Песчаная учительница проблемы в рассказе. Песчаная учительница

План-конспект

Урока литературы.

Тема: «Идея доброты, отзывчивости в рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница»

6 класс

Учитель: Мочалова Т.Н.

Цель урока: 1) продолжить работу над рассказом (прочитать и разобрать 4 и 5 главы); 2) формировать навыки связной речи учащихся, добиваясь развернутого ответа на поставленные вопросы, продолжить работу над формированием умения работать с текстом; 3) выявить основные черты характера героини; 4) воспитывать чувства сопереживания, стремления быть добрым и отзывчивым к окружающим.

Оборудование: плакат с изречением, толковый словарь русского языка, карточки.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока .

Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над рассказом А.П. Платонова «Песчаная учительница», остановимся на том, как выразил автор идею доброты, отзывчивости.

3. Проверка домашнего задания.

А) Карточки (2 человека работают на месте)

Б) Беседа с классом по вопросам.

1) Чем интересна личность А.П. Платонова?

2) Что мы узнали о Марии Никифоровне, что героиня рассказала, из прочитанных глав? (Ей 20 лет. Она родилась в небольшом городке Астраханской губернии. Её отец - учитель. Когда ей исполнилось 16 лет, он отвез её в Астрахань на педагогические курсы. После окончания Марию Никифоровну назначили учительницей в село Хошутово, которое находилось на границе с мертвой среднеазиатской пустыней).

3) Прочитайте, что увидела Мария Никифоровна, приехав в Хошутово? (2 гл.)

4) Как проходило ученье? (стр.128)

5) Почему жители Хошутова относились к школе равнодушно? Найдите ответ в тексте. (стр. 129)

6) Как могла поступить Мария Никифоровна в этой обстановке? (Все бросить и уехать на родину. Или остаться и учить тех, кто придет в школу. Или пытаться убедить крестьян в том, что учиться их детям в школе необходимо)

7) Какое решение она приняла? (конец 3 главы, стр. 129)

8) Как это решение характеризует её? (Она человек неравнодушный, деятельный, стремящийся помочь другим)

4. Запись темы урока.

Итак, мы продолжим работу над рассказом, выясним, как решает автор проблему идеи доброты, отзывчивости. Чтобы это хорошо понять, надо посмотреть внимательно на каждое слово темы, подумать, что оно значит.

1) Индивидуальное задание. Толкование значение слов а) идея (многозначное слово) – основная, главная мысль произведения; б) доброта -душевное расположение к людям, отзывчивость, стремление делать добро другим; в) отзывчивость – свойство по прилагательному «отзывчивый» (многозначное) – быстро, легко отзывающийся на чужие нужды, просьба, всегда готовый помочь другому, т.о. отзывчивость – готовность помочь другому.

Значит, основная мысль рассказа – стремление, готовность Марии Никифоровны помочь другим.

5. Изучение нового материала

1) Индивидуальное задание.

- Проследим по тексту, прочитав 4 главу , как Платонов раскрывает идею своего рассказа.

- Беседа по содержанию прочитанного.

1) Как изменился облик села, жизнь крестьян, их отношение к школе и друг другу через 2 года?

2) Благодаря каким качествам Марии Никифоровны это произошло?

(благодаря доброте, знаниям, упорству, настойчивости, целеустремленности, трудолюбию, вере в людей)

2) Индивидуальное задание.

-Прочтите 5 главу.

- Беседа по содержанию прочитанного .

1) Какая беседа случилась в Хошутове на 3-й год жизни там Марии Никифоровны? Прочитайте, как стала выглядеть степь через трое суток после прихода кочевников? (стр. 131)

2) Что заставило Марию Никифоровну пойти к вождю кочевников? (Был уничтожен труд 3-х лет)

3) Давайте перечитаем (по лицам) спор Марии Никифоровны с вождем кочевников. Кто из них прав в этом споре?

Вывод учителя: Действительно, каждый в этом споре прав по- своему. Трудная жизнь у жителей Хошутова, и только-только она начала обустраиваться, пришли кочевники и все уничтожили. Но ведь не менее трудна и жизнь кочевников, живущих в степи. Давайте вспомним историю о сотворении мира, о которой мы говорили на факультативе «Основы православной культуры».

А) Кто создал Землю (Бог)

Б) Бог ли создал пустыню, непригодную для жизни? (Бог создал Землю как рай, т.е. все должны были быть одинаково счастливы)

В) Откуда же возникла пустыня, где нельзя жить? (Это наказание за грех, который человек совершит много лет спустя.)

Вывод учителя: Вождь кочевников умён и вызывает наши симпатии. Наверное, многие поколения кочевников уже почти искупили грех, и не за горами то время, когда их жизнь станет намного легче.

4) Почему завокроно сказал Марии Никифоровне, что теперь в Хошутове обойдутся без нее? (У нее было много друзей – помощников. Крестьяне узнали, что можно жить намного лучше, чем они жили прежде)

5) Почему именно Марии Никифоровне предложил завокроно поехать в Сафуту? (Она хотела помогать людям, добивалась поставленной цели, хотела изменить жизнь в пустыне)

6) Прочитайте, о чем задумалась Мария Никифоровна после слов завокроно. Перед каким жизненным выбором встала она? (Жить среди осевших кочевников в пустыне или создать семью)

7) Найдите ответ Марии Никифоровны. Как вы поняли её слова: «Приеду не по песку, а по лесной дороге?» (Она сделает все возможное для озеленения пустыни)

8) Её слова несколько удивили завокроно, и сказал: «Мне жалко как-то вас…» А надо ли жалеть героиню рассказа? (Нет.) Какие чувства она вызывает у вас? (Чувства восхищения, преклонения)

9) Можно ли назвать героиню счастливым человеком? Почему? (Да. Она посвятила жизнь осуществлению мечты.)

10) О чем она мечтала в юности? (Быть нужной, полезной людям, поэтому решила стать учительницей, как и её отец.)

11) Мы привыкли считать по-настоящему счастливым человеком того, у кого любимая работа и крепкая семья. У Марии Никифоровны есть любимая работа, но автор ничего не говорит о её семье. Как вы думаете, будет ли у неё семья? (Наверное, да, ведь она очень молода.)

12) С чьим творчеством можно сравнить созидательный, т.е. создающий что-то, труд Марии Никифоровны? (Её созидательный труд можно сравнить с творчеством Бога по сотворению мира. Творить может только человек. Он творит по образцу, данному Богом. Как Бог обустроил Землю для человека, так и Мария Никифоровна старалась обустроить пустыню для людей. Она вкладывает душу, и люди откликаются на её доброту. Как и у Иисуса Христа были ученики, так и у нее в Хошутове остались друзья, как пишет автор, «настоящие пророки новой веры в пустыне»)

6. Итог урока.

Почему рассказ называется «Песчаная учительница» (Он об учительнице, которая учила бороться с песком)

Чему учит этот рассказ? (Трудолюбию, доброте, отзывчивости)

Как в этом рассказе проявилась идея доброты, отзывчивости? (Мария Никифоровна помогает людям бороться с песком, согласившись жить еще дальше в пустыне, потому что она добрая и отзывчивая.)

А кто был первым, кто призывал быть добрым? (Иисус Христос)

Посмотрите на изречение: «Хорошо тому, кто добро делает, - еще лучше тому, кто добро помнит». Как оно перекликается с содержанием рассказа? (Добро, т.е. хорошее, полезное, людям несет Мария Никифоровна. Они ее помнят, поэтому и сами становятся лучше, стараясь подражать ей во всем)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу - словам А.П. Платонова на стр. 133. Как он помогает понять смысл рассказа? (Подлинное счастье лишь тогда, когда его можно разделить с другими людьми.)

А как, по-вашему, есть ли сейчас люди, похожие на Марию Никифоровну, готовые поступиться своими интересами ради других? (Человек сам для себя должен выбрать добро.)

Учитель: закончить урок мне хочется призывом Александра Яшина: «Спешите делать добрые дела!»

7. Комментирование оценок.

8. Д/З

Стр.133; Вопросы к главам 4-5; иллюстрации (по выбору); прочитать рассказ А.П. Платонова «Корова».

Карточка №1

Найдите в тексте 2 главы самые яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово.

Карточка №2

Найдите в тексте 2 главы, как показано в рассказе противоборство людей и пустыни.

Рассказ «Песчаная учительница» был написан Платоновым в 1926 г. и напечатан в сборнике «Епифанские шлюзы» (1927), а также в газете «Литературные среды» №21 за 1927 г. Прототипом Марии Нарышкиной стала жена Платонова Мария Кашинцева. В 1921 г. невеста Платонова ликвидировала безграмотность в селе за 60 км от Воронежа, убегая от отношений со своим будущим мужем.

В 1931 г. по рассказу был создан фильм «Айна».

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.

Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.

Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.

Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.

Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.

Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель.
Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо .

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя - умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

Главная героиня рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница» — молодая учительница Мария Нарышкина. После окончания учительских курсов ее направили работать в село Хошутово, которое находилось на границе степи и азиатской пустыни.

В селе Мария Никифоровна увидела, как люди борются с песками пустыни, которые методично засыпали все плоды их труда. Зимой к песчаным заносам добавлялись снежные бураны, и тогда жизнь в селе замирала.

Дети ходили в школу нерегулярно. Их родители были равнодушны к знаниям, которые преподавала молодая учительница. Эти знания никак не помогали им выживать в пустыне.

И тогда Мария Никифоровна решила научить жителей села бороться с песками и превратить пустыню в цветущую землю. Она собрала крестьян в школе и рассказала о своей задумке. Крестьяне одобрили ее идеи, но не поверили в успех этого дела.

Тогда учительница отправилась в округ и стала требовать помощи в ее начинаниях. Ей посоветовали самой взяться за это трудное дело и помогли только книгами. Но Мария Никифоровна оказалась человеком упорным и убедила крестьян заняться общественными работами по озеленению окружающих земель.

За два года вокруг села выросли ветрозащитные полосы из кустарника, который назывался шелюга. Эти полосы преградили путь пескам. А еще шелюга обеспечила жителей села работой. Ветки кустарника использовали как топливо, из них жители села научились плести корзины, ящики и даже мебель. Они стали жить гораздо лучше.

Но на третий год случилась беда. В район села пришли кочевники, которые вели за собой многочисленные стада животных. Эти животные за три дня уничтожили всю растительность вокруг села и выпили всю воду из колодцев.

Разгневанная учительница отправилась к вождю кочевников с требованием покинуть эти земли. Но вождь сказал, что если его люди уйдут в пустыню, они погибнут от голода. Тогда Мария Никифоровна поехала жаловаться в округ.

В округе ей предложили неожиданное решение – отправиться работать в дальнее село Сафутово, в котором селились кочевники, решившие вести оседлую жизнь. Марии Никифоровне предложили обучать кочевников бороться с песками так, как это делали жители Хошутово.

Ей пояснили, что с кочевниками, которые уничтожают зеленые посадки, можно бороться только путем привлечения их к оседлой жизни. И только отправившись в Сафутово, Мария Никифировна могла помочь тем крестьянам, которые страдали от кочевников.

Подумав, молодая учительница согласилась отправиться в Сафутово, и обещала вернуться через пятьдесят лет уже не по пескам, а по лесной дороге.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Песчаная учительница» заключается в том, что для ответственного человека долг перед обществом, перед другими людьми важнее всего остального. Мария Нарышкина была ответственным и инициативным человеком. Она обучила людей бороться с песками, и когда к этим людям пришла беда в лице кочевников, Мария Никифоровна решила пожертвовать своей личной жизнью ради блага тех, кому она помогала.

Рассказ учит быть упорным и настойчивым в достижении поставленной цели. Героиня рассказа, учительница Мария Нарышкина помогла неграмотным крестьянам за два года превратить пустыню в плодородную землю.

Рассказ мне понравился своим позитивным настроем. Особенно выделяется в рассказе учительница — человек, любящий жизнь и людей, умеющий сделать жизнь лучше.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Песчаная учительница»?

Не будь тороплив, но будь настойчив.
Терпение и труд все перетрут.

Проблема поиска смысла жизни в рассказе Андрея Платонова «Песчаная учительница».
Цели и задачи урока:
1)проследить, как решается проблема поиска смысла жизни в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница»;
2) раскрыть сложность и богатство внутреннего мира героини, помочь учащимся осознать значение природы и труда в жизни героев.

Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумёртвое деревце в пустыне лучшим себе памятником и высшей славой жизни?..
А. Платонов

Ход урока.
Организационный момент
Рассказы А. Платонова, написанные в середине 20-х годов, отражают некоторые черты биографии писателя, устремления его личности и, главное, поиски им собственной поэтической системы. Цель нашего урокапроследить, как решается проблема поиска смысла жизни в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница».
Вспомним, что нам известно о судьбе писателя.
Рассказ ученика о жизни А. П. Платонова с демонстрацией слайдов.
Анализ рассказа «Песчаная учительница».
В мире платоновских рассказов первого периода его творчества разрушительным силам природы – засухе, смерчу, горячим пескам пустыни, смертоносному «мусорному ветру» -- активно противостоит безвестный герой, способный терпеливо жить дальше, подготавливая своим трудом «тот день, когда он начнёт осуществлять настоящее счастье общей жизни, без которого нечем заниматься и сердцу стыдно». Такова героиня рассказа «Песчаная учительница» Мария Никифоровна Нарышкина.

О чём рассказывается в произведении Платонова? Почему, на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ «Песчаная учительница»?
(А. Платонова в особенности притягивала своей тайной, своей великой и возрождающейся жизнью пустыня. Главная тема произведения - судьба молодой учительницы, посвятившей себя служению людям.)

Какое значение имеет первая глава рассказа?
(Первая глава представляет собой экспозицию. Начинается она с истории жизни Марии Нарышкиной. Автору важно, какие впечатления вынесла героиня с детских лет, подготовлена ли она к будущим испытаниям. Здесь же даётся описание внешности 20-летней героини.)

Когда происходит завязка действия?
(Начало действия2 глава. По распределению Мария попала в Хошутово.)

Какова роль пейзажа в этой части рассказа?
(Пейзажная зарисовка в начале 2 главы дает возможность понять душевное состояние героини. Описание деревни как бы дополняет это состояние.)

Как развиваются в рассказе дальнейшие события?
(В 3 главе выражена идея произведенияпревращение пустыни в живую землю. « Песчаная учительница» добровольно включает себя в бесконечную и безысходную в перспективе жизнь крестьян глухого степного села на самой границе с пустыней, так как она поняла, что школа только тогда может выполнить своё предназначение, когда будет учить главному« искусству превращать пустыню в живую землю».)

Как вы понимаете смысл метафоры «Превратить пустыню в живую землю»?
(По мнению писателя, это значит не только обводнить засыхающую степь, осушить болото, посадить лес или сад, но и научить людей творческому труду, подарить мечту об иной, красивой и радостной жизни.)

Каковы результаты деятельности Марии Нарышкиной?
(В 4 главе мы узнаём, как преобразилась пустыня через два года. Молоденькая учительница весело и мужественно взялась за дело переустройства и с помощью науки добилась того, что « уже через год Хошутово было не узнать».)

Какой эпизод можно назвать кульминационным?
(Кульминация рассказапервая часть 5 главы, где описывается нашествие кочевников.)

В чём заключена, по мнению писателя, « безысходная судьба двух народов?
(Автор убеждает нас, что решить технически все социальные проблемы невозможно. Нельзя не учитывать традиции, законы, по которым жили люди в этих местах с испокон веков. Раз в 15 лет путь кочевых племён проходил через село, и тогда поселенцы погибали без воды и пищи, уничтоженной стадами кочевников. Это жестоко, но другого выхода не было. « Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник,--говорит вождь племени. -- Мы не злы, и вы не злы, но мало травы».)

Какова развязка произведения? (Развязка – решение судьбы героини. Мария Нарышкина отправляется в Софутово налаживать жизнь кочевников).

Подведение итогов.
Как решена в рассказе проблема поиска смысла жизни?
(Светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет, - главная идея рассказа.

Как автор отвечает на вопрос Марии Нарышкиной, вынесенный в эпиграф нашего урока?
(Превозмогая жалость к себе, Мария Нарышкина вкладывает свою жизнь в общее дело. Она поняла и близко к сердцу приняла «сложную и глубокую жизнь племен пустыни, всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков», и спокойно и достойно решила свою судьбу).

Задание на дом: определить характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован» и подобрать материал из текста.
15


Приложенные файлы

Сочинение

Андрей Платонов стал известен читателю в 1927 году, когда вышел его первый сборник повестей и рассказов «Епифанские шлюзы». Ранее Платонов пробовал свои силы в поэзии, выступал на страницах газет и журналов с очерками и статьями. Но первая книга его художественной прозы показала, что в литературе появилась творческая индивидуальность, яркая и необычная. Необычным был сам стиль писателя, его мир и, конечно же, герой.
Платонов очень любил всех своих персонажей: машинист то, рабочий, солдат или старик. Каждый для него по-своему прекрасен. Недаром один из платоновских героев сказал: «Это только сверху кажется, только сверху видать, что снизу - масса, а на самом деле внизу отдельные люди живут, имеют свои наклонности, и один умнее другого».
И из всей этой массы хотелось бы выделить даже не героя, а одну героиню рассказа «Песчаная учительница».
Рассказ этот был написан в 1927 году, во время, еще не такое далекое от горячей революционной поры. Еще живы воспоминания об этом времени, еще живы его отголоски в «Песчаной учительнице».
Но саму Марию Никифоровну Нарышкину эти перемены эпохи не коснулись. Уберег ее от этой травмы и отец, и родной город, «глухой, забросанный песками Астраханской губернии», стоявший «в стороне от маршевых дорог красных и белых армий». С детства Мария очень увлекается географией. Эта любовь и определила её будущую профессию.
Ее мечтам, идеям, ее взрослению во время учебы посвящена вся первая глава рассказа. Но в это время Мария не была защищена от жизненных тревог так, как в детстве. Мы читаем отступление автора по этому поводу: «Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста». В образной, метафорической форме писатель размышляет о молодости и ее беззащитности. Несомненна связь с историческим, современным ему периодом, который не способен помочь вступающему в жизнь человеку. Платоновские надежды на изменения положения связаны с мыслями о будущем: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной».
И любовь, и страдания молодости были не чужды Марии. Но мы чувствуем, что все станет в жизни этой девушки совсем не таким, каким оно ей виделось в молодости.
Словом, не могла и догадываться о своей судьбе Мария Нарышкина. Да, нелегко оказалось все для нее: обустройство школы, сама работа с детишками, которые в конце концов совсем забросили школу, так как уже не до нее было в голодную зиму. «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной стала теряться и потухать». Холод, голод и горе не могли принести иных результатов. Но ум вывел из оцепенения Марию Нарышкину. Она поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней. И эта женщина, обычная сельская учительница, едет в окружной отдел народного образования, чтобы ее научили преподавать «песчаную науку». Но ей дали только книги, отнеслись сочувственно и посоветовали обратиться за помощью к участковому агроному, который «жил за полтораста верст и никогда не бывал в Хошутове». С этим и проводили.
Здесь мы видим, что даже в действительном затруднении правительство двадцатых годов ничем не помогало людям, даже таким инициаторам и активистам, как Мария Никифоровна.
Но эта женщина не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами. Правда, были у нее и друзья в селе - это Никита Гавкин, Ермолай Кобзев и многие другие. Однако, восстановление жизни в Хошутове -полностью заслуга «песчаной» учительницы. Она родилась в пустыне, но пришлось ей и повоевать с нею. И все образовалось: «Поселенцы... стали спокойнее и сытнее», «школа всегда была полна не только детьми, но и взрослыми», даже «пустыня помалости зеленела и становилась приветливей».
Но главное испытание было у Марии Никифоровны впереди. Грустно и больно ей было сознавать, что вот-вот должны прийти кочевники, хотя и не знала пока еще чего от них ждать. Старики говорили: «Беда будет». Так и случилось. Полчища кочевников пришли 25 августа и выпили всю воду в колодцах, вытоптали всю зелень, все обглодали. Это была «первая, настоящая в жизни Марии Никифоровны печаль». И опять она пытается исправить положение. На этот раз она идет к вождю кочевников. С «молодой злобой» на душе она обвиняет вождя в бесчеловечности и зле. Но он мудр и умен, что и подмечает для себя Мария. И совсем другого мнения она о Завукроно, который предложил оставить Хошутово и отправиться в другое место, Сафуту.
Эта умная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради спасения своего села. Это ли не сила характера -отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись отличного счастья? Это ли не сила характера - помогать тем, кто уничтожал твои достижения и победы?
Даже этот недальновидный начальник признал за ней удивительное мужество: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой». Женское ли это дело - «заведовать народом»? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине.
Сколько она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед... Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться.
Да и самой Марии Никифоровне Нарышкиной, думаю, никогда не придется сказать о себе так, как сказал Завокроно: «Мне почему-то стыдно». Он, мужчина, в своей жизни не совершил такого подвига, который совершила и которые продолжает совершать простая «песчаная учительница».