Инновационная культура. Инновации в обществе и культуре

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ
директор Института стратегических инноваций,
председатель Комитета по инновационной культуре Комиссии России
по делам ЮНЕСКО

Процесс инновационного развития имеет две главные составляющие – реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала
Необходима оценка состояния инновационного потенциала России, ведущих экономических районов, включая города и предприятия
Отсутствие инновационной культуры общества – одна из главных причин инновационной стагнации

В процессе прогнозов и споров о том, каким быть XXI в., высказано немало суждений. Широкое распространение применительно к общественному развитию получили такие понятия, как устойчивый рост и глобализация. Признавая их значимость для оценки современных тенденций, нельзя вместе с тем не видеть, что они не могут служить универсальными характеристиками нового этапа социальных, экономических, политических и иных процессов. Более точно, на наш взгляд, сущность этого этапа отражает категория “инновационное развитие” , которая достаточно широко освещалась в отечественной и зарубежной литературе. В отношении России можно согласиться с мнением профессора В. Федоровой об инновационно-мобилизационном характере развития . Представляется целесообразным взглянуть на эту тему с сугубо прикладных позиций. Что нужно сделать, чтобы инновационное развитие из привлекательной идеи стало для России реальностью?

Понятийный аппарат

Конкретность подхода требует точности понятийного аппарата, определяющего сущность и механизмы инновационного развития. Начнем с базовой дефиниции “инновация” . Мы придерживаемся устоявшегося в профессиональном общении понимания инновации, или нововведения, как реализованного новшества независимо от сферы применения .

Само же новшество, т.е. научная, научно-техническая разработка, изобретение, становится инновацией, как правило, в виде товара, услуги, метода. Следовательно, инновационному циклу предшествуют научно-исследовательские, опытно-конструкторские или проектные работы. Их результаты в основном и создают тот задел, на базе которого начинается инновационная деятельность как в конкретной экономике, так и в других областях.

Возникает вопрос, является ли сама идея инновацией? На наш взгляд, нет. Идея может быть инновационной или, точнее, потенциально инновационной, когда есть твердая уверенность, что пройдя через стадии научно-технического и инновационного циклов, она материализуется в инновацию, т.е. продукт. При этом не исключено, что в некоторых случаях идея сама по себе может быть уже и новшеством.

Важно отметить, что по аналогии с понятием “организация” инновация обозначает также и сам процесс реализации новшества. В широком же смысле инновация – синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений.

Создание научно-технического и инновационного продуктов в известной степени взаимосвязанные, но, по существу, самостоятельные циклы общественного производства. К ним предъявляются и разные требования (например, как к циклам проектирования, строительства и эксплуатации, будь то самолет, гостиница или электростанция). Разумеется, иногда совмещение возможно или даже необходимо, но это лишь исключение, как исключением является наличие у одного человека качеств ученого, изобретателя и предпринимателя одновременно.

Итак, под инновационным развитием мы понимаем прежде всего цепь реализованных новшеств . Оно более успешно, когда охватывает не одну узкую область (например, производство деталей), а включает в себя также сферы, влияющие на общий результат (управление, маркетинг, обучение персонала, финансы, продажу и т.д.). Следовательно, инновационное развитие должно носить комплексный характер .

Инновационный потенциал

Всякое инновационное развитие – это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала .

Обратимся к схеме 1. В левой ее части находятся две главные составляющие процесса инновационного развития – реализация инновационных проектов и развитие инновационного потенциала. Отсюда вытекает конкретная задача замера исходных параметров последнего, определения его места в общем потенциале предприятия, учебного заведения, органа управления и т.д.

Недооценка такого подхода приводит к тому, что за характеристики инновационного потенциала часто выдаются показатели, относящиеся к научно-техническому, производственно-технологическому, кадровому или иным компонентам общего потенциала предприятия или организации. В подобных случаях собственно инновационный потенциал предприятия не вычленяется, не замеряется и, как следствие, целенаправленно не развивается. В итоге не достигается результат – прирост новых конкурентоспособных товаров и услуг.

На схеме 2 изображен общий потенциал предприятия или организации и его основные составляющие – производственно-технологический, научно-технический, финансово-экономический, кадровый и собственно инновационный потенциал, который представляет как бы ядро всего потенциала, органически входя в каждую его часть.

Безусловно, между частями общего потенциала существуют более сложные диалектические связи, но бесспорно одно: инновационный потенциал определяет как бы завершающую часть производственного цикла и его реальные пропускные возможности, что существенно сказывается на конечном результате.

Распространено мнение, что основным направлением стимулирования инновационного развития является обновление основных фондов и прежде всего станочного парка. Против этого, казалось бы, трудно возразить. Но усилив таким образом производственно-технологический потенциал предприятия и не затронув в той же мере другие его части, мы получаем, как правило, омертвление финансовых средств.

Известна порочная практика прошлого, когда импортные заводы, купленные за валюту, годами ржавели в ящиках, потому что вовремя не подумали о других компонентах общего потенциала предприятия. Несколько в иной форме эта проблема присутствует и сейчас. Сплошь и рядом даже на устаревшем оборудовании некому работать. Причины ясны – потеря необходимого производственного персонала или утрата его квалификации. Кто же будет использовать оборудование нового поколения? Готовы ли к этому технологические, ремонтные и другие службы предприятий? Наконец, как должна выглядеть сама инновационная инфраструктура предприятия, организации, региона?

В прошлом году Институт стратегических инноваций совместно с Минпромнауки России провел два крупных исследования, в ходе которых был замерен по 36 параметрам инновационный потенциал предприятий и научно-технических организаций. Отсюда прямой шаг к мониторингу, своего рода карте состояния инновационного потенциала России, ее ведущих экономических районов, включая города и предприятия. Это создаст условия для целенаправленной конкретной работы по решению реальных инновационных задач и управлению данными процессами.

За основу оценки состояния инновационного потенциала были приняты возможности, которыми располагают предприятия для собственной инновационной деятельности, связанные в основном с их инновационной инфраструктурой. В качестве экспертов выступили сами руководители предприятий.

На первое место из 15 позиций они поставили техническое состояние оборудования (67,3% руководителей), далее следуют наличие задела научно-технических разработок для инноваций (56%), а также возможностей выпуска опытной партии и организации серийного производства (по 54,8%). Менее всего предприятия готовы к экспертизе проектов (17%), решению задач защиты интеллектуальной собственности в России (16%) и за рубежом (11,1%).

Если оценивать роль 12 внешних факторов , влияющих на инновационную деятельность предприятий, то необходимо прежде всего отметить востребованность продукции внутренним рынком (на что указали 69,9% руководителей) и налогообложение (64,1%). В меньшей степени это относится к влиянию инфраструктуры, находящейся вне предприятия (26% респондентов), и страхованию рисков (19,9%).

Внутренние факторы (их было 9) фактически отражали подготовленность персонала по отдельным направлениям деятельности. В целом квалификацию рабочих поставили на первое место 62,3% респондентов, подготовленность занятых в области маркетинга – 59,6%. Последнее место среди внутренних факторов занимает подготовленность персонала к внешнеэкономической деятельности (44,4% опрошенных) и в области патенто-правовых вопросов (39%).

На схеме 3 показана структура инновационного потенциала. Его основу составляют инновационная инфраструктура предприятия совместно с инновационными возможностями, которые создаются за счет других компонент потенциала.

Внутренние факторы превалируют над внешними и при переходе предприятия со стадии выживания на стадию развития существенно увеличивают свой вес. Относительно малая значимость многих внешних факторов объясняется не их ненадобностью, а фактическим распадом систем отраслевого и регионального управления.

При использовании социологических показателей становится возможным определить реальное влияние каждого из них на инновационную деятельность, и это крайне важно, поскольку даже более “благополучные” индикаторы (состояние оборудования или квалификация рабочих) не дают основания для оптимизма (каждое третье предприятие ни по состоянию оборудования, ни по квалификации рабочих не может осуществлять инновационную деятельность).

С другой стороны, появляется возможность наполнить конкретным содержанием каждый фактор и выйти на разработку типовых моделей организационного, правового, технологического формирования инновационного потенциала предприятия с учетом отраслевых и региональных особенностей . Речь может идти, например, о задачах, структуре и организации деятельности служб экспертизы или патентования.

Учитывая огромную роль инновационного фактора для деятельности предприятий и недостаточную подготовленность многих специалистов в вопросах управления инновационной сферой, основы этих моделей целесообразно разработать по госзаказу и предоставить предприятиям как реальную форму их государственной поддержки .

Главная движущая сила новой экономики – это ново­введения, понимаемые как ориентация на постоянное обновление продукции, систем, процессов, маркетинга и персонала. Чем больше нацелена компания на нововведения, тем короче жизненный цикл ее продукции. Японцы производят автомобили, ориентируясь на двухлетний цикл, а бытовую электронику – на трех­месячный. Цикл жизни финансовых услуг на некоторых рынках составляет несколько часов – пока не сориентируются конкуренты.

Нововведения – движитель экономической и общественной жизни во всех их аспектах. Лучшие, чем у других, товары и услуги,– это лишь один из путей к победе в обществе нововведений. Этого еще недостаточно, чтобы понимать клиентов, их заботы и чаяния. Ведь при такой скорости изменений и сложности рынков сами клиенты сплошь и рядом не могут точно выразить свои потребности. Нововведения компании должны выходить за рамки того, что рынки могут даже вообразить. Необходимо создавать в организации климат, в котором персонал не наказывают за риск, творчество процветает, а воображение интеллектуалов развивается без границ.

Корпоративная информационная структура закладывает основы нововведений. Новые инструменты позволяют использовать все богатство информационной структуры для мультимедийной информации и баз знаний, повсеместного доступа к людям и ресурсам.

На уровень упорядоченности организации влияют многие факторы. Одним из определяющих факторов является организационная культура.

Понятие «культура» широко распространено во всех областях знаний, например, говорят о культуре речи, правовой культуре, культуре эксперимента, физической культуре, организационной культуре. Культуру можно определить как совокупность достижений человечества в производственной деятельности, общественном и умственном отношении, как форму общения между людьми или, что нам представляется наиболее обоснованным, как совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают их.

Культура представляет собой объективно-субъективное явление: она субъективна, поскольку человек является создателем, хранителем, носителем и потребителем, и объективна как атрибут общества, как продукт человеческой цивилизации.

Как атрибут общества культура структурирована по предмету и по субъекту социально-культурного процесса. Такими субъектами могут быть этнос, нация, страна, поселение, организация, группа людей. Что касается предмета, то в нашем случае им является организация как субъект социокультурного процесса.

Организационная культура представляет собой выражение упорядоченности и согласованности функционирования социальной организации, систему смыслов, ценностей, ориентиров, позволяющих обеспечить организованность деятельности по реализации миссий и целей организации.

Следует отметить значительную самостоятельность организационной культуры и целей организации, разные культуры могут обеспечивать реализацию одной и той же цели с разной эффективностью. Рассматривая культуру с позиции системного анализа, можно выделить две самостоятельные, но находящиеся в единстве подсистемы: идеальную и материальную культуру, на уровне всего общества и на уровне организационной культуры.

Организационная культура в узком смысле исследуется как культура предприятия (корпоративная культура), а в широком - как культура организации, основанная на общечеловеческих ценностях. Вместе с этим организационная культура базируется на организационных ценностях, которые выражаются в представлениях о предпочтительности определенных средств, форм, методов функционирования организации, а также свойств членов этой организации. С организационными ценностями согласуются также нормы целесообразного поведения в организации. Нормы поведения обеспечивают формирование ориентиров организационной деятельности - существенных предположений, принимаемых членами организации. При этом исследователи в качестве проявлений организационной культуры выделяют культуру послушания, культуру инициативы и ответственности и др.

Таким образом, организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, которые определяют ориентиры поведения членов организации. Эти ценностные ориентиры передаются индивидам через символические средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.

В теории организации можно выделить три основные позиции по проблеме формирования организационной культуры:

1) организационная культура является продуктом естественного развития организации в том смысле, что она складывается спонтанно в процессе общения и взаимодействия людей и не зависит от их субъективных желаний. Это эволюционистская модель культуры ;

2) организационная культура служит искусственным изобретением, созданным людьми и являющимся результатом их рационального выбора. Это целерациональная модель культуры ;

3) организационная культура представляет собой смешанную естественно-искусственную систему, соединяющую в себе формально рациональные и спонтанные жизненные процессы. Это модель корпоративной и гражданской культуры .

Об организационной культуре стали говорить в 30-е гг. ХХ в., после проведения Хоторнских экспериментов. Открытием Э. Мэйо и гарвардских ученых стала биполярная структура промышленной организации, которая должна была заменить собой классическую монополярную модель организации.

В монополярной организации доминирует жесткая иерархия предписанных статусов и ролей. Создатели этой теории - Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер - были убеждены в том, что эффективность организации в целом является функцией от степени жесткости должностных позиций, трудовых заданий и слаженности совместных действий. По их мнению, чем более система подавляет личность, тем более совершенной и предсказуемой становится производственная система. С появлением школы человеческих отношений топография социального пространства в организации претерпела существенные изменения - она стала двухмерной. Классическая школа рассматривала человека лишь как функционера. Гуманистическое направление представляло человека уже как личность. В топографии социальной организации стало необходимым учитывать новые переменные, которые обозначались статусами, ролями, лидерством, групповым давлением, ценностными ориентациями.

Понимание человеком своего места в организации;

Принимаемый язык общения;

Взаимоотношения между людьми;

Сохранение разделяемых организационных ценностей;

Внутренняя вера в принятые в организации идеалы;

Внешний вид работника и представление себя на работе.

Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения людей и определяется связанностью норм и ценностей, принятых в организации. Организационная культура не статична, хотя в ней присутствуют устойчивые черты, которые не меняются с течением времени. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок базовых предположений, который может указывать на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае смены ситуации.

В рамках организационной культуры выделяются субкультуры , носителями которых выступают крупные группы в организации. Существование субкультур в определенном смысле служит источником постоянного развития организационной структуры.

Культура, в том числе организационная, связана с историей; она подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества, человечества. Говоря о современной культуре, мы подразумеваем огромный путь, пройденный культурой. Культура вечна и вместе с тем подвижна и изменчива.

Культура организации может и должна претерпевать изменения, особенно когда она не способствует изменению поведения работников до состояния, нужного для достижения желательного уровня организационной эффективности. Как правило, это происходит в случаях:

Фундаментального изменения в миссии организации;

Значительных технологических изменений;

Формирования совместных предприятий;

Быстрого роста организации;

Развития внешнеэкономической деятельности;

Существования субкультур.

Анализ изменения организационной культуры предполагает использование научного подхода, включающего ее аудит и разработку специальных предложений и мер по ее корректировке. При этом даже в случае благоприятных условий процесс совершенствования организационной культуры может занять длительное время.

Организационная культура дает наемным работникам ощущение их идентичности, несет в себе неписаные наставления о том, как в организации можно чего-то добиться, а также способствует стабильности данной социальной системы. К сожалению, люди не осознают влияния существующей культуры, пока она не превратится для них в помеху, пока они не прочувствуют новую культуру на собственном опыте либо пока эта культура не проявится публично в виде той или иной модели организации. В этом главная причина столь долгого игнорирования организационной культуры менеджерами и учеными. В большинстве случаев она не обнаруживает себя явно.

Понятие «организационная культура» тесно связано с понятиями «гражданская культура» и «корпоративная культура». Многие исследователи и консультанты-практики предпочитают использовать эти категории для обозначения широкого круга явлений, характерных для организации. Корпоративная и гражданская культура олицетворяют собой две разные стадии развития организации.

Корпоративная культура - это культура конкуренции и борьбы (за господство на рынке). Ради достижения своих интересов организация готова идти практически на любые издержки нравственно-психологического характера, не затрагивающие напрямую экономические и правовые основы своего существования. Корпоративной культуре свойственно восприятие организации как живого организма, жизнеспособность которого важнее судьбы каждого отдельного человека. Этот организм живет по своим законам и объединяет людей на основе общих ценностей и норм в единый план или «семью». Такое представление об организме исключает или ограничивает автономию и свободу работников, которые подчиняются жесткой необходимости достигать цели организации.

Инновационная культура организации предполагает, что рынок - пространство конструктивного взаимодействия с равноправными партнерами. Состязательность здесь второстепенна. Главное для организации - не господство или победа над более слабыми противниками, а расширение пространства для сотрудничества, создание условий для самореализации в определенных сферах профессиональной деятельности.

Инновационная культура развивается постепенно, преодолевая различные барьеры, в том числе бюрократические и ведомственные. Она становится очевидной на стадии постиндустриального общества, когда проявляются преимущества нового образа жизни, мышления и действий, открытых для диалога и продуктивного взаимодействия с другими культурами.

Инновационная культура как историческая разновидность организационной культуры обладает специальными чертами и качественной определенностью, позволяющей отличать ее от культуры примитивных или традиционных обществ. Для нее характерно критическое отношение к действительности, демократичность, толерантность, плюрализм.

В инновационной культуре отсутствуют какие-либо единые, предписанные сверху требования и нормы, за исключением нравственных общечеловеческих, общепризнанных образцов и ценностных критериев. Чтобы соответствовать интересам людей, такая культура должна не столько подчинять свои нормы и ценности требованиям личной свободы, инициативы и предприимчивости, сколько создавать условия для развития человека. Вместе с этим она призвана вырабатывать ограничения, исключающие возможность индивидуального или коллективного произвола, беззакония, нарушения прав и свобод людей.

В процессе своего исторического развития инновационная культура впитала в себя идеалы критического рационализма и активизма. Рациональная, активистская культура проявляется в устойчивой ориентации человека на успех, признании деловой активности в политической области, инициативности и ответственности, утверждении идейного плюрализма и толерантности.

Инновационная культура не отрицает элементов расчета и взаимной выгоды. В ней присутствуют и нерациональные элементы: традиции, аффекты, архетипы и другие элементы, характеризующие спонтанную активность членов организации, их ненаправленные действия

"

Цветкова Ирина Викторовна,доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г.Тольятти[email protected]

Инновационная культура как система

Аннотация.Формирование инновационной культуры личности и общества является одной из самых актуальных социальных проблем. Цель исследования –изучение функций инновационной культуры, которые могут быть выделены при анализе механизмов адаптации индивида к социальным изменениям в различных сферах жизни общества. Инновационная культура общества обеспечивает не только постоянное создание и внедрение нового, но она включает механизмы, позволяющие адаптировать индивида к изменениям в различных сферах жизни. Работа выполнена в рамках НИР темплана, проект № 383: «Работники промышленной и научнотехнической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)».Ключевые слова:функции, структура, инновационнаякультура, социальные и культурные факторы, социальная интеграция, социальная адаптация, информационное общество, образование, знания, ценности, мотивация.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Формирование инновационной культуры личности и общества, адекватной условиям и требованиям информационного общества, является одной из самых актуальных проблем современности . Эта культура предполагает не только более высокую степень компетентности человека в использовании новых средств информатики, но, главным образом, развитие его личных качеств, таких, как культура речи, пространственное образное мышление, способность к самообразованию и творчеству. Все эти качества оказываются наиболее востребованными вобществе знаний, они помогают человеку эффективно использовать возможности этого общества для достижения как своих личных, так и общественных целей. Однако формирование инновационной культуры личности и общества может быть достигнуто лишь объединенными усилиями культуры и образования.По мнению ряда исследователей, развитие индивидов в информационную эпоху зависит, главным образом, от того, как устроена социокультурная среда образовательных учреждений. Современное общество остро обеспокоено образованием подрастающего поколения, так как именно данная категория населения определяет развитие нашего будущего и его инновационной составляющей . Именно через обобщающее и интегрирующее понятие «образовательная среда» наилучшим образом можно спроектировать, задать ведущие управленческие ориентиры социокультурной среды и сконструировать, как таковое, определение социокультурного потенциала.Инновационный тип развития меняет форму передачи и распространения знаний. На предыдущих стадиях развития общества развитие знаний, а также их транслирование базировалось на субъектобъектной парадигме. Знания предавались от учителя к ученику в процессе обучения. Третьим элементом данной схемы являлись тексты, созданные для объективации знаний. Т.Кун подчеркивал значение «нормальной науки» при формировании научной парадигмы, которая включает обязательный комплекс знаний, получивших признание в качестве истинных. Этот комплекс знаний используются для написания учебников и применяются при подготовке новый поколений ученых и специалистов. К. Поппер в учении о трех мирах, определяющих развитие науки, включает в их состав разнообразные тексты, формирующие представления об истине, духовном авторитет, традиции. Эти тексты К. Поппер рассматривал как препятствие для развития критического отношения к знаниям, стимулирующего развитие новых идей .Проблемы инновационной культуры получили разработку в ряде работ современных ученых. А.Л.Маршак обосновал существование социология инноватики как прикладной науки. Ю.А.Карпова провела социологический анализ инновационной системы, рассмотрела роль личности в инновационном процессе, акцентировала внимание на таких ресурсах инновационного процесса, как интеллект и творчество. В работах многих отечественных и зарубежных учёных можно найти определения инновационной деятельности как процесса, «направленного на непрерывное создание нового». Проблематика социология культуры активно разрабатывалась как отечественными, так и зарубежными исследователями. Из современных отечественных учёныхсоциологов, нацеленных на проблематику социологии культуры, важно отметить работы А.С.Капто (проблематика профессиональной этики). Для нашего исследования очень важна проблематика ценностей в аспекте инновационной активности. М.К.Горшков охарактеризовал специфические черты российского менталитета, выявил критерии социальной идентичности.В сборнике статей под редакцией В.А. Ядова«Россия трансформирующееся общество»проанализированы ценностные основания инноваций, которые могут служить ориентирами поведения наёмных работников.Целью исследования является изучение функций инновационной культуры, которые могут быть выделеныпри анализе механизмов адаптации индивида к социальным изменениям в различных сферах жизни общества.Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатовИнновационная культура общества обеспечивает не только постоянное создание и внедрение нового, но она включает механизмы, позволяющие адаптировать индивида к изменениям вразличных сферах жизни.Можно выделить следующие функции инновационной культуры:Креативная: предполагает создание новых знаний, технологий, способов управления, трансляции знаний, передачи опыта. Авторы монографии «Философия творчества» представляют инновационную культуру как «знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» . Исследователи уделяют особое внимание социальной задаче формирования инновационной культуры общества и личности, приравнивая её к культуре творческой деятельности. Развитая инновационная культура, по их мнению, является основой современной инновационной экономики.Адаптационная: способствует эффективному разрешению противоречий между наукой, технологиями, управлением и образованием, что обеспечивает высокую эффективность создания и внедрения инноваций. Развивая анализ понятий в данной области, профессор Ю.А. Карпова высказывается за разделение понятий «инновационная культура общества» и «инновационная культура отдельного человека». Определяя инновационную культуру общества как «плод создания некой инновационной инфраструктуры, института инновационной деятельности», она рассматривает инновационную культуру личности через её «умение приспосабливаться к постоянно изменяющемуся миру, умение творить новое, умение правильно оценить и принять новшество» . Анализируя образовательные блоки инновационной культуры, Карпова высказывает предложение о необходимости разработки соответствующего понятийного аппарата и расширения международного сотрудничества в сфере инновационных процессов и программ обучения инновационной деятельности.Аксиологическая: обеспечивает постоянное обновление знаний в сочетании с формированием гуманистических ценностей. По мнению Н.Д. Василенко, инновационная культура представляет собой совокупность ценностей, созданных в инновационном процессе и представленных инновационной продукцией, технологиями и организационно хозяйственными решениями, которые имеют правовую, хозяйственную или общественную ценность . Интегративная: формирует социальные связи между индивидами, социальными институтами, социальной системой. «Двойственность» инновационной культуры подчёркивается в работах В. И. Долговой, выделяющей её, с одной стороны, как особый вид культуры, с другой стороны,как элемент, присутствующий в каждом виде культуры . Она рассматривает инновационную культуру как некую область пересечения различных видов культур (организационной, правовой, политической, профессиональной, личностной и т. д.), отражающую их поступательное развитие, прогрессивные тенденции, инновационный характер. Инновационная культура, с точки зрения Долговой, определяет всю жизнедеятельность общества и человека, опираясь и развивая существующие традиции.Гуманистическая: создает условия для наиболее эффективной самореализации индивидов в условиях трансформации социальных институтов. Директор Института стратегических инноваций А.И. Николаев, обсуждая проблемы инновационного развития и формирования инновационной культуры, отмечал: «Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закреплённую в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образцах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворённости людей участием в них и результатами» . Уровень самой инновационной культуры личности напрямую зависит от отношения общества к инновациям и той работе, которая проводится в обществе по формированию и развитию инновационной культуры.Мотивационная: создает систему стимулов для создания и внедрения нового в условиях конкуренции. А.Ю. Елисеев, опираясь на семантику словосочетания «инновационная культура» личности, полагает, что это «такая культура жизни, где основой мотивации поступков человека является жаждаобновления, рождение идей и их осуществление… Популяризация «инновационного» подхода к жизни должна носить характер неизбежности для каждого члена общества, вызывая постепенно чувство неприятия принципа «жить, как живётся». Шаг за шагом, она сможет помогать человеку, делать выбор в пользу «инноваций», то есть, ‮жить продуманно, организованно», и, наконец, креативно» . Автор полагает, что инновационная культура помогает создать в обществе атмосферу, при которой новая идея воспринимается как ценность, принимаемая этим обществом и поддерживаемая им.Стратифицирующая: формирует новые способы стратификации и дифференциации социальных субъектов (индивидов, организаций, регионов), например, по уровню разработки и основания новых технологий. В.В. Зубенко указывает на инновационную культуру общества как исторически сложившуюся систему представлений, стереотипов, ценностей, норм поведения и знаний, направленных на совершенствование всех сфер жизнедеятельности. Характеризуя инновационную культуру как инновационную составляющую культуры общества, он не выделяет её как один из видов культуры, а отводит место общего свойства, пронизывающего каждую из культур (хозяйственную, правовую и т. д.), «поскольку одним из характерных признаков любой культуры является её взаимообратное влияние» .В условиях инновационной революции субъектобъектная схема передачи знания трансформируется, поскольку знания интегрированы в информационно–коммуникационную образовательную среду (ИКОС). Это преобразует процесс передачи и освоения знаний . Изменения приобретают следующий характер.1.Получение или передача знаний является процессом трансляции освоения или освоения учебной информации посредством ИКОС. Роль преподавателя состоит в формировании ИКОС с характеристиками, соответствующими определенной предметной сфере, нормативам и стандартам компетенций.2.Освоение знаний связано с формированием технологий обучения, поскольку они обеспечивают связь с ИКОС. Технологии предусматривают временную и информационную стандартизацию предметной сферы образовательных знаний. Они ориентированы на то, чтобы ознакомить учащихся с определенным объемом информации и проконтролировать умение ориентироваться в ней.3.Формируется симбиоз знаний и информации, который интегрирован с ИКОС. Этот симбиоз повышаетскорость процессов обучения, с одной стороны, а с другой –позволяет увеличивать объемы освоения информации за единицы учебного времени.4.Преимущества ИКОС состоят в формировании определенных модулей информации, учитывающих график обучения, пространственные границы расположения учащегося и преподавателя, индивидуальные особенности освоения материала учащимися. ИКОС повышает наглядность обучения, т.к. позволяет использовать средства компьютерной графики, создавать виртуальные обучающие тренажеры.5.Результатомобучения выступают компетенции –комплекс знаний, умений навыков, сформированных в результате обучающих технологий. Компетенции выступают базисом трудового потенциала в условиях инновационной революции. Знания технологизируются, поэтому их качество зависит от параметров, характеристик, качественных особенностей ИКОС.6.В отличие от прежних условий, когда знания передавались непосредственно в процессе общения от учителей и учеников, чтения книг, выполнения заданий под непосредственным контролем преподавателей, ИКОС не предполагает формирования системы ценностей. Симбиоз знаний и информационных процессов не базируется на ценностных основаниях, это дает возможность постоянно обновлять знания.7.В классической парадигме знания рассматривались как средство формирования личности, ее совершенствования. В условиях инновационной революции роль знаний в формировании ценностных ориентиров личности снижается, поскольку интеграция знаний с обновляющейся информацией придает им релятивный характер.8.Знания, полученные при помощи ИКОС, позволяют индивидам адаптироваться к изменениям в социальноэкономический сфере. Однако они не формируют стратегии поведения в обществе, поэтому перед индивидами возникают проблемы, требующие принятия решений при выборе системы ценностей в ситуациях жизненного самоопределения.Данные характеристики знаний в условиях инновационного типа развития формируют одно их противоречий, определяющих бытие личности в обновляющемся обществе. Это противоречие между необходимостью овладения знаниями, интегрированными в ИКОС, и системами ценностей, определяющими взаимодействие индивидов с обществом, с духовным миром.Это противоречие является следствием других видов противоречий, которые вызваны неравномерным развитием сфер науки, технологий, управления и образования. Обновление знаний происходит быстрее, чем преобразование системы ценностей, как в масштабах общества, так и на уровне бытия отдельных индивидов. Оно выражается в неоднозначных социальных явлениях, в частности, в дезинтеграции общества. Трансформация системы ценностей, на базе которой развивалось общество на прежнем этапе, ставит индивида перед проблемой выбора стратегии поведения в быстро изменяющемся социуме. Далеко не все индивиды способны рационально, разумно, взвешенно сформировать собственную модель поведения, учитывающую интересы общества, отдельных индивидов, социальных групп. В обществе, вступившем в стадию инновационного развития немало факторов, которые являются источником стихийных, непредсказуемых социальных явлений. Это находит выражение в кризисах, конфликтах, в процессах маргинализации и в стихийных протестах.Инновационная культура формируется в условиях модернизации общества, преобразования социальных институтов. Она характерна не только для обществ, которые создают новые знания и технологии, но также в тех типах обществ, которые выступают в роли потребителей инновационных продуктов и поставщиков сырья. Инновационная культура необходима, чтобы обеспечить эффективное освоение инноваций, создать инфраструктуру для развития инноваций в конкретном регионе.

Ссылки на источники1.Колин К.К.Информационная культура в информационном обществе // Открытое образование. –2006. –№ 6 (59). –С. 57–58.2.Социокультурная и развивающая образовательная среда образовательного учреждения: проектирование и принципы формирования. –URL: http://www.portlus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1305634009&archive=&start_from=&ucat=&.3.Кун Т.Структура научных революций / пер. с англ. И.З.Налетова; общ.ред. и послесл.С.Р.Микулинского и Л.А.Марковой. –М.: Прогресс, 1977.–300с.4.Поппер К.Р. Логика и рост научного знания: избр. работы / пер. с англ. –М.: Прогресс, 1983. –605 с.5.МаршакА.Л. Социология инноватики как прикладная наука: постановка вопроса // Интеллектуальный ресурс как важнейший фактор управления отечественной промышленностью: сб. ст. –М., 1996. –45с.6.Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики: учеб.пособие. –СПб.: Питер, 2004. –192с.7.Капто А.С. Социоментальные основания культуры мира. –М., 2000; Профессиональная этика. –М.;Ростовн/Д., 2006.8.Горшков М.К. Новые черты российского менталитета: выдержка и последовательность действий // Президентский контроль. Информационный бюллетень / Издание Администрации Президента Российской Федерации. –2010.–№5.9.Россия: трансформирующееся общество / под ред.В.А. Ядова. –М.: Издво «КАНОНпрессЦ», 2001.–640 с.10.Философия творчества: монография / под общ. ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой.–М.: Философское общество, 2002. –268с.11.Цит. по: Исаев В.В. Круглый стол в Институте стратегических инноваций // Инновации. –2000. –№ 5–6.12.Василенко Н.Д. Особенности инновационной культуры в неолиберальном обществе //Экономика и право. XXI век. –2013. –№ 2. –С.171–178.Долгова В.И. Акмеологическаясущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского университета. Сер. 5 14: Педагогика. Психология. –1999. –№1.–С. 65–71. –URL: http://www.lib.csu.ru/vch/5/1999_01/008.pdf.14.Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Международный журнал «Теория и практика управления». –URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/9_5_01.htm.15.Зубенко В. В. Инновационная культура общества -основа инновационного развития государства // Вiсник Донецького унiверситету. Сер. В: Економiка iправо. –2007. –Вип. 1. –С. 209–215.16.Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества и философия образования. –М.: Издво «Академия естествознания»,2008. –160с.

Irina Tsvetkova,

Doctor of the Philosophical Sciences, Professor of the pulpit History and philosophy Togliyatti state University, Togliyatti [email protected] culture as a systemAbstract.Shaping the culture of the creation innovation is one of the themost actual social problems. The Purpose of the study is a study function cultures, which can be chosen at analysis mechanism to adapting the individual to social changes to different sphere of the lifes society. The Culture of the creation innovation provides not only constant creation and introduction new, but she includes the mechanisms, allowing adapt the individual to changes to different sphere of the lifes. Keywords: functions, structure, culture innovation, social and cultural factors, social integration, social adaptation, information society, formation, knowledges, value, motivation.

Ивановой Т. Н., доктором социологических наук

Инновационная культура как

основной компонент инфраструктуры

инновационного процесса

РГУПС

Совершенствование взаимосвязанных сегментов финансового рынка с использованием системного подхода необходимо для активизации инновационного развития экономики . Инновационное развитие следует понимать в динамическом единстве его агрегированных участников: социума, корпоративного сектора и государства. Для формирования способности к самовоспроизводству и саморегуляции инновационная среда должна быть насыщена не только инновационными технологиями , но и инновационной культурой.

Создание инновационной системы, продуцирующей и технологизирующей новации, превращающей их в инновации (т. е. в регулярно используемые новации), следует рассматривать с точки зрения социально-экономического подхода. Для новой экономики с превалирующим человеческим фактором технократический подход к инновационному процессу изначально неэффективен: если техника инертна к новациям, а человек восприимчив - инновационный процесс можно инициировать, если же человек не восприимчив к инновациям - даже высокие технологические новшества не дадут ожидаемого положительного эффекта. Из этого следует, что инновационный процесс не столько технологический, сколько социальный. Поэтому для взращивания инновационной экономической системы необходимо развитие инновационной культуры.

Инновационную культуру следует понимать как совокупность знаний, умений и компетенций, используемых и приобретаемых в процессе всестороннего освоения и производства новшеств в различных областях человеческой деятельности при сохранении в системе динамического единства традиций, инноваций и новшеств. Именно инновационная культура объединяет в себе нематериальные активы , необходимые для эффективного функционирования финансового сектора в условиях новой экономики.

Модель неконтролируемого олигархического капитализма, характеризующаяся высокой долей социального цинизма, кризисом недоверия бизнеса и власти, дезинтеграций российского общества и социальной энтропией: экономические акторы не проявляют стремления к конструктивному взаимодействию, поскольку уверены, что окружены враждебными, эгоистичными и властными индивидами, группами и институтами, притесняющими и подавляющими их. [i] В условиях подобной дестабилизации реализация инновационных программ с использованием технократического подхода видится малореальной. Необходимо системное развитие инновационной культуры с использованием инновационных инструментов управления - инновационного менеджмента и управления инноватикой.

Конкурентоспособность и рентабельность современных сетевых корпоративных и финансовых структур базируется на развитой корпоративной культуре. Сейчас необходим разворот корпоративной среды в сторону инновационной культуры. Трансформация корпоративной культуры в культуру инновационную происходит путем формирования и достижения целевой установки создания, освоения и продвижения инноваций. Инновационная корпоративная культура позволяет не просто быстро адаптироваться к изменениям внутренней и внешней среды, но и получать положительный эффект от этих изменений. Так, предпринимамуниципальных образований среди положительных черт кризиса назвали приобретение конкурентных преимуществ на кризисных виражах за счет захвата доли рынка обанкротившихся конкурентов, что служит результатом грамотного антикризисного менеджмента.

Без инновационной культуры реализация масштабной государственной инновационной стратегии обречена на стагнацию , что означает принятие позиции аутсайдера национальными акторами. Формирование инновационной культуры должно стать как одной из первоочередных задач государства и бизнеса, так и основным инструментов моделирования новой инфраструктуры отношений бизнес-власть.

Для финансовых институтов вопрос о развитии инновационной культуры становится определяющим в условиях кризиса финансомики. Инновации в финансовом секторе, используемые в угоду оппортунистическому поведению (рентоориентированному поведению) привели мировую финансовую систему к коллапсу . А поскольку зависимость от финансовых потоков корпоративного сектора не ослабела, необходимо выработать инструментарий формирования инновационной культуры в области формирования и распределения финансовых потоков. В этом случае, финансовая система послужит транслятором инновационной культуры на всех акторов финансовой среды.

Само моделирование инновационной культуры во многом определяется ее фактороно-компонентным составом:

1. инфраструктурой корпоративной системы, включающей:

1.1. уровень технологий;

1.2. источники и качество материальных ресурсов;

1.3. структуру и качество финансовых ресурсов;

2. качеством нематриальных активов корпорации, а именно:

2.1. качеством менеджмента;

2.2. компетенциями персонала;

2.3. качеством человеческого капитала;

2.4. качеством процессного капитала;

2.5. лояльностью персонала компании.

3. уровнем инновационного потенциала:

3.1. уровнем восприимчивости к инновациям

3.2. инструментами мотивации и развития человеческого потенциала;

3.3. инициативностью к развитию.

Корпорации выступают концентраторами носителей инновационного потенциала - определенного типа людей, именуемых пассионариями, которые служат источником формирования новой бизнес-элиты. [v] В этом отношении, поддержка государством развития инновационной культуры корпораций служит мощным источником обновления кадрового потенциала страны.

Формирование инновационной культуры корпорации во многом зависит от топ-менеджмента и его лидерского потенциала. Креативные качества топ-менеджмента реализуются в определенном типе мышления, свойственного для управленцев новой экономики (экономики знаний) - высокий интеллектуальный потенциал, находящийся в единстве с инновационной лояльностью. Модель управления, во главе которой стоит такой менеджер, приобретает эффект синергии в инновационном процессе, поскольку инновационные технологии не только тиражируются, но и прирастают, благодаря механизму креативного коучинга и партнерства.

Важнейшей составной частью ресурсов корпорации является человеческий капитал – это запас знаний, навыков, способностей и стремлений работника, которые обуславливают результативность его труда и тем самым могут влиять на рост его доходов. Технократический подход к управлению постепенно уступает место гуманитарному. Управление должно опираться на систему ценностей персонала и формировать общие ценности инновационной культуры, которые будут являться внутренним ресурсом развития корпорации. При этом необходимо совместить две системы мотивации: экономическую и моральную. В инновационной экономике нематериальные стимулы выходят на передний план, однако недостаточная экономическая заинтересованность персонала приведет к расширению оппортунизма и развитию рентоориентированности в отношениях.

Стимулирующие факторы, лояльные инновационной культуре, должны быть направлены на развитие личностного потенциала сотрудников. При этом они должны соответствовать качеству человеческого капитала и уровню его человеческого потенциала, в противном случае уравнительная система премирования, ставшая уже традиционной, нивелирует инициативу к развитию. Поощряться должны те сотрудники, которые создают вокруг себя инновационное поле, моделируя новые стандарты деятельности, обусловленные целями корпорации. Инновационный заряд таких «ядер» корпоративных подсистем транслируется по социальной сети и возводится в ранг стандарта.

Оценивая опыт «токсичных» либо «вирусных » инноваций, следует отметить, что для самораспространения элементов инновационной культуры необходима высокая заинтересованность. Большая часть инноваций в ходе инновационного процесса теряет свою эффективность именно из-за отторжения менеджментом. Только высокая личная заинтересовать может стать базисом для взращивания инновационной культуры.

Инновационный процесс в макромасштабе реализуется в динамическом единстве трех секторов: государственного, корпоративного и частного. Поток инноваций не может быть дискретен, поскольку общий уровень развития инноваций складывается из уровней подсекторов. (рисунок 1). Для успешной реализации политики формирования инновационной культуры необходимо трехстороннее воздействие на инновационный необходимый для нахождения источников внутреннего развития.

https://pandia.ru/text/78/071/images/image002_77.gif" width="444" height="444 src=">

Рисунок 1. Модель трансляции инновационной культуры

Инновативный и инновационный менеджмент сейчас реализуется как взаимодействие в социальной сети, а инновационная культура выступает в роли объединяющей надсистемы в любой форме организации. Инновационная культура должна стать имманентным свойством корпоративной структуры, поскольку именно идейное наполнение управленческого процесса является мощным драйвером инновационного процесса. Инновационная культура корпорации – это, прежде всего, общая система ценностей, позволяющая совместить цели персонала корпорации в реализации инновационного процесса. А поскольку корпорация является актором социальных и бизнес-сетей, следовательно, инновационная культура будет транслироваться, прерождаясь в институт.

Эффективная реализация инновационной стратегии национальной экономики предполагает, в качестве социального базиса, формирование и устойчивое воспроизводство инновационной общественной культуры. Человек как актор социально-экономической действительности в процессе деятельности преобразует (обновляет) окружающую его среду, перенося часть своего человеческого капитала на процесс производства и на сам продукт. Таким образом, в новой экономике (экономике знаний) инноватику не следует узко трактовать как науку о процессе создания новых технологий , но и учитывать социальные, экономические, психологические и иные факторы, определяющие эффективность и качество инновационного процесса.

Для сохранения национальной экономики необходима ее ориентация на принципиально новые технологии, причем не только производства, но и всей системы управления социально-экономическими процессами. Применение старых технологий в новых условиях, равно как и применение новых технологий без модернизированной инфраструктурной составляющей не достигнут поставленной цели, а лишь создадут излишнюю административную, организационную и финансовую нагрузку на экономику. Новые технологии должны стать «прорывными» инновациями, которые выведут экономические системы и подсистемы на принципиально новый уровень резистентности к деструктивным виртуальным процессам. Прорывные инновации могут обеспечить самодостаточность национальной экономики, не исключая ее интеграцию в мировую экономическую систему. Причем такого рода инновации должны затронуть, прежде всего, среду, послужившую источником кризиса, т. е. финансовую систему.

Целевая среда для внедрения инновации может существенно, а иногда и диаметрально, изменить положительный эффект нововведения. При импликации инновации происходит конфликт традиционных закономерностей и новых, пока еще чужеродных, процессов.

Трансляционная функция инновационной культуры связана с временной и пространственной трансляцией устоявшихся типов инновационного поведения, которые прошли апробацию в корпоративном секторе и приобрели ценностную окраску в рамках социума (рисунок 2).

Селекционная функция инновационной культуры раскрывается в процессе отбора вновь созданных либо заимствованных инновационных поведенческих моделей, в наибольшей степени отвечающих потребностям общества на определенном этапе его развития.

В процессе реализации инновационной культурой своей «стержневой» - инновационной - функции раскрываются креативные возможности социокультурного механизма.

Рисунок 2. - Трансляция инновационной культуры в экономической системе

Они проявляют себя в выработке новых типов инновационного поведения на основе образцов инновационной деятельности , которые возникли внутри самой культуры либо были привиты извне. Качество выполнения инновационной функции определяется степенью органичности институционализируемых инновационной культурой поведенческих моделей по отношению к сложившейся в данном обществе структуре экономических, политических, культурных и иных отношений.

Инновационная культура, как особая форма человеческой культуры, предполагает тесную взаимосвязь с другими ее формами, прежде всего, с правовой, управленческой, предпринимательской, корпоративной. Через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на всю культуру профессиональной деятельности и производственных отношений . При интернациональной сущности инновационной культуры, усилия по ее развитию должны опираться на культурные традиции страны и сферы деятельности. Она может вооружить практику методами оценки и пресечения использования новшеств, способных причинить вред человеку, обществу, природе.

С учетом изложенного представляется, что инновационная культура, обладает могучим как антибюрократическим, так и созидательным зарядом, и в соответствии с актуальными потребностями развития государства. Стратегический ресурс новой экономики - это инновационная культура.

Список использованных источников

[i] Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007. с. 51,54.

Астальцев отношения и формирование инновационной культуры // Экономический вестник Ростовского государственного университета№ 2.

Результаты рейтиногового обследования ИК ФИНАМ // Бизнес-журнал№ 3.

Российский менталитет и управление // Вопросы экономики. 2000. №4. с. 41-42.

Научные основы идентификации и использования общественно-функциональных инноваций / , и др.; Под ред. . - Минск: Право и экономика, 2004.

Вуз – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является иннова-ционная культура.

Несмотря на очевидную значимость инновационной культуры для понимания инновационных процессов в обществе, образовании, в научной литературе данное понятие еще не получило должного осмысления.

В современных гуманитарных науках сложился своеобразный парадокс: с одной стороны, для всех наук понятие «культура» является ключевым, а с другой – содержание данного понятия не имеет определенности и однозначности.

Мир культуры столь сложен и многообразен, что науки – философия, культурология, педагогическая инноватика – находят свою особую нишу при изучении данного феномена. Инновационный педагогический менеджмент интересует прежде всего роль инновационной культуры в функционировании и развитии системы образования. Культура тонко реагирует на все перемены, происходящие в образовательных учреждениях и сама оказывает определенное воздействие на них, формируя и определяя многие инновационные процессы, включая процессы социальной мобильности.

В настоящее время существует широкий спектр мнений и позиций в трактовке понятия «культура»: это объяснимо, если учесть сложность и многовариантность проблемы, невозмож-ность сведения к какому-либо четко очерченному, установившемуся феномену.

Культура детерминирует, определяет, обусловливает, регулирует, оказывает влияние на деятельность человека, культура представляет собой среду обитания и профессиональной деятельности человека и воспроизводства специалиста. В ней человек ищет свое отражение, в ней он идентифицирует себя с себя подобными, определяет себя. Будучи формой бытия, иннова-ционная культура в равной мере относится и к сущности, и к существованию человека.

Культура включает в себя образ жизни человека, структуру и уровень интересов и потреб-ностей, уровень профессиональной деятельности.

Основные тенденции в развитии культуры общества отражаются на уровне организационной культуры. Отметим следующие тенденции: ликвидация государственной монополии на культуру, что в содержательном плане привело к большой свободе творчества и к потере контроля за качеством, и уровнем предлагаемой культурной продукции в многочисленных образовательных заведениях; коммерциализация культуры - вкладывание средств в высокодоходные области развлекательной индустрии.

Инновационная культура – специфический способ организации и развития, представленный в системе духовных ценностей, правил и норм деятельности, отношений человека к новому. Культура содержит в себе механизмы наследственности, изменчивости и отбора в динамике развития общества, во многом определяет возможности вуза в освоении инновации и возможности адаптации к прогрессирующим изменениям.

Культура – доминирующий фактор инновационного развития вуза. Вузы сами создают себя в соответствии со своим культурным контекстом. Культура амбивалентна по своей сути: с одной стороны, она дает возможности для развертывания вуза в социокультурном контексте, с другой - ограничивает, так как является эталоном духовной и общественной жизни. Инновационная культура направлена на создание соответствующего инновационного климата в вузе, способ-ствующего повышению активности и заинтересованности всех субъектов инновационной деятель-ности и развития.

Инновационная культура в учебном заведении может формироваться в результате долговре-менной инновационной деятельности.

Инновационная культура – это система общественно-прогрессивных формальных и нефор-мальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, интересов.

Инновационная культура – это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов. Это динамическая, развивающаяся, постоянно обо-гащающаяся в своем содержании и формах система, чутко реагирующая на изменения.

Инновационная культура составляет в некотором роде духовную основу вуза, которая одушевляет ее жизнь.

Задача инновационной культуры – определять и предписывать формы и правила поведения в профессиональной деятельности; придавать целостность и интегрированностъ профессиональ-ной сфере; создавать особую ауру в жизнедеятельности образовательного учреждения.

Инновационная культура основана на культуре власти, роли, поступков и личности. Инновационная культура власти определяется профессионализмом руководства и подчиненных. Инновационная культура поступков базируется на потребностях и интересах вуза и человека, и приоритете личного над социальным.

В учебном заведении, где развивается и функционирует инновационная культура, выстраи-вается следующая система управления профессорско-преподавательским составом:

– предоставление максимально необходимой свободы для выполнения возложенных на них функций, в определении путей достижения целей, в принятии соответствующих решений и ответственности за свои действия по их осуществлению;

– привлечение к работе квалифицированных специалистов с независимым и самостоятельным мышлением;

– создание со стороны ректората приоритета доверия и поддержки специалистов над контролем их деятельности;

– стимулирование личной инициативы при решении общих задач;

– развитие коллективных способов решения проблем, способствующих созданию иннова-ционной среды, привлекающей в данное образовательное учреждение профессионалов;

– формирование инновационного климата через использование проектных групп, педагоги-ческих лабораторий в качестве основных структурных единиц вуза.

Носителями инновационной культуры являются субъекты научно-педагогической деятель-ности. Однако в учебных заведениях с устоявшейся организационной культурой она становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на педагогический коллектив, модифицирующей его поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Отношения между культурой и результатами научно-педагогической деятельности в значительной мере зависят от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в вузе.

Инновационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.

Само понятие "структура" (от лат. structure - строение, расположение, порядок) означает "совокупность основных элементов, при наличии между ними устойчивых связей, обеспечи-вающих сохранение структурой основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

В состав инновационной культуры входит управленческая культура вуза. Она реализуется в повышении эмоционального состояния педагогического коллектива и активизации ею деятель-ности.

Существует деление инновационной культуры на субъективную и объективную. Субъек-тивная культура исходит из разделяемых коллективом образцов, предположений, веры и ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов символики, особенно ее духовной части: герои opганизации, мифы, истории об организации и ее лидерах. Субъективная культура служит основой формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства и решения проблем, их поведения в целом.

Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и иденти-фицирующих ту или иную культуру – как на макро-, так и на микроуровне:

– осознание себя и своего места в организации (в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других – через индивидуализм);

– взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интел-лекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов);

– вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, ко злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали);

– процесс развития специалиста и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; опора на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от превосходства логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин);

– трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность за результаты труда; качество работы; оценка труда и его вознаграждение; индивидуальная или групповая (командная) работа; продвижение по службе).

Вышеотмеченные характеристики культуры, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции инновационной культуры.

Сущность инновационной культуры - это ее внутреннее содержание, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм ее бытия. В сущности выражается содер-жание.

Содержание инновационной культуры влияет на направленность поведения и определяется системой ценностей, традиций, их взаимосвязью и способностью формировать определенные образцы поведения. В качестве составных элементов инновационная культура включает в себя формировавшиеся в течение длительного периода времени традиции, действующие нормы инновационной практики; идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях, определенные ориентации и установки человека в отношении действующей системы, принципа отношений отдельного человека. Эти компоненты, обусловленные социально-экономическими, национально-культурными долговременными факторами, характеризуются относительной устойчивостью, постоянством, плохо поддаются изменению.

Системообразующим элементом инновационной культуры следует считать профессиональное мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения человека, организации.

Нормы можно определить как исторически сложившиеся в данной инновационной среде стандарты деятельности и поведения, посредством которых человек подчиняется социальному целому. Нормы служат цели интегрирования организации. Они включают в себя ценности и формы ориентации человека в функциональных и ситуационных условиях.

Обычай тесно связан с нормами, – это древнейшая форма хранения и трансмиссии социо-культурного опыта от поколения к поколению играет важную роль в жизнедеятельности людей. Обычай представляет собой элемент деятельной стороны культуры, которая включает нормы профессиональной деятельности, взаимоотношений между людьми.

Инновационная культура функционирует, если большинство сотрудников ведущих должнос-тей разделяют данную систему взглядов, предопределяющую взаимопонимание между ними и внешним окружением.

Совокупность ценностных ориентаций и моральных норм формирует инновационный стиль вуза. Инновационная система становится главной силой, если согласуется с ее стратегией.

Итак, культура включает в себя нравы, ценности, воззрения, бытующие в образовательном учреждении, т.е. всю сферу самопонимания человека. Она выполняет функцию ориентации в науке. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях. Инновационная культура понимается как совокупность ценностей (духовных и материальных) и как человеческая деятельность по их созданию, развитию, распространению и хранению.

В системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих инновационную культуру, центральное место занимают элементы, способствующие нормированию и сохранению инновационной системы.

Особенности инновационной культуры каждой структурной единицы вуза (кафедра, деканат, факультет) влияют друг на друга и формируют общую часть инновационной культуры вуза.

Правильно понять инновационную культуру можно лишь в том случае, если рассматривать ее не как основной детерминирующий фактор отношений и процессов инновационной деятельности, а как опосредующее звено между профессиональными интересами, базовыми потребностями, социальным статусом, морально-этическими нормами отдельно человека, коллектива, вовлечен-ных в инновационный процесс, с одной стороны, и их инновационным поведением – с другой.

Инновационная культура способствует формированию определенного типа поведения, придает ему определенную направленность, но не является единственным детерминирующим фактором.

По субъекту-носителю культуры выделяются организационная культура и культура личности. По функциональной роли - общечеловеческая, национальная, личностная, профессиональная.

Определяя статус инновационной культуры, мы исходим из того, что она является элементом общечеловеческой культуры (т.е. актуальной), необходимой каждому человеку, и элемент профессиональной, личностной культуры (специальной), необходимой представителям конкрет-ной профессии.

Общечеловеческая культура всегда вариативна, ее модель задается в системе непрерывного образования (детский сад, школа, ПТУ, колледж, лицей, вуз). Культура выступает, прежде всего, как исторически концентрированный опыт.

Профессиональная культура не тождественна уровню квалификации специалиста, она требует осознания мировоззренческих основ профессии и включает в себя профессиональную этику.

Каждый человек превращает этот опыт в личностный смысл. Культура всегда включает и опыт производства инноваций. Культура реализуется через инновации. Культура всегда выступает как противоречивое единство культуры как целостности и личностной культуры. Каждая личность выступает как носитель личностной культуры, т.е. культурного богатства личности, сложившегося в результате предшествующей истории общества. Личностная культура отличается от всего накопленного богатства культуры, в частности, тем, что всегда несет в себе представление о средствах, целях, мотивах и потребностях, характерных именно для данной личности, именно в данный момент и в данном обществе.

Важнейший механизм взаимопроникновения и взаимокритики общей и личностной культу-

ры - интерпретация, т.е. способность рассматривать сложившееся богатство культуры через себя, свои цели, стремления, ценности и др. Результатом такой интерпретации является постоянный поток инноваций в культуре. Они происходят не автоматически, а через направленную творческую активность человека. Вопрос заключается лишь в масштабах, значимости, направлен-ности инноваций. Инновации могут возникнуть в результате изменений среды - как природной, так и социальной.

Взаимодействие между культурой в целом и личностной культурой не может происходить без противоречий, которые позволяют переосмыслить явления, свои ценности и убеждения, ускорить или замедлить процесс принятия решения. В результате этого сложного процесса переосмысления формируется некое третье, некоторый фокус смысла, несущий новую меру реальной культурной инновации.

Исследователи организационной культуры занимаются изучением закономерностей развития культуры в организации, формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в организации.

При изучении инновационной культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: организации, групп, личностей.

Необходимо исследовать инновационную культуру в аспекте решения следующих задач:

а) определить репрезентативные инновационные идеи;

в) выяснить способы и средства их распространения;

г) оценить влияние инновационных идей на формирование и распад групп, коллектива.

Основные закономерности в развитии инновационной культуры:

– зависимость культуры от внешней и внутренней среды и ее обратное влияние на их изменение;

– преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение культурной традиции) и негатив-ной (отрицание прежнего культурного опыта инновационной деятельности).

– неравномерность развития культуры, которая выражается в том, что расцвет и упадок культуры не совпадает с расцветом и упадком в других сферах общественной жизни.

Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные измене-ния в вузе, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.

Инновационная культура, выделенная в качестве самостоятельной категории, функционирует и самовоспроизводится в определенной профессиональной среде. Вместе с тем, она – и условия, и средство воспроизведения инновационной культуры организации. Осваивая и интегрируя в себя инновационную культуру организации, человек включается в многогранный и динамичный процесс отношений, совершает самовоспроизводство себя как творца. Культура является потен-циальной возможностью инновационной деятельности.

Уровень развития культуры зависит от степени заинтересованности вуза в развитии инновационного потенциала каждого члена, когда индивидуальность не нивелируется, а активно развивается. «Кризис культуры, - отмечает Л.Н. Коган, - начинается там и тогда, где и когда общие нормы культуры подавляют и ограничивают развитие индивидуальности, превращают человека в «стадного» индивида, в конформиста».

Представление об условиях, средствах и целях, содержащихся в любой культуре, всегда включает диапазон допустимых отклонений инноваций, их параметров от исторически сложив-шейся в культуре меры. Эта мера соответствует требованию определенного типа деятельности, этапа развития культуры (субкультуры). В связи с этим могут возникнуть несоответствия, проти-воречия. Они могут породить серьезные негативные процессы, негативные инновации, культур-ные и психологические барьеры, реакцию отторжения инноваций у тех или иных носителей личностной культуры. Эмоциональный и интеллектуальный диссонанс личности может возник-нуть в результате несовместимости его личностной культуры с инновацией. Это может стимулировать личность критически пересмотреть элементы своей культуры, а может и возбудить стремление уничтожить инновацию. Принятие инноваций требует от личности эмоционального, интеллектуального, нравственного напряжения. ... Человек должен иметь определенную систему установок, способность реагировать на изменение ситуации.

В современных условиях ученые разработали многочисленные модели культуры. Из числа традиционных такими на данный момент являются ценностная (аксиологическая), информацион-но-знаковая (семиотическая, или герменевтическая, и информационная); системно-историческая; феноменологическая (явленческая); деятельностная (творческо-деятельностная, структурно-функ-циональная и технологическая).

В контексте инновационной культуры деятельность можно рассматривать как активность, направленную на преодоление энтропийности и поддержание целостности в окружающем мире. Степень активного освоения личностью своего окружения характеризует уровень ее культурного развития.

Инновации всегда сопровождают преподавательскую деятельность. Формы, способы и сферы проявления творческих начал в ней неразрывно связаны с формированием инновационной культуры. Культура реализуется через инновации.

Инновационная культура преподавателя вуза является основой его инновационного потен-циала, одним из важнейших факторов, определяющих стиль его личностно-профессиональной деятельности.