«Проблема интеграции учебной информации в школьном изучении повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…. «Война – не женское дело»

  1. Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.
  2. Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста.
  3. Воспитывать высокие патриотические качества.

Оборудование. Портрет писателя; выставка его книг; иллюстрации учеников к повести, плакат И. Тоидзе» Родина – мать зовет», стенды «Ради жизни на земле», «Женщина и война».

Подготовительная работа.

  1. Прочитать повесть.
  2. Подготовиться к пересказу биографии писателя.
  3. Написать отзыв о книге.
  4. Нарисовать иллюстрации к повести.
  5. Выпустить стенгазету по творчеству писателя.

Ход урока

1. Организационный момент. Урок начинается с показа кинокадров о войне. Звучат проникновенные слова Левитана:

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!

Учитель. С этой верой советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы советский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть!

(Читает стихотворение С. Щипачева «Павшим»)

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

2. Формирование новых понятий.

а) с материалами по биографии и творчеству писателя выступают учащиеся.

б) сообщения учащихся о повести. 1-й ученик. За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» - премии Ленинского комсомола.

3) 2-й ученик

Время действия повести – май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.

1-я ученица. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать, и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. Могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. И не затаилась, и не ушла…»

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.

Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»

Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».

В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.

В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

2-я ученица:

«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…

Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

3-я ученица.

- «Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…

Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

«Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

4-я ученица.

- «Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.

С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

5-я ученица.

«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»

Учитель. Погибли девушки, почти ваши ровесницы. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками тридцатых годов», - так обращается писатель к своим юным читателям. Ребята, можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

2-й ученик. Смерть всех девчат потрясла всех нас, защемило сердце о каждой. Каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.

Учитель. Почему же все девушки в повести погибают?

3-й ученик. На одной из читательских конференций Б. Васильев сказал: надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь.

Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать.

«…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия» (Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

3. Обобщение учителя. Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о войне Лучшие произведения советских писателей заставляют учащихся постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать «какою ценой завоевано счастье «победы и обретен мир.

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

А зори здесь тихие...

Борис Васильев - известный писатель, в прошлом участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, не понаслышке знает то, о чем потом, в мирное время, решил рассказать своим читателям. Его лучшие произведения, на мой взгляд, “В списках не значился” и “А зори здесь тихие”.

За последнее время много написано талантливого и правдивого, но повести Б. Васильева не затерялись во всем многообразии военной тематики. Это в первую очередь благодаря ярким и героическим образам, созданным автором.

“А зори здесь тихие” - повесть о женщинах на войне. Этой теме посвящены многие произведения, но это особое. Повесть написана без излишней сентиментальности, в жесткой лаконичной манере. Она рассказывает о событиях 1942 года.

В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Басков, забрасывают немецких диверсантов. Поначалу старшина думает, что немцев двое, поэтому решает силами своего подразделения, в котором одни девушки, уничтожить гитлеровцев.

Для этой задачи выбраны пять зенитчиц. Старшина выполняет поставленную задачу, но какой ценой?!

Басков - участник финской войны, хорошо знает местность, куда идут диверсанты. Поэтому он уверенно ведет своих необычных бойцов на выполнение задания. Поначалу невысокого мнения были о своем командире девушки: “пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из устава”. Опасность сблизила всех шестерых, раскрыла необыкновенные душевные качества старшины, готового взять на себя любые трудности, но только спасти девчат.

Несомненно, Басков - стержень повествования. Он много знает и умеет, за его плечами фронтовой опыт, который он пытается передать своим бойцам. Он немногословен и ценит только поступки. Старшина вобрал в себя лучшие качества защитника, солдата, благодаря подвигу таких Васковых и была одержана победа.

Помощником старшины в группе была сержант Осянина. Басков сразу выделил ее среди других: “Строга, не смеется никогда”. Старшина не ошибся - Рита воевала умело, она мстила за погибшего мужа-пограничника, за свою порушенную жизнь, за поруганную Родину. Перед неизбежной смертью Рита рассказывает старшине о своем сыне. Отныне она вверяет мальчика Васкову, надежному и родному по духу человеку.

У Женьки Комельковой свои счеты с немцами. Она трижды спасает старшину и группу: сначала у протоки, остановив переправу немцев. Потом заколов наседавшего на Васкова немца. И, наконец, ценой своей жизни спасала раненую Риту, уводя фашистов дальше в лес. Автор любуется девушкой: “Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские - зеленые, круглые, как блюдца”. Общительная, озорная, любимица окружающих, Комелькова пожертвовала собой ради общего дела - уничтожения диверсантов.

Все они - Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Четвертак, Рита Осянина и Женька Комелькова - погибли, но старшина Басков, потрясенный такими потерями, довел дело до конца.

На грани безумия был этот русский солдат. Он понял, что не жить ему, если он позволит фашистам выполнить задуманное. Нет, он должен довести начатое до конца. Автор показал, что нет предела человеческим возможностям. Басков не столько мстит врагам за убитых девчат, сколько выполняет свой воинский долг.

Он смог выстоять, пройти войну и остаться в живых, что бы вырастить сына Рить Осяниной, чтобы своей жизнью оправдаться за погибших девчат.

Это нелегко - жить с таким грузом, но он сильный человек. Заслуга Б. Васильева как писателя состоит в том, что он сумел создать образ героического поколения наших отцов и дедов.

Повесть «А зори здесь тихие», краткое содержание которой приведено далее в статье, рассказывает о событиях, происходящих во время Великой Отечественной Войны.

Произведение посвящено героическому подвигу зенитчиц, неожиданно оказавшихся в окружении немцев.

О повести «А зори здесь тихие»

Впервые повесть была опубликована в 1969 году, ее одобрил редактор журнала «Юность».

Поводом к написанию произведения стал реальный эпизод военного времени.

Небольшая группа выздоравливающих после ранений солдат из 7 человек воспрепятствовала подрыву немцами Кировской железной дороги.

В результате операции в живых остался лишь один командир, который впоследствии по окончании войны получил медаль «За боевые заслуги».

Эпизод трагический, однако, в реалиях военного времени это событие теряется среди ужасов страшной войны. Тогда автор вспомнил о 300 тысячах женщин, несших фронтовые тяготы наряду с бойцами мужского пола.

И сюжет повести построился на трагических судьбах девушек-зенитчиц, которые погибают в ходе разведывательной операции.

Кто автор книги «А зори здесь тихие»

Произведение написано Борисом Васильевым в повествовательном жанре.

Когда началась Великая Отечественная Война, он едва закончил 9-й класс.

Борис Львович воевал под Смоленском, получил контузию, и потому знал о фронтовой жизни не понаслышке.

Литературным трудом он увлекся в 50-е годы, занимался написанием пьес и сценариев. За прозаические повести писатель взялся лишь спустя 10 лет.

Главные герои повести «А зори здесь тихие»

Васков Федот Евграфыч

Старшина, в командование которого поступили зенитчицы, занимал комендантское положение на 171-м железнодорожном разъезде.

Ему 32 года, но девушки дали ему прозвище «старик» за несговорчивый характер.

До войны был обычным мужиком из деревни, имел 4 класса образования, в 14 лет вынужден был стать единственным кормильцем в семье.

Сын Васкова, которого он отсудил у бывшей жены после развода, умер до начала войны.

Гурвич Соня

Простая стеснительная девушка из большой семьи, родилась и выросла в Минске. Ее отец работал участковым врачом.

До войны она успела проучиться год в МГУ на переводчика, бегло говорила по-немецки. Первой любовью Сони был студент-очкарик, занимавшийся в библиотеке за соседним столом, с которым они робко общались.

Когда началась война, в связи с избытком переводчиков на фронте, Соня попала в школу для зенитчиков, а потом в отряд Федота Васкова.

Девушка очень любила стихи, заветной мечтой ее было снова повидать своих многочисленных домочадцев. В ходе разведывательной операции Соню убил немец двумя ударами ножа в грудь.

Бричкина Елизавета

Деревенская девушка, дочь лесника. С 14 лет вынуждена была оставить учебу и ухаживать за неизлечимо больной матерью.

Мечтала поступить в техникум, поэтому после смерти мамы, следуя совету одного из отцовских друзей, собиралась переехать в столицу. Но ее планам не суждено было сбыться, их скорректировала война — Лиза отправилась на фронт.

Хмурый сержант Васков сразу вызвал в девушке большую симпатию. Во время вылазки на разведку Лиза была отправлена через болото за подмогой, но слишком торопилась и утонула. Спустя некоторое время, ее юбку на болоте найдет Васков, тогда он поймет, что остался без подмоги.

Комелькова Евгения

Веселая и красивая рыжеволосая девушка. Немцы расстреляли всех членов ее семьи, беспощадная расправа произошла прямо на Жениных глазах.

Уберегла девушку от гибели ее соседка. Горя желанием отомстить за гибель родных, Женя подалась в зенитчицы.

Привлекательная внешность девушки и задорный характер сделали ее объектом ухаживаний полковника Лужина, поэтому начальство, чтобы прервать роман, перенаправило Женю в женский отряд, так она попала под командование Васкова.

В разведке Женя дважды проявила бесстрашие и героизм. Она спасла своего командира, когда он боролся с немцем. А затем, подставив себя под пули, увела немцев от места, где спрятались старшина и ее раненая подруга Рита.

Четвертак Галина

Очень молодая и восприимчивая девушка, отличалась низким ростом и привычкой сочинять истории и небылицы.

Выросла в детском доме и даже не имела своей фамилии. Из-за ее маленького роста престарелый завхоз, который относился к Гале по-дружески, придумал ей фамилию Четвертак.

До призыва девушка почти успела закончить 3 курса библиотечного техникума. Во время разведывательной операции Галя не смогла справиться со страхом и выскочила из прикрытия, попав под немецкие пули.

Осянина Маргарита

Старшее лицо по взводу, Рита отличалась серьезностью, была весьма сдержана и редко улыбалась. В девичестве она носила фамилию Муштакова.

В самом начале войны погиб ее муж, лейтенант Осянин. Желая отомстить за гибель родного человека, Рита отправилась на фронт.

Своего единственного сына Альберта она отдала на воспитание матери. Гибель Риты стала последней из пятерых девушек в разведке. Она застрелилась, понимая, что смертельно ранена и является непосильной обузой для своего командира Васкова.

Перед смертью она просила старшину позаботиться об Альберте. И тот сдержал данное обещание.

Другие персонажи «А зори здесь тихие»

Кирьянова

Была старшим боевым товарищем Риты, промкомвзвода. До службы на границе участвовала в Финской войне. Кирьянова вместе с Ритой, Женей Комельковой и Галей Четвертак были перенаправлены на 171-й разъезд.

Зная о тайных вылазках Риты к своему сыну и матери во время службы у Васкова, она не выдала давнюю сослуживицу, заступившись за нее в то утро, когда девушка встретила немцев в лесу.

Краткий пересказ повести «А зори здесь тихие»

События повествования приведены в сильном сокращении. Диалоги и описательные моменты опущены.

Глава 1

Действие происходило в тылу. На недействующем железнодорожном разъезде под номером 171 осталось всего несколько уцелевших домов. Бомбежек уже не было, но для предосторожности командованием были здесь оставлены зенитные установки.

По сравнению с другими частями фронта, на разъезде был курорт, солдаты злоупотребляли спиртным и заигрывали с местными жительницами.

Еженедельные рапорты коменданта разъезда старшины Васкова Федота Евграфыча на зенитчиков приводили к регулярной смене состава, однако картина снова и снова повторялась. Наконец, проанализировав сложившуюся ситуацию, командование направило под руководство старшины команду девушек-зенитчиц.

Проблем с выпивкой и разгулом у нового состава не было, однако для Федота Евграфыча было непривычным командование женским задиристым и обученным составом, так как сам он имел всего 4 класса образования.

Глава 2

Гибель мужа сделала Маргариту Осянину суровым и замкнутым в себе человеком. С момента утраты любимого, в ее сердце горело желание отомстить, потому она осталась служить на границе близ тех мест, где погиб Осянин.

На замену погибшей подносчице прислали Комелькову Евгению – озорную рыжую красавицу. Она тоже пострадала от фашистов – ей своими глазами пришлось видеть расстрел немцами всех членов семьи. Две непохожих девушки подружились и сердце Риты стало оттаивать от пережитого горя, благодаря веселому и открытому нраву Жени.

Две девушки приняли в свой кружок стеснительную Галю Четвертак. Когда Рита узнает о том, что можно перевестись на 171-й разъезд, она сразу соглашается, так как совсем рядом живут ее сын и мать.

Все трое зенитчиц поступают под командование Васкова и Рита с помощью своих подруг предпринимает регулярные ночные вылазки к родным.

Глава 3

Возвращаясь под утро после одной из своих тайных вылазок, Рита столкнулась в лесу с двумя немецкими солдатами. Они были вооружены и несли в мешках что-то тяжелое.

Рита немедленно сообщила об этом Васкову, который догадался, что это диверсанты, целью которых является подрыв стратегически важного железнодорожного узла.

Старшина предал важную информацию командованию по телефону и получил приказ прочесать лес. Он решил пройти к озеру Вопь коротким путем наперерез немцам.

На разведку Федот Евграфыч взял с собой пятерых девушек во главе с Ритой. Это были Бричкина Елизавета, Комелькова Евгения, Галина Четвертак и Соня Гурвич в качестве переводчика.

Перед отправкой бойцов пришлось научить правильно обуваться, чтобы не стереть ноги, а также заставить вычистить винтовки. Условным сигналом опасности было кряканье селезня.

Глава 4

Кратчайший путь к лесному озеру шел через топкое болото. Почти полдня команде пришлось идти по пояс в холодной болотной жиже. Галя Четвертак потеряла сапог и портянку, и часть пути по болоту ей пришлось идти с босой ногой.

Добравшись до берега, вся команда смогла отдохнуть, выстирать грязные вещи и перекусить. Для продолжения похода Васков смастерил для Гали чуню из бересты. До нужной точки добрались только к вечеру, здесь нужно было устроить засаду.

Глава 5

Планируя встречу с двумя фашистскими солдатами, Васков сильно не беспокоился и надеялся, что захватить их в плен удастся с передовой позиции, которую он разместил среди камней. Однако, при непредвиденном случае, старшина предусмотрел возможность отступления.

Ночь прошла спокойно, только боец Четвертак сильно заболела, шагая босиком по болоту. На утро немцы потянулись к Синюхиной гряде между озерами, вражеский отряд состоял из шестнадцати человек.

Глава 6

Поняв, что просчитался, и что большой немецкий отряд ему не остановить, Васков отправил Елизавету Бричкину за подмогой. Он выбрал именно Лизу потому, что она выросла на природе и очень хорошо ориентировалась в лесу.

Чтобы задержать фашистов, команда решила изобразить шумную деятельность лесорубов. Они разожгли костры, Васков подрубил деревья, девушки аукались и весело перекликались. Когда немецкий отряд был в 10 метрах от них, Женька выбежала прямо к реке, чтобы, купаясь, отвлечь внимание вражеских разведчиков.

Их план сработал, немцы пошли в обход, и команде удалось выиграть целые сутки времени.

Глава 7

Лиза очень спешила за подмогой. Не выполнив указания старшины о перевале на островке посередине болота, она, уставшая и замерзшая, продолжила путь.

Почти дойдя до конца болота, Лиза задумалась и сильно испугалась большого пузыря, вспучившегося прямо перед ней в мертвой тишине топи.

Инстинктивно девушка рванулась в сторону и потеряла опору под ногами. Шест, на который пыталась опереться Лиза, сломался. Последнее, что она увидела перед смертью – это лучи всходившего солнца.

Глава 8

Старшина точно не знал о траектории движения немцев, потому решил отправиться на разведку вместе с Ритой. Они обнаружили привал, 12 фашистов отдыхали возле костра и сушили белье. Где были другие четверо, установить не удалось.

Васков принимает решение о смене места дислокации, а потому направляет Риту за девушками и заодно просит принести его именной кисет. Но в суматохе кисет забыли на старом месте, и Соня Гурвич, не дождавшись разрешения командира, побежала за дорогой вещью.

Через короткое время старшина услышал едва различимый крик. Как бывалый боец, он догадался, что этот крик означает. Вместе с Женей они отправились по направлению звука и нашли тело Сони, убитой двумя ударами ножа в грудь.

Глава 9

Оставив Соню, старшина с Женей оправились в погоню за фашистами, чтобы они не успели донести о происшествии своим. Ярость помогает старшине четко продумать план действий.

Одного из немцев Васков убил быстро, справиться со вторым ему помогла Женя, оглушив фрица прикладом по голове. Эта была первая рукопашная схватка для девушки, которую она очень тяжело перенесла.

В кармане одного из фрицев Васков нашел свой кисет. Вся команда зенитчиц во главе со старшиной собралась возле Сони. Тело сослуживицы достойно похоронили.

Глава 10

Пробираясь сквозь лес, команда Васкова неожиданно напоролась на немцев. В доли секунды старшина выбросил вперед гранату, затрещали пулеметные очереди. Не зная сил противника, фашисты приняли решение отступать.

Во время короткого боя Галя Четвертак не смогла перебороть страх и не участвовала в стрельбе. За такое поведение девушки хотели осудить ее на комсомольском собрании, однако, командир заступился за растерявшуюся зенитчицу.

Несмотря на сильную усталость, недоумевая о причинах задержки подмоги, старшина отправляется на разведку, взяв с собой Галину в воспитательных целях.

Глава 11

Галя была очень сильно испугана происходившими реальными событиями. Фантазерка и сочинительница, она часто погружалась в вымышленный мир, а потому картина реальной войны выбила ее из колеи.

Васков и Четвертак вскоре обнаружили два тела немецких солдат. По всем признакам, раненые в перестрелке бойцы были добиты своими же товарищами. Недалеко от этого места продолжали разведку оставшиеся 12 фрицев, двое из которых подошли уже совсем близко к Федоту и Гале.

Старшина надежно спрятал Галину за кустами и сам укрылся в камнях, однако девушка не справилась со своими чувствами и с криком выскочила из укрытия прямо под автоматную очередь немцев. Васков стал уводить немцев от оставшихся своих бойцов и добежал до болота, на котором и укрылся.

В ходе погони он был ранен в руку. Когда рассвело, старшина разглядел вдали Лизину юбку, тогда он понял, что теперь не может рассчитывать на подмогу.

Глава 12

Находясь под гнетом тяжелых мыслей, старшина отправился на поиски немцев. Пытаясь понять ход мыслей противника и исследуя следы, он набрел на Легонтов скит. Из укрытия он наблюдал, как группа фашистов из 12 человек прятали в старой избе взрывчатку.

Для охраны диверсанты оставили двоих солдат, один из которых был ранен. Васкову удалось обезвредить здорового охранника и завладеть его оружием.

Старшина с Ритой и Женей встретились на берегу реки, в том месте, где они изображали лесорубов. Пройдя через страшные испытания, они начали относиться друг к другу по-братски. После привала они стали готовиться к последнему бою.

Глава 13

Команда Васкова держала оборону берега так, как будто за ними была вся Родина-Мать. Но силы были неравны, и немцам все-таки удалось переправиться на их берег. Риту тяжело ранило при взрыве гранаты.

Чтобы спасти старшину и раненую подругу, Женя, отстреливаясь, убегала все дальше в лес, уводя за собой диверсантов. Девушку ранило в бок слепым выстрелом врага, но она даже не подумала, чтобы спрятаться и переждать.

Уже лежа в траве, Женя палила до тех пор, пока немцы не застрелили ее в упор.

Глава 14

Федот Евграфыч, перебинтовав Риту и завалив ее еловыми лапами, хотел отправиться на поиски Жени и вещей. Для спокойствия он решил оставить ей наган с двумя патронами.

Рита понимала, что смертельно ранена, она боялась лишь того, что ее сын останется сиротой. Поэтому попросила старшину позаботиться об Альберте, рассказав, что именно от него и от своей матери она возвращалась в то утро, когда столкнулась с немецкими солдатами.

Васков дал такое обещание, но не успел отойти от Риты на несколько шагов, как девушка выстрелила себе в висок.

Старшина похоронил Риту, а затем нашел и похоронил Женю. Раненая рука сильно ныла, все тело горело от боли и напряжения, но Васков решил отправиться в скит, чтобы убить хотя бы еще одного немца. Ему удалось нейтрализовать часового, в скиту спали пятеро фрицев, одного из которых он пристрелил сразу.

Заставив их связать друг друга, едва живой, он повел их в плен. Только тогда, когда Васков увидел русских солдат, он позволил себе потерять сознание.

Эпилог

Спустя некоторое время после войны, в письме своему товарищу, один турист описывает удивительные тихие места в районе двух озер. В тексте он также упоминает одного старика без руки, который приезжал сюда вместе с сыном Альбертом Федотычем, капитаном-ракетчиком.

Впоследствии этот турист вместе со своими новыми товарищами установили мраморную плиту с именами на могиле девушек-зенитчиц.

Заключение

Пронзительная повесть о женском героизме во времена Великой Отечественной Войны оставляет в сердцах неизгладимый след. Автор неоднократно подчеркивает в своем повествовании о противоестественности участия женщин в военных действиях по своей природе, и вина в этом лежит на том, кто развязал войну.

В 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий снял по повести фильм. Он посвятил его той медсестре, которая унесла его с поля боя, избавив его от неминуемой смерти.

Повесть "А зори здесь тихие", написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни - 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе. После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов. В данной статье мы проведем анализ "А зори здесь тихие", опишем краткое содержание этой повести.

Война - это слезы и горе, разрушение и ужас, безумие и истребление всего живого. Она всем принесла беду, постучавшись в каждый дом: жены потеряли мужей, матери - сыновей, дети вынуждены были остаться без отцов. Множество людей прошли через нее, испытали все эти ужасы, но им удалось выстоять и победить в тяжелейшей из всех войн, когда-либо перенесенных человечеством. Анализ "А зори здесь тихие" начнем с краткого описания событий, попутно комментируя их.

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения - именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

В произведении "А зори здесь тихие", содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои - девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник - выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир - Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Пять разных характеров: анализ

"А зори здесь тихие" - это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита - пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина - нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она - самая бесстрашная, мужественная, она - мать. Женя Комелькова - белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич - это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. "А зори здесь тихие" изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты... о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.

Проведенный анализ "А зори здесь тихие" позволяет сказать, что никто из девушек так и не смог осуществить свои желания, потому что они не успели прожить жизнь.

Дальнейшее развитие событий

Герои "А зори здесь тихие" сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины.

Смерть героинь

Разная смерть была у этих девушек, как и разными были жизненные пути, по которым следовали герои "А зори здесь тихие". Рита была ранена гранатой. Она понимала, что не сможет выжить, что рана смертельна, а умирать придется мучительно и долго. Поэтому, собрав остаток сил, она выстрелила себе в висок. У Гали смерть была столь же безрассудной и болезненной, как и сама она - девушка могла бы спрятаться и сохранить себе жизнь, но не сделала этого. Остается лишь предполагать, что двигало ей тогда. Возможно, просто минутное смятение, возможно, трусость. У Сони смерть была жестока. Она даже не сумела понять, как лезвие кинжала пронзило ее жизнерадостное молодое сердце. У Жени - немного безрассудная, отчаянная. Она до самого конца верила в себя, даже когда уводила от Осяниной немцев, ни на миг не сомневалась в том, что все завершится благополучно. Поэтому даже после того, как первая пуля попала ей в бок, она лишь удивилась. Ведь так неправдоподобно, несуразно и глупо было умирать, когда тебе всего девятнадцать лет. Смерть Лизы случилась неожиданно. Это была очень глупая неожиданность - девушку затянуло в болото. Автор пишет, что до последнего мгновения героиня верила, что "завтра будет и для нее".

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении "А зори здесь тихие", остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-"сестричек". Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он "всех пятерых положил".

Заключение

Читая произведение "А зори здесь тихие", невольно становишься наблюдателем будней зенитчиков на разбомбленном разъезде в Карелии. В основу этой повести положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами во всем своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Анализ произведения «А зори здесь тихие...»

война стихотворение персонаж повесть

Недавно я прочла повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие...”. Необычная тема. Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит одной книги, если вспоминать только одни названия книг о войне. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибали, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять девчонок тоже не хотели войны!

Повесть Бориса Васильева потрясла меня до глубины души. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. В каждой из них я нахожу немного от себя, они мне близки. Каждая из них могла бы быть моей мамой, могла рассказывать мне о прекрасном, учить жить. А я могла бы оказаться на месте любой из них, потому что мне тоже нравится вслушиваться в тишину и встречать такие вот “тихие-тихие зори”.

Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она -- центр их мужества, она -- цемент подвига, она -- Мать! Женька... Женя, Женечка, веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич -- воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура -- “прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов Александра Блока. Лиза Бричкина... “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!” Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями. А ты, Лиза... Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты... стать новой Любовью Орловой.

Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты -- усилие воли и выстрел в висок; у Жени -- отчаянная и немного безрассудная, она могла бы спрятаться и остаться в живых, но не спряталась; у Сони -- удар кинжалом в поэзию; у Гали -- такая же болезненная и беспощадная, как она сама; у Лизы -- “Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны...”.

И остается старшина Басков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди боли, муки; один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро больше у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человечного, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его “сестричек”.

Как сокрушается старшина: “Как же жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери -- они!” Поневоле навертываются слезы, когда читаешь эти строки.

Но надо не только плакать, надо и помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

Почему же все-таки именно это произведение памятно мне? Наверное, потому, что писатель этот -- один из лучших писателей нашего времени. Наверное, потому, что Борис Васильев сумел повернуть тему войны той непривычной гранью, которая воспринимается особенно болезненно. Ведь мы, и я в том числе, привыкли сочетать слова “война” и “мужчины”, а здесь женщины, девушки и война. Васильев сумел так построить сюжет, так все связать воедино, что трудно выделить отдельные эпизоды, повесть эта -- единое целое, слитное. Прекрасный и неразделимый памятник: пять девушек и старшина, вставшие посреди русской земли: леса, болот, озер, -- против врага, сильного, выносливого, механически убивающего, который и по числу значительно превышает их. Но они не пропустили никого, стояли и стоят, вылитые из сотен и тысяч похожих судеб, подвигов, из всей боли и силы русского народа.

Женщины, русские женщины, победившие войну и смерть! И каждая из них живет во мне и других девчонках, просто мы не замечаем этого. Ходим по улицам, говорим, думаем, мечтаем, как они, но наступает миг, и мы ощущаем уверенность, их уверенность: “Смерти нет! Есть жизнь и борьба за Счастье и за Любовь!”