Первый придворный театр появился при. Императорские театры российской империи

Достояние, которое ведет свою историю с 17 века. Именно тогда началось формирование основных принципов театрализованных представлений и был заложен фундамент этого вида искусства в России.

Истоки русского театра

Русский народ всегда славился умением разнообразить свой досуг. Издавна на Руси проводились ярмарки и праздники, на которых главными действующими лицами становились скоморохи. Именно так в народе звались артисты, среди которых были и певцы, и музыканты, и актеры.

Обычно театрализованные представления были приурочены к какому-либо церковному или Однако с течением времени празднества могли устраивать без всякого повода. Скоморохи были людьми без крова и денег, часто они собирались в отдельные группы и ходили по городам и селам с целью заработка. В своих представлениях они использовали различные , гусли), кукол, самодельные костюмы.

Чуть позже артисты, приходя в новый город, воздвигали на его площади специальную постройку, где жили и принимали зрителей. Такая постройка стала называться балаганом, впоследствии и все театрализованные представления получили то же имя. В репертуаре скоморохов были социальная сатира, шутки, баллады, сказки.

И хотя с появлением настоящего театра отношение к балаганам стало резко отрицательным и негативным, нельзя забывать о том влиянии, которое оказали старорусские развлечения на становление театра.

Элементы театра, возникшие благодаря народным представлениям

Поскольку театр в 17 веке в России только начинал свой долгий путь, многие элементы и детали были переняты у скоморохов и взяты из народных представлений.

Во-первых, это театральные помещения. Первым таким залом стала Потешная палата, куда с 1613 года приглашали выступать скоморохов. В полной мере подобные представления нельзя было назвать театром, потому что они носили цирковой характер с обилием юмора и различных трюков.

Во-вторых, сценические подмостки. Во время своих выступлений скоморохи собирали вокруг себя большую толпу людей, и появилась необходимость демонстрировать свои таланты на каком-то возвышении, чтобы весь люд смог это увидеть. Первые подмостки были построены для показа кукольного театрального представления.

В-третьих, устные драмы. Скоморохи исполняли произведения, которые написал народ. Так родился знаменитый герой Петрушка.

Придворный театр 17 века

Еще царь во времена своего правления задумался о создании придворного театра. Однако для реализации этой идеи необходимы были зарубежные специалисты, поскольку на Руси не было еще знатных драматургов и артистов, способных с достоинством служить Мельпомене.

В 1644 году в Россию из Страсбурга прибыла труппа актеров, которая в течение месяца готовила свое выступление. Однако по неизвестным причинам они были высланы из страны.

Полноценный театр в 17 веке в России появился при Озвучил идею боярин Артамон Матвеев, который часто бывал в Европе и видел, каким может быть искусство. Первый русский театр 17 века начал свою работу в 1672 году.

Пастор из немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори по приказанию Матвеева за несколько недель собрал труппу актеров, состоящую из мужчин и юношей, и дал им уроки драматического искусства. Также он написал первую пьесу по мотивам библейских сказаний об Есфири.

В селе Преображенском была построена настоящая театральная сцена. Премьера спектакля состоялась 17 октября. Представление шло десять часов, но и царь, и бояре, и царица со своей свитой высидели до конца.

В 1673 году перенесли в Кремль. Драматург был хорошо вознагражден за свою работу и поспешил приступить к написанию новой пьесы. На этот раз он писал о Юдифи, также используя библейский сюжет. Театр в 17 веке в России стал главным развлечением царя.

После смерти Грегори в 1675 году во главе придворного театра стал его помощник Гивнер, который создал несколько удачных драматических постановок. Однако придворный русский театр 17 века прекратил свое существование в 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича.

Школьный театр

Театр в 17 веке в России только начинал свое бурное развитие, в том числе и при духовных учебных заведениях. Это стало возможно при посильном участии церкви, которая стремилась укрепить свои позиции в народе.

Первые школьные театры были открыты при Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии. Основу репертуара составляли представления на религиозную тематику, однако там находилось место и для интермедии. Сатира затрагивала интересы духовенства, и в конечном итоге школьные театры прекратили свое существование ближе к 18 веку.

Школьный театр также оказал влияние на традиции. Интермедия стала прообразом современной комедии. Актеры подчинялись принципам классицизма в своих постановках, а также использовали символы, в том числе и в предметах одежды.

Иностранные гастроли

Театр в 17 веке в России перенял неоценимый опыт от иностранных гастрольных трупп Италии, Пруссии и Франции. Благодаря им вершилось торжество духовной мысли, они были источниками социального и творческого развития.

С приходом к власти театр, живопись, музыка 17 века были обречены на долгий застой, поскольку новый царь мало интересовался искусством. Но судьба распорядилась так, что век его правления был недолог.

Взошедший на престол Петр Первый дал новый виток развитию театра и искусства в целом в России.

ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ, российские театры, находившиеся под непосредственным подчинением и покровительством императорского двора и на его содержании. К ним относились придворные и публичные театры. Первый придворный театр появился в 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича (просуществовал до 1676). Первый публичный театр открыт при царе Петре I в Москве в 1702 (существовал до 1707). В 1720-х годах при дворе был заведён значительный штат музыкантов, в конце 1731 в Москву была выписана итальянская труппа. В середине 1730-х годов все придворные артисты - комедийные, интермедийные, оперные и балетные - объединились под названием «Итальянская компания» (не все были итальянцами, но в основном «из иноземцев»). В 1740 году на содержании императорского двора около года находилась немецкая комедийная труппа под руководством К. Нейбер, а в 1742 ко двору выписали «Французскую комедию». Постепенно в «Итальянскую компанию» стали проникать и отечественные исполнители: в 1738 была заведена первая русская танцевальная школа и появилась русская балетная труппа. 30.8(10.9).1756 был учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало национальному профессиональному драматическому искусству (и непрерывному существованию императорского публичного театра). Различие придворных и публичных императорских театров состояло в том, что придворные, находясь в полном подчинении императорского двора, давали спектакли, прежде всего, для узкого, придворного круга зрителей. Иногда в придворный театр допускались и простые дворяне, а в особых случаях и «знатное купечество», при этом обязательно соблюдался придворный церемониальный этикет: форма одежды, размещение зрителей соответственно рангам и пр. В публичные же императорские театры за деньги имели доступ почти все сословия. Императорские театры находились на материальном обеспечении казны: актёрам и другим служителям выплачивали гарантированное жалованье, спектакли разыгрывались в помещении, принадлежавшем казне. Но, несмотря на это, существование первого русского публичного императорского театра было очень трудным и с материальной, и с организационной стороны. Вследствие этого первый директор театра А. П. Сумароков добился в 1759 году перевода его в придворное ведомство (со всеми особенностями деятельности придворного театра, то есть ограничением круга зрителей, определённой репертуарной политикой, строгой подчинённостью придворной жизни и т.п., но при этом «партикулярных смотрителей» велено было «впредь впускать безденежно»).

В 1766 году императрица Екатерина II учредила Дирекцию императорских театров, объединившую все придворные труппы и оркестры под началом директора И. П. Елагина, который разработал «Штат всем к театрам, и к камер, и к бальной музыке принадлежащим людям». В этот первый «Штат» вошли: опера и камерная музыка, балет, бальная музыка, французский театр, российский театр, принадлежащие к театру люди и мастеровые. Срок обязательной службы основным категориям артистов устанавливался 10 лет, после чего они могли выходить на пенсию (но она полагалась не всем актёрам и утверждалась императорским кабинетом). При оркестре, балетной и российской труппах существовали ученики. В 1779 директором императорского театра назначен В. И. Бибиков. В 1782 была предпринята попытка реорганизовать управление императорским театром, поскольку дефицит в бюджете Дирекции достиг значительных размеров. В связи с этим в 1783 году в Санкт-Петербурге вместо Дирекции был создан Комитет, управляющий зрелищами и музыкой, с коллегиальной формой управления. В это время в Санкт-Петербурге существовали театры трёх типов: Эрмитажный - закрытый придворный театр; Большой (Каменный) - публичный придворный, в котором проходили бесплатные спектакли, куда публика попадала, как и раньше, по билетам от Придворной конторы и размещалась «по рангам» (здесь же иногда давали спектакли «для народа за деньги», как в городском театре); Малый (Деревянный) театр на Царицыном лугу - публичный городской театр (но подчинённый Комитету), куда зрители попадали «за деньги», покупая билеты. В начале 1784 были разработаны «Узаконения Комитета для принадлежащих к Придворному театру», содержащие 16 пунктов, большинство из которых относилось к актёрам. Оговаривалось, сколько дней и недель даётся на изучение большой и малой ролей, сколько «проб» устраивать пьесам, как и чем штрафовать за неявку и опоздание на пробы и спектакли, какое платье должно быть у актёра своё, а какое - из театральной кладовой, и т.д. В 1786 году Комитет был заменён Главной дирекцией над зрелищами и музыкой во главе с директором С. Ф. Стрекаловым; в 1791-1799 эту должность занимал Н. Б. Юсупов, в 1799 - Н. П. Шереметев (смотри в статье Шереметевы), в 1799-1819 - Л. Н. Нарышкин (смотри в статье Нарышкины). В 1805 после пожара московского Петровского театра, когда Москва осталась без публичного театра, а труппа - без здания и средств к существованию, Нарышкин подал высочайшее ходатайство о присоединении Московского театра к императорской Дирекции.

В 1806 году в Москве был учреждён императорский театр, находившийся в ведении общей санкт-петербургской Дирекции. К старой труппе Петровского театра причислили новых актёров, в основном из крепостных, купленных у их хозяев (в частности, у А. Е. Столыпина), а для спектаклей был арендован дом Пашкова (на углу Большой Никитской и Моховой улиц). В начале 1808 было отстроено новое здание императорского театра в Москве на Арбатской площади; открыта Театральная школа; в августе 1808 подписан «Штат московского императорского театра» и учреждена Контора. В 1823 году московская Дирекция императорского театра была отделена от санкт-петербургской и передана в ведение московского генерал-губернатора, а в 1824 вновь установлена общая Дирекция императорских театров для обеих столиц с подчинением Министерству императорского двора. В 1824 году был открыт Малый, а в 1825 Большой театры в Москве. В 1839 введено новое Положение об артистах императорских театров, определившее их профессиональное, материальное и социальное положение, систему поощрений и наказаний, а также новую систему выплаты пенсии, которая теперь полагалась: русским подданным - за 20-летнюю беспорочную службу, а иностранцам - за 10-летнюю. С 1881 подготавливались реформы в театральном ведомстве. В одну из комиссий «по искусственной части» вошли видные театральные деятели: А. Н. Островский, Д. В. Аверкиев, А. А. Потехин, Э. Ф. Направник и др.

В 1882 году произошёл ряд преобразований: 24 марта (5 апреля) подписан императорский Указ об отмене монополии императорских театров в столицах, где свобода частной театральной антрепризы до этого допускалась лишь в исключительных случаях и облагалась большим сбором в пользу Дирекции императорских театров. В самих императорских театрах был установлен новый «Штат», изменена система оплаты и вознаграждения артистов, предусмотрено обновление монтировочной части и поднятие художественного уровня «обстановки» пьес, установлены правила рассмотрения пьес; создан Театрально-литературный комитет (с двумя отделениями - московским и санкт-петербургским) и др. В 1886 заведующим репертуаром московских императорских театров был назначен А. Н. Островский, стремившийся вывести московскую Дирекцию из-под управления санкт-петербургской. В 1888 вышло Положение об императорских театральных училищах: в каждой столице были учреждены театральные училища с балетным отделением, драматическими курсами и оперными классами. В начале 20 века к императорским театрам относились: в Санкт-Петербурге - Александринский, Мариинский и Михайловский театры; в Москве - Большой, Малый, а также Новый театр (1898-1907). Общий персонал императорских театров к этому времени составлял 3 тысячи человек; бюджет превышал 4 миллиона рублей в год. Должность директора императорских театров занимали: А. А. Майков (1821-25), С. С. Гагарин (1829-33; смотри в статье Гагарины), А. М. Гедеонов (1834-58), А. И. Сабуров (1858-1862), С. А. Гедеонов (1867-75), И. А. Всеволожский (1881-99), С. М. Волконский (1899-1901), В. А. Теляковский (1901-17). После 1917 императорские театры вошли в общую систему государственных театров.

Лит.: Танеев С. В. Из прошлого императорских театров. СПб., 1885. Вып. 1; Архив дирекции императорских театров. СПб., 1892; Ежегодник императорских театров. Сезон 1891-1892. СПб., 1893; Дризен Н. В. Стопятидесятилетие императорских театров. СПб., 1906; Погожее В. П. Столетие организации императорских московских театров. СПб., 1906-1908. Т. 1-3; Теляковский В. А. Императорские театры и 1905 год. Л., 1926; он же. Воспоминания. Л.; М., 1965; он же. Дневники директора императорских театров. 1898-1901. Москва. М., 1998; он же. Дневники директора императорских театров. 1901-1903. Санкт-Петербург. М., 2002; он же. Дневники директора императорских театров. 1903-1906. Санкт-Петербург. М., 2006.

Императорские театры России - театры, существовавшие за казённый счет и находившиеся в ведении императорского двора . Существовали с 1756 года по 1917 год; также назывались придворными театрами.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Русский театр. Передача 4. Императорские театры Петербурга и Москвы

    ✪ Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века.

    ✪ Андрей Савельев - «Императорский престол и Дом Романовых»

    ✪ Татьяна Кудрявцева про Октавиана Августа, наследника Цезаря

    Субтитры

Предыстория создания императорских театров

Первый царский театр. Алексей Михайлович (Москва)

Впервые царский театр появился в России в 1672 году при царе Алексее Михайловиче и просуществовал до 1676 года.

Инициатором создания театра наподобие европейского стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев . Драматургом был назначен немецкий пастор Иоганн Готфрид Грегори , а называлась пьеса «Артаксерксово действо ». Тогда было отобрано 60 иностранцев, которых начали обучать актёрскому ремеслу, а театр был наскоро построен в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском .

«17 октября 1672 г. прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и её придворные дамы. Первое представление длилось десять часов, но царь досмотрел все до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого „действа“ необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время „позорищем“. В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесен в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Труппа актеров тоже пополнилась» .

Однако со смертью Алексея Михайловича в 1676 году умер и первый русский царский театр.

Театры при Петре I (Москва)

Ещё с 18 века в Москве работали иноземные театральные труппы, в основном французские и итальянские. Это были частные антрепризы. Помещения они строили свои или оборудовали частным образом какие-либо чужие постройки.

Увидя Никиту Афанасьевича Бекетова в роли Синава, я пришёл в такое восхищение, что не знал, где был: на земле или на небесах. Тут родилась во мне мысль завести свой театр в Ярославле .

В начале 1752 года ярославская труппа, после того как о ней узнал сенатский экзекутор Игнатьев, была вызвана в Петербург. Часть актёров труппы Волкова была определена для обучения в Сухопутный шляхетский корпус . Весь штат императорских театров утверждался высочайше и также определялось жалование от Придворной конторы, которой подчинялась Театральная Дирекция.

С этого дня прежний скоморох, фигляр легализуется в русского актёра, получает права гражданства

С этой даты начала официальный отсчет структура Императорских театров, под эгидой которой постепенно собрались несколько уже существовавших актёрских трупп и открылись новые казенные (государевы) театры.

«30 авг. 1756 императрицей Елизаветой был дан указ Сенату „учредить Русский для представления трагедий и комедий театр“. Директором театра был назначен А. П. Сумароков. С этой даты начинается история публичных рус. императорских (казённых) театров. Ядро театра, созданного в 1756, составили выученики кадетского корпуса из разночинцев и актёры ярославской труппы - Ф. и Г. Волковы, И. Дмитревский , Яков Шумский и др. Ассигнования на рус. труппу были ничтожны - 5 тыс. руб. в год, в то время как содержание франц. труппы составляло 20 тыс. руб. в год. Первыми русскими актрисами были А. М. Дмитревская , выдающаяся трагическая актриса Татьяна Троепольская и др.

Труппа Императорского. театра. состояла преимущественно из крепостных » .

Высочайшим указом решено было определить помещение в Санкт-Петербурге для первого русского театра, который разместился в Головкинском доме (ныне на этом месте - здание Академии художеств) на Васильевском острове .

Сумароков 24 октября 1756 года потребовал от Шляхетского корпуса, чтобы во исполнение Высочайшего указа «благоволено было обучающихся в корпусе певчих и ярослевцев к нему прислать для определения в комедианты, ибо они все к тому надобны». В состав первой русской драматической труппы в Петербурге входили «придворные певчие, спадшие с голосу» - Григорий Емельянов, Павел Иванов, Козьма Лукьянов, Фёдор Максимов, Евстафий Григорьев, Лука Иванов, Прокофий Приказный; ярославцы - Федор и Григорий Волковы, Иван Дмитревский и Алексей Попов ; затем состав пополнился Гаврилой Волковым, Яковом Шумским и Михаилом Чулковым . В труппу входили и пять актрис: Авдотья Михайлова , танцовщица Елизавета Зорина, Мария и Ольга Ананьины и Аграфена Мусина-Пушкина (см.: . - СПб., 1904-1905. - Вып. XV. - С. 27) .

Тот же указ распространялся и на вторую столицу - в Москве труппа была создана при Московском университете , Вольный университетский театр возглавил М. М. Херасков . Позже на основе этого театра была создана труппа Большого Петровского театра.

В 1759 году Придворная контора высочайшим повелением Елизаветы Петровны стала заниматься новым русским театром, представления давались для царствующих особ, а также для их окружения - придворной и дворянской публики.

Императорские театры при Екатерине II

После смерти императрицы Елизаветы и очень краткого правления Петра III театральное искусство в России переживает вновь бурный подъём с воцарением на российский престол Екатерины II . Однако и иностранные артистические труппы во все это время тоже не были забыты и почитались при высочайшем дворе.

До 1766 года управление театра сосредоточивалось в ведении придворной конторы; затем императрица Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров и повелела строить в Петербурге театральное здание - будущий Большой Каменный театр . Первым директором Императорских театров стал И. П. Елагин .

Он составил «Стат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям». В этот первый театр. штат, утверждённый Екатериной II, вошли: 1) итальянская опера и камер-музыка, 2) балет, 3) бальная музыка, 4) французский театр, 5) российский театр. 6) принадлежащие к театру люди и мастеровые. Тем же «Статом» была основана театральная школа и установлены пенсии артистам. Специальным указом был создан Комитет для управления зрелищами и музыкой. Этот указ определил организационные формы деятельности И. т. Рус. драм. труппа сохраняла наименование придворной и продолжала давать спектакли на придворной сцене в очередь с другими придворными труппами. Наряду с этим рус. актёры должны были давать и публичные представления «за деньги на городских театрах» .

Елагин пробыл на высоком посту директора Императорских театров с 20 декабря 1766 г. по 21 мая 1779 г., после чего эту должность занял В. И. Бибиков в 1779-1783 гг.

В 1784 Комитет издал «Узаконения Комитета для принадлежащих к придворному театру», представляющие собой свод правил, определяющий поведение всех «принадлежащих к придворному театру».

С 1791 года придворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами их последовательно были: князь Николай Юсупов (1791-1799), граф Николай Шереметев (1799) и обер-гофмаршал Александр Нарышкин (1799-1819), при котором в 1806 году , уже при Александре I , были учреждены Императорские московские театры.

Императорские театры при Александре I

Театральные здания Императорских театров. Санкт-Петербург

В XVIII в. основные сцены - внутридворцовые, а также:

  • Оперный дом у Невской першпективы («Комеди-Опера, что близ перспективы») в районе современной М. Конюшенной ул. (1742-1749) - Оперный дом находился в бывшем манеже у Невской перспективы на берегу Глухой реки (ныне канала Грибоедова), недалеко от лютеранской кирки (позднее церкви Святых Петра и Павла). Зал театра, помимо партера, имел два яруса и отдельные ложи для императрицы Елизаветы Петровны и принцессы - будущей Екатерины II. В нём работали Дж. Валериани , И. Вишняков , А. Перезинотти , К. Джибелли. Здание сгорело в октябре 1749 года;
  • Оперный дом у Летнего сада (арх. Ф. Растрелли ; 1750-1763) - в феврале 1750 года (сохранились план и разрез Оперного дома с подписью Растрелли, датированные 14 февраля 1750 года) последовали именные указы Елизаветы Петровны о строительстве нового театра и уже 28 ноября того же года последовало открытие театра, к которому была написана опера «Беллерофонт» (Бонекки , Арайя , Валериани);
  • Большой (Каменный) театр (Карусельная, ныне Театральная пл., 3; архитектор Ф. В. фон-Баур , М. А. Деденев , открыт в 1783) Здание Большого Каменного театра, начатое строиться в 1775 году архитектором Антонио Ринальди , было открыто в 1783 году (к слову скажем, что театр просуществовал до 1886 года, когда здание было передано Русскому музыкальному обществу для перестройки под Консерваторию и частично разобрано и вошло в новое здание Консерватории). Тогда же, с 1783 года, начались поспектакльные сборы, с которых взимались налоги. Для царствующего дома и придворных спектакли оставались бесплатными. Дирекция И. т. должна была обеспечивать все придворные мероприятия, Придворные спектакли были бесплатными. Зрителей собирали повестками от Придворной конторы. Присутствовать на таких зрелищах было и честью, и обязанностью.

«В праздничные дни бесплатные спектакли играли и „для народа“. Указом имп. Екатерины II от 12.7.1783 придворным труппам велено давать определенное число спектаклей в месяц в общедоступных театрах (Каменном и Деревянном) для горожан, покупавших билеты на представления» (см. Императорские театры. Авторы А. Л. Порфирьева, Ю. Н. Кружнов).

  • Деревянный театр . Поначалу был известен как Театр Карла Книпера , в 1779 году стал называться Вольный Российский Театр. Предыстория: в 18 веке в Петербурге на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), неподалеку от царского зверинца, был построен деревянный театр, предназначенный специально для выступления иностранных актёров, постепенно он получил такое же название Деревянный театр, или Малый, содержался антрепренером Книпером и артистом Дмитревским , в 1783 г. куплен в казну. Просуществовал до 1796/1797 г., когда был снесен. (см. Малый).
  • Эрмитажный театр (1783; арх. Дж. Кваренги). Эрмитажный театр строится при императорском дворце Эрмитажа по решению Екатерины II архитектором Джакомо Кваренги на фундаменте здания «Театрального корпуса», которое уже принадлежало Императорским театрам. На сегодня Эрмитажный театр - самое старое из сохранившихся театральных зданий Санкт-Петербурга.

Это небольшой придворный театр вместимостью 250 мест, рассчитанный на императорскую семью и небольшой круг избранных и приближённых лиц.

Сам зрительный зал уникален: небольшой по объёму, он устроен так, что не требует использования театральных биноклей. Все происходящее на сцене видно хорошо с любого места. Зал обладает уникальной, с античным оттенком, формой и особым объёмом с естественной прекрасной акустикой. Эти особенности театра ещё раз подчеркивают мастерство и природный дар его архитектора. <…> А вот его фундамент, на котором он стоит, по своему возрасту ровесник самому городу. Архитектор использует основание и стены предшествующих сооружений. Каменный театр при Эрмитаже строится на месте помещений старого, четвёртого по счету, Зимнего дворца. 16 ноября 1785 года премьерой комической оперы А. Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват» театр открыл свой первый сезон (см. Эрмитажный театр).

К 1809 в штате Театральной дирекции (Петербург) было 7 трупп (балет, 2 русские, 3 французские и 1 немецкая) и не менее 10 театров, включая сцены загородных резиденций.

Во второй половине XIX в.:

  • Мариинский театр - императорский театр русской оперы и балета;
  • Александринский театр - императорский театр русской драмы;
  • Большой Каменный театр (впоследствии перестроен, на его месте ныне располагается Санкт-Петербургская Консерватория) - императорский театр итальянской оперы;
  • Михайловский театр - императорский театр французской музыкально-драматической труппы;
  • Малый театр (ныне Большой драматический) - императорский театр французской, затем русской оперетты. - (см. Малый).

К этому времени - вторая половина XIX - начало XX вв. - контора Императорских театров представляла собой целый департамент с огромным количеством чиновников.

Театральные здания Императорских театров. Москва

В 1776 г. по указу императрицы Екатерины II началось строительство театрального помещения в Москве. Исполнителем был назначен князь Пётр Васильевич Урусов , который тут же принялся за строительство. Но здание сгорело, не успев стать театром и принять ни актёров, ни зрителей. Раздосадованный князь препоручил делу своему компаньону М. Медоксу , который и построил Большой Петровский театр. Забегая вперед, скажем, что и это здание сгорело в 1806 году, уже при императоре Александре I и перейдя в систему императорского, то есть казенного. Новое здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади, но и его постигла та же учесть во время пожара в войне с Наполеоном 1812 года. В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте по проекту О. Бове , и в 1825 году открылся Большой театр Москвы. В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа. В 1853 г. сгорело и это помещение, и театр был восстановлен и обновлен архитектором А. К. Кавосом , сыном Катерино Кавоса. Ещё в 1803 по требованию музыканта и композитора Катерино Кавоса, работавшего в Петербурге, произошло разделение труппы на музыкальную и драматическую.

Спектакли давались в доме Пашкова, с 1808 - в Новом Императорском театре (Арбатском), затем с 1814 - в театре Апраксина на Знаменке.

Но ещё до 1824 года, когда официально открылся Малый театр , балетно-оперная (Большой театр) и драматическая труппы (Малый театр) Императорского Московского театра были единым целым: единая дирекция, одни и те же исполнители, но ещё и долгое время после этого театры были соединены даже подземным ходом, были общие костюмерные и т. д.

Управляющие

Управляющие Московской конторой:

  • Кокошкин, Фёдор Фёдорович (драматург) - директор Московского театра с 1822 по 1831 г.
  • Загоскин, Михаил Николаевич - директор Московского театра с 1831 по 1842 г
  • Васильцовский, Александр Дмитриевич - с 1831 по 1848 г
  • Верстовский, Алексей Николаевич - с 1848 по 1860 г. - управляющий конторой (с 1860 по 1862 г.- управляющий Московской конторой).
  • Львов, Леонид Федорович - с 1862 по 1864 г.
  • Неклюдов, Василий Сергеевич - с 1864 по 1866 г.
  • Пельт, Николай Иванович - с 1866 по 1872 г.
  • Кавелин, Павел Александрович, председатель комиссии по управлению московскими театрами - с 1872 по 1876 г.
  • Обер, Лаврентий Николаевич - с 1876 по 1882 г.
  • Пчельников, Павел Михайлович - с 1882 по 1898 г.
  • - с 1898 по 1901 г.
  • Бооль, Николай Константинович - с 1901 по 1910 г.
  • Обухов, Сергей Трофимович - с 1910 по 1917 г.

Управляющие Петербургской конторой:

  • Погожев, Владимир Петрович - с 1882 по 1896 г.
  • Вуич, Георгий Иванович - с 1902 по 1903? г.
  • Крупенский, Александр Дмитриевич - с 1903? по 1914 г.

Дирекция Императорских театров:

  • Гедеонов, Александр Михайлович - с 1833 (по московским театрам с 1 февраля 1842 г.) по 1858 г.
  • Сабуров, Андрей Иванович - с 1858 по 1862 г.
  • Борх, Александр Михайлович - с 1862 по 1867 г.
  • Гедеонов, Степан Александрович - с 1867 по 1875 г.
  • Кистер, Карл Карлович - с 1875 по 1881 г.
  • Всеволожский, Иван Александрович - с 1881 по 1899 г.
  • Волконский, Сергей Михайлович - с 1899 по 1901 г.
  • Теляковский, Владимир Аркадьевич - с 1901 по 1917 г.

Контора Императорских театров. XIX -XX века

В 1839 вышло «Положение об артистах императорских театров», по которому утверждалось деление артистов по амплуа на 3 разряда:
1) главные исполнители ролей (1-е амплуа) всех родов драматического искусства, режиссёры, капельмейстеры, декораторы, солисты оркестра, солисты балета, главный костюмер и дирижёры оркестра,
2) исполнители 2-х и 3-х ролей (2-е амплуа), суфлёры, «гардеробмейстеры», музыканты, «театрмейстеры», «скульпторы», фехтмейстеры,
3) хористы, актёры для выходов (3-е амплуа), фигуранты, парикмахеры, нотные писцы, певчие, надзиратели нотной конторы и др.

Структура императорских театров строго придерживалась системы актёрских амплуа . Актёры делились по исполнениям ролей: трагики , комики , первые любовники (jeunes premiers), отцы семейств, матери, простаки , травести и т. д.

Русские Императорские театры держались амплуа до 1882 года, когда комиссия (гг. А. Н. Островский, А. А. Потехин и Д. В. Аверкиев), разрабатывавшая основания реформы художественной части Императорских театров, постановила упразднить деление артистов по амплуа (Погожев В. П. Столетие организации Императорских Московских театров // Ежегодник Императорских театров . СПб., 1904-1905. Вып. XV. С.100) .

Монополией императорских театров стали театральные афиши.

В России право печатать афиши для всех театров являлось монополией Дирекции императорских театров и её контрагентов: (ГОПП - в Петербурге и ЛЕВЕНСОН - в Москве). Эта монополия была введена актером Василием Федотовичем Рыкаловым (1771-1813). Читаем у П. Арапова : «Русская труппа в конце 18 века состояла из 21 актера и 22 актрис, в числе коих были замечательные артисты… в том числе и Рыкалов Василий Федотович представлял превосходно стариков в мольеровских комедиях… Большой успех имела „Модная лавка“, оригинальная комедия И. А. Крылова в трех действиях, где между прочим при обыске контрабанды находят помещицу Сумбурову в шкафу, где она скрывалась из боязни быть настигнутою мужем в модной лавке. Рыкалов был превосходен в роли Сумбурова». (П. Арапов. Летопись русского театра, стр.90)

С 1842 года московские театры были вновь подчинены общей дирекции. В 1842 году в Петербурге под властью директора Императорских театров объединяются Мариинский, Александринский и Михайловский театры. В Москве объединены вновь Большой и Малый театры. Дирекция Императорских театров ведала репертуаром и административно-хозяйственной частью Императорских театров, занималась материальными, бытовыми и творческими условиями работы артистов, работала с драматургами. При Императорских театрах существовали театральные школы, готовившие артистов балета, оперы и драмы.

Артисты и все работники принадлежали сразу всем помещениям Императорских театров и потому легко назначались и переназначались на разные сцены. Скажем, знаменитый русский артист Леонид Леонидов , поначалу обучавшийся в Петербурге у Каратыгина и взошедший в 1839 году на петербургские подмостки , в 1843 был назначен в Малый театр в Москву и вскоре наследовал репертуар великого трагика П. Мочалова , но со смертью своего педагога в 1854 для исполнения его ролей был срочно переведен обратно на петербургскую сцену. Похоже сложилась артистическая карьера и у не менее известного артиста Федора Петровича Горева , игравшего попеременно то в Малом театре (Москва), то в Александринке (Петербург), да и у многих других.

Театр возник при русском царском дворе в 1672 г. До этого в России было популярно скоморошье лицедейство, существовал народный театр Петрушки. Народные пьесы были подчас фривольны и грубоваты, для царского двора они не подходили. Придворный театр стал новшеством, пришедшим в Россию из европейских стран. Идея его создания появилась при дворе царя Алексея Михайловича еще в 1660 г., но она тогда так и не реализовалась. Царь был одинок в своем стремлении, а церковь всячески препятствовала распространению лицедейства, считая его порождением бесовским. В 70-е годы при дворе усилилось влияние Артамона Сергеевича Матвеева, начальника Посольского приказа и воспитателя второй жены царя Алексея Натальи Кирилловны Нарышкиной. Матвеев был известным западником той эпохи, был женат на шотландке Гамильтон и имел тесные связи с Немецкой слободой столицы. Там о театральных европейских представлениях знали ранее, чем при дворе, и устраивали небольшие домашние представления.

В 1672 г. в Курляндию за комедиантами был послан царем приятель Матвеева Фон Штаден. Между тем, стремление завести собственный театр было так сильно, что царь, не дождавшись возвращения своего посланца, поручил поставить комедию пастору лютеранской церкви из Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори. Следует заметить, что в России того времени все театральные постановки и пьесы различных жанров называли комедиями. Тему первой постановки царь Алексей определил специальным именным указом. Указ предписывал «на комедии действовать из Библии книгу Есфирь». Комедия получила название «Артаксерксово действо». При дворе она стала популярна, так как в сюжете угадывали некий намек на женитьбу царя на Нарышкиной.

Для постановки пьес Грегори собрал труппу, в которую вошли несколько десятков иноземцев. В основном это была молодежь Немецкой слободы. Постепенно к ним присоединялись и русские актеры. Пьесы играли как на немецком, так и на русском языках. Изначально занятия с актерами Грегори проводил в школе при Немецкой слободе, а с 1675 г. на дворе Винонта Людена. Но ученики не церемонились с имуществом приютившего их хозяина, перепортили в избах печи, окна, сломали заборы. После этого труппу перевели на Посольский двор.

Помещение для показа спектаклей было оборудовано в одном из подмосковных сел – в Преображенском. Здесь располагалась одна из часто посещаемых Алексеем Михайловичем царских резиденций. Помещение получило название «театральная храмина». Вскоре все царское окружение убедилось в неправильности своего выбора. Для просмотра спектакля царь и его приближенные вынуждены были подниматься посередине ночи, чтобы успеть проделать путь до Преображенского, разместиться там и просмотреть весь спектакль, а после вернуться в Кремль. По некоторым сведениям, первые спектакли шли до 10 часов каждый. После этого для театра отвели специальное помещение в Кремле над палатами Аптекарского приказа.

Во время спектаклей зрители из числа приближенных царя располагались на сцене вместе с актерами, а для государя была поставлена специальная скамеечка перед сценой. По представлениям того времени, развлечения подобные театру, не подходили для женщин, и тем более для царицы. Но желание посмотреть такое новшество и воспитание Натальи Нарышкиной, в котором русские традиции переплелись с европейскими новациями, привели к тому, что для царицы и царевен сделали специальные ложи, отгороженные решетками. За этими решетками зрительниц не было видно, но сами они могли прекрасно наблюдать все, что происходило на сцене.

Репертуар театра был довольно разнообразен. Ставились пьесы на библейские и историко-героические темы, например, пьеса «Темир-Аксаково действо», в основе которой лежала повесть французского писателя Дю Бека «История Тамерлана». Постепенно у царя созрело желание поставить какую-нибудь «французскую пляску», однако какое-то время Алексей сомневался в своем выборе жанра. Смущало непременное музыкальное сопровождение, которое ставило представление в ряд с языческими забавами, строго порицавшимися церковью. Царь высказал свои сомнения, на что ему ответили, что «без музыки так же нельзя танцевать, как и без ног». В итоге постановка была отдана на откуп актерам. Появился «балет» «Орфей», в котором танцы сочетались с декламацией и органным сопровождением.

Некоторые пьесы для театра написал придворный поэт и мыслитель Симеон Полоцкий. К ним относятся «Комедия-притча о блудном сыне» и комедия «О Новуходоносоре, о теле, злате и трех отрецах, в печи сожженных». Пьесы Полоцкого были более оригинальны, чем те, что ранее ставились Грегори. Грегори шел по пути немецких театров, создавая представления с аллегорическими фигурами в качестве действующих лиц. Полоцкий был ближе традициям польских комедиантов, чьи произведения были живее, доступнее, понятнее русскому зрителю.

После кончины царя Алексея Михайловича постановки не возобновлялись. Театр не смог пережить одного из своих создателей.