Картина айвазовский лунная ночь на черном море. Лунная ночь айвазовский

ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ Часть I

В Петербурге все идет по-прежнему. Именно поэтому никто в полной мере не сознавал, в какой опасности находится народ. В ходу были те же развлечения: балы, французский театр и т. д. «Толь­ко в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего по­ложения». В день битвы под Бородином в салоне Анны Павловны Шерер был вечер. Обсуждали не только битву, но и болезнь графини Безуховой. Все понимали, что болезнь связана с личными обс­тоятельствами жизни графини - она происходи­ла «от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей».

На следующий день стала распространяться весть о том, что в битве победили русские войска. Все были очень рады. Все старательно демонстри­ровали патриотизм. Князь Василий, который рань­ше давал Кутузову не самые лестные характерис­тики, заявил, что всегда верил в то, что именно тот сможет победить Наполеона. На фоне такой радо­сти известие о смерти графини Безуховой было полной неожиданностью. Говорили о том, что «гра­финя Безухова умерла от страшного припадка ан­гины»… Но многие знали, что графиня приняла ог­ромную дозу лекарства.

Прошло три дня, и все узнали о сдаче Москвы. Эта новость стала потрясением. Все возмущались действиями главнокомандующего. Князь Василий сокрушался: «Как можно было поручить такому человеку судьбу России!»

Через несколько дней после того, как Москва была сдана, к государю приехал посланец и сооб­щил об этом событии. Государь решил, что теперь нужно вести войну до тех пор, пока не будут ис­черпаны все средства. Теперь не может быть и ре­чи о мире с Наполеоном. В стране была сложная обстановка. Половина России уже была завоева­на. Нарастало недовольство со стороны народа, под­нималось ополчение.

«Наполеон или я… Мы больше не можем цар­ствовать вместе», - так считает государь.

В четвертом томе романа «Война и мир» Толс­той много рассуждает о войне и о том, какое зна­чение имеет участие людей в ней: «В то время как Россия была до половины завоевана, и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополченье за ополченьем поднималось на защиту отечества, невольно представляется нам, не жившим в то время, что все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать со­бою, спасать отечество или плакать над его поги­белью».

Но, как констатирует Толстой, далеко не все были готовы отдавать все свои силы войне: «Боль­шая часть людей того времени не обращали ника­кого внимания на общий ход дел, а руководство­вались только личными интересами настоящего. И эти-то люди были самыми полезными деятеля­ми того времени. Те же, которые пытались понять общий ход дел и с самопожертвованием и геройст­вом хотели участвовать в нем, были самые беспо­лезные члены общества; они видели все навыворот, и все, что они делали для пользы, оказывалось бес­полезным вздором, как полки Пьера, Мамонова, грабившие русские деревни, как корпия, щипанная барынями и никогда не доходившая до ране­ных и т. п.»

Мысли о роли людей в истории Толстого очень интересны: «В исторических событиях очевиднее всего запрещение вкушения плода древа позна­ния. Только одна бессознательная деятельность приносит плоды».

«Николай Ростов без всякой цели самопожерт­вования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и поэтому без отчая­ния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось тогда в России. Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие…» Николай Ростов от­правился в командировку в Воронеж. У тамошне­го губернатора Николай узнал о заводах, на кото­рых можно достать лошадей.

Ростов был приглашен на прием к губернатору. Там он познакомился с тетей княжны Болконской, Анной Игнатьевной Мальвинцевой. Когда речь за­шла о княжне Марье, Ростов внезапно смутился. Он испытывает странные чувства, сам не в состоя­нии понять себя.

Речь заходит о том, что можно сосватать княж­ну Марью. Об этом в шутливом тоне говорит гу­бернаторша. Николай Ростов рассказывает о том, что его мать мечтает подыскать ему богатую не­весту. Однако ему самому не хочется жениться по расчету. Николай Ростов думает о том, что княж­на Болконская совсем другое дело. Она ему очень нравится. Но его беспокоит мысль, что он дал обе­щание жениться на Соне. Нарушить свое слово он не может. Однако ему обещают, что эти проблемы можно уладить.

Княжна Марья, ее племянник и гувернер от­правляются к Мальвинцевой в Воронеж. Губерна­торша рассказала княжне Марье о Ростове. Она лестно о нем отзывалась, также рассказала, как он смутился при упоминании о Марье. Княжна стала много думать о Ростове.

Вскоре Ростов приехал. Марья была взволно­вана этим событием. Она вдруг сразу изменилась.

Ее поведение стало более женственным, в ней проявилось то, что ранее было скрыто. Все вокруг удивились. «В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу Вся ее внутренняя, недоволь­ная собой работа… любовь, самопожертвование - все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица. Ростов увидал все это так же ясно, как будто он знал ее всю жизнь. Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и луч­шее, главное, чем он сам».

Встреча с княжной Марьей была для Ростова значимым событием. После этой встречи все, что было раньше важным, потеряло свое значение.

Когда было получено известие о Бородинском сражении; о сдаче Москвы, а также о том, какие потери потерпели русские войска, все были по­трясены. Княжна Марья беспокоится о судьбе своего брата. В списках убитых его нет, но о нем никто не знает. Девушка готова ехать на поиски.

Николай Ростов получил от Сони письмо. Она возвращает ему свободу. Также Николай получил письмо от своей матери. Она сообщила ему печаль­ные вести, семья была разорена, утратила все сос­тояние.

Мать Николая также рассказала, что вместе с ними ехал раненый князь Андрей, за которым ухаживали Соня и Наташа.

Практически сразу Николай сообщил об этом княжне Марье. Девушка немедленно отправилась в Ярославль, а Ростов вернулся в полк.

Очень интересно, почему Соня освободила Ни­колая Ростова от данного им слова. Дело в том, что графиня, мать Николая, все больше и больше ду­мала о том, что сыну необходима богатая невеста. Соня не соответствовала этим требованиям. Она мешала графине, поэтому она делала все возмож­ное, чтобы Соне в их доме жилось все тяжелее и тя­желее. В один прекрасный момент графиня по­требовала, чтобы Соня разорвала отношения с Ни­колаем.

По мнению графини, именно этим Соня отпла­тила бы за все добро, которое было для нее сдела­но. То есть Соня должна была снова пожертвовать собой.

Соня была в отчаянии, но пообещала сделать все, что хочет графиня. Однако девушка не могла решиться разорвать отношения с Николаем. Соня привыкла и даже любила приносить себя в жерт­ву Но прежде этим она возвышала себя в глазах других и становилась «более достойною Николая». Теперь же именно от Николая и следовало отка­заться, т. е. жертва теряла всякий смысл.

Когда раненый князь Андрей оказался у Рос­товых, Соня была очень рада. Она надеялась, что князь Андрей женится на Наташе.

Если бы это случилось, то Николай не мог бы же­ниться на Марье, так как они стали бы родствен­никами. Именно поэтому девушка написала Ни­колаю о том, что освобождает его от данного им обещания.

Пьер Безухов оказался в плену у французов. Через некоторое время Пьер знал, что он, а также еще несколько человек, которые показались фран­цузам подозрительными, будут осуждены за под­жигательство.

На суде (который не был судом в полном смы­сле этого слова) Безухову, а также другим людям задавали много вопросов. Французы стремились, чтобы подсудимые сами признали свою вину в том, что Москва загорается в разных местах.

Случайно Пьер узнал о том, что французы ожи­дают решения маршала. Прошло несколько дней, и к пленным пришел какой-то важный офицер.

Солдаты обращались к нему очень почтительно. Он делал перекличку заключенных. Безухов не назвал своего имени. Офицер отдал приказ, чтобы пленников привели в порядок, а затем привели к маршалу.

Маршал спросил у Пьера, кто он такой. Безу­хов ничего не ответил. Он знал, что маршал на редкость жестокий человек. Маршал объявил, что Пьер - русский шпион, и велел его расстре­лять.

Всех пленников расставили по порядку, по очереди подводили к столбу. Пьер был шестым по счету. Он находился в таком состоянии, что не мог ни о чем думать. Он хотел только, чтобы все за­кончилось как можно быстрее. Французы решили расстреливать по двое. Однако расстреляли толь­ко четверых. Остальных приводили для того, что­бы они присутствовали на казни.

После казни Пьер оказался в разоренной церк­ви. Через некоторое время ему объявили, что он прощен, и поместили в барак, где содержались другие пленные. Безухов был подавлен. Он поте­рял надежду и веру в жизнь. Все время он сидит практически неподвижно.

Только через некоторое время Пьер заметил че­ловека рядом. Его зовут Платон Каратаев. Он уте­шает Пьера: «Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!»

Платон Каратаев угощает Пьера печеной кар­тошкой и рассказывает о своей жизни. Он попал в солдаты вместо своего брата. У того было пятеро детей, а его собирались забрать в рекруты. Пла­тон Каратаев произвел на Пьера сильное впечат­ление.

Он один из всех заключенных обращал на себя внимание силой своего характера. Платон олице­творяет собой русский народ. Он силен как физи­чески, так и духовно; трудолюбив, не теряет веру в жизнь даже в самых сложных ситуациях.

Платон считал, что жизнь имеет смысл только как частица целого. Речь Платона истинно народ­ная, он постоянно использует пословицы и пого­ворки.

Когда княжна Марья узнала о том, что ее брат жив, то немедленно отправилась в Ярославль. Те­перь Марья изменилась. Она почувствовала себя любимой, к тому же полюбила сама. Любовь при­дает Марье силу и энергию. Графиня Ростова встретила Марью с радостью.

Княжна Марья была рада увидеть Наташу. Но по лицу Наташи Марья поняла, в каком состоянии ee брат.

Когда княжна Марья увидела своего брата, то почувствовала себя в крайне тяжелом положе­нии. Взгляд Андрея почти укорял ее. Девушка по­чувствовала свою вину.

«Да в чем же я виновата?» - спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» - от­вечал взгляд Андрея. Взгляд был холодным, стро­гим, почти враждебным.

«Княжна Марья слышала его слова, но они не имели для нее никакого другого значения, кроме того, что они доказывали то, как страшно далек он был теперь от всего живого».

«Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поня­ла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спа­сение его жизни. Она чередовалась с нею у его дива­на и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимо­му, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком».

«Князь Андрей не только знал, что умрет, но чувствовал, что умирает, что он уже умер наполо­вину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бы­тия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, те­перь для него было близкое и - по той странной легкости бытия, которую он испытывал, - почти понятное и ощущаемое».

«Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное, мучительное чувство страха смер­ти, конца, и теперь уже не понимал его. Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживав­шего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.

Чем больше он, в те часы страдальческого уе­динения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему на­чало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех лю­бить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью. И чем больше он проникался этим на­чалом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную пре­граду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.

Но после той ночи в Мытищах, когда в полу­бреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, запла­кал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему».

«Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его. “Ах, это она вошла!” - подумал он. Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.

С тех пор как она стала ходить за ним, он всег­да испытывал это физическое ощущение ее бли­зости».

«Неужели только затем так странно свела ме­ня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире», - думал князь Андрей.

«Засыпая, он думал все о том же - о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней. “Любовь? Что такое любовь? - ду­мал он. - Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику”».

Все эти сложные мысли одолевали князя Анд­рея, находящегося в тяжелом лихорадочном сос­тоянии. Во сне он видел, как отворилась дверь и вошла смерть. Князь Андрей умер. Но в то же мгновение он вспомнил, что спит, и проснулся. «Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение!»- это понял он. Это про­изошло с ним за два дня до приезда его сестры, княжны Марьи. «С этого же дня, как говорил док­тор, изнурительная лихорадка приняла дурной характер».

«С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна - пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновиде­ния».

В последние часы рядом с князем Андреем бы­ли его сестра и Наташа. Перед смертью князя Ан­дрея «исповедовали, причастили; все приходили к нему прощаться». Он благословил своего сына. Князь Андрей умер.

4.7 (93.33%) 12 votes

Здесь искали:

Том четвертый Часть первая

Петербург. Борьба политических партий высших свет­ских кругов. Эта была сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Федоровны, цесаревича и других. Вечер в салоне А. П. Шерер 26 августа – в день Бородинского сражения. Центром этого вечера было письмо преосвящен­ного, написанное при посылке государю образа преподоб­ного угодника Сергия. Толки о болезни Элен. Графиня не­ожиданно заболевает, никого не принимает и отказывается от посещения знаменитых докторов, а отдала себя в руки какого-то итальянского доктора. Чтение князем Василием письма митрополита Платона к Александру I. Анна Павлов­на высказывает мнение, что завтра, в день рождения Алек­сандра мы получим хорошее известие об исходе Бородин­ского сражения.

Получение в Петербурге донесения Кутузова о Боро­динском сражении, истолкованного как победа. Празднич­ное настроение в городе. Некоторые говорят о пленении са­мого Наполеона и избрании нового главы для Франции. От­сутствие дальнейших известий. Недовольство в придвор­ных кругах Кутузовым. Скоропостижная

смерть Элен Безуховой. В придворных кругах говорят, что Элен умерла от страшного припадка ангины. Но ходят слухи, что та отра­вилась, так как Пьер ничего не ответил ей о своем решении насчет развода, и она не могла выбрать из двух претенден­тов на свою руку. Весть о сдаче Москвы французам. Кутузо­ва называют изменником. Донесение Растопчина об остав­лении Москвы. Рескрипт Александра I Кутузову с выраже­нием недовольства по поводу его действий. Он требует объ­яснений от Кутузова о столь “печальной решимости”.

Приезд в Петербург полковника Мишо, посланного от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Мишо сообщает, что Москва сожжена французами. Он го­ворит, что русские опасаются, что Александр может заклю­чить мир с Наполеоном, тогда как они готовы сражаться до последнего. Разговор Александра с Мишо и его слова о не­примиримой борьбе с Наполеоном до конца: “Наполеон или я… Мы больше не можем царствовать вместе”.

Рассуждения автора о том, что в критические периоды, переживаемые страной, большая часть людей не обращает внимания на общий ход дел, а живет частной жизнью, ру­ководствуясь только личными интересами настоящего. Со­ответственное настроение Николая Ростова, который ко­мандируется из армии в Воронеж. Он совершенно ничего не думает о том, что совершается сейчас в России. Николай удачно покупает лошадей для своего полка. Вечер у губер­натора. Было объявлено, что это не бал, но все надеялись, что танцы все же будут. Успех Ростова в губернском обще­стве. Все дамы, хорошенькие и не очень, ждут, чтобы Нико­лай обратил на них внимание, и это ему очень льстит.

Ухаживания Николая за блондинкой – женой губерн­ского чиновника. Знакомство Ростова с Мальвинцевой – теткой княжны Марьи Болконской. Это была высокая жен­щина, имевшая вес в воронежском обществе. Разговор губернаторши с Николаем о княжне Марье, предложение тетки сосватать его. Согласие Николая. Он рассказывает со­вершенно незнакомой ему женщине в порыве откровенно­сти о желании его матери женить его на богатой невесте, но говорит, что ему эта мысль неприятна: жениться ради денег. Но Марья Болконская – другое дело. После того как он ее спас, он подумал, что эта судьба. Эти откровения в дальней­шем имели для Николая и его семьи огромные последствия.

Княжна Марья с племянником живет у тетки в Воро­неже. Она опять отдает всю себя другим людям: воспиты­вает своего племянника. Марья довольна тем, что заглуши­ла в себе мечты, связанные с Ростовым. После вечера тетка рассказывает Марье о встрече с Николаем, его смущение по­сле упоминания о ней. И опять разлад возвращается в душу княжны, так мечты и надежды вновь всплывают. Встреча с Ростовым. В княжне происходит заметная всем окружаю­щим перемена: ее лицо преображается, выступают те чисто­та и духовность, которыми обладает Марья. И Ростов почув­ствовал это, он понял, что существо, которое сейчас перед ним, “лучшее, чем все те, которых он до сих пор встречал, и лучшее, главное, чем он сам”. Взаимная заинтересован­ность и начало сближения между Николаем и княжной. Николай замечает, что он постоянно думает о княжне Ма­рье, но не так, как о других. О тех он думал как о жене, а се­мейную жизнь с Болконской не мог себе даже представить. И от этого ему становилось жутко.

Княжна Марья и Николай Ростов после получения в Воронеже известия о Бородинском сражении, об остав­лении Москвы, о ранении князя Андрея. Княжна Марья собирается на поиски князя Андрея. Николаю становит­ся совестно, что находится в Воронеже, а не в действую­щей армии. Встреча Николая с княжной Марьей во вре­мя молебна в соборе. Он успокаивает Марью, говоря, что если бы князь Андрей умер, об этом написали бы в газе­тах. Она чуть не проговаривается, что это было бы ужасно, ведь если он жив, они с Наташей могут вновь встретить­ся и пожениться, и тогда княжна Марья не сможет вый­ти за Ростова. Мысли Николая о княжне Марье и Соне. Он опять пытается представить себе будущую с княжной Ма­рьей жизнь, но не может. А вот с Соней все было уже рас­писано наперед. Молитва Ростова о развязке с Соней. Нео­жиданное получение Николаем писем от родных: от Сони с отказом от его обещания жениться на ней и от матери с известием о пожаре Москвы, о погибели их состояния и о здоровье едущего вместе с ними князя Андрея, о том, что Соня и Наташа как сиделки ухаживают за ним. Николай едет с этим письмом к Марье. Эта встреча очень их сближа­ет, делает почти родственниками, хотя оба понимают опас­ность слов: “Наташа ухаживает за ним”.

Глава VIII.

Обстоятельства, вызвавшие письмо Сони к Николаю. Дело в том, что старая графиня понимает, что Соня явля­ется единственным препятствием для женитьбы Николая на богатой невесте, а потому она умоляет Соню разорвать свои отношения с Николаем, тем самым отплатив за все, что было для нее сделано. Жизнь Сони в доме Ростовых ста­ла для нее невыносимой, она чувствует впервые в жизни го­речь к тем, кто ее облагодетельствовал. Радостное чувство Сони – если Наташа выйдет замуж за князя Андрея, Нико­лаю нельзя буде жениться на княжне Марье. Соне кажется, что она видит исполнение своего святочного гадания о кня­зе Андрее. Под влиянием этой уверенности Соня пишет тро­гательное письмо Николаю.

Первые дни пребывания Пьера в плену. Все люди, вме­сте с которыми Пьер был взят в плен, были самого низкого звания, а потому, узнав в нем барина, они чуждались Пье­ра. Допрос в комиссии. Пьеру задают ненужные, глупые во­просы, которые, как Пьер понимает, нужны лишь для того, чтобы обвинить его. В ожидании приговора Пьера вместе с другими 13 обвиняемыми помещают в каретном сарае у Крымского брода. В сарай их ведут через Москву, которая пылает в пожарах. Пьер еще не понимает значения сожжен­ной Москвы и смотрит на пожары с ужасом.

Пьера вместе с другими пленными ведут на Девичье поле. Вид московского пожарища. Пьер чувствует себя нич­тожной песчинкой, попавшей в колеса правильно дейст­вующей машины. Допрос Пьера маршалом Даву. Пьера по­дозревают в шпионстве. Момент человеческого отношения между Даву и Пьером. Неясность для Пьера результата его допроса Даву.

Пленных ведут к месту казни. Сцена расстрела. Пере­живания Пьера. Ему кажется, что со стуком барабанов у него оторвалось что-то в душе, а потому ему хотелось, что­бы поскорее совершилось что-то страшное, что должно было совершиться. Расстреливают некоторых пленных. Наконец доходит очередь до шеренги, в которой стоял Пьер. Но берут последним расстреливать человека, стоявшего рядом с Пье­ром. Пьер не сразу понимает, что он спасен. Этого пятого расстреляли, закопали еще живого. Пьер видит, что всем, включая солдат, проводивших расстрел, плохо от того, что только что произошло, они пытаются как-то утешиться, но все напрасно.

Пьер в бараке военнопленных. Душевное состояние Пьера после казни. В Пьере, хоть он и не отдавал себе в этом отчета, уничтожилась вера в благоустройство этого мира, в человеческую и свою душу, в Бога. Он чувствует, что те­перь вернуться к жизни, к вере не в его власти. Но в бара­ке происходит встреча Пьера с Платоном Каратаевым, ко­торая затем перевернет всю его, Пьера, жизнь. Первое впе­чатление и разговор с ним. Пьер чувствует в Платоне что-то приятное, успокоительное, ласковое и круглое. Рассказ Ка­ратаева о себе. Его судили, отдали в солдаты, но Каратаев рад этому, так как спас таким образом меньшого своего бра­та. Он проповедует, что жалеть надо всех, а жизнь терпеть такой, какая она есть. После разговора с Каратаевым Пьер чувствует, что ему открылись новые незыблемые основы мира, который он теперь понял и полюбил по-новому.

Глава XIII.

Характеристика Платона Каратаева. Это человек, оли­цетворяющий все русское. Лицо его имеет выражение не­винности и юности. Он все умеет делать: шить, петь, ва­рить, строгать, тачать сапоги. Но лучше всего он говорил, говорил о таких простых вещах, которые обычно не заме­чаются. Он любил и жил любовно со всем, что его окружа­ло, в особенности с человеком. Каждое его слово и действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь.

Отъезд княжны Марьи из Воронежа в Ярославль к ране­ному князю Андрею. Чувство любви княжны Марьи к Нико­лаю Ростову и уверенность, что она любима им. Любовь эта сделалась неотделимой частью Марьи. Она знала, что любит теперь в первый и последний раз в жизни. Беспокойство княжны Марьи о брате. Приезд в Ярославль и прием у Росто­вых. Княжну Марью встречают как родную. Но княжне Ма­рье такой прием не по душе, хотя она и понимает, что в эту минуту надо подчиниться тому, что с ней делают. Встреча с Наташей. Княжна Марья думала, что встретит всю ту же Наташу, которая еще так недавно не понравилась ей, но при первом взгляде на нее поняла, что она – ее искренний това­рищ по горю, а потому ее друг. Ведь на лице Наташи было только выражение беспредельной любви к князю Андрею, а также желания отдать всю себя, лишь бы помочь ему. Обе обнимаются и плачут. Мгновенное сближение княжны Ма­рьи и Наташи во время их разговора о князе Андрее.

Встреча княжны Марьи с братом. Ее тяжелое впечат­ление от этой встречи. Увидев лицо Андрея, княжна Марья вдруг чувствует себя виноватой. Князь благодарит сестру за приезд. Княжна Марья чувствует, что во всем, что делает князь Андрей, есть какая-то страшная для живого челове­ка отчужденность от этого мира. Болконский старается под­держать разговор, говоря о том, что Марья и Николай мог­ли бы пожениться и как бы это было для всех хорошо. Он не понимает, что значат его слова для близких. Общая мысль, что князь Андрей уходит их жизни. Свидание Николушки с отцом. Княжна Марья плачет о том, что Николенька оста­ется без отца. Князь хочет сказать Марье о Евангелии, но затем ему приходит мысль, что всё, чем живут эти люди, пустое, ненужное, а главного они сейчас не поймут. Княж­на Марья после свидания с братом больше не говорит с На­ташей о спасении жизни князя Андрея, а только молится о спасении его души.

Князь Андрей чувствует, что он умирает. Сознание от­чужденности от жизни. Его любовь к Наташе. Он дума­ет о том, что любовь мешает смерти, так как любовь есть жизнь. Сон князя Андрея. Ему снится дверь, за которой стоит смерть. И ему нужно эту дверь держать крепко, что­бы смерть не зашла. Но силы его малы, а потому смерть вхо­дит, и он умирает. После этого сна Болконский понимает, что смерть – это пробуждение, облегчение, освобождение. И для него началось пробуждение от жизни. Перемена в его физическом состоянии, князю Андрею становится лучше. Смерть. Прощаясь с телом, все плакали: графиня и Соня оттого, что им было жаль Наташу, Николенька – от стра­дальческого недоумения, старый граф оттого, что ему вско­ре тоже придется сделать этот шаг. А княжна Марья и На­чата плакали от того благоговейного умиления, которое охватило их души “перед сознанием простого и торжествен­ного таинства смерти, совершившегося перед ними”.

Глоссарий:

        • война и мир 4 том краткое содержание по главам
        • война и мир 4 том 1 часть краткое содержание
        • война и мир 4 том 1 часть краткое содержание по главам
        • война и мир том 4 часть 1 краткое содержание
        • война и мир том 4 часть 4 краткое содержание по главам

(Пока оценок нет)

Том четвёртый

Петербургская жизнь, «озабоченная только призраками, отражениями жизни», шла по-старому. У Анны Павловны Шерер был вечер, на котором читалось письмо митрополита Платона государю и обсуждалась болезнь Элен Безуховой. На другой день было получено известие об оставлении Москвы; через некоторое время прибыл от Кутузова полковник Мишо с известием об оставлении и пожаре Москвы; во время разговора с Мишо Александр сказал, что он сам встанет во главе своего войска, но не подпишет мира. Между тем Наполеон присылает к Кутузову Лористона с предложением мира, но Кутузов отказывается от «какой бы то ни было сделки». Царь требует наступательных действий, и, несмотря на нежелание Кутузова, Тарутинское сражение было дано.

Осенней ночью Кутузов получает известие о том, что французы ушли из Москвы. До самого изгнания врага из пределов России вся деятельность Кутузова имеет целью только удерживать войска от бесполезных наступлений и столкновений с гибнущим врагом. Армия французов тает при отступлении; Кутузов по дороге из Красного на главную квартиру обращается к солдатам и офицерам: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди». Против главнокомандующего не прекращаются интриги, и в Вильне государь выговаривает Кутузову за его медлительность и ошибки. Тем не менее Кутузов награждён Георгием I степени. Но в предстоящей кампании - уже за пределами России - Кутузов не нужен. «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

Николай Ростов отправляется за ремонтом (покупать лошадей для дивизии) в Воронеж, где встречает княжну Марью; у него опять появляются мысли о женитьбе на ней, но его связывает обещание, данное им Соне. Неожиданно он получает письмо от Сони, в котором та возвращает ему его слово (письмо было написано по настоянию графини). Княжна Марья, узнав, что её брат находится в Ярославле, у Ростовых, едет к нему. Она видит Наташу, её горе и чувствует близость между собой и Наташей. Брата она застаёт в том состоянии, когда он уже знает, что умрёт. Наташа поняла смысл того перелома, который произошёл в князе Андрее незадолго до приезда сестры: она говорит княжне Марье, что князь Андрей «слишком хорош, он не может жить». Когда князь Андрей умер, Наташа и княжна Марья испытывали «благоговейное умиление» перед таинством смерти.

Арестованного Пьера приводят на гауптвахту, где он содержится вместе с другими задержанными; его допрашивают французские офицеры, потом он попадает на допрос к маршалу Даву. Даву был известен своей жестокостью, но когда Пьер и французский маршал обменялись взглядами, они оба смутно почувствовали, что они братья. Этот взгляд спас Пьера. Его вместе с другими отвели к месту казни, где французы расстреляли пятерых, а Пьера и остальных пленных отвели в барак. Зрелище казни страшно подействовало на Безухова, в душе его «все завалилось в кучу бессмысленного сора». Сосед по бараку (его звали Платон Каратаев) накормил Пьера и своей ласковой речью успокоил его. Пьер навсегда запомнил Каратаева как олицетворение всего «русского доброго и круглого». Платон шьёт французам рубахи и несколько раз замечает, что и среди французов разные люди бывают. Партию пленных выводят из Москвы, и вместе с отступающей армией они идут по Смоленской дороге. Во время одного из переходов Каратаев заболевает и его убивают французы. После этого Безухову на привале снится сон, в котором он видит шар, поверхность которого состоит из капель. Капли движутся, перемещаются; «вот он, Каратаев, разлился и исчез», - снится Пьеру. Наутро отряд пленных был отбит русскими партизанами.

Денисов, командующий партизанским отрядом, собирается, соединившись с небольшим отрядом Долохова, напасть на большой французский транспорт с русскими пленными. От немецкого генерала, начальника большого отряда, прибывает посланный с предложением присоединиться для совместных действий против французов. Этот посланный был Петя Ростов, оставшийся на день в отряде Денисова. Петя видит, как возвращается в отряд Тихон Щербатый, мужик, ходивший «брать языка» и избежавший погони. Приезжает Долохов и вместе с Петей Ростовым едет на разведку к французам. Когда Петя возвращается в отряд, он просит казака наточить ему саблю; он почти засыпает, и ему снится музыка. Наутро отряд нападает на французский транспорт, и во время перестрелки Петя погибает. Среди отбитых пленных был Пьер.

После освобождения Пьер находится в Орле - он болен, сказываются физические лишения, испытанные им, но душевно он чувствует никогда прежде не испытанную им свободу. Он узнает о смерти своей жены, о том, что князь Андрей ещё месяц после ранения был жив. Приехав в Москву, Пьер едет к княжне Марье, где встречает Наташу. После смерти князя Андрея Наташа замкнулась в своём горе; из этого состояния её выводит известие о гибели Пети. Она три недели не отходит от матери, и только она может облегчить горе графини. Когда княжна Марья уезжает в Москву, Наташа по настоянию отца едет с нею. Пьер обсуждает с княжной Марьей возможность счастья с Наташей; в Наташе тоже просыпается любовь к Пьеру.

ТОМ ЧЕТВЕРТЫЙ Часть I

В Петербурге все идет по-прежнему. Именно поэтому никто в полной мере не сознавал, в какой опасности находится народ. В ходу были те же развлечения: балы, французский театр и т. д. «Толь­ко в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего по­ложения». В день битвы под Бородином в салоне Анны Павловны Шерер был вечер. Обсуждали не только битву, но и болезнь графини Безуховой. Все понимали, что болезнь связана с личными обс­тоятельствами жизни графини - она происходи­ла «от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей».

На следующий день стала распространяться весть о том, что в битве победили русские войска. Все были очень рады. Все старательно демонстри­ровали патриотизм. Князь Василий, который рань­ше давал Кутузову не самые лестные характерис­тики, заявил, что всегда верил в то, что именно тот сможет победить Наполеона. На фоне такой радо­сти известие о смерти графини Безуховой было полной неожиданностью. Говорили о том, что «гра­финя Безухова умерла от страшного припадка ан­гины»… Но многие знали, что графиня приняла ог­ромную дозу лекарства.

Прошло три дня, и все узнали о сдаче Москвы. Эта новость стала потрясением. Все возмущались действиями главнокомандующего. Князь Василий сокрушался: «Как можно было поручить такому человеку судьбу России!»

Через несколько дней после того, как Москва была сдана, к государю приехал посланец и сооб­щил об этом событии. Государь решил, что теперь нужно вести войну до тех пор, пока не будут ис­черпаны все средства. Теперь не может быть и ре­чи о мире с Наполеоном. В стране была сложная обстановка. Половина России уже была завоева­на. Нарастало недовольство со стороны народа, под­нималось ополчение.

«Наполеон или я… Мы больше не можем цар­ствовать вместе», - так считает государь.

В четвертом томе романа «Война и мир» Толс­той много рассуждает о войне и о том, какое зна­чение имеет участие людей в ней: «В то время как Россия была до половины завоевана, и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополченье за ополченьем поднималось на защиту отечества, невольно представляется нам, не жившим в то время, что все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать со­бою, спасать отечество или плакать над его поги­белью».

Но, как констатирует Толстой, далеко не все были готовы отдавать все свои силы войне: «Боль­шая часть людей того времени не обращали ника­кого внимания на общий ход дел, а руководство­вались только личными интересами настоящего. И эти-то люди были самыми полезными деятеля­ми того времени. Те же, которые пытались понять общий ход дел и с самопожертвованием и геройст­вом хотели участвовать в нем, были самые беспо­лезные члены общества; они видели все навыворот, и все, что они делали для пользы, оказывалось бес­полезным вздором, как полки Пьера, Мамонова, грабившие русские деревни, как корпия, щипанная барынями и никогда не доходившая до ране­ных и т. п.»

Мысли о роли людей в истории Толстого очень интересны: «В исторических событиях очевиднее всего запрещение вкушения плода древа позна­ния. Только одна бессознательная деятельность приносит плоды».

«Николай Ростов без всякой цели самопожерт­вования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и поэтому без отчая­ния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось тогда в России. Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие…» Николай Ростов от­правился в командировку в Воронеж. У тамошне­го губернатора Николай узнал о заводах, на кото­рых можно достать лошадей.

Ростов был приглашен на прием к губернатору. Там он познакомился с тетей княжны Болконской, Анной Игнатьевной Мальвинцевой. Когда речь за­шла о княжне Марье, Ростов внезапно смутился. Он испытывает странные чувства, сам не в состоя­нии понять себя.

Речь заходит о том, что можно сосватать княж­ну Марью. Об этом в шутливом тоне говорит гу­бернаторша. Николай Ростов рассказывает о том, что его мать мечтает подыскать ему богатую не­весту. Однако ему самому не хочется жениться по расчету. Николай Ростов думает о том, что княж­на Болконская совсем другое дело. Она ему очень нравится. Но его беспокоит мысль, что он дал обе­щание жениться на Соне. Нарушить свое слово он не может. Однако ему обещают, что эти проблемы можно уладить.

Княжна Марья, ее племянник и гувернер от­правляются к Мальвинцевой в Воронеж. Губерна­торша рассказала княжне Марье о Ростове. Она лестно о нем отзывалась, также рассказала, как он смутился при упоминании о Марье. Княжна стала много думать о Ростове.

Вскоре Ростов приехал. Марья была взволно­вана этим событием. Она вдруг сразу изменилась.

Ее поведение стало более женственным, в ней проявилось то, что ранее было скрыто. Все вокруг удивились. «В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу Вся ее внутренняя, недоволь­ная собой работа… любовь, самопожертвование - все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица. Ростов увидал все это так же ясно, как будто он знал ее всю жизнь. Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и луч­шее, главное, чем он сам».

Встреча с княжной Марьей была для Ростова значимым событием. После этой встречи все, что было раньше важным, потеряло свое значение.

Когда было получено известие о Бородинском сражении; о сдаче Москвы, а также о том, какие потери потерпели русские войска, все были по­трясены. Княжна Марья беспокоится о судьбе своего брата. В списках убитых его нет, но о нем никто не знает. Девушка готова ехать на поиски.

Николай Ростов получил от Сони письмо. Она возвращает ему свободу. Также Николай получил письмо от своей матери. Она сообщила ему печаль­ные вести, семья была разорена, утратила все сос­тояние.

Мать Николая также рассказала, что вместе с ними ехал раненый князь Андрей, за которым ухаживали Соня и Наташа.

Практически сразу Николай сообщил об этом княжне Марье. Девушка немедленно отправилась в Ярославль, а Ростов вернулся в полк.

Очень интересно, почему Соня освободила Ни­колая Ростова от данного им слова. Дело в том, что графиня, мать Николая, все больше и больше ду­мала о том, что сыну необходима богатая невеста. Соня не соответствовала этим требованиям. Она мешала графине, поэтому она делала все возмож­ное, чтобы Соне в их доме жилось все тяжелее и тя­желее. В один прекрасный момент графиня по­требовала, чтобы Соня разорвала отношения с Ни­колаем.

По мнению графини, именно этим Соня отпла­тила бы за все добро, которое было для нее сдела­но. То есть Соня должна была снова пожертвовать собой.

Соня была в отчаянии, но пообещала сделать все, что хочет графиня. Однако девушка не могла решиться разорвать отношения с Николаем. Соня привыкла и даже любила приносить себя в жерт­ву Но прежде этим она возвышала себя в глазах других и становилась «более достойною Николая». Теперь же именно от Николая и следовало отка­заться, т. е. жертва теряла всякий смысл.

Когда раненый князь Андрей оказался у Рос­товых, Соня была очень рада. Она надеялась, что князь Андрей женится на Наташе.

Если бы это случилось, то Николай не мог бы же­ниться на Марье, так как они стали бы родствен­никами. Именно поэтому девушка написала Ни­колаю о том, что освобождает его от данного им обещания.

Пьер Безухов оказался в плену у французов. Через некоторое время Пьер знал, что он, а также еще несколько человек, которые показались фран­цузам подозрительными, будут осуждены за под­жигательство.

На суде (который не был судом в полном смы­сле этого слова) Безухову, а также другим людям задавали много вопросов. Французы стремились, чтобы подсудимые сами признали свою вину в том, что Москва загорается в разных местах.

Случайно Пьер узнал о том, что французы ожи­дают решения маршала. Прошло несколько дней, и к пленным пришел какой-то важный офицер.

Солдаты обращались к нему очень почтительно. Он делал перекличку заключенных. Безухов не назвал своего имени. Офицер отдал приказ, чтобы пленников привели в порядок, а затем привели к маршалу.

Маршал спросил у Пьера, кто он такой. Безу­хов ничего не ответил. Он знал, что маршал на редкость жестокий человек. Маршал объявил, что Пьер - русский шпион, и велел его расстре­лять.

Всех пленников расставили по порядку, по очереди подводили к столбу. Пьер был шестым по счету. Он находился в таком состоянии, что не мог ни о чем думать. Он хотел только, чтобы все за­кончилось как можно быстрее. Французы решили расстреливать по двое. Однако расстреляли толь­ко четверых. Остальных приводили для того, что­бы они присутствовали на казни.

После казни Пьер оказался в разоренной церк­ви. Через некоторое время ему объявили, что он прощен, и поместили в барак, где содержались другие пленные. Безухов был подавлен. Он поте­рял надежду и веру в жизнь. Все время он сидит практически неподвижно.

Только через некоторое время Пьер заметил че­ловека рядом. Его зовут Платон Каратаев. Он уте­шает Пьера: «Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!»

Платон Каратаев угощает Пьера печеной кар­тошкой и рассказывает о своей жизни. Он попал в солдаты вместо своего брата. У того было пятеро детей, а его собирались забрать в рекруты. Пла­тон Каратаев произвел на Пьера сильное впечат­ление.

Он один из всех заключенных обращал на себя внимание силой своего характера. Платон олице­творяет собой русский народ. Он силен как физи­чески, так и духовно; трудолюбив, не теряет веру в жизнь даже в самых сложных ситуациях.

Платон считал, что жизнь имеет смысл только как частица целого. Речь Платона истинно народ­ная, он постоянно использует пословицы и пого­ворки.

Когда княжна Марья узнала о том, что ее брат жив, то немедленно отправилась в Ярославль. Те­перь Марья изменилась. Она почувствовала себя любимой, к тому же полюбила сама. Любовь при­дает Марье силу и энергию. Графиня Ростова встретила Марью с радостью.

Княжна Марья была рада увидеть Наташу. Но по лицу Наташи Марья поняла, в каком состоянии ee брат.

Когда княжна Марья увидела своего брата, то почувствовала себя в крайне тяжелом положе­нии. Взгляд Андрея почти укорял ее. Девушка по­чувствовала свою вину.

«Да в чем же я виновата?» - спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» - от­вечал взгляд Андрея. Взгляд был холодным, стро­гим, почти враждебным.

«Княжна Марья слышала его слова, но они не имели для нее никакого другого значения, кроме того, что они доказывали то, как страшно далек он был теперь от всего живого».

«Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поня­ла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спа­сение его жизни. Она чередовалась с нею у его дива­на и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимо­му, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком».

«Князь Андрей не только знал, что умрет, но чувствовал, что умирает, что он уже умер наполо­вину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бы­тия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, те­перь для него было близкое и - по той странной легкости бытия, которую он испытывал, - почти понятное и ощущаемое».

«Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное, мучительное чувство страха смер­ти, конца, и теперь уже не понимал его. Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживав­шего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.

Чем больше он, в те часы страдальческого уе­динения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему на­чало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех лю­бить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью. И чем больше он проникался этим на­чалом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную пре­граду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.

Но после той ночи в Мытищах, когда в полу­бреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, запла­кал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему».

«Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его. “Ах, это она вошла!” - подумал он. Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.

С тех пор как она стала ходить за ним, он всег­да испытывал это физическое ощущение ее бли­зости».

«Неужели только затем так странно свела ме­ня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире», - думал князь Андрей.

«Засыпая, он думал все о том же - о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней. “Любовь? Что такое любовь? - ду­мал он. - Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику”».

Все эти сложные мысли одолевали князя Анд­рея, находящегося в тяжелом лихорадочном сос­тоянии. Во сне он видел, как отворилась дверь и вошла смерть. Князь Андрей умер. Но в то же мгновение он вспомнил, что спит, и проснулся. «Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение!»- это понял он. Это про­изошло с ним за два дня до приезда его сестры, княжны Марьи. «С этого же дня, как говорил док­тор, изнурительная лихорадка приняла дурной характер».

«С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна - пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновиде­ния».

В последние часы рядом с князем Андреем бы­ли его сестра и Наташа. Перед смертью князя Ан­дрея «исповедовали, причастили; все приходили к нему прощаться». Он благословил своего сына. Князь Андрей умер.