Как правильно нарисовать глаз. Как нарисовать глаза карандашом поэтапно? Как нарисовать глаз карандашом поэтапно

Люди, которые учатся рисовать, часто интересуются вопросом: как нарисовать глаза так, чтобы рисунок был, словно, живой? Действительно, глаза всегда играют главную роль в портрете. Поэтому, учась рисовать человека, конечно, нужно уделить достаточно внимания рисунку глаз. В этом уроке я расскажу и наглядно покажу на примере своего рисунка как рисовать глаза. Если не отвлекаться на детали, то нужно усвоить несколько ключевых мыслей.

1. Итак, первое. Глаз имеет форму шара. Следовательно это не плоская, а объёмная форма с названием «глазное яблоко».

2. Второе. Глазное яблоко сверху защищают веки, образующие привычные контуры глаз.

3. Третье. Глаз размещен в «углублении» нашего черепа, которое называется глазной впадиной. Поэтому рисовать глаз, означает не срисовывание контуров века, а «лепку» объёмов глазного яблока и того, что его окружает.

4. Каждое веко имеет толщину и возвышается над поверхностью глазного яблока. К тому же веки глаз образуют характерные складки кожи.

5. Чтобы научиться рисовать глаза, нужно понять форму глазной впадины, век, глазного яблока. Для этого я провожу на своём рисунке условную линию, повторяющую «рельеф». С помощью этой линии хорошо видна форма глаз и все изгибы. В чистовом варианте рисунка эту линию, конечно же, не следует рисовать. Я её добавил, лишь, в учебных целях.

6. Для ещё большей наглядности я наношу условную штриховку по форме поверхности. Линии этой штриховки показывают все изгибы. Наш рисунок как бы состоит из плоскостей или граней, с помощью которых «лепится» форма. Такой «гранёный» рисунок помогает понять суть формы, не отвлекаясь на непринципиальные детали. Это значительно упрощает процесс рисования начинающих художников.

В заключении этого этапа рисунка ещё добавлю, что у каждого человека, конечно же, своя неповторимая форма век, бровей, переносицы… Но всех нас объединяет ряд особенностей, присущих всем людям. Поэтому мой рисунок, носит условный характер, передающий эти ключевые особенности.

7. Далее, я приступаю к передаче объёма с помощью штриховки (о том как штриховать, читайте в ). Как известно, объём передаётся по известному закону светотени: самое светлое место — это блик, далее следует свет, после света — полутень, затем тень, и в заключении — рефлекс. Получается такая тоновая растяжка — от светлого к тёмному. В зависимости от направления света, лицо человека может быть освещено сверху, снизу или сбоку. Поэтому переход от света к тени может быть не только слева-направо, но и сверху-вниз. Поэтому я заштриховываю глазное яблоко, веки, переносицу, область бровей, учитывая этот момент. Например, область между бровью и глазом будет самой светлой слева и сверху, а самая тёмная её часть будет находиться справа и снизу. Тоже самое применимо и к верхнему веку — самым светлым оно будет слева, а самым тёмным справа. Получается такая тоновая растяжка слева-направо. Но направление света может быть и другим. Например, голова человека освещена не солнцем сверху, а лампой снизу. Тогда все будет по-другому. Но принцип о котором я говорю, сохранится. Поэтому нужно понимать как свет распределяется по форме, с какой стороны находится источник света и т. д.

8. Сейчас я усиливаю тени, которые были лишь намечены вначале рисунка.

9. Продолжаю работу, прорабатываю слезничёк и нижнее веко.

10. Прорисовываю радужную оболочку и зрачок глаза. Этот этап всегда интересует людей больше всего. Как нарисовать глаза так, чтобы они были «как живые». Для этого нужно понять простой принцип, который я наглядно изложил в схеме ниже. Если непрозрачные сферические объекты светлые со стороны света и тёмные со стороны тени, то прозрачные сферические объекты могут выглядеть прямо противоположно. В зависимости от того, что окружает такой прозрачный предмет он может выглядеть по-разному. Например, нередко со стороны освещённой части он темный, а со стороны теневой, наоборот — светлый. Получается, что обычная светотень (блик, свет, полутень, тень, рефлекс) здесь будет отсутствовать, так как объект прозрачный и блестящий. Поэтому, тут нужно передать блики и рефлексы (отражения) на поверхности глаз. Радужка и зрачок находятся под прозрачной роговицей глаза, имеющей форму линзы. Блестящая поверхность глаза (роговицы) отражает свет в виде бликов. Кроме этого, на поверхности глаза отражается всё, что окружает глаз. Эти отражения (рефлексы) будут не так заметны как блики. Художник не должен перечислять все эти отражения. Следует выбрать наиболее интересные и сосредоточиться на них. Излишек таких подробностей не только усложнит работу, но и испортит рисунок. Справившись с этим этапом рисунка, глаза получатся «живые», с «искоркой».

11. Теперь о ресницах. Чаще всего в рисунке не следует их рисовать подробно. Достаточно просто наметить тёмную линию на верхнем веке. Эта линия будет выглядеть как ряд ресниц. Однако в этом уроке я делаю подробный рисунок. Поэтому рисую ресницы более детально, чем обычно. Но даже в этом случае не следует прорисовывать их в одинаковой степени подробно. Например, с одного края я делаю ресничный ряд более тёмным, а с другого — более светлым. Т.е. я подчёркиваю центр рисунка. Также и чёткость прорисовки ресниц будет разной: где-то они более размыты, а где-то более чёткие.

А также, желательно, сначала изучить другой урок — .

Смотрим структуру глаза на картинке ниже.

Ресницы должны быть толстые у корня и тонкими на кончиках.

Как не стоит рисовать ресницы смотрите ниже.

Нарисуйте светлыми линиями контур глаза. Потом карандашом 2Н нарисуйте ресницы. Каждая ресница выглядит, как запятая, только перевернутая. Рисуйте от контура глаза при этом уменьшайте нажим на карандаш изгибая линию, линия будет становиться тоньше. Легким движением кисти оторвите карандаш от бумаги, когда закончите рисовать ресницу.

Карандашом 2В нарисуйте еще ресницы, чтоб они были густые. нарисуйте контур радужной оболочки, зрачок и блик.

Карандашом 6В нарисуйте зрачок. Карандашом 2В нарисуйте радужную оболочку глаза. Для этого используем . Обратите внимание, что сверху область глаза более темная, чем внизу, по бокам тоже затемнено. Ластиком пройдетесь для создания светлой области снизу, потом нанесите несколько линий для создания текстуры.

Используя перекрестную штриховку создайте градиентные переходы на белке глаза, при этом края и вверх белка должны быть затемнены. Сделайте штриховку краев верхнего и нижнего века, ближе к внешнему углу глаза переход тона становиться темней. Нарисуйте немного тонких линий, чтоб создать кровеносные сосуды.

Глаза – это зеркало души любого персонажа. Потому правильно изображая глаза, вы можете не только передать настроение, но и характер героя. С помощью одних глаз можно сделать как негативного, так и позитивного персонажа.

Недавно мы с вами учились , а этот урок мы сделали в дополнение к уроку " ". От того, как вы изобразите глаза в портрете, зависит вся естественность образа. Поэтому, если вы начинающий художник, советуем вам сначала разобраться, как нарисовать глаза карандашом, а потом приступать к рисованию всего портрета.

Уметь рисовать классический женский глаз без лишних эмоций очень важно. Научившись отображать такой рисунок, вы сможете прорисовывать более серьезные выражения. Глаз супергероя всегда начеку! Он широко открыт, имеет множество бликов. Это глаз заинтересованного персонажа. Объема и реалистичности любому глазу добавят тени и блики. Правильное их расположение сможет спасти даже не совсем удачный рисунок.
Глаз, нарисованный рукой художника, производит колоссальное впечатление. А все из-за правильной анатомии. Все внутренние ткани и мышцы глаза прорисованы правильно. Очень важно уметь рисовать не только глаза, устремленные прямо, но также под неким углом. Например, при взгляде вверх, зрачок достигает максимального положения, а радужка закатывается за верхнее веко.
Широко открытые глаза присущи ребенку или же молодой наивной девушке. С помощью таких глаз создавайте правильный образ.
Нахмуренный взгляд присущ капризным и дерзким героиням, либо чересчур уверенным в себе. Потому старайтесь не переборщить, если желаете добавить только немного грозности.
Сложный угол для взгляда – это всегда испытание, ведь кристаллику глаза требуется объем, который довольно сложно изобразить.
Глаз в профиль имеет довольно интересный вид. Как видите сначала нужно прорисовать само глазное яблоко, и только затем окружить его веками. Не старайтесь прижимать веки очень плотно.
Взгляд из-под низа довольно волнующий. Здесь важно не переборщить с длинной ресниц и изогнутостью линий. Не забудьте немного исказить кристаллик.


Некоторые думают, что перенести изображение на лист бумаги – высшее искусство, которое недоступно обывателю. Зная маленькие хитрости искусных художников, каждый будет знать, как нарисовать глаза карандашом. Зрительный орган человека состоит из глазного яблока, верхнего и нижнего века. Глаз рисуют в форме вытянутого эллипса, с легким изгибов в виде капли возле носа.

Техника рисования заключается в создании дополнительных линий, на основании которых будет рисоваться каждая часть органа. Вначале нужно нарисовать 3 концентрических круга. Первый должен иметь радиус, который в 3 раза больше радиуса среднего круга.

Маленький круг – зрачок, второй – радужная часть, а третий будет ограничивать веко и линию брови. Рисуем линию верхнего и нижнего века в форме удлиненного эллипса. Верхняя часть должна немного закрывать подвижную часть глаза. Чуть ниже верхней дуги большого круга рисуем линию нависшего края века.

Немного наводим некоторые линии.

Нарисовать параллельную линию нижнего века, на которой растут ресницы. Черным выделить зрачок, оставив возле него блик. Оформить радужку: рисуем линии разной длины в середине глаза, оттеняем их.

Настал черед зоны века. Легкими штрихами оттенить каждую линию.

Нарисовать ряд ресниц на верхнем веке.

То же самое проделываем с нижним.

Осталось дорисовать бровь. Она должна начинаться на уровне носа и чуть дальше половины глаза делать легкий изгиб. В начале линии изображают несколько волосков, заштриховать зону, аккуратно отделив в некоторых местах волоски.

Многие начинающие художники больше всего стремятся рисовать человеческие лица. Это вполне объяснимо: лицо - важнейшая эстетическая составляющая тела, да и на портреты заказы поступают куда чаще, чем, скажем, на изображение ступней.

Если вы уже более-менее изучили общее строение человеческой головы, начальное построение и основы светотени, можно приступить и к освоению деталей. Самой выразительной частью лица являются, без сомнения, глаза - именно их мы сегодня и поучимся рисовать.

Итак, приступим!

Сначала набросайте контуры вашего глаза. Обозначьте общую форму, наметьте слезник и веко.

Затем нарисуйте контуры радужки и зрачка, после чего обозначьте контур бликов и легонько заштрихуйте радужку, обходя намеченные блики.

На следующем шаге заштрихуйте зрачок (сразу делайте его темнее, чтобы отделить от радужки). Начинайте рисовать прожилки на радужке, а также нарисуйте падающую тень от верхнего века. Не слишком давите на карандаш, чтобы иметь возможность постепенно набирать тон в нужных местах.

Прорисуйте прожилки на радужке тщательнее, проработайте тени над верхним веком, а также нарисуйте тень под нижним. Пройдитесь тонкой гранью подрезанной резинке вокруг глаза: на этой светлой линии мы будем рисовать ресницы.

Нарисуйте ресницы - и рисунок сразу приобретет совсем другой вид. Верхние ресницы перекрещиваются, образуя «треугольнички». Нижние ресницы обычно намного тоньше, короче и реже верхних. Также нелишним будет подробнее проработать текстуру радужки: нанесите на нее темные точки и штрихи, а также аккуратно вытрите резинкой крошечные светлые области.

Осталось поработать над деталями. Усильте все темные места: зрачок, контур радужки (верхняя ее граница находится в тени, поэтому темнее), нижнюю границы верхних ресниц. Тени над верхним и под нижним веками тоже нужно сделать немного потемнее. Обратите внимание на блики: они должны быть максимально светлыми. Добавьте объема глазному яблоку, немного усилив тени и светлые места.