Музыкальная культура испании первой половины 20 века. События и погода в испании

Историко-культурное наследие Испании богато и разнообразно. Колорит этой страны, её неповторимые красоты вдохновляли Пикассо, Гойю, Веласкеса, Дали... Влияние различных народов, религий и культур, пограничное положение между Европой и Африкой, замкнутость Средиземноморья и бескрайность Атлантического океана - всё это нашло отражение в величественных памятниках и интереснейших традициях Испании.
Архитектура Испании - это причудливое сплетение традиций ушедших цивилизаций, оставивших память о своем существовании именно в памятниках монументального творчества и динамично развивающееся искусство современных архитекторов.
На испанской земле соседствуют античные амфитеатры и акведуки с мощными укреплениями крепостей вестготов. Сохранились великолепные образчики мавританской архитектуры эпохи Халифата - Алькасар в Севилье и дворец Назарет в замковом комплексе Аламбра в Гранаде.
По количеству всемирно известных соборов с Испанией не может сравниться ни одна страна мира. Среди них – величественный романский собор в городе Сантьяго-де-Компостела и готические храмы Севильи, Бургаса, Толедо, Таррагоны. Собор в городе Теруэль, возведенный в уникальном испанском стиле «мудехар», сложившийся в результате слияния в архитектуре элементов готики и ренессанса с мавританскими традициями. Строгий монастырь-дворец (резиденция испанских королей) - Эскориал близ Мадрида, построенный в аскетичном стиле «эрререско» и причудливо украшенные барочно-ренессансные соборы Гранады, Мурсии и Валенсии.
Появление испанского модернизма, утвердившегося в качестве одного из основных направлений живописи и архитектуры на рубеже XIX и XX вв., тесно связано с деятельностью гениального каталонца Антонио Гауди, чьми руками были созданы такие замечательные творения, как собор Саграда Фамилия и парк Гуэль в Барселоне.
О творческом потенциале молодого поколения свидетельствуют в частности постмодернистские сооружения архитекторов Рикарда Бофила (Барселона), Сантьяго Калатравы (Севилья, Валенсия) и Рафаэля Монео (Мадрид).

Живопись Испании оставила заметный след в мировой истории изобразительного искусства. Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (1541-1614). Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо.
Золотой век испанской живописи представлен именами Хосе де Риберы, Франсиско Сурбарана, Б. Э. Мурильо и Д. Веласкеса, который уже в молодые годы стал придворным художником Филиппа IV; его знаменитые картины "Лас Менинас" или "Фрейлины", "Сдача Бреды", "Пряхи" и портреты королевских шутов находятся в мадридском музее Прадо.
Политические и социальные потрясения XVIII и XIX вв. отразились в творчестве Франсиско Гойи, например, его "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", а также серия "Бедствия войны". Вызывающие страх "черные картины", созданные незадолго до смерти мастера, - не только выражение его собственного отчаяния, но и свидетельство политического хаоса того времени.
Период 18-19 веков в целом охарактеризуется упадком испанского искусства, замкнутого в подражательном классицизме, а возрождение великой испанской традиции происходит в первой половине 20 века. Новые пути в мировом искусстве проложили - зачинатель и яркий представитель сюрреализма в живописи Сальвадор Дали (1904-1989), один из основоположников кубизма Хуан Грис (1887-1921), абстракционист Хуан Миро (1893-1983) и Пабло Пикассо (1881-1973), внесший вклад в развитие нескольких направлений современного искусства.

Литература Испании - одно из самых ярких явлений мировой художественной культуры. О ее весомом вкладе свидетельствует хотя бы то, что два самых знаменитых общечеловеческих типа - Дон Кихот и Дон Жуан созданы испанцами.
Самым известным литературным произведением, описывающим реконкисту, является созданная неизвестным автором эпическая поэма "Песнь о моем Сиде" (около 1140 г.), рассказывающая о подвигах Родриго Диаса де Бивара, более известного как Сид (от арабского "сиди") - Повелитель.
Классики испанского театра, родоначальники "золотого века" литературы - Феликс Лопе де Вега и Педро Кальдерон де ла Барка известны русскому читателю и зрителю по блестящим постановкам на русской сцене. Тирсо де Молина создал в литературе образ Дон Жуана. Таким же бессмертным стал рыцарь Печального образа Дон Кихот Ламанческий Мигеля де Сервантеса.
В конце XIX века разочаровавшееся в политике "поколение 98-го" встало перед задачей духовного обновления Испании. К этому движению примкнули Мигель де Унамуно и Рамон Мария дель Валье-Инклан. В 1927 г. сформировалась группа молодых авангардистов, вошедших в историю литературы как "Группа 27-го". Её самым знаменитым членом был поэт и драматург Федерико Гарсия Лорка; цикл стихотворений "Цыганские романсеро" и драмы "Иерма" и "Кровавая свадьба" тесными узами связаны с его родной Андалусией. Гарсия Лорка был убит около Гранады франкистами.
В 1989 г. Нобелевскую премию получил Камило Хосе Села, роман которого "Улей" (1943) переведен на русский язык. Роман "Особые приметы" Хуана Гойтисоло, который возглавил поколение испанских писателей 50-х гг., как и все его произведения, имеет четкую общественную позицию. Один из самых значительных писателей Мигель Делибес, его знаменитый роман "Святые безгрешные" (1981) также переведен на русский язык. Широко популярны сегодня Кармен Мартин Гаите (род. 1925 г.; литературная премия Испании 1994 г.) и Мануэль Васкес Монтальбан (род. 1939 г.; литературная премия 1995 г.). Его роман "Одиночество менеджера", герой которого частный детектив Пепе Корвальо, известен и за пределами Испании.

Музыка Испании
Расцвет испанской музыкальной культуры, особенно в жанре церковной музыки, начался в 16 веке. Ведущими композиторами той эпохи были мастер вокальной полифонии Кристобаль де Моралес (1500–1553), его ученик Томас Луис де Виктория (ок. 1548–1611), прозванный «испанским Палестриной», а также Антонио де Кабесон (1510–1566), прославившийся сочинениями для клавесина и органа.
В 19 веке после длительной эпохи застоя инициатором возрождения национальной музыкальной культуры стал Фелипе Педрель (1841–1922), основоположник новой испанской композиторской школы и создатель современного испанского музыковедения.
В конце 19 – начале 20 века испанская музыка получает европейскую известность благодаря таким композиторам, как Энрике Гранадос (1867–1916), Исаак Альбенис (1860–1909) и Мануэль де Фалья (1876–1946). Современная Испания дала таких всемирно известных оперных певцов, как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Монтсеррат Кабалье.

Киноискусство Испании
В кино Испания имеет давние традиции. Луис Бунюэль шокировал публику в 20-е годы такими сюрреалистическими фильмами, как "Андалусский пес"; вплоть до 80-х гг. он продолжал клеймить буржуазное лицемерие, например, в картине "Скромное очарование буржуазии".
Выдающиеся режиссеры современного кино Карлос Саура ("Кармен") и Педро Альмодовар Фернандо Труэва Хулио Медель в послефранкистский период способствовали упрочению мировой славы испанского кинематографа.

Фестивали в Испании
Ежегодно в Испании проводятся десятки крупных фестивалей. Почитатели любого жанра искусства смогут найти для себя интересное мероприятие в течение всего года.
Например, музыкальный фестиваль в Гранаде, начинающийся в июне, собирает ярких представителей классического и современного танца, исполнителей фламенко. Июльский джазовый фестиваль в Сан-Хавьере посещают мировые звезды этого музыкального направления.
Любителям театра будет интересен фестиваль в Мериде, где можно будет посмотреть программу. классических греко-латинских и средиземноморских театров.
В августе проходит международный вокальный фестиваль Habaneras в Торревьехе.
Очень насыщенна программа осеннего мадридского фестиваля музыки.
Поклонникам кинематографа известен международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне.

Не стоит думать, что в Испании были только специфические направления музыки. Существовали и общие стили, которые не были привязаны к конкретным регионам. Во многих городах страны исполнялись романтические баллады трубадурами. С 15 века стали исполняться героико-эпические сказания (cantares de gesta) под аккомпанемент виуэлы. Это щипковый инструмент с 12 струнами.

Религиозная музыка уходит своими корнями глубоко в древность. Наиболее ранней формой считается хоральная монодия, которая являлась легким распевом, что исполнялась в монастырях уже с 7 века.

В середине 1990-х годов все распевы и унылые псалмы были записаны на диск. И он приобрел популярность. Даже современным меломанам такой альбом пришелся по вкусу.

Вы можете послушать испанскую инструментальную музыку вот в этом видео:

Музыка в эпоху Возрождения

Несмотря на то, что эпоха Возрождения совпала с «золотым веком» Испании, но музыки это мало коснулось. Только несколько композиторов заслужили славу и создали свое имя.

  1. Антонио де Кабесон. Он написал первые произведения для клавишных инструментов, которые и сегодня исполняются. Также он славился пьесами литургического характера (тьенто).
  2. Кристобаль де Моралес. В середине 15 века композитор занимался сочинением исключительно церковных мелодий. Именно он первым получил известность за пределами Испании.
  3. Томаса Луиса де Виктория стал еще одним известным и популярным испанским композитором. Он писал мотеты и мессы.

Барочная музыка в Испании

Испания не может похвастаться великими композиторами. Естественно, в период барокко и классицизма были придворные композиторы, но они не получили мировой известности. Чаще всего испанские правители выписывали себе музыкантов из Италии. Быстро становится понятно, что испанцы предпочитали песни, а не камерные мелодии. Редким примером испанского успеха можно считать каталонского композитора Антонио Солер. Жизнь он вел скромную в монастыре, но при этом постоянно занимался сочинением музыки.

В 19 веке появился баск Хуан Крисостомо Арриага, которого очень часто называют «испанским Моцартом» . Уже в 13 лет он написал оперу «Счастливые невольники» (Los esclavos felices, 1820). Умер талантливый композитор очень рано в 19 лет от туберкулеза.

Прослушать оперу «Счастливые невольники» вы можете в этом видео:

Расцвет классической испанской музыки

«Золотой век» музыки в Испании наступил в 19 – начале 20 века. Композиторы этого периода жили и работали в период позднего романтизма, но под влиянием национального фламенко, преобладал национальный компонент. Композиторы включали в свои произведения национальные мотивы на европейские тенденции.

Исаак Альбенис

Чтобы стать пианистом он убежал в 12 лет из дома. Он добрался до Америки и в через год выступил с концертами. В 1886 году в возрасте 25 лет им была написана «Испанская сюита» (Suite Espanola), но вершиной его творчества стало сочинение «Иберия». Умер композитор в возрасте 48 лет.

Прослушать композицию «Испанская сюита» вы можете прямо сейчас:

Энрике Гранадос

Композитор способствовал развитию национальной школы музыки. В своих произведениях он оставался патриотом. В основу своих лучших произведений: двух циклов для фортепиано «Гойески» (Goyescas, 1911) положены картины художника Гойи. На этом же материале он сочинил одноименную оперу, но во время возвращения после премьеры талантливый композитор погиб.

Мануэль де Фалья

Светило классической музыки. На творчество де Фальи оказали большое влияние Дебюсси и Равель. Одним из лучших произведений является сюита «Ночи в садах Испании» (Noches en los jardines de Espana, 1915). Но еще большее внимание к его персоне привлекали два балета «Любовь-волшебница» (El amor brujo, 1915) и «Треуголка» (El sombrero de tres picos, 1917).

Балет «Любовь-волшебница» можете прослушать в этом видео:

Хоакин Турина

Он в своих работах также обращался к национальным произведениям, но при этом писал более камерную музыку, чем остальные. Лучшими его работами считались такие произведения, как симфоническая поэма «Шествие, посвященное окроплению святой водой» (La procession del Rocio, 1913), а также «Цыганские танцы» (Danzas Gitanas, 1930), что были написаны для фортепиано.

Хоакин Родриго

В своем творчестве он использовал смесь импрессионизма и национальных традиций. В историю испанской музыки он вошел, как талантливый автор для гитары с оркестром. Его «Аранхуэсский концерт» знают во всем мире.

Композицию Хокиана Родриго вы можете прослушать сейчас:

Как мы экономим на отелях до 25%?

Все очень просто – мы используем специальный поисковик RoomGuru по 70 сервисам бронирования отелей и квартир с наилучшей ценой.

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

В мире столько много разных культур, но многие культурологи сходятся во мнении, что именно Испания- одна из самых удивительных стран всего мира: от кухни до традиционных ежегодных фестивалей, которые можно увидеть только на улицах этой страны. Многие традиции распространены по всей территории Испании, однако есть и уникальные, присущие каждой конкретной провинции или области.

Культура Испании в своё время подверглась влиянию нескольких стран и народов - благодаря интересному географическому положению на стыке Европы и Африки и некоторымисторическим событиям. На язык и религию большой отпечаток наложили римляне: в период с 1000 по 1492 г. Испания была римско-католической страной. Многие слова в испанском языке заимствованы так же у арабов. К смешению культур причастны и евреи.

Архитектура Испании

В Испанию стоит ехать уже за одними лишь архитектурными ансамблями.

Это сплетение стилей и времён, одновременное существование напыщенной помпезности и аристократической сдержанности, величия и скромной простоты. Испания держит первенство по количеству знаменитых соборов среди всех стран мира. Это и готические храмы Севильи,


и мавританский Назарет в Гранаде,


а ещё аскетичный Эскориал возле Мадрида,



соборы Валенсии в стиле ренессанс,



романский собор Сантьяго-де-Компостела,

дом Террадес (Каса-де-лес Пунчес) или "дом с шипами" в Барселоне и многие другие.


Нельзя не упомянуть о великом испанском архитекторе Антонио Гауди, который положил начало развитию испанскому модернизму.


Батло или "дом костей" был спроектирован из старого дома для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса архитектором Гауди

Его работы главным образом сосредоточены в Барселоне, где что ни здание - творение этого каталонского гения.


Последняя работа Гауди Ла Педрера или "каменоломня"

Искусство

Испанская живопись оставила неизгладимый след в мировой истории изобразительного искусства. Сальвадор Дали - известный испанский художник 20 в., чей талант известен во всём мире благодаря его причудливым и потрясающим мировоззрение сюрреалистическим картинам.


Талантливый гравёр и живописец Франсиско Гойя, считающийся первым из современных мастеров эпохи романтизма, создал модель и проложил путь для последующих работ таких художников, как Моне и Пабло Пикассо. Можно уверенно сделать вывод, что Испания - колыбель талантов.

Музыка и танцы

Музыка является важной частью испанской культуры. Страна имеет длинную историю облачения в разные формы андалусской и западной классической музыки, а также поп-музыки. Испания богата на различные стили фольклорной музыки. Более того, современная Испания имеет ряд исполнителей в жанрах рок, хэви-метал, панк и хип-хоп.


Тем не менее, самая популярная форма испанской народной музыки - это фламенко.

Даже тот, кто не знает об Испании ничего, услышав слово «фламенко», быстро ответит Вам, что речь идёт именно об этой стране. Чувственный и зажигательный танец фламенко родиной из Андалуссии. Это единство танца, игры на гитаре и песни является одним из старейших способов развлечения испанцев. Это сложная схема движений тела и ног, сопровождаемая пылким ритмом, заданным хлопками в ладоши и кастаньетами. Роль певицы крайне важна в этом танце, для которого была создана специальная гитара в 1790 году.

Фестивали и фиесты

Если посмотреть на испанский календарь праздников, то почти каждый захочет остаться тут жить навсегда: их огромное количество, точнее около 200. Объяснение такому изобилию очень простое: испанцы - народ жизнерадостный и темпераментный. Любовь к фейерверкам, грохоту хлопушек, ярких нарядов, шумной музыке и ритмичному фламенко у них в крови. Самыми яркими являются фестивали, проходимые в период Нового года и в Пасхальную неделю. Главный испанский праздник- национальный день Испанидад, отмечаемый ежегодно 12 октября.


Танцевальные карнавалы с умопомрачительными нарядами добавляют больший интерес в сердца любителей испанской культуры.


Сиеста

Сиеста - это очень славная и необычная для славян традиция обязательного послеобеденного отдыха, длящегося, как правило, с 14.00 до 15.00. Это время испанцы проводят дома с семьёй или за послеобеденным сном.

Большинство магазинов и общественных учреждений закрываются в эти часы. Летом, когда особенно жарко, сиесту используют как возможность для охлаждения (под холодным душем или же на море), чтобы вернуться к работе в конце дня в более бодром духе.

Спорт

Футбол - это не только спорт для многих испанцев, но и страсть. Лучшие команды клуба, такие как Реал Мадрид и Барселона могут собрать толпу болельщиков более 100.000 человек.



Национальная сборная нашла место среди мировой элиты, а также победила в 2008 году в чемпионате Европы, а в 2010 в чемпионате мира по футболу.

Традиционный бой быков - коррида , спортивное зрелище в Испании, существующее на протяжении многих веков, по сей день проходит в Плаза де Торос по всей стране, хотя ее популярность варьируется от региона к региону.


Язык

Несмотря на то, что почти всё население Испании может в совершенстве говорить на испанском, существуют несколько других распространённых языков, действующих в пределах одного региона.


Например: «баскский» в Стране Басков и Наварре, «каталонский» в Каталонии, Болеарских островах и Валенсии и «галисийский» в Галисии. Все они имеют официальный статус второго языка, и даже некоторые газеты выпускаются только на них.

Религия Испании

Основная масса населения Испании - католики. Однако к религии они относятся по-своему и не фанатично.


И даже, несмотря на то, что в каждом месяце испанского календаря около дюжины дней в честь святых, это, скорее всего, лишь очередной повод для очередного пиршества. Праздники здесь обладают смешением духовных ценностей с языческими почестями.

Испания - страна, где легализованы однополые браки. Такие пары имеют официальное право на усыновление детей. Кстати, принятие закона о заключении однополых браков в своё время поддержали 67% самих же католиков.


Культура и традиции Испании существенно отличаются от культурного наследия, обычаев и духовных ценностей других стран Европы. Многочисленных туристов привлекают колоритная атмосфера, темпераментность, приветливость и доброжелательность местного населения.

В чем особенности культуры Испании

Благодаря особому географическому положению культура наделена неповторимым своеобразием, богатством и красотой. Территориальное расположение на границе между Африкой и Европой, берега, омываемые теплым Средиземным морем и мягким Атлантическим океаном, - все это находит отражение в традициях и обычаях гостеприимной Испании.

Многолетнее наслоение культурных пластов происходило благодаря воздействию различных народов и религий. Культура Испании - это уникальное сочетание и фольклорного наследия древних римлян, греков, арабов. Испанский стиль «мудехар» представляет собой симбиоз архитектуры, живописи, музыки, выраженный через интернациональные культурные особенности.

Испанская архитектура

Исторические постройки отличаются разнообразием, продиктованным модными веяниями различных периодов. Культура Испании широко представлена в монументальных сооружениях: готических соборах, средневековых замках, роскошных дворцах. По количеству всемирно известных памятников Испания находится на втором месте, уступив первенство Италии.

Любознательным туристам стоит обязательно увидеть Триумфальную арку и дом Каса Льео Морера в Барселоне. Направляясь в Валенсию, нельзя пропустить крепостные ворота Торрес де Серрано, сооруженные еще в XIV веке. Ступенчатые пирамиды Гуимар, расположенные на острове Тенерифе, поражают воображение своей масштабностью и остаются вековой загадкой для человечества. Арабский минарет Хиральда с Золотой башней является символом Севильи. В соборе Сантьяго-де-Компостелла хранятся древние мощи святого Иакова, в честь которого названо историческое сооружение.

Особенности культуры Испании находят свое отражение и в современных постройках. Башня Агбар, здание в виде рыбы зодчего Френка Гери, "дом Бен Ладена" - вот небольшой перечень всемирно известных произведений архитектурного искусства, достойно представляющих свою страну.

Испанское изобразительное искусство

Искусство Испании оставило широкий след в мировой истории культуры. Всемирную известность живописи принесли произведения Золотого века. К ним относятся шедевры религиозного жанра, созданные художником Эль Греко. Не менее известны такие творцы, как Франсиско Рибальта, Диего Веласкес, Бартоломео Мурильо, Хусепе Рибера. Художественные традиции были впоследствии продолжены гениальным творчеством Франсиско Гойи. Неоценимый вклад в современное искусство живописи внесли Сальвадор Дали, Хуан Миро, Пабло Пикассо и Хуан Грис.

Испанская литература

В период Золотого века культура Испании обогащается выдающимися произведениями литературного жанра. Славу своей родине принес автор знаменитого «Дон-Кихота» Мигель де Сервантес. Не менее известными являются литературные герои Феликса Лопе де Вега, Педро Кальдерона де ла Барка и Мигеля де Унамуно. Современную писательскую славу поддержали драматург и поэт Федерико Хуан Гойтисоло, Мигель Делибес и Камило Хосе Села, ставший лауреатом Нобелевской премии. На было прославлено искусство драматургии в основном благодаря Рамону дель Валье-Инклан.

Культура Испании отмечена благодаря успехам отечественного кинематографа. Режиссер автор шедевра «Андалузский пес», за сорок лет своей кинодеятельности создал целую галерею всемирно известных произведений. Упрочили славу мастера такие авторы, как Педро Альмодовар и Карлос Саура.

Испанская музыка

Испания является одной из старейших музыкальных стран Европы. Удивительное своеобразие песенных жанров, инструментальной музыки, танцевального искусства обусловлено историческими особенностями этой земли. В первоначальный период своего развития музыкальная культура Испании включала различные направления, свойственные определенным провинциям. С течением времени разнообразные культуры все теснее переплетались между собой, образуя особый испанский стиль, заметно отличающийся от всех других.

Уже с начала XIII века музыка Испании была известна искусством игры на гитаре. Сегодня традиционный музыкальный инструмент представлен двумя видами: фламенко и акустической гитарой. Современная музыка содержит в своей основе истоки фольклора, отличающие испанские произведения своеобразием и узнаваемостью.

Классические произведения получили свое развитие в шестнадцатом веке, взяв за основу церковные мелодии. В начале XX века общеевропейскую известность испанской музыке принесли композиторы Энрике Гранадос, Исаак Альбенис, Мануэль де Фалья. Современное классическое певческое искусство представлено гениальными голосами Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса.

Фламенко

Темпераментный и зажигательный стиль фламенко - это традиционная музыка Испании, родившаяся в Андалузии. Он представлен в трех направлениях: песнях, танцах и игре на гитаре. Основой стиля послужили древние цыганские обрядовые танцы, которые передавались по наследству, сохраняя свои традиции и обогащаясь новыми музыкальными красками.

Сегодня танцы фламенко преподносят в виде музыкальных спектаклей, наполненных смысловым содержанием, с выражением особой чувственности и страсти. Непременные атрибуты танцевальных номеров (длинные платья, пестрые шали, веера) помогают лучше выражать чувства и подчеркивают народное происхождение стиля. Нередко танцы фламенко сопровождаются ритмичными звуками кастаньет, хлопаньем в ладоши (пальмас), экспрессивной игрой на барабане-кахоне.

Танцевальная культура фламенко объединяет под одним названием несколько различных музыкальных рисунков. Характерной чертой испанского стиля является обязательный элемент импровизации, позволяющий создавать совершенно уникальные произведения танцевального искусства.

Фестивали и праздники Испании

Древнее происхождение и богатство культурных проявлений определяют яркую красоту и оригинальность национальных праздников. Музыкальная страна ежегодно проводит разнообразные фестивали, карнавалы и шествия.

В феврале проводится общенациональный карнавал, особенно ярко представленный на острове Тенерифе. Канун праздника Пасхи не обходится без множества крестных ходов и религиозных процессий, украшенных колоритной и красочной атрибутикой.

Наиболее известные фестивали проходят летом и осенью: музыкальные, театральные, танцевальные. К разряду оригинальных событий можно отнести Томатину - праздник помидоров, на котором устраивается грандиозное томатное побоище.

Коррида

К культурному достоянию Испании, несомненно, стоит отнести знаменитую корриду - бой с быками. Зрелищное мероприятие представлено ярким спектаклем, включающим в себя вековые традиции искусства, основанные на уважении к священным животным, азарте и смертельном риске.

В древние времена коррида была обязательным элементом национальных праздников. Сегодня это целое искусство, воплощающее в себе испанский дух и национальную идентичность. Красота корриды сродни балетному танцу, где тореро проявляет свое мастерство, храбрость и талант.

Прекрасные люди, прославляющие историю своей страны на протяжении множества веков, создавали и продолжают поддерживать национальное наследие, имя которому - культура Испании. Кратко рассмотрев творческие направления человеческой деятельности, нельзя не проникнуться глубоким уважением к испанскому народу, бережно хранящему и преумножающему культурные традиции своей Родины.

Долгое время под влиянием церкви находилась музыка Испании, в которой свирепствовала феодально-католическая реакция. Как ни напорист был натиск контрреформации на музыку, все же вернуть целиком прежние позиции папству не удалось. Устанавливающиеся буржуазные отношения диктовали новые порядки.

В Испании признаки Возрождения вполне отчетливо проявились в XVI веке, а предпосылки для этого, по всей видимости, возникли еще раньше. Известно, что уже в XV столетии существовали давние и прочные музыкальные связи между Испанией и Италией, между испанскими капеллами и входившими в них певцами-композиторами - и папской капеллой в Риме, а также капеллами герцога Бургундского и герцога Сфорца в Милане, не говоря о других европейских музыкальных центрах. С конца XV века Испания, как известно, благодаря совокупности исторических условий (окончание реконкисты, открытие Америки, новые династические связи в пределах Европы), обрела очень большую силу в Западной Европе, оставаясь в то же время консервативно-католическим государством и проявляя немалую агрессивность в захвате чужих территорий (что в полной мере испытала затем на себе Италия). Крупнейшие испанские музыканты XVI века, как и ранее, находились на службе церкви. Они не могли тогда не испытать на себе воздействие нидерландской полифонической школы с ее сложившимися традициями. Уже говорилось о том, что выдающиеся представители этой школы не раз бывали в Испании. С другой стороны, испанские мастера, за немногими исключениями, постоянно встречались с итальянскими и нидерландскими композиторами, когда уезжали из Испании и работали в Риме.

Почти все крупные испанские музыканты рано или поздно попадали в папскую капеллу и участвовали в ее деятельности, тем самым еще прочнее осваивая коренную традицию полифонии строгого стиля в ее ортодоксальном выражении. Крупнейший испанский композитор Кристобаль де Моралес (1500 или 1512-1553), прославленный за пределами своей страны, в 1535-1545 годах находился в составе папской капеллы в Риме, после чего возглавлял метризу в Толедо, а затем соборную капеллу в Малаге.

Моралес был крупным полифонистом, автором месс, мотетов, гимнов и других вокальных, по преимуществу хоровых произведений. Направление его творчества сложилось на основе синтеза коренных испанских традиций и полифонического мастерства нидерландцев и итальянцев того времени. В течение многих лет (1565-1594) жил и работал в Риме лучший представитель следующего поколения испанских мастеров Томас Луис де Виктория (ок. 1548-1611), которого по традиции, но не слишком точно относят к палестриновской школе. Композитор, певец, органист, капельмейстер, Виктория создавал мессы, мотеты, псалмы и другие духовные сочинения в строгом стиле полифонии a cappella, более близком Палестрине, чем нидерландцам, но все же не совпадавшем с палестринозским - у испанского мастера было меньше строгой сдержанности и больше экспрессии. К то1му же в поздних произведениях Виктории проступает и стремление нарушить "палестриновскую традицию" в пользу многохорности, концертности, тембровых контрастов и иных новшеств, ведущих свое происхождение скорее от венецианской школы.

Другим испанским композиторам, работавшим главным образом в области духовной музыки, тоже доводилось временно состоять певцами папской капеллы в Риме. В 1513-1523 годах в состав капеллы входил А. де Рибера, с 1536 года там был певцом Б. Эскобедо, в 1507-1539 годах - X. Эскрибано, несколько позднее - М. Робледо. Все они писали полифоническую духовную музыку в строгом стиле. Один лишь Франсиско Гуерреро (1528-1599) всегда жил и работал в Испании. Тем не менее его мессы, мотеты, песни пользовались успехом и за пределами страны, часто привлекая внимание лютнистов и виуэлистов как материал для инструментальных обработок.

Из светских вокальных жанров наиболее распространенным.тогда был в Испании вильянсико-род многоголосной песни, то несколько более полифоничной, то, чаще, тяготевшей к гомофонии, истоками связанный с бытом, но прошедший профессиональную разработку. Однако о сущности этого жанра следует говорить, не отрывая его от инструментальной музыки. Вильянсико XVI века - чаще всего песня под виуэлу или под лютню, создание крупного исполнителя и композитора для избранного им инструмента.

И в бесчисленных вильянсикос, и вообще в бытовой музыке Испании необычайно богат и характерен национальный мелодизм - своеобразный, сохраняющий свои отличия от итальянской, французской и тем более немецкой, мелодики. Эту свою характерность испанская мелодика пронесла сквозь века, привлекая к себе внимание не одних национальных, но и зарубежных композиторов вплоть до нашего времени. Своеобразен не только ее интонационный строй, но глубоко своеобразна ритмика, оригинальна орнаментика и импровизационная манера, очень крепки связи-с движениями танцев. В упомянутом выше обширном труде Франсиско де Салинаса "Семь книг о музыке" (1577) приведено множество кастильских мелодий, которые привлекали внимание ученого музыканта прежде всего с их ритмической стороны. Эти краткие мелодические фрагменты, охватывающие порой всего лишь диапазон терции, удивительно интересны по своим ритмам: частые синкопы в различном контексте, острые перебои ритма, полное отсутствие элементарной моторности, вообще постоянная активность ритмического чувства, никакой его инерции! Эти же качества были восприняты из народной традиции светскими вокальными жанрами, более всего вильянсико и другими разновидностями песни под виуэлу.

Инструментальные Жанры в Испании широко и самостоятельно представлены творчеством композиторов-органистов во главе с крупнейшим из них Антонио де Кабесоном (1510-1566), а также целой плеядой блистательных виуэлистов с несметным количеством их произведений, отчасти связанных с вокальной мелодикой различного происхождения (от народных песен и танцев до духовных сочинений). К ним мы специально вернемся в главе об инструментальной музыке эпохи Ренессанса, чтобы определить их место в общем ее развитии.

К XVI веку относятся и ранние этапы в истории испанского музыкального театра, который зародился еще на исходе предыдущего столетия по инициативе поэта и композитора Хуана дель Энсины и существовал в течение долгого времени как драматический театр с большим участием музыки в особо предназначенных для нее местах действия.

Наконец, заслуживает внимания ученая деятельность испанских музыкантов, из которых уже оценили Рамиса ди Пареху за прогрессивность теоретических воззрений и Франсиско Салинаса за уникальное по тому времени рассмотрение испанского фольклора. Упомянем также несколько испанских теоретиков, посвятивших свои работы вопросам исполнительства на различных инструментах. Композитор, исполнитель (на виолоне - басовой виоле да гамба), капельмейстер Диего Ортис издал в Риме свой "Трактат о глоссах” 1553), в котором подробнейшим образом обосновал правила импровизированною варьирования в ансамбле (виолоне и клавесин). Органист и композитор Томас де Санкта Мария опубликовал в Вальядолиде трактат "Искусство играть фантазию" (1565) - попытка методически обобщить опыт импровизации на органе: Хуан Бермудо, выпустивший в Гренаде свою "Декларацию о музыкальных инструментах" (1555), охватил в ней, помимо сведений об инструментах и игре на них, некоторые вопросы музыкального письма (возражал, в частности, против перегруженности полифонии).

Таким образом, испанское музыкальное искусство в целом (вместе с его теорией), вне сомнений, пережило в XVI веке свой Ренессанс, обнаружив и определенные художественные связи с другими странами на этом этапе, и существенные отличия, обусловленные историческими традициями и социальной современностью самой Испании.