Егэ русский язык. банк аргументов

Люди должны верить, ведь на вере строится многое: законы нравственности и морали, о которых многие забыли, особенно это важно для новых поколений. Число верующих не будет расти, если мы вовремя не задумаемся, нам попросту будет нечего передать другим, поэтому нам нужно пронести эту любовь и веру к Высшему, ради других и себя, своей души.

Вступление.

Рассказать о том, что могло быть, но было только в воображении автора, не значит ли "лгати" на промышление Божие. что это-де - во славу Божию, для воспитания чувства веры и любви - это уж будет в духе тех, кто учит, что цель оправдывает средства. Мифы нам не нужны. История Церкви полна фактами столь поучительными, что никакая фантазия мифов до них не додумается.

Архиепископ Никон. (Рождественский).

Восстановить или построить каменный храм - дело, несомненно, нелегкое. Строить же подлинный храм человеческой души - дело великое, и оно куда сложнее и труднее.

Рассказать о христианстве, показать его можно книгами, храмами, иконами, пением, но это все поверхностно, но именно на этом уровне нынче остановлено внимание большинства. Задача и цель Православия - научить людей истинному христианству, то есть восстановить способность воспринимать Божественные энергии, воссоздать в душе человека его божественный образ.

В своей работе я бы хотела поднять проблему бездуховности нашего общества, я не говорю о полной бездуховности - нет, я о том, что большинство людей не представляют, что значить верить, верить не только во что-то насущное, то есть в окружающее нас, а в то, что должно быть внутри нас - любовь, то, что дает начало всему. Именно любовь к Высокому, вера заставляет задуматься над смыслом существования человека. Этим и актуальна проблема, тем, что многие забыли, об истинном предназначении человека: любить ближних, пробуждать в себе и в других веру, чистую, настоящую, не прикрытую ложью, мыслить и чувствовать, помнить заветы Божьи.

Первая половина двадцатого века

Говоря о Православии, мы начинаем думать о церкви. Так что пережила церковь? Какой подвиг был совершен Православием? На что должна обратить внимание современная молодежь, чтобы почувствовать значимость веры, веры не только в себя, но и в Бога?

Чтобы ответить на эти вопросы нужно вспомнить историю. Начиная с Октябрьской революции и заканчивая 90-ми годами - это время притеснения церкви, а начало всего было положено в правление В. Ленина и Сталина, время, когда священные места: храмы и соборы - разрушали; попов, епископов, священников - убивали, то время, когда большевики пытались искоренить веру. Об этом говорят документы того времени. Я привожу один из таких, как подтверждение этого.

Председателю В. Ч. К. №13666/2 товарищу Дзержинскому Феликсу Эдмундовичу.

Указание

В соответствии с решением В. Ц. И. К. и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.

Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.

Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады.

Председатель В. Ц. И. К. Калинин.

Председатель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ленин) ".

Но это гонение не сломило народ, они продолжали креститься, тайно молиться, и из этого не трудно сделать вывод, что в то время люди поистине трепетно относились к вере.

Исторически было выверено, по переписи 1937 года больше половины населения СССР открыто называли себя верующими. Следует подчеркнуть, что это была перепись, а не анонимный социологический опрос, записывали имена людей, место их проживания, работы и при этом спрашивали: "Являетесь ли вы верующим? Если да, то какой религии?" Православно верующими назвали себя треть городского населения и две трети сельского - всего, таким образом, половина населения Советского Союза (56,7%).

Вторая половина двадцатого века

Вера для народа - это все, именно, благодаря ней, русские объединились и выиграли Великую Отечественную Войну. Во время войны церковь являлась успокоением для людей, это то, что давало им силы - вера! Теперь в речи Сталина вместо партийного "товарищи" - "братья и сестры", "соотечественники". Уже летом 1941-го года сворачивается антицерковная пропаганда, прекращается выпуск антирелигиозных журналов. В итоге положение Церкви в СССР за годы войны разительно изменилось. Церковь обрела легальный статус, открылись тысячи храмов, возобновилась работа семинарий, но уже в 1948 году политика Сталина меняется в антицерковную сторону. Вплоть до смерти Сталина ни один новый православный храм не был открыт.

Более того, в конце 1940-х - начале 1950-х годов храмы вновь стали отбираться под клубы и склады. В 1951 году при уборке урожая только в Курской области по распоряжениям райисполкомов около 40 зданий действующих храмов были на много месяцев засыпаны зерном. Пошла новая волна арестов наиболее активных священнослужителей. Например, в сентябре 1948 года был в седьмой раз арестован архиепископ Мануил (Лемешевский). Но, несмотря на все это, самым главным в истории Великой Отечественной Войны является то, что русский народ продолжал верить и должен верить и сейчас, ведь чудо 40-х годов очевидно и неоспоримо: наша Родина выстояла и победила. Как сказал маршал Язов, "войну выиграли безбожники, но с помощью Божьей".

И говоря о хрущевском времени, мы можем вспомнить, что натиски Церкви ослабли, но все же людям, и особенно тем, кто был в партии нельзя было быть верующими, но можно привести такой пример, академик Королев - человек, который тайно ходил в церковь, верил и давал большие деньги на то, чтобы восстановить и построить храмы.

Значит, есть те люди, которые несмотря ни на что, идут и молятся в церковь. И самое главное, батюшки и церковные служители не были сломлены этим тяжелым временем, Церковь и вера не искоренилась, благодаря тем людям, кто продолжал верить. Есть в русском народе сила и то, что влечет их к Богу то, что невозможно сломить физически то, что заложено в человеке духовно.

Современное общество и отношение людей нашего времени к вере на основе статистики

Говоря о современном обществе, о современной России, можно сделать вывод, что люди, живущие в наше время, не могут быть признаны истинными православными, потому что мировоззрения не соответствуют «требованиям» православной веры: люди слабо знают догматику, мало посещают церковь, редко причащаются, и об этом говорят многочисленные опросы, проводившиеся на протяжении десяти-пятнадцати лет цель которых – выявление характера религиозного мировоззрения,

По результатам 1996 года количество опрошенных (1000 человек) к верующим отнесли 66,2% респондентов (половина из них 36,4% - «определенно верующие»). При этом 47% верят в колдовство, порчу, дурной глаз.

Результаты 1996г. (1000чел.) Результаты 1997г. (1578 чел.)

42% верят в бессмертие души "Бог - высшая личность" - 42%;

41,5% -в Воскресение Иисуса Христа; "Верите, в бессмертие души" - 39%

40% - в Божий суд "Верите в спасительную силу молитвы, обряда" - 37%

38,7% - в спасение души для вечной жизни "Верите в существование Рая" - 22%

32,2% - в существование дьявола, сатаны "Верите в существование Ада" - 22%

31% - в загробную жизнь "Верите во второе пришествие Христа" - 19%

21% - в приход антихриста "Боитесь греха" - 36%

18% - в конец света нет ответа - 25%

В другом экспресс-опросе того же фонда (декабрь 1998г. , 1600 опрошенных по общероссийской выборке) согласны/не согласны с утверждениями: "Верите ли вы в приметы?" - "Да" - 56%, "Нет" - 36%, "Не знаю" -8%; "Верите ли вы предсказаниям астрологов?" - "Да" - 30%, "Нет" - 55%, "Не знаю" - 15%.

Чудеса Православия

В каждом древе распятый Господь,

В каждом колосе Тело Христово,

И молитвы пречистое слово

Исцеляют болящую плоть.

А. А Ахматова

С этих слов я хочу начать говорить о тех чудесах, которые происходят в мире Православия. Для этого мне бы хотелось больше рассказать о молитве, о ее исцеляющей силе.

Но почему о ней, о молитве?

Именно, потому, что это величайший, бесценный дар Творца человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим.

Но многие ли этим дорожат? Многие ли понимают это?

К сожалению, нет. Некоторые часто несмысленно и неискренно молятся. Но ведь как молитва нас учит каяться, находить в себе недостатки, изображает всю внутреннюю жизнь человека, заставляет пробудить в нас искренние чувства.

«Как прекрасно они научают нас каяться, благодарить Бога за бесчисленные Его милости, славословить Его за Его божественные совершенства, просить Его о разных нуждах!», «Каждому дается явление Духа на пользу».

Еще я хотела бы сказать о том, что в жизни каждого случаются чудеса и исцеление молитвой не единственное из них, просто надо уметь их видеть, да и вообще жизнь человека – это сплошное чудо, потому что судьба его есть непрестанное действие Божиего о нас попечения. Но не всегда человеку все это кажется ясным, так как он смотрит на все поверхностно, и все печали, заботы и радости, из которых ткется ткань судьбы человеческой, мешают разглядеть ее узор.

Я считаю, что люди должны верить, ведь на вере строится многое: законы нравственности и морали, о которых многие забыли, особенно это важно для новых поколений, ведь, что творится вокруг? Оглянитесь!

Число верующих не будет расти, если мы вовремя не задумаемся, нам попросту будет нечего передать другим, поэтому нам нужно пронести эту любовь и веру к Высшему, ради других и себя, своей души.

Мне кажется, что достаточно вспомнить многие случаи исцеления молитвами, иконами, мощами, чтобы поверить в силу Бога, в силу нашей веры! Православия!

Я могу привести свой пример. В прошлом году к нам в Покровский собор привозили мощи святой праведной Матроны. Мы стояли в очереди к мощам в собор около трех часов, на улице был мороз, я очень сильно замерзла, думала, что просто заболею, но никаких признаков простуды у меня не было, даже наоборот, я почувствовала в себе силы, легкость. Могу сказать больше, что Матрона помогла моей знакомой, и это не единственный случай.

Ведь не правда ли стоит задуматься?

Значит святые нас слышат, помогают нам, направляют, оберегают.

Я думаю, что все в жизни стояли перед выбором и в это время внутренний голос направлял нас на истинный путь! Умейте прислушиваться к нему! Зачастую он помогает нам избежать многих ошибок.

Сила в любви, вере! Помните это!

И в заключение я хотела бы закончить работу такими словами:

"Душа русского народа крепнет молитвами Церкви небесной и земной. Душа русского народа выдержала и выдерживает, не становится безбожной, не повергается в прах пред прахом материи".

Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно.


Сочинение

Если бы человек жил только инстинктами, наверное, наш мир не смог бы стать таким, каким он является сейчас. Одной из составляющих нашего бытия, помимо прочего, является культура. О её роли в нашей жизни предлагает задуматься в своем тексте Д.С. Лихачев.

Говоря о проблеме, автор, в первую очередь, конечно, имеет в виду бездуховность и бескультурье как феномен цивилизованного и высокотехнологичного 21 века. Подразумевая такие проблемы современного общества, как страшная агрессивность, а также потребность в постоянной деятельности, писатель выводит понятие культуры. Он подводит нас к мысли о том, что весь внешний технологический прогресс дает человеку возможность упрощать свою деятельность, но культура придает этой деятельности содержание и глубину, нужный подтекст. «Культурный человек – это...тот, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому».

Д.С. Лихачев считает, что роль культуры состоит в том, что она наполняет деятельность человека высоким содержанием, определяет нужный, полезный вектор. Классическая культура воспитывает каждого, кто к ней приобщается, делает нас чище и наполняет своим опытом. Культурный человек не просто поглощает книги и музыку, а обогащается ими, приобретает уважение к другим народам, к их культуре и верованиям.

Безусловно, я согласна с мнением автора. Я тоже считаю, что культура выполняет одну из главных ролей в нашей жизни, делая из человека разумное и мыслящее существо, способное к полезным и даже красивым поступкам. Благодаря, например, книгам, в которых заложен опыт предыдущих поколений, человек имеет возможность культурно обогащаться и совершенствоваться, наращивать багаж своих знаний, и, к тому же, учиться смотреть на себя со стороны.

Так, например, среди произведений русских классиков существуют те, в которых герои служат ярким примером бескультурья и бездуховности. Герои поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», раскрываются как невежественные личности, без каких-либо духовных запросов и высоких побуждений. Круг интересов, например, Манилова, ограничен настолько, что из всего многообразия дел он любит собирать кучки трубочного пепла. Характеризующей деталью в его доме служит книга, с закладкой на все той же 14 странице, «которую он постоянно читал уже два года». Невысокий уровень культуры и читательского кругозора в поэме является общей чертой чиновничества. С помощью подобных образов Н.В. Гоголь призывает читателя быть культурным и развиваться.

О роли культуры рассуждал и Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». В ней писатель говорит о том, что изучение наук не является заведомо гарантом к культурному развитию личности. Другими словами, насильно нельзя вырастить интеллигента. Как бы не пыталась Простакова научить своего сына быть образованным и культурным - его нежелание и неспособность к этому, наложенные на плохое воспитание, не могли привести к хорошему результату. Те герои, которые изначально служат антиподами Простаковой и Митрофанушки, потому и ужасаются образу жизнедеятельности этой семьи, что сами уже стали интеллигентными и порядочными людьми до знакомства с главными героями комедии.

Мне кажется, что культура является, или, по крайней мере, должна являться образом нашей жизни и нашего мышления. Человек – существо мыслящее и рефлексирующее, и его деятельность постоянно должна быть направлена на развитие как умственное, так и духовное. В этом ему и помогает культура.

Сочинение по тексту Д.С.Лихачева:"Сейча смного говорят о бездуховности нашего общества..."

В данном тексте Дмитрий Лихачев размышляет над очень важной проблемой «бездуховности» общества, над проблемой роли культуры в жизни каждого человека. Этот вопрос актуален во все времена, и, безусловно, не может оставить читателя равнодушным.

Автор, раскрывая данную проблему, обращает внимание читателя на то, что люди теряют интерес к культуре, она обесценивается, многие даже не понимают, что вложено в это понятие, как много скрыто за ним. Также, Лихачев акцентирует внимание на том, что одной из причин, по которой нематериальные вещи и блага отходят на второй план, является технический прогресс и развитие цивилизации.

Филолог размышляет над понятием классики, какое именно значение она имеет для развития личности, и, что самое главное, кто такой культурный человек, интеллигент, какие качества ему свойственны, и как его распознать.

Лихачев считает, что в современном мире большое распространение получила агрессивная форма культуры, бездуховность, «массовая» полукультура, и что с ней необходимо бороться настоящей культурой.

Я полностью согласна с автором данного текста в том, что необходимо воспитывать культурных людей, прививать им интерес к классике, чтобы общество испытывало уважение к другим, к их культуре. Нужно искоренять агрессивность, возникшую из-за увлечения массовой культурой.

Так, например, в книге Рэя Брэдбери «451&讒 по Фаренгейту» показывается общество, в котором царит культ прогресса, люди многим жертвуют ради приобретения бесполезных вещей. В данном мире введено наказание за хранение и распространение книг. Теперь профессия пожарных предназначена для сжигания всей литературы.

Также, пример пренебрежения духовными ценностями можно встретить в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Элен Курагина решает выйти замуж за Пьера, человека непривлекательного, но очень обеспеченного, поступая при этом очень эгоистично, ради своей выгоды, ставя на первое место материальную выгоду.

Таким образом, на основе всего вышенаписанного, можно сделать вывод, что развитие культуры очень важно, необходимо прививать любовь к классике, воспитывать в обществе терпимость и уважение к другим народам и культуре.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В чем проявляется «бездуховность» общества? Над этой проблемой в предложенном тексте размышляет Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский филолог и искусствовед.

Чтобы привлечь внимание читателей к столь непростому вопросу, автор говорит о «бездуховности», которая в нынешнее время характерна не только для нашего общества, но и «в целом <..> для всего человечества». Писатель обращает внимание на то, что техника и весь комфорт, который с нею связан, заполонила собой все, не оставив времени для просвещения себя «истинной» культурой. Но самое страшное состоит в том, что заменить духовную жизнь человека может агрессивная бездуховность, с которой нужно бороться, прививая себе культурные интересы. Эта агрессивность, по мнению автора, есть пустая «жажда деятельности», которую нужно наполнить «полноценным содержанием». Только тогда «стремление к активности» приобретет полезные формы, ведь настоящая культура несет в себе «притягательность» и дает выход «жаждущему деятельности» человеку.

Д.С. Лихачев, рассуждая об определении культуры, указывает на ее неоднозначность и различность «оттенков понимания». Говоря о «классической культуре», писатель подчеркивает ее главные черты, такие как воспитание и обогащение человека «своим лирическим опытом». Обобщенные автором понятия «культурный человек» и «интеллигент» дают нам понять, что такими людьми называют тех, кто стал «терпимее к чужому», уважительнее к другим и мягче в поведении.

Позиция автора мне ясна. Она заключается в том, что «бездуховность» общества проявляется в падении роли духовной культуры, в отсутствие интереса к высшим ее ступеням и элементарной осведомленности о том, что она из себя представляет.

В качестве литературного аргумента, доказывающего мою точку зрения, можно привести произведение Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско». В этом рассказе главный герой, заработав достаточное количество средств, отправляется со своей семьей в долгое путешествие. Когда Господин из Сан-Франциско отплывает на теплоходе, И.А.Бунин показывает нам жизнь буржуазного общества, не имеющего никаких нравственных идеалов. Эти люди преследуют только одну цель – быть богатыми, а это говорит об их бездуховности. Страсть героя к выпивке и «живым картинам» показывает его, как человека вульгарного и непристойного. Но никто не станет перечить его действиям, ведь общество, в окружении которого проходит его путешествие, является таким же. Писатель показывает отличный пример того, что общество, состоящее из лицемерных, невоспитанных и безнравственных людей, является бездуховным.

Другим примером может служить произведение Антона Павловича Чехова «Ионыч». В рассказе изображена пустота и вялость провинциальной жизни города С, в который доктор Старцев приехал для лечебной практики. Однажды, главного героя пригласили в дом Туркиных. Их семья, считавшаяся самой образованной и талантливой, на самом деле была абсолютно бездарна, ведь не имела никаких высоких интересов. То, что они делают – это не творчество, а пародия на него. Старцев становится частым гостем в этом доме, и сам не замечает, как провинциальная тина затягивает его. Приехав, он был наполнен тягой к труду, ценил свой ум и образованность, но общество безнравственных и низменных людей низвело его до своего уровня. А.П.Чехов показывает нам, что бездуховность общества проявляется в бездуховности каждого человека, его составляющего.

Много подобных примеров можно встретить и в литературе, и в жизни. Это еще раз убеждает меня в том, что бездуховным обществом является то, которое не имеет культурных ценностей, высоких жизненных стремлений, принципов и идеалов.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Бездуховность – одна из самых больших проблем современного общества. Традиционно под бездуховностью принято понимать отсутствие у человека высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов бытия, чувство возвышенности. К сожалению, при взгляде на многих современных людей складывается впечатление, что они совершенно бездуховные, это имеет много разных проявлений.

Самым ярким примером бездуховности в жизни человека является приоритет личного над общественным. Сегодня жизнь складывается так, что очень многие люди совершенно не задумываются о всеобщем благе. Все стремятся стать успешными лично – хотят обеспечить себе сытую и довольную жизнь любой ценой, не задумываются о большие ценности современности и о других людях, которые иногда чего-то сильно нуждаются. Например, люди не уделяют достаточно внимания тем, кому нужна их помощь. Бездуховные люди стараются спрятаться от уплаты налогов, не хотят участвовать в общественно полезных мероприятиях, всегда удаляются от общества, чтобы быть только наедине и не чинить никаких полезных действий в обществе.

Впрочем, общество очень быстро определяет таких людей и применяет по отношению к ним справедливые меры ответственности. Нередко бездуховность ассоциируются с моральными правилами нашего общества. В этом есть определенная логика. Действительно, аморальные люди зачастую также является и бездуховними, такими, которые нарушают естественные правила общежития людей. Например, одним из основных правил современного украинского общества является чрезвычайное уважение к старости и пожилых людей. Но бездуховные люди не только не показывают достаточно уважения старшим людям. Более того, они очень часто забывают о собственных родителей, когда те так сильно нуждаются в их помощи. В целом бездуховные люди очень часто демонстрируют полное пренебрежение к любым правилам морали.

Вряд ли стоит считать ярким примером бездуховности отсутствие веры в Бога. Все дело в том, что в современном мире вера в Бога сильно атрофировалось. Многие люди не просто верят в Бога и одновременно с этим совершают преступление против человека и общества, они еще и прикрываются своей верой, чтобы уйти от заслуженной ответственности. В то же время среди атеистов сегодня действительно очень много моральных людей, которые несут ответственность за себя и за общество. Бездуховность вредит обществу, особенно если учесть ее современные размеры. В то же время достаточно сложно бороться с ней, ведь бездуховные люди обычно не нарушают законов и прямо не вредят государству. Единственное эффективное средство для борьбы с бездуховностью – бойкот бездуховных людей, отказ от коммуникации и взаимодействия с ними.

(1 оценок, среднее: 1.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. По всему миру не найти абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются, может быть, не внешне, но их внутренний мир не...
  2. Ответственность – это такая вещь, которая не существует сама по себе, а всегда рассматривается в определенном контексте. Некоторые взгляды на...