«Ленивы мы и нелюбопытны. Кто придумал, что русские — лодыри и пьянчуги

Тут как бы в скобках замечу, что для русской культуры характерно иронично-критическое отношение к самим себе, своей истории и достижениям. С одной стороны, это неплохое качество, своеобразная гигиена души, благодаря которой делается прививка от зазнайства, спеси и мании величия. Но, как известно, лекарство от яда отличается дозой.

Самокритику не надо доводить до самобичевания. Сказал как-то Пушкин: «Мы ленивы и нелюбопытны» - и мы эти слова приняли как приговор. Да, поганый народец. Ленивый, нелюбопытный - ни тяги к знаниям тебе, ни ума. Этому печальному диагнозу вторит из-за границы мощная группа поддержки: «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?!» И мы все дружно, потупив глаза, шагаем. Они не клевещут, просто цитируют «наше все». Тут мы и повесили носы, сгорбились от стыда - лентяи. А еще припомнили и Емелю, и Ивана-дурака, и работу, которая «в лес не убежит»…

Ну, полно, господа, убиваться! Александр Сергеевич, конечно, «наше все», достояние отечественной и мировой культуры, но далеко не каждое его высказывание было историческим и объективным. Ведь он и с женой разговаривал, и с друзьями, и с детьми. Деловые переговоры вел с издателями, при этом раздражался непременно и спорил о гонорарах - кормилец большой семьи, куда деваться. О ком говорил Пушкин - «мы»? Кого имел в виду? Арина Родионовна оплошала или придирчивый цензор довел? Может быть, просто паршивое настроение случилось, и все вокруг стало «и кюхельбекерно, и тошно»?

Да нет, все проще. Сетовал Пушкин, что некому написать биографию Грибоедова. Вот цитата целиком: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…»

Вполне конкретная ситуация, а выводы из этих слов сделали сами знаете какие… Масштабные.

Недавно троюродный брат отдал мне старые семейные фотографии.
- Знаю, что ты этим занимаешься. Отдаю тебе, потому что им-то ведь ничего не нужно, - кивнул он на внуков, которые играли на компьютере. – А ведь свои корни знать нужно.
Фотографии были на плотном картоне, пожелтевшие от времени. С каждой фотографии на меня смотрели мои родные и близкие…
У взрослых лица чаще всего серьёзные, напряжённые, и только дети на всех фотографиях непосредственны и милы…
На одном фото 1907 года двухлетняя Анна - будущая жена Алексея – брата моей бабушки. Удивительно было смотреть на эту малышку, ведь я-то её знала уже взрослой женщиной
А вот на фото и Алексей – среди группы активистов по раскулачиванию.
- А ты что-то знаешь об этом времени из рассказов деда? – спрашиваю я Анатолия.
- Он же строгий был, почти ничего не рассказывал, да мы его и не расспрашивали.
Да, помню, Алексей был суров, немногословен, весь в мать - нашу прабабку Екатерину. Кроме него, в их большой семье характером пошли в неё ещё Анна и Василий. Все остальные - в прадеда Степана – добродушные и весёлые.
- Помню, как бабушка рассказывала о том, что во времена Гражданской войны, когда в городе были «белые», Алексею приходилось скрываться, - говорю я.
- Да, знаю, – отвечает Анатолий и показывает очередное фото. - А вот брат моей бабушки – лётчик. Погиб в начале войны…
Он называет фамилию.
- Ой, а со мной в классе учились Саша и Оля - брат и сестра с такой же фамилией, - говорю я.
- Это мои родственники.
- Надо же, - удивляюсь я.
В «Одноклассниках» пишу об этом Ольге.
Она отвечает:
- Жаль, что мы об этом раньше не знали…
Да, многого мы не знаем, и не узнаем никогда.
Помните, как написал Пушкин: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны».
Когда мы с родными собираемся вместе, то вспоминаем детские годы, истории из жизни матерей и отцов… Я по крупицам собираю всё и горюю: «Как мало нам рассказывали». Время было такое: нельзя было много говорить… Меньше знаешь, целЕе будешь…
Однажды дядя, который был в плену, сказал в одной из бесед в курилке: «И среди фашистов тоже были люди, помогали нам…». Быстро донесли… Снова арестовали…
Конечно, предстоит ещё работа в архивах, там сохранились документы, но рассказы-то всегда интереснее!
Поэтому, хочу сказать: «Почаще собирайтесь вместе, узнавайте истории своих родных, ведь жизнь каждого человека полна невероятных приключений… И ещё… Каждый из наших предков внёс какой-то вклад в историю страны. Каждый оставил след. И мы должны знать это и гордиться ими.

Каждый год в пушкинский день пишу про него пост. Их десятки. Но самый лучший, мне кажется, тот, где я вам пытался сказать - А Пушкин мужик, не только поэт! Но сегодня про иное.

Рисунок Пушкина. И комментарий графолога приведу в конце поста.

Мой школьный друг математику ненавидел . И не понимал. Когда учительница математики его стыдила, он неизменно отвечал: «Вот Пушкин был абсолютным нулём в математике, почему вы от меня-то чего требуете?» Учительница отвечала - так ты напиши стих похожий на стих Пушкина, я тебе всё прощу и двоек ставить никогда не буду!
«Написать-то стишок я могу, не пушкинский конечно. Но он был полный ноль в математике, а я же решаю немного задачек. Значит мне можно лишь немного знать математику и немного писать стихи - баланс!» Класс хохотал.

Сестра А. Пушкина О.С.Павлищева вспоминала: «Арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался слезами».

Лицейский друг Пушкина И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что "...все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: "Что ж вышло? Чему равняется икс?" Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! "Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи".

Сохранилась также следующая запись в дневнике А.С. Пушкина от 1 января 1834 года: "Меня спрашивали, доволен ли я моим камер-юнкерством? Доволен, потому что государь имел намерение меня отличить, а не сделать смешным, а по мне хоть в камер-пажи, только б не заставили меня учиться французским вокабулам и арифметике".

Пушкинисты подсчитали слова Пушкина:
Алгебра Геометрия Математика Физика Наука Любовь Любить
3 раза 3 раза 3 раза 1 раз 75 раз 630 раз 614 раз

Пушкинисты ещё написали сотни статей на темы:
Знал ли Пушкин о числах Фибоначчи?
Присутствует ли золотое сечение в стихах Пушкина?
Прослеживается ли в сказках математическое соответствие.

Пусть играются…

Таки в честь дня рождения поэта, я хочу огорчить своего одноклассника. Пушкин очень тепло относился к математике. Уже в первом томе "Современника", издаваемого Пушкиным, была напечатана статья князя П.Б. Козловского "Разбор парижского математического ежегодника на 1836 г.", а в третьем томе - статья по теории вероятностей "О надежде" того же автора.

Причём П.Б. Козловский написал математические статьи для "Современника" по заказу Пушкина.

Пушкин и Теория вероятности!!! Не сочетаемое и в моём мозгу.

В библиотеке А. Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей, одно из которых представляет собой знаменитый труд великого французского математика и механика Лапласа (1749-1827) "Опыт философии теории вероятностей", вышедший в Париже в 1825 г. Пушкиноведы пишут - Такое внимание к теории вероятностей связано по-видимому с тем глубоким интересом, который проявлял Пушкин к проблеме соотношения необходимости и случайности в историческом процессе.

Но на мой взгляд Степан Разин и Теория вероятности вещи не совместные!

И ещё незнаемое мною:

А.С. Грибоедов в 1826 г. просил прислать ему учебник по дифференциальному исчислению, а Гоголь в 1827 г. не только выписал "Ручную математическую энциклопедию" Перевощикова, но даже изучал ее.

Дипломат и писатель Грибоедов и диффуры! У вас есть знакомые, кто на досуге почитывает про диффуры? У меня нет…

И ещё крутое знание вам.

Весь интернет обожает цитировать, что А.С.Пушкин сказал: "Русский человек ленив и нелюбопытен." И цитату обрывают все. Даже умница дьякон Кураев тоже обрывает, а значит врёт мне и тебе . Нагло и уверено. Ведь 99% не полезут читать Александра Сергеевича - они его в школе «проходили».

Ах, как у нас либерасты и подпавшие под их влияние любят цитировать русских классиков, когда надо очередной раз «умыть» русского человека! И про «бунт, бессмысленный и беспощадный» напомнить, и о том, что «патриотизм - последнее прибежище негодяев», и про «свиное рыло» вставить… А просто почитать первоисточник?

Пушкин никогда не говорил, что русский человек ленив и нелюбопытен. В «Путешествие в Арзрум» Пушкин пишет: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...»

Мы не пишем историй великих русских людей. В этом только мы ленивы по словам Пушкина. Обобщение либерастов показательно. Надо соврать чтобы ватников забрызгать сильнее...

Лучше бы полудурки почитали самого Пушкина… хоть иногда, там встречаются потрясающие мысли - «Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою ; что история ее требует другой мысли, другой формулы…»

Мы никогда не станем Европой в их европейском понимании! Пушкин таким образом умывает ВСЕХ западников , оппонентов славянофилов.

Как пишет Википедия:

Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути.

Идеи западничества выражали и пропагандировали публицисты и литераторы — П. Я. Чаадаев, В. С. Печерин, И. А. Гагарин (представители так называемого религиозного западничества), В. С. Соловьёв и Б. Н. Чичерин (либеральные западники), И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, позднее Н. Г. Чернышевский, В. П. Боткин, П. В. Анненков (западники-социалисты), М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политической экономии — Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др. Идеи западников в той или иной степени разделяли писатели, поэты, публицисты — Н. А. Мельгунов, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Десятовский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин, но они часто пытались примирить западников и славянофилов, хотя с годами в их взглядах и творчестве прозападническое направление преобладало.

Цветник прямо… И половина имён из школьного учебника! Кто хвалит советское образование? Там СТРАННАЯ русофобская идеология зарыта.

Таки вот и нас учили в школе старательно западничеству! Ни в коем случае славянофильству или деревенщине. Вспомните уроки литературы и сосчитайте имена с одного полюса и с другого. Контраст страшный. Этот крен закладывали всю советскую власть в русскую голову... А теперь льют вёдрами "демократы". Не надо думать, что только сегодня русское образование гробят фурсенки и ливановы. Моя школьная училка со мной вместе в 70-е тоже участвовала в сём процессе. Под знаменем ленинского учения. Единственно верного!

И именно в последнее десятилетие жизни Пушкина западничество окончательно сформировалось и уже навсегда, до сегодня, до сегодняшних оккупантов в правительстве им. Гайдара. А Пушкин уже тогда всё понял!

Давайте повторю Пушкина:

«Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою; что история ее требует другой мысли, другой формулы…».

И никогда не смейте даже помыслить, что Пушкин что-то не понимал, математику например. Он понимал, что зарождается движение западников и Россия начнёт погибать именно от их рук, рук западников.

Меня часто спрашивают - а что ждать от страны, Путин сделает нас счастливыми ? Отвечаю: еще 300 лет ждать, так сказал Пушкин. Сказал 500 лет, 200 уже прошло…

Слушайте, перечитайте "Евгения Онегина, XXXIII строфу из VII главы этого романа в стихах. В нем делается попытка предсказания отдаленного будущего России:

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот ) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.

***

Трактир!!! Везде и всюду! Где же кружка?!!)))

«Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей».

А чтоб веселей было думать вброшу мысль из сегодняшней газеты:

Если активизировалась контрабанда антиквариата на ввоз в Россию , а не на вывоз, значит наши элитарии начали создавать родовые гнезда для себя здесь. А не там.

Ещё пару столетий подождём?

***
Графолог:

Если вглядеться с точки зрения художественности, гармоничности исполнения рисунков букв пушкинского письма, то оно вполне соответствует и как бы запечатлевает всю тонкость и художественность мысли великого поэта.

Подъемы и срывы линий и штрихов указывают на однородные явления и в его психике. Этот человек способен и на сумасбродные поступки, особенно если затронуто при этом его болезненное самолюбие. Язык его тогда может сделаться весьма и весьма острым, автор умеет оборвать собеседника, не считаясь с положением человека и вредом, наносимым себе. На все это указывает целый ряд приведенных данных в его почерке — неровность нажима, открытость букв, ясность окончаний: т. е. в переводе с графологического языка его неуравновешенность, порывистость, склонность открыто высказывать свои мнения и отсутствие расчетливости в отношениях, плюс к этому следует прибавить уверенность в начертаниях, что говорит и об его уверенности в себе, о самооценке и отчасти о славолюбии; этими штрихами Пушкин как бы подчеркивает свое "я".

Депутат Госдумы Владимир Мединский продолжает развенчивать мифы о России в своей новой книге. Он уверен, что многие страшилки про русский народ надуманны и ложны.

Лариса КАФТАН

Мифы о России часто создаются одной фразой. Сказал: «Ленивы мы и нелюбопытны» — и вот ярлык: русские ленивы и нелюбознательны. Но стоит копнуть — и выясняется, что за каким-то выражением нет автора, которому приписывают фразу. Или автор есть, но имел он в виду что-то совсем другое, иногда прямо противоположное.

Депутат Госдумы профессор МГИМО Владимир МЕДИНСКИЙ, автор нескольких книг о мифах, придуманных о России и русских (среди них лень, пьянство, неопрятность, глупость), развенчивает очередные сказки о нас в готовящейся к печати книге «Скелеты из шкафа русской истории».

1. «ВЕСЕЛИЕ РУСИ ЕСТЬ ПИТИ»

Родную историю мы по большей части знаем плохо. Издалека всплывает что-то вроде «…Веселие Руси есть пити…» и прочее «гой-еси». Если мы ищем корни пьянства во временах Владимира Святого, как зафиксировали летописцы якобы его слова: «Веселие Руси есть пити, и нельзя без этого быти», — то все, приехали — всеобщая алкоголизация населения и полное вырождение русского народа не за горами.

В русском законодательстве нет никаких ограничений пьянства и не предусмотрены наказания для пьяниц. Ни в «Поучениях» Мономаха, ни в святоотеческой религиозной литературе, ни в других книгах Древней Руси нет осуждения этого порока, рассказов для детей о его вреде. Нигде нет упоминаний о пагубных последствиях пьянства.

Многим известна фраза, принадлежащая Александру Сергеевичу Пушкину: " Мы ленивы и нелюбопытны". Она вырвана из контекста и давным - давно пошла гулять по белу свету. Первоначально же Пушкин в "Путешествие в Арзрум" (1836) писал: " Как жаль, что Грибоедов не оставит своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...". Впоследствии часть россиян стала считать эти слова Пушкина чуть ли не приговором русскому народу, мотивируя это тем, что Пушкин -гений и всегда бывал во всём прав. Начнём с того, что и Пушкин был прежде всего человеком, а человеку свойственно ошибаться и уметь делать при этом правильные выводы. Но главное в другом- не писал Пушкин о лени и нелюбопытстве всего русского народа. Он имел ввиду близкий ему круг дворянской интеллигенции, хотя такого понятия тогда ещё и не существовало.

Я не хочу останавливаться на "ленивом" вопросе, поскольку считаю совершенно неправомерными рассуждения некоторых российских и многих западных историков и публицистов о так называемом ленивом русском народе. Всё это глупости, не требующие траты времени. Но вот, что касается нашего нелюбопытства, то здесь есть над чем подумать и о чём поговорить. Я думаю, что нелюбопытство- это следствие в первую очередь плохого образования и прежде всего гуманитарного. В России к любопытству относились всегда по разному, как и к образованным людям. Но прежде чем продолжить тему, я бы хотел поставить точки над i. Я имею в виду, как и Пушкин и все мыслящие люди, под любопытством совсем не подглядывание в замочную скважину. Тут в пору вспомнить русскую поговорку- "Любопытной Варваре нос на рынке оторвали", хотя есть и иная поговорка: " Любопытство не порок". Итак, я под любопытством имею в виду интерес человека к жизни, ко всему, что происходит вокруг тебя. То есть любопытный человек - в первую очередь активный человек. А наше общество всегда нуждалось и нуждается в активных его членах.

Я не хочу останавливаться на роли любопытных людей-россиян в истории России, поскольку и так ясно, что без любопытства, без интереса невозможно ни одно открытие в области науки и техники; не возможно усложнение труда и интенсификация темпов производства; невозможно открытие новых земель и полёты в космос...одним словом для развития общества необходим минимальный (для начала)уровень образования и интерес (любопытство) членов общества. Чтобы не доказывать то, что и так ясно, я пропускаю 19-ый и 20-ый века в истории России и приглашаю вас сразу в 21-ый век, в нашу современность.

(окончание следует)