О Винсенте Ван Гоге и его картине «Море в Сент-Мари. О Винсенте Ван Гоге и его картине «Море в Сент-Мари Ван гог картины море

Удивительные приключения картины Ван Гога «Вид на море в Схевенингене» и краткий очерк о начальном периоде творчества гениального художника.

Вид на море в Схевенингене

Это самый первый пейзаж маслом (из сохранившихся), написанный Винсентом Ван Гогом в своей жизни. Работа была выполнена в августе 1882 года в местечке Схевенинген (иногда неправильно произносят Шевенинген) – курортном пригороде Гааги на берегу Северного моря, который часто называют Северной Ривьерой. Именно здесь начался недолгий творческий путь Ван Гога в живописи.

Для своего первого морского этюда Винсент выбрал экстремальную погоду: штормовое море в ненастный, ветреный день. Первый опыт закончился простудой.

Художник пишет в письме своему брату Тео: «У нас тут на протяжении всей недели был сильный ветер, буря и дождь, наблюдать которые я несколько раз ходил в Схевенинген. Оттуда я вернулся с двумя маринами. На одну из них налипло довольно много песку, а со второй, сделанной во время настоящего шторма, когда море подошло к самым дюнам, мне пришлось дважды соскребать толстый слой песка, которым она была покрыта.

Ветер дул так сильно, что я едва мог устоять на ногах и почти ничего не видел из-за песчаной пыли. Однако я все же попытался запечатлеть ландшафт, зайдя с этой целью в маленький трактирчик за дюнами, где я все соскреб и немедленно написал снова, время от времени возвращаясь на берег за свежими впечатлениями. Таким образом, у меня остались памятки об этом дне.

И еще одна памятка – простуда со всеми известными тебе последствиями, которую я там подхватил и которая вынуждает меня два-три дня провести дома ».

Винсент Ван Гог (Van Gogh) — View of the Sea at Scheveningen, Гаага — август 1882 (Музей Ван Гога, Амстердам)

Несмотря на то, что картина написана в августе, море совсем не вызывает «летнего» ощущения — свинцовое небо, нависшее над штормовыми волнами. Женщины встречают рыбацкий парусник, подпрыгивающий на волнах. Лошади (или ослы?) стоят наготове, чтобы вытащить лодку на берег. Кажется, что все застыли в ожидании неминуемой беды.

Серебристо-зеленые мазки наотмашь — художник с первых шагов заявляет свой фирменный пастозный стиль, а иногда просто выдавливает краску на холст прямо из тюбика. Как далека еще палитра картины от привычного нам яркого Ван Гога.

Дерзкое похищение

Вечером 7 декабря 2002 года пейзаж «Вид на море в Схевенингене» был похищен из Музея Ван Гога в Амстердаме. Дерзкое ограбление совершил вместе с напарником профессиональный амстердамский взломщик Октав Дарем (Octave Durham) по прозвищу «Обезьяна». Впоследствии подробности ограбления были детально восстановлены полицией на основе признаний арестованного Дарема. Уникальная исповедь вора проливает свет на систему хищений предметов искусства.

Некоторые люди рождаются учителями, некоторые - футболистами. Я - прирождённый грабитель ” — заявил Дарем. Он решил ограбить музей не потому, что его интересовало искусство или конкретная картина, просто Дарем увидел, как это можно сделать. «Таков уж устроен глаз у грабителя » — признался он.

Воры забрались на крышу музея, разбили кувалдой прочное окно и проникли внутрь. Дарем не знал исторической ценности картин Ван Гога. Сначала он нацелился на знаменитые «Подсолнухи», но картина были слишком прочно прикреплена к стене. Тогда он решил снять со стены «Едоков картофеля», но они показались ему слишком большими, чтобы уместиться в проломе окна.



В конце концов, грабители сняли со стены две самые маленькие картины, ближайшие к разбитому окну. Это и был уже знакомый нам морской пейзаж в Схевенингене (Дарему показалось, что толстый слой краски на картине свидетельствует о ее высокой стоимости) вместе с другой картиной — «Выход из протестантской церкви в Нюэнене». Эта работа изображает церковь, пастором в которой служил отец художника. Винсент подарил эту картину своей матери.



Кража заняла всего 3 минуты 40 секунд. Грабители спустились вниз по веревке, которую предварительно закрепили. Дарем неудачно приземлился и упал на землю, повредив краску на морском пейзаже (см. левый нижний угол). Во время бегства Дарем обронил на месте преступления свою чёрную бейсболку.


Винсент Ван Гог — Вид на море в Шевенингене (фрагмент картины). Виден скол краски в левом нижнем углу.

Когда всё закончилось «, — говорит Дарем — к музею прибыли полицейские. Я проехал мимо них на своей машине, сняв лыжную маску и опустив стекло. Я проезжал и смотрел на них, я слышал их переговоры по своему сканеру полицейской волны. Они не знали, что это я ”.

Когда Дарем вернулся домой, он снял с картин рамы и стекло. Отколовшуюся с пейзажа краску стряхнул в туалет, а рамы выбросил в канал.

У грабителей не были никаких шансов открыто продать похищенное, поэтому они обратились к преступному миру Амстердама. Картинами заинтересовался Кор ван Хаут, известный похищением пивного магната Альфреда Хейнекена в 1983 году. Но сделка не состоялась — как раз в в день запланированной встречи он был застрелен.

В марте 2003 года Дарем и его сообщник связались с итальянским наркоторговцем Раффаэле Империале (Raffaele Imperiale) — владельцем одного из амстердамских «кофешопов». Тот согласился купить картины 2003 года за 350 000 евро (в этот момент картины были бесценны, так как никогда не продавались на рынке, а эксперты оценили ущерб музея в 100 млн. евро). Позже адвокаты Империале подтвердили, что тот купил картины, зная, что они украдены.

После покупки, Империале отослал полотна куда-то в Италию и следы обоих полотен надолго затерялись.

Воры стали очень быстро тратить вырученные деньги и их покупки привлекли внимание следователей. Однако во время задержания Дарем сбежал, ловко поднявшись по стене здания — навык, за который он и получил прозвище «Обезьяна». Его дом обыскали, но картин не нашли. Дарем сбежал в Испанию, где и был арестован в декабре 2003 года. Экспертиза подтвердила, что ДНК с бейсболки принадлежит Дарему — он и его сообщник были осуждены. После приговора грабители не признавали свою вину и отказывались сообщать о местонахождении картин. Видимо, на то были веские причины, ведь картины все это время были в руках неаполитанской мафии.

Ван Гог в плену у «каморры»

В начале 2016 года итальянская полиция в результате рейдов арестовала нескольких высокопоставленных членов каморры и один из них, Марио Черроне, неожиданно пошел на сделку со следствием и рассказал о месте хранения украденных картин Ван Гога.

В сентябре 2016 полицейские обыскали дом в местечке Кастелламаре-ди-Стабия около Помпей, где и нашли обе работы, завёрнутые в тряпку и спрятанные в потайном сейфе внутри стены.

Дом принадлежал матери того самого Раффаэле Империале, который за прошедшие 13 лет стал одним из боссов мафиозного клана Амато Пагано — самого могущественного и жестокого в неаполитанской «каморре». Сам Империале в это время уже скрывался в Дубае и был заочно приговорен к 20 годам тюрьмы.

По мнению полиции мафия обычно использует украденные предметы искусства в качестве выкупа или шантажа (своеобразный «арт-неппинг»), когда пытается смягчить приговор в суде. Украденные картины также могут рассматриваться, как долгосрочные инвестиции или использоваться для внутренних расчетов между преступными кланами.

Оригинальные рамы не сохранились, состояние самих полотен было оценено как удовлетворительное. Обе картины снова в музее Ван Гога, где мне и посчастливилось их увидеть сразу после возвращения из плена.

А Дарем, наконец-то, признался в своей причастности к одному из самых известных преступлений в сфере искусства в послевоенный период.

Пять морских пейзажей Ван Гога

Картина «Вид на море в Схевенингене» примечательна еще и тем, что это первый и один из немногих морских пейзажей Ван Гога. Странно, что морской сюжет встречается у Ван Гога так редко — художник за свою короткую жизнь написал более 900 картин маслом, но только 5 из них посвящены морю. Все они собраны здесь.

Море на второй марине из Схевенингена спокойное, но общий колорит по-прежнему серый.


Винсент Ван Гог (Van Gogh) -Beach at Scheveningen in calm weather, 1882 (Minnesota Marine Art Museum, USA)

А вот остальные три марины, написанные в 1889 году на юге Франции, в местечке Сен-Мари. Хорошо видно, как разительно изменились цвета в палитре Ван Гога. Можем гордиться, что одна из этих работ хранится в Москве.




Гаагский период в творчестве Ван Гога (1881-1883)

В Схевенингене 27-летний безработный Ван Гог начал писать маслом и окончательно решил стать художником. Впереди его ждали 10 лет полного одиночества, частого голода, постоянной нищеты, жестоких болезней, поисков и скитаний, отверженности и непризнания.

Только фанатизм и одержимость в работе, лихорадочное и навязчивое стремление добиться успеха, неистребимая вера в свои силы, а также бескорыстная моральная и финансовая помощь брата Тео помогали Ван Гогу выживать вплоть до 29 июля 1890 года, когда он решил уйти из жизни.

За время пребывания в Гааге Винсент создал почти 200 рисунков и акварелей и около 20 картин маслом. ​




В первых работах ощущается влияние «гаагской» школы живописи — спокойная, приглушенная гамма серых оттенков. «Темный гаагский период» в колористике Ван Гога стал прочным фундаментом для будущих ярких цветовых решений гениального художника, найденных им позднее в Париже, Арле и Овере.

Антон Мауве и Винсент Ван Гог — учитель и ученик

Ван Гог всю свою недолгую творческую карьеру был художником-самоучкой, если не считать незаконченное обучение в Академии изящных искусств в Брюсселе (1880) и непродолжительное обучение у художника Антона Мауве (Anton Mauwe, 1838-1888) в Гааге (1882) — своего дальнего родственника.

В конце 1881 года Винсент пишет: » …я обратился к Мауве: «Не будет ли разумнее, если я приеду в Гаагу на месяц или около того и время от времени стану беспокоить вас, обращаясь за советом и помощью?…Мауве тут же засадил меня за натюрморт – пара старых деревянных башмаков… и вот так я приступил к работе..

Мауве научил Ван Гога писать маслом: «Ты должен знать, Тео, что Мауве прислал мне ящик с красками, кистями, мастихином, маслом, скипидаром – короче говоря, со всем необходимым. Итак, решено: я начинаю писать маслом и очень рад, что до этого, наконец, дошло…».

Было бы несправедливо в этом очерке обойти вниманием самого Мауве. Вот несколько его пейзажей, в которых угадываются первые работы молодого Винсента.




Ван Гог быстро прогрессировал. «Мауве подает мне надежду, что довольно скоро я смогу работать на продажу. Он даже сказал: «Я всегда считал вас пустоцветом, но теперь вижу, что ошибался» — пишет Ван Гог брату.

Мы то теперь знаем, как Мауве и Ван Гог ошиблись в прогнозах. Первая и единственная при жизни Ван Гога продажа его картины состоялась только в 1890 году — «Красные виноградники в Арле » были куплены за 400 франков бельгийской художницей Анной Бош. Сегодня эта картина находится в музее ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Однако они были слишком разные люди, чтобы обучение могло продолжаться долго. Обеспеченный, уважаемый и аккуратный бюргер Мауве не смог мириться с непредсказуемыми выходками и невротическим характером юного Ван Гога.

После того, как Винсент решил жениться на беременной проститутке, Мауве решительно указал ему на дверь. Ван Гог болезненно переживал расставание, но хранил добрую память о своем учителе всю жизнь. Больше учителей у Винсента не было.

В Арле он пишет: «…получил от нашей сестры статью, посвященную памяти Мауве…Меня словно что-то толкнуло, от волнения, у меня перехватило горло, и я написал на своей картине: «Памяти Мауве, Винсент и Тео». Если не возражаешь, мы ее так и пошлем госпоже Мауве. Я нарочно выбрал наилучший из сделанных мною здесь этюдов («Персиковое дерево в цвету»)…я считаю, что памяти Мауве надо посвятить что-то нежное и радостное, а не вещь, сделанную в более серьезной гамме».




Судьбы двух художников сложились противоположным образом. Мауве был уважаемым лидером «гаагской» школы, и при жизни с успехом продавал свои работы. Сегодня его работы известны лишь искусствоведам. Ему вечно суждено быть лишь «наставником Ван Гога».

Нищий и всеми отвергнутый Винсент Ван Гог прожил короткую жизнь, так и не познав успеха. Сегодня он самый узнаваемый художник в мире. Недавно три его пейзажа были проданы на аукционе Sotheby’s за 180 млн. долларов.


«Берег моря в Схевенингене» – одна из самых ранних картин Ван Гога, она написана в 1882 году летом. Но никто бы не сказал, что ее автор только недавно впервые взял в руки кисть,– так смело и сильно сделана эта марина. Если рисовать Ван Гог начинал по-ученически, то писать красками он начал почти сразу как мастер, уже имея за плечами двухлетний стаж ежедневных упражнений в рисунке. Он не без оснований считал рисунок «становым хребтом живописи». Теперь он уверенно рисует кистью – длинные, волнистые полосы густо наложенной краски передают впечатление волнующегося вспененного моря, гонимых ветром облаков. Не портрет местности, но поэзия северного моря, холодного ветра составляет суть этого полотна: темпераментный пересказ подслушанного у природы.

Однако если сравнивать «Берег в Схевенингене» с более поздними произведениями Ван Гога, то видно, что здесь он еще в начале пути. Пастозная красочная фактура еще выглядит рыхлой – месивом краски, есть случайность в направлении и характере мазка; мазок не организует пространство и форму с такой красотой и энергией, как это свойственно зрелому Ван Гогу.

При всем увлечении пейзажем главной страстью Ван Гога оставались композиции с фигурами. Пейзаж без людей казался ему холодным и неполным – он вводил фигуры рыбаков, возчиков, сборщиков хвороста, тогда пейзаж оживал. Сами же элементы пейзажа, в особенности деревья, он тоже писал, как живые фигуры: они делают усилия, сгибаются, выпрямляются, словом – живут. Между ними и людьми устанавливалось сродство; таким образом, решалась одна из задач, являвшихся вечным камнем преткновения для живописцев,– объединение ландшафта и человеческих фигур в непротиворечивое живописное целое. Импрессионисты это делали по-своему – они погружали фигуры в мерцающую световоздушную среду, растворяли в ней, сливая с природой. Ван Гог же природу уподоблял людям.

Первые опыты живописи маслом поставили перед ним задачи цвета, света, тона и фактуры, и он, не зная, как принято их решать, эмпирическим путем «проб и ошибок» находил свои, оригинальные решения. Как передать роскошную красочность осеннего леса, изменчивые эффекты вечернего солнца и одновременно ощущение материальности, крепости почвы? «Писание оказалось настоящей мукой. На почву я извел полтора больших тюбика белил, хотя она очень темная; затем понадобились красная, желтая, коричневая охры; сажа, сиенна, бистр; в результате получился красно-коричневый тон…» Добиваясь глубины цвета, способной выразить «мощь и твердость земли», он покрыл полотно таким густым тестом краски, что поверх него уже нельзя было писать кистью деревья: мазок утопал. Ван Гог вышел из затруднения с отважной простотой – выдавил краску из тюбика прямо на холст, и продолговатые сгустки краски, промоделированные сверху кистью, стали стволами деревьев. Так он положил начало своей знаменитой пастозной фактуре.

Возможно, на цветовую палитру «Берега моря в Схевенингене» повлияли впечатления Ван Гога от увиденного им моря в Англии: «Море было желтоватым, особенно у берега; над горизонтом висела полоса света, а над нею – масса громадных темных, серых туч, и видно было, как из них полосой низвергается дождь. Ветер сметал в поле пыль с белой тропинки в скалах и клонил к земле цветущие кусты боярышника и желтофиолей, которые растут на утесах». Так он описывал шторм в Рамсгейте еще в 1876 году, когда работал учителем в Англии.

Другая трудность: пока он писал, освещение менялось и все принимало другой вид. Отсюда Ван Гог сделал естественный вывод: писать с натуры надо быстро. Но если писать быстро, нужно пользоваться методом сокращений – как при стенографии. И Ван Гог решил – пусть его этюды будут стенограммой состояния природы. Пусть они будут не повторением, а волевым пересказом того, о чем природа ему поведала. Отныне это стало его принципом.


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий


Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену


«Тайная вечеря» - эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы


«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»


Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается


Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была


«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха - большой


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

Мир полон вещей, людей и событий. Каждое мгновение в этом мире что-то происходит. Земля вертится все быстрее, мир похож на огромный муравейник-человейник. Новые бренды, у старых брендов - новые модели, новые имена в шоу-бизнесе, кино, литературе, политике. Одни - на гребне, другие стремительно уходят в небытие и забвение.

Мы беремся систематизировать происходящее и составить краткое «руководство пользователя сегодняшнего мира».

Беремся не сами. Одному человеку, даже нескольким единомышленникам, такая задача не под силу. Невозможно знать все обо всем. Да это и не нужно. Мы на практике реализуем другую идею. Если есть какой-то предмет, человек или событие, то обязательно есть кто-то, кто больше всех об этом знает. Мы собрали в одной точке Интернет-пространства отзывы обо всем. Или почти обо всем.

Прочтите о том, что Вас интересует. Прочтите отзывы других. Оставьте свои отзывы. Помогите тем самым и себе, и другим. Добавьте свой взгляд на этот мир.

Потому, что мир полон вещей, людей и событий. Каждое мгновение в этом мире что-то происходит. Земля вертится все быстрее, мир похож на огромный муравейник-человейник. Остановим этот бег. Мы уже знаем почти все. А Вы?

Мы хотим помочь тем, кто желает иметь свое мнение. Чтобы принять решение, нужно выслушать других. Мы останавливаем мгновение и помогаем принять правильные решения. Мы помогаем узнать все обо всем, потому что сами знаем почти все.

Винсент Ван Гог. Море в Сент-Мари. 1888. Холст, масло. 44х53. Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина

Многие произведения станковой живописи являют нам не только собственный образ, но так или иначе отражают образ своего создателя. В автопортрете непосредственно виден его внешний облик, то раскрывающий, то заслоняющий собою внутренний мир, но всегда намеренно представленный зрителю. Однако чаще художник проявляется в произведениях не столь явно. Его может обнаружить выбор сюжетов, характеристика персонажей, какой-то инойракурс авторской точки зрения. В ряду этих зримых, но неявных присутствий особенно заметно личность художника может выразить его обостренная чувствительность кформе.

Это редкое качество подчас ошибочно смешивают с так называемым «авторским почерком», которым обладают многие мастера и который, как правило, отражает лишь сложившуюся художественную манеру автора. Однако, сверхчувствительность к форме, и прежде всего, когда это качество начинает доминировать в художнике, превращает его неповторимо-индивидуальную выразительность в одно из основных содержаний картины. И это уже не почерк, не привычная авторская позиция или поза. Это какое-то предельное погружение в форму, в язык искусства и выражение своего восприятия жизни в этом, по сути, экстремальном состоянии.

Наверное, самым поразительным примером такого самовоплощения в живописи стало творчество Винсента Ван Гога. Известно, как полно и глубоко свидетельствуют о жизни этого художника его знаменитые письма. Но даже если бы они не дошли до нас, всеобъемлющий портрет Ван Гога остался бы запечатленным в его картинах. Всматриваясь в них сегодня и представляя себе тот путь формального экспериментаторства, на который изобразительное искусство устремилось в самом начале 20 века, можно ясно увидеть, насколько живопись Ван Гога оставалась в рамках натурной традиции. И дело даже не в том, что основным мотивом его картин была жизнь природы и человека. Главное, что каждая из них переполнена непосредственными впечатлениями от натуры.

Два подсолнуха. 1887. Музей Метрополитан, Нью-Йорк

Но, в отличие от импрессионистов, его восприятие явно не было настроено на объективно-описательный лад. С самых ранних работ Ван Гог драматизирует натуру, наделяет ее какой-то внутренней сюжетностью, характерностью. Можно сказать, что зримая реальность одушевляется в мировосприятии Ван Гога. И в его живописи это находит не внешнее символическое выражение, а прежде всего изменяет структуру изобразительной формы, именно ее наполняя метафоричностью. Метафоры здесь рождаются в усилении цветовых контрастов, нагнетаются форсированной пластикой и арабесками линий, становятся почти осязаемыми в необычайно динамичной разработке фактуры.

Терраса кафе на площади Форум в Арле ночью. 1888. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

При этом Ван Гог не «размышляет с кистью в руке» подобно Сезанну, который длительно, шаг за шагом исследовал пути гармонии в композиции. Ван Гог стремительно атакует натуру на полном накале поэтического вдохновения и выражает ее «в соответствии со своим собственным характером и темпераментом». Так возникает на его холстах сплав натуры природной и натуры самого Ван Гога. Сплав, рожденный необузданностью романтического мироощущения и предельным обострением его художественных способностей - чувствительности к форме и воли к ее организации.

Последнее качество в наибольшей степени отражает интеллект живописца. Удивительно, но Ван Гога в этом аспекте обычно не рассматривают, хотя и отдают дань широте его взглядов и интересов в общечеловеческом плане. Наверное, это объясняется тем, что традиционно всякого художника воспринимают и осознают по «основному» содержанию его произведений. Если он создает образы, уже на первый взгляд отстраненные, аналитические, как тот же Сезанн, - его определяют в художники-интеллектуалы, зачастую проходя мимо напряженной эмоциональности, которая остается в глубине его живописи. С Ван Гогом происходит ровно наоборот. Здесь зрителя захватывает авторская страстность, и потому он уже не обращает внимания на то, как Ван Гогу удается добиться чисто живописной гармонии, композиционно уравновесить всю эту безудержную динамику форм, сохранить декоративную целостность картины. Но все это, конечно, реализуется не само собой и не за счет какой-то всеобъемлющей интуиции. Собирает произведение разум мастера. И чем более выразительны малейшие оттенки его изобразительного языка, тем больше интеллектуальных усилий требует их организация. Осознать это можно, лишь погружаясь вслед за создателем произведения в глубины формотворчества. Только тогда проявляются и подлинный масштаб его личности, и вся полнота художественного образа.

Но каждое такое погружение становится испытанием для нашего восприятия. По-существу, здесь нет установленных правил и четких ориентиров. Можно опираться лишь на собственный зрительный опыт, который никогда не бывает достаточным при встрече с серьезным произведением и всегда готов превратиться в инерцию старых впечатлений.

Порой картина просто захватывает нас своим настроением, как вангоговское «Море в Сент-Мари». Однако восприятие рано или поздно пресыщается подобным состоянием безотчетного наслаждения и начинает «проскальзывать» по поверхности образа. Движение вглубь требует отстраненности от этих первых впечатлений. Мы еще вернемся к ним, но пока лучше немного отступить и взглянуть на картину более широким взглядом.


Берег Шевенингена в шторм. 1882. Музей Ван Гога, Амстердам

К примеру, можно обнаружить, что среди многочисленных пейзажей Ван Гога крайне редко встречаются морские виды. Первые из них относятся к совсем раннему этапу его творческого развития, а в период расцвета он лишь однажды обратился к этой теме, в июне 1888 года, спустя несколько месяцев после переезда из Парижа в Арль. Это были, наверное, самые многообещающие и счастливые месяцы в драматической жизни Ван Гога. Свершилось то, к чему он стремился все последние годы: в Париже он окончательно сформировался как художник и попал в среду настоящего, хотя пока и далекого от признания искусства. Материальная поддержка брата дает ему теперь возможность переехать сюда, на юг Франции и писать ослепительную природу Прованса. Как-то раз Ван Гог выбирается в рыбацкую деревушку Сент-Мари-де-ла-Мер, чтобы увидеть Средиземное море и пишет здесь несколько пейзажей, в том числе и рассматриваемый сейчас нами.

С первого взгляда на «Море в Сент-Мари» может показаться, что морская стихия - это идеальная тема для живописи Ван Гога с ее бурной выразительностью и романтическим одушевлением натуры. И тем интереснее становится тот факт, что морской мотив остался лишь кратким эпизодом в его пейзажном творчестве. Объясним ли он только стечением жизненных обстоятельств, или за ним открывается нечто, уточняющее художественную позицию Ван Гога? Последний вопрос особенно важен, хотя и требует некоторого возврата в русло общих рассуждений.

Как уже отмечалось, несмотря на всю вольность его изобразительного языка, это был язык предметной живописи, который не только отражал или преображал натуру, но и во многом развивался из ее форм. Как истинный голландец, Ван Гог видит и мыслит предметно, а потому он не склонен ни к существенному абстрагированию от натуры, ни тем более к полному отрыву от нее. И именно в этом отношении «Море в Сент-Мари» отличается особенным для него сочетанием зрительной иллюзии и декоративной зрелищности: краски то пропадают «в белой рьяности волн», то проявляются в какой-то роскошной вещественной хаотичности. Вблизи, на переднем плане (который охватывает больше половины холста) море, как будто, само затягивает взгляд в пучину беспредметного, и из нее выступает отвлеченное, почти абстрактное красочное месиво. В этом ощущаются какие-то необычные для Ван Гога безмятежность и эстетство.

Контрастом для подобных декоративных «вольностей», их художественной компенсацией в этом пейзаже становится усиление внешней романтизации образа. Гибкие, упругие линии ближайших лодок, их заостренные, словно акульи плавники режущие пространство паруса - вся эта небольшая, но очень собранная, жесткая форма создает противостояние грандиозной и аморфной массе моря. И в образе этого смелого противостояния человеческого дела бессознательному движению стихии присутствует столь явный романтический пафос, что на память приходят сюжеты так восхищавшего Ван Гога Делакруа.

Конечно, рассмотренным сопоставлением данный пейзаж далеко не исчерпывается. В нем есть и совсем иная по характеру череда парусников, растянувшаяся по всей линии горизонта. Она написана легкими, почти бесплотными касаниями кисти по неподвижной синеве морских далей. Этот план утончен и мечтателен, но такое состояние достигается уже не с помощью внутренних или внешних живописных метафор, а средствами прямого предметного повествования.

Так или несколько иначе может быть увиден этот морской пейзаж. Он не просто сюжетно исключителен для творчества Ван Гога. Он очень интересен своим художественным разнообразием, что, несомненно, говорит о его экспериментальном характере. Своеобразие натуры, состояние душевного подъема и свободы не могли не отразиться на холсте. «Море в Сент-Мари» стало одной из самых внутренне безмятежных и романтически-мечтательных картин художника и, кроме всего, очень близко подвело его к границам беспредметной живописи. Но ни тот, ни другой путь не соответствовали магистральным направлениям развития его искусства. По-видимому, и морской мотив как таковой не вызвал продолжительного интереса у Ван Гога, который в ином случае мог бы им воспользоваться по памяти (как он это делал не раз). Можно предполагать, что безбрежная масса воды показалась ему слишком податливым, неопределенным материалом. Что для его динамичной разработки формы нужна была более устойчивая, архитектоничная среда. Или, быть может, он увидел предметно-повествовательную ограниченность морского пейзажа… И каждое из этих предположений даст нашему взгляду какую-то новую, дополнительную точку зрения на творчество художника, а поиски ответов расширят восприятие формы и образа его картины, все далее углубляя нас в познание живописи.

Максим Тавьев, 2004

|

Comments {15}

(no subject)

from: dadaha
date: Aug. 11th, 2008 07:26 pm (UTC)

Да, я заметила это. У меня пока нет четкого мнения об этом, Максим. И Меламеду я то же самое говорила. Что до его идеи благодати, то я не могу позволить себе утверждать, где больше, где меньше божественного (безусловно гармоничного) в том или ином произведении. Боюсь, у меня вкус все еще недоразвит (увы, в мои-то лета!). А что касается "манеры", авторского стиля, то, я думаю, на нее влияет целая гамма разных факторов (в этом согласна с Вашим ответом ему), и еще огромную роль играет угол зрения на мир в целом. Взгляд на мир под каким-то особым углом, и в этот взгляд укладывается все: ощущение жизни, отношение к людям, к материи, к Богу. Чем богаче личность художника, чем она тоньше и чувствительнее - тем четче и оригинальнее (и при этом разнообразнее) будет этот его взгляд. Ван Гог тому хороший пример. Его письма к Тео пронизаны всеми теми чувствами, которые охватывают нас, когда мы смотрим на его картины: в них какой-то трепет, пульсация, порыв, при этом сумасшедшая любовь к миру, попытка проникнуть в него на уровне клетки, волокна материи... Попытка настроиться на одну волну с целым мирозданием, слиться с миром в каком-то родственном объятии. Вот так пафосно я вижу Ван Гога и обожаю, естественно:))))))