Оперный певец маторин семья автобиография. Владимир маторин - биография, информация, личная жизнь

"Я для вас - способ быть добрее"


Богатырская мощь и хрупкая сердечность, кураж и взвешенность, русская прямота и восточная загадочность, молодецкая удаль и мудрость былинного сказителя - всеми этими качествами, присущими самому Владимиру МАТОРИНУ, наделены и воплощенные им герои. Он не только эталонный Иван Сусанин, самый востребованный сегодня в мире Борис Годунов или немеркнущий Король Рене, внимать которому все еще можно в Большом театре.
Еще в репертуаре артиста (о чем мало кто знает) также Осмин в "Похищении из сераля" Моцарта, Бретиньи в "Манон" Массне, Фальстаф в "Виндзорских проказницах" Николаи, Барбаросса в "Битве при Леньяно" Верди и даже Порги в "Порги и Бесс" Гершвина. Всего - около 90 партий. Свою нынешнюю жизнь Владимир Маторин - солист ГАБТа, профессор РАТИ, счастливый муж, отец и дед - делит между пением, преподаванием и семьей. Мечтает написать сборник веселых баек из театральной жизни. Участвует в съемках фильма, который Российское телевидение готовит к его 60-летию. Но в последние годы важнейшим смыслом его жизни стала благотворительная деятельность в российской провинции. Мы встретились с артистом по его возвращении из одной такой поездки в глубинку накануне концерта в Москве, и снова благотворительного.

Владимир Анатольевич, сольный концерт в Зале Чайковского вы организовали в честь Года ребенка и проводите его совместно с Фондом "Самюсосьяль Москва", помогающим российским беспризорникам. У нас о нем мало знают...
- Представьте себе, по Москве бегает несколько автомобилей. Они собирают по улицам людей. Оказывают психологическую и медицинскую помощь, кормят. По Парижу (где находится штаб-квартира фонда. - Т.Д.) ездит целых 20 бригад, а там нет нашей зимы... Почетный президент фонда в России - Леонид Рошаль. А я выполняю художественную функцию, пою. В прошлом году фонд приглашал иностранную певицу (джазовую звезду Ди Ди Бриджуотер. - Т.Д.), в этом - меня.
- Как вы друг друга нашли?
- Мне позвонил продюсер и режиссер концерта Игорь Карпов (бывший директор Президентского оркестра). Мы с ним встретились, проговорили два часа и выработали программу. В первом отделении - песнопения Русской православной церкви с "Мастерами хорового пения" под руководством Льва Конторовича, во втором - арии, песни и романсы в сопровождении Оркестра радио и телевидения России под управлением Сергея Политикова.

Вы недавно снова были в провинции. Вы ездили туда как руководитель Фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси?
- И как руководитель фонда, и как "артист художественной самодеятельности". Я принимаю участие в фестивале "Жемчужины России". Он открылся в Москве (в СТД), потом мы были в Суздале, Переславле-Залесском, Нижнем Новгороде, заключительный концерт - в Грановитой палате.
- Когда был основан ваш фонд, и чем он занимается?
- Зарегистрировались мы в позапрошлом году. Слово "фонд" у нас вообще-то приобрело негативное значение: мол, если фонд, значит, большие деньжищи. У нас все не так. Группа энтузиастов объединилась, чтобы нести культуру и искусство людям. Как река состоит из ручейков и ключиков, так и наши малые города являются такими "ключиками", питающими Россию. Одно "Золотое кольцо" - пить не напиться. Много лет я даю там концерты, и такая отдача идет от слушателя! Такой эмоциональный заряд мне! Это и заряд им, ведь за 168 километров мало кто из артистов приезжает. Я там пою в основном русские песни и романсы, по которым все очень соскучились.
Как мы действуем? Собираем зал на 400 мест, первые два ряда продаем задорого - бизнесменам, последние ряды делаем бесплатными. Все собранные деньги, за вычетом расходной части, отдаем. В Зарайске - на ремонт храма (там потрясающий кремль!), в Кинешме - церковной школе и т.д. Отогревая сердца, мы отогреваемся сами и сами напитываемся. Идея фонда хорошая, но ходить и клянчить деньги ни времени, ни способностей у меня, к сожалению, нет.

Весной прошлого года Федеральное агентство по культуре и кинематографии и один банк подписали соглашение о программе поддержки малых городов России, на которую будет выделяться до 20 миллионов рублей в год.
- О, это хорошо! 2008 год назван Годом малых городов. Хотя на самом деле всегда так было. Россия богата талантливыми людьми, но давайте разберемся, откуда они, хотя бы среди музыкантов. Москвичей по рождению - раз, два, и обчелся.
- Где вы проводите большую часть года?
- В Москве.

Как изменилась ваша жизнь в Большом театре в связи с реконструкцией?
- Так получается, что в репертуаре я теперь ограничен. Чтобы приспособить, к примеру, старые декорации "Бориса Годунова" к Новой сцене, нужно потратить столько же денег, сколько стоят новые. Так что против 30 - 40 спектаклей в сезоне, что были раньше, теперь набегает 5 - 8. Зато недавно спел два спектакля в Ростове. В Большом я пою Рене в "Иоланте", еще остаются в репертуаре "Любовь к трем апельсинам" (Король Треф) и "Золотой петушок" (Додон). Мой контракт продлен до 2010 года, но артисту, как в одном замечательном мультфильме, всегда "маловато будет". Рельсы, если по ним не ездить, заржавеют и сгниют. С другой стороны, если по ним поезда ходят бесконечно, они разлетаются вдрызг. Так и у певцов.

В мае у вас 60-летие. Вы будете отмечать юбилей в Большом театре?
- 12 мая у меня концерт в Большом зале консерватории: с Капеллой имени Юрлова исполним церковную музыку, с Осиповским оркестром - народные песни и романсы. А ровно через неделю отпразднуем в Большом театре.
- Где вы еще поете?
- За последние два-три года были Нью-Йорк, Мадрид, Лондон, Брюссель, Страсбург, Нант-Анжер. С другой стороны, им ответ - Зарайск, Петушки, Черноголовка, Суздаль, Шуя, Переславль-Залесский... Кажется, блажь, ан нет - жизненная позиция. Я рад бы и дальше проехать. Вот в Оренбурге собирают деньги на спортивный комплекс для детей, зовут. Я отвечаю: "С вас - дорога, а там уж что соберете, то и ваше. Я для вас - способ быть добрее".

Кто приглашает вас в Европу?
- У меня два импресарио в Лондоне. Благодаря им в последние годы я много ездил. В основном пою русский репертуар, из зарубежного спел в Марселе и Нанте "Риголетто". Чаще других был "Борис Годунов", в котором я знаю все роли.
- Русский репертуар - это ваш выбор или выбор импресарио?
- Когда русские люди говорят, что у них есть свои ценности, их сразу обзывают скинхедами и славянофилами. Так вот, англичане никогда не пустят в английскую оперу даже очень хорошо говорящего по-английски чужака. У них профсоюз. И принцип, что свои деньги страна прежде всего своим дает. Один режиссер сказал: "Боже мой, какой артист, он будет принимать участие во всех моих постановках!" Потом, на перекуре, говорит мне: "Ты пойми, старик, что в Англии пока все англичане не откажутся, русского нельзя пригласить. Но когда откажутся все англичане, прежде пригласят американцев, а если итальянская опера - то всех итальянцев". Такой вот шовинизм в закрытой форме.
- Так только в Англии?
- Да везде. Везде свой интерес.

Сусанин и Борис Годунов так и остались вашими любимыми партиями?
- Если вы спросите у матери пятерых детей, какой ей дороже, что она ответит? Что с первым дольше знакома (смеется). На самом деле, если есть профессионализм, то всякие "нравится - не нравится" (партия, партнер, режиссер, учреждение) не имеют значения. Но, конечно, есть спектакли и роли, которые доставляют большее или меньшее удовольствие. У вокалистов же сложная конструкция, есть, что называется, "прибамбасы". Одному нравится, как верхняя нота звучит, другому, как в "Борисе", - четыре разных выхода и четыре разных костюма. Такое удовольствие - можно уже и не петь. Любовь и нелюбовь к разным партиям возникает по разным мотивам. Например, Гремин у меня долго не получался. Приходилось перед спектаклем целый день молчать, потому что если хоть слово скажешь - нижнюю ноту не возьмешь.
- Кончак в этом смысле еще хуже?
- Нет, Кончак лучше. Там от "до" до "до" в центральном регистре, а у Гремина сначала все в баритональном регистре, а потом - ух, и вниз!

Вы как-то назвали себя "абсолютным басом", которому по плечу любая роль, кроме Дон Кихота.
- Ну Калягин ведь сыграл Дон Кихота! Есть масса способов удлинить фигуру, выровнять силуэт - это все ерунда. Вообще-то я для себя выяснил, что в душе я тенор. Так уж получается, что артисты, исполненные тонких чувств, такие вот мордастые, квадратные. Несоответствие. Как-то я пел студентам "Моцарта и Сальери". Когда готовил роль, прицепились к бороде. Я обещал, что ради роли бороду сбрею. Потом придумал историю, что Сальери собирается побриться, и каждый раз ему мешает Моцарт.

Вы говорили в одном интервью, что "настоящее искусство - это прежде всего порядок и самодисциплина" и что вы всегда считаетесь с мнением постановщиков - дирижера и режиссера.
- Да, последние пятнадцать лет я придерживаюсь принципа, что ни с дирижером, ни с режиссером ругаться не нужно. Но на спектакле, когда действие не остановить, я могу сделать что-то по-своему. Забавно, что потом подходят и говорят: "Спасибо, маэстро, получилось!"
- Но ведь наверняка бывали случаи - сейчас это может быть повсеместно, - когда ту или иную концепцию вы не могли принять. Что если режиссер надумает выпустить вас на сцену в непотребном виде?
- О, я столько непотребных видов видел! Например, в Опере Лиона постановщики "Бориса Годунова" (режиссер Филип Химмельман. - Т.Д.) забабахали золотую лестницу в 46 ступеней. Слава богу, на генеральной репетиции появился потолок, и 15 ступеней оказались отсечены. У кого партия несколько нот, все поют внизу, и только одна бешеная собака Борис Годунов по лестнице бегает. Когда я два раза на репетиции пробежал, думаю, ну все, в гроб - и домой. Репетировали поначалу во вспомогательном помещении, куда все декорации не вошли. Потом, на генеральной, я вдруг увидел, что на сцену по колено помоев выкинули. То есть наверху - Кремль, царство русское, а все остальное - в дерьме. Бомжи спят в моем кабинете, даже при моей смерти, в помоях.
А костюм Юродивого был такой: джинсы, майка баскетбольная, лысина с волосами - такой хиппи. И на джинсах сзади задница вырезана полностью! Но там профсоюз. Исполнитель роли Юродивого сказал: "Нет, это не пойдет, на спектакль приедет моя семья, дети, как я им объясню это безобразие?!"
- Передумали?
- Передумали, дали ему кальсоны в обтяжку. Еще фуфайка на нем была, не нашего разлива. Он везде появлялся. Я пою "Скорбит душа", а он подходит, садится и смотрит. Можете себе представить, что в резиденции царя кто-то может подойти к нему даже на расстояние стрелы?!
Но самое интересное было в Сцене в корчме. Поставили две раскладушки, в одном углу два голеньких мальчика, в другом - две голенькие девочки. Такими вот парами распределились. Вошел Варлаам, к нему подошла Шинкарка, он ее поставил на колени, задрал юбку, себе - рясу, ну и потом поет "Как во городе было во Казани" и любовью занимается.
Многие любят Бориса "подтягивать" к образу Бориса Ельцина. А вообще режиссеры умеют очень красиво рассказывать. Они объяснят, что будет лестница, объяснят, зачем она, но многое остается неизвестным до генеральной репетиции.

Вы рассказывали, что, чтобы хорошо спеть Бориса, надо "прийти в театр Борисом"...
- Ни космический корабль, ни паровоз сразу не запустишь - вот он тронулся, вот поехал, а когда уже набрал скорость, быстро остановить его нельзя. Если у меня спектакль, я вхожу в образ за неделю. Потом, на спектакле, могут возникать разные неожиданности: партнер оказался не с той стороны, вступил позже, в первом ряду зазвонил мобильник - это все может сбивать.
- И как долго вы пребываете в образе?
- Долго. После спектакля могу часов до пяти утра не спать, в течение суток никому не могу звонить, даже если обещал. И на окружающих это плохо отражается.

Вы не только артист, но и педагог. Почему вы преподаете именно в РАТИ?
- Было счастливое совпадение - в 1991 году меня пригласил Георгий Павлович Ансимов, наш выдающийся режиссер, профессор, руководитель факультета музыкального театра. Я решил попробовать, начать с одного-двух учеников. По мере того как я втянулся, стало ясно, что это очень азартное дело. Во-первых, с молодыми ты всегда чувствуешь себя если не на 20, то на 21. Можешь через ступеньки прыгать, девчонкам глазки строить (хотя педагог не может, но сама атмосфера очень располагает!) Во-вторых, это великая школа мастерства.
- У студентов РАТИ есть отличие от студентов консерватории?
- Да, у них есть сильное отличие. Они получают нагрузку 800 часов пения в год и 1600 часов танца - классический, народный, степ и др. И если на ученом совете возникает разговор, что они плохо поют, я всегда говорю: "Ну давайте им в дипломы впишем, что они еще и артисты балета!"
На факультете музыкального театра, на мой взгляд, проблема в том, что берут талантливых ребяток, из которых одни не знают ни одной ноты, другие - несостоявшиеся пианисты и хормейстеры, третьи - из консерватории. Как говорил режиссер Лев Михайлов, "у всех высшее образование, но без среднего". А требования для всех одни.
У студентов много театральных предметов, они в целом музыкально образованны, но... Секрет ведь в чем? На первом году обучения каждый должен заниматься три урока по 45 минут. Вместо того, чтобы заниматься поначалу по 3 минуты, через некоторое время - по 6 минут и так далее. Голос - аппарат очень тонкий, он устает. А когда человек пробежал 40 километров в противогазе по пустыне Гоби (они натанцевались), он потом не может издать ни звука.
Еще одна проблема - нет помещения, где можно послушать, как звучит голос. У консерватории - есть. А наши выходят потом в театр или концертный зал и теряются, так как до этого они пели только на лестнице.

Чему вы стараетесь научить прежде всего?
- Это вопрос сложный. Научить понимать музыку. Ну и технологическая часть очень сложная - глубокое дыхание, свободная гортань, диафрагма, пение на зевке (как у льва), кантилена, нижние ноты (что особенно важно для басов), которые в идеале появляются лишь после тридцати. Научить-то пытаешься всему - с девизом летчиков "делай, как я". Может, первый год менее интересен - идет технологическое оснащение. Потом уже можно заниматься творчеством. Я бесконечно счастлив, что профессия певца по-прежнему манит молодых.
- Насколько широко, по вашему мнению, педагог должен выходить за рамки профессии?
- Конечно, чем шире, тем лучше. В РАТИ вот на каждого студента целая бригада работает, поэтому обучение такое дорогое. Я как завкафедрой хотел бы ввести для своих учеников мастер-классы больших артистов, устраивать творческий обмен между РАТИ и консерваторией, чтобы студенты посмотрели, что такое профессиональная работа.

На каком этапе сейчас ваша "Азбука вокалиста"?
- К сожалению, буксует. Я, как профессор, хотел написать методическую работу, отразив в ней свой практический опыт. Особенно важны две части - "Психология раскрытия образа" и "Режим дня и ритм жизни как основа певческого долголетия". Каждый должен понять для себя, что если ему можно чай с молоком - залейся, а если после литра водки не звучит, то надо что-то менять (смеется).
- К молодым солистам оперы современный театр предъявляет новые требования или все осталось по-старому?
- Реформа, начатая Станиславским, продолжается на новом витке. Актер музыкального театра должен и владеть голосовым аппаратом, и соображать, что он играет - комедию или трагедию, а кроме того, очень хорошо танцевать. Но если тебе повезло и ты попал в театр, то дирижер (один из десяти) и концертмейстер будут с тобой при подготовке роли заниматься и чуть-чуть помогать. Вокалу же обучать никто не будет. И если человек не подготовлен, это чревато, потому что из-за каких-то нот дело скрипит. Вся музыкальная правда - мелодия, интонация, звуковысотность, скорость - должна быть на автопилоте. Хотя сейчас учить партию стало проще: включил магнитофон, прослушал 400 раз - и пой.
- И начинается подражание.
- Да, бывает. Я всегда любил творчество Федора Ивановича Шаляпина. У него есть озарение, истовость, самобытность, хотя, если по нотам следить, много отсебятины. Нина Дорлиак как-то рассказывала о концерте Марии Каллас: "Все так странно... Но после пяти минут от нее нельзя оторваться. Это Шаляпин в юбке". Вот так, в пении должна быть магия. Но как ее передать?..

В 1973 г. получил II премию Международного конкурса музыкантов-исполнителей в Женеве.
В 1977 г. — II премию Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки.
В 1997 г. был удостоен звания «Народный артист Российской Федерации».
В 2001 г. был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 2008 г. был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
В 2013 г. был награжден медалью «За укрепление боевого содружества».
В 2014 г. был награжден орденом ООН «Единение» («За деяния во благо народов»).
В 2015 г. был удостоен Премии Правительства РФ в области культуры.
В 2018 г. награжден нагрудным знаком Министерства культуры России «За вклад в российскую культуру».
В 2019 г. удостоен ордена Дружбы.

Биография

Родился в Москве. В 1974 г. окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных по классу Евгения Иванова. В 1974-91 гг. пел в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В 1989 г. Борис Годунов в его исполнении был признан лучшей оперной партией года.
С 1991 г. преподает в Российской академии театрального искусства, с 94 г. - профессор и заведующий кафедрой сольного пения.
Солистом оперной труппы Большого театра является с 1991 г.

Репертуар

В его репертуар в Большом театре вошли следующие партии:

Князь Юрий («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
Король Рене («Иоланта» П. Чайковского)
Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Борис Годунов, Варлаам («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Иван Сусанин («Жизнь за царя»/«Иван Сусанин» М. Глинки)
Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Галицкий, Кончак («Князь Игорь» А. Бородина)
Старый Цыган («Алеко» С. Рахманинова)
Царь Додон («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова)
Досифей, Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского)
Рамфис («Аида» Дж. Верди)
Король Треф («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева)
Мельник («Русалка» А. Даргомыжского)
Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Мамыров («Чародейка» П. Чайковского)
Священник («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича)
и другие
Всего в его репертуаре более шестидесяти партий

Гастроли

Пел на лучших сценах мира, с гастролями выступал в Англии, Италии, Ирландии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Швейцарии, Польше, Чехии, Югославии, Турции, Греции, Эстонии, Узбекистане, Украине, Китае, Японии, Монголии, Южной Корее, США, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, на Кипре.
В 1993 г. принимал участие в Уэксфордском фестивале (Ирландия) в постановке оперы П. Чайковского «Черевички». В том же году спел заглавную партию в «Борисе Годунове» Большом театре Женевы .
В 1994 г. исполнил партию Головы в опере Н. Римского-Корсакова «Майская ночь» в Кельнской филармонии , а Бориса Годунова спел в Лирической опере Чикаго .
В 1995 г. партию Головы («Майская ночь») исполнил на Уэксфордском фестивале в Ирландии (дирижер Владимир Юровский).
В 1996 г. пел Досифея («Хованщина») в Опере Нанта (Франция), Бориса Годунова в Национальном театре в Праге и Пимена («Борис Годунов») в Опере Монпелье (Франция).
В 1997 г. пел Бориса Годунова в хьюстонской Гранд Опера (США).
В 1998 г. участвовал в концертном исполнении оперы «Чародейка» П. Чайковского в лондонском концертном зале Фестивал Холл (Королевская опера, дирижер Валерий Гергиев), выступил в партии Мендозы в опере «Обручение в монастыре» С. Прокофьева в Большом театре Женевы и в партии Бури-Богатыря в концертном исполнении оперы «Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова с Лондонским филармоническим оркестром в зале Фестивал Холл (дирижер Александр Лазарев).
В 1999 г. выступил в партии Царя Додона («Золотой петушок») в спектакле Королевской оперы на сцене лондонского театра Садлерс Уэллс (дирижер Геннадий Рождественский).
В 2001 г. исполнил партию Мендозы в Лионской опере (дирижер Олег Каэтани).
В 2002 г. исполнил партию Пимена («Борис Годунов») в Парижской национальной опере на сцене Оперы Бастилия (музыкальный руководитель и дирижер Джеймс Конлон, режиссер Франческа Замбелло) и партию Бориса Годунова в Лионской опере (дирижер Иван Фишер, режиссер Филипп Химмельман, совместная постановка с Национальным театром Мангейма).
В 2003 г. пел заглавную партию в опере «Борис Годунов» в театрах Окленда и Веллингтона (Новая Зеландия) и в той же опере партию Варлаама в спектакле Королевской оперы на сцене лондонского театра Ковент Гарден (постановка Андрея Тарковского, дирижер Семен Бычков, среди партнеров Джон Томлинсон, Сергей Ларин, Ольга Бородина, Сергей Лейферкус, Владимир Ванеев).
В 2004 г. дебютировал в партии Пимена в нью-йоркском театре Метрополитен-опера (дирижер Семен Бычков), спел Пимена и Варлаама («Борис Годунов») в театре Лисео в Барселоне (Испания).
В 2005 г. исполнил партию Варлаама в брюссельском театре Ла Монне , а также партии Тихона Щербатого и Ямщика Балаги в опере «Война и мир» С. Прокофьева Парижской национальной опере на сцене Оперы Бастилия (дирижер Владимир Юровский, режиссер-постановщик Франческа Замбелло).
В 2006 г. исполнил партию Спарафучиле («Риголетто») в Марсельской опере .
В следующем году — партии Бориса Тимофеевича («Леди Макбет Мценского уезда») в Большой театре Женевы, Спарафучиле в Опере Нанта, Варлаама в Рейнской опере в Страсбурге и театре Реал в Мадриде.
В 2008 г. спел Мендозу («Обручение в монастыре» С. Прокофьева) на сцене Дворца искусств королевы Софии в Валенсии, Квартального («Леди Макбет Мценского уезда») на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (дирижер Джеймс Конлон, режиссер Лев Додин, постановка 1998 г.).
В 2013 г. исполнил партию Варлаама («Борис Годунов») в Баварской государственной опере и на Мюнхенском оперном фестивале (дирижер Кент Нагано, режиссер Каликсто Бьеито).
Принял участие в концертном исполнении оперы «Царская невеста» (Собакин) на Фестивале Линкольн-центра в Нью-Йорке и Фестивале искусств в Гонконге (дирижер Геннадий Рождественский, 2014 и 2015).
В 2015 г. исполнил партию Ивана Хованского («Хованщина») в театре Базеля (дирижер Кирилл Карабиц, режиссер Василий Бархатов).
В сезоне 2016/17 - Варлаама («Борис Годунов») в Баварской государственной опере.
В 2018 г. - Собакина («Царская невеста») на сцене Большого театра Шанхая (гастроли оперной труппы Большого в Китае, дирижер Туган Сохиев).

Исполняет духовную музыку. Много концертирует. В частности, с сольными концертами выступал в Бетховенском зале Большого театра, на правительственных концертах в Кремле, в посольствах России в Париже, Лондоне, Риме, Берлине, на сцене Немецкой оперы (Берлин), в Сенате Франции. Четырнадцатую симфонию Д. Шостаковича исполнял в Монпелье (Франция), вокальный цикл «Песни и пляски смерти» М. Мусоргского пел в Антверпене.

Дискография

Среди записей:

«Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского - Черевик, дирижер В. Есипов, 1983 г.
«Алеко» С. Рахманинова - Старый цыган, дирижер Д. Китаенко, Грамзапись, 1990 г.
«Франческа да Римини» С. Рахманинова - Ланчотто Малатеста, дирижер А. Чистяков, 1992 г.
«Алеко» С. Рахманинова - Алеко, дирижер А. Чистяков, Le Chant Du Monde, 1994 г.
«Майская ночь» Н. Римского-Корсакова - Голова, дирижер А. Лазарев, Capriccio, 1997 г.
«Кащей Бессмертный» - Буря-богатырь, дирижер А. Чистяков.
«Укрощение строптивой» В. Шебалина - Гортензио.

Распечатать

"Я для вас - способ быть добрее"


Богатырская мощь и хрупкая сердечность, кураж и взвешенность, русская прямота и восточная загадочность, молодецкая удаль и мудрость былинного сказителя - всеми этими качествами, присущими самому Владимиру МАТОРИНУ, наделены и воплощенные им герои. Он не только эталонный Иван Сусанин, самый востребованный сегодня в мире Борис Годунов или немеркнущий Король Рене, внимать которому все еще можно в Большом театре.
Еще в репертуаре артиста (о чем мало кто знает) также Осмин в "Похищении из сераля" Моцарта, Бретиньи в "Манон" Массне, Фальстаф в "Виндзорских проказницах" Николаи, Барбаросса в "Битве при Леньяно" Верди и даже Порги в "Порги и Бесс" Гершвина. Всего - около 90 партий. Свою нынешнюю жизнь Владимир Маторин - солист ГАБТа, профессор РАТИ, счастливый муж, отец и дед - делит между пением, преподаванием и семьей. Мечтает написать сборник веселых баек из театральной жизни. Участвует в съемках фильма, который Российское телевидение готовит к его 60-летию. Но в последние годы важнейшим смыслом его жизни стала благотворительная деятельность в российской провинции. Мы встретились с артистом по его возвращении из одной такой поездки в глубинку накануне концерта в Москве, и снова благотворительного.

Владимир Анатольевич, сольный концерт в Зале Чайковского вы организовали в честь Года ребенка и проводите его совместно с Фондом "Самюсосьяль Москва", помогающим российским беспризорникам. У нас о нем мало знают...
- Представьте себе, по Москве бегает несколько автомобилей. Они собирают по улицам людей. Оказывают психологическую и медицинскую помощь, кормят. По Парижу (где находится штаб-квартира фонда. - Т.Д.) ездит целых 20 бригад, а там нет нашей зимы... Почетный президент фонда в России - Леонид Рошаль. А я выполняю художественную функцию, пою. В прошлом году фонд приглашал иностранную певицу (джазовую звезду Ди Ди Бриджуотер. - Т.Д.), в этом - меня.
- Как вы друг друга нашли?
- Мне позвонил продюсер и режиссер концерта Игорь Карпов (бывший директор Президентского оркестра). Мы с ним встретились, проговорили два часа и выработали программу. В первом отделении - песнопения Русской православной церкви с "Мастерами хорового пения" под руководством Льва Конторовича, во втором - арии, песни и романсы в сопровождении Оркестра радио и телевидения России под управлением Сергея Политикова.

Вы недавно снова были в провинции. Вы ездили туда как руководитель Фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси?
- И как руководитель фонда, и как "артист художественной самодеятельности". Я принимаю участие в фестивале "Жемчужины России". Он открылся в Москве (в СТД), потом мы были в Суздале, Переславле-Залесском, Нижнем Новгороде, заключительный концерт - в Грановитой палате.
- Когда был основан ваш фонд, и чем он занимается?
- Зарегистрировались мы в позапрошлом году. Слово "фонд" у нас вообще-то приобрело негативное значение: мол, если фонд, значит, большие деньжищи. У нас все не так. Группа энтузиастов объединилась, чтобы нести культуру и искусство людям. Как река состоит из ручейков и ключиков, так и наши малые города являются такими "ключиками", питающими Россию. Одно "Золотое кольцо" - пить не напиться. Много лет я даю там концерты, и такая отдача идет от слушателя! Такой эмоциональный заряд мне! Это и заряд им, ведь за 168 километров мало кто из артистов приезжает. Я там пою в основном русские песни и романсы, по которым все очень соскучились.
Как мы действуем? Собираем зал на 400 мест, первые два ряда продаем задорого - бизнесменам, последние ряды делаем бесплатными. Все собранные деньги, за вычетом расходной части, отдаем. В Зарайске - на ремонт храма (там потрясающий кремль!), в Кинешме - церковной школе и т.д. Отогревая сердца, мы отогреваемся сами и сами напитываемся. Идея фонда хорошая, но ходить и клянчить деньги ни времени, ни способностей у меня, к сожалению, нет.

Весной прошлого года Федеральное агентство по культуре и кинематографии и один банк подписали соглашение о программе поддержки малых городов России, на которую будет выделяться до 20 миллионов рублей в год.
- О, это хорошо! 2008 год назван Годом малых городов. Хотя на самом деле всегда так было. Россия богата талантливыми людьми, но давайте разберемся, откуда они, хотя бы среди музыкантов. Москвичей по рождению - раз, два, и обчелся.
- Где вы проводите большую часть года?
- В Москве.

Как изменилась ваша жизнь в Большом театре в связи с реконструкцией?
- Так получается, что в репертуаре я теперь ограничен. Чтобы приспособить, к примеру, старые декорации "Бориса Годунова" к Новой сцене, нужно потратить столько же денег, сколько стоят новые. Так что против 30 - 40 спектаклей в сезоне, что были раньше, теперь набегает 5 - 8. Зато недавно спел два спектакля в Ростове. В Большом я пою Рене в "Иоланте", еще остаются в репертуаре "Любовь к трем апельсинам" (Король Треф) и "Золотой петушок" (Додон). Мой контракт продлен до 2010 года, но артисту, как в одном замечательном мультфильме, всегда "маловато будет". Рельсы, если по ним не ездить, заржавеют и сгниют. С другой стороны, если по ним поезда ходят бесконечно, они разлетаются вдрызг. Так и у певцов.

В мае у вас 60-летие. Вы будете отмечать юбилей в Большом театре?
- 12 мая у меня концерт в Большом зале консерватории: с Капеллой имени Юрлова исполним церковную музыку, с Осиповским оркестром - народные песни и романсы. А ровно через неделю отпразднуем в Большом театре.
- Где вы еще поете?
- За последние два-три года были Нью-Йорк, Мадрид, Лондон, Брюссель, Страсбург, Нант-Анжер. С другой стороны, им ответ - Зарайск, Петушки, Черноголовка, Суздаль, Шуя, Переславль-Залесский... Кажется, блажь, ан нет - жизненная позиция. Я рад бы и дальше проехать. Вот в Оренбурге собирают деньги на спортивный комплекс для детей, зовут. Я отвечаю: "С вас - дорога, а там уж что соберете, то и ваше. Я для вас - способ быть добрее".

Кто приглашает вас в Европу?
- У меня два импресарио в Лондоне. Благодаря им в последние годы я много ездил. В основном пою русский репертуар, из зарубежного спел в Марселе и Нанте "Риголетто". Чаще других был "Борис Годунов", в котором я знаю все роли.
- Русский репертуар - это ваш выбор или выбор импресарио?
- Когда русские люди говорят, что у них есть свои ценности, их сразу обзывают скинхедами и славянофилами. Так вот, англичане никогда не пустят в английскую оперу даже очень хорошо говорящего по-английски чужака. У них профсоюз. И принцип, что свои деньги страна прежде всего своим дает. Один режиссер сказал: "Боже мой, какой артист, он будет принимать участие во всех моих постановках!" Потом, на перекуре, говорит мне: "Ты пойми, старик, что в Англии пока все англичане не откажутся, русского нельзя пригласить. Но когда откажутся все англичане, прежде пригласят американцев, а если итальянская опера - то всех итальянцев". Такой вот шовинизм в закрытой форме.
- Так только в Англии?
- Да везде. Везде свой интерес.

Сусанин и Борис Годунов так и остались вашими любимыми партиями?
- Если вы спросите у матери пятерых детей, какой ей дороже, что она ответит? Что с первым дольше знакома (смеется). На самом деле, если есть профессионализм, то всякие "нравится - не нравится" (партия, партнер, режиссер, учреждение) не имеют значения. Но, конечно, есть спектакли и роли, которые доставляют большее или меньшее удовольствие. У вокалистов же сложная конструкция, есть, что называется, "прибамбасы". Одному нравится, как верхняя нота звучит, другому, как в "Борисе", - четыре разных выхода и четыре разных костюма. Такое удовольствие - можно уже и не петь. Любовь и нелюбовь к разным партиям возникает по разным мотивам. Например, Гремин у меня долго не получался. Приходилось перед спектаклем целый день молчать, потому что если хоть слово скажешь - нижнюю ноту не возьмешь.
- Кончак в этом смысле еще хуже?
- Нет, Кончак лучше. Там от "до" до "до" в центральном регистре, а у Гремина сначала все в баритональном регистре, а потом - ух, и вниз!

Вы как-то назвали себя "абсолютным басом", которому по плечу любая роль, кроме Дон Кихота.
- Ну Калягин ведь сыграл Дон Кихота! Есть масса способов удлинить фигуру, выровнять силуэт - это все ерунда. Вообще-то я для себя выяснил, что в душе я тенор. Так уж получается, что артисты, исполненные тонких чувств, такие вот мордастые, квадратные. Несоответствие. Как-то я пел студентам "Моцарта и Сальери". Когда готовил роль, прицепились к бороде. Я обещал, что ради роли бороду сбрею. Потом придумал историю, что Сальери собирается побриться, и каждый раз ему мешает Моцарт.

Вы говорили в одном интервью, что "настоящее искусство - это прежде всего порядок и самодисциплина" и что вы всегда считаетесь с мнением постановщиков - дирижера и режиссера.
- Да, последние пятнадцать лет я придерживаюсь принципа, что ни с дирижером, ни с режиссером ругаться не нужно. Но на спектакле, когда действие не остановить, я могу сделать что-то по-своему. Забавно, что потом подходят и говорят: "Спасибо, маэстро, получилось!"
- Но ведь наверняка бывали случаи - сейчас это может быть повсеместно, - когда ту или иную концепцию вы не могли принять. Что если режиссер надумает выпустить вас на сцену в непотребном виде?
- О, я столько непотребных видов видел! Например, в Опере Лиона постановщики "Бориса Годунова" (режиссер Филип Химмельман. - Т.Д.) забабахали золотую лестницу в 46 ступеней. Слава богу, на генеральной репетиции появился потолок, и 15 ступеней оказались отсечены. У кого партия несколько нот, все поют внизу, и только одна бешеная собака Борис Годунов по лестнице бегает. Когда я два раза на репетиции пробежал, думаю, ну все, в гроб - и домой. Репетировали поначалу во вспомогательном помещении, куда все декорации не вошли. Потом, на генеральной, я вдруг увидел, что на сцену по колено помоев выкинули. То есть наверху - Кремль, царство русское, а все остальное - в дерьме. Бомжи спят в моем кабинете, даже при моей смерти, в помоях.
А костюм Юродивого был такой: джинсы, майка баскетбольная, лысина с волосами - такой хиппи. И на джинсах сзади задница вырезана полностью! Но там профсоюз. Исполнитель роли Юродивого сказал: "Нет, это не пойдет, на спектакль приедет моя семья, дети, как я им объясню это безобразие?!"
- Передумали?
- Передумали, дали ему кальсоны в обтяжку. Еще фуфайка на нем была, не нашего разлива. Он везде появлялся. Я пою "Скорбит душа", а он подходит, садится и смотрит. Можете себе представить, что в резиденции царя кто-то может подойти к нему даже на расстояние стрелы?!
Но самое интересное было в Сцене в корчме. Поставили две раскладушки, в одном углу два голеньких мальчика, в другом - две голенькие девочки. Такими вот парами распределились. Вошел Варлаам, к нему подошла Шинкарка, он ее поставил на колени, задрал юбку, себе - рясу, ну и потом поет "Как во городе было во Казани" и любовью занимается.
Многие любят Бориса "подтягивать" к образу Бориса Ельцина. А вообще режиссеры умеют очень красиво рассказывать. Они объяснят, что будет лестница, объяснят, зачем она, но многое остается неизвестным до генеральной репетиции.

Вы рассказывали, что, чтобы хорошо спеть Бориса, надо "прийти в театр Борисом"...
- Ни космический корабль, ни паровоз сразу не запустишь - вот он тронулся, вот поехал, а когда уже набрал скорость, быстро остановить его нельзя. Если у меня спектакль, я вхожу в образ за неделю. Потом, на спектакле, могут возникать разные неожиданности: партнер оказался не с той стороны, вступил позже, в первом ряду зазвонил мобильник - это все может сбивать.
- И как долго вы пребываете в образе?
- Долго. После спектакля могу часов до пяти утра не спать, в течение суток никому не могу звонить, даже если обещал. И на окружающих это плохо отражается.

Вы не только артист, но и педагог. Почему вы преподаете именно в РАТИ?
- Было счастливое совпадение - в 1991 году меня пригласил Георгий Павлович Ансимов, наш выдающийся режиссер, профессор, руководитель факультета музыкального театра. Я решил попробовать, начать с одного-двух учеников. По мере того как я втянулся, стало ясно, что это очень азартное дело. Во-первых, с молодыми ты всегда чувствуешь себя если не на 20, то на 21. Можешь через ступеньки прыгать, девчонкам глазки строить (хотя педагог не может, но сама атмосфера очень располагает!) Во-вторых, это великая школа мастерства.
- У студентов РАТИ есть отличие от студентов консерватории?
- Да, у них есть сильное отличие. Они получают нагрузку 800 часов пения в год и 1600 часов танца - классический, народный, степ и др. И если на ученом совете возникает разговор, что они плохо поют, я всегда говорю: "Ну давайте им в дипломы впишем, что они еще и артисты балета!"
На факультете музыкального театра, на мой взгляд, проблема в том, что берут талантливых ребяток, из которых одни не знают ни одной ноты, другие - несостоявшиеся пианисты и хормейстеры, третьи - из консерватории. Как говорил режиссер Лев Михайлов, "у всех высшее образование, но без среднего". А требования для всех одни.
У студентов много театральных предметов, они в целом музыкально образованны, но... Секрет ведь в чем? На первом году обучения каждый должен заниматься три урока по 45 минут. Вместо того, чтобы заниматься поначалу по 3 минуты, через некоторое время - по 6 минут и так далее. Голос - аппарат очень тонкий, он устает. А когда человек пробежал 40 километров в противогазе по пустыне Гоби (они натанцевались), он потом не может издать ни звука.
Еще одна проблема - нет помещения, где можно послушать, как звучит голос. У консерватории - есть. А наши выходят потом в театр или концертный зал и теряются, так как до этого они пели только на лестнице.

Чему вы стараетесь научить прежде всего?
- Это вопрос сложный. Научить понимать музыку. Ну и технологическая часть очень сложная - глубокое дыхание, свободная гортань, диафрагма, пение на зевке (как у льва), кантилена, нижние ноты (что особенно важно для басов), которые в идеале появляются лишь после тридцати. Научить-то пытаешься всему - с девизом летчиков "делай, как я". Может, первый год менее интересен - идет технологическое оснащение. Потом уже можно заниматься творчеством. Я бесконечно счастлив, что профессия певца по-прежнему манит молодых.
- Насколько широко, по вашему мнению, педагог должен выходить за рамки профессии?
- Конечно, чем шире, тем лучше. В РАТИ вот на каждого студента целая бригада работает, поэтому обучение такое дорогое. Я как завкафедрой хотел бы ввести для своих учеников мастер-классы больших артистов, устраивать творческий обмен между РАТИ и консерваторией, чтобы студенты посмотрели, что такое профессиональная работа.

На каком этапе сейчас ваша "Азбука вокалиста"?
- К сожалению, буксует. Я, как профессор, хотел написать методическую работу, отразив в ней свой практический опыт. Особенно важны две части - "Психология раскрытия образа" и "Режим дня и ритм жизни как основа певческого долголетия". Каждый должен понять для себя, что если ему можно чай с молоком - залейся, а если после литра водки не звучит, то надо что-то менять (смеется).
- К молодым солистам оперы современный театр предъявляет новые требования или все осталось по-старому?
- Реформа, начатая Станиславским, продолжается на новом витке. Актер музыкального театра должен и владеть голосовым аппаратом, и соображать, что он играет - комедию или трагедию, а кроме того, очень хорошо танцевать. Но если тебе повезло и ты попал в театр, то дирижер (один из десяти) и концертмейстер будут с тобой при подготовке роли заниматься и чуть-чуть помогать. Вокалу же обучать никто не будет. И если человек не подготовлен, это чревато, потому что из-за каких-то нот дело скрипит. Вся музыкальная правда - мелодия, интонация, звуковысотность, скорость - должна быть на автопилоте. Хотя сейчас учить партию стало проще: включил магнитофон, прослушал 400 раз - и пой.
- И начинается подражание.
- Да, бывает. Я всегда любил творчество Федора Ивановича Шаляпина. У него есть озарение, истовость, самобытность, хотя, если по нотам следить, много отсебятины. Нина Дорлиак как-то рассказывала о концерте Марии Каллас: "Все так странно... Но после пяти минут от нее нельзя оторваться. Это Шаляпин в юбке". Вот так, в пении должна быть магия. Но как ее передать?..

Владимир Маторин - народный артист России, солист Большого театра, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, профессор.

Родился в Москве, окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу Е. В. Иванова. Более 15 лет (1974-1991) пел в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1989 году Борис Годунов в его исполнении был признан лучшей оперной партией года. В 1991 году Владимир Маторин стал солистом Большого театра. В его репертуар вошли партии: Король Рене, Гремин («Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского), Борис Годунов, Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Иван Сусанин («Жизнь за царя» Глинки), Галицкий, Кончак («Князь Игорь» Бородина), Царь Додон («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Досифей, Иван Хованский («Хованщина» Мусоргского), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Старый цыган («Алеко» Рахманинова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини) и другие. Всего в его репертуаре более шестидесяти партий.

Знаменитый бас Владимира Маторина звучал на лучших сценах мира. Певец гастролировал в Англии, Италии, Ирландии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Швейцарии, Польше, Чехии, Югославии, Турции, Греции, Эстонии, Узбекистане, Украине, Китае, Японии, Монголии, Южной Корее, США, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, на Кипре.

Ему рукоплещут не только ведущие мировые театры, но прежде всего его хорошо знают и любят в малых городах России. Являясь создателем и главой «Благотворительного фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси», он много выступает в российской провинции. В 2015 году за цикл благотворительных концертов «Шедевры русской и мировой классики - малым городам» Владимир Маторин был удостоен Премии Правительства России. В 2018 году получил высшую ведомственную награду Министерства культуры РФ - нагрудный знак «За вклад в российскую культуру».

Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова является одним из самых известных и авторитетных оркестров мира. В 2014 году прославленному коллективу исполнилось 95 лет.

Оркестр был создан в 1919 году. Этот период совпал с растущим интересом к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты: балалаечник Борис Трояновский (1883-1951) и домрист Пётр Алексеев (1892-1960). Именно они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Уже очень скоро ему аплодировали на многих ведущих концертных площадках нашей страны.

Б. Трояновский и П. Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось. В дальнейшем коллективом руководили многие талантливые музыканты: Николай Голованов (1891-1953), братья Николай (1901-1945) и Дмитрий (1909-1954) Осиповы, Виктор Смирнов (1904-1995), Виталий Гнутов (1926-1976), Виктор Дубровский (1927-1994), Анатолий Полетаев (род. в 1935), Николай Калинин (1944-2004), Владимир Понькин (род. в 1951). С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым среди других и принёс ему мировую известность.

Оркестр носит имя выдающегося советского музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940-1945) ознаменовала совершенно новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом Великой Отечественной войны. В июне 1941 года оркестр расформировали. Практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Н. П. Осипов в те сложные годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить своё существование. Впоследствии Н.П. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически не существует репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлёк внимание ведущих советских композиторов (Н. Будашкина, А. Новикова, А. Холминова и др.), обогативших репертуар коллектива оригинальными сочинениями.

В 1946 г. оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969 г. коллектив получил почётное звание «академический».

В результате многолетней концертной практики оркестр сформировал вокруг себя дружную и творческую атмосферу. Коллектив постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами - певцами, инструменталистами, композиторами и дирижёрами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали выдающиеся мастера: дирижёры Н. Аносов, А. Гаук, В. Дударова, Г. Рождественский, В. Федосеев; певцы И. Архипова, И. Богачёва, О. Воронец, Л. Зыкина, Л. Русланова, А. Стрельченко, Е. Нестеренко, З. Соткилава, Б. Штоколов, А. Эйзен, Д. Хворостовский, В. Маторин; исполнители на народных инструментах В. Городовская (гусли), А. Цыганков (домра), балалаечники П. Нечепоренко, М. Рожков, А. Тихонов, А. Горбачёв и многие другие музыканты.

Оркестр имени Н. П. Осипова ведёт активную творческую и просветительскую деятельность в лучших концертных залах Москвы, России и других стран. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением совершенно новых концертных программ, как для взрослых, так и для самых юных зрителей. Так, в Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром было подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них - абонемент для детей «Забавный профессор» - была удостоена Премии правительства Российской Федерации.

Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почётное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.

Виктор Кузовлев

Виктор Кузовлев c 2009 года является дирижёром Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Музыкант родился в 1977 году в Москве. Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных и аспирантуры. Посещал международный мастер-класс по дирижированию В. Федосеева (2008), в 2005 стажировался в Национальном филармоническом оркестре России под руководством В. Спивакова.

В. Кузовлев сотрудничал с Государственным театром оперы и балета Удмурдской Республики (Ижевск), Астраханским государственным музыкальным театром, Московским Музыкальным театром «Амадей» под руководством О. Митрофанова, Московским государственным музыкальным театром «На Басманной», где дирижировал спектаклями «Волшебная флейта», «Бастьен и Бастьенна», «Директор театра», «Дон Жуан» В. Моцарта, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин», «Иоланта», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Леди Акулина» А. Покидченко, «Как жить замужем» В. Фридмана и др.

Музыкант неоднократно принимал участие в фестивалях «Московская осень», Всероссийском фестивале современной музыки для русского народного оркестра «Музыка России», «Музыка для всех» (худ. руководитель Л. Казарновская), фестивалях, посвященных 200-летию А.С. Пушкина и 150-летию со дня рождения Дж. Пуччини, оперном фестивале Л. Карташовой (Норильск), московских фестивалях «Июньский клуб», «Августовский клуб», фестивале студенческого творчества «Фестос».

Наряду с концертной деятельностью Виктор Кузовлев работает в Российской академии музыки имени Гнесиных на кафедрах оперной подготовки и оркестрового дирижирования (с 2006 года - доцент) и в оперном театре-студии (с 1998 года), где осуществил постановки спектаклей «Пиковая дама», «Дон Паскуале», «Джанни Скикки» и др. С его участием спектакли театра-студии прошли в разных городах России: Ульяновске, Норильске, Клину, Моршанске, Котовске, Мичуринске, Тамбове, Дубне.

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

История коллектива берет начало в 1936 году, когда на основе вокального ансамбля при Радиокомитете СССР, организованного легендарным хормейстером Александром Свешниковым, по приказу Комитета по делам искусств при СНК СССР был создан Государственный хор СССР. 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт коллектива. Первыми руководителями Госхора стали заслуженный артист РСФСР Александр Свешников (1936–1937, 1941–1980) и профессор Московской консерватории Николай Данилин (1937–1939). В дальнейшем хор возглавляли прославленные дирижеры: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012). В настоящее время художественным руководителем коллектива является ученик Бориса Тевлина Евгений Волков.

Госхор СССР стал флагманом отечественного хорового творчества, завоевавшим международный авторитет. Особое место среди множества записей Госхора занимает «Всенощное бдение» Рахманинова под управлением Александра Свешникова (1965) – исполнительский шедевр, удостоенный множества престижных наград.

В репертуаре коллектива – хоровая классика, музыка советских и современных композиторов, а также эксклюзивные авторские программы: «Русский хоровой концерт», «Православная музыка мира», «Композиторы – воспитанники свешниковской школы», «Русские песни в классических и современных обработках», «Русская и зарубежная светская классика», «Любимые песни минувшего столетия», «Гимны и торжества России», «Песни и марши Русской Императорской армии», «Музыка Революции 1917» и др.

Значимую роль в творческой деятельности Госхора играет участие в уникальных концертно-театральных проектах. В их числе концерт-спектакль к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады («Ленинградцы. 900 дней во имя жизни»), концерты-спектакли «Герой нашего времени» к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и «Музыка как судьба» к 100-летию Георгия Свиридова и др. Госхор – активный участник международных фестивалей. За последние годы коллектив выступил на ведущих концертных площадках Великобритании, Франции, Японии, Польши, Латвии, Литвы, Молдовы, Грузии.

В 2010 году Госхор записал на CD 12 хоров Сергея Танеева на слова Якова Полонского, в 2013-м – Гимн Российской Федерации в оркестровой версии Яна Френкеля (АСО МГАФ, дирижер – Юрий Симонов), в 2016 году создал фонограмму для заключительного концерта Всемирных хоровых игр в Сочи («Гимн Земле» Алексея Рыбникова – мировая премьера).

В рамках сотрудничества с фондом «Открытое море» Госхор выступил с концертно-сценической версией оперы «Кармен» Бизе (дирижер Михаил Симонян, режиссер Юрий Лаптев). При поддержке фонда состоялся концерт в честь 80-летия коллектива на Исторической сцене Большого театра. Также юбилейные торжества прошли в Колонном зале Дома союзов. Особенно яркой страницей в истории коллектива стало его участие в международном проекте «День России в мире – Russian Day»: в день национального праздника Российской Федерации хор дал сольные концерты в парижском зале Гаво (2015), лондонском Барбикан-центре (2016) и Зале конгрессов в Иерусалиме (2017).

В 2018 году с антологией воинской песни «Слава русская» Госхор стал победителем конкурса грантов Президента Российской Федерации. Исследовательская, просветительская и концертная деятельность в рамках проекта была поддержана полномочными представителями Президента во всех федеральных округах.

Евгений Волков родился в Москве в 1975 году. Окончил теоретическое отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории, дирижерско-хоровой факультет МГК (с отличием) и аспирантуру (класс хорового дирижирования профессора Бориса Тевлина; класс оперно-симфонического дирижирования профессора Игоря Дронова). С 2000 года – преподаватель МГК, с 2009 года – доцент. В 2002–2008 гг. – ведущий хормейстер Камерного хора Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина, в 2008–2012 гг. – главный хормейстер. По приглашению маэстро в 2008 году занял пост хормейстера Госхора имени А. В. Свешникова, в 2011 году стал главным хормейстером коллектива, в 2012 году – художественным руководителем. С 2013 года – член Президиума Всероссийского хорового общества.

МАТОРИН Владимир Анатольевич

Народный артист России, лауреат Международных конкурсов, профессор, президент (председатель) Фонда поддержки культуры малых городов России

Родился 2 мая 1948 года в Москве. Отец – Маторин Анатолий Иванович (1925 г. рожд.), военнослужащий, полковник, был командиром части; выйдя в отставку, работал начальником отдела кадров Тверского объединенного литературно-художественного музея. Мать – Маторина Мария Тарасовна (1925 г. рожд.), в годы войны работала токарем на заводе, потом – домохозяйка. Живут в Твери. Супруга – Орлова Светлана Сергеевна, старший преподаватель Российской академии музыки (РАМ).
Сын военного, Владимир провел свое детство в военных городках, в том числе в Подмосковье. Мальчиком любил бродить по лесу и распевать всё, что слышал по радио, которому в основном был обязан своим начальным музыкальным образованием, если не считать привязанности к музыке, привитой в семье (мать пела в хоре). В 1950-1960-е годы по радио часто транслировались оперные спектакли, и многие арии из них Володя знал наизусть. Подпевал матери, помогая дома по хозяйству и запоминая песни, романсы. Это пение на два голоса было для него всегда процессом «священнодействия». Подростком хотел подражать Муслиму Магомаеву, Эдуарду Хилю… Нравились красивые мужские голоса. До сих пор благоговеет перед роялем. Когда он рос, пианино в доме не было – инструмент купили позже, младшему брату. Незабываемым впечатлением детства явился первый спектакль, увиденный в Большом театре, – опера Римского-Корсакова «Царская невеста».
Бас у Маторина проявился по наследству – от деда, который «басил» так, что было слышно в соседней деревне. Однако о карьере певца Владимир вначале не помышлял. Из воинской династии – прадед был полным Георгиевским кавалером – он готовился к военной службе. Правда, еще мечтал стать историком, даже рискнул сдавать вступительные экзамены на исторический факультет, не давало покоя и неодолимое желание петь. Но вышло так, что после окончания средней школы, где он участвовал в разных кружках, и прежде всего, в драматическом (особенно любил читать со сцены стихи), а также часто солировал в хоре, пошёл работать электромонтером в воинскую часть. А в 1967 году по настоянию матери, которая прочила сына в артисты, все-таки решил попытать счастья в вокале и был принят сначала на подготовительное отделение, а через два года – на 1-й курс Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
С этих пор Владимиру Маторину стала сопутствовать удача. Его педагогом был Евгений Васильевич Иванов, один из корифеев-басов Большого театра (солист в 1944–1958 гг.), замечательный исполнитель партий Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Мельника в «Русалке» А.С. Даргомыжского, Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно, обладавший огромной силой музыкально-сценического дарования. Занимался он также с певицей и режиссером М.Л. Мельтцер, ученицей
К.С. Станиславского, что, безусловно, самым благотворным образом сказалось на сценической подготовке будущего мастера. С благодарностью вспоминает певец и других своих наставников – С.С. Сахарова, В.Я. Шубину. А вообще Маторин считает своими учителями всех предшественников-басов – от Шаляпина до Ведерникова и Нестеренко.
В студенческие годы пришла одна из первых побед: в 1973 году Владимир Маторин принял участие в Международном конкурсе музыкантов-исполнителей в Женеве, где получил вторую премию и серебряную медаль. А через четыре года был удостоен звания лауреата на VIII Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки (вторая премия и серебряная медаль).
В 1974 году талантливый выпускник ГМПИ имени Гнесиных, выдержав конкурс, был принят в труппу Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Здесь началось его стремительное творческое восхождение. Большое влияние на формирование артиста оказал главный режиссёр театра Л.Д. Михайлов, с которым он готовил многие свои роли. На этой сцене певец провёл необычайно насыщенные годы, за 15 сезонов исполнив практически весь басовый репертуар. Маторин не сторонился никаких ролей, и это принесло ему не только большой сценический опыт, но и статус абсолютного баса, способного выразить себя в разных амплуа. Начав с партий Гремина, Зарецкого в опере «Евгений Онегин» (постановка Станиславского) и небольших разнохарактерных ролей (Шьяроне в «Тоске», Домохозяин Бенуа в «Богеме» Дж. Пуччини), Маторин создал целую галерею крупных и центральных образов, в том числе и в классических опереттах (Зуппан в «Цыганском бароне» И. Кальмана, Мартен в «Ключе на мостовой» Ж. Оффенбаха и др.), которые шли тогда на сцене театра наряду с операми. В череде ярких работ этого периода, увенчавшегося партией Бориса Годунова (в первой, авторской редакции оперы Мусоргского), был рыботорговец Мендоза в «Обручении в монастыре»
С.С. Прокофьева, Порги в «Порги и Бесс»
Дж. Гершвина, Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Король Рене в «Иоланте», Чуб в «Черевичках» П.И. Чайковского, Голова в «Майской ночи» Н.А. Римского-Корсакова, Черевик в «Сорочинской ярмарке» М.П. Мусоргского и другие (всего 33 партии). Во многих из них проявился дар артиста как великолепного исполнителя характерных, гротесковых ролей. Совершенно полярен, но не менее впечатляющ был другой герой Маторина того времени – кулак Сторожев в опере Хренникова «В бурю» –драматически масштабный, трагедийный образ.
Но все-таки Борис, именно Борис Годунов принес певцу подлинное признание. С тех пор как в юности он впервые увидел и услышал оперу Мусоргского в Большом театре, образ русского царя сопутствовал его творческой судьбе. Фрагменты партии Бориса он исполнял на выпускном экзамене в Гнесинском институте. Несколько позже, обсуждая с ленинградским режиссером Станиславом Гаудасинским возможность исполнения на гастролях в Италии роли Пимена в «Борисе Годунове», Маторин неожиданно для себя спросил: «А Борис вам не нужен?» Оказалось, нужен. Хороший. «Вот я как раз хороший и есть», – удивив самого себя, сказал певец. Режиссер заинтересовался, кто может такое подтвердить. «Никто, и я его еще нигде не пел, но спою», – последовал уверенный ответ. В 1989 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения Мусоргского, Борис Годунов в исполнении Владимира Маторина в спектакле Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко был признан международной музыкальной общественностью лучшей оперной партией года.
В начале 1980-х годов Маторин впервые выступает как приглашенный солист в спектаклях Большого театра, где неоднократно, но безуспешно проходил конкурсные прослушивания. Это оперы «Иоланта» (Король Рене) и «Севильский цирюльник» (Дон Базилио). В 1984 году по приглашению Е.Ф. Светланова он участвует в премьере оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (Князь Юрий).
1990-е – начало 2000-х годов – расцвет дарования и славы певца. С 1991 года он – солист Большого театра, блестяще дебютирует на великой сцене в партиях Ивана Сусанина и Бориса Годунова, сразу заняв положение первого баса. Для сложившегося артиста это был новый виток творчества: более масштабные постановки, иное качество исполнительской школы. Маторина занимают во многих премьерах, где он выступает в главных басовых партиях: Галицкий («Князь Игорь» А.П. Бородина в постановке
Б.А. Покровского, 1993), Царь Додон («Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, музыкальным руководителем спектакля был Е.Ф. Светланов, 1996), Рамфис («Аида» Дж. Верди, 1997), Король Треф («Любовь к трём апельсинам»
С.С. Прокофьева, режиссер П. Устинов, 1997), Мельник («Русалка» А.С. Даргомыжского, 2000), Досифей («Хованщина» М.П. Мусоргского, 2002). В 1997 году ему присваивают звание народного артиста России.
Один из представителей блистательной плеяды басов Большого театра, Владимир Маторин обладает мощным голосом особенного тембра, широтой творческого диапазона, неотразимым сценическим обаянием, большим даром перевоплощения, ставящим его драматический талант наравне с вокальным. «Владимир Маторин – певец замечательный и, безусловно, Артист с большой буквы… – оценивала мастерство певца-художника солистка Большого театра народная артистка России Галина Олейниченко. – Природа щедро одарила его прекрасным голосом, статью, актерским темпераментом… Смотреть Маторина так же интересно, как и слушать. Образы, созданные Артистом, – живые, трогающие душу, и поэтому каждый его спектакль неповторим».
В галерее образов артиста (а их в его репертуаре более 65), наделенных оригинальными трактовками, одинаково достоверны, значительны такие разноплановые роли, как Иван Сусанин, Гремин, Кончак, Досифей, Иван Хованский... Маторин не героизирует Сусанина специально, у него он не хрестоматийный, не ходульный персонаж, а простой русский крестьянин, который в трудную для Руси годину погибает за царя и Отечество, защищая свой дом, честь своих детей. Особенно любит арию «Чуют правду», которую воспринимает как молитву, где Сусанин в свой предсмертный час, горюя о сыне и дочери, обращается к Богу: «Господь, ты укрепи меня…». По словам самого артиста, к образу Сусанина он шел от М.Д. Михайлова – первого яркого впечатления детства, когда увидел и услышал великого исполнителя этой партии по старому маленькому черно-белому телевизору. В начале 1990-х годов Владимир Маторин пел Ивана Сусанина в Ипатьевском монастыре города Кострома – в тех самых местах, где происходили исторические события оперы, – спектакль тогда транслировался по телевидению (дирижер А.Н. Лазарев). И это была «перекличка», эстафета певческих поколений через десятилетия. Есть одна существенная закономерность в «стране басов», как издавна называют Россию, – русские басы в любые времена, как правило, были патриотами, что, наверное, во многом шло от репертуара, от образов отечественной оперной классики. Один из крупнейших мастеров оперной сцены, чьему таланту поклоняется мир, Владимир Маторин в этом смысле не исключение: ему дорог Сусанин еще и потому, что он костромской, что здесь истоки русского характера: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за царя, за Русь…». Во время гастролей Большого театра в Санкт-Петербурге в 1998 году зал на «Иване Сусанине» (дирижировал М.Ф. Эрмлер) буквально бушевал: успех Маторина в возобновленной классической постановке Л.В. Баратова, видевшей за полвека своего существования лучших исполнителей главной партии, превзошел все ожидания.
Искрометный комедийный талант артиста сполна раскрылся в операх «Золотой петушок» и «Любовь к трем апельсинам». «…Что более всего ценю в Маторине? Многогранность, самобытную оригинальность… И еще чувство юмора, – писал один из лучших оперных дирижеров Большого театра конца ХХ века Андрей Чистяков. – В послужном списке актера-певца рядом с трагическим Сусаниным и Досифеем острогротесковые и комические “царственные особы” – Додон и Король Треф. И могу засвидетельствовать, что появление «августейшей особы» со своим «двором» на сцене поднимает тонус спектаклей, придавая им озорство и свежесть и вызывая единодушно веселую реакцию зала, будь то в Москве или австрийском Граце».
Крупное явление современного оперного театра – Борис Годунов в исполнении Маторина. Эта партия, в которой певец выступал на разных оперных сценах мира, в том числе в Лионской и Парижской операх, в Гран-театре (Женева), Лирик-опере (Чикаго), в театрах Окленда и Веллингтона (Новая Зеландия), Национальном театре Праги, Хьюстонской Гранд-опера (США), – пик его славы. Актер перевоплощения, он отдаётся роли всецело, страдая и плача слезами «преступного царя Бориса», представая во всем царском величии и достоинстве. По собственному признанию, по-человечески артист «преклоняется перед своим героем – его умом, прозорливостью. Борис хотел счастья для Руси, но допустил голод и мор. Его мучает совесть, но одерживает верх гордыня». Показать пушкинское – несовместимость гения и злодейства – для Маторина важнее всего. Певец-актер, он создает свой, не похожий на другие, присущий только ему сценический образ. Потрясенный этим образом артиста на сцене Большого театра народный художник России Василий Нестеренко счел своим долгом запечатлеть его в роли Бориса Годунова на огромном портрете (270х185), который стал средоточием внимания публики многих престижных вернисажей начала ХХI века.
С неизменным успехом артист выступал за рубежом и в других партиях оперы «Борис Годунов». Варлаама и Пимена он пел во многих театрах мира, и прежде всего в лондонском «Ковент-Гардене» (постановка Андрея Тарковского) и Парижской национальной опере. Однако всем режиссерским версиям великой оперы предпочитает эталонную постановку Леонида Баратова, которая прожила на сцене Большого театра шесть десятилетий.
Национальным достоянием, «большим басом» Большого театра называют Владимира Маторина на родине и за рубежом, где его обычно встречают как чудо-богатыря русской музыки. Но что бы ни исполнял певец, всегда узнаваемый и всегда неповторимый, – Короля Рене в «Иоланте», Старого цыгана в «Алеко», Галицкого в «Князе Игоре», как справедливо высказывался о творчестве артиста режиссер Большого театра народный артист СССР Георгий Ансимов, «всюду виден не только обладатель красивого голоса, но и художник, имеющий свой взгляд на образ, на Театр, на жизнь… И все это ставит его творчество в русло истинно русского искусства – от традиций Даргомыжского, Чайковского, Шаляпина, Остужева, Станиславского, Голованова, Пирогова, Баратова…». Как всегда было свойственно выдающимся художественным личностям, Маторин неизменно вызывает в слушателе-зрителе сочувствие, сопереживание своим героям.
Над всеми своими, казалось бы, давно сложившимися ролями артист не перестает работать никогда. Особенно над такими сложнейшими, как Иван Сусанин и Борис Годунов, не считая их завершенными. «Эти партии неисчерпаемы, – говорит певец, – и счастлив тот, кому удается хотя бы приблизиться к совершенству – исполнению их Фёдором Шаляпиным, но достичь этого идеала пока не удавалось никому».
Владимир Маторин – «король» камерного жанра. Сольные концерты певца в залах Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, Колонном зале, Московском Кремле, Бетховенском зале Большого театра, в самых разных слушательских аудиториях, включающие вокальную лирику русских и зарубежных композиторов, старинные романсы, русские народные песни, необычайно воодушевляют слушателей. Его исполнительское дарование отличают природная теплота, задушевность тембра, красивое голосоведение, темперамент, впечатляющая образность и выразительность. Концерты Маторина в дуэте с женой – великолепным концертмейстером Светланой Орловой, секстетом Большого театра или оркестром русских народных инструментов всегда сопряжены с огромной личностной самоотдачей. Не меньше, чем вокальной формой, что свойственно всем певцам, озабочен он состоянием зала: с какими чувствами приходят люди на концерт, в театр, как принимают его искусство.
Вряд ли можно назвать сейчас вокалиста, чья концертная деятельность была бы столь национальна и неэлитарна, – он поистине народный любимец. И кто еще так по-маторински изобразительно, фактурно, сочно споет шутливую песенку «Улица, улица» Дюбюка, «Блоху» Мусоргского или разухабистую «Вдоль по Питерской», встрепенет душу протяжной народной «Степь да степь кругом»… Пожалуй, ни один его концерт не обходится без романсов на стихи Пушкина – «Мельника» Даргомыжского, «Пророка» Римского-Корсакова, «В крови горит огонь желанья» Глинки или «Роняет лес багряный свой убор» Свиридова. В камерном, как и в оперном репертуаре, артист широк, разнолик, стихиен и неожидан. И в высшем смысле традиционен, если вспомнить великих басов от Шаляпина до Ивана Петрова и Огнивцева.
Истинно русский бас, Владимир Маторин с несравненным удовольствием исполняет русские народные песни, без которых не представляет своей творческой жизни. В этом достоянии национальной культуры России, открывающем безграничные возможности для исполнителя, он видит прежде всего истинную ценность человеческих взаимоотношений, достоинство и ум своего народа, богатство и щедрость его души. Выступая во многих странах мира, певец наблюдал, как легко, не нуждаясь в переводе, русская песня во всей своей простоте и безыскусности находит путь к сердцам людей независимо от их возраста, национальности и убеждений.
Особая страница творчества мастера – песнопения Русской православной церкви. Один из лучших исполнителей духовной музыки, он часто выступает в сопровождении Капеллы музея «Московский Кремль» под руководством Геннадия Дмитряка с программами из песнопений Русской православной церкви (Струнский, Строкин, Чесноков, Гречанинов, Рахманинов). Музыка, убежден певец, по сути, как бы «состязается» с религией в своем очищающем, облагораживающем воздействии. Сам он крестился в 42 года, и через год, уверен, по Божьему промыслу, стал солистом Большого театра. И нет ничего удивительного в том, что на юбилейный вечер артиста в Большом театре, посвященный 50-летию со дня его рождения, пришел Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, оценив обращение исполнителя к богатому певческому наследию – православным песнопениям – не только как свидетельство его духовных поисков, но и как «благородное знамение времени, отмеченного поиском некогда отвергнутого и почти забытого высокого искусства, веками бережно хранимого в лоне Православной церкви».
В начале ХХI века Владимир Маторин создал и возглавил Фонд поддержки культуры малых городов России, не раз выступая с благотворительными концертами в российской провинции – Зарайске, Александрове, Шуе, Кинешме, Ельне, Вологде, Владимире, Иванове… Это уже стало явлением нашей культурной жизни. Он – лауреат и постоянный участник фестиваля «Александровские вечера», учрежденного в 1996 году во Владимирской области.
Певец с мировым именем, он много гастролирует за рубежом, выступая на лучших оперных сценах, в Италии, Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, США, Швейцарии, Испании, Ирландии, Новой Зеландии, Мексике и в других странах. Участвовал в Вэксфордском фестивале (Ирландия, 1993, 1995), где исполнял роль Чуба в «Черевичках» Чайковского, главную партию в опере «Борис Годунов» и партию Головы в «Майской ночи» Римского-Корсакова (дирижер Владимир Юровский). В 1998 году участвовал в концертном исполнении оперы «Чародейка» Чайковского в лондонском концертном зале «Фестивал-холл» (Королевская опера, дирижер Валерий Гергиев). В 1999 году выступил в партии Царя Додона («Золотой петушок» Римского-Корсакова) в спектакле лондонской Королевской оперы (дирижер Геннадий Рождественский). В 2004 году он дебютировал на сцене «Метрополитен-опера» в партии Пимена в «Борисе Годунове». Выступал с концертами в посольствах России в Париже, Лондоне, Риме, Берлине, в Сенате Франции. «Не пел, кажется, только в Африке», – уточняет артист географию своих гастрольных поездок в свойственной ему шутливой манере.
Однако самая великая честь для артиста – петь в Большом театре. Потому у него никогда не было соблазна остаться за рубежом. Более того, Владимира Маторина не останавливает даже возможность разрыва престижного контракта, если его ждут на родной, главной в его жизни сцене. Так было, например, в день празднования юбилея Шаляпина, когда памяти великого певца был посвящен спектакль «Борис Годунов».
Профессор Маторин ведет педагогическую работу: с 1991 года преподает в РАТИ (Российская академия театрального искусства), где с 1994 года возглавляет кафедру сольного пения.
Среди записей певца: «Борис Годунов» (Пимен, дирижер В.И. Федосеев, 1980; Борис Годунов, дирижер Е.В. Колобов, 1991), «Франческа да Римини» (Ланчотто Малатеста, дирижер А.Н.Чистяков, 1992), «Алеко» (Алеко, дирижер А.Н. Чистяков, 1994), «Майская ночь» (Голова, дирижер А.Н. Лазарев, 1997), «Кащей бессмертный» (Буря-богатырь, дирижер А.Н. Чистяков, 1998). В 1997 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II артист записал компакт-диск «Песнопения Русской православной церкви» (дирижер Г.А.Дмитряк). В 1990-е годы видеостудия Большого театра осуществила видеозаписи спектаклей «Иван Сусанин» и «Любовь к трём апельсинам» с участием певца, выпустила видеофильм «Владимир Маторин. Штрихи к портрету». Голос Маторина звучит в фильме-опере «Алеко» (партия Старого цыгана, режиссер В. Окунцов).
В 2001 году, к 225-летию Большого театра, певец награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В.А. Маторин – сторонник жесткой дисциплины и самоограничений во имя любимой профессии и утоления бесконечной жажды совершенствования. Человек доброжелательный. В жизни любит все, что красиво и радует душу. При любых обстоятельствах никогда не теряет чувства юмора. Дружит с художниками, знает цену настоящей живописи.
Если позволяет время, с удовольствием слушает не только оперные спектакли, но и, например, записи оркестра Поля Мориа, смотрит добрые послевоенные фильмы. Иногда просто созерцает Москву с балкона своей квартиры. Склонен к философским размышлениям. Когда бывает тяжело, спасается классической поэзией: читает Байрона, Пушкина, Лермонтова, Есенина, Твардовского… Живет с Богом в душе, в вечной борьбе за мастерство, за творчество в Искусстве. Летом ежегодно ездит в волжские края – его тянет в поля, леса, где, простор, так необходимый русскому человеку.
Живет и работает в Москве.