Как нарисовать лицо девушки в профиль поэтапно. Как нарисовать лицо человека карандашом

Теперь же для получения полной картины создания женских портретов поговорим о том, как рисовать лицо девушки в профиль.

Сразу предлагаю вашему вниманию простую схему.

Нарисуйте окружность и проведите вертикальную ось, которая будет делить голову пополам и намечать ширину лица в профиль. Теперь разделите шар горизонтальными линиями. Линия (1) чуть выше середины будет представлять собой линию бровей. Линия чуть ниже середины - линию глаз. Половина расстояния от этой линии до нижней точки шара определит нижнюю линию носа (2), совпадающую с линией мочки уха. Удвойте расстояние 1-2 и найдете точку 3, которая определит положение челюсти. Теперь набросайте соответственно приведенному рисунку остальные элементы лица девушки в профиль.

Вот еще примеры рисунков девушки в профиль:

Скажу еще немного о том что думаю. Мне представляется, что, помимо владения чисто техническими знаниями, художник должен с огромным трепетом относиться к построению отдельных черт человеческого лица, которые придают ему красоту, своеобразие и индивидуальность. Он должен ощущать красоту в процессе создания рисунка и не позволять опускаться творчеству до уровня обычного ремесла. Настоящий художник попросту не может допустить, чтобы его техника превратилась в рутинную процедуру - избитое руководство, благодаря которому рисунок головы человека всегда будет выполняться в одной и той же неизменной манере. Необходимо постоянно экспериментировать со всевозможными вариантами самовыражения. Некоторые изображения головы человека оказываются наиболее удачными на уровне наброска, другие требуют полной детальной проработки и достоверного сходства с реальным персонажем. Таким образом, интересным может быть как контурный рисунок головы, так и его тоновая проработка. Бесспорным является только одно: результат вашей работы ни в коем случае не должен напоминать штампованную продукцию - авторский рисунок не может выглядеть так, будто он «сошел» с конвейера. Помните, что самое важное в рисунке головы - выработать собственный стиль, поскольку это не только техника изображения, но и собственная манера мышления.

Хорошая теоретическая подготовка в самом начале обучения способна создать наиболее выгодные условия для развития творческого потенциала художника. Однако ни при каком подходе невозможно добиться достоверного изображения головы человека, если отсутствует правильность построения и не воспроизведена трехмерность. Портретное сходство рождается из понимания анатомии человеческой головы и собственного специфического анализа. Моя цель - продемонстрировать общие принципы проведения такого анализа, а также рассказать о тех или иных нюансах, сопутствующих построению рисунка женского лица.

Приветствуем вас на сайте "Школа рисования" , наш лозунг "Научиться рисовать легко" .На нашем сайте собраны лучшие уроки рисования, масляная живопись, графика, уроки рисования карандашом, рисование темперой .Вы легко и быстро научитесь рисовать натюрморт, пейзаж, и просто красивые картины Наша Художественная школа для взрослых и детей так же предлагает начать обучение удаленно, прямо у себя дома. Мы проводим еженедельно самые интересные курсы по рисованию карандашом, красками и другими материалами.

Художники сайта

Наши уроки рисования составлены лучшими художниками мира. Уроки наглядно, в картинках объясняют как научиться рисовать даже сложные картины .. Наши педагоги высококвалифицированные дизайнеры, иллюстраторы и просто опытные художники.

Мультиформатность сайта

В любом из этих разделов вы найдёте интересную информацию о том как быстро научиться рисовать разными материала, такими как масляные краски, акварель, карандаш (цветной, простой), темпера, пастель, тушь... . Рисуйте с радостью и удовольствием, и пусть вам сопутствует вдохновение. А наша Художественная школа будет делать все необходимое для максимального удобства в обучении рисованию карандашом, красками и другими материалами.

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

Приветствую!

Сегодня мы рассмотрим популярную тему - как нарисовать женское лицо в профиль. Узнаем основные правила, как правильно нарисовать лицо человека в профиль и конечно же, посмотрим видеоурок.

Строение лица человека в профиль

В предыдущем уроке мы узнали на примере мужского лица, а сегодня поэтапно нарисуем голову человека в профиль на примере лица девушки. Рассмотрим основные правила и этапы этого процесса, для того, чтобы научиться правильно рисовать мужчин и женщин с разными чертами лица.

Шаг первый

Вписываем голову в квадрат. Для того, чтобы голова не рассыпалась - нужно заключить ее в простую форму. Голову человека в профиль лучше всего вписать в квадрат, или в прямоугольник, высота которого, на 1/8 больше ширины.

Как нарисовать зайца

Легко начертим квадрат и разделим его на 4 равные части, как показано на картинке выше.

По аналогии с теми правилами, по которым мы строили анфас намечаем линии: роста волос, бровей и носа. Для этого нам нужно разделить квадрат на 3 с половиной части по горизонтали (на картинке это показано зеленым цветом).

Горизонтальная ось, которая делит квадрат пополам - линия глаз.

Шаг второй

В прямоугольник, от линии носа до верхнего края головы, вписываем наклоненный овал, точнее, даже яйцевидную форму, она покажет форму головы и лба.

Этот эллипс в дальнейшем поможет нам определить, где крепится шея и как ложатся волосы.

Если вы собираетесь рисовать человека с пышной прической, то вам эта форма может и не понадобится. Важно запомнить, что овал черепа в профиль немного наклонен вниз.

Как нарисовать яркие губы

Шаг третий

  1. От верхней крайней точки овала проводим линию наклоненную вперед, до уровня бровей. Это надбровные дуги.
  2. Намечаем переносицу. От центральной горизонтальной оси глаз, начинаем рисовать нос, кончик которого немного выходит за намеченные границы квадрата. Естественно, нос должен заканчиваться на соответствующем ему уровне. Правильно поэтапно нарисовать нос вам поможет наша отдельная публикация.
  3. Легко намечаем челюсть , форма которой вогнута внутрь квадрата. Это подчеркнуто красной стрелкой на первой части иллюстрации.
  4. Подбородок , наоборот, немного выдается вперед.

Ищем и намечаем линию рта . Для этого отрезок от подбородка до носа нужно разделить пополам - так мы получим уровень нижней губы . Дальше, расстояние от нижней губы до носа разделим пополам - получаем уровень верхней губы . И, еще раз, делим расстояние между верхней и нижней губой на две равных части и получаем линию рта. (Этот процесс деления показан красным цветом на первой части иллюстрации ).

  • Более четко отмечаем губы, рот и подбородок .
  • Наметим направляющие от крыльев носа до внутренних уголков глаз. От уголков рта до центра глаза.

Как рисовать маки

Шаг четвертый

  • Добавляем глаз, и бровь на соответствующих им уровнях.
  • Ухо намечаем на центральной вертикальной оси. Начинаем его рисовать от линии глаз, а заканчиваем на уровне носа.
  • Намечаем шею . Сзадионакрепится к черепу на уровне линии носа, спереди примерно напротив внешнего уголка глаза.

Вытираем ранее намеченную разметку, квадрат и направляющие.

  • Прорисовываем глаз, зрачок и веки .
  • Показываем форму губ, тень на верхней губе и под нижней.
  • Прорисовываем ухо.
  • Показываем рельеф челюсти под ухом.

Шаг пятый

Добавляем прическу и подчеркиваем тени. Уточняем черты лица, форму носа, подбородка, лба, прорисовываем глаз, добавляем ресницы, выделяем губы. Получаем портрет девушки в профиль:

Схема для рисования головы человека

Используя эту схему вы можете рисовать различные портреты в профиль, женские и мужские. Когда вы достаточно попрактикуетесь, сможете нарисовать правильно и красиво лицо человека и без предварительной разметки и схемы представляя ее в голове. Хотя, квадрат с осевыми линиями помогает избегать ошибок и является надежной опорой в построении головы человека.

схемы для рисования головы человека

Вы можете распечатать эти схемы и по ним тренироваться рисовать карандашом разные лица, старайтесь придавать им различные черты. Например: большой нос с горбинкой, или маленькие губы, два подбородка или насупленные мощные брови, большие уши…


Сейчас мы будем учиться рисовать лицо девушки в фотошопе. За основу взяты изображения замечательного автора mannequin-atelier.

Рисуем основной свет и тени. Не обязательно их детализировать на этом этапе – этим мы займемся чуть позже. Здесь нам важно обозначить общую композицию и определить основные источники света. На этом рисунке у нас их будет несколько.

Более светлыми и яркими оттенками начинаем рисовать общую текстуру волос. Кстати, если вы не знаете, как правильно рисовать волосы, то я настоятельно рекомендую вам изучить два наших урока по рисованию волос – и .

На этом этапе добавляем деталей лицу, разбавляем плавные переходы резкими, чтобы лицо не выглядело «мыльным». Кроме того, нам нужно осветлить слой с базовым рисунком, чтобы создавалось впечатление освещения волос источником света, который находится позади девушки.

Продолжаем детализировать наш рисунок. Делаем пряди волос еще более четкими, добавляем отдельные выбившиеся волоски. Прорисовываем глаза и губы, придавая лицу девушки выразительности, не забываем про руки. Помните, что от каждого объекта должны падать тени, если требуется, поэтому обязательно рисуем тень от пряди, обрамляющей лицо девушки.

Работаем над самыми мелкими и незаметными на первый взгляд деталями – складкой между носом и губами, ресницами, мелкими бликами. По желанию можно проработать текстуру кожи. Все это придаст рисунку целостный и законченный вид.