Изобразительное искусство австралийцев. Начатки положительных знаний

Неделю назад из длительной поездки вернулся мой брат. Виталик на протяжении года жил и работал в Австралии. Вчера вечером в гостях я услышала удивительный рассказ о том, что брат увидел и что его поразило, пока он жил в Сиднее и путешествовал по интересным местам этого восхитительного континента.

Никогда бы не подумала раньше, что меня может поразить живопись австралийских аборигенов. С местным творчеством брат познакомился в Улуру. Это туристический поселок недалеко от розовой скалы, считающейся у коренных жителей священной. Там ему удалось попасть на мастер-класс местной художницы. Мастерица показывала технику рисования точками с использованием другой стороны кисточки.

Рисование для австралийских аборигенов - это некая медитация. Создают свои картины они прямо на улице, сидя с полотном и кисточкой в руке. Сосредоточившись на своем внутреннем мире, они рисуют цветные точки, из которых впоследствии получаются настоящие шедевры. Работы в такой технике завораживают и как будто источают позитивную энергетику, надолго приковывая к себе взгляды и мысли.

А всё, что нужно, - это прислушаться к себе и начать рисовать каскад разноцветных точек. Но есть в этом и свои секреты.

Необычные рисунки

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя подборку яркой и необычной живописи австралийских аборигенов . Энергетика просто зашкаливает!

  1. Яркие краски, лаконическая выразительность штриха, живописные анатомические подробности - всё это характеризует живопись австралийских аборигенов, знакомство с которой доставит удовольствие истинным ценителям самобытных культур.





  2. А ты знаешь, как выглядят аборигены-художники? В этом случае стереотип, каким мы представляем себе художника, абсолютно не работает. Выглядят они довольно экзотично, особенно с точки зрения европейца.

    Вот, к примеру, довольно известная художница из Австралии Jeannie Petyarre. Работы Джинни известны по всему миру и имеют большое количество ценителей. И не без оснований, ведь эти произведения искусства действительно удивительные, глаз не оторвать!


    Репродукция этой картины благодаря брату теперь хранится у меня.



  3. Аборигены-художники рисуют мир точками и мазками. Они будто из атомов создают самое важное в их жизни, то, что имеет наибольший вес, чем они гордятся и чем живут: страну, в которой родились, землю, реки, солнце и небо.



    Еще они рисуют людей, которые живут рядом и которых они любят, рисуют женщин, мужчин и детей, растительный и животный мир, всё, что их окружает.

    Секрет энергетики картин кроется в закодированных символах, их художники прописывают во время работы над новым шедевром, превращая сюжеты в яркие орнаментальные полотна.


    Зная и понимая эти символы, можно с легкостью «читать» художественные произведения.

  4. А вот и картины австралийских художников-аборигенов, выставленные в одной из мировых художественных галерей.


    У них совершенно особая аура! От этих абстракций такое ощущение, как от общения с природой, - легкий ветерок, запах травы, чирикание птиц… Очень иррациональные, как волны цвета.


    Посетители галереи признаются, что им нравится стоять перед полотнами, прислушиваясь к своему внутреннему состоянию.

  5. Австралийские художники-аборигены рисовали и продолжают рисовать красочных рыб, зверей, птиц, иногда людей, при этом наряду с внешними деталями изображаются и внутренние органы - позвоночник, пищевод, сердце, печень.


    Это так называемый стиль рентгеновских снимков, который отражает заинтересованность аборигенов в расширении своих знаний по анатомии представителей животного мира.


    Кроме того, подобное доскональное изображение съедобной дичи являлось своего рода магическим действием и обеспечивало успех на охоте.

На случай, если ты решишься отправиться в захватывающее путешествие, мы подготовили для тебя увлекательную подборку из из разных стран мира. Возьми несколько идей с собой в дорогу, оригинальный подход к выбору сувениров принесет тебе массу позитивных эмоций.

Что скажешь по поводу этих непривычных нашим взорам произведений искусства австралийских аборигенов? Лично я души не чаю в этнических мотивах !

Кроме того, попробовав создавать такие, на первый взгляд, примитивные работы, понимаешь, что рисовать точками совсем не просто. Это требует большой концентрации и огромного внутреннего ресурса, ведь создавать такие работы можно только в хорошем настроении, не допуская ни одной негативной мысли.

Если тебя вдохновило австралийское искусство - поделись этой статьей с друзьями. Я уверена, они точно найдут для себя что-то новое.

Настя занимается йогой и обожает путешествия. Мода, архитектура и всё прекрасное - вот к чему стремится сердце девушки! Анастасия занимается дизайном интерьеров, а также делает неповторимые украшения с цветочной тематикой. Мечтает пожить во Франции, учит язык и живо интересуется культурой этой страны. Считает, что человеку нужно всю жизнь учиться чему-то новому. Любимая книга Анастасии - «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт.

Австралийские орнаменты были вторыми по списку, но тогда я так и не смогла ни на чем конкретном остановиться и пропустила тот месяц, а сейчас после двух удачных на мой взгляд кейнов с и пришла в голову идея снова сделать кейн, вдохновившись точечной живописью австралийских аборигенов.

Традиции точечного рисунка автралийских аборигенов уже около 4 000 лет назад, и придумали они этот стиль рисунка совсем не с декоративными целями. Дело в том, что у древних австралийцев не было письменности, и такие вот точечные рисунки использовались для того, чтобы передать через поколения свои летописи и послания об истории, укладе жизни, традициях. Именно поэтому, кстати, ни в одном из языков аборигенов Австралии нет слов "искусство" или "художник".
Для своих рисунков они использовали растертые камни и землю - в Австралии встречается много красивых и ярко окрашенных минералов, охристых, белых и оранжевых оттенков.
Аборигены раскрашивали свое тело.

Поначалу эти рисунки европейцы считали примитивными и не заслуживающими внимания.
Пока в 1971 году в поселение аборигенов Папуния не приехал учитель рисования Джеффри Бардон.
Бардон был поражен тем, в каких условиях жили местные жители. По его словам, это был настоящий ад на земле. Всего за год от болезней там умерла половина населения. В Папунии на самом деле жили пять разных племенных групп, говорящих на пяти языках. Аборигены пытались мирно сосуществовать и найти новую цель в жизни, ведь все, что они знали, отныне запрещалось. Все краски жизни отняли вместе с землей, и им остались лишь полусонное существование и невеселые размышления. Всем заправляли заносчивые белые чиновники «в белых носках», большинство из которых, как вспоминает Бардон, плевать хотели на аборигенов.
Некоторые не говорили с местными по десять лет. Что касается полутора тысяч аборигенов, то у них не было лидеров, которых белые воспринимали бы всерьез, так что их интересы никто не представлял.
Местные жители не доверяли белым, дети приходили в школу только ради бесплатного горячего молока.
Бардон заметил, что вне школы, болтая и играя на площадке, ребятишки рисовали на песке пальцами и палочками узоры - точки, полукруги, волнистые линии. Однажды он попросил повторить их эти узоры, и после недолгих уговоров ученики согласились.
А затем к ним присоединились и взрослые. Бардон отвозил рисунки в ближайший город, и там они неожиданно начали пользоваться спросом.
Учитель привозил аборигенам деньги, новые краски. Позднее дело дошло и до машин.
Но как известно, ни одно доброе дело не остается безнаказанным.
Всполошилась местная белая администрация. Оказалось, что искусство аборигенов стоит хороших денег, и местные, которые по мнению администрации должны были оставаться неимущими, вдруг обзавелись имуществом и деньгами. И их интересы защищал Джеффри Бардон.
Тогда и решено было настроить аборигенов против молодого учителя. Тем более, что сделать это было не трудно. У аборигенов после многолетней беспросветной нищеты совсем снесло головы, когда появились деньги. Им заявили, что Бардон большую часть вырученных денег присваивает себе.
Аборигены перестали ему доверять и выжили из поселения.
Через полтора года Джеффри уехал оттуда, лишившись многих своих идеалов и иллюзий, раздавленный и сломленный (заработал нервное расстройство, лечился позже у психиатра), но за это короткое время он успел положить начало одному из самых поразительных течений в живописи XX века.

Я впервые узнала о Бардоне несколько лет назад. Читала какую то художественную книгу. Не помню ни имени автора, ни название книги, ни основного сюжета, ни даже на каком языке книгу читала по-русски или по-английски. В качестве побочного сюжета была история Джеффри Бардона, я заинтересовалась. Полезла в интернет посмотреть и была просто сражена этой живописью.

PS Катя aka twinsika подсказала имя автора и название книги: Виктория Финли "Тайная история красок". Спасибо ей огромное!

Сейчас в Австралии насчитывается боле 50 художественных артелей аборигенов (причем, большинство художников проживают в отдаленных пустынных районах страны).
Искусство аборигенов считается теперь достоянием страны, просто так купить картину и вывезти заграницу невозможно. Так что в основном вся живопись находится в Австралии.

Живопись аборигенов сакральная, наполнена символами. Часто они изображают животных, играющих огромную роль в их повседневной жизни.
Одним из таких животных является гоанна - вид большой ящерицы из семейства варанов.
Гоанна олицетворяет для многих австралийских племен дух дождя, кроме того гоанна является источником пищи. Жир гоанны считается деликатесом (они скажут yummy, a по мне так просто yuck).

Мне кажется, что даже на "изобретение" точечного рисунка аборигенов вдохновили именно гоанны.


Готовый кейн до ужимания


По просьбе Алии сделала несколько снимков процесса "рождения" кейна

Сделала приблизительный эскиз будущего кейна, подложила его под стекло, а на стекле стала выкладывать рисунок.

Сначала появилась ящерица. Делала ее пока "дежурила" в Бальбоа парке, где сейчас проходит неделя гильдии полимерной глины.
Предтавляла гильдию, рассказывала о глине и простейших техниках всем желающим послушать, тут же по ходу что то и показывала, к тому же хотелось еще и со знакомыми из гильдии пообщаться, посмотреть выставку (просто потрясающую, но фотографировать мне разрешили только с условием, что я ничего не буду выкладывать в интернет). В перерывах от всех этих отвлекающих моментов занималась кейном. К тому моменту, когда нужно было собираться домой, ящерица была готова.

Потом стала заполнять background. Хотелось сымитировать точечную живопись, поэтому несколько вечеров медитировала, выкладывая слои.
Сейчас кейн в холодильнике, завтра вечером попробую ужать. Точечки, боюсь, сохранить не удасться. Сама не знаю, зачем столько времени потратила на них. Ну, посмотрим, что получиться.

Перед там как рисовать индейца, я должен немного рассказать Вам о сабже. Индеец — красножо кожий бро, названный так из-за нелепой ошибки господина Колумба (Известного , который даже не подозревал, что открыл совсем не Индию, а Америку) По общепринятым понятиям, индеец всегда выглядит вдумчивым, курит трубку и ходит в кокошнике из перьев. Когда на их землю ступает нога чужеземца, то индеец (хлопая ладошкой по губам и издавая звук О-О-О) бежит сломя голову к своему племени, где они разжигают и точат свои копья и стрелы. Но когда чужаки преподносят им заморские дары, то индеец закапывает топор войны. Позже вождь племени и гости садятся в круг, в самом оттюнингованном вигваме, и закуривают трубку мира (скорее всего с какой-то необычной травой, так как вождю очень часто являются всякие видения пророчащие зло).

Индеец прекрасно приспособлен к жизни, умеет убивать своим томагавком животных и сдирать с них шкуры, выращивать кукурузу и делать из нее попкорн. Женщина-индеец общипывает бедных пташек и шьет из их перьев ловцы снов. Самка индейца чаще всего красивая, если судить по мультику Покахонтас.

В настоящее время индейцев, как таковых, практически не осталось. Специальным постановлением суда было принято указ об перемещении всех индейцев в музеи, а на месте их обитания построить нафтовые вышки, заводы и клубы с покером и куртизанками. А чуть позже и черные взбунтовались и заполонили собой всю Америку. Такие дела.

Как нарисовать индейца карандашом поэтапно

Шаг первый. Для начала обозначим позицию человека. Шаг второй. Рисуем элементы лица: глаза, нос, рот, означим оперение. Шаг третий. Добавим волосы, и по всему телу штрихов. Тоже самое проделаем и с перьями. С помощью штриховки сделаем тени. Шаг четвертый. Сотрем вспомогательные линии и детализируем объекты. Как-то так должно получится. Можете еще раскрасить цветными карандашами. Кроме этого у нас есть еще интересные уроки, например.

Кроме термитников, которые в принципе и были прикольные, но малоинтересные для созерцания, мы хотели увидеть нечто более ценное и уникальное, что сохранилось до наших дней в Австралии - наскальные рисунки аборигенов. Но рисунки мы всё же полезли смотреть. Именно полезли, потому как добраться до них не так то и просто.


И, увидев на скалах очень и очень пожилых японок, которые беспомощно осматривали камни, не понимая, как им оттуда выбраться - пришлось помогать!


Меня всегда поражают пожилые люди, которых я встречаю за рубежом. Я и сама уже пенсионерка, но часто вижу ну совсем стареньких туристов, которые забираются при помощи костылей к идолам острова Пасхи, или вот как сейчас, на крутые скалы к рисункам аборигенов. И ничего их не останавливает в попытке в конце своей жизни увидеть как можно больше всего интересного на этой Планете…


И не потому, что у них денег больше, чем у наших пенсионеров, просто они до седых волос не потеряли интерес к жизни. Местные племена аборигенов серьёзно охраняют эти рисунки и не позволяют производить никакие исследования с ними, поэтому до настоящего времени так мало чего известно об этой наскальной живописи.


И хотя почти у каждого рисунка установлена табличка с повествованием того, что изображено, лично мне кажется, что всё это не имеет под собой никакой научной базы, потому как никто на самом деле доподлинно не знает, что пытался изобразить древний художник.


В июне 1997 года трое старейшин и молодой ученик с одной из аборигенских общин оставили свое родное плато Кимберли на дальнем северо-западе Австралии и отправились в Европу, чтобы экспонировать фотографии своих святых наскальных рисунков и объяснить, что они означают.


Своими действиями, которые до недавнего времени карались смертью, они пытаются закрыть доступ к своим святым местам скоту, которого гонят сюда на выпас, горным компаниям, туристам и охотникам за сувенирами.


Наскальное искусство - некий визуальный документ для аборигенов, которые никогда не имели своей письменности. Это - «писаный закон», написанный в их понятиях. Закон белого человека меняется каждый год, но эти рисунки не меняются никогда. Иллюстрация передачи объекта одним человеком другому, например, никогда не видоизменялась, и она тут для аборигенов была всегда. Для аборигенов это - сила закона.


Эти рисунки существенно отличаются от европейской палеолитической живописи, в первую очередь своеобразным рентгеновским стилем с совершенно милым названием - «Мими». На них изображаемое выполнено в виде скелета и внутренних органов, как животных, так и людей.


Возраст самых старых рисунков насчитывает пятьдесят три тысячи лет, и они являются самыми древними из известных образцов наскальной живописи на Земле, однако совершенно точно установить это пока не удаётся из-за табу местного населения на любые исследования.

Миллионы лет Австралия была частью Антарктиды, прежде чем отколоться от неё и начать двигаться на север к экватору. До сих пор никто точно не знает, каким образом здесь появились первые аборигены, их прошлое до сих пор окутано тайной, однако находки указывают на то, что это произошло около 50 000 лет тому назад, именно тогда, как и датируются наскальные рисунки.


Хотя комплекс росписей на скалах и гротах в Национальном Парке Какаду, где мы и фотографировали, внесён в список Всемирного культурного наследия, их сохранность находится под постоянной угрозой, как со стороны природы (лесные пожары, эрозия), так и от посещающих их туристов. И с целью сохранения этой информации в 2013 году Австралийская компания «Maptek» приступила к работе над широкомасштабным проектом - сканированием наскальных рисунков аборигенов в парке Какаду.


Если попытаться описать происходящее, запечатлённое на наскальных рисунках, используя при этом описание на английском языке на рядом стоящей табличке, то получится приблизительно следующее…


Этот рисунок является наиболее часто фотографируемым рисунком.


Главный персонаж - Namarndjolg (№3) . Считается, что он и его "сестра" нарушили закон о недопустимости заключения брака между "родственниками". Namarndjolg позже превратился в Ginga , гребнистого крокодила. "Сестра" в данном случае - не кровная сестра, а женщина из того клана/тотема, которому запрещено было заключать брак с кланом Namarndjolg-а. Даже в наши дни если европеец женится на женщине-аборигенке (или наоборот), то его "зачислят" в определенный клан, для того, чтобы было понятно, к какому клану будут относится его дети, и на ком они смогут/не смогут жениться.
Namarrgon (1) - Человек-молния (Lightening Man ), нарисован справа от Narmarndjolg.

"Рожки"/"Усы"/"Дуга"/"Повязка" на его голове - это молнии. У него есть каменный меч (около колен), а локтями он генерирует раскаты грома.
Легенда гласит, что Namarrgon, его жена Barrginj (2) и их дети Aljurr пришли с северного побежья в поисках хорошего места для жизни. Сейчас Namarrgon живет на вершине плато Lightening Dreaming. Его дети Aljurr - молнии, но они также могут быть и ярко-оранжевыми и синими кузнечиками, которые приходят в самом начале сезона дождей. Считается, что они ищут Namarrgon-а. Для аборигенов же появление таких кузнечиков означало, что пришла пора искать укрытие от штормов. Barrginj, жена Namarrgon-а, нарисована чуть ниже Namarndjolg-а.
Мужчины и женщины (4) на рисунке направляются на церемонию. Груди кормящих матерей прикрыты кусочками ткани.


Guluibirr (5) , рыба Saratoga - популярная для вод ручьев и рек тех мест.


Такая вот история жизни, запечатлённая в камне и дошедшая до нас!

По всей Австралии обнаружены более 50 тысяч мест, где были обнаружены рисунки, но большая часть этих мест держится в строжайшем секрете не только от туристов, но и от властей.
Вообще по моим наблюдения, аборигены не очень дружелюбно настроенные люди по отношению к «белому» населению, хотя оно и понятно. То, что творили здесь колонисты сопоставимо с нацизмом в худшем его проявлении. Только в 1970 году правительство прекратило отбирать детей у аборигенов под лозунгом «Ассимиляции коренных жителей Австралии». Эти дети даже получили название «украденное поколение».
Сегодня ситуация с аборигена несколько изменилась, но прямо скажем особо это не бросается в глаза. Среди них огромное количество алкоголиков и наркоманов и существует даже закон на северных территориях, запрещающий продавать алкоголь аборигенам и есть карточки по которым его можно приобрести в магазине. Их выдают, например, туристам, при заселении в отеле. Но в дороге нам встречались и очень доброжелательное местное население, хотя всё равно мы старались держаться от них подальше (на всякий случай) и не оставлять машину без присмотра, потому как «законы тут не писаны» и полиции нет совсем. Кроме того, мы столкнулись здесь на севере страны с совершенно беспрецедентным случаем, когда на заправке нам отказались продавать бензин!!! Нам был задан вопрос «критическая ли у нас ситуация с бензином?», ответили, что типа на исходе, после чего последовал ответ - ну тогда вполне себе доедите до следующей заправки……………. «немая сцена Гоголя».

Со связью в этих местах тоже полная беда, не работает ничего, ни мобильники, ни навигаторы, про Wi - Fi даже и не заикаюсь J Одним словом нужно быть очень и очень подготовленным, если хотите сунуться на север страны.
Хочется также немного предостеречь путешественников, желающих вступить в контакт с местными аборигенами, не имея рядом сопровождающих вас проводников (рейнджеров). Австралийские аборигены обладают очень сильной магией, которая позволяет добиться желаемого эффекта без использования чего-либо, принадлежащего человеку (в то время как обычно именно личная вещь человека является неким проводником для воздействия на человека). Для этого применяются специальные напевы и концентрация мысли колдуна на особе, подвергающейся влиянию. Колдун может таким образом даже напеть смерть человеку. Для многих австралийская магия - способ решить проблему, когда нет доступа к вещам, имеющим отношение к объекту. Сильна ли она? Да! Но никто из ученых не сможет объяснить, на чем основано ее действие. Поэтому, будьте бдительны!