Предмет, структура и функции философии - доклад. Философия, ее предмет, структура и функции

Мини-глоссарий

Философия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.

Мифология возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки научных знаний, эстетического мироощущения.

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. Пифагор впервые употребил слово «философ», называя себя любящим мудрость. Сократ также подчеркивал, что не называет себя мудрым, но только любящим мудрость, знание, истину. Он говорил, что знает только то, что ничего не знает. Софисты, которые впервые стали профессиональными учителями философии, получающими плату за свою деятельность, резко критиковались Сократом. Поскольку философ - это не ремесленник, за труд которого нужно платить. Философия - это нс готовое знание, это не то, что можно выучить и использовать. Философия - это поиск и стремление обладать истиной, требующий больших духовных и интеллектуальных усилий от

б постигающего сс человека. Поэтому в истории философии по сей день слово «философ» нс означает мудрец, а лишь только «любящий мудрость». Специфичность философии заключается и в ее объекте. Что изучает философия? Мир, природу, человека и его духовную жизнь, общество, одним словом - ее интересует весь Универсум в целом. Если у отдельных наук есть свои узкие области исследования, то философия стремиться познать основания и фундаментальные принципы человеческого бытия и природы, то есть «все имеющееся как целостность».

Философия, как попытка человека осознать смысл своего бытия, свое место в мире, как «философствование», появляется вместе с рождением человека. Как профессиональный род занятий, специфическая мыслительная установка, такая философия, которую сейчас изучают в университетах, она зародилась в Древней Греции и стала одной из составных частей феномена «греческого чуда». Конечно, восточные культуры, имеющие более древние корни по сравнению с греческой, также были точками возникновения философской мысли. Но древнекитайские и древнеиндийские учения имели, в большинстве своем, религиозную, мистическую ориентацию, нежели земную. Их интересовали глубины человеческой жизни, ее основы, принципы поведения человека, но эти вопросы они связывали, так или иначе, с богами, принципами дао, инь и янь и пр.

В Древней Греции, где процветала рабовладельческая демократия, философия стала привилегированным видом занятий для интеллектуалов, которые критически относились к мифологическому и религиозному миропониманию большинства. Мифы, фантастические вымыслы, стремившиеся объяснить все явления окружающей действительности, стали предметом скепсиса древнегреческих мыслителей. Они стали осознавать, что мифология - это не единственный и не всегда верный путь в познании мира. В мифе человек еще отождествлял природу с собой (антропоморфизм), не понимал своего принципиально отличия. Мифологической мировоззрение, основанное на слепой вере, вымысле, образах, философы подвергли критическому анализу со стороны разума. Отделяя себя от природы, человек терял былую укорененность, основу, которую давал миф. В такой ситуации осознания своей субъективности и восприятия мира как объекта, опору приходилось искать не в природе и даже не в социальном коллективе, а только в собственном разуме. Первые античные философы стали искать то, из чего все состоит, «корни всего», первооснову. Фалес - первый древнегреческий философ, сказал.

что «все из воды». За наивностью данного предположения скрывается гениальная догадка, что за видимым многообразием вещей существует некая единая основа, одна субстанция. Фалес попытался проникнуть в суть вещей и первым увидел, что, как бы ни были разнообразны вещи, все они имеют одно начало - и в этом смысле мир един. Мыслители того времени стали искать за явлениями истинную сущность, устойчивые связи, тем самым заложив основы для дальнейшего развития философии и определив направление для познавательных поисков науки.

Физика, химия, астрономия, зоология и другие - древнейшие науки, которые создавались величайшими умами. Но до сих пор мы нс может утверждать, что постигли суть всех явлений на Земле. Люди далеки от того, чтобы постичь духовный и природный мир с той полнотой, к которой стремится их разум. Многие заблуждения предков уже опровергнуты, много теорий доказано. Но и сейчас мы понимает, что не все, что очевидно и понятно, на самом деле такое, каким нам представляется. Напротив, самые глубокие и важные истины скрываются под тем, что на вид кажется наиболее ясным и простым. Философия, как говорил Аристотель, началась с удивления. Философская мысль может проснуться только в том человеке, который видит в мире тайну, загадки и противоречия. Л. Шестов также замечал: «Чтобы стать философом, необходимо внутренне безмерно встревожиться», нужно внутренне пробудиться и захотеть постичь внутреннюю, невидимую сущность нашего бытия. Вспомним Ньютона и закон всемирного тяготения. Он увидел падающее яблоко и был этим поражен. Тысячи людей видели, как падает яблоко, но никто не усмотрел в этом загадку. Падает - значит, гак должно быть. Ныотон усомнился, что так должно быть, что стало первым шагом на пути великого открытия. Поэтому ценность хотя бы скромной философской подготовки заключается в том, что она стимулирует развитие навыков самостоятельного мышления и вырабатывает способность сомневаться в том, что другим представляется безусловно верным.

Кроме того, что философия ищет за явлением сущность, пытается открыть начала бытия, она помогает человеку искать ответы на самые тревожные и мучительные вопросы его жизни. «Философия, - говорил Плотин, - это самое ценное, важное, самое главное». Вот это самое важное и является предметом философии, потому что если нет, то какой науки? Хотя в современных определениях философии этот признак опускается, Аристотель также, соглашаясь с

Плотином, замечал: «Нечего искать науки более важной и значительной. Она самая божественная и значитсльнаяможст быть другие науки нужнее, но лучше ее - нет». Мы согласимся, что философия, возможно, не самая нужная и полезная наука, но она самая лучшая - она играет огромную роль в духовном развитии человека и общества, помогает найти смысл жизни и преодолеть страх смерти.

Если рассматривать философию в соотношении с другими науками, нс выпадает ли ей роль лишь подводить итог тому, что сделали другие науки? Ведь действительность изучается частными науками. Каждую науку интересует только часть действительности и кажется, что в совокупности они охватывают всю реальность, и философии здесь места нет, ведь философия изучает Универсум в целом. Но это лишь видимость, поскольку постижение целого - нс сеть постижение смысла его отдельных составляющих. Кроме того, отдельные части могут быть поняты только тогда, когда мы поймем, какую роль они играют в целом и как взаимоотносятся между собой. Представьте себе, что обитатель Марса, никогда не видевший человека, вдруг нашел человеческую руку. Как бы детально он ее не изучал, он никогда не догадается в чем предназначение этого странного предмета. Каждая отдельная наука получает «питательные соки» из «корней всего», которые составляют специальный предмет изучения философии. Если в философии приходят к открытию чего-то совершенно нового, то это отражается на всех науках. Данный факт подтверждает и междисциплинарность философии в настоящее время.

Философия учит человека не ограничивать свои интересы узкой сферой повседневных забот, она призывает к свободному, рефлексивному, самостоятельному мышлению, что гак важно в современно мире. Развивая философию, люди не просто совершенствуют свой разум. Они мобилизируют свои интеллектуальные ресурсы для понимания судьбы человечества и цивилизации. У нас нет более надежного средства кристаллизации знаний, метода сомнений и поиска наиболее продуманных и универсальных ответов на вопросы, которые ставит человечество и сама природа.

В конце XX века американский ученый Александр Кинг на заседании «Римского клуба» отметил, что современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно стало не на много мудрее. Между тем, обретение мудрости-главная задача человечества. Отсюда и роль философии в дальнейшем существовании и развитии цивилизации.

В процессе развития человеческого познания и самопознания структура философии усложнялась. Внутри философского знания постепенно формировались различные разделы, которые со временем всё больше отделяются от философии, иногда превращаясь в отдельные самостоятельные дисциплины.

В результате современная философия имеет следующую структуру:

  • 1. Учение о бытии - или онтология (с греч. «онтос» - сущее, бытие; «логос» - учение). Она включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его первопринципах.
  • 2. Учение о познании - гносеология (эпистемология) или теория познания (от «гносис» - знание). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности.
  • 3. Учение о человеке - философская антропология (от греч. «ан- тропос» - человек) и учение о ценностях - аксиология (от греч. «ак- сио» - ценность). Философская антропология и аксиология - это специфические и важнейшие части философского знания. Они занимаются анализом проблем человека, его природы и сущности, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности.
  • 5. Учение об обществе - социальная философия и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом. Она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества.
  • 6. Логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения подчиняются. Она учит правильно рассуждать.
  • 7. Этика - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Она строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками «добро» и «зло»,«хорошо» и «плохо» и др.
  • 8. Эстетика - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Почему традиционно считают, что место зарождения философии Древняя Греция, а нс Древний Восток?
  • 2. Почему философия начинается с критического переосмысления мифов?
  • 3. В чем специфика философского знания?
  • 4. Согласны ли вы с Аристотелем, который считал философию самой важной наукой?
  • 5. Назовите основные функции философии.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру Человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Проблемы философии существуют объективно, независимо от самой философии.

Центральная мировоззренческая проблема - отношение человека к миру, сознания к материи, духа к природе, разница психического и физического, идеального и материального и т. д. В обществе формируются общечеловеческие ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Т. о., можно говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе исторического развития.

Развернутая система философского знания включает:

· учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации - это онтология (ontos - бытие);

· учение о человеке, его природе и организации его деятельности - это антропология (antropos - человек);

· учение о познании, его основаниях, возможностях и границах - это гносеология;

· учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом - это социальная философия;

· учение о природе ценностей - это аксиология.

К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки:

· этика - учение о нравственности;

· эстетика - учение о прекрасном, о художественном творчестве;

· логика - учение о правилах мышления;

· религия.

Особая область - история философии, т. к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения.



Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на первый план.

Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Именно поэтому говорят об уровнях философского мышления, различающихся по степеням абстрактности и форме изложения. Обыденная философия на уровне практического мышления - это осознание принципов своей жизни как проявления фундаментальных ценностей.

Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции:

1. Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.

2. Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

3. Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.

4. Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом.

У стоиков (IV в. до н. э.) философия включала в себя:

· логику;

· физику, или учение о природе;

· этику, учение о человеке.

Последняя - самая важная. Схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. В XVII в. в лоне общих систем философии получила разработку и развитие теория познания (гносеология). Она рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название - онтология.

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил И. Кант. В «Критике способности суждения» говорится о трех частях философии, соотносимых с тремя «способностями души», под которыми понимали познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Кант понимает философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическое понимание как только теории или методологии научного знания, которого придерживались сначала просветители, а затем и позитивисты.

Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности:

· логика;

· философия природы;

· философия духа.

К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии.

Сейчас выделяется социальная философия (философия истории) и философия науки, этика и эстетика, философская культурология и история философии.

Философия ставит перед человеком два основных вопроса:

· что первично - мышление или бытие;

· познаваем ли мир.

От решения этих вопросов и начинают возникать основные направления философии - идеализм и материализм, гностицизм и агностицизм.

Общие ценности человечества сходятся, в конечном счете, к трем основным понятиям: истина, добро, красота. Фундаментальные ценности поддерживаются обществом, и вокруг них складываются, развиваются основные сферы культуры. Базовые ценности в этих сферах понимаются как данность. Философия обращается непосредственно ко всем фундаментальным ценностям, делая их сущность предметом анализа. Например, наука использует понятие истины, спрашивая, что истинно в данном конкретном случае.

Философия рассматривает следующие вопросы об истине:

· что такое истина;

· какими способами можно различить истину и заблуждения;

· истина универсальна или у каждого своя;

· могут ли люди постигать истину или только составляют мнения;

· какие средства познания истины у нас существуют, надежны ли они, достаточны ли.

Вопросы о добре:

· каково происхождение добра и зла;

· можно ли утверждать, что одно из них сильнее;

· каким должен быть человек;

· существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или все это суета;

· существует ли идеальное состояние общества, государства.

Вопросы о красоте:

· является ли красота и безобразие свойствами вещей, или это только наше мнение;

· как и почему представления о красоте меняются.

В результате философия оказывается необходимым развитием других сфер культуры. Философия сводит воедино знания из различных сфер, и поэтому многие определяли ее как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления (это не полная характеристика ее предмета).

Кроме глобальных ценностей человечества, философия исследует ценности индивидуального бытия: свобода, самореализация личности, выбор, границы существования.

Философия - это совокупность взглядов на жизнь, природу, мир и место в них человека. Философия основывается на логике и знании, опирается на четкие понятия и термины. Этим она отличается и религиозного мировоззрения.

Мировоззрение - это взгляд человека на мир и его место в нем. Философское рациональностью, логичностью и теоретической подоплекой. Философия возникла из-за нужды людей в обосновании их существования и существования мира в целом.

Философия зародилась еще во времена Древней Греции, где великие ученые и мыслители задумались о том, кто мы такие и зачем существуем. Платон, например, считал, что истинна доступна только философам, по рождению наделенным чистой душой и широким умом. Аристотель же полагал, что философия должна изучать причины бытия. Таким образом, каждый видел в философии свое, но суть не менялась - знание получают ради самого знания. Предмет философии развивался вместе с миром, развитием науки и техники, изменением духовной жизни. С течением времени образовалось множество научных течений философии, которые охватывают широкий спектр знаний, временные периоды и этапы развития человечества.

Структура философии

Общую структуру философии составляют четыре предметных раздела ее изучения.

1. Теория ценностей (аксиология). Аксиология занимается изучением ценностей как основы человеческого бытия, мотивирующих человека на лучшую жизнь.

2. Бытие (онтология). Онтология объясняет взаимосвязь между миром и человеком, рассматривает структуру и принципы бытия. Структура познания в онтологии меняется в зависимости от времени и эпохи, тенденций в развитии философии, окружающего мира. Является одной из основ метафизики.

3. Познание (гносеология). Гносеология направлена на изучение теории познания, занимается исследованиями и критикой. Рассматривает отношение субъекта познания к объекту познания. Субъект должен обладать разумом и волей, а объект должен быть неподвластным его воле явлением природы или мира.

4. Логика - наука о правильном мышлении. Логика развивается , например, как теория множеств, применяется в математических обоснованиях теорий, описывает термины и понятия (в модальной логике).

5. Этика. Наука о нравственности и морали человека, связывающая поведение человека и окружающий мир. Она изучает саму сущность морали, ее причины и следствия, что ведет к обоснованию нравственной культуры общества.

6. Эстетика - изучает прекрасное, совершенное. Как философская наука она изучает взаимосвязь прекрасного и формирования вкуса у человечества, отношения между человеком и искусством.

ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Все явственнее просматриваются контуры XXI века. Несомненно, он будет непохожим на век уходящий – в жизни мирового сообщества и России. Понадобятся новые принципы миропонимания и новое видение вечных философских вопросов. Главным, определяющим фактором во всех созидательных переменах современного общества станут жизненные ценности человека, его мировоззрение, философия.

В силу сложности многогранности своего предмета философия исторически развивалась плюралистически, т. е. вырабатывала различные, подчас противоречивые, представления о самой себе и мире. Можно выделить несколько альтернативных определений философии. 1) Философия – это учение о людях, о должном, об идеале, о ценностях или смыслах (Платон, платонизм, неокантианство, Гуссерль). Философия – это учение обо всем существующем, а не только духовной сфере (французские материалисты, Гегель, Фейербах). 2) Философия – это учение о бытии как таковом, в первую очередь, человеческом бытии (древнеиндийские и древнекитайские школы философии, средневековая философия, неотомизм, персонализм, экзистенциализм). Философия есть учение о познании или нравственности, или счастья, или человека вообще (Юм, Кант, позитивизм, древнегреческие и древнекитайские школы, мусульманская философия, антропологическая философия). 3) Философия есть наука или должна быть наукой (Аристотель, Декарт, Фихте, Гегель). Философия есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (марксизм, диалектический материализм). Философия не есть наука, не должна и не может быть ею (иррационализм, интуитивизм, экзистенциализм, К. Поппер). 4) Философия есть специфическое мировоззрение. Философия не есть мировоззрение, а особая интеллектуальная деятельность, связанная с анализом языка, в частности, языка науки, культуры (неопозитивизм, лингвистическая философия, структурализм, герменевтика).

Обилие противоречивых определений философии породило распространенное мнение, что философы не знают, что представляет собой философия и зачем она нужна. Но на самом деле, это не так. Философия, исторически развиваясь, переходила от одного определения к другому, повергая отрицанию или обогащая свое прежнее содержание. Различные понимания философии отражают лишь различные аспекты, уровни постижения реальности, бытия, ступени развития самой философии, самопознания человечества и самого человека. Но во всем многообразии философских направлений и учений просматриваются контуры единой, универсальной философии, опирающейся на все истинное в различных концепциях (материалистических, идеалистических и др.).



Философия возникла одновременно в трех культурах – древнекитайской, древнеиндийской и древнегреческой в VII – VI вв. до н.э. Слово «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» («филео» – люблю, «софия» – мудрость). Уже тогда прозвучали рационально поставленные философские вопросы об устройстве Космоса, общества, о бытии человека, о добре и зле, о человеческом счастье и т. д. Главными предпосылками возникновения философии явились потребности и способности общества и индивида к общему, целостному и рациональному осмыслению действительности, потребности обнаружить, установить общие принципы отношений между человеком и миром, человеком и человеком, сознанием и самосознанием. Философия родилась из человеческого стремления осмыслить «предельные» основания бытия вещей и процессов, единство и противоположности природы и общества, мира и человека. Философия – это высшая форма осознанного отношения человека к природе, обществу, культуре и самому себе, пришедшая на смену таким ограниченным формам мировосприятия как миф, религия, наука или идеология. Философия – полное выявление свободного самосознания человека, это мыслящее, теоретическое мировоззрение.

Философией движет не просто любовь к знанию, а неукротимое стремление к истине как адекватному постижению мира и смыслу как выявлению целостного значения вещи, явления, того или иного содержания в системе бытия. Философия ориентирована на целостное познание и понимание мира. Она охватывает все знания о вещах, подводит итоги развития человеческого опыта, культуры и самого человека. Только на основе синтеза, интеграции знаний о реальности можно безошибочно решать мировоззренческие проблемы, верно ориентировать человека в сложностях бытия природы и общества, человеческого познания.

На вопрос «что такое философия» можно ответить следующим образом. Философия это совокупность или система теоретически осмысленных представлений о сущности и общих законах развития природы, общества и человеческого познания, о месте и возможностях человека в мире.

С тех пор, как существует культура, человек обладает мировоззрением, т. е. совокупностью взглядов на мир определенным осознанием своего места в мире, своего отношения к миру и мира к нему. В мировоззрении наиболее полно проявляется потребность человека в осмыслении действительности, в истолковании всех явлений на основе целостной картины мира. Уточняя понимание философии как мировоззрения, необходимо выделить два уровня мировоззрения. Первый уровень – образно-представленческий, символический. К нему относятся мифология, религия и нерелигиозные: идеологические, художественные, практические формы познания. Второй уровень – понятийно-категориальный, логико-рациональный, рефлексивный. Философия есть мировоззрение второго, опосредованного уровня. Философия формируется и функционирует в ходе непрекращающегося взаимодействия с мировоззрением первого уровня. Надо понимать коренное отличие философии от мифологии и религии. Последние принимают положения об источнике и структуре мира, о связях с Целым на веру , тогда как философия стремится решить эти мировоззренческие вопросы посредствомразума , т. е. мышления, основанного на понятиях и доказательствах.

Философия – не просто знание (пусть и разнообразное), а понимание действительности, выходящее за рамки научного, идеологического и других подходов. Философия появляется и существует не как частная, конкретная наука, наподобие физики, химии, биологии, истории и др., а как метанаука. Конкретные науки, стремясь познать явления природы и общества, ограничены определенным конечным содержанием, его данностью. Они добывают объективные знания о частях, «кусочках» реальности. Философия не ограничивается знанием частей, а пробивает дорогу к Целому. Ее отличает от конкретных наук высокая степень обобщенности и концентрации знаний о действительности.

Предмет философии связан с постижением мира как закономерного, упорядоченного, ценногоцелого в системе категорий и идей, с одной стороны, и с выяснением предоставимости этих категорий и идей в текучем многообразии самой действительности, – с другой. Именно с выделением всеобщего категориального знания, способности «видеть разумно» идеи, ценности и смыслы в самой действительности философия обрела свой предмет и статус самостоятельной науки.

Говоря о структуре философии следует, заметить, что философское знание иерархично, сложно по своему составу. О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней):онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

Кроме того, выделяют еще праксиологический уровень, связанный с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира; антропологию – учение о природе человека, его происхождении, законах его существования и развития; социальную философию – учение о законах, теориях и смыслах общественной жизни, т. е. всестороннее учение об обществе. Согласно другим подходам в структуре философии выделяют такие разделы как: философия языка ,философия культуры, философия творчества, философия научного разума, философия религии, философия науки, философия права, политическая философия и др.

Исходя из обозначенных проблем философии, можно составить представление об основных функциях философии:

онтологическая функция – формирование у личности целостного представления о мире, о мироздании и его строении;

гносеологическая функция – в системе философии личность найдет знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира, о способах познания, о критериях истинного и ложного знания;

аксиологическая функция – ценностная ориентация человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, добра и зла, прекрасного и безобразного;

социальная функция – формирование гражданского сознания, гражданской культуры личности, ее способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, экономических, правовых, нравственных, экологических и т. д.) для адекватного включения в систему общества со всеми его организациями, отношениями и функциями;

антропологическая функция – воспитание у человека чувства собственного достоинства, представления о своих возможностях и способах их реализации, необходимости саморазвития и установления гармоничных отношений в системе межличностных контактов;

методологическая функция – это методы познания, методы теоретической и практической деятельности.

Историю философии как историю крупных концепций можно представить в виде последовательности основных философских направлений (в границах которых существуют многочисленные школы и течения).

Материализм (Демокрит, Гераклит, Бэкон, Гоббс, Дидро, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин) основой универсума считает материальное начало (природа, воздух, вода, огонь, атом, материя). Человек производен от закономерного развития этого материального начала. Он – высший цвет материи, обладающий сознанием. Не духовные, а материальные начала лежат в основании всего. Бытие определяет сознание. Образ жизни человека определяет образ его мыслей.

Идеализм (Платон, Фома Аквинский, Юм, Беркли, Фихте, Кант, Гегель, Шопенгауер, Ницше, Соловьев, Флоренский) основой универсума полагает духовное начало (бог, идея, мировая воля, дух, представление). Человек производен от духовного начала. Предметный мир производен от объективного (бог, мировой дух) или субъективного (человек) духа, сознания, разума, чувства. Сознание определяет бытие. Образ мыслей человека определяет образ его жизни.

Дуализм (Декарт, Рибо, Вундт, Липпс) считает, что основу универсума составляют два начала: духовное и материальное, сознание и материя. Они существуют одновременно, параллельно, независимо друг от друга. Тело не зависит от духа, дух не зависит от тела; психика не зависит от нервных процессов мозга; мозг не является субстратом сознания.

Диалектика (Платон, Гераклит, Гегель, Маркс), позиция, полагающая, что в универсуме и в человеке все развивается по законам взаимодействия противоположностей, с поступательным движением к высшему.

Метафизика (Гольбах, Фейербах, Гоббс) – подход к миру с позиции, что в универсуме и человеке или все статично, устойчиво, постоянно (догматики) или все течет, все изменчиво, ничего постоянного, абсолютного нет (релятивисты).

Эклектика (Бухарин, Джемс) – мировоззрение, полагающее, что в универсуме и человеке есть и постоянное, и изменчивое, и относительное, и абсолютное, так что чего-то определенного о состоянии объекта сказать нельзя.

Агностицизм (Юм, Кант, Мах и др.) – направление в философии, отрицающее возможность познания мира человеком, ставящее под сомнение возможность адекватного отражения мира в человеческом сознании (или мир не познаваем, или мир не познаваем в его причинах, или мир не познаваем в его сущности).

Скептицизм (Секст-Эмпирик, Юм) отрицает возможность однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир», потому что есть явления познанные и непознанные, есть явления загадочные, таинственные, есть «мировые загадки». Значит, мир и познаваем и непознаваем – делает вывод скептик, хотя сомневается и в том и в другом.

Монизм (Гегель, Платон, Маркс, Фейербах) – философия, объясняющая универсум и человека на основе единого принципа: материального или идеального, вся система философии должна быть построена на общем едином основании.

Плюрализм (Джемс, Дьюи, Хук, Пирс и др.) утверждает необходимость плюралистического понимания мира, учета множественности факторов, определяющих его развитие, а значит, и множественности точек зрения.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы называются философскими?

2. Что такое философия?

3. Что такое мировоззрение и в чем специфика его основных типов?

4. Что является предметом философии?

5. Каковы основные функции философского знания?

6. Чем является философия для тебя, для твоей жизнедеятельности?

Темы рефератов

1. Мировоззрение и его исторические формы.

2. Предмет философии.

3. Философия как способ познания мира.

4. Основные функции философии.

5. Роль философии в решении актуальных проблем человечества.

Специфическим объектом философского осмысления действительности является отношение "человек - мир". Чтобы выяснить специфику предмета философии, необходимо выяснить, под каким углом зрения объект отражается в сознании. Предмет философии - вопрос о природе и сущности мира и человека, о всеобщих, предельных основаниях их бытия, а также о том, как этот мир устроен, какие взаимосвязи существуют в мире, между человеком и миром, человеком и другим человеком.

На различных этапах истории философской мысли изменялись представления о ее предмете. В зависимости от потребностей практического и теоретического освоения действительности человека, как правило, интересовали не все сразу, а некоторые стороны в отношениях человека и мира. Это были либо вопросы, связанные с поисками первоосновы мира, его всеобщего начала, либо вопросы о месте человека в мире, о том, как мир устроен, вопросы познаваемости мира и др.

Существующие и в настоящее время различные толкования философии связаны с тем, что не учитывается многоуровневость философского знания. Существует четыре таких уровня.

Понятийный уровень, на котором философия "работает" с понятиями, категориями - рационально описывает человека, мир и т.д. Другими словами, на этом уровне она выступает как наука. Философия включает в себя научный аспект, но полностью к нему не сводится.

На уровне образно-символическом философ стремится выразить свои мысли, свое миропонимание в метафорическом стиле, на уровне символов, образов. Этот уровень сближает философию с искусством, его абсолютизация и может привести философию к искусству. Поэтому образно-символический уровень дополняет понятийный и другие уровни.

На феноменологическом уровне (интеллектуальная интуиция) философ стремится осмыслить проблему "человек - мир" с помощью интеллектуальной интуиции, осуществить интеллектуальный прорыв в понимании сущности человека и мира в их взаимоотношениях.

Наконец, четвертый, самый глубинный уровень философствования. По образному выражению отечественного философа Г.С. Батищева - это "глубинное общение с Абсолютом". Древнеиндийская и древнекитайская философия называют философствование на этом уровне "мудростью молчания". Это философствование на уровне религиозного чувства, его суть - переживание бесконечного, бесконечности вечного.

Философия как форма общественного сознания представляет собой синтез всех четырех уровней.

Кроме выяснения специфики объекта и предмета философии, важно выяснить основные аспекты отражения ее предмета в теории или структуру философии. Основными компонентами философского знания выступают (структура философии).

Онтология (греч. ontos - сущее) - учение о бытии и всеобщих законах его развития.

Философская антропология (греч anthropos - человек) - учение о человеке как высшей ценности бытия.

Гносеология (греч. gnоsis- знание) - учение о познании, теория познания.

Социальная философия - учение об обществе.

Этика (греч. ethos - привычка, обычай) - учение о морали.

Эстетика - (греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - учение о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Аксиология (греч. axiа - ценность) - учение о ценностях.

Логика - раздел философии, исследующий законы и формы отражения в мышлении объективного мира.

История философии - раздел философии, исследующий процесс становления и закономерности развития философии.

Наиболее важным и вместе с тем дискуссионным выступает сегодня выявление специфики философии через сопоставление ее с наукой. Сравним философское и научное мышление.

Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, - философское знание это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно. Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только такое знание становятся убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

Наука стремится всегда к логической выстроенности своих положений, она строго запрограммирована правилами научного исследования. Сила и значение той или иной философии не столько в чисто логической доказательности, сколько в глубине ее прозрений, в способности ставить новые проблемы, достигать лучшего понимания важных сторон человеческого бытия и человеческой деятельности. Причем существование множества концепций по поводу одних и тех же проблем ничуть не является свидетельством их "научной слабости". Напротив, оно является сильной стороной философского знания, так как, во-первых, показывает принципиальную незавершенность знания, ибо общество, культура представляют собой "открытые системы". Каждое поколение, вступая в этот мир, стремится к самопознанию и самосознанию, ищет ответы на вопросы: Что есть Я? Что есть Мир? В чем смысл человеческого бытия. И, во-вторых, нацеливает человеческое познание на расширение и углубление знаний - через сомнение и различные варианты решений проблем.

В существовании философского плюрализма заключена, в определенной степени, трудность в уяснении философии. По сути дела философии как таковой нет. Реально существует и существовало множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. Основное различие философских направлений обусловлено теми отношениями в системе "человек - мир", которые признаются определяющими*в предмете философии и в какой-то степени абсолютизируются.

Длительное время в. отечественной философии господствовала точка зрения, выраженная Ф. Энгельсом: основной вопрос философии есть отношение сознания к бытию, мышления к природе. Задача философии, таким образом, заключалась в рефлексировании субъектно-объектных отношений, где обобщенным субъектом выступал человек, а объектом - мир. В этих отношениях отражается преобразовательное и познавательное отношение человека к миру, которые выступают предметом исследования материализма, позитивизма, прагматизма.

Однако наряду с субъект-объектными отношениями существуют и отношения субъект-субъект. Они проявляются в общении, взаимоотношениях между людьми на уровне понимания. Их существование обусловлено самоценностью, уникальностью личности, невозможностью до конца объективировать, выразить внутренний духовный мир человека языком науки. Такие отношения - предмет экзистенциализма, персонализма, герменевтики, т.е. течений субъективно-идеалистического направления.

Наряду с названными существуют философские школы, признающие существование некоей мировой объективной целостности (бог, абсолютная идея, центральный порядок вещей, разум, целесообразность и др.), в отношениях с которой состоит человек. Сюда следует отнести неотомизм, течения объективно-идеалистического направления. Каждое из названных философских направлений, течений содержит зерно истины, однако абсолютизирует свой подход, пытаясь перенести его на объяснение всей мировоззренческой проблематики. Чем же объясняется философский плюрализм?

Во-первых, это связано с многообразием действительности, одной из форм постижения которой и выступает философия. Поскольку действительность многообразна, постольку многообразна и философия.

Во-вторых, философские системы всегда увязаны с конкретным историческим процессом, его религиозными, экономическими и иными характеристиками. Философия, по образному выражению Гегеля, есть "духовная квинтэссенция своей эпохи".

В-третьих, философии всегда присущ личностный характер, так как на каждой значительной философской системе лежит печать личности философа. Это продукт размышлений, мировоззренческих установок, переживаний философа, его индивидуального характера, индивидуальных способностей и индивидуального освоения своей эпохи.

В-четвертых, на многообразие философских систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальная и вероисповедальная принадлежность.

Существование плюрализма философских идей, школ, течений, направлений не исключает их диалога, который ведет к единству историко-философского процесса. В каком бы плане и в какой бы взаимосвязи и последовательности не ставились вопросы взаимоотношения человека и мира, в конечном счете, все они подчинены осмыслению человеком смысла своего бытия.

Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Иначе говоря, когда, скажем, физик описывает структуру определенного фрагмента природного процесса, он убежден, что эта структура выступает в его описании такой, какова она сама по себе, независимо от процесса исследования, способе видения, ценностей и идеалов исследователя, т.е. в "чистом" виде. Философия обнаруживает, что наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека. То есть, в науке человек нацелен на познание мира, а в философии - прежде всего на понимании мира с позиции своих ценностей, идеалов.

Специфика философии заключается и в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Философия направлена на осмысление уже сложившегося знания, форм практики и культуры. Поэтому философский способ мышления называют критически-рефлексивным.

Философия в отличие от науки имеет, за редким исключением, не интернациональный, а национальный характер. Не существует французской, английской, русской математики или физики. Однако существует русская, французская, английская философия, идеи которых глубочайшим образом отражают духовный мир этих народов, их душу, систему ценностей, идеалов и верований,

Философское знание, как и любое знание, содержит в себе и истину, и заблуждения. Но в ней они наполнены особым смыслом. Этот смысл необходимо включает в себя оценку не только мысли человека, но и основанного на ней действия. Истинным выступает то действие, которое отвечает высшим целям, высшему назначению человека - его развитию и совершенствованию. Само же заблуждение не есть результат субъективизма или алогизма, оно есть следствие противоречия самого социального развития.

Подчеркивая качественную определенность научного и философского знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки. Степень проникновения в познание окружающей действительности - необходимое условие формирования представления о мире и о самом человеке, об их взаимосвязях и отношениях, условие создания общей картины мира. Таким образом, научность выступает существенны признаком философии.

В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний. Исторически она обнаруживает себя прежде всего там, где наука была еще невозможна, где не были отработаны системы понятий, отсутствовали методы анализа и обобщения материала. То есть философия выступала как ненормированное исследование в только еще складывавшихся областях знаний. Классический пример - последовательное отпочкование от древа философии физики, биологии, психологии, социологии, политологии и т. д. Философия в данном случае «пробивала» им дорогу, предшествовала науке исторически и логически.

В методологическом плане философия и ее отрасли - логика и гносеология - исследуют само мышление, его формы и определяют правила оперирования понятиями, суждениями. Именно философия анализирует формы познания (факт, гипотеза, проблема, доказательство, теория), структуру научного знания, вырабатывает общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.). Когда появляются такие задачи, для решения которых в науке нет готовых методов, включается философия с целью поиска новых методов.

Философия выступает по отношению к научному знанию в качестве метатеории, разрабатывая систему предельно общих универсальных категорий: причина, следствие, необходимость, случайность, явление, содержание, форма, и т.д. Каждая наука использует эти категории, но сама их не разрабатывает, ибо это задача философии.

Для науки философский категориальный аппарат служит и предпосылкой построения научной теории, выполняет роль интегрального образа действительности. Последнее есть результат синтеза познания отдельных наук и существующего мировоззрения. Такой синтез в литературе называется научной картиной мира.

Следует отметить и ценностноэтическое воздействие философии на научное знание, прежде всего на субъектов научного производства. Ответственность за свои действия и последствия, результаты научно-технического прогресса нельзя сформировать, опираясь на техническое мышление. Задача философии в данном случае сводится к выработке нового менталитета человека, т.е. совершенно иного типа мышления, мироощущения и миросознания. Современный этап развития философии и науки показывает, что взгляды о неограниченных возможностях человека, научно-технического прогресса есть не что иное как социальный миф, порожденный наукой и философией Нового времени.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли, которую она играет в жизнедеятельности личности и общества.

К числу основных функций философии следует отнести: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксеологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую. Исходя из того, что собственно дело философии - рефлексия мировоззрения, главными выступают две функции: мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция есть функция рефлексии, сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов. Вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире, возможностях его познания и преобразования, философия оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание человеком целей и смысла жизни. На наш взгляд, очень хорошо выражена эта функция философии известным хирургом и кибернетиком Н.М. Амосовым в его книге "Мысли и сердце": "Смысл жизни. Спасать людей. Делать сложные операции. Разрабатывать новые - лучшие. Чтобы меньше умирали. Учить других врачей честной работе. Наука, теория - чтобы понять суть дела и извлечь пользу. Это мое дело. Им я служу людям. Долг. И есть еще мое личное дело: понять, для чего все это? Для чего лечить больных, воспитывать людей, если мир в любую минуту может оказаться на грани гибели? Может быть, это уже бессмысленно? Очень хочется поверить, что нет. Но вера - это не то. Я хочу знать. Хочу пощупать те расчеты, по которым предсказывается будущее".

Методологическая функция - это функция рефлексии, сравнительного анализа стратегических путей к идеалу. Для построения мировоззрения она дает исходные, основополагающие принципы, применение которых позволяет человеку выработать свои жизненные установки, определяющий характер и направленность его отношения к действительности, характер и направленность деятельности. Различные философские школы в той или иной мере рассматривают общие закономерности познания и практики, формы взаимодействия между людьми, изучают соотношения между целями, средствами и результатами деятельности, разрабатывают классификации методов и форм научных исследований, формулируют принципы успешного решения сложных социальных задач.

Аристотель как-то заметил, что нет науки бесполезней, чей философия, но и нет науки прекрасней ее. Да, она бесполезна в плане узкоутилитарном, прагматическом, ибо философия не может научить готовить еду, ремонтировать автомобиль, плавить металл и т.д. Более того - она не может подменить собой ни одну из конкретных наук, решая за них их специфические проблемы. Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве "науки наук", втискивающей все остальные науки в свое прокрустово ложе и заменяющей их. И только обретя свои истинные функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут - мировоззрение и методологию.

Что же касается "прекрасности" философии, то она слита воедино с ее полезностью в указанном высоком смысле. Действительно, что может быть прекраснее, чем приобщение к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни, своего места в мире, своих взаимоотношений с другими людьми? И реализуется это в философии, всегда являющейся духовной квинтэссенцией своей эпохи.

Для представителей разных профессий философия может представлять интерес, как минимум, по двум причинам. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности. Тогда в фокус внимания попадают философские вопросы математики, физики, технического знания, педагогики, военного дела и др. Их изучение необходимо, они важны, но все же составляют лишь часть обширного поля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан.

Главное - философия необходима для осмысления жизни во всей ее полноте и сложности, умения видеть тенденции, перспективы развития мира, понимания сути всего, что с нами происходит, в чем смысл нашей жизни. Она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего - с нравственными ценностями.

Особое место в предметном поле философии занимает сфера воинской деятельности. С ее помощью решаются важнейшие мировоззренческие проблемы происхождения и сущности войны, основных факторов хода и исхода войн, закономерностей и принципов их ведения и др. Философия помогает военнослужащему осознать общие цели его деятельности, систему ценностей, выступающую смысложизненным ориентиром.

Мыслительно-теоретическая функция - философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы и системы окружающего мира.

Гносеологическая функция - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, она способствует выработке механизма познания.

Критическая функция - позволяет подвергнуть сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, расширять границы познания, разрушать догматы и способствовать увеличению достоверного знания.

Аксеологическая функция - заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических.

Социальная функция - способствует объяснению движущих сил и закономерностей развития общества.

Воспитательно-гуманитарная функция - способствует культивированию гуманистических ценностей и идеалов, укреплению морали, адаптации человека в окружающем мире и поиска смысла жизни.

Прогностическая функция - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке прогнозировать тенденции развития человека, природы и общества.