Можно ли быть патриотом своей страны. Что значит быть патриотом

Введение

«А где люди?» – вежливо спросил Маленький Принц.

«Люди?... Их носит ветер. У них нет корней»

Как актуально, пронзительно грустно, до боли душевной звучат эти слова сегодня, когда в нашем Отечестве в очередной раз распадается связь времён, когда народ производит «Иванов, не помнящих родства»,- людей, утративших духовную связь со своей малой Родиной, родным краем, его культурой.

Сегодня, в силу произошедших в нашей стране преобразований, нарушилась связь времён и резко изменилась шкала жизненных ценностей. То, что вчера высоко ценилось и считалось благом, например, бескорыстное служение Отечеству, преданность своему народу, своей профессии, сегодня в глазах многих не имеет никакой ценности.

Как видно, река времени унесла нас далеко от берегов былого патриотизма. Означает ли это, что столь яркое и благороднейшее качество наших славных предков окончательно ушло из жизни новой России или это всего лишь вынужденная пауза в развитии нашей страны?

В современной России тема патриотизма, его роли и необходимости является одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в обществе. Многие считают, что время патриотизма безвозвратно кануло в прошлое вместе с коммунистическими идеалами. Другие с этим не согласны и не мыслят возрождения и процветания России без должного патриотического подъёма граждан страны. Сегодня мы всё чаще и осознание говорим о возрождении Великой России, но без святого чувства патриотизма это невозможно.

Современное состояние российского общества требует поиска внутренних источников развития, путей реализации его духовных сил. Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В.Путин, эффективно противостоять серьёзным угрозам, нависшим над современной Россией, можно только «…на основе консолидации всех слоёв общества хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей».

Сегодня приходит осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном и региональном уровнях. Об этом свидетельствуют государственная программа: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы».

Существует значительное количество литературы о патриотизме и проблемах его формирования в нашем обществе. Это и труды классиков русской философской мысли, и исследования, касающиеся политической и исторической формы патриотизма, и работы, характеризующие условия развития патриотического движения современной России, справочная литература по современным политическим партиям, теоретические труды лидеров партий и общественно-политических движений.

В последние десятилетия интерес к проблеме патриотизма значительно возрос. Вопрос о месте патриотизма в современном обществе оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных взглядов, мнений, убеждений, дискуссий.

Таким образом, в последнее время проблема патриотизма в нашей стране становится всё более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведёт к росту числа молодёжных организаций экстремистского толка, детской безнадзорности и преступности.

В связи с этой проблемой мы провели социологическое исследование: «Быть патриотом. Что это значит?», в котором приняли участие 128 учащихся нашей гимназии 13 – 17 лет.

Цель исследования:

выявление уровня сформированности патриотического сознания у учащихся на примере учащихся гимназии.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению понятия «патриотизм» в разные исторические периоды.

2. Выявить отношение современных школьников к проблемам патриотизма через проведение опроса.

3. Определить уровень развития патриотического сознания учащейся молодёжи.

Объект исследования:

учащиеся старших классов МБОУ «Гимназия №12».

Предмет исследования:

состояние патриотического сознания учащейся молодёжи в современных условиях.

Метод исследования:

Анализ источников(литературные, научные статьи, СМИ, Интернет)

Анкетный опрос.

1.Понятие «патриотизма» в различные периоды отечественной истории

1.1Сущность понятия «патриотизм»

Термин «патриотизм» является производным от латинского «patria» - отечество, характеризующий национальное единение, идентификацию себя с прошлым и настоящим страны, готовность взять на себя ответственность за ее судьбу и, если надо, защищать Родину с оружием в руках.

В. И. Даль зафиксировал современное ему понимание патриота и патриотизма в своем словаре в 1882 году: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к Отчизне».

В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующая трактовка: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Понятие «патриотизм» имеет глубокие традиции осмысления и употребления в литературе. Вопрос о том, кто есть патриот, кто достоин звания «сын Отечества» волновал мыслителей на протяжении всей истории развития общественной мысли. Так, Радищев ставил эту проблему еще в конце XVIIIв.В работах и западников, и славянофилов во главу угла ставятся интересы Родины. «Западники» В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен пришли к мысли, что не стоит противопоставлять Россию Западу, а Запад - России. А. С. Пушкин и П. Я. Чаадаев первыми выразили суть этой мысли: Россия - не лучше и не хуже Запада, она другая.

1.2 Понятие патриотизма в царской России

В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество».

Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество...».

Но не только с военной службой связывали понятие патриотизма граждане Российской Империи. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма». «Сознательный патриотизм» хорошо охарактеризовал великий русский патриот, философ Василий Розанов: «Счастливую и великую родину - любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша мать «пьяна», лежит и вся запуталась в грехе, - мы и не должны отходить от нее».

1.3.Понятие патриотизма в Советской России

В силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов…».

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

1.4 Понятие патриотизма в православии

Вот что говорил о патриотизме Патриарх Алексий II:«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.».

Поместный Собор РПЦ 1990 года констатировал, что на протяжении тысячелетней истории Русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. По определению Поместного Собора 1990 года, патриотизм «проявляет себя в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы».

1.5 Понятие патриотизма в современной России

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах российского государства. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога фашизма и расизма до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе патриотизма.В общественном сознании отношение к понятию «патриотизм» далеко от однозначного. Что, в частности, демонстрируют высказывания различных политических и общественных деятелей.

Геннадий Зюганов: «Обращение к нашей истории, особенно к истории советского времени, позволяет сделать важный вывод: на каждом новом этапе развития происходило уточнение и наполнение идеи единства патриотизма и социализма. Поэтому и сегодня патриотизм и социализм должны идти рука об руку в деле возрождения Великой России».

Ирина Хакамада: «…Я отношусь к нетрадиционным патриотам, а именно, к тем людям, которые не связывают патриотизм с бездумной верой в собственное государство, а которые связывают свою судьбу со своей страной, потому что именно эта страна позволяет человеку реализовать себя, как свободную личность, и достоинство которого уважает власть».

Эдуард Лимонов: «…Власть имущие, которые в свое время совершили разрушение СССР, пользуясь демократической идеологией, теперь взяли на вооружение патриотическую идеологию и эксплуатируют ее. Хотя, на мой взгляд, им абсолютно безразлично, что эксплуатировать, кого и как».

Со своей стороны, представители партии «Единая Россия» призывают не размывать понятие патриотизма и не заниматься популизмом, а проводить взвешенную государственную политику в вопросах патриотического воспитания. Бывший лидер партии Борис Грызлов связывает понятие патриотизма с историей и величием России: «Богатство России - это не только ее недра, не только и не столько нефть и газ, а огромный творческий потенциал российского народа, наше единство, наша любовь к Родине».

В целом на сегодняшний день можно констатировать наличие значительного числа разнонаправленных мнений по вопросам патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания патриотического воспитания.

2. Сформированность патриотического сознания у современной молодежи

2.1 Уровень развития патриотического сознания у современной молодёжи

Как обстоят дела с чувством патриотизма у нынешней молодёжи? В ходе анкетирования учащихся 8 – 11 классов нашей школы мы выяснили, что значит патриотизм для современного подростка. Всего опрошено- 128 чел.

Первый вопрос анкеты: «Как вы понимаете слово «патриотизм»? Ответы были такими: любовь к Родине – 71%;любовь к природе – 12%; защита Отечества – 12%; верность Отчизне –4%; почитание законов – 1%.Несмотря на разные ответы на данный вопрос, в принципе они похожи и отражают понимание молодёжи своего отношения к Родине.

На вопрос анкеты: «По - твоему, патриот это…» позволил выяснить, какой смысл вкладывают в это слово респонденты. В качестве ответов были получены следующие варианты: «Человек, который старается сделать всё возможное для процветания своей Родины, тот, кто любит свою Родину»; «Храбрый, отважный защитник своей Родины»; «Любящий свою Родину, гордящийся ею»; «Верный сын своего Отечества»; «Человек, любящий своё Отечество»; «Он готов ради своей Родины на всё»; «Тот, кто живёт во имя своей страны, гордится ею»; «Человек, который любит свою страну и беспокоится за её будущее»; «Преданный Родине человек». Были и такие ответы: «Человек, который прошел начальную военную подготовку перед армией»; «Служба в армии» и другие.

По результатам анкетирования 68% опрошенных осознают себя патриотами России. Как видно, не каждый подросток считает себя патриотом, а впрочем, может они понимают, что ещё ничего не сделали для общества, для своей страны, чтобы считать себя таковыми.

На вопрос: «Как вы думаете, где воспитываются патриотические чувства?» респонденты ответили следующим образом: 61% респондентов выбрали вариант ответа: «Я родился в России и считаю её лучшим местом на свете». У 32% респондентов на формирование патриотического сознания повлияла семья. 23% респондентов считают, что патриотизм им привили учителя, 20% опрашиваемых стали патриотами под воздействием СМИ. Наименее выражено влияние на формирование чувства патриотизма со стороны друзей – 17%, под влиянием книг, фильмов и других произведений искусства – 9%, по примеру известных людей – 7%.

Отвечая на вопрос анкеты: «Кого из известных людей вы считаете патриотами?» респонденты назвали исторические личности. 46% опрашиваемых назвали патриотами А.В.Суворова, Петра I; 32% - маршала Г.К.Жукова; 22% - А.С.Пушкина, М.И.Кутузова, Ю.А.Гагарина.

На вопрос: «Кого вы считаете героем нашего времени?» опрашиваемые ответили следующим образом: 83% респондентов не могут назвать конкретных героев, причём 37% считают, что таковых вообще нет, 36% просто не знают их, 9% думают, что герои есть, но не знают, кто они.

«Какие из перечисленных ниже дней ты считаешь праздничными лично для тебя?» Анализируя ответы на этот вопрос анкеты, необходимо отметить «ведущее» положение среди этих праздников Дня Победы. День Победы (84%) и День защитника Отечества (58%) оцениваются как праздники значительно чаще, чем День Независимости (33%) и День Конституции (14%), что говорит о том, Победа в Великой Отечественной войне является наиболее важным событием для школьников, чем недавние важнейшие вехи в становлении современной России как государства. Следовательно, и патриотизм в сознании старшеклассников связан в большей степени с темой войны, защиты Родины, подвигов героев, чем с темой политического развития государства.

«Интересует ли тебя история символов России?» - на этот вопрос 73% опрошенных дали положительный ответ, «не интересует» - 7%, «не задумывались» над этим вопросом - 20%. Как видим, подросткам не безразлична российская символика, большинство из них интересуются её историей. Ведь государственные символы вобрали в себя историю народа, его традиции.

Общеизвестно, что любовь к Родине начинается там, человек родился и вырос. Отвечая на вопрос: «Как ты относишься к своей малой Родине?», 78% респондентов проявили себя настоящими патриотами, дав ответ «люблю», 13% - «выбрали бы другую», для 9% - «всё равно, где жить».

На вопрос о том, если бы у вас был выбор остаться в своём городе или переехать в другой город или страну, респонденты ответили следующим образом: 25% опрашиваемых предпочли бы сменить своё место жительство, а уехать из страны хотят 32% учащихся, причём 14% опрашиваемых хотят уехать из страны навсегда. Большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир и вернулись - 81%. Рассмотрение миграционных настроений у учащейся молодёжи нашей школы показывает достаточно пессимистический настрой.

В анкете был затронут и такой важный вопрос, как служба в армии. В Конституции России записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Из анализа ответов выяснилось, что 52% респондентов считают, что все должны исполнить этот долг, 49% - служить в армии – это долг, патриотизм, 9% - уверены, что службу в армии можно заменить альтернативной службой, 8% посчитали, что «лучше избежать этого любым способом».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 32 часть2) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Вопрос анкеты: «Как можно отнестись к тем, кто не идёт на выборы, нужно ли применять к ним какую-либо меру наказания?» Считают, что участие в выборах является исключительным правом граждан – 64% респондентов, сделать участие граждан в выборах обязательным – 8%,опрошенных, 28% респондентов считают, что от их голосования за кандидатов в органы государственной власти или в органы местного самоуправления ничего не изменится, а потому, ходить на выборы не обязательно. Они не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая отнюдь не будет способствовать их процветанию и благополучию.

«Каково ваше отношение к людям другой веры, нации, расе?» На этот вопрос анкеты респонденты ответили следующим образом: дружелюбное - 35%; равнодушное – 24%; терпимое – 30%; отрицательное – нет; я к ним отношения не имею –11%.Приятно, что особого негатива по отношению к людям разного происхождения никто не испытывает, но при этом есть некоторое неприятие. Можно сказать, что национальный климат в нашей школе достаточно спокойный и толерантный.

«Можно ли считать поддержку отечественного производителя гражданами России проявлением патриотизма? Какой продукции, отечественной или зарубежной, отдаёте предпочтение вы?» 53% респондентов ответили, что поддержка отечественного производителя не является проявлением патриотизма; 47% опрашиваемых считают поддержку отечественного производителя проявлением патриотизма. 90% респондентов отдают предпочтение российским продуктам, что говорит о поддержке отечественного производителя.

На вопрос анкеты: «Есть ли будущее у России?» 69% респондентов ответили: «Россия преодолеет все трудности и будет процветать; 17% ответили: «Скорее всего, будет существовать также как и сегодня»; 12% ответили: «Пока Россия находится на пути к распаду»; 2% затруднились дать ответ. По ответам видно, что молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы.

«Что, на ваш взгляд, ещё необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?» На этот вопрос анкеты больше всего было таких ответов: «Улучшение условий жизни населения»; «Поднятие престижа страны»; «Создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы»; «Повышение авторитета армии в обществе»; «Личный пример, примеры героев войны»; «Воспитание чувства патриотизма с детского сада». Ответы на этот вопрос показывают, что молодёжь в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности.

2.2 Отношение современных школьников к проблемам патриотизма

В рамках проведённого исследования были проанализированы уровни развития патриотизма учащихся 8 – 11 классов МБОУ «Гимназия №12». Большинство респондентов считают (осознают) себя патриотами, гордятся историей своей страны и их волнует будущее России. Среди учащейся молодёжи, считающей себя патриотами России, наиболее развито чувственное, эмоциональное отношение к своей стране, народу, соотечественникам, культуре («люблю свою страну как бы то ни было», «есть чувство гордости за то, что живу именно в России…», «всегда очень болею и переживаю за представителей России в спортивных соревнованиях») – 76%. Развитость эмоционально-чувственного восприятия своей Родины связана с ближайшим окружением личности (семья, друзья, родственники) и выражается в первую очередь в любви к малой Родине (родной природе, населённому пункту). Этот компонент определяет «зачаточный» патриотизм, который способен к развитию, но необходимо целенаправленное патриотическое воспитание для формирования ценностно-мотивационного и волевого элементов.

15,4% респондентов осознают ценности своей Родины, народа, природы, родного края наравне с другими базовыми ценностями: здоровьем, личным успехом, семьей и т.д. («я – патриот; если будет необходимость, я готов действовать в интересах Родины», «для меня родная земля очень важна, и я не буду портить то место, где я живу»).

Только 8,4% респондентов стремятся поддержать Родину своей деятельностью: жить и работать в стране, служить в армии, поддерживать отечественного производителя, а также способствовать развитию страны («работаю на свою страну», «готов защищать свою страну и т.д.»). Это связано, в первую очередь, с незнанием учащейся молодёжью того, что именно необходимо делать на благо своей Родины.Арина, 16 лет: «Мы любим свою Родину, потому что в ней родились, и, может быть, есть страны, где лучше живётся, но мы об этом не знаем».

Результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что патриотическое сознание учащейся молодёжи находится в своеобразном «сумбурном» состоянии: «Родину люблю, хочу ей блага, но в чём состоит это благо, и что надо делать для этого, не знаю». По результатам исследования, 86,8% респондентов определяют для себя патриотизм как «чувство любви к своей Родине и готовность действовать в интересах её благополучия и процветания». При этом патриотами России считают себя 68,0% учащейся молодёжи нашей школы. При анализе путей становления патриотического сознания личности можно выделить, что «неосознанное» становление превалирует среди учащейся молодёжи: 61% респондентов выбрали вариант ответа: «Я родился в России и считаю её лучшим местом на свете». У 32% респондентов на формирование патриотического сознания повлияла семья.

Рассмотрение России как одной из ведущих стран мира присуще 32% респондентов; 40% видят, что Россия играет определённую роль, но не решающую; 14% респондентов полагают, что Россия практически не влияет на решение основных мировых проблем. Достаточно низкая оценка респондентами положения России в мире обусловлена тем, что 47% полагают, что Россия переживает кризисные времена. Рассмотрение причин кризисного состояния России свидетельствует о достаточно позитивной оценке национальной культуры россиян и патриотизма, а причины неблагоприятных событий связываются с негативным влиянием экономических и политических факторов.

При анализе жизненных ценностей первые места занимают ценности личной безопасности и благополучия семьи. Это очевидно связано с индивидуализацией сознания молодёжи. Любовь к Родине также входит в число базовых ценностей. Но эта любовь выражается в любви и готовности действовать в интересах микрогруппы (семья, коллектив сверстников), но она практически не распространяется на страну в целом и не ассоциируется с государственными интересами.

Рассмотрение миграционных настроений у молодёжи показывает достаточно пессимистический настрой. По результатам нашего исследования оказывается, что 25% респондентов предпочли бы сменить свой населённый пункт, уехать из страны хотят 32% учащихся. В настоящее время патриотическое сознание развивается стихийно через семью и социальное окружение личности, нет стабильности в развитии системы формирования личностного патриотизма.

Таким образом, анализ данных социологического исследования позволил охарактеризовать патриотическое сознание, определить уровень развития патриотического сознания, рассмотреть любовь к Родине в системе жизненных ценностей респондентов.

Заключение

Теоретический анализ патриотического сознания и анализ данных, полученных в ходе социологического исследования, учащийся молодёжи позволяют сформулировать следующие теоретические и практические выводы.

В дореволюционный период патриотизм рассматривался как духовная категория, компонент сознания личности, который подразделялся в зависимости от форм его выражения в патриотическом поведении.

Патриотизм в советском государстве был одним из ключевых компонентов идеологии, обеспечивающей его существование и развитие. В этот период наибольшее внимание уделяется рассмотрению патриотизма как любви к Родине и готовности жертвовать ради неё своими благами и, при необходимости, – жизнью.

В постсоветский период патриотическое воспитание вместе с идеологической системой были практически разрушены, что, стало одной из веских причин нарушения связи времён и резкого изменения шкалы жизненных ценностей. Поэтому сегодня, как неоднократно подчёркивал в своих выступлениях Президент РФ, формирование здорового конструктивного патриотизма в широких массах является одной из первоочередных задач дальнейшего укрепления и развития нашей страны. Ибо патриотизм является важнейшим фактором мобилизации и сплочения народа.

Для выполнения этой задачи нужно, прежде всего, провести специальные исследования, призванные дать достаточно полную характеристику состояния патриотического сознания современной молодёжи. Наша работа – это попытка проведения такого исследования среди учащейся молодёжи нашей школы с целью выяснения сформированности её патриотического сознания.

Выводы по результатам социологического исследования:

  • Большинство опрошенных учащихся считают себя патриотами.
  • Практически все патриоты временами испытывают и гордость, и стыд за свою страну.
  • Однако чувства сильно расходятся с делом. Часть патриотов почему-то не ощущают никакого долга перед Родиной. Эта часть составляет чуть меньше половины опрашиваемых, некоторые пока не уверены в том, что они «должники».
  • Связывают патриотический долг с воинской службой ещё меньше респондентов.
  • Очень сложным и противоречивым оказался вопрос о службе в армии. Большинство учеников считают, что служба в армии не обязательна. Третья часть респондентов не могут определиться в данном вопросе.
  • Большинство респондентов не хотели бы уезжать из России. Треть опрашиваемых мечтают жить в другой стране.
  • Мало у кого есть примеры для подражания в современной России. Патриотами респонденты назвали только исторических личностей.
  • Наименее развитым у опрашиваемых является волевой элемент - стремление поддержать Родину своей деятельностью: жить и работать в стране, служить в армии, поддерживать отечественного производителя, способствовать развитию страны.

Данные результаты подтверждают необходимость поддержания и развития патриотического направления в воспитании молодёжи.

Практическая значимость нашего исследования: данную работу можно использовать при подготовке к классным часам, тематическим занятиям, к творческим мероприятиям с целью формирования у учащихся высокого патриотического сознания. Недавние события на Украине подтверждают актуальность патриотизма. Здесь мы видим яркий пример «украденной истории». Если человек не знает прошлого своей страны, он не достоин будущего и не может быть истинным патриотом

Список использованной литературы

3.Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. М.: Детская литература, 1986.44 с.

4. Государственная концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. // Красная звезда. 05 июля 2003. 5 с.

5. Грызлов Борис. Официальный сайт.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Изд. Центр «Терра», 1994. 779 с.

7.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления в 2-х т. М.:АПН, 1971.430 с.

8.Журнал Московской патриархии, №9 -1990. 28 с.

9.Зюганов Г.А. Россия – Родина моя. Идеология государственного патриотизма. М.: Информпечать, 1996. 26 с.

10.Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. М.: Просвещение, 1976. 35 с.

11. Лимонов Эдуард. Сайт Twiter.

12 . Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие. М.: Глобус, 2007. 330 с.

13 .Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 2000. 398 с.

14 . Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия. Моё Отечество, 2000. №1. 23 с.

15 . Розанов В.В. Уединенное. М.: Современник, 1991. 108 с.

16 . Сахаров А., Буганов В. История России. М.: Просвещение, 1997. 286 с.

17 . Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1989. 386 с.

Приложение 1

Анкета

  1. Как вы понимаете слово «патриот»?
  2. По-твоему, патриот – это…
  3. Как вы думаете, где воспитываются патриотические чувства?
  4. Кого из известных людей вы считаете патриотами?
  5. Кого вы считаете героями нашего времени?
  6. Какие из перечисленных ниже дней ты считаешь праздничными лично для тебя:

День Победы;

День Защитника Отечества;

День Независимости;

День Конституции.

  1. Интересует ли тебя история символов России?
  2. Как ты относишься к Малой Родине?
  3. Если бы у вас был выбор остаться в своём городе или переехать в другой город или страну, как бы вы поступили?
  4. Хочешь ли ты служить в армии?
  5. Как можно отнестись к тем людям, которые не ходят на выборы?
  6. Каково ваше отношение к людям другой веры?
  7. Можно ли считать поддержку отечественного производителя проявлением патриотизма?
  8. Есть ли будущее у России?
  9. Что, на ваш взгляд, ещё необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?

Приложение2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что значит быть патриотом

« А где люди?» – вежливо спросил Маленький Принц. « Люди?... Их носит ветер. У них нет корней»

Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В.Путин, эффективно противостоять серьёзным угрозам, нависшим над современной Россией, можно только «…на основе консолидации всех слоёв общества хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей»

В концепции патриотического воспитания граждан РФ сказано следующее:«Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству.

В последнее время проблема патриотизма в нашей стране становится всё более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведёт к росту числа экстремистских молодёжных организаций, детской преступности и безнадзорности.

Цель исследования: выявление уровня сформированности патриотического сознания у молодежи на примере учащихся гимназии Объект исследования: учащиеся старших классов МБОУ «Гимназия №12 ». Предмет исследования: состояние патриотического сознания учащейся молодёжи в современных условиях.

Задачи исследования: Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению понятия «патриотизм» в разные исторические периоды. Выявить отношение современных школьников к проблемам патриотизма через проведение опроса. Определить уровень развития патриотического сознания учащейся молодёж и.

Методы исследования: Анализ источников (литературные, научные статьи, СМИ, интернет). Анкетный опрос.

«Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу»

Патриотизм в царской России

Патриотизм в православии

Патриотизм в Советской России

Патриотизм в современной России

Уровень развития патриотического сознания у современной молодёжи Как вы понимаете слово «патриотизм»?

Как вы думаете, где воспитываются патриотические чувства?

Кого из известных людей вы считаете патриотами?

Кого вы считаете героем нашего времени?

Какие из перечисленных ниже дней ты считаешь праздничными лично для тебя?

Интересует ли тебя история символов России?

Как ты относишься к своей малой Родине?

Е сли бы у вас был выбор остаться в своём городе или переехать в другой город или страну

Как вы относитесь к службе в армии?

Выводы по результатам социологического исследования Большинство о прошенных считают себя патриотами Часть патриотов не испытывает никакого долга перед Родиной Большинство учеников не считает службу в армии обязательной Треть опрошенных хотят жить в другой стране Патриотами респонденты назвали только исторических личностей

Заключение Данные результаты позволяют говорить о необходимости поддержания и развития патриотического направления в воспитании молодежи

Практическая значимость исследования данную работу можно использовать при подготовке к классным часам, тематическим занятиям, к творческим мероприятиям с целью формирования у учащихся высокого патриотического сознания.

Недавние события на Украине подтверждают актуальность патриотизма. Здесь мы видим яркий пример «украденной истории». Если человек не знает прошлого своей страны, он не достоин будущего и не может быть истинным патриотом

Спасибо за внимание!

Тема урока: Что значит быть патриотом?

Цель урока:
- обеспечить условия для формирования учебной деятельности, мотивации для дальнейшего изучения тем раздела «Родина»,
- усвоения понятий «патриот», «федерация», «субъект федерации», «многонациональное государство». Подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина - патриотизме и любви к Родине;
- воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
-воспитание патриотических чувств к Родине и её истории.
Задачи:
-проследить историю происхождения термина «патриот» и «патриотизм»;
-сформировать умение работы с правовым документом; развитие навыка работы с картой, оценки и самооценки;
-повысить уровень сформированности патриотического компонента в мировоззрении обучающихся, национальную гордость и активную гражданско-патриотическую позицию через приобщение учеников к героическим страницам прошлого и настоящего России;
- формирование желания: приносить пользу Родине, служить Отечеству.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку.
Плакат «Никто не забыт, ничто не забыто».
Ход урока
I.Орг. момент
II.Изучение нового материала
Воспитывая патриотов, деловых людей можно быть уверенными и в развитии и в становлении нормального общества и сильной державы.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
(А.П.Чехов).
Вот почему с раннего возраста вместе с образованием в каждом человеке воспитываются трудолюбие, здоровый образ жизни, эстетические вкусы, нравственность, коммуникабельность, патриотизм и другие качества.
Сегодня на уроке мы будем с вами размышлять о том замечательном качестве человека, которое не подвластно времени: оно не имеет «возраста» и ценится так дорого как ничто другое - имена таких людей живут в народной памяти веками.
- Объясните, почему люди, оказывающиеся в сложных ситуациях, связанных общей опасностью, могут вести себя в ней по-разному?
- Существует ли, на ваш взгляд, разница между героем и патриотом?
- Что заставляет обыкновенных людей мирных профессий совершать подвиги во имя Родины?
Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация. Что же означает понятие «федерация»?
Терминологическая работа
- Найдите в словаре объяснение слова «федерация».
Федерация - союзное государство, состоящее из объединившихся го-сударств или государственных образований, сохраняющих определенную юридическую и политическую самостоятельность; соответствующая фор¬ма государственного устройства. (запись определения в тетрадь)
Работа с картой
Посмотрите на современную карту России. Какая она разноцветная! На ней обозначены республики, края, национальные округа, области, а также Москва и Санкт-Петербург. Это субъ¬екты Российской Федерации.
Работа с Конституцией
Найдите в Конституции, какие субъекты входят в ее состав? (статья 65 гл.3. 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа)
- В каком субъекте РФ мы с вами живём?
Общий государственный язык, общая история, общая Родина - все это сближает народы Россий¬ской Федерации. Нет среди наро¬дов великих и малых. Есть только малочисленные и многочисленные, все они имеют равные права. Все народы достойны уважения. Ува¬жение к другим народам - черта патриота. Настоящий патриот ни¬когда не унизит человека другой национальности.
Слово «патриот» заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в од¬ном месте). Другое название земляков - соотечественники. Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь меж¬ду человеком и местом его рождения.
Место рождения именуют по-разному: родина, отечество, от¬чизна. В последних двух словах явно слышится общий корень. Этот корень указывает на то, что это земля отцов (предков).
- А что значит быть патриотом?
Современный словарь определя¬ет значение слова «патриот» так: это человек, любящий свое Оте¬чество, преданный своему народу, готовый на жертвы и соверша¬ющий подвиги во имя интересов своей Родины (запись определения в тетрадь).
Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два сло¬ва звучат рядом - Родина-мать.
Патриотизм – любовь к Родине, своему народу (запись определения в тетрадь).
Итак, чтобы быть патриотом, нужно любить свою Родину. Казалось бы, как это просто. В самые трудные времена, когда смертельная опасность грозила Отечеству, люди вставали на его защиту. Такой опасностью была Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
ПАТРИОТИЗМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, патриотический дух Русского Народа проявился уже в первые месяцы войны. Только в Москве были сформированы 12 дивизий народного ополчения и 25 истребительных батальонов. Писатель-фронтовик К. Симонов сказал тогда о Москве: «Город, похожий на русского человека, такой же непобедимый, как и сам русский человек».
Советский патриотизм военного периода был в действительности неразрывно связан с интернационализмом, истинно братской дружбой народов СССР.
Когда мы говорим о героических подвигах, совершенных в битве за Москву, то подразумеваем не только действия нашей армии-героических советских бойцов, командиров и политработников. То, что было достигнуто на Западном фронте в октябре, а затем и в последующих сражениях, стало возможным только благодаря единству и общим усилиям войск и населения столицы и Московской области, той действенной помощи, которую оказали армии и защитникам столицы вся страна, весь советский народ.
Патриотизм и национальное единство в годы войны проявились в различных формах поддержки Армии. Были созданы фонды Красной Армии, Обороны, помощи семьям и детям фронтовиков, инвалидов Великой Отечественной войны. На средства людей разных национальностей, внесенные в Фонд
Патриотический порыв русских людей проявился в многочисленных случаях героизма в самых разных областях народной жизни как среди военных, так и среди гражданских.
Самолет капитана Н. Ф. Гастелло 26 июня 1941 во время бомбежки вражеской танковой колонны на дороге Радошкевичи-Молодечно получил пробоину в бензобаке. Возник пожар. Тогда Гастелло вместе с экипажем (лейтенанты А. А. Буденюк, Г. Н. Скоробогатов и ст. сержант А. А. Калинин) приняли решение не покидать самолет на парашютах. Горящая машина была направлена на скопление танков, автомашин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с самолетом, уничтожив многие десятки немецких солдат и большое количество военной техники.
Война давала все новые и новые примеры героического самопожертвования русских солдат. Курсант пехотного училища А. Матросов добровольно отправился на фронт рядовым. 23 февр. 1943 в бою за д. Чернушки (Калининский фронт) прорвался к вражескому дзоту и закрыл своим телом амбразуру, пожертвовав собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. Матросов спас жизнь десяткам своих товарищей, оказавшихся под прицельным огнем врага. Воспользовавшись замешательством противника, русские солдаты пошли в атаку и вытеснили оккупантов.
– Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?
III. Закрепление.
1.Когда началась и когда окончилась ВОВ. Сколько дней и ночей она продолжалась?
2.Какой подвиг совершил рядовой Александр Матросов? Сколько воинов его повторили в ВОВ?
3.Какой подвиг совершил летчик Виктор Талалихин? Когда это было?
4.Когда состоялся парад Победы на Красной площади в Москве?
III.Рефлексия
На завершающем этапе рефлексии материала учащиеся аргументируют свои позиции по теме урока: «Что значит быть патриотом», в которой уже отсутствует вопросительный знак.
IV. Домашнее задание: подобрать пословицы о патриотизме.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Городецкий Губернский колледж»

Разработка классного часа для обучающихся 1-2 курсов

« Что значит быть патриотом? »

Солохина Юлия Сергеевна,

преподаватель специальных

и общеобразовательных дисциплин,

куратор группы

г. Городец

201 8 год

Пояснительная записка

Данный классный час основан на применении приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), позволят достичь следующих целей: создание условий для формирования активной гражданской позиции через актуализацию знаний о патриотизме.

В ходе работы предполагается решение взаимосвязанных задач:

    Образовательная: формирование знаний о патриотизме как явлении и его проявлениях;

    Развивающая: формирование умений работать с иллюстрациями, анализировать видеоролики, сравнивать, делать выводы, а также умении использовать личный опыт, и принимать мнения другого, развивать коммуникативные качества, активно взаимодействовать при организации групповой работы, развивать навыки общения;

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества, способствовать формированию и развитию патриотизма.

Приёмы ТРКМЧП позволяют рассматривать большие объёмы информации, делая акцент на работе с понятиями, на сопоставлении различных примеров и точек зрения, на формировании собственных оценочных суждений. Они соответствуют возрастным особенностям, посильны для освоения обучающимися различного уровня успеваемости, вызывают неподдельный интерес и высокую мотивацию в ходе изучения данной темы.

Необходимые технические средства и наглядность

Классный час с использованием описываемых материалов проводится в кабинете, оборудованном столами и стульями, необходимыми по количеству участников и расставленными для групповой работы. Педагогу понадобятся:

    видеоролики патриотической тематики;

    подготовленный на доске кластер, распечатки аналогичных кластеров для каждой группы обучающихся;

    раздаточный материал: «слова – подсказки» для составления кластера для каждой группы обучающихся;

    ПК с колонками;

    раздаточный материал для проведения рефлексии: схемы-опоры для составления отзывов - синквейнов.

Работа с данными материалами может проводиться при сочетании фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации занятия (наиболее эффективно объединять обучающихся в группы).

Ход классного часа:

    Организационный момент.

Приветствие, создание благоприятного рабочего настроя.

Вспомните поэму Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин»:

Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан,

А что такое гражданин?

Отчества достойный сын…

Как вы думаете, одинаковы ли понятие «гражданин», используемое Н.А.Некрасовым и современное понятие «патриот»? Предлагаю ответить на этот вопрос.

Сегодня на классном часе мы с вами рассматриваем очень важную тему для каждого человека и гражданина: «Что значит быть патриотом?».

II . Актуализация. Формулирование цели классного часа.

Ключевыми понятиями сегодняшнего классного часа являются «Родина», «патриотизм», «гражданская активность».

Давайте вспомним, что нам известно о нашей стране:

    Как называлось в прошлом наша страна? (Русь, Российская империя, РСФСР, СССР)

    Как называется наша страна сейчас? (Российская Федерация или Россия) это название появилось в 1991 году, оно закреплено в ныне действующей Конституции РФ, принятой в 1993 году.

    Что значит федерация? (в случае затруднения, следует сказать, что с этим понятием мы ближе познакомимся в течение урока).

    А теперь взгляните еще раз на тему нашего классного часа, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о Родине, любви к ней, преданности, о патриотизме, гражданской активности.)

III . Изложение темы классного часа.

Начнем с обсуждения, что для вас Родина ?

На доске изображается кластер, который заполняется классным руководителем по мере поступления ответов обучающихся.

(Дидактический материал № 1 ). Пример кластера:

Земля предков



Место, где человек проживает

РОДИНА

Место, где ты родился





Место, где человек чувствует себя комфортно



Эмоциональная актуализация темы происходит при помощи видеофрагмента - песня «С чего начинается Родина». Демонстрация видеофрагмента.

Согласны ли вы с поэтом? Нужно ли что - то добавить в кластер?

Наша Родина – это федерация. Под федерацией мы понимаем союз равноправных членов единого целого.

Теперь перейдем к понятию «патриот ».

Эмоциональная актуализация темы при помощи просмотра видеофрагмента (демонстрация видеофрагмента «Один чудак…»)

Последующее обсуждение вопросов:

1) Достаточно ли родится в том или ином месте, чтобы считаться патриотом? 2) Кого Вы можете назвать патриотом в настоящий момент?

Патриот - человек, который приносит пользу Родине, встает на ее защиту при необходимости. Назовите пожалуйста профессии, которые требуют героизма, мужества, терпения (военнослужащие, пожарные, шахтеры, пилоты…).

Наши предки с давних времен считали патриотизм главным из качеств человека, что находит подтверждения в поговорках, пословицах.

Народные мысли о родине и патриотизме помогают осознать всю мощь патриотического чувства и уважение к своему отечеству, народу.

Посмотрите у Вас на столах лежит материал (Дидактический материал № 2 ), прочтите, пожалуйста, обсудите в группах смысл пословиц и выразите свое мнение, согласны ли с афоризмами-пословицами, изречениями народной мудрости. (Пословицы зачитываются и комментируются)

    Берегите землю родимую, как мать любимую

    В бою за Отчизну и смерть красна

    Дома и стены помогают

    Где родился, там и пригодился

    Главное в жизни – служить Отчизне

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

    Дым Отечества светлее чужого огня

    Жить - Родине служить

    Кто за Родину горой, тот истинный герой

    Кто любит родину и народ, тот настоящий патриот

    Кто Родину любит, тому она в долгу не будет

    Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно

    Любовь к Родине сильнее смерти

    На чужой стороне Родина мила в двойне

    На чужбине и калач не в радость, а на Родине и черный хлеб в сладость

    Нет в мире краше Родины нашей

    О тех и радио вещает кто Родину защищает

    Одна мать родна и Родина одна

    Родина – мать, умей за нее постоять

    Родину головой оберегают

    Родину, как и родителей не выбирают

    Родной край – сердцу рай

    С родной земли – умри не сходи

    Смело иди в бой, Родина за тобой

    Та земля мила, где мать родила

    Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Итак, патриот – это гражданин, проявляющий заботу о своей Родине, о ее природе, защищающий ее честь, знающий историю своей страны.

Обучающимся предлагается выполнить кластер и тем самым дать ответ на вопрос из темы классного часа: «Что значит быть патриотом?»

Работают на отдельном листе. (Дидактический материал № 3 ) При этом проигрывается видеофрагмент (Д. Майданов)

IV . Закрепление.

В.В.Путин высказался так: «Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех. У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше, и достаток будет больше, и комфортнее. Это и есть национальная идея». (См видеофрагмент «Путин о патриотизме»).

Национальная идея - это верное религиозное, общественно-политическое и культурное самосознание народа, понимание его исторического предназначения. Национальная идея держится на активной гражданской позиции.

Активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

V . Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте вернемся к словам Н.А. Некрасова о «гражданине», в каком значении он использовал данное слово?

Безусловно, для Некрасова понятие «гражданин» отождествляется с современным понятием «патриот».

Продолжите фразу: «Я хочу быть патриотом, потому что…»

Давайте составим синкейн:

Существительное – понятие тема(Например, гражданин, патриот…)

Два прилагательных…

Три глагола….

Предложение, выражающее основную мысль…

Существительное (синоним раскрываемого понятия, отражающее вывод)

Примеры синквейнов, написанных обучающимися по данной теме:

Подводится итог разговора - быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь к Родине не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!

Дойникова Валерия

Быть патриотом- значит работать на свою страну, на свой народ в их интересах, уважительно и бережно относится к истории и своему прошлому.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. А нам есть чем гордиться! Вспомним подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение: «Что значит быть патриотом»?

Берег твой океан штурмовал,

Нас на прочность Урал проверял,

Но своим многоцветным полярным сиянием,

Всю Россию Ямал освещал.

Мы тебя не сдадим никогда,

Здесь родные для нас города,

Самым главным богатством великой России

Оставайся, Ямал, навсегда!

Движение времени постоянно. Одно поколение сменяет другое. Россия переживает множество событий. Сегодня в погоне за материальными благами люди забывают о патриотизме, любви к Родине, о возрождении нашего общества..

Быть патриотом- значит работать на свою страну, на свой народ в их интересах, уважительно и бережно относится к истории и своему прошлому.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. А нам есть чем гордиться! Вспомним подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг!

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Вошли в жизнь мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю".

Психологическое и духовное состояние россиян сегодня – это постоянная тревога о перспективах собственной жизни и жизни своих близких. Острейшие проблемы, которые не дают свободно вздохнуть ни отдельному человеку, ни средней российской семье, ни региону, ни стране в целом. Россияне не чувствуют себя хозяевами в своей стране, становятся в ней чужими: и в больших городах, и в забытых богом и властью деревнях.

Нужно, чтобы граждане России могли жить в своей стране, учиться в своей стране, работать в своей стране, защищать свою страну и гордиться своей страной.

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен.

Патриотизм – высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ, желание делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Патриотизм- сокровенное чувство, не обязательно заметное окружающим, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники

Патриотизм - чувство индивидуальное , у каждого оно проявляется по-разному, и каждый понимает его по-разному, но всех объединяет одно сохранение и укрепление своей родины. В наше время само слово «патриот» порой приходится слышать с издевкой, с иронией, что само по себе громче всех транспарантов, призывающих к патриотизму. Или человек, называя свои недостатки либо достоинства, чаще всего может услышать о том, какой он честный, умный, но немногие характеризуют себя, называя себя «патриотом»..........

Я бы хотела добавить, честно, раньше я даже не задумывалась о том, патриот ли я? Оказалось, нужно выяснить только одно: что для тебя Родина и вызывает ли она в сердце трепет?

Россия, Русь - моя великая Родина!

Есть такая песня, которая называется « С чего начинается родина…». Так вот, моя Родина начинается с Ямала, с родного города, где живут мои самые близкие люди.

Тут на дню пять погод: сеет, веет, поливает, посыпает. Приползет туча – накроет тундру холодная тень. За ней вторая – опрыснет частым дождем. Третья – пробарабанит крупой ледяной. Четвертая – снегом засыпает. Хорошо, если пятая мимо пройдет – тогда опять солнышко и тепло.

Красива тундра!!!

Ярче всего она летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие.

На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, а все огромное небо над ней – золотым. Бесконечная тишина. И время остановилось.

На Севере живут мужественные, смелые люди. Суровая природа требует, чтобы человек был смелым, решительным, сильным. На Севере люди разводят оленей. Олень – очень полезное животное. Он заменяет человеку лошадь и машину, он дает ему мясо и теплую шерсть. Оленеводы пасут стадо оленей далеко в тундре, там животные находят свою любимую пищу – мох ягель.

На Ямале живут люди, которые заняты на добыче газа, – газодобытчики. Они добывают для страны газ, который необходим людям.

А тундра наша хороша.
Кусты темнеют мехом рысьим,
Снежинки кружат не спеша,
Блестят на солнце словно бисер.

В природе все рационально и прекрасно, надо только научиться видеть эту красоту, уметь беречь ее, сохранять для будущих поколений. Природа великолепна сама по себе, и в то же время сколько она несет даров людям! Общение с природой приносит необыкновенную духовную силу. Не случайно святые люди уходили в глухие места общаться лишь с Богом и природой.

Раньше я не понимала слова Родина. Когда моя мама говорила: «Были бы крылья, улетела бы на Родину»,- я ее не понимала. Но вот три года назад мы ездили в гости в ее родной город. И я увидела, как мама радуется каждому кустику, каждому дереву, знает все тропинки в лесу, потому что она здесь родилась, здесь прошло ее детство. Я радовалась за маму. Я поняла, что такое Родина!

Я горжусь, что живу в России, среди этих лесов и полей, мне хочется, чтобы будущие поколения получили от нас ту же красоту родной природы!

Для этого надо бесконечно любить свою землю, бережно относиться к ней, преумножая ее богатства.

Все мы должны стать лучше, чище, добрее.

Хватит ненавидеть и обвинять Россию за то, что она не может дать своим гражданам того, что могут дать другие государства. Не может жизнь целого народа и каждого человека заключаться только в поиске удовольствий. Нас окружают много бездомных, голодных, безработных, немощных людей.

Да, мы должны стать терпимее друг к другу, прощать вольные и невольные ошибки. И тогда люди поверят в самое доброе, будут счастливы! Ну, а счастье – это когда вы здоровы и здравствуют ваши близкие, когда ваша семья живет в достатке, когда вы уверены в будущем, когда вы любите и любимы. Для российских граждан эти ценности всегда были и остаются!

.

В.Г. Белинский

Классный час на тему : "Что значит быть патриотом сегодня?"

Цель классного часа

    Воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.

Задачи классного часа:

Образовательные

    Познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, с ролью патриотизма в будущем страны.

    Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.

Развивающие

    Формировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

    Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания

Воспитательные

    Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории;

    Воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества.

Оборудование : Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Родина это-мы

Форма проведения : классный час

На доске: « Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом »

В.Г. Белинский

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И. Ожегова

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

    Вступительное слово.

Приветствие учителя:

Добрый день, ребята, уважаемые гости.

Я предлагаю вам посмотреть видео и подумать над вопросом:

Какова тема нашего классного часа?

(показ видео «Родина это-мы»)

I .Вступительное слово

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Не будет преувеличением сказать, что "проблема патриотизма" стала в нашей стране едва ли не самой обсуждаемой. Ибо все и вся сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их любовь к Родине. Особенно модной становится беспроигрышная патриотическая тематика накануне выборов, что понятно. У других

разговоры о патриотизме вызывают лишь кривую ухмылку.

"Какой может быть патриотизм в государстве, которое так обращается со своими гражданами?" - говорят старшие люди и со вздохом вспоминают те времена, когда Родиной и ее достижениями действительно можно было гордиться. Молодое поколение все чаще презрительно называет свою страну "Рашкой" и мечтает отсюда "свалить".

Именно это явилось целью нашего классного часа “Что значит быть патриотом сегодня?”

Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными, я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.
А для начала давайте, подробно разберем, что означает понятие патриотизм и кто же такой патриот?

Эпиграфом к классному часу взяты слова Виссариона Григорьевича Белинского - русского мыслителя публициста, критика, философа, писателя

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом»

В.Г. Белинский

Из словаря Ожегова я выписал, что

«Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

II . Информационный блок

1. Уважение к прошлому своей страны.

«История русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей.

У важение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны. Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации

Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

Вывод: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.

Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.

На последних выборах мэров городов на выборы пришло чуть более 20% от тех, кто имеет право принимать участие в выборах.

Чем это можно объяснить? Как можно отнестись к тем, кто не идет на выборы, нужно ли применять к ним какую-либо меру наказания? Кто ходил на выборы?

Вывод: В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 32) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, участие в выборах это именно право, а не обязанность гражданина.

У нас часто не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая отнюдь не будет способствовать их процветанию и благополучию. Поэтому участие в голосовании – это активное участие в жизни своей страны, ощущение себя её неотъемлемой частью.

3. Служба в армии.

В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива служить, даже один год, не вызывает большого желания и тем более уж удовольствия. Интересуясь мнением родителей будущих призывников, социологи услышали весьма противоречивые аргументы “за” и “против” службы в армии.

Основными причинами нежелания отдавать своих детей в армию, по мнению опрошенных родителей являются:

    Армия – это напрасная трата времени”.

    Страшно за жизнь детей” “Не уверен, что от этого будет какая-то польза для сына и страны”.

    Все дело в нынешнем состоянии армии: когда пройдут реформы в ней, тогда и надо служить”.

    Дедовщина в армии.

    Там один беспредел”.

    Я готов еще раз отслужить, лишь бы он не служил”.

А какого мнения придерживаетесь вы? Если бы вам представилась возможность, служили бы вы?

Вывод: Сегодня в обществе обсуждаются вопросы реформирования Российской армии, ее модернизации и даже возможном включении девушек в состав призывников. Будем надеяться, что переход Вооруженных сил на службу на контрактной основе позволит решить множество проблем, накопившихся в современной армии, сделает ее более боеспособной и мобильной.

4. Толерантность в национальном вопросе.

Патриотизм следует отличать от национализма, шовинизма и расизма, в основе которых лежат идеи национального превосходства и исключительности, противопоставления одной нации другой. В смысле пестроты национального состава своего населения Росси, пожалуй, нет равных: здесь веками бок о бок мирно живут и трудятся, строят дома, растят детей, вместе радуются и вместе горюют из-за общих бед люди более ста национальностей.

Национальный вопрос в России будет еще долго стоять остро, потому что мы - многонациональное государство. Не случайно сегодня мы так часто и так много говорим о толерантности. На вопрос социологического исследования “Почему люди испытывают неприязнь к представителям других национальностей?” 46% опрошенных заявили, что такой причиной является то, что они не считаются с обычаями и нормами поведения, принятыми в России, не умеют себя вести, чужды для этой страны, следовательно не являются её патриотами. То есть, речь идет о том, что в своем поведении, в самых разных его формах, они ведут себя не так, как большинство россиян.

Национальная политика государства должна не просто помочь своим гражданам дать ответы на вопросы: “Кто мы? Откуда?”, но и объяснить исторический и актуальный смысл существования государства. Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой? Является ли фактом утверждение, что представители других стран не могут быть патриотами России?

Вывод : Принадлежность к своей стране, своему государству должна объединять людей. В истории России существует немало примеров беззаветной любви и преданности к ней со стороны представителей национальных меньшинств. Мы же не вспоминаем о национальной принадлежности тогда, когда речь заходит о разного рода достижениях: в спорте - Марат Сафин, Костя Дзю; в литературе – Чингиз Айтматов, Муса Джалиль; в медицине –, Лео Бакерия; в науке –Ландау. Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.

5. Поддержка отечественного производителя.

Удивительно, но сегодня большинство россиян высказываются за поддержку отечественных товаропроизводителей и ограничение доступа на российский рынок импортных товаров. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Почти единогласно россияне заявляют о желании покупать российские продукты (всего 93%), что говорит о поддержке отечественного производителя, и высказываются за ограничение ввоза импортных товаров.

Поддержка отечественных производителей не должна заключаться в ограничении доступа иностранных товаров на российский рынок. Такое мнение высказал и президент России на одной из пресс-конференций в Кремле. Россия должна создавать конкурентно способную продукцию.

Президент также сказал, что этот принцип должен действовать и в отношении российской культуры: "Засилье иностранной теле-, кино и книжной продукции не может радовать наших производителей". Кроме того, в сфере культуры Россия может успешно конкурировать с другими странами.

Вывод: Возможно, утверждение, что поддержку отечественного производителя следует рассматривать как проявление патриотического начала, не совсем верно, но и небезосновательно. Делая выбор в пользу российской продукции, мы тем самым осуществляем не только поддержку, но и оказываем доверие производителю, даём ему шанс догнать и перегнать своего конкурента в своей отрасли. А развитие всех отраслевых структур делает государство сильнейшей и мощной державой.

6. Вера в возрождение России как сильной державы.

Взгляните на карту нашей страны, огромные просторы . Обширные равнины с полноводными реками, дремучими лесами и бескрайними степями раскинулись по нашей стране. Горные хребты опоясывают нашу страну каменным поясом. Недра равнин и гор - это кладовые с несметными богатствами угля, нефти, руд металлов, камней-самоцветов. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. км². Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км. Но почему же тогда мы так плохо живем ? Почему уровень жизни среднего россиянина до сих пор намного ниже, чем в любой развитой стране?

Да, эту страну надо беречь, желающие посягнуть на нашу страну было предостаточно. Есть они и сейчас…

    Верите ли вы в возрождение России и что по-вашему нужно для этого делать?

Вывод: Молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы, а также за экономическую и финансовую стабилизацию в России. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения России необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем, что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.