь я, как слов своих игрой
И светской болтовней
Ты кружишь головы и девочек смущаешь
Покой душевный! Видно, для тебя
Одной Татьяны мало! Из любви ко мне
Ты, верно, хочешь Ольгу погубить,
Смутить ее покой, а там смеяться
Над нею же!.. Ах, как честно это!

(Ленский отказывается признавать, что танцы Онегина с Ольгой — это нормально. Да, можно потанцевать с чужой невестой, но не так, как Онегин. Его поведение непорядочно, рассчитано на "вскруживанье головы" и "смущение покоя". И ничто не заставит Ленского считать иначе.

Ленский дает волю гневу.)

Онегин

Что?! Да ты с ума сошел!

(Классическая фраза газлайтера, которому не удалось убедить жертву, что черное - бело.)

Ленский

Прекрасно! Меня ж ты оскорбляешь —
И меня же ты зовешь помешанным!

Гости (окружая Онегина и Ленского)

Что такое? В чем там дело?

Ленский

Онегин! Вы больше мне не друг!
Быть близким с вами
Я не желаю больше!
Я... я презираю вас!

Онегин (отводя Ленского в сторону)

Послушай, Ленский, ты не прав, ты не прав!
Довольно нам привлекать вниманье нашей ссорой!
Я не смутил еще ничей покой
И, признаюсь, желанья не имею
Его смущать.

(Онегин понимает, что перегнул палку, и ситуация выходит из-под его контроля. Привычный грубый напор "да ты с ума сошел!" вызывает у жертвы реакцию, противоположную ожидаемой. Вместо кислых улыбок и бормотаний «ах, я ничего, я, кажется, погорячился, мне надо работать над своей паранойей» Онегин наталкивается на открыто выраженный гнев, решительный отпор и называние вещей своими именами. Нужно попытаться это замять.

Но Ленского уже не остановить. Слишком велик шок от вероломства «друга» и от его последующих попыток вывернуть ситуацию в свою пользу - вместо извинений.)

Ленский

Тогда зачем же ты ей руку жал,
Шептал ей что-то?
Краснела, смеясь, она...
Что, что ты говорил ей?

(Оружие против газлайтинга — факты. И Ленский приводит их. Он верит своим глазам. И видит, что поведение Онегина с Ольгой — не просто следование светским приличиям, но именно «вскруживание головы».)

Онегин

Послушай, это глупо!..
Нас окружают…

(Еще одна манипуляция: мол, неприлично выносить сор из избы, это дело интимное, не надо позориться перед людьми. Но Ленский отказывается переваривать втихую оскорбление, которое было нанесено ему прилюдно.)

Ленский

Что за дело мне!
Я вами оскорблен
И сатисфакции я требую!

Гости

В чем дело?
Расскажите, расскажите, что случилось.

Ленский

Просто... я требую,
Чтоб господин Онегин мне объяснил свои поступки.
Он не желает этого,
И я прошу его принять мой вызов!

(Даже в пылу негодования Ленский понимает, что Онегин забалтывает его - вместо того, чтобы признать свою вину, принести извинения, объяснить свое поведение пусть не злонамеренностью, но легкомыслием.

Ленский выбирается из череды ловушек, расставленных Онегиным. Своими словами и поведением он транслирует обидчику: «Я вижу именно то, что вижу, верю своим глазам и совершенно точно знаю, что это называется так, а не иначе. И то, что я вижу, несовместимо с понятием "дружба».)

Онегин (подходя к Ленскому)

К услугам вашим я!
Довольно, — выслушал я вас:
Безумны вы, безумны вы,
И вам урок послужит к исправленью!

(Почему в этот момент Онегин выключает газлайтинг? Да потому что конфликт вылился "на люди". И нужно срочно обставить дело так, что он, Онегин, человек чести, и готов преподать урок "неадекватному" другу. Если бы "друзьям" удалось продолжить выяснение отношений кулуарно - думаю, Онегин бы нашел какой-то вариант, чтобы "успокоить" Ленского. Пусть даже наигранным раскаянием.)

Ленский

Итак, до завтра!
Посмотрим, кто кого проучит!
Пускай безумец я, но вы...
Вы — бесчестный соблазнитель!

Онегин

Замолчите... иль я убью вас!..

(Нарцисса прилюдно изобличили в непорядочности, отвергли все его манипуляции, и он впадает в стыд и ярится. Газлайтинг не прошел. Зависть и презрение к Ленскому обретает законченную форму — ненависть. Вот почему Онегин не выстрелил ему ни в руку, ни в ногу, а уложил наповал. Он шел убивать.)

В следующем посте я размещу вопрос читателя насчет газлайтинга.

В первых же строках романа главный герой, Евге-ний Онегин, характеризуется как человек корыст-ный, заботящийся только о своем комфорте и благо-получии, ведь ему в тягость ухаживать за умирающим дядей, притворяться внимательным и заботливым:

Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Приехав в деревню и похоронив родственника, Онегин через некоторое время знакомится с Ленским, местным молодым помещиком, недавно вернувшим-ся из Германии. Они проводят вместе много времени: совершают прогулки верхом, спорят на различные темы,— став «от делать нечего» друзьями, как пишет автор. А друзья ли?

Евгений, всячески избегавший общения с местны-ми помещиками, сблизился с Ленским. Причина сближения — одинаковый возраст героев, то, что им обоим «господ соседственных селений... не нравились пиры», возможно, даже и то, что в остальном они были совершенно разными людьми. Евгений давно разочаровался в светской дружбе, не любит, а лишь играет чувствами, устал от светской жизни, не нашел себе любимого дела. А Ленский восторженно воспри-нимает жизнь, искренне (с детства) любит Ольгу, ве-рит в настоящую дружбу, сочиняет стихи. Автор пишет:

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Эта непохожесть сблизила героев, но она же и при-вела к гибели Владимира Ленского. Обычное недора-зумение, а также чрезмерное себялюбие Онегина, ко-торый, поверив Ленскому, сказавшему, что на именинах Татьяны будут лишь близкие люди, по приезде обнаружил весь «деревенский свет» и решил отом-стить Ленскому. А мстит он сообразно своему харак-теру: начинает оказывать знаки внимания Ольге, ко-торая благосклонно, не замечая, как уязвлен ее же-них, принимает ухаживания Евгения.

Не умеющий скрывать свои чувства, Ленский вы-зывает «друга» на дуэль. Владимир не понимает пере-мены в Онегине, да и не пытается проанализировать его поведение и причины поступка. Он не столько от-стаивает свою честь, сколько спасает Ольгу от Евге-ния. «Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал...» ». Ему и в голову не приходит, что это очередная игра Онегина, способ мщения за испы-танное раздражение при виде многочисленных гос-тей. Ведь Ленский — романтик, для него мир делится на черное и белое, и он воспринимает ухаживания Онегина за его невестой за чистую монету.

Онегин понимает, что был неправ, даже испытыва-ет угрызения совести: « И поделом: в разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во мно-гом...». Но правила светского общества беспощадны, и Онегин, опасаясь быть обвиненным в трусости, при-нимает вызов: «Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист... Конечно, быть должно презре-нье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов...».

Поведение героев перед дуэлью еще раз убеждает читателя в их «разности»: Ленский переживает, «Шиллера открыл», но не может не думать об Ольге и пишет любовные стихи. Онегин же «спал в это время мертвым сном» и едва не проспал.

По правилам того времени Онегин мог предотвра-тить дуэль, извинившись перед Ленским, объяснив причины своего поведения; или выстрелить в воздух.

Но он об этом и не мыслит. Я считаю, что, возможно, он счел бы это даже унизительным для себя.

Смерть Ленского стала трагической случайностью еще и потому, что Евгений выстрелил несколькими мгновениями раньше:

И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил... Евгений поражен смертью приятеля: Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Угрызения совести заставляют героя покинуть де-ревню, отправиться путешествовать.

Считая себя другом Ленского, Онегин не выдержал испытания дружбой, снова поставив превыше всего лишь собственные чувства и интересы.

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" одной из самых печальных сцен является дуэль между Ленским и Онегиным. Но для чего автор решил свести их в поединке? Что двигало молодыми людьми? Можно ли было избежать этой ситуации? Ниже будет представлен анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина.

Прежде чем перейти к обсуждению, составим дуэли Онегина и Ленского. Это нужно для того, чтобы обзор сцены шел последовательно, а читатель смог понять, для чего был введен в роман данный эпизод.

Причины поединка

Почему же Ленский вызвал своего друга на дуэль? Читатели помнят, что Владимир был человек мягкого, романтичного склада, в отличие от Евгения - уставшего от света, всегда скучающего, циничного человека. Причина дуэли банальна - ревность. Но кто и почему ревновал?

Ленский привез Онегина на Лариной. Если у Владимира был свой интерес (он приходился женихом сестре именинницы, Ольге), то Евгений скучал. К этому еще добавляется внимание влюбленной в него Татьяны. Все это вызывает лишь раздражение у молодого человека, и причиной своего плохого настроения он выбрал Ленского.

Онегин решает отомстить другу за испорченный вечер и начинает ухаживать за его невестой. Ольга была ветреной девушкой, поэтому с радостью прининяла ухаживания Евгения. Ленский не понимает, что происходит, и, решив положить этому конец, приглашает ее на танец. Но Ольга игнорирует его приглашение и продолжает вальсировать с Онегиным. Униженный Ленский уходит с праздника и вызывает единственного друга на дуэль.

Краткое описание дуэли между Онегиным и Ленским

Евгений получает вызов через Зарецкого, знакомого Ленского. Онегин понимает, что был виноват, что подобная глупость не стоит того, чтобы из-за нее стрелялись лучшие друзья. Он раскаивается и осознает, что встречи можно было избежать, но гордые молодые люди не отказываются от роковой встречи...

При анализе эпизода дуэли Ленского и Онегина нужно отметить попытки Евгения спровоцировать отказ Владимира от дуэли: он опаздывает на час, назначает слугу своим секундантом. Но Ленский предпочитает этого не замечать и дожидается друга.

Зарецкий отсчитывает положенное количество шагов, молодые люди готовятся стреляться. Пока Ленский прицеливается, Онегин стреляет первым. Владимир умирает мгновенно, Евгений, потрясенный этим, уезжает. Зарецкий, забрав тело Ленского, отправляется к Лариным.

Мог ли быть другой исход поединка?

Анализируя эпизод дуэли Ленского и Онегина, следует отметить то, какую роль в этой истории сыграл Зарецкий. Если внимательно читать роман, то можно найти строки, которые намекают на то, что именно он склонил Ленского к тому, чтобы вызвать Онегина стреляться.

Также в силах Зарецкого было предотвратить поединок. Ведь Евгений осознал свою вину и уже не желал участвовать в этом фарсе. И секундант Левина должен был по правилам попытаться примирить соперников, однако этого не было сделано. Зарецкий мог отменить дуэль уже потому, что Онегин опоздал на нее, а его секундантом был слуга, хотя по правилам дуэли секундантами могли быть только равные по социальному положению люди. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, но он ничего не сделал, чтобы предотвратить роковой поединок.

Итог дуэли

Что же стало с Онегиным после дуэли? Ничего, он просто уехал из деревни. В те времена дуэли были запрещены, поэтому очевидно, что причину гибели Ленского преподнесли полиции совершенно иначе. Владимиру Ленскому был поставлен простой памятник, его невеста Ольга вскоре забыла о нем и вышла замуж за другого.

Как раскрывается главный герой в этой сцене

Когда школьники пишут сочинение по анализу эпизода дуэли Онегина и Ленского, то большое внимание уделяют тому, с какой стороны раскрывается Евгений. Кажется, что он не зависит от мнения общества и устал от круга аристократов, с которыми кутит и веселится. Но не потому ли он не отказывается от дуэли, что на самом деле боится того, что скажет про него общество? Вдруг его сочтут трусом, не отстоявшим свою честь?

Анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина представляет перед глазами читателя несколько другой образ: Евгений - слабовольный человек, который руководствуется не собственными суждениями, а мнением света. В угоду своему эгоизму он решил отомстить Владимиру, не думая о том, что ранит его чувства. Да, он пытался избежать поединка, но все же не принес извинения и ничего не объяснил другу.

В завершении анализа эпизода дуэли Ленского и Онегина следует написать о том, какое значение для романа имеет сцена. Именно в этом поединке и раскрывается настоящий характер Евгения. Здесь проявляется его духовная слабость, двойственность натуры. Зарецкого можно сравнить со светским обществом, осуждения которого так боится герой.

Смерть Ленского говорит о том, что люди тонкой душевной организации не могут выжить в лживом Они слишком возвышенные, чувствительные и искренние. Стоит отметить, что Евгений Онегин - это собирательный персонаж, который вобрал в себя типичные черты светского общества.

Но как известно читателям, автор не пожалел Онегина, и в литературе он считается циничным героем с черствым сердцем. Он отверг любовь Татьяны, погубил друга, играл человеческими чувствами. А когда раскаялся и осознал, что поступал неправильно, было уже поздно. Онегин так и не нашел своего счастья, его удел - одиночество среди людей, которые ему неинтересны...

Это был краткий анализ эпизода дуэли Онегина и Ленского, в котором раскрывается суть этой сцены в произведении.

Почему Онегин с Ленским поссорились и состоялся дуэль? и получил лучший ответ

Ответ от Елена Конюхова[гуру]
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.. .
Буянов, братец мой задорный,
К герою нашему подвел
Татьяну с Ольгою; проворно
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет - и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Все видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.
Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла.. .
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули - больше ничего -
Вдруг разрешат судьбу его.
Источник: А. С. Пушкин "Евгений Онегин", глава 5

Ответ от Бывший Староста [эксперт]
А прочитать слабо?


Ответ от Petya [гуру]
шерше ля фам... как всегда, из-за вас


Ответ от Оксана) [активный]
Онегин и Ленский поссорились из-за одного случая, произошедшего на балу Онегин дважды пригласил Ольгу на танец. Казалось бы, что случилось небольшая месть Онегина, за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, "сброд", который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра - но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули - для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена ни для Ольги, ни для Онегина) . И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.
В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало это пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как это не страшно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.
И вот - "любовь" Ольги, она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна - нет, она не разлюбила Онегина, просто, после случившегося ее чувства стали еще сложнее - в Онегине она "должна.. . ненавидеть убийцу брата своего". Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина - перед ней открывается Онегин настоящий. Но Татьяна уже не может разлюбить его. И, вероятно, не сможет никогда.


Ответ от Ѝраст Петрович Фандорин [мастер]
дикари


Ответ от Митя Фомин [гуру]
Как же нелепа и - внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского. И нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге.. . Однако дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.
В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - "общественного мнения". Носитель этой силы ненавистен Пушкину больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов, - те только ничтожества, угнетатели, взяточники, шуты, а теперь перед нами - убийца, палач:
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!
На таких людях, как Зарецкий, стоит мир Петушковых и Фляновых; он - опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.
Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он
Был должен показать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.
Пушкин подобрал глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: "обвинял себя", "был должен", "он мог бы", "он должен был обезоружить младое сердце... " Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно.. . Нет, поздно! Вот мысли Онегина:
...в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист.. .
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов.. .
Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков, но здесь он венчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование - в этих трех восклицательных знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов - от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне.. .
"Наедине с своей душой" Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, "на тайный суд себя призвав", и поступить так, как велит совесть, - это редкое умение. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяновы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.
Ленский же доволен тем, что его вызов принят. Сначала он не хотел видеть кокетку Ольгу, но потом не выдержал и отправился к Лариным. Ольга встретила его упреками, была с ним ласкова, как всегда.
Он видит: он еще любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенья.. .