История России XVII–XVIII вв. Театры XVII века Что такое придворный театр в 17 веке

В последней трети XVII столетия возникает первый в России придворный театр, появление которого дало толчок становлению и развитию нового рода литературы - драмы. Инициатива создания театра принадлежала главе Посольского приказа Артемону Сергеевичу Матвееву. Падкий на всякого рода увеселения, царь Алексей Михайлович одобрил инициативу Матвеева, и весной 1672 г. началась деятельная подготовка к организации первого придворного театра. Новой, доселе небывалой на Руси "потехой" царь решил отметить рождение у своей молодой жены Натальи Кирилловны ребенка. Для будущего театра в мае 1672 г. стали приспосабливать чердак дома боярина Милославского, а Матвеев начал набирать труппу актеров и начать их обучение. 4 июня последовал царский указ: "...иноземцу магистру Ягану Готфриду учинить комедию, а на комедии действовать из Библии Книгу Есфирь и для того действа устроить хоромину вновь". "Комедийную хоромину" - первый театр стали спешно сооружать в подмосковной резиденции царя - селе Преображенском. Из "разных чинов служилых и торговых иноземцев дети" была набрана первая труппа актеров в составе 60 мужчин. Вся работа по инсценировке библейского сюжета, режиссуре, обучению актеров ложилась на плечи Грегори, и, Николай фон Стаден во время его поездки в Курляндию и Швецию "приговаривает" на службу московскому государю "двух человек трубачей самых добрых и ученых, двух человек, которые бы умели всякие комедии строить". Миссия Стадена успехом не увенчалась, ему удалось привезти лишь несколько музыкантов. Тогда Грегори в качестве помощников пригласил жителей Немецкой слободы Юрия Гивнера и Ягана Пальцера. Денег на новую "потеху" не жалели: пышно отделывалась внутри "комедийная хоромина", шились богатые костюмы для актеров, лучшие живописцы трудились над декорациями. Открытие театра и первое представление состоялось 17 октября 1672 г. На спектакле присутствовал царь и ближние бояре. Царица и придворные дамы сидели в специальной ложе за решетчатыми окнами. Представление длилось десять часов, и царь высидел его с удовольствием (бояре во время спектакля стояли), а по окончании спектакля зрители направились в баню "смывать грех" своего участия в таковом "позорище". Зимой 1673 г. театр продолжал свою работу в новом помещении над Аптекарской палатой Кремля. В этом же году труппа актеров пополнилась 26 русскими молодыми людьми, жителями Новомещанской слободы. После смерти Грегори в 1675 г. руководство труппой перешло к Юрию Гивнеру, а затем Степану Чижинскому. Однако в начале следующего 1676 г. в связи со смертью Алексея Михайловича придворный театр прекратил существование. Репертуар придворного театра был довольно обширен. Первое место занимали инсценировки библейских сюжетов: "Артаксерксово действо" (по книге "Есфирь"), "Иудифь" (по одноименной библейской книге), "Жалостная комедия об Адаме и Еве" (по книге "Бытие"Комедия о Давиде с Голиафом", "и др"Комедии" (термин "комедия" тогда употреблялся в значении драматического произведения, пьесы вообще) разделились по жанрам: "жалостные", или "жалобные" (с трагической развязкой), "прохладные" (доставляющие удовольствие, с благополучной развязкой) и "потешные", "радостные" (т. е. веселые комедии). Черпая сюжеты своих пьес из Библии или из истории, драматурги-режиссеры старались придать им внешнюю занимательность. Этой цели служили пышные декорации, костюмы, высокая патетика исполнения, натуралистические сценические эффекты (например, убийство с реками крови: актеру подвешивали пузырь с бычьей кровью). Другой особенностью первых драматических опытов является тесное переплетение трагического и комического. Параллельно с трагическими героями действовали комические "дурацкие" персонажи, рядом с высокой патетикой давались комические фарсовые сцены. Действие развивалось медленно, поскольку пьесы больше тяготели к развернутым эпическим повествованиям. Пьесы завершались торжеством религиозно-моральной правды над злом. Героями выступали, как правило, цари, полководцы, библейские персонажи, что соответствовало общему аристократическому духу придворного театра. Все эти особенности драматургии можно проследить на комедии "Иудифь". Пьеса представляет собой инсценировку библейского сюжета. В ней прославляется героический самоотверженный подвиг красавицы Иудифи, которая, обольстив своей красотой ассирийского полководца Олоферна, отрубает ему голову и тем самым спасает свой родной город Вефулию от врага.


Развитие школьного театра. Жанр школьной драмы был хорошо известен воспитанникам Киево-Могилянской академии, где он использовался в нравственно-воспитательных целях и служил средством борьбы с католическим влиянием"Комедия притчи о блудном сыне" (1673-1678 гг.), вероятно, разыгрывалась для назидательного представления выпускниками Московской школы.

В соответствии с условиями школьного театра количество действующих лиц в "Комидии" невелико. Действие развивается в строгой логической последовательности. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. Аллегорические фигуры отсутствуют. Каждое действие заканчивается пением хора и интермедией, которая, как уже отмечалось, ставила целью развлечь зрителя, внести комическую разрядку в общий серьезный тон основного действия.

"Комидия притчи о блуднем сыне".

Написанная на сюжет евангельской притчи, "Комидия притчи о блуднем сыне" состоит из пролога, 6 действий и эпилога. Пролог к "Комидии" - своеобразная теоретическая декларация. В ней доказывается преимущество зрительного наглядного восприятия материала перед словесным.

Симеон Полоцкий аргументирует необходимость введения "утехи ради" зрителя веселой интермедии, чтобы серьезное содержание пьесы не надоедало. Автор также ставит вопрос о высокой нравственной пользе театрального представления.

Основной конфликт пьесы отражает известное нам по бытовой повести столкновение двух мировоззрений, двух типов отношений к жизни: с одной стороны, отец и старший сын, готовый "отчия воли прилежно слушати" и в "послушании живот свой кончати", с другой - "блудный", стремящийся уйти из-под родительского крова, освободиться от отцовской опеки, чтобы "весь мир посещати" и жить свободно по своей воле.

В пьесе конфликт разрешается торжеством отцовской морали. Промотав все свое богатство в чужих краях, "блудный" вынужден пасти свиней и, чтобы окончательно не пропасть, возвращается под родительский кров, признав свою вину. Порок наказан, и добродетель торжествует. Дидактический смысл пьесы раскрывается в эпилоге.

Пьеса ярко отразила стремление молодежи к усвоению европейских форм культуры и в то же время показала, что часть молодого поколения усваивает эти новые формы весьма поверхностно, чисто внешне.

Симеон Полоцкий стремился поднять значение "Комедии" до уровня дидактического наглядного обобщенного примера. Персонажи пьесы лишены конкретных индивидуальных черт, даже собственных имен - это обобщенные собирательные образы: отца, старшего послушного сына и младшего непокорного - "блудного".

Большую роль в развитии школьной драматургии сыграл Дмитрий Ростовский (1651-1709). Для учащихся духовных школ Ростова, Ярославля им были написаны "Рождественская драма", "Успенская драма" и "Грешник кающийся". Они отличаются стройностью композиции, сценичностью и в ряде случаев живостью диалога. Связанные с традициями украинской школьной драмы, они делают значительный шаг вперед по пути освобождения от средневековой схоластической условности.

Его двор значительно отличался от предшествующих. На первый взгляд, уклад жизни московского самодержца был традиционен. Но интерьеры его палат, внешние проявления дворцовой жизни уже не соответствовали стародавнему порядку.

Одним из главных направлений в идеологии русского царя стало утверждение его "Вселенским монархом" - не просто царем Московского царства, но единственным православным государем (что соответствовало действительности). То есть, с точки зрения московских политиков, единственным "истинным", "верным" правителем на земле.

В 1660-х годах по указу царя перестраивается Московский Кремль. Появляются новые элементы в интерьерах загородных резиденций. Обустраивались сады с лабиринтами и фонтанами. Царь играл роль нового "брата" цесаря Римского, а окружавшие его интерьеры и лица подтверждали его истинное достоинство и величие.

При дворе появился придворный поэт-иеромонах Симеон Полоцкий. По случаю разных празднеств он декламировал свои панегирики (стихи, прославляющие государя), порой исполняя их вместе со своими учениками в лицах, разыгрывая маленькие спектакли.

В этой радостной обстановке становления нового дворцового уклада и возник первый профессиональный театр в России. Интерес к театру у московского царя появился уже в 1660-х годах. Из рассказов русских послов ему было известно о подобных "действах" при дворах иностранных государей. Однако попытки тогда нанять в "Немецких землях" "мастеров комидию делать" окончились безуспешно...

В 1658 году в Москву в качестве учителя в школе при лютеранской кирхе приезжает Иоганн Готфрид Грегори. Через несколько лет он ненадолго оставит Россию, чтобы получить в Германии звание магистра Иенского университета и должность пастора и вернуться в Россию уже в этом качестве.

Биография его практически неизвестна. Он родился в городе Мерзебурге в семье медика, получил хорошее образование, знал греческий, латинский, еврейский языки, писал стихи, подобно всем немецким студентам того времени интересовался театром и, видимо, участвовал в школьных спектаклях.

Весьма вероятно, что, будучи учителем, в лютеранской школе, Грегори ставил спектакли, как это делалось во всех европейских школах. Тематика школьных пьес носила назидательный характер и основывалась чаще всего на библейских преданиях. Такой театр иезуитов и протестантов получил название школьного - дидактического театра, главная цель которого была в воспитании и обучении зрителей и актеров.

В Москве в Грегори увидели человека, способного осуществить мечту царя о театре. В 1672 году последовал царский указ: "...иноземцу магистру Ягану Готфриду учинити комедию, а на комедии действовати из Библии "Книгу Есфирь". Пока Грегори писал пьесу, которую затем переводили с немецкого языка на русский, а ученики его школы разучивали ее, в селе Преображенском началось строительство "Комидийной хоромины", обустройство сцены и декораций.

Театральная бутафория изготовлялась из настоящих дорогих тканей. Декорации исполнялись мастерами, которые работали в царских палатах. Алексей Михайлович жаждал представления как новой диковинной потехи, незнакомой московским людям. Реальное воссоздание давних библейских времен на сцене было главным в ожидаемом чуде театра.

"Ныне!" Так часто восклицалось в первой пьесе! Пред царем должны были пройти реальные лица, которые во "гробах уже две тысячи лет заключены были". Мамурза -особое действующее лицо, пояснявшее, что происходит на сцене; перед началом представления прочитал написанное для царя предисловие, объяснявшее суть театрального действа.

17 октября 1672 года прошел первый профессиональный спектакль в России. Царь был поражен. Девять часов с боярами и думными чинами он безотрывно следил за "Артаксерксовым действом". Царица Наталия Кирилловна с царевичами и царевнами наблюдала за представлением из особого помещения, отделенного от залы решеткой (так было принято в Московском государстве).

Царь сидел в кресле, придворные стояли, все девять часов (пьесеа была длинная, делилась на несколько частей, но антракта не было) молча удивлялись увиденному.

Сюжет пьесы - библейский рассказ об Эсфири - смиренной красавице обратившей на себя внимание персидского царя Артаксеркса и спасшей от гибели свой народ, став его женой.

Первое представление поразило московский двор. Его повторяли еще несколько раз. В начале 1673 года был дан новый спектакль "Олоферново действо" или "Иудифь", также основанный на библейском повествовании: он, рассказывал о том, как от рук красавицы Иудифи погиб язычник Олоферн, осадивший ее родной город.

В 1675 году пастор Грегори заболел и 16 февраля того же года скончался. С его смертью деятельность придворного театра не остановилась. Руководство театром перешло к переводчику Посольского приказа Юрию Михайловичу Гивнеру (Гибнеру). Он был уроженцем Саксонии. В 1656 году во время русско-польской войны за Украину попал в плен, затем поселился в Москве, был учителем латинского и немецкого языков в Немецкой слободе.

В 1675 - 76 годах в театральном деле стал принимать активное участие Степан Чижинский, польский шляхтич, учитель и переводчик Посольского приказа. Для придворного театра писал пьесы и придворный поэт Симеон Полоцкий "Комедию притчи о Блудном сыне" и "О Навходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных".

В 1676 году царь Алексей Михайлович скончался, а вместе с ним прекратил свою жизнь и первый русский профессиональный театр. При его преемнике царе Федоре "комидийные припасы" приказано было держать под спудом.

Первые русские спектакли реально отражали в целом художественно-психологические устремления Московского двора, его интерес к западноевропейской культуре и жизни и при этом опасливую осторожность, как к искусству, так и к жизни иноверных - католиков и протестантов...

Но придворный театр царя Алексея Михайловича не остался просто историческим фактом. От него ведут свою историю школьные театры семинарий и духовных академий, оказавшие влияние на формирование, зарождение светского публичного театра в России.

Позже все правители России заботились о собственном придворном театре, а со времен Анны Иоанновны и о публичном. Вслед за императорской фамилией о процветании театрального искусства в своих дворцах и усадьбах заботились русские помещики и директора учебных заведений.

В 1759 году по высочайшему указу для организации публичного театра в Москву отправились актеры Федор Волков и Яков Шумский. Театр, который они создали, находился в ведении директора Московского университета Михаила Матвеевича Хераскова, который сам писал для него пьесы. В театр среди актёров были и студенты университета. Именно в этом театре и начал свою карьеру в качестве актера (для игры в русских пьесах их набирали из студентов) известный впоследствии драматург и писатель Фонвизин.

В Древней Руси мы не встретим бродячих театральных актеров, подобных западноевропейским труппам. Нечто близкое менестрелям можно заметить лишь в скоморохах, но эти балагурники не оказали существенного влияния на русский профессиональный театр. Появление его в России связано с именем царя Алексея Михайловича .

Двор царя Алексея Михайловича значительно отличался от предшествующих. Казалось бы, уклад жизни московского самодержца был традиционен. Но интерьеры его палат, внешние проявления дворцовой жизни уже не походили на стародавний порядок. Одним из главных направлений в идеологии русского царя стало утверждение его "Вселенским монархом" - не просто царем Московского царства, но единственным православным государем (что соответствовало действительности), то есть с точки зрения московских политиков единственным "истинным", "верным" правителем на земле. Традиционно московские цари считали себя преемниками византийских императоров. Царь Алексей Михайлович добился признания этого права в мире дипломатическим путем, договорившись с посланниками цесаря Священной Римской империи Леопольда I писаться "братством". Тем самым было утверждено его равное положение с первым в политической иерархии Европы монархом. Это важное достижение русской дипломатии повлекло за собой ряд нововведений в организации жизни двора.

В 1660-х годах по указу Алексея Михайловича перестраивается Московский Кремль. Появляются новые элементы в украшениях интерьеров дворцовых палат. В Новой Столовой палате, где проходили официальные приемы послов, стены завесили французскими шпалерами, на потолке сделали роспись с изображением звездного неба. В Коломенском дворце, загородной резиденции царя, также исполнили росписи с зодиаками и временами года - похожие мотивы чуть позже украсят знаменитый петровский Монплезир в Петродворце. Их появление не случайно, подобные композиции украшали многие дворцы европейских государей.

В загородных резиденциях - местах отдыха и развлечений - обустраивались сады с лабиринтами и фонтанами. В украшениях палат царских теремов появилось "ландшафтное письмо": росписи на ставнях, копирующие реальный вид из окна. Естественно, что для выполнения всех этих работ царь привлекал не только русских мастеров, но и иноземцев.

Происходила своеобразная театрализация дворцовой жизни в новом стиле: царь играл роль нового "брата" цесаря Римского, а окружавшие его интерьеры и лица подтверждали его истинное достоинство и величие.

При дворе Алексея Михайловича появился придворный поэт-иеромонах Симеон Полоцкий. По случаю разных празднеств он декламировал свои панегирики (стихотворные "приветства", прославляющие государя), порой исполняя их вместе со своими учениками в лицах, разыгрывая маленькие "спектакли".

Все это делалось, как "в иных землях" и у "иных государей". Неслучайно русские приставы, сопровождавшие иностранных послов, после царских аудиенций расспрашивали их, какое впечатление произвели на иноземцев двор и палаты царя. Непременным был вопрос: все ли так у их государей и что необычное, особенное видели они. Ответы послов фиксировались и докладывались царю.

В этой радостной обстановке становления нового дворцового уклада и возник первый профессиональный театр в России. Он был так же необычен, как необычно было копирование московскими людьми европейских обычаев и художественных произведений. Интерес к театру у московского царя появился уже в 1660-х годах. Из рассказов русских послов ему было известно о подобных "действах" при дворах "иных государей". Однако попытки тогда нанять в "Немецких землях" "мастеров комидию делать" окончились безуспешно...

ПАСТОР ГРЕГОРИ

В 1658 году в Москву в качестве учителя в школе при лютеранской кирхе приезжает Иоганн Готфрид Грегори. Через несколько лет он ненадолго оставит Россию, чтобы вернуться в Германию и получить звание магистра Иенского университета и должность пастора, чтобы вновь вернуться в Россию уже в качестве пастора лютеранской кирхи. Биография его практически неизвестна. Он родился в городе Мерзебурге в семье медика, получил хорошее образование, знал греческий, латинский, еврейский языки, писал стихи, подобно всем немецким студентам того времени интересовался театром и, видимо, участвовал в школьных спектаклях. Талант поэта и знатока театрального дела стал известен московским властям в Посольском приказе, с которым его связывало не только происхождение и место жительства в Москве (Немецкая слобода), но и ряд дипломатических поручений, выполненных им при поездке в Германию. Весьма вероятно, что будучи учителем в лютеранской школе, Грегори ставил спектакли, как это делалось во всех европейских школах. Тематика школьных пьес носила назидательный характер и основывалась чаще всего на библейских преданиях. Такой театр иезуитов и протестантов получил название школьного - дидактического театра, главная цель которого была в воспитании и обучении зрителей и актеров.

В Москве в Грегори увидели человека, способного осуществить мечту царя Алексея Михайловича . 4 июня 1672 года последовал царский указ: "...иноземцу магистру Ягану Готфриду учинити комедию, а на комедии действовати из Библии "Книгу Есфирь". Пока Грегори писал пьесу, которую затем переводили с немецкого языка на русский переводчики Посольского приказа, а ученики его школы разучивали ее по-русски, в селе Преображенском началось строительство "Комидийной хоромины", устройство сцены и декораций.

Тогда все делалось более основательно, чем в последующие времена. Театральная бутафория изготовлялась из настоящих дорогих тканей. Декорации исполнялись мастерами "ландшафтного и перспективного письма", которые работали в царских палатах. Все было реально.

Алексей Михайлович жаждал представления как новой диковинной потехи, незнакомой московским людям. Реальное воссоздание давних библейских времен на сцене было главным в ожидаемом чуде театра. "Ныне" так часто восклицалось в первой пьесе! Пред царем должны были пройти реальные лица, которые во "гробах уже две тысячи лет заключены были", - декламировал Мамурза, "оратор царев" - особое действующее лицо, пояснявшее, что происходит на сцене; перед началом представления Мамурза прочитал написанное для царя предисловие, объяснявшее суть театрального действа.

ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ

17 октября 1672 года прошел первый профессиональный спектакль в России. Царь Алексей Михайлович был поражен. Девять часов с боярами и думными чинами он безотрывно следил за "Артаксерксовым действом". Царица Наталия Кирилловна с царевичами и царевнами наблюдала за представлением из особого помещения, отделенного от залы решеткой (не подле царского величества - так было заведено в Московском государстве). Царь сидел в кресле, придворные стояли (не смели сесть при государе!), по сообщениям одного из современников все девять часов молча удивлялись виденному, из чего ясно, что на первом представлении антрактов не было, хотя текст пьесы "Артаксерксово действо" делился на действия и картины.

Сюжет пьесы опирался на библейский рассказ о Есфири - смиренной красавице, обратившей на себя внимание персидского царя Артаксеркса и спасшей от гибели свой народ, став его женой.

Первое представление поразило московский двор. Его повторяли еще несколько раз: то в "Комидийной хоромине" в Преображенском, то в специально устроенном помещении над Аптекарским приказом. Московский самодержец превратился в театрала, а пастор Грегори - в первого в России драматурга и "театрального режиссера".

В начале 1673 года был дан новый спектакль "Олоферново действо" или "Иудифь", также основанный на библейском повествовании: он рассказывал о том, как от рук красавицы Иудифи погиб язычник Олоферн, осадивший ее родной город. В ноябре этого же года показали еще "Комидию о Товии-младшем"; текст этой пьесы до наших дней не сохранился.

Автором всех трех произведений был пастор Грегори; он же обучал актеров и осуществлял постановки пьес. Выбор сюжетов был не случаен. Возможно, Грегори руководствовался советом Мартина Лютера выбирать для народных зрелищ прежде всего сюжеты из библейских книг "Есфирь", "Иудифь", "Товия". Но, видимо, были и иные мотивы. В кремлевских палатах, особенно в покоях цариц и царевен, мы встречаем росписи, картины, иконы на эти же сюжеты. Возможно, они, по мнению московского государя, были особенно подходящими для придворных, ибо из них "многие благие научения... выразумети мочно... чтоб всего злодейства отстать и ко всему благому приставать".

СУДЬБА ТЕАТРА

В 1675 году пастор Грегори заболел и 16 февраля того же года скончался. С его смертью деятельность придворного театра не остановилась. Руководство театром перешло к переводчику Посольского приказу Юрию Михайловичу Гивнеру (Гибнеру) (Георгу Хюбнеру). Он был уроженцем Саксонии, в 1649 году выехал в Польшу. в 1656 году во время русско-польской войны за Украину попал в плен, затем поселился в Москве, был учителем латинского и немецкого языков в Немецкой слободе. В самом начале "комидийных дел" Гивнер стал одним из помощников Грегори. Он составил на основе различных источников пьесу "Темир-Аксаково действо" - драму о Тамерлане, победившем султана Баязета, и осуществил ее постановку.

В 1675 - 1676 годах в "государевом комидийном деле" стал принимать активное участие Степан Чижинский, польский шляхтич, учитель и переводчик Посольского приказа, выполнявший ряд дипломатических поручений, посылавшийся гонцом в европейские страны, автор перевода и предисловия первой научной книги по астрономии в России "Селенографии" Яна Гевелия, по которой эту науку изучал Петр I. Он написал пьесу о "Бахусе и Венусе" (текст ее до наших дней не дошел) и балет с ариями "Орфей", для которого специально обучались юноши.

Для придворного театра писал пьесы и придворный поэт Симеон Полоцкий "Комедию притчи о Блудном сыне" и "О Навходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных".

В 1676 году царь Алексей Михайлович скончался, а вместе с ним прекратил свою жизнь и первый русский профессиональный театр. При его преемнике царе Федоре Алексеевиче "всякий комидийные припасы" приказано было держать под спудом.

Так прекратилась "новая потеха" русского двора. О первом театре казалось бы забыли, но пример назидательного развлечения жил еще долго.

Видимо в 1685 году возник интерес к пьесе Симеона Полоцкого о Блудном сыне. Этим годом датируется популярная народная книга, отпечатанная с гравированных медных досок (изображение и текст наносился на них специальным резцом, затем углубления набивались краской и на специальном станке оттискивались - печатались). Ее иллюстрации представляют нам необычную сцену: людей в немецких одеждах и зрителей. Возможно реальные герои сцены XVII века имели подобные костюмы. В этом нет ничего необычного. Театр XVII столетия представлял ожившую картину прошлой жизни. Давно умершие герои бегали и кричали, шутили. Их облик был непохож на традиционно спокойный, благолепный строй русских миниатюр и икон. Герои были "живы", динамичны - ведь и сам царь и его окружение проводили свою жизнь деятельно, в заботах и трудах, подобно тому, как через десятилетия потребует жить от своих подданных царь Петр. В этом смысле стиль поведения героев сцены придворного театра опережал эпоху, показывая то, чего в реальной жизни еще побаивались, но чего требовал от подчиненных царь Алексей Михайлович , живший по девизу "делу время - потехе час", автором которого он сам и был.

"Немецкие" библейские герои - не случайность на русской сцене. Такие же лица появлялись в росписях храмов и иконописи, копировавшей иллюстрированные Библии голландского издателя Пискатора, франкфуртского Мериана и др. Их изображения были так же динамичны, "живы", как того требовал от своих подданных царь Алексей . Так первые русские спектакли реально отражали в целом художественно-психологические устремления Московского двора, его интерес к западноевропейской культуре и жизни и при этом опасливую осторожность как к искусству, так и к жизни иноверных - католиков и протестантов...

Придворный театр царя Алексея Михайловича не остался просто историческим фактом; от него ведут свою историю школьные театры семинарий и духовных академий, оказавшие влияние на формирование, зарождение светского публичного театра в России.

Появление придворного театра царя Алексея Михайловича совпало с рождением Петра I (1672 год), который в детском возрасте видел его последние спектакли. В 1702 - 1703 годах по указу Петра I открывается публичный театр в Москве "Комидийная храмина" - большое здание, собиравшее до 500 человек; оно находилось подле Никольской башни Московского Кремля. Постановщиками и актерами в нем были в основном иностранцы, но вместе с ними выступали уже и русские актеры.

Свой театр содержала, подобно своему отцу, сестра Петра I, царевна Наталия Алексеевна.
Почти забытый пример придворного театра царя Алексея Михайловича , тем не менее, давал о себе знать. Все правители России заботились о собственном придворном театре, а со времен Анны Иоанновны и о публичном. Вслед за императорской фамилией о процветании театрального искусства в своих дворцах и усадьбах заботились русские баре и директора учебных заведений.

В 1759 году в Москву по высочайшему указу актеры Федор Волков и Яков Шумский отправились для организации публичного театра. В Москве они увидели его уже существующим. Джиованни-Батиста Локателли с итальянской труппой регулярно давал публичные представления. Театр находился в ведении директора Московского университете Михаила Матвеевича Хераскова, который сам писал для него пьесы. В театр приглашали и русских актеров; среди них были студенты университета. Именно в этом театре и начал свою карьеру в качестве актера (для игры в русских пьесах их набирали из студентов) известный впоследствии драматург и писатель Фонвизин.

Новый период русской истории, начавшийся приблизительно в XVII веке и относившийся ко всей жизни русского народа, сказался и в театральном искусстве. Русский театр вступил в «зрелый» этап своего существования. Он отличался от игрищного тем, что театральное искусство стало зрелищным. Выступления перед публикой стали профессией. Устная драматургия сменилась письменно-книжной. Для театральных представлений стали строить специальные здания.   

Народный устный игрищный театр продолжал существовать, но в то же время стали организовываться церковношкольный, боярский и царский придворный театры, хотя и отличавшиеся друг от друга, но оказывавшие один на другого влияние. Резкое их разграничение произошло лишь в XVIII веке.   

Народные массы первыми создали театр нового типа. Инициаторами его были городские слобожане, мелкое духовенство и волго-донское казачество. Ремесленники, выходившие из сельских местностей на отхожие промыслы в города, в 30-х годах 17 века имели свой кукольный театр, получивший впоследствии название театра Петрушки. В    театре Петрушки рассказывалось о том, как молодой парень, придя в город на заработки, поддается городским соблазнам и начинает гулять и бесчинствовать. Конец представления соответствовал религиозным взглядам того времени: черт уносил молодца в ад.

Постепенно содержание представлений Петрушки изменялось, появлялись все новые варианты. Но главное оставалось неизменным:    Петрушка - это веселый, озорной, ловкий и непобедимый герой народной кукольной комедии. Зрители с восторгом следили, как он одурачивал и побеждал духовенство и представителей власти. Он долгое время оставался любимым героем кукольного театра.

На рубеже 16-17 веков появляется устная народная драма на легендарную тему «   О царе Ироде». В ней рассказывается о том, как Ирод, опасаясь захвата власти евреями, приказал уничтожить всех еврейских младенцев. За такое злодеяние царь был казнен и обречен на вечные страдания в аду. Эта пьеса пользовалась успехом, потому что в народе сохранилась память о злодеяниях царей Ивана Грозного и Бориса Годунова, по приказу которого якобы был убит царевич Дмитрий.

Следующая дошедшая до нас устная драма была сложена, как и многие песни в казачьей среде, и посвящена любимому народному герою Степану Разину и его астраханскому походу. Эта устная драма имела несколько названий. Самое распространенное из них - «Лодка».   

Все пьесы народного театра были каждая по-своему направлены против властей.   

Церковношкольный театр в России создал ученый монах    Симеон Полоцкий. В середине 60-х годов XVII века он написал комедию «Блудный сын». Эта пьеса была направлена против молодых людей, которых родители в те годы посылали учиться за границу, а они кутили и растрачивали отцовские деньги. Пьеса призывала их одуматься и раскаяться. Эта пьеса была первой русской письменной драмой. Развитие русской драматургии в ближайшее за тем время шло по пути, указанному Симеоном Полоцким.

Придворный театр создавался на потеху царского двора. Было построено специальное здание для театра -   Потешная палата (1613). Сперва пытались использовать искусство скоморохов. Но вскоре обнаружилось, что оно не удовлетворяло возросшие вкусы зрителей, да к тому же скоморохи не были угодниками царской власти. Поэтому обратились к Симеону Полоцкому. Но он не смог создать постоянно действующий профессиональный театр. Тогда царь Алексей Михайлович решил обратиться к иностранцам, и с 1660 года начали приглашать в Москву немецких актеров. В 1664 году их силами стали даваться спектакли в Москве, в селах Измайлове и Преображенском. В 1672 году организация спектаклей была поручена учителю немецкой слободы Грегори.

Грегори поставил комедию об «Эсфири», и спектакль понравился, но двору нужен был национальный русский театр. Поэтому год спустя царь приказал тому же Грегори и еще двум преподавателям немецкой школы обучить труппу из русских юношей. Женщины тогда на сцене не выступали. В 1675 году после смерти Грегори, труппа стала полностью русской. Все пьесы имели политический характер - призывали боярство к смирению, подчинению царю и будили патриотические чувства. В числе последних была переделка трагедии Марло«Тамерлан Великий» под названием «Комедия о Баязете и Тамерлане». В репертуар включались пьесы с таким расчетом, чтобы зритель, смотря спектакль, находил связь между сценическим действием и волнующими его событиями. Такими событиями для того времени была война с Турцией и борьба с боярством.

После смерти царя организованные им спектакли прекратились, но развитие театра в России не заглохло. Устраивались театральные представления при правительнице царевне    Софье и молодом Петре I.

Принявшись за дело преобразования России, Петр I впервые организовал общедоступный театр (т.е. не только для царя и придворных).   

Театральное искусство при царях Алексее и Петре I отличалось стремлением к сценической правде. Пьесы были перенасыщены действием, героическими поступками, комическими сценками и т.д. Это особенно нравилось широкому городскому зрителю, который принялся организовывать свои городские публичные представления. Но государственный театр по-настоящему был создан только в 1756 году благодаря энергии    актера Ф.Г. Волкова и писателя драматурга А.П. Сумарокова.

3 Организация придворного театра алексея михайловича

В 1672 году в Москве, при дворе царя Алексея Михайловича, был создан невиданный ранее на Руси вид театра. Это был театр того типа, который сложился на Западе в эпоху Возрождения и появление которого знаменовало новую стадию в истории мирового театра, определив собой характер общеевропейского театра как театра светского и профессионального. Царь Алексей Михайлович любил красивые и эффектные зрелища, ценил пышность и выразительность придворного церемониала и даже в разработанный им устав о соколиной охоте вносил черты театрализованной праздничности. Можно с уверенностью предположить, что большую роль в создании театра сыграл и боярин Артамон Матвеев - один из наиболее прогрессивных и просвещенных государственных людей своего времени, любитель музыки и театра (5).

Создание придворного театра было делом нелегким. В Москве не было русских людей, знакомых с опытом организации и работы профессионального театра такого типа. Не было актеров. Не было пьес. Не было самого театра, то есть театрального здания, правда, на Украине, в Киевской духовной академии, существовал достигший высокого уровня церковный школьный театр. Но русскому двору нужен был светский театр. Решено было обратиться к «иноземцам». Весной 1672 года началась энергичная подготовка к созданию придворного театра, был объявлен царский указ, повелевавший построить в селе Преображенском, где находилась подмосковная резиденция царя, «комедийную хоромину» и «учинити комедию, а на комедии действовати из Библии книгу «Есфирь». Постановкой пьес и обучением актеров руководил Грегори. Он нашел себе помощников, написал пьесу «Артаксерксово действо» на сюжет библейской книги «Эсфирь», собрал труппу из учеников руководимой им в Немецкой слободе школы. 17 октября 1672 года состоялось первое представление. Успех спектакля решил дальнейшую судьбу театра. Представление «Есфирь» или «Артаксерксово действо» прочно вошло в репертуар «комедийной хоромины». А вслед за этим театр осуществил ряд постановок. Новая «потеха» становилась неотъемлемой частью придворного быта, он был строго замкнутым, носил дворцовый характер. Придворные извещались о представлениях «нарочными сокольниками» и «стремянными конюхами». В 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича, театр был закрыт. Созданный при дворе царя Алексея Михайловича театр представлял собой сложное сочетание различных театральных систем: придворного театра, церковно-школьного театра и широко распространенного на Западе так называемого театра «английских комедиантов».

Церковные действия

Средние века принято считать временем, когда на всем лежала грозная печать церкви, сковывавшая проявления человеческой мысли и чувств... Но кто эти веселые люди, которые бродят по дорогам, заходят в рыцарские замки, собирают вокруг себя толпу на площадях городов? Это народные актеры - гистрионы. Искусство их многообразно. Они и жонглеры, и акробаты, и рассказчики, и дрессировщики, и музыканты, и певцы.

Эти первые народные актеры, показывая комические сценки, не только забавляли зрителей, но часто едко высмеивали тех, кто притеснял и угнетал простых людей. Поэтому выступление народных актеров сурово преследовалось и запрещалось множеством указов, издаваемых феодалами и церковью.

Понимая, что одними указами нельзя убить любовь народа к зрелищам, церковь решает заставить искусство театра служить ее целям. Чтобы привлечь больше народу на церковные службы, их начинают дополнять отдельными сценками из жизни Христа и святых, которые вначале разыгрывают переодетые священники. Впоследствии для исполнения отдельных ролей (главным образом обитателей ада - чертей) приглашают и лиц не духовного звания.

Так возникает церковный театр - основная форма театрального искусства Европы средних веков.

С начала IX века во время церковной службы - литургии - стали разыгрывать наиболее драматические эпизоды из священного писания. Эти представления назывались литургической драмой. Но в XII веке их запретили показывать в церквах. Действие вынесли на паперть перед храмом и разыгрывали теперь для большего числа зрителей. Такие зрелища стали называть полулитургической драмой.

Дальнейшее развитие церковного театра приводит к мистерии - наиболее массовому виду театрального зрелища.

Возникла мистерия во второй половине XIII века. По своему религиозному содержанию она была связана с церковным театром, но спектакли ставило уже не духовенство, а мастеровые и ремесленники. Женские роли в мистериях исполняли не мужчины, как в античном театре или в театре Шекспира, а женщины. Весь город с радостным волнением следил, как на площади воздвигались декорации. Их начинали строить задолго до того праздничного дня или ярмарки, когда было назначено представление. Во время праздников на площади собирается шумная толпа. Рядом с тяжелым бархатом богатых горожан - простая одежда поселян, жителей окрестных деревень, тоже пришедших в город посмотреть на праздник; кое-где сверкают рыцарские доспехи. Взгляды всех собравшихся людей прикованы уже не к церкви, не к паперти, а к отдельным беседкам-павильонам, где и происходит зрелище. Порой оно выносится на самую площадь, и тогда зрители становятся как бы участниками представления.

О чем же рассказывают эти спектакли?

Время действия мистерии - все века от «сотворения мира». Поэтому текст мистерий содержал до 70 тысяч стихов, а представление могло длиться от 2 до 20 дней. Место действия мистерий - вся Вселенная. Зрители переходили от беседке к беседке, следя за развитием действия, которое переносилось из рая во дворец короля, из древнего Рима - в кабачок или в Ноев ковчег.

Иногда публике не надо было двигаться с места - театр сам приходил к зрителю. На площадь одна за другой въезжали повозки, на которых последовательно разыгрывались сцены спектакля. Постановщики мистерий стремились к правдоподобию и эффектам. Если, например, изображалась сцена всемирного потопа, площадь заливалась водой.

Восторг толпы достигал предела, когда из раскрытой в чудовищном оскале адской пасти на площадь высыпала в языках пламени с криком и хохотом шумная толпа чертей. Остроумные шутки чередовались с акробатическими номерами и показом сценок на злободневные бытовые темы. Текст для них, как правило, импровизировался самими актерами здесь же на площади. В этих сценах можно было встретить также отголоски народных игрищ и обрядов.

Сценки называли вставками, или начинкой мистерий - фаршем. Отсюда слово «фарс», давшее название поздней самостоятельной форме спектакля средних веков, который к XVI веку стал господствующим видом театрального зрелища.

Фарс - наиболее демократический жанр средневекового театра. Авторы и исполнители фарсов воспроизводили реальные картины быта и нравов своего времени. Представления фарса были насыщены острой сатирой, жизнерадостным, сочным народным юмором и пользовались большим успехом у публики.

В XV и XVI века широко распространяются нравоучительные представления - моралите, где в качестве персонажей выступали аллегорические фигуры: скупость с золотым мешком, себялюбие, постоянно смотревшееся в зеркало, любовь, несущая в руках сердце.

(при Алексее Михайловиче (1645-1676))

Ослабление могущества православной церкви. Освобождение Алексея Михайловича от давления Никона, взгляд в сторону Европы, где при дворах театры. Рождение Петра – решение поставить представление, советчик царя Артамон Матвеев предлагает в качестве исполнителя Иоганна Грегори. Грегори придумал текст спектакля «Артаксерксово действо». Возвели «Комедийную хоромину». Внутренний вид палаты, спектакль «Артаксеркосов действо». Потом набрали актерами русских мальчиков из подьячих, поставили др спектакли. Т.к театр создавался для увеселения государя, прекратил свое существование со смертью царя.

Вторая половина XVII века, могущество православной церкви начинает ослабевать, средневековье клонится к закату, надвигается Новое время.

Царь Алексей Михайлович, в первую половину был тишайшим и богобоязненным, находился под давлением авторитета патриарха Никона (издававший указы против скоморохов), с 1660-х постепенно освобождается от этого гнетущего влияния. Оглядывается на Европейские державы, их новшества, среди которых – театральные представления при дворах западноевропейских монархов.

1672 – царица Наталья Кирилловна, родила царевича Петра, и в честь этого события царь решил устроить «комедию» (так называли любое театральное представление), библейская легенда об Эсфири.

Первый советчик царя, «ближний» боярин, был в это время Артамон Матвеев. «Западник» , знал что происходит в Европе, жена – шотландка, ведал сношениями с иностранцами (служил в Посольском приказе). В его семье воспитана вторая жена царя – Наталья Нарышкина. Он предложил Алксею Михайловичу Иоганна Готфрида Грегори , пастора лютеранской церкви в Немецкой слободе, в качестве исполнителя царской воли. Был хорошим организатором, оюладал большой культурой, имел степень магистра, знал театральное дело, возможно сам участвовал в представлениях дрезденского школьного театра.

Грегори и создал сценический текст библейской легенды об Эсфири, получившей название «Артаксерксово действо». Исполнители – 60 юношей-иноземцев из немецкой слободы, ученики руководимой Грегори школы. В селе Преображенском возвели «Комедийную хоромину» - первое театральное здание. Стены обили красным сукном,пол – зеленым, в центре на куске красного сукна на возвышении – государево кресло, по бокам – лавки для остальных зрителей, для царицы и царевен – обрешеченная ложа в конце палаты (женщины не допускались).

Сцена отделялась от зала занавесом, оформлены живописные декорации (царский живописец Андрей Абакумов), костюмы шил портной мастер Кристиан Мейсен, спектакль сопровождала инструментальная музыка.


В июне 1673 актерами набрали русских молодых людей из подьячих и мещанских детей, 26 чел, кот обучал Грегори. Поставил с ними 9 «комедий»: Артаксерксово действо (1672), Иудифь («Олоферново действо») (1673), Комедия о Товии малдшем (1673), Комедия об Егории Храбром (Егорьева комедия) (1673), «Темир-Аксаково действо» (Баязет и Тамерлан) (1675), «Малую прохладную комедию об Иосифе» (1675), «Жалостную комедию об Адаме и Еве» (1675), Комедия о Давыде с Голиадом (1676), Комедия о Бахусе с Венусрм (1676), + бадет Орфей.

На зиму спектакли переносили в Кремль.

Являясь театром придворным, устраивавшимся как «государева потеха», он целиком подчинялся дворцовому распорядку и прекратил свое существование со смертью государя (26 января 1676 г).

Характер театра общеевропейский – светский и профессиональный. Носил замкнутый дворцовый характер. После Грегори нек время во главе театра переводчик Посольского приказа Гивнер, вскоре смененный учителем киевской школы Чижинским.

Сочетание разл театр систем: придворный театр, церковно-школьный театр, театр английских комедиантов.

4. ЗРЕЛИЩНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ: ПЕРВЫЙ ОБЩЕДОСТУПНЫЙ ТЕАТР, «ШКОЛЬНЫЕ» ПОСТАНОВКИ, ИНОСТРАННЫЕ ГАСТРОЛЕРЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «ОХОТНИКОВ»

Театр эпохи Петра I (1682 – 1721)

Стремление к публичности, различные способы ее проявления. Отправление Сплавского в Польшу. Приезд труппы Кунста в Москву. Оборудование театрального здания в Лефортово. Проблемы с языком – дали на обучение русских ребят. Постановка триумфальных комедий, чередование сцен сражений с фарсовыми эпизодами. Завершение «Комедиальной храмины» в 1703. 1703 – смерть Кунста, на его место – Отто Фюрст, самый плодотворный период. Оживление театральной жизни только к приезду царя. 1706 – уезд немцев. Театр Натальи Алексеевны. 1723 – труппа Манна. Театр первой трети 18 в, труппы кукольников.

Первый публичный театр в России. Эпоха Петра I принесла изменения во все сферы бытия россиян. Одним из главных признаков становится стремление к публичности. Петр изобретает всевозможные способы для ее реализации: торжественные процессии по случаю встречи и проводов войск, спуска кораблей, балы, маскарады и т.д.

В этой новой общественной культурной жизни, перестраивающейся на европейский лад, должен был появиться, как неотъемлемый ее атрибут, публичный театр.

В 1702 вновь открыт гос театр. Был общедоступным, публичным, предназначенным для обслуживания широких кругов городского населения. Должен был стать одним из средств идеологической борьбы в защиту петровских преобразований, воспитание патриотических мыслей и чувств в обществе.

По указу Петра в 1701 в Польшу был отправлен Ян Сплавский , комедиант-кукольник. Цель: приговорить в русскую службу театральную труппу, руководимую И. Кунстом . Не случайно в Польшу: нужны были актеры, знающий по-русски или, по крайней мере, по-славянски. В 1702 труппа Кунста прибыла в Москву (в труппе одна женщина – жена Кунста Анна).

В связи с прибытием труппы встал вопрос о строительстве театрального здания для спектаклей. Хотели строить на Красной площади, но не успели подготовить и оборудовали театральное здание в бывшем доме Лефорта в Немецкой слободе.

После приезда труппы выяснилось, что они могут давать представления только на немецком, в связи с чем дали на обучение русских ребят, «к тому делу удобных» .

Во все годы существования этого театра к приезду царя в Москву ставилась новая «триумфальная комедия», посвященная очередным победам. Сцены сражений чередовались с площадными фарсовыми эпизодами , где участвовал извечный для комедий того времени шутовской персонаж Тразо.

«Комедиальная храмина» на Красной площади была завершена к кон 1703 г., однако Кунсту не пришлось там действовать, он умер в 1703. На его места взяли Отто Фюрста , при котором театр весной-летом 1704 пережил самый плодотворный период, ввели входные билеты разной стоимости.

Комедиальная храмина вмещала до неск сот зрителей, на отд спектаклях присутствовало только по 25 чел.

В отсутствие царя и его приближенных театральная жизнь становилась вялой, оживление наступало только к приезду Петра в Москву. Театр еще не вписался в будни Москвичей, зрителей было мало, спектакли ставились не регулярно.

Играли пьесы немецких драматургов рассчитанные на вкусы дворянской и буржуазной публики. Лоэнштейн «Сципио Африкан, вождь римский, и погубление Софонизбы, королевы Нумидийския» и «Честный изменник, или Фридерико фон-Поплей и Алоизия, супруга его», + пьесы-переделки Кальдерона и Мольера.

Оторванность от жизни: репертуар, часть представлений на немецком языке, переводы наполнены не живой речью, а германизмами и церковнославянизмами, не понятен публике.

Были и «перечневые пьесы», не имевшие записанного литературного текста и допускавшие элемент импровизации. – давало возможность пользоваться живой разговорной речью.

Сами Кунст и Фюрст были далеки от русской жизни, им были чужды русские нравы, обычаи, интересы.

В 1706 у немецких актеров заканчивался контракт, захотели уехать на родину. В связи с предстоящими военными действиями разобрали все деревянные строения в Китай-городе, в т.ч Комедиальную храмин у. Весь театральный скарб: декорации, костюмы, тексты пьес перевезли в село Преображенское, где начал действовать придворный домашний театр царевны Натальи Алексеевны , младшей сестры Петра. В ее штат перешли и русские актеры. В 1708 царевна переехала в Петербург, куда перевезла и свой театр. Оборудовали специальное здание с партерами и ложами, мог приходить любой желающий (касалось верхушки общества). Просуществовал до 1716 года до ее смерти. После перенесения столицы в Спб давали общедоступные спектакли. Присутствовала не только придворная, но и городская публика. Играли русские актеры.

Еще один придворный театр, открытый для зрителей различных чинов и сословий, существовал в селе Измайлове при дворе царицы Прасковьи Федоровны (вдовы старшего брата Петра I – царя Ивана Алексеевича).