Литературно-исторические заметки юного техника. Николай карамзин

Николай КАРАМЗИН (1766—1826)

Николай Михайлович Карамзин, историограф, писатель, поэт, публицист, родился 1 декабря 1766 г. Он принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое происхождение от та-тарского мурзы по имени Кара-Мурза. Отец его, симбирс-кий помещик Михаил Егорович, служил в Оренбурге и вышел в отставку капитаном. Он был женат на Екатерине Петровне Пазухиной; вторым сыном от этого брака был Николай Михайлович. Родился он в селе Михайловке Са-марской губернии Бузулукского уезда и младенцем увезен был в село Знаменское Симбирской губернии Симбирско-го уезда. Матери он лишился рано и едва ее помнил, хотя и сохранил особое благоговение к ее памяти. Сведения о детстве Карамзина сохранились в записках его друга, из-вестного баснописца XVIII века И. И. Дмитриева, а также в повести «Рыцарь нашего времени». Первоначальное обра-зование Н. Карамзин получил в семье. Чтение романов, ос-тавшихся в домашней библиотеке после матери, развивало в мальчике мечтательность, укрепило в нем веру в непре-менное торжество добра. Впрочем, он читал не одни толь-ко романы: по собственному его признанию, тогда же про-чел он и римскую историю. Укреплению в душе религиоз-ного чувства способствовал странный случай: однажды во время прогулки с дядькою он встретил медведя; вдруг уда-рил гром и убил медведя. Припоминая этот случай в 1792 г., Карамзин говорил: «сей удар был основанием моей рели-гии» . В 11 — 12 лет Карамзин был отдан в пансион Фовеля (г. Симбирск), где обучение велось на французском. Вскоре, однако, отец отвез Карамзина в Москву, и тринадцатилет-ний Николай продолжил образование в пансионе профес-сора Шадена, который, по свидетельству современников, был человек хороший, нравственный, образованный и умный пре-подаватель. Из пансиона Карамзин вынес знание европейс-ких языков (немецкого, французского, английского, италь-янского, греческого и латыни) и уважение к славному тогда немецкому моралисту Геллерту (по лекциям Геллерта в пансионе преподавали нравоучение, т. е. этику). По обычаю того времени, Карамзин с колыбели был записан в воен-ную службу; по окончании курса в пансионе в 1781 г. он явился в Преображенский полк и за нравоучение получил годовой отпуск; тогда, быть может, он и слушал лекции Шварца в Московском университете. В 1782 г. он поступил на действительную службу.

Литературную деятельность, по свидетельству Дмитриева, Карамзин начал переводом «Разговора в царствие мертвых Марии Терезии с императрицей Елизаветой Петровной». За этот перевод он получил от книгопродавца Миллера экземпляр «Тома Джонса» (в русском переводе «Томас Ионес»). Первым печатным трудом Карамзина был перевод идиллии Геснера «Деревянная нога» (1783). После смерти отца Карамзин вышел в отставку (1784) и уехал на родину, в Симбирск. Там он вел рассеянную светскую жизнь, но по обычаю своему много читал и сделал перевод статьи «Раз-говор между отцом и детьми в кафе» для первого русско-го детского журнала «Детское чтение», издававшегося Н. И. Новиковым. В 1785 г., поддавшись уговорам Н. П. Тур-генева, Карамзин возвратился в Москву. Тургенев, симбирс-кий уроженец, принадлежал к масонам, и в Москве он ввел Карамзина в их общество, возглавляемое Новиковым. Бла-готворительность и просветительство масонов привлекали Карамзина, равно как и их противодействие возрастающе-му в просвещенных кругах Европы неверию (атеизму). Но мистическая таинственность масонских обрядов претила Ка-рамзину, и потому перед отъездом своим за границу он за-явил, что отказывается посещать собрания масонов. Расста-лись они друзьями, и после Карамзин не раз вставал на защиту Новикова. Вот почему начавшееся позднее пресле-дование масонов не коснулось Карамзина: масоны заявили, что Карамзин не принадлежит к их обществу. В 1780-х гг. Карамзин много переводит, совершенствует свой литератур-ный язык. В 1789 г. он уезжает путешествовать по Европе. Он посещает Германию, Швейцарию, Францию, Англию; ви-дится с Гете, беседует с Кантом. Его путешествие совпадает с событиями Великой французской революции, к которой Ка-рамзин относится враждебно, но при этом оценивает ее как крупнейшее событие эпохи. Возвратившись на родину, Карамзин опубликовал «Письма русского путешественни-ка» — книгу, прославившую его имя.

Уже в «Письмах...» Карамзин приблизил язык литерату-ры к разговорной речи образованных слоев современного ему общества, освободив его от архаических форм, вырабо-тав легкую, изящную и непринужденную интонацию фразы, обогатив словарный состав.

С 1791 г. Карамзин издает «Московский журнал», где пуб-ликует стихи Державина, Хераскова, Дмитриева, а также соб-ственные сочинения: «София» — любопытная попытка дра-мы из русской жизни; «Фрол Силин» — идеализированное изображение русского крестьянина, основанное на детских воспоминаниях автора; «Бедная Лиза» — повесть , поразив-шая современников Карамзина, первое произведение сенти-ментализма в русской литературе (1792 г.). Там же появились «Наталья, боярская дочь» — по мнению некоторых, своего рода переход от «Душеньки» Богдановича к «Руслану и Людмиле» Пушкина, повесть «Лиодор», где имеются черты автобиографические, и стихотворения «К Милости», «Сце-ны из Саконталы». С 1793 г. вместо журнала Карамзин изда-ет сборник «Аглая». Первая книга «Аглаи» вышла в свет зимой 1793 г., вторая — в 1794 г. Наиболее выдающиеся про-изведения в этих книжках-сборниках: «Остров Борнгольм», привлекший таинственностью содержания и ставшей знаме-нитой песней «Законы осуждают предмет моей любви», «Пе-реписка Филалета и Мелодора» (по остроумному замечанию А. Д. Галахова, Мелодор — это Карамзин, убоявшийся за успех просвещения ввиду прискорбных событий эпохи и усомнившийся в прогрессе; Филалет — это Карамзин — пос-ледователь оптимизма, убежденный в том, что в мире Божием существует порядок, который мы не понимаем по слабости нашего разума). Здесь же напечатан изящный очерк «Афин-ская жизнь» и начата сказка «Илья Муромец». Известно, что Карамзин готовил к выпуску третью книгу «Аглаи», однако она не увидела свет. В 1795 г. он принял участие в «Москов-ских ведомостях», где в разделе «Смесь» помещал мелкие статьи, большей частью переводные. В 1796 г. он перевел повесть французской писательницы мадам де Сталь «Меди-на», издал повесть «Юлия» и первую книжку собрания чу-жих и своих стихотворений под названием «Аониды». Вторая книжка «Аонид» вышла в 1797 г., а третья — в 1799 г.

6 ноября 1796 г. скончалась Екатерина II. Новое цар-ствование пробудило новые надежды у многих русских ли-тераторов и общественных деятелей. Восшествие на престол Павла I Карамзин приветствовал одой, в которой прослав-лял в общих выражениях милость к Новикову, выражал надежду на то, что «святая искренность» может «к царю приблизиться теперь». Вскоре, однако, иллюзии Карамзина развеялись. По поводу «Писем» Карамзину грозила боль-шая опасность: рижский цензор Туманский, недовольный Ка-рамзиным за отказ поместить его стихи в «Московском журнале», получив немецкий перевод «Писем», нашел в них воль-ные мысли и сделал донос. Граф Ростопчин на этот раз спас Карамзина; он же спас его от последствий другого доноса, поданного на писателя императору Павлу. В таком положе-нии Карамзину оставалось только печатать «Аониды», из-давать старые свои сочинения и заниматься переводами. В 1798 г. было начато задуманное Карамзиным издание «Пан-теон иностранной литературы » (с 1798 по 1803 гг. вышли три тома, второе издание в 1818 г., третье — в 1835 г.). В этом издании Карамзин предполагал помещать образцы древних и новых литераторов, но столкнулся с цензурными затруд-нениями. «Странное дело! У нас есть Академия, Универси-тет, а литература под лавкою», — писал он Дмитриеву. В другой раз, тоже раздраженный цензурными препонами, он высказывал желание навсегда оставить занятия литерату-рой: «...умирая авторски, восклицаю: да здравствует рос-сийская литература

12 марта 1801 г. скончался император Павел, и 26 марта Карамзин поздравлял брата «с новым любезным нашим императором». Восшествие на престол Александра I Карам-зин приветствовал одой, в которой сравнивал его восшествие с приходом весны, выражал надежду на великие дела, желал мира, правды на суде, добрых нравов, образец которых дол-жен представлять двор юного императора, но предостерегал от льстецов и указывал на доблесть князя Пожарского и правдивость князя Я. Долгорукова; в заключение он описы-вал, как музы снимают с себя черный креп — знак траура. Император принял оду благосклонно. В апреле 1801 г. Ка-рамзин женился на Е. Н. Плещеевой, но прожил с ней счаст-ливо всего лишь один год. В марте 1802 г. она родила ему дочь Софью, а в апреле скончалась. Карамзин был неутешен. М. А. Дмитриев со слов дяди рассказывал, что однажды Ка-рамзин, утомленный, уснул на диване и видел странный сон: стоит он у могилы, а через нее подает ему руку дочь князя Вяземского, Екатерина Андреевна. После — в 1804 г. — именно на ней он женился, но в то время даже не думал о ней В 1802 г. Карамзин пишет «Историческое похвальное слово императрице Екатерине», где рассматривает сначала победы Екатерины, потом ее законы и наконец учреждения. Ясно высказываясь в пользу самодержавия, Карамзин ста-вит в заслугу Екатерине то, что «она уважала в подданном сан человека», что она провозгласила: «владыки земные дол-жны властвовать для блага народов». Отрицательные мо-менты царствования Екатерины он отметил в «Записке о древней и новой России». В «Слове...» же он стремился показать новому правительству идеал для подражания, ибо Александр I дал обет «править народом по закону и сердцу бабки своей Екатерины Великой». Александр одобрил «Сло-во». В 1802 г. Карамзин начал издавать новый журнал «Вестник Европы», который продолжался и в 1803 г. Жур-нал призван был способствовать нравственному развитию и образованию русского общества. В нем опубликованы статьи Карамзина: «О новом образовании народного просвещения в России», «О верном способе иметь в России довольно учителей», «Письма сельского жителя» (посвященная крес-тьянскому вопросу и проблемам ограничения крепостного права); «О любви к отечеству и народной гордости» («Кто сам себя не уважает, того без сомнения и другие ува-жать не будут»); об обучении и воспитании — «Странность» и «Исповедь», а также ряд исторических статей: «О тайной канцелярии», «О Московском мятеже в царствование Алек-сея Михайловича», «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут служить предметом художеств» и т. д. Из литературных произведений Карамзина на страни-цах «Вестника Европы» появились «Марфа Посадница» и автобиографическая повесть «Рыцарь нашего времени».

Представление о русском сентиментализме связано с име-нами Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, М. Н. Муравьева, В. В. Капниста, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, Н. А. Львова, В. Л. Пушкина и некоторых других писателей 1790—1800 гг.

Эти авторы не отказывались от поэтического наследия середины XVIII века, но по-своему переосмысляли его. «Чув-ство» вовсе не было открытием сентиментализма. В пред-шествовавшей поэзии оно играло не менее существенную роль. Лирический восторг Ломоносова — это монолитное, це-лостное чувство, вполне определенное и постоянное.

Теоретики нового направления считали, что поэт должен уловить и передать не только само чувство, но и тончайшие оттенки его.

В одном из своих программных стихотворений «Протей, или Несогласия стихотворца» (1798) Карамзин писал:

Чувствительной душе не сродно ль изменяться?

Она мягка, как воск, как зеркало ясна,

И вся Природа в ней с оттенками видна.

Нельзя ей для тебя единою казаться

В разнообразии естественных чудес.

Идея внесословной ценности человека, появившаяся в России еще в начале XVIII в., во второй половине столетия приобретает все более богатое содержание. Человек стано-вится замечателен не только своими деловыми качествами, но и достоинствами души.

Эта идея имела глубоко прогрессивный смысл. Сентимен-тализм, опиравшийся в своей основе на эту идею, также сле-дует рассматривать как явление вполне закономерное, исто-рически обусловленное и прогрессивное. Интерес к отдель-ной человеческой личности, к ее душевному миру, ее чув-ству — это было новое крупное открытие поэзии.

В 1803—1804 гг. опубликованы «Сочинения Карамзина» в 8 томах. 28 сентября 1803 г. Карамзин обратился к М. И. Муравьеву, попечителю Московского округа, с просьбой ходатайствовать о доставлении ему звания историографа и средств для совершения задуманного труда. 31 ноября того же года был издан указ о получении Карамзиным звания историографа. Карамзин завершил издание «Вестника» и, по выражению князя Вяземского, «постригся в историки». Вскоре после того как Александр I в 1810 г. пожаловал Карамзину орден Св. Владимира 3-й степени, Карамзин пред-ставил государю «Записку о древней и новой России», которую Александр встретил довольно холодно. «Записка» — высший гражданский подвиг, на который не многие способ-ны были решиться. После краткого обращения к эпохе Древней Руси автор воздает должное гению Петра Велико-го и его намерениям, утверждая при этом, что он «мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просве-тить ум Россиян без вреда для их гражданских добродете-лей». Строго осудив XVIII век, он указывает и на темные стороны правления Екатерины II.

28 января 1818 г. Карамзин поднес государю 8 томов «Ис-тории». Напечатано было 3000 экземпляров, и они разо-шлись за 25 дней. Потребовалось второе издание, которое принял на себя книгопродавец Сленин (издание это заклю-чало в себе 11 томов и выходило в 1819—1824 гг., 12-й том вышел уже после смерти Карамзина — под редакцией Блудова, в 1829 г.). «История» была уже при жизни Карамзина переведена на французский, немецкий, польский и итальянс-кий языки. После смерти Александра I , которую Карамзин пережил как личное горе, у него началась чахотка. Медики сочли нужным послать его в Италию. Николай I дал мило-стивое разрешение на лечение российского историографа в Италии. Для его проезда снаряжался фрегат, а сам Карамзин переехал в Таврический дворец, чтобы подышать чистым воз-духом до отъезда. Здоровье его, однако, все слабело, и друзья Карамзина, особенно Жуковский, начали хлопотать об обес-печении его семейства; хлопоты увенчались успехом, импе-ратор назначил ему пенсию — 50000 рублей в год, которые после смерти должны перейти нераздельно к его семейству. В рескрипте, сопровождавшем монаршую милость, было на-писано: «Александр сказал Вам: Русский народ достоин знать свою историю. История, Вами написанная, достойна Русского народа». Карамзин скончался 22 мая 1826 г.

В предисловии к «Истории государства Российского» Карамзин сказал: «История есть священная книга царей и народов». Исходя из этой мысли, он считал необходимым вы-водить из прошедшего поучения для настоящего.

Карамзин Николай Михайлович является знаменитым русским историком, а также литератором. При этом он занимался издательством, реформаторством русского языка и был ярчайшим представителем эпохи сентиментализма.

Так как литератор родился в дворянской семье, он получил отличное начальное домашнее образование. Позже он поступил в дворянский пансион, где и продолжил собственное обучение. Также в период с 1781 по 1782 год Николай Михайлович посещал важные университетские лекции.

В 1781 году Карамзин отправился на службу в петербургский гвардейский полк, где и началось его творчество. После смерти собственного отца литератор положил конец военной службе.

С 1785 года Карамзин вплотную начинает развивать свои творческие способности. Он переезжает в Москву, где вступает в «Дружеское ученое сообщество». После этого знаменательного события Карамзин участвует в выпуске журнала, а также сотрудничает с различными издательствами.

На протяжение нескольких лет литератор путешествовал по странам Европы, где знакомился с различными выдающимися людьми. Именно это и послужило дальнейшему развитию его творчества. Было написано такое произведение, как «Письма русского путешественника».

Подробнее

Будущий историк по имени Николай Михайлович Карамзин был рожден в городе Симбирске, 12 декабря 1766 в семье потомственных дворян. Свои самые первые начальные основы образования, Николай получил дома. После получения начального образования, отец отдал в дворянский пансеон, который находился в Симбмрске. А в 1778 году, он перевез сына в московский пансион. Помимо основного образования, юный Карамзин так же очень сильно увлекался иностранными языками и параллельно посещал лекции.

После окончания своего образования, в 1781 году, Николай по совету своего отца пошел на военную службу, в элитный на то время, Преображенский полк. Дебют Карамзина, как писателя состоялся в 1783, с произведением под названием "Деревянная нога". В 1784 Карамзин решил закончить свою карьеру военного и поэтому вышел в отставку, со званием поручика.

В 1785 после окончание своей военной карьеры, Карамзин принимает волевое решение переехать из Симбмрска, в котором он родился и прожил почти всю жизнь, в Москву. Именно там литератор познакомился с Новиковым и Плещеевыми. Так же, находясь в Москве он увлекся масонством и по этой причине он вступил в масонский кружок, там он заводит общение с Гамалеей и Кутузовым. Помимо своего увлечения он так же занимается изданием своего первого детского журнала.

Помимо написания собственных трудов, Карамзин так же занимается переводами различных произведений. Так в 1787 году он переводит трагедию Шекспира - "Юлий Цезарь". Уже через год он переводит "Эмилия Галотти" написанное Лессингом. Первое же произведение целиком и полностью написанное Карамзином вышло в 1789 году и назвалось оно "Евгений и Юля", публиковалось оно в журнале под названием "Детское чтение"

В 1789-1790 Карамзин решает разнообразить свою жизнь и поэтому отправляется в путешествие по всей Европе. Писатель посетил такие основные страны, как Германия, Англия, Франция, Швейцария. Во время своего путешествия Карамзин познокомился со многими известными историческими личностями того времени, например Гердер и Бонне. Ему даже удалось поприсутствовать на выступлениях самого Робеспьера. Во время путешествия он непросто любовался красотами Европы, но и все это тщательно описывал, после чего назвал этот труд "Письма русского путешественника".

Подробная биография

Николай Михайлович Карамзин – величайший русский писатель и историк, основатель сентиментализма.

Николай Михайлович Карамзин появился на свет 12 декабря 1766 года в Симбирской губернии. Его отец был потомственным дворянином и обладал собственным имением. Как и большинство представителей высшего общества, Николай получил домашнее образование. В подростковом возрасте он покидает родной дом и поступает в Московский университет Иоганна Шадена. Он делает успехи в изучении иностранных языков. Параллельно с основной программой, парень посещает лекции известных просветителей и философов. Там же и начинается его литературная деятельность.

В 1783 Карамзин становится солдатом Преображенского полка, где служит вплоть до смерти своего отца. После извещения о его кончине, будущий писатель отправляется на свою родину, где и остаётся жить. Там он знакомится с поэтом Иваном Тургеневым, состоящим в масонской ложе. Именно Иван Сергеевич предлагает Николаю присоединиться к этой организации. После вступления в ряды масонов, юный поэт увлекается литературой Руссо и Шекспира. Его мировоззрение постепенно начинает меняться. В итоге, увлечённый европейской культурой, он разрывает все связи с ложей и отправляется в путешествие. Посещая ведущие страны того периода, Карамзин становится свидетелем революции во Франции и приобретает новых знакомых, самым известных из которых был популярный философ того времени Иммануил Кант.

Вышеуказанные события очень сильно вдохновили Николая. Находясь под впечатлением, он создаёт документальную прозу “Письма русского путешественника”, где в полной мере изложены его чувства и отношение ко всему происходящему на Западе. Читателям понравился сентиментальный стиль. Заметив это, Николай начинает работу над эталонным произведением этого жанра, известного под названием “Бедная Лиза”. В нём раскрываются мысли и переживания разных героев. Данное произведение было положительно воспринято в обществе, оно фактически сместило классицизм на нижний план.

В 1791 году Карамзин занимается журналистикой, работая в газете “Московский журнал”. В нём он издаёт свои собственные альманахи и иные произведения. Кроме этого, поэт работает над обзорами театральных постановок. Вплоть до 1802 года Николай занимается публицистикой. За этот период Николай сближается с царским двором, активно общается с императором Александром 1-ым, их часто замечали за прогулками в садах и парках, публицист заслуживает доверие правителя, фактически становится его приближённым. Через год он меняет свой вектор на исторические записки. Идея создания книги, повествующей об истории России охватила писателя. Получив титул историографа, он пишет своё самое ценное творение “История государства Российского”. Было выпущено 12 томов, последний из которых был закончен к 1826 году в Царском Селе. Здесь же Николай Михайлович и провёл свои последние годы жизни, умерев 22 мая 1826 из-за простудного заболевания.

По одной из версий он родился в селе Знаменское Симбирского уезда (ныне Майнский район Ульяновской области), по другой — в селе Михайловка Бузулукского уезда Казанской губернии (ныне село Преображенка Оренбургской области). В последнее время специалистами было в пользу "оренбургской" версии места рождения писателя.

Карамзин принадлежал к дворянскому роду , ведущему свое происхождение от татарского мурзы, по имени Кара-Мурза. Николай был вторым сыном отставного капитана, помещика. Он рано лишился матери, она умерла в 1769 году. Вторым браком отец женился на Екатерине Дмитриевой, тетке поэта и баснописца Ивана Дмитриева.

Детские годы Карамзин провел в усадьбе отца , обучался в Симбирске в дворянском пансионе Пьера Фовеля. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Иоганна Шадена, параллельно посещая занятия в Московском университете.

С 1781 года Карамзин начал службу в Преображенском полку в Петербурге, куда был переведен из армейских полков (в службу записан в 1774 году), получил чин подпрапорщика.

В этот период он сблизился с поэтом Иваном Дмитриевым и начал литературную деятельность переводом с немецкого языка "Разговор австрийской Марии-Терезии с нашей императрицею Елисаветою в Елисейских полях" (не сохранился). Первым печатным трудом Карамзина стал перевод идиллии Соломона Геснера "Деревянная нога" (1783).

В 1784 году после смерти отца Карамзин вышел в отставку в чине поручика и более никогда не служил. После недолгого пребывания в Симбирске, где он вступил в масонскую ложу, Карамзин переехал в Москву, был введен в круг издателя Николая Новикова и поселился в доме, принадлежавшем новиковскому Дружескому ученому обществу.

В 1787-1789 годах был редактором в издававшемся Новиковым журнале "Детское чтение для сердца и разума", где опубликовал свою первую повесть "Евгений и Юлия" (1789), стихи и переводы. Перевел на русский язык трагедии "Юлий Цезарь" (1787) Уильяма Шекспира и "Эмилия Галотти" (1788) Готхольда Лессинга.

В мае 1789 года Николай Михайлович уехал за границу и до сентября 1790 года путешествовал по Европе, посетив Германию, Швейцарию, Францию и Англию.

Вернувшись в Москву, Карамзин стал издавать "Московский Журнал" (1791-1792), где публиковались написанные им "Письма русского путешественника", в 1792 году была опубликована повесть "Бедная Лиза", а также повести "Наталья, боярская дочь" и "Лиодор", ставшие образцами русского сентиментализма.

Карамзин . В составленную Карамзиным первую русскую поэтическую антологию "Аониды" (1796-1799) он включил собственные стихи, а также стихи современников — Гавриила Державина, Михаила Хераскова, Ивана Дмитриева. В "Аонидах" впервые появилась буква "ё" русского алфавита.

Часть прозаических переводов Карамзин объединил в "Пантеоне иностранной словесности" (1798), краткие характеристики русских писателей были даны им для издания "Пантеон российских авторов, или Собрание их портретов с замечаниями" (1801-1802). Откликом Карамзина на восшествие на престол Александра I стало "Историческое похвальное слово Екатерине Второй" (1802).

В 1802-1803 годах Николай Карамзин издавал литературно-политический журнал "Вестник Европы", в котором наряду со статьями по литературе и искусству широко освещались вопросы внешней и внутренней политики России, история и политическая жизнь зарубежных стран. В "Вестнике Европы" он опубликовал сочинения по русской средневековой истории "Марфа Посадница, или Покорение Новагорода", "Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы", "Путешествие вокруг Москвы", "Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице" и др.

Карамзин разработал языковую реформу, направленную на сближение книжного языка с разговорной речью образованного общества. Ограничивая употребление славянизмов, широко используя языковые заимствования и кальки с европейских языков (по преимуществу с французского), вводя новые слова, Карамзин создал новый литературный слог.

12 ноября (31 октября по старому стилю) 1803 года именным императорским указом Александра I Николай Карамзин был назначен историографом "для сочинения полной Истории Отечества". С этого времени и до конца дней он работал над главным трудом своей жизни — "Историей государства Российского". Для него были открыты библиотеки и архивы. В 1816-1824 годах в Петербурге были изданы первые 11 томов сочинения, 12-й том, посвященный описанию событий "смутного времени", Карамзин окончить не успел, он вышел уже после смерти историографа в 1829 году.

В 1818 году Карамзин стал членом Российской академии, почетным членом Петербургской академии наук. Он получил действительного статского советника и был награжден орденом Святой Анны 1-й степени.

В первые месяцы 1826 года он перенес воспаление легких , что подорвало его здоровье. 3 июня (22 мая по старому стилю) 1826 года Николай Карамзин скончался в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Карамзин был женат вторым браком на Екатерине Колывановой (1780-1851), сестре поэта Петра Вяземского, которая была хозяйкой лучшего литературного салона Петербурга, где бывали поэты Василий Жуковский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, писатель Николай Гоголь. Она помогала историографу, вычитывая корректуру 12-томной "Истории", а после его смерти довела до конца издание последнего тома.

Его первая супруга, Елизавета Протасова, умерла в 1802 году. От первого брака у Карамзина осталась дочь Софья (1802-1856), ставшая фрейлиной, была хозяйкой литературного салона, другом поэтов Александра Пушкина и Михаила Лермонтова.

Во втором браке у историографа родились девять детей , до сознательного возраста дожили пятеро. Дочь Екатерина (1806-1867) вышла замуж за князя Мещерского, ее сын — писатель Владимир Мещерский (1839-1914).

Дочь Николая Карамзина Елизавета (1821-1891) стала фрейлиной императорского двора , сын Андрей (1814-1854) погиб в Крымской войне. Александр Карамзин (1816-1888) служил в гвардии и одновременно писал стихи, которые печатали журналы "Современник" и "Отечественные записки". Младший сын Владимир (1819-1869)

Крупнейшим русским писателем конца XVIII в. был виднейший представитель сентиментализма Николай Карамзин.

Глубокий исторический мыслитель и смелый художественный новатор, он дал образцы во многих жанрах поэзии и прозы, реформировал литературный язык, создав «новый слог», ориентированный не на книжный «штиль», а на разговорную речь культурного общества. Активный проводник европейской культуры и почитатель российских «древностей», он своим творчеством оставил яркий след в русской литературе конца XVIII-начала XIX в. и ознаменовал собой целую эпоху - «карамзинский период» (В.Г. Белинский).

Русский путешественник

Н.М. Карамзин. Портрет работы В. Тропинина. 1818 г.

Юношей приехав из Симбирска в Москву, книги в библиотеке" href="http://tululu.org/a7729/">Карамзин попал в круг Н.И. Новикова и стал пансионером его Дружеского ученого общества. В 1780-е гг. Карамзин дебютирует как переводчик (переводил немецких и английских сентиментальных авторов, пьесы У. Шекспира и Г.Э. Лессинга и др.). В стихотворении «Поэзия» (1787) он называет своих любимых авторов (У. Шекспир, Дж. Мильтон , Э. Юнг и др., показательно отсутствие образцовых для классицистов французских поэтов) и таким образом, определяет творческую ориентацию на поэзию Чувства, а не Разума.


Дом Карамзина на Большой Гагаринской в Петербурге (ныне ул. Фурманова)

В 1789 г. Карамзин на год уезжает в Европу, где встречается со знаменитыми писателями и учеными, становится свидетелем Великой французской революции. Художественно обработанное описание поездки по Германии, Швейцарии, Франции, Англии составило «Письма русского путешественника» (1791-1792), в которых Карамзин сочетает позицию энтузиаста просвещения и сентиментальную традицию Л. Стерна . «Чувствительный» путешественник убежден, что все народы идут путем прогресса и, следовательно, Россия должна усвоить европейский культурный опыт. Свободная манера повествования, широта авторского кругозора, отточенный стиль сделали «Письма» выдающимся памятником русской литературы.

Чувствительные повести «Бедная Лиза»


«Бедная Лиза». Картина художника О. Кипренского. 1827 г.

В1792 г. Карамзин публикует повесть «Бедная Лиза» . Сюжет повести прост и внешне незамысловат. Дворянин Эраст встретил крестьянку Лизу, они полюбили друг друга, но вскоре Эраст оставил Лизу, чтобы жениться на богатой дворянке. Несчастная героиня утопилась, Эраста же всю жизнь терзали угрызения совести. Карамзин сочувствует Лизе, но не спешит осуждать ее возлюбленного. Он поэтизирует любовь и вместе с тем показывает губительность страсти. Автор тонко анализирует мир чувств Лизы, прослеживает зарождение любви в ее душе. Переживания Лизы раскрываются и в ее речи, и в невысказанных размышлениях, и в трогательных обращениях повествователя к героине. Настроения Лизы как бы отражены в состоянии природы-прекрасной и спокойной в первые дни ее любви, предостерегающей и грозной в роковой час, когда она стала возлюбленной Эраста.

Свои взгляды Карамзин пропагандировал в издававшихся им журналах - в 1791-1792 гг. он выпускал «Московский журнал», где из номера в номер печатал «Письма русского путешественника» и обзоры европейской литературы; в 1802 г. основал лучший журнал того времени «Вестник Европы», включавший новости политики и общественной жизни. Вокруг изданий Карамзина сплотился круг его последователей - от И.И. Дмитриева до молодого В.А. Жуковского . Цвет русской поэзии был представлен в стихотворных альманахах Карамзина «Аониды» (1796-1799), где наряду с признанными М.М.Херасковым, Г.Р. Державиным печатались поэты-карамзинисты - П.И. Шаликов, В.Л. Пушкин.

Декабристы высоко ценили «Историю государства Российского» и использовали это произведение для того, чтобы обличать зло самодержавия. К.Ф. Рылеев писал: «Ну, Грозный, ну Карамзин! - не знаю, чему больше удивляться, тиранству ли Иоанна, или дарованию нашего Тацита». Труд Карамзина вдохновил Рылеева на создание своих исторических дум, подсказал, как изображать некоторые исторические характеры, например, образы князя Андрея Курбского или царя Бориса Годунова.

Легкий, изящный язык повести, который передавал самые разнообразные чувства повествователя и героини, был новаторским для русской литературы того времени. Ее автор отказался от устаревшей славянской лексики, по традиции применявшейся в письменном литературном языке и почти исчезнувшей из разговорной речи образованных слоев русского общества. Успех повести и сострадание читателей к судьбе бедной Лизы были исключительными.

Современниками повесть воспринималась как истинное происшествие, «Лизин пруд» у Симонова монастыря стал местом паломничества чувствительных читателей. Повесть Карамзина воспитывала у читателей способность глубоко чувствовать и сопереживать. Автор был убежден: чувствительность, способность к состраданию, а не заслуги в государственной службе, не чины и звания определяют истинную ценность человека. Карамзин является одним из создателей в русской литературе направления, которые исследователи назвали сентиментализмом (от фр. Sentiment - «чувство»).

Душевная жизнь героев, их трагические страсти стали центральной темой и других повестей Карамзина - «Наталья, боярская дочь» , «Остров Борнгольм» , «Сиерра-Морена» (1792-1795), тонкий психологический портрет современного человека он рисует в повестях «Рыцарь нашего времени» , «Чувствительный и холодный» (1802-1803); черты сентиментализма сочетаются с нарастающим интересом Карамзина к истории в самой крупной его повести - «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (1803), на популярный в русской литературе сюжет древней Новгородской республики.

Колумб Российской истории


«Петербург. Вид на казанский собор со стороны Невского проспекта». Картина художника Б. Патерсена 1800-е гг.

В зените своей популярности Карамзин прекращает занятия художественной литературой и с 1804 г. становится историографом Российской империи. Затворившись в кабинете, он погружается в летописи и исторические книги. Итогом многолетнего труда стали 12 томов «Истории государства Российского» (выходили с 1818 г.), охватившие период от возникновения славянских народов до XVII в.

Современники говорили, что Карамзин открыл им историю родной страны, как Колумб открыл миру Америку. А.С. Пушкин назвал его труд не только созданием великого писателя, но и «подвигом честного человека, отметив, что события российской истории Карамзин «рассказывал со всею верностью историка,... везде ссылался на источники». Богатство фактического материала, яркие портреты исторических деятелей, героические и часто трагические сюжеты (Карамзин старался описывать и «темные» страницы прошлого: княжескую междоусобицу, тиранию Ивана Грозного) надолго стали материалом для творческой обработки русскими писателями («Думы» К.Ф. Рылеева, «Борис Годунов» Пушкина , драматическая трилогия Л.Н. Толстого и др.). В.Г. Белинский писал: «...Карамзин не одного Пушкина-несколько поколений увлек окончательно своею «Историею государства Российского» , которая имела на них сильное влияние не одним своим слогом, как думают, но гораздо больше своим духом, направлением, принципами. Пушкин до того вошел в ее дух, до того проникнулся им, что сделался решительным рыцарем «Истории» Карамзина...».

Карамзин Николай Михайлович родился 12 декабря (1 декабря) 1766 года в Симбирске (сейчас Ульяновск) в дворянской семье. Начальное образование будущий литератор получил дома. Вскоре отец отдал его в симбирский дворянский пансион, а в 1778 году – в частный пансион Москвы. Параллельно Карамзин занимался активным изучением языков, посещал лекции в Московском университете.

Военная служба

В 1781 году Николай Михайлович, по настоянию отца, поступил на военную службу в Преображенский полк. В 1783 году литератор дебютировал в печати с произведением «Деревянная нога». В 1784 году краткая биография Карамзина как военного окончилась, и он ушел в отставку в чине поручика.

Ранняя литературная деятельность

В 1785 году Карамзин, биография которого резко поменяла свое направление, переезжает из родного Симбирска в Москву. Здесь литератор знакомится с Н. И. Новиковым и семьей Плещеевых. Увлекшись масонством, Николай Михайлович вступает в московский масонский кружок, где начинает тесно общаться с И. С. Гамалеей, А. М. Кутузовым. В это же время Карамзин участвует в издании первого детского журнала в России – «Детское чтение для сердца и разума».

Путешествие в Европу

В 1789 – 1790 годах Карамзин путешествовал по Европе. Писатель посетил Германию, Англию, Францию, Швейцарию, познакомился со многими известными личностями той эпохи – Ш.Бонне, И. Кантом , Ж. Ф. Мармонтелем, И. Г. Гердером, И. К. Лафатером, присутствовал на выступлениях М. Робеспьера, О. Г. Мирабо. Во время путешествия Николай Михайлович создал знаменитые «Письма русского путешественника», которые были изданы в 1791-1792 годах и принесли писателю широкую литературную известность.

Зрелое творчество. «История государства Российского»

По возвращению в Москву Карамзин продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет художественные произведения, критические статьи и заметки. В 1791 году Николай Михайлович приступает к изданию литературного «Московского Журнала», в котором впервые опубликовал повести «Бедная Лиза» , «Наталья, боярская дочь». Вскоре Карамзин выпустил несколько сентименталистских альманахов – «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки». В 1802 году публикуется повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».

В 1803 году император Александр I даровал Карамзину звание историографа, литератору были открыты все библиотеки и архивы.

До последнего дня жизни Николай Михайлович работал над самым главным своим трудом – «Историей государства Российского». Книга охватывает события от древнейших времен до Смутного времени и включает 12 томов. Первые восемь томов вышли в 1818 году, следующие три были опубликованы в 1821 – 1824 годах. Последняя часть «Истории…» увидела свет после смерти Карамзина.

Умер Николай Михайлович Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге. Похоронен литератор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Другие варианты биографии

  • Проза и поэзия Карамзина во многом повлияли на развитие русского литературного языка, писатель первым начал использовать неологизмы, варваризмы, отошел от церковной лексики.
  • Карамзин был дважды женат. Первая жена, Е. И. Протасова, была сестрой А. И. Плещеевой. Вторая жена, Е. А. Колыванова, была внебрачной дочерью князя А. И. Вяземского.
  • Повесть «Бедная Лиза» Карамзина является наиболее ярким примером русского сентиментализма и изучается школьниками в 9 классе.
  • Карамзин был первым, кто открыл известный литературный памятник – труд Афанасия Никитина «Хождение за три моря».
  • Благодаря Карамзину в обиходе современного русского языка появились такие слова как: «моральный», «промышленность», «сцена», «катастрофа», «сосредоточить», «эстетический», «будущность», «эпоха», «гармония», «влюблённость», «занимательный», «влияние», «впечатление», «трогательный».

Тест по биографии

Попробуйте ответить на вопросы теста по краткой биографии Карамзина.