Моне бульвар капуцинок в париже описание. Бульвар Капуцинок Моне

Бульвар Капуцинок – один из четырех знаменитых «больших бульваров» Парижа. Они располагаются на правом берегу Сены во II округе Парижа и включают в себя помимо Капуцинок Итальянский и Монмартрский бульвар, а также бульвар де ла Мадлен.

История бульвара Капуцинок

Этот бульвар появился в 1676 году и изначально назывался Нижний Вал, поскольку был прорублен сквозь старые городские стены Карла V и Людовика XIII. Позднее свое название бульвар получил в честь монастыря капуцинок, который располагался в садах в южной части до Французской революции. Во время Революции он являлся частью бульвара Черутти. Но во все времена это было место, где встречались успешные и знаменитые люди, где собиралась творческая интеллигенция, где кипела бурная жизнь.

Знаменитые здания бульвара Капуцинок

Почти каждый дом на этой улице имеет увлекательную историю, связанную с политикой, финансами или культурой.

Дом № 1. Неапольское кафе. Оно славилось своей элегантностью и было местом встреч писателей, журналистов и актеров.

Дом № 2. Бывший отель Монморанси. С 1927 года в нем располагается кинотеатр «Парамаунт Опера», перекупленный в 2007 году корпорацией «Гомон». Это здание сохранило прекрасную архитектуру отеля XVIII века, в частности украшение фасада в виде ротонды.

Дом № 3. Первое из открытых в Париже кафе быстрого питания американской сети «Старбакс».

Дом № 5. В этом здании находилась фотомастерская Пьера-Луи Пьерсона, личного фотографа Вирджинии Олдони, графини де Кастильоне.

Дом № 7. В 1825 году здесь была открыта Георама, где можно было полюбоваться макетом Земли диаметром 14 м.

Дом № 8. В этом здании в 1976-1980 гг. жил и работал композитор Жак Оффенбах, автор оперетт «Сказки Гофмана» и «Синяя борода».

Дом № 11. В 1853 году здесь открылось ателье фотографа Адриана Турнашона.

Дом № 12. Гранд Отель, построенный на месте бывшего заболоченного сада.

Дом № 14. Пожалуй, это самое известное сооружение на бульваре. В XVIII веке здесь располагалось Гранд Кафе. 28 декабря 1895 года в подвале состоялся первый публичный платный киносеанс. Братья Август и Луи Люмьер продемонстрировали публике 10 короткометражек, включая «Политый поливальщик», «Выход рабочих с фабрики» и другие ленты. Вопреки сложившемуся мнению, на первом киносеансе не демонстрировался фильм «Прибытие поезда». Также в этом здании доктор Вильгельм Рентген проводил свои первые эксперименты с икс-излучением.

Дома № 16-22. В этих домах находилась редакция газеты «Событие», основанной Виктором Гюго.

Дом № 24. В 1905-1956 гг. здесь проживала знаменитая французская певица Мистингетт.

Дом № 25. В этом здании в 1931-1990 гг. располагался музей Коньяк-Жэ, собравший роскошные предметы французской культуры XVIII века.

Дом № 26. Здесь ранее располагался универмаг Самаритен Де Люкс, которым владел известный модернист Франц Журден.

Дом № 28. В 1889 году здесь были построен аттракцион под названием «Русские горки». В 1893 году его сменила «Олимпия», которая находится там и сейчас. Это старейший из мюзик-холлов Парижа. Изначально в нем давали оперетты, цирковые представления, балет. В 1929 году под воздействием моды в нем стали показывать и кинофильмы. На сцене «Олимпии» в разные годы выступали Эдит Пиаф, Джо Дассен, Лучано Паваротти, Битлз, Алла Пугачева и десятки других звезд мировой величины.

Дом № 35. Мастерская фотографа Надара, у которого любили собираться его друзья-художники в конце XVIII века. В 1874 году здесь состоялась выставка, где были представлены картины Писарро, Моне, Мане, Ренуара. Картина Клода Моне «Впечатление» дала название целому направлению в искусстве – импрессионизм. Современники осуждали такой стиль живописи и считали «мазней», поэтому импрессионистам было трудно заработать себе даже на пропитание. Сейчас их картины стоят миллионы. Одна из картин Моне «Бульвар Капуцинок» ныне располагается в Пушкинском музее в Москве. Она дает очень четкое представление об этой улице, как о сосредоточении кипящей и бурлящей богемной жизни.

Дома № 37-43. В XIX веке здесь располагалось министерство иностранных дел.

Бульвар Капуцинок в искусстве

В России бульвар Капуцинок прежде всего ассоциируется с фильмом Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Хотя название бульвара нигде в сюжете не фигурирует, название фильма подчеркивает значение первого киносеанса братьев Люмьер в доме № 14. Именно он дал толчок к развитию кинематографа как воплощения массовой культуры.

Насколько привлекательны были первые киносеансы для парижской публики, настолько же были непонятны картины импрессионистов, которые являли собой настоящий андеграунд того времени. Столь резкая смена стиля живописи произошла, пожалуй, впервые и была настоящим прорывом. Выставка, состоявшаяся в фотомастерской Надара, подарила мировой культуре имена Ренуара, Моне, Мане, Писарро, Сислея, Сезанна, Дега. Новый стиль наглядно продемонстрировал, что в живописи на первый план может выходить не реализм и четкое соответствие оригиналу, а идея, воплощенная сочными и яркими образами.

Наиболее известны 4 картины с видами бульвара:

2 картины с одинаковым названием «Бульвар Капуцинок», принадлежащие кисти Клода Моне;
«Парижский киоск» Жана Беро;
«Бульвар Капуцинок» кисти русского живописца Константина Коровина.


Сейчас эту улицу сложно назвать местом, где творится история. Но, как и на картинах, написанных более 100 лет назад, бульвар остается одной из оживленнейших артерий Парижа. Он по-прежнему привлекает любителей живописи, театра и кинематографа. Толпы туристов ежедневно прогуливаются по тем же местам, что и Ренуар и Стендаль, обедают в том же «Кафе де ла Пэ», что и Мопассан, Эмиль Золя и Оскар Уайльд. Все так же здесь популярен «бульварный театр», уличные кафе, чьи столики обращены лицом к прохожим. Посетителей французской столицы также привлекает близость сада Тюильри с одной стороны улицы и магазинчиков бульвара де ла Мадлен – с другой. Крупнейшими культурными центрами являются кинотеатр «Парамаунт опера» и концертный зал «Олимпия», где проходят выступления популярных современных исполнителей со всего мира.

Как добраться

Адрес: Boulevard des Capucines, Paris 75002
Метро: Opéra
Обновлено: 13.10.2015

Бульвар Капуцинок относится к одному из звеньев системы Больших парижских бульваров, ставших визитной карточкой столицы Франции. Он граничит с бульварами: Мадлен на юго-западе и Итальянским на северо-востоке.

Кинотеатр Гомонт Опера:

Улица с двумя пешеходными тротуарами, отделенными от автомобильной дороги рядами деревьев, расположена на территории второго округа Парижа. Ее нумерация начинается от улиц Луи ле Гран/Шоссе д’Антен и заканчивается на перекрестке, соединяющем Капюсин, Комартен и Сез.

  • Протяженность бульвара Капуцинок — 440 метров.
  • Общая ширина — 35,4 метра.

Особенности

Широкие улицы с аллеями сыграли важную роль в планировке и социальном развитии Парижа. В свое время они «оздоровили» атмосферу неблагополучных районов и оказались той артерией, по которой в город начала вливаться совершенно иная жизнь. Бульвары стали излюбленным местом для беззаботных прогулок парижан и породили понятие «бульварный», ассоциирующееся с легкомыслием, празднеством и не слишком хорошим вкусом (роман, пресса, театр и пр.).

Панорама бульвара Капуцинок:

Бульвар Капуцинок не стал исключением, но его особенности позволили улице прославиться на весь мир. Именно здесь прошел первый сеанс синематографа, определилось новое направление в искусстве — импрессионизм, и формировалась богемная атмосфера. В этой части Парижа находится всемирно известный концертный зал, о выступлении в котором мечтает каждый певец. На бульваре можно встретить именитых актеров, а на фасадах — увидеть мемориальные доски с именами знаменитостей.

Улица, как и много лет назад, остается оживленной и шумной. Сюда приходят просто прогуляться, заняться шоппингом, посидеть в кафе и с головой окунуться в местный колорит.

Название

Своим нынешним названием бульвар Капуцинок обязан монастырю Ордена бедных кларисс-капуцинок, относящихся к женской ветви Ордена францисканцев. Вдоль южной части улицы когда-то простирались сады обители. Сам монастырь был снесен в 1806 г. при прокладке одной из известных улиц Парижа — Рю-де-ля-Пэ, носившей до 1814 г. имя императора Наполеона.

В фильме «Человек с бульвара Капуцинов» упоминается ошибочное название улицы.

История

Упоминания о бульваре прослеживаются с 1676 г. Изначально ее называли Нижним валом, так как прокладка велась вдоль рва снесенной по приказу Людовика XIV крепостной стены. В период Французской революции участок современного бульвара Капуцинок был частью бульвара Черутти.

Масштабная перепланировка города Жоржем Эженом Османом подарила французской столице современный облик. Границы бульвара Капуцинок окончательно сформировались в 1860-х гг., после разделения его линии Place de l’Opéra. Строительство зданий продолжалось в период XIX — начала XX вв.

«Бульвар Капуцинок» Клода Моне

Картина импрессиониста К. Моне, написанная в 1873 г., была впервые выставлена в ателье Надара. На ней представлены парижане, вышедшие на бульвар Капуцинок для празднования карнавала. В настоящее время полотно находится в Государственном музее истории искусств им. Пушкина. Еще одно произведение художника, имеющее немного иной сюжет, написано в том же году. Работа хранится в Музее искусств Нельсона-Аткинс.

К известным картинам «Бульвар Капуцинок» относятся еще два полотна:

  • К. Коровина (1911 г.) — размещена в Государственной Третьяковской галерее;
  • Жана Беро — находится в частной коллекции.

Достопримечательности

Несколько фактов, связанных с домами бульвара Капуцинок, помогут превратить прогулку в увлекательное путешествие.

№ 2 — кинотеатр Гомонт Опера. Объект построен во второй половине XIX в. на месте сгоревшего театра Водевиль, заменившего, в свое время, отель Монморанси. Здание в конце 1920-х гг. было выкуплено компанией Paramount и переоборудовано под кинотеатр Paramount-Opera. В 2007 г. комплекс перешел EuroPalaces и получил новое название — Gaumont Opéra. Здание расположено на углу бульвара Капуцинок и улицы Шосе д’Антен.

№ 5 — в доме находился фотосалон Пьера-Луи Пьерсона, специализировавшегося на портретной съемке. В течение 40 лет, начиная с 1856 г., его постоянной моделью была итальянская графиня ди Кастильоне (урожденная Вирджиния Ольдоини). Пару лет она состояла в любовной связи с Наполеоном III, что позволило женщине быстро «выйти в свет». За годы сотрудничества фотограф сделал более 400 снимков Вирджинии, в том числе ее ног и ступней. Большая часть работ храниться сегодня в американском Метрополитен-музее.

№ 8 — место проживания и смерти композитора Оффенбаха — кумира Больших бульваров. Среди его произведений — оперная классика «Сказки Гоффмана» и оперетта «Синяя борода».

№ 14 — в здании размещалось знаменитое Grand Café, где братья Люмьер 28.12.1895 г. организовали первый коммерческий кинопоказ. Публике представили несколько короткометражек, но, вопреки сложившемуся мнению, фильм «Прибытие поезда» в этот раз не был показан. В одном из помещений свои первые эксперименты проводил В. Рентген.

№ 24 — здесь проживала Мистенгет, знаменитая французская певица, киноактриса и королева мюзик-холла. Она родилась в семье разнорабочего и портнихи, в 10 лет дебютировала на сцене, работала в «Мулен Руж» и «Фоли Бержер», снялась как минимум в 60 фильмах.

№ 28 — действующий концертный зал «Олимпия». Его легко узнать по гигантскому рекламному щиту красного цвета. Сегодня зал известен во всем мире.

№ 35 — здесь располагались ателье и квартира фотопортретиста, писателя, воздухоплавателя и журналиста Надара. Он снимал Гюго, Делакруа и Бодлера, проводил аэрофотосъемки. В 1874 г. Надар организовал первую выставку картин еще неизвестных миру импрессионистов — Ренуара, Мане, Моне и др. Здесь демонстрировалась картина Клода Моне «Впечатление» (Impression), давшая название новому художественному направлению живописи.

№ 37-43 — бывшее здание Министерства внутренних дел. У его входа в марте 1842 г. потерял сознание Стендаль, получив, как предполагается, апоплексический удар. Он умер дома в тот же вечер, не приходя в сознание. В 1848 г. на углу здания раздался исторический выстрел, послуживший началом очередной революции, приведшей к провозглашению Второй республики.

Концертный зал на бульваре Капуцинок

Выступить в знаменитой «Олимпии» мечтают все певцы и музыканты. В нем звучали голоса мировых звезд — Ш. Азнавура, Э. Пиаф, Д. Дассена, Ив Монтана, П. Каас, М. Матье, Л. Паваротти, Л. Зыкиной, Н. Сличенко, М. Магомаева, А. Пугачевой и многих других.

Здание было построено в 1893 году на месте снесенного по требованию префектуры аттракциона «Русские горки». Изначально здесь проводились цирковые выступления, ставились опереточные спектакли, балет и мюзиклы.

В период 1929-44 гг. в «Олимпии» вынужденно демонстрировались кинофильмы, а в 1954 г., благодаря усилиям нового директора Брюно Кокатрикса, она получила статус концертного зала. К сожалению, после его смерти здание стало постепенно приходить в упадок. Ходили даже слухи о том, что его намерены снести. Однако в 1993 г. министр культуры позаботился о сохранении «Олимпии» и подписал приказ о реконструкции объекта, воссоздании фасада и оригинального интерьера. Сегодня концертный зал на бульваре Капуцинок является одним из самых престижных в мире.

Рестораны и кафе

На бульваре Капуцинок расположено много кафе, ресторанов и закусочных, где предлагают отведать блюда французской, итальянской, китайской и даже русской кухни. Посетители предпочитают располагаться в уютных залах или на летних площадках лицом к прохожим, чтобы побывать в атмосфере «бульварного театра».

Наиболее известные и популярные точки общественного питания:

  • кофейня «Starbucks»;
  • «Café de la Paix»;
  • «Opéra Mandarin»;
  • «Grand Café«;
  • «Hippopotamus».

Магазины

Бутики известных мировых и французских брендов встречаются на всем протяжении бульвара Капуцинок. Это — Mango, Jacadi Paris, ZARA, Benetton, Samsonite, Swatch, Bucherer, Lacoste и т. д.

В магазинах можно приобрести женскую, мужскую и детскую одежду, обувь, ювелирные украшения и парфюмерию, сувениры и модные аксессуары, эксклюзивные часы, чемоданы и бытовую технику. В одном из них — «Fragonard» — разместился музей духов, где милые дамы могут узнать их историю и приобрести флакончик-другой по ценам производителя.

Чуть в стороне от бульвара находятся продуктовые маркеты и шоколадные магазины.

Развлечения

Конечно же, на улице, где родился синематограф, нужно обязательно сходить в кинотеатр. Для посещения концертного зала «Олимпия» потребуется заранее приобрести билет.

Практически на бульваре Капуцинок расположена Парижская опера и музей, где выставлены экспонаты, так или иначе связанные с миром классической музыки.

Как добраться до бульвара Капуцинок

Вдоль улицы курсируют автобусы № 42 и 52. Остановки — «Capucines — Caumartin» и «Opera Rue de la Paix». До «Опера Гарнье» можно доехать автобусами № 20, 27, 29, 66, 68, 81, 95, N15, N16.

Станции метро, расположенные в 3-5 минутах ходьбы:

  • «Havre-Caumartin» — линии 3 и 9;
  • «Chaussée d’Antin La Fayette» — линии 7 и 9;
  • «Madeleine» — линии 8, 12, 14.

Станция пригородных электричек «Auber» линии RER A находится в 250 метрах от бульвара.

От железнодорожного вокзала Сен-Лазар до бульвара Капуцинок можно дойти пешком за 10 минут. Расстояние — около 800 метров.

Крытая автомобильная парковка расположена по адресу Rue de Caumartin, 7.

В столице Франции работает мобильное приложение вызова такси Uber.

Бульвар Капуцинок — видео

Бульвар Капуцинок, иногда ошибочно называемый бульваром Капуцинов, после просмотра ставшего уже классикой фильма «Человек с бульвара Капуцинов», является одним из так называемых

Назван этот бульвар по названию стоящего здесь когда-то монастыря капуцинок.

Чем же знаменит бульвар Капуцинок ? Конечно, своей историей, а историю делают люди. Какие же знаменитости бывали или жили здесь, что происходило на этом бульваре?

В доме № 8 творил свои волшебные произведения композитор Жак Оффенбах , автор «Сказок Гоффмана», «Синей бороды». А в доме № 43 в XIX веке находилось министерство иностранных дел Франции, куда каждый день ходил на работу Анри Бейль, более известный нам как Стендаль .

На бульваре Капуцинок состоялся первый показ кинофильма «Прибытие поезда», продемонстрированного братьями Люмьер . С тех пор мы с удовольствием ходим в кино.

А кинотеатр Paramount , кстати, расположен совсем недалеко, в доме № 2 на этой же улице. Интересно, что билеты в кино во Франции заранее не продают, очередь перед началом сеанса выстраивается на улице. Только по окончании предыдущего сеанса, запускают следующую партию зрителей, фойе-то для ожидания нет.

После кино можно зайти в кафе, выпить чашечку кофе, например, в знаменитое Cafe de la Paix . Когда-то на террасе этого кафе сиживали писатели Оскар Уайльд, Мопассан, Эмиль Золя. Можете посидеть за столиком, размышляя о том, что, возможно, именно с этого места один из знаменитостей мировой литературы,смотрел на раскинувшуюся перед ним панораму бульвара.

Клод Моне "Бульвар Капуцинок в Париже"

Но бульвар Капуцинок знаменит не только писателями и композиторами. Его история неразрывно связано и с художниками-импрессионистами.

В 1874 году в доме № 35 по бульвару Капуцинок, в квартире фотографа Надара состоялась выставка «Анонимного общества», на которой были представлены работы никому не известных тогда Ренуара, Моне, Писсарро, Сислея, Сезанна, Дега .

Слава придет к ним лишь через несколько лет. Кстати, на этой выставке была представлена и знаменитая картина Клода Моне под названием «Бульвар Капуцинок в Париже ». Художник запечатлел вид из окна дома № 35 на оживленный бульвар.

В доме № 28 находится известнейший концертный зал Парижа — . Здесь выступали все великие французские шансонье. Зал отремонтирован и перестроен, но фасад сохранился таким же, как во времена Эдит Пиаф, Ива Монтана, Мориса Шевалье.

Концертный зал "Олимпия"

Вот такая история у этого небольшого, длиной всего 440 метров тенистого бульвара Капуцинок . Когда будете по нему прогуливаться, не забудьте взглянуть на номера домов, вспомните былое, ведь почти каждый дом хранит отзвуки тех или иных исторических событий.

Бульвар Капуцинок (Boulevard des Capucines), который также по ошибке называют Бульваром Капуцинов является одной из главных достопримечательностей Парижа. Расположен бульвар во втором округе французской столицы, а свое название эта широкая улица получила по имени когда-то находившегося здесь женского монастыря капуцинок. Это место связано, прежде всего, с именами знаменитых французских импрессионистов, среди которых числятся Ренуар, Сислей, […]

Который также по ошибке называют Бульваром Капуцинов является одной из главных достопримечательностей Парижа. Расположен бульвар во втором округе французской столицы, а свое название эта широкая улица получила по имени когда-то находившегося здесь женского монастыря капуцинок.

Это место связано, прежде всего, с именами знаменитых французских импрессионистов, среди которых числятся Ренуар, Сислей, Моне, Сезанн, Писсарро и Дега . Когда-то они были неизвестными, но после выставки «Анонимного общества», которая состоялась в 1874-м году в здании N35 на бульваре Капуцинок , в квартире фотографа Надара , к этим художникам пришла всемирная слава.

Именно на этом бульваре состоялся показ первых фильмов братьев Люмьер . На этой же парижской улице расположено знаменитое кафе Cafe de la Paix , на террасе которого когда-то сиживали Эмиль Золя, Мопассан и Оскар Уайльд . В доме номер 8 писал свои прекрасные произведения знаменитый композитор Жак Оффенбах , являющийся автором «Синей бороды» и «Сказок Гоффмана». Анри Бейль , прославившийся как писатель Стендаль , приходил на работу в здание под номером 43, в котором в позапрошлом столетии располагалось министерство иностранных дел пятой республики.

Boulevard des Capucines Paris, Франция

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Carnaval Boulevard des Capucines, 1873 холст, масло. 61 x 80 см Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

С наибольшей последовательностью принципы импрессионизма* были разработаны в творчестве Клода Моне (1840-1926).

Клод Моне стремится схватить и передать непосредственное впечатление, производимое на него картинами действительности, находит новые мотивы городского пейзажа, особое внимание уделяет изображению пространства, освещения и воздушной среды. В одной из своих программных картин, «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, Москва, ГМИИ), он запечатлевает вид шумной улицы Парижа с как бы текущей толпой людей и потоком движущихся экипажей, влажность воздуха и далеко уходящий простор бульваров, видных сквозь голые ветви платанов. Он выбирает точку зрения сверху, с одного из балконов дома, край которого включает в композицию. Неожиданность среза фигур на балконе подчеркивает фрагментарность решения, случайность точки зрения, в действительности точно продуманной и найденной художником.

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Фрагмент

В дальнейшем погоня за передачей неуловимых, изменчивых состояний природы приводит Моне к работе над серией картин, написанных по одному и тому же мотиву природы в разное время дня.

Клод Моне (1840-1926) Бульвар Капуцинок. 1873 г. Музей искусств Нельсона и Аткинс

Так возникают такие серии, как «Руанский собор» (1893-1895, две в Москве, ГМИИ), которые создает художник, увлеченный стремлением схватить состояние атмосферы, освещения одного и того же мотива пейзажа в различное время суток.

Клод Моне (1840-1926) Собор в Руане в солнце 1894, Музей Орсе, Париж, Франция.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Восточный фасад в солнце (1892), Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Клод Моне (1840-1926) Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892), Музей Орсе, Париж.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, фасад (эффект утра), (1892-1894), Музей Фолькванг, Эссен, Германия.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894), Музей изящных искусств, Руан.

Так свет становится истинным героем картины, вытесняя реальные предметы.

Ю. Колпинский. Искусство Франции от Парижской коммуны до 1890-х годов

*Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды - impression , впечатление прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью. Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды. Для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ. Они хотели быть максимально приближенными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре... Вот почему один из критиков некогда и сказал, что «импрессионизм в искусстве то же, что натурализм в литературе».