Легкая как терпсихора значение фразеологизма. История персонажа

Древнегреческая мифология любопытна культом богов Олимпа и почитанием их детей, которые представляют собой третье поколение возвышенных существ. Греция славилась просвещенными умами и деятелями искусств. Поэтому музы, вдохновлявшие на созидание, пользовались особым уважением. 9 женщин, дочерей верховного бога – громовержца , представляют собой гармоничную триаду. Они олицетворяли науку, ремесла и искусства. Каждая из муз была необходима для всестороннего развития государства, совершенствования образования и новых достижений во всех областях.

История появления

Первоначально музы считались вдохновляющими нимфами. Они способны одарить талантом в конкретном направлении или склонностью к проявлению себя в том или ином виде искусства. С течением времени количество муз менялось. Миф гласит, что каждая из них – дочь Зевса.

Первые упоминания об этих созданиях повествуют о Мелете, чьей привилегией были размышления, Мнеме, ведающей памятью, и Аэде, стихией которой стала песня. Древнегреческий поэт Гесиод воспевал девять девушек, детей Зевса и Мнемозины, богини памяти. По преданию, девушки родились у подножия Олимпа. Прекрасные внешне, они отличались чистосердечием и демонстрировали чудесные таланты.

Гесиод рассказывал, что если муза решала одарить простого смертного талантом, то сопровождала его с младенчества. Девушки покровительствовали тем, кто признавал их силу и верил, что дарование небеспочвенно. Склонных к дерзости музы наказывали. Древняя Греция поначалу веровала в муз, благоволящих поэтической сфере, но впоследствии появились покровительницы точных наук. Каждая сестра приняла на себя ответственность за вверенную ей область. Они имели специфические обязанности и отличительные атрибуты.


Терпсихора была музой танца и хорового пения и часто изображалась в облике танцовщицы с легкой улыбкой. Ее голову украшал венок, а в руках девушка держала лиру и плектр. Терпсихора властвовала над гармонией между внутренним и внешним, создавая прочные и бесконфликтные отношения души и человеческого тела. В литературных произведениях Терпсихора описывается как «наслаждающаяся хороводами».

Геродот описал появление покровительницы музыки и танца в пятой книге цикла «Музы». В произведении историк оставил описания, касающиеся отношения древних греков к различным направлениям научной деятельности, ремеслам и искусствам, охарактеризовав изображение и восприятие муз соотечественниками.

Муза танцев и пения

Танец античной эпохи строился на четком соблюдении ритма и его сочетании с движениями рук и ног. Миф гласил, что Терпсихора сопровождала , уча смертных сочетать духовное начало с физическим. По ее завету в танце следует принимать изысканные позы и использовать эстетичные жесты, отображая мысли и настроение, создавая гармоничное действо.

Муза танца была важным персонажем для древних греков и представительницей божественного пантеона. Танец высоко ценился в государстве и отождествлялся по степени серьезности с гимнастикой. В гимназиях существовал отдельный предмет, который обучал гармоничному движению под музыку.


Биография Терпсихоры неоднозначна. По одним данным, она родила будущего певца Лина, а по другим – в союзе с богом реки Ахелоем произвела на свет сирен. Альтернативные версии сообщают, что Лин – сын Урании, а сирены – дочери .

Терпсихору связывают с , обращая внимание на то, что она нередко изображается с плющом, который был символом бога виноделия.

Существуют подтверждения тому, что в Пифагорейской школе имелся храм, где Пифагор преподавал ученикам. Здесь воспевались Терпсихора, Эрато и Талия, покровительницы физического начала, элементов, флоры и фауны.


Вопреки расхожему мнению, покровительница танцев и пения придумана древними греками не во имя развлечения. Античные жители верили, что танец – действо, направленное на созерцание и осмысление природы, в которой царят собственные законы передвижения. Терпсихора напутствовала в увеселительных танцах на свадьбах и учила передавать через движение эмоции и тонкую связь с культурой родной страны и природой. Танец воспринимался как гармоничное движение души и тела в симбиозе. Греки умели слышать и слушать музыку и связывали ее с сердцебиением. Отсутствие таланта не всем позволяло реализоваться в этом направлении.

Экранизации

Музы считаются второстепенными действующими лицами древнегреческого пантеона. Образ Терпсихоры редко используется в кинематографе, но отсылки к нему и использование ее имени встречаются часто. Муза упоминается в документальных фильмах, описывающих исследования в области мифологии и теологии, а также в художественных лентах, посвященных искусству музыки и танца.


Выпущенный в 1995 году фильм «Пленники Терпсихоры» – яркий пример упоминания имени музы в кино. Это фильм-балет российского производства, описывающий взаимодействие педагога – профессора Сахаровой и солистки Балахничевой. Драматический сюжет повествует о периоде обучения танцовщицы Кремлевского балета, вдохновении и сложном пути, проделанном благодаря таланту, трудолюбию и любви к искусству танца.

  • Терпсихо́ра - это (др.-греч. Τερψιχόρη) - муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве.
  • Муза покровительница танца
  • Одна из 9 муз, богиня танца (греческая мифология)
  • Покровительница танца и хорового пения
  • Один из атрибутов этой музы - плющ, что связывает ее с культом Диониса
  • Муза танцев
  • Покровительница музыки и танцев
  • Муза, покровительница танцев
  • Имя этой музы в переводе означает "танцующая"
    • Мегера (др.-греч. Μέγαιρα, «завистливая») - в древнегреческой мифологии самая страшная из трёх эриний, богинь мщения, дочь Эреба и Нюкты (либо рождена Ночью и Тартаром, либо родилась от капель крови, хлынувших при оскоплении Урана).
    • Богиня мщения у греков
    • Богиня мщения
    • Греческая Эриния
    • Одна из трех эриний в древнегреческой мифологии
    • Богиня кровной мести
    • Одна из богинь мщения, изображавшаяся как старуха со змеями вместо волос (греческая мифология)
    • В греческой мифологии одна из трсх эриний, сестра Алекто и Тисифоны (мифическое)
    • Очень злая женщина (по имени богини мщения в греческой мифологии)
    • Ж. злая женщина, от имени одной из трех фурий
      • Ди́ке, Дикэ, Дика (др.-греч. Δίκη, «право, справедливость, правда») - в древнегреческой мифологии ора, богиня правды, понимаемой как единый закон мироустройства.
      • В греческой мифологии одна из Ор, богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды
      • Божество справедливости, по духу близкое к богиням Адрасте и Фемиде, дочь Зевса и Фемиды
        • Эли́забет (Би́тси) Андре́а Та́ллок (англ. Elizabeth Andrea Tulloch, род. 19 января 1981, Сан-Диего, Калифорния) - американская актриса.
        • (Цветущая) одна из Ор (весенняя), богиня цветения растений
        • В греческой мифологии одна из Ор (весенняя), богиня цветения растений
          • Хари́ты (др.-греч. Χάριτες от χάρις, «изящество, прелесть») - в древнегреческой мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности.
          • В греческой мифологии благодетельн. богиня - одна из Трех Граций, Трех Богинь, которые олицетворяли Красоту, Любовь, Удовольствие
          • Каждая из дочерей Зевса и океаниды Эвриномы в древнегреческой мифологии
          • В греческой мифологии благодетельная богиня
          • Женское имя: (греческое) по имени божества красоты и радости

Лидия Игнатенко
В гостях у Богини танца Терпсихоры

«В гостях у Богини танца Терпсихоры »

Зал празднично украшен. Дети входят в зал под музыку и исполняют танцевальную композицию

«Радуга желаний» .

1-й ребенок : Внимание, внимание!

скорее все сюда.

увидеть представление

спешите, господа.

2-й ребенок : Перед тем как появиться

Пред вами в этом зале,

Мы минут наверно тридцать

Перед зеркалом стояли.

3-й ребенок : Проверяли банты, складки,

чтобы было все в порядке.

будем весело кружиться,

танцевать и веселиться .

4-й ребенок : сегодня праздник радостный,

и нет другого дня,

когда увидеть сможете танцующим себя !

Ведущий : Ребята, вы, наверное, все очень любите и хотите танцевать ? По этому случаю, мы пригласили к нам в детский сад повелительницу танца - прекрасную Терпсихору !

Под торжественную музыку входит в зал Терпсихора .

Терпсихора : Мое имя - Терпсихора ,

Я на праздник к вам пришла,

ведь и музыка, и танцы -

Это символы добра!

Я Богиня - муза танца .

больше нет другой такой,

но не стану зазнаваться,

скучно станет вам со мной.

скуку нынче прочь гоните,

не пускайте на порог,

ведь сегодня праздник танца ,

Праздник тела, рук и ног.

Много в мире разных танцев :

быстрых, легких, озорных,

даже птицы, даже звери не обходятся без них!

А самым популярным и любимым танцем во все времена считается «Вальс» .

Что за принц пожаловал,

замерли минутки,

джентльмены в черном,

дамы в пышных юбках

звук аккорда плавно воздух рассекает,

Первые движения - зритель замирает.

Венский вальс чудесный вносит в зал к нам чары,

Переносит в сказку молодых и старых.

Вальса волшебная музыка льется,

Плавно закружатся пары сейчас,

Мы веселимся, и каждый смеётся

пусть же звучит только вальс, только вальс.

Вальс Свиридова «Метель» , дети исполняют танцевальную композицию .

Звучит веселая музыка, в зал входит Спотыкайло.

Спотыкайло : Я - веселый Спотыкайло

в жизни мне не повезло :

спотыкаюсь, спотыкаюсь,

спотыкаюсь день и ночь.

к вам, ребята, я на праздник

так спешил и так летел,

раз 15 спотыкнулся,

25 перевернулся,

нос разбил, разбил коленку,

стукнул лоб о вашу стенку.

В жизни так уж повелось -

спотыкаюсь день и ночь.

Прибыл к вам на праздник танца

и скажу вам без вранья,

Танцевать бы научили

вы несчастного меня.

Ведущий : Что ты, милый Спотыкайло,

здесь в саду у нас ребята

очень любят танцевать

«Рок-н-ролл» , «Ламбаду» , «Польку» ,

«Вальс» , «Калинку» ,

«Ча-ча-ча» .

Спотыкайло : Если хочешь, мы можем и тебя научим танцевать . У нас в гостях сегодня повелительница танца - прекрасная Терпсихора .

Спотыкайло : Спасибо за ваше предложение. Согласился я б, конечно, научиться танцевать . Не один я Спотыкайло, есть еще один несчастный любитель танцев , мой друг Запинайло. Он еще к вам не приходил?

Дети : Нет.

Спотыкайло : А вот и он!

Под музыку, без конца запинаясь, входит Запинайло.

Запинайло : Грустно очень Запинайле

жить на этом белом свете,

что ни шаг - то запинаюсь,

спотыкаюсь, зацепляюсь.

Было б здорово, ребята.

Вы, ребята, дошколята

уделили мне внимание,

научили танцевать .

Спотыкайло : А вот и мой друг пожаловал! Здравствуй, приятель!

Здороваются, долго трясут друг другу руки.

Вот с тобой мы поздоровались, а с ребятами не поздоровались.

Запинайло : Это правда. Это нехорошо. Это ты виноват, Спотыкайло.

Спотыкайло : теперь уже все равно, кто виноват. Поздоровайся лучше с ребятами - и все дела.

Запинайло : А я и не знаю как?

Спотыкайло : ну, хорошо, я тебя научу, смотри и слушай. Это очень просто. Здравствуйте, ребята, здравствуйте! Кланяется.

Запинайло : Это очень просто. Здравствуйте ребята! Спотыкайло : «очень просто» говорить не надо скажи только : ну, иди.

Запинайло : Очень просто - говорить не надо скажи только : «Здравствуйте, ребята, здравствуйте» .

Спотыкайло : Ты, Запинайло, ничего не понимаешь, не надо ребятам говорить : «очень просто» , скажи только : «Здравствуйте, ребята, здравствуйте!» . Экий ты, бестолковый, даже поздороваться не можешь научиться, а еще собираешься танцевать научиться . Даже маленькие дети умеют здороваться, а ведь ты уже не маленький. Запинайло : (громко плачет) Ты только меня учишь и ругаешь. Спотыкайло : Ну, хорошо, не сердись, давай вместе поздороваемся. Повторяй за мной и вместе кланяйся. Вместе : Здравствуйте, ребята, здравствуйте! Ведущий : ну, вот и хорошо, что наконец-то вы научились здороваться и поздоровались с нашими гостями и ребятами . Весело живется в детском саду ребятам, а начинают они свой день веселой песней.

Исполняется песня «Детский сад» муз. Асеевой.

Ведущий : Вместо утренней зарядки

Мы танцуем рок-н-ролл

Прыгаем, руками машем,

Застонал под нами пол.

Рок - ролл - отличный танец

Заводной, простой, живой.

Если ты танцуешь с нами ,

Будем мы дружить с тобой.

Исполняется «Рок – н рол» .

Танцевальная композиция по выбору

музыкального руководителя.

Спотыкайло : Как весело, как весело как здорово у вас.

Мы с другом Запинайло все повторим сейчас. Терпсихора : Нет, милые друзья, чтобы так научиться танцевать , нужны терпение и старание . Посмотрите-ка еще и поучитесь у ребят.

А танцы у нас разные :

И народные, и прекрасные.

Ой, на горе, на горе девицы гуляли.

Красны ленты, в русы косы девки, заплетали.

Вышли русские лебедки танцевать «калинку» ,

Это русская душа вспомнила старинку.

Ребенок : Русский танец - заводной,

Пропоем напев родной.

Мы с улыбкой танец спляшем,

Как в нем двигаться покажем.

Дети исполняют пляску «Калинка» «Ритмическая мозаика» ).

Терпсихора : Это танец русского народа, а у американского народа есть тоже свой танец. Он называется «Кантри» или «Ковбойский танец» . Кантри в переводе с английского языка означает деревня. Ковбоями в Америке называют конных пастухов. Он не менее зажигательный и веселый, чем русский танец «Калинка» .

Ребенок : Крестьянский танец «Кантри» в Америке возник, Его танцуют взрослые и каждый ученик.

Живет он в сердце каждого так много, много лет,

Поднимет настроение, избавит вас от бед.

Дети исполняют «Ковбойский танец Кантри» .

Спотыкайло : Вот это танец! Мы с моим другом все поняли, давай-ка спляшем!

Повторяют движения танца , у них ничего не получается.

Терпсихора : Достаточно, достаточно, молодцы! уже получается лучше. Я думаю, к концу нашего представления вы станете настоящими мастерами танца . Пока же я вам советую еще подучиться.

Есть еще один интересный танец у наших ребят. Ребятки, отгадайте-ка загадку. Что это за танец?

Известна ты в Эстонии,

Известна - латышам,

А также во всем мире

Веселым малышам.

Дети : Полька!

1-й ребенок : Полька танец чудо, как дождик озорной.

Мы хлопаем в ладоши и топаем ногой.

2-й ребенок : Польку, польку, полечку,

Мы станцуем с Олечкой ,

Ну-ка вместе раз, два, три,

Польку спляшем, посмотри!

Дети исполняют белорусскую польку «Янка» .

Терпсихора : Дорогие гости , Спотыкайло и Запинайло, а вы бы могли на барабане станцевать ?

Запинайло : Кто, мы? На барабане? Да где уж нам. Мы только недавно научились ходить. Нет, нет, не получится у нас.

Терпсихора : А вот наши ребята умеют, и у них в программе есть такой танец. Внимание, внимание «танец на барабане» .

Дети исполняют «Танец на барабане» муз. Р. Паулса.

Терпсихора : Просто чудо, просто диво

Этот мини остров,

И живется малышам

там довольно просто!

Называют все его

Просто Чунга-чанга

Даже танец есть такой

В стиле Чанго-Манго.

Исполняется танец «Чунга-чанга» муз. В. Шаинского.

Музыкальная композиция А. И. Бурениной

Запинайло : А вот этот танец мы танцевать умеем !

Начинают танцевать .

Терпсихора : Молодцы, молодцы, у вас здорово получается танцевать этот танец . Я верю, что из вас получатся отличные танцоры .

Есть еще очень веселый народ, у которого танцы и веселье - главная суть жизни. Их танцы веселы и зажигательны. Это цыгане.

Под музыку входят девочки в цыганских костюмах.

1-й ребенок : Ах, цыганочки-смуглянки,

кольца золотые,

наши юбки солнце-клеш

с цветами полевыми.

2-й ребенок : Поле - наша родина,

Табор - дом родной,

Мы живем большою,

дружною семьей.

3-й ребенок : Мы гадалки с детства,

В танцах - мастерицы ,

И сейчас вы можете

В этом убедиться.

4-й ребенок : Девочки-цыганочки,

Становитесь в круг.

Пусть от танца вашего

Захватывает дух.

Девочки исполняют пляску «Цыганочка» (музыкальная композиция А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» ).

Ведущий : Вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Нашей прекрасной гостье пора с нами прощаться, но этот праздник мы не забудем никогда, в нашем сердце он останется навсегда.

Терпсихора : Вот настал час расставания,

Нам пора прощаться,

Но, признаться, очень жалко

С вами расставаться.

В мир прекрасных танцев -

Музыки, движенья,

Приходите чаще и без сожаленья.

С вами мы, ребята, встретимся не раз,

До свиданья, до свиданья,

В добрый, добрый час!

Танец сопровождал человека всегда. В разные эпохи он являлся частью культуры, религии, воспитания, становился профессией, терапией, развлечением, спортом, искусством. Танцеваи короли и простолюдины, аристократы и обитатели рабочих районов. Танцы рождались в академиях, во дворцах, в лтрущобах. Мы танцуем в танцзалах, на дискотеках, на улицах, дома, танцуем в компании и поодиночке…

Откуда в нас живет потребность к движению? Что мы ищем в танце? Почему связываем его с чем-то радостным и счастливым, с эмоциональным подъемом, с праздником?

И где искать истоки танца? История учит: чем глубже у дерева корни, тем легче оно тянется в пространство. Каковы же должны быть корни у древа танца, давшего столь много побегов? Из какого загадочного семени оно произросло?

Платон говорил, что любое искусство является отражением одной небесной Идеи, вмещающей в себя все множество форм и проявлений. Если продолжить его мысль, то какова изначальная Идея танца?

Тот, кто имел счастье серьезно соприкасаться с танцем, наверное, знает: если бы секрет его заключался только в технике - в правильном наклоне головы или положении корпуса, рук и ног, то почти каждый мог бы легко овладеть этим искусством. Но, по всей видимости, есть что-то, что стоит за правильно исполненным па, что заставляет искать и размышлять.

Философия танца… Наверное, было слишком самонадеянно с моей стороны замахнуться на такую объемную и серьезную тему. Но так захотелось вместе с вами, дорогой читатель, поразмышлять над вопросами, которых гораздо больше, чем ответов! И если вы согласитесь на нелегкий труд исследователя, то мы можем вместе отправиться в глубь истории. Может быть, нам повезет, и мы найдем ответы.

Танец-церемония

Легенды говорят, что боги танцевали, создавая мир. Следы этого древнего танца сохранились в движении звезд и планет, которые научили ему все живое. «Именно такова природа звезд, столь прекрасных на вид: движение их и хороводы прекраснее и величественнее всех хороводов; они совершают то, что надлежит всем живым существам», - пишет Платон в «Законах».

Взгляните, меняются времена года, день и ночь, рождение и смерть, покой зимы сменяет активная, дерзновенная сила весны. Великие культуры, уже ушедшие с арены истории, видели в этом не просто череду событий, а закон жизни, основной закон движения. А для человека, который ощущал себя неотделимой частью природы и вселенной, очень важно было понимать этот закон и следовать ему.

Но как это сделать? Как понять, что в определенный момент года проходит вся природа, и как присоединиться к ее движению?

Для этого служили церемонии - мосты между мирами видимым и невидимым, между человеком и вселенной. Участвуя в церемонии, человек мог прикоснуться к великим законам жизни, даже не осознавая этого до конца, мог стать участником Великого движения. А танец и театр, разворачиваясь одновременно во времени и пространстве, становились лучшими посредниками в этом.

В каждой религии у каждого народа сохранились мифы, рассказывающие о божественном происхождении, начале танца. Великий Шива в Древней Индии, Осирис в Египте, Аполлон и Дионис в Греции - они символизировали принцип созидания и движения мира.

Шива - бог-созидатель и бог-разрушитель, ему чужды покой и гармония, он постоянно движется и заставляет двигаться все сущее. Шива танцует танец сотворения и смерти вселенной. Когда он делает шаг вперед, мир рождается, а шаг назад разрушает мир. Танцуя, бог уничтожает зло и несправедливость.

Египтяне видели свою жизнь как Путь. Они шли по любимой земле из города в город, от бога к богу по огромному Храму - Дому, где живет Бог со множеством ликов. Взгляните на их рельефы, дошедшие до нас, - они всегда в Пути, они идут. Все, кроме Осириса - того, кто преодолел этот закон циклов: «Существует только одна Жизнь, которая плавно движется вперед на двух ногах - жизни и смерти. Этот цикл повторяется до тех пор, пока существует дорога, по которой можно идти, сливаясь в конце ее с Мировой Душой, солнечным духом, Амоном-Ра, где пребывает Царь Мира - Осирис, тот-у-которого-только-одна-нога» (Хорхе Анхель Ливрага «Фивы»).

Мир, знали египтяне, находится в постоянном движении. Если мир останавливается и начинает распадаться, звуки систра, священного инструмента Хатхор, Золотой богини Любви, покровительницы музыки и танца, восстанавливают естественный ритм Природы, возвращают миру гармонию, порядок и равновесие.

Наши барабаны звучат в честь ее духа.

Мы танцуем в честь ее величия:

Ее образ мы доносим до высших небес,

Она повелительница систра и

богиня звенящих ожерелий.

Когда она открывает свои глаза - солнце и ,

сердце радуется, видя свет.

Она повелительница танцевальных церемоний.

Повелительница обаяния.

Мы ни для кого не танцуем

и никого не приветствуем, кроме нее.

Египетский танец был лаконичным и простым, но емким и динамичным. Всего несколько основных поз и движений. Четкий ритм, лишавший танец беспорядочности и спонтанности. Строгая симметрия, пропорции, гармония форм, обязательная вертикаль корпуса, развернутого по спирали, восходящей к небу. Символические жесты, передающие божественные принципы и законы. Действие, которое повторяет миф, становясь священным.

В храмах Крита танец повторял миф о Тезее и Минотавре, помогая каждому участнику действия обрести опыт прохождения лабиринта. В Спарте воины танцевали перед сражением. Военный танец развивал тело и пробуждал силу духа воина, помогал ощутить единство и согласие.

В Риме жрицы-весталки, совершая церемониальные обряды, отдавали в танце и шествии дань уважения священному огню города, символизировавшему центр. Важную роль играли танцы в орфических и элевсинских мистериях. В трагедиях танец передавал чувства богов и героев. В комедиях актеры исполняли головокружительную пляску сатиров.

Автор первого в истории трактата о танце Лукиан (II век), размышляя о танце в жизни человека и о том, какими качествами должен обладать танцор, писал так: «Искусство пляски требует подъема на высочайшие ступени всех наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии, как естественной, так и нравственной... Танцору необходимо знать все!»

Танец-воспитание

Мудрые эллины открыли для нас еще одно предназначение танца - воспитывать душу и тело. Они увидели, что танец способен пробуждать душу к жизни, давать человеку критерии Прекрасного, пробуждать лучшие качества - добродетели. Сократ первым заговорил о красоте внутренней и внешней, назвав ее калокагатией (калос - «прекрасный», агатос - «добрый»).

Подобно тому как из букв складываются слова, а из слов - фразы, так из отдельных движений складываются «слова» и «фразы» танца, составляющие поэзию хореографического повествования. Он может быть необычайно разнообразен. Он может и должен развиваться, как развивается живая человеческая речь, которая обогащается и видоизменяется с течением времени, с развитием общества, с обновлением социальной и духовной жизни народа. В то же время его функция состоит в том, чтобы выражать глубокую, неподдельную правду. Языком балета можно сказать нечто важное, большую и нужную правду о том прекрасном, что живет в человеческом сердце.

Платон, развивая это понятие, говорил о соразмерности душевной и телесной красоты. А мусическое искусство, музыку и танец, рассматривал как сильнейшее воспитательное средство: «оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека».

Когда человек танцевал? Как и во все времена - на праздниках. И праздники не только дарили чувство единения друг с другом, но и становились красивым воспитательным инструментом.

«Боги из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили взамен передышки от этих трудов божественные празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса как участников этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах с помощью богов… Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием. При помощи этого чувства они движут нами и предводительствуют нашими хороводами, когда мы объединяемся в песнях и плясках. Хороводы (χοροΰς) были названы так из-за внутреннего сродства их со словом „радость“ (χαράς)», - пишет Платон в «Законах».

И в самом деле, как часто танец дарит нам воодушевление и радость! «Душа обретает крылья», - говорим мы. Существует прочная связь между движением и внутренним состоянием человека. Попробуйте просто выпрямиться, и вы почувствуете прилив уверенности и сил. В наше практичное время, ушедшее далеко от калокагатии, эту связь активно использует арт-терапия (лечение искусством).

Со времен античной Греции танец прочно вошел в классическую систему воспитания, каждый образованный человек владел искусством танца. А появившийся в XV веке этикет навсегда породнился с танцем.

Каждая эпоха воплощала в танце свои идеалы, свои представления о достоинствах человека. Светский танец стал зеркалом взаимоотношений рыцаря и дамы, кавалера и барышни, мужчины и женщины. Величавая павана Возрождения, галантный менуэт барокко, торжественный и строгий полонез, стремительная мазурка и романтический вальс, непредсказуемое танго, кокетливый чарльстон, неистовый рок-н-ролл - чувствуете, как меняется танец вместе с эпохой? В зеркало нашего времени мы можем легко посмотреться сами. По какому танцу будут узнавать нашу эпоху и наши идеалы? Какими увидят нас далекие потомки?

Праздники остались в нашей жизни, только Боги все реже посещают их и вряд ли участвуют в наших «хороводах»…

Танец - язык искусства

В XVII веке танец обрел статус профессии. Во Франции при Людовике XIV открылась первая Академия танца, она готовила хореографов, а позже и танцоров. К этому времени в Италии уже родился балет… Но все равно оставался вечный вопрос: в чем предназначение танца?

Жан Жорж Новер, великий хореограф, в чей день рождения, 28 апреля, мы ежегодно отмечаем Международный день танца, стал смелым реформатором. Он боролся с бессмыслицей балета, с механичностью движений, возвращая танцу связь со внутренним миром человека. Подобно семи нотам в музыке, он искал семь основных па в балете, которые могут выразить основные состояния души. Вчитываясь в его письма и его книгу, невольно задумываешься, а не наш ли он современник?

«Пусть танец сейчас и прекрасен внешне и я часто слышу, что он может нравиться и пленять даже при отсутствии одухотворенности. Я согласен, техническая сторона танцевального искусства доведена до высшей степени совершенства и не оставляет желать ничего лучшего. Скажу больше - оно нередко отличается большой грацией и благородством. Но неужели техника - это все, чем должен обладать танец?

Разве можно назвать это искусством? Как вообще возможно называть танцем то, что ограничивается только техникой па, механическим движением рук? Его можно рассматривать лишь как ремесло. Ведь для того, чтобы быть поэтом, недостаточно знать лишь алфавит!»

Для Новера балет - это младший брат древней семьи искусств, обязанных своим происхождением воображению и гению. Он призывает танцоров изучать законы красоты и гармонии, учиться чувствовать прекрасное. А все свободное время посвящать изучению истории и мифологии, прочесть Гомера, Вергилия, Ариосто, Тассо, чтобы проникнуться красотой поэзии.

Общение с художниками усовершенствует вкус и поможет развиться мыслям; размышляя над произведениями гения, танцоры обнаружат ту невидимую нить, которая связывает все искусства, и узнают, что только подражая природе можно создать нечто по-настоящему прекрасное, мудрое и интересное.

«Пусть танец перестанет быть немым, - размышляет Новер, - и заговорит сильно и образно. Для этого надо поступиться техникой во имя идеи.

Только просвещенный, образованный искусством танцор сможет воспитать просвещенного зрителя, который не будет довольствоваться изящными, но пустыми па, а будет жаждать истинной духовной пищи».

Идеи Новера разовьют Август Бурнонвиль, Мария Тальони, Михаил Фокин, Анна Павлова, Айседора Дункан, Галина Уланова и многие, многие - пробуя, экспериментируя, ошибаясь, побеждая, но всегда неся в своем сердце глубокую любовь к Искусству и скромно служа ему. И как ни странно, каждый будет оглядываться назад, в прошлое, чтобы проложить дорогу в будущее.

Может быть, в этом непрерывном поиске ответов каждый и становится философом?

И если представить, что жизнь каждого из нас - это танец, то каким он будет? Грустным и безрадостным, беззаботным и непринужденным, неторопливым, суетливым или красивым и глубоким? Это зависит от нас, не правда ли? Ведь каждый создает свой танец, свою линию судьбы, ищет свои па, чтобы двигаться по дороге жизни. И, наверное, весь вопрос в том, с чем и с кем мы воссоединяем себя, с чем восстанавливаем связь, ощущаем единство?

Ведь без этого единства - с Божественным, с другими людьми, с самим собой - не родится танец. Может быть, это и есть самый главный ответ.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о теории возникновения цивилизаций, истории человечества и о вселенной вы можете найти там, где вам максимально удобно

По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. На греческих фресках и вазах сестры – музы держатся за руки. Танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой.

Терпсихора (Teryicora) - муза танца и хорового пения. В греческой мифологии дочь Зевса и Мнемосины, одна из девяти муз, покровительница танца (иногда - хорового пения). Изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами". Муза, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом.
Античный танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага и подобающих движений рук. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Считалось, что Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, пляска должна отражать настроение мысли и чувства.
Об отношении к танцу в Древней Греции говорит тот факт, что Терпсихора была включена в пантеон божеств. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство.
Существует миф, согласно которому Терпсихора - мать певца Лина (по другой версии, его мать - Урания).
По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен (Apoll. Rhod. IV 892-896; вариант: сирены - дети Мельпомены).
Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Сохранились свидетельства, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных.

Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец - это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.

Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим - да и то не всегда - лишь обложку.

Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Да, возможно ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно....
Муза Танца всегда была, есть и будет среди нас. Правда, мало кто уже знает ее имя и искусство, которому она покровительствует, Но возможно в чьем-то теле пробудилась неясная тоска, оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, то - есть Терпсихорой.