Проект "платформа" кирилла серебренникова начинает обживать винзавод. «Гоголь-центр» не имеет отношения к делу о хищении

Следователи по делу о хищениях в "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова вскрыли предполагаемые схемы вывода денег. В этом им помогла налоговая служба. Налоговики выяснили, что сотрудники "Седьмой студии" проводили бюджетные деньги по фиктивным договорам на оказание услуг. По документам студия закупала бумагу, подарочные наборы, алкоголь. А на самом деле - просто подписывала левые договора и платёжки, никаких услуг за это не получая. Такую систему поставили на поток: в фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-"помоек". Отмытые с их помощью деньги обналичивали и тратили на квартиры и машины. У Серебренникова нашлись апартаменты в Германии, а у бывшего директора студии Юрия Итина - "мерседесы" последних моделей.

Деньги Минкультуры отправились на "помойку"

В 2011–2014 годах Минкульт передал 210 миллионов некоммерческой организации "Седьмая студия", которая тогда ставила спектакли на "Винзаводе". Студией руководил режиссёр Кирилл Серебренников. Он тогда делал проект "Платформа". Идея была в том, чтобы на одной платформе могли сосуществовать разные виды искусства - музыка, поэзия, танцы, театр, мультимедиа. Параллельно через "Платформу" продвигали молодых авторов и продюсеров.

А в середине мая Следственный комитет завёл уголовное дело по статье "Мошенничество" из-за хищения бюджетных денег, выделенных Министерством культуры на развитие искусства. По версии следователей, руководители студии похищали средства, которые государство давало на "Платформу". По оценкам силовиков, отмыли и вывели около 200 млн рублей.

Сейчас источники в правоохранительных органах рассказали Лайфу, по какой именно схеме отмывали деньги. Вскрыть эту схему помогла недавняя проверка налоговой. Оказывается, всё происходило при помощи фирм-однодневок.

- "Седьмая студия" заключила более 160 договоров на оказание услуг с однодневками, через которые обналичивала деньги. Причём 80 фирм вообще не существовали в реальности. Ещё 20 фирм не могли выполнить работы по договорам, потому что у них указан другой вид деятельности, - рассказал Лайфу источник в силовых кругах. - Всё это задокументировано в ходе налоговой проверки. Налоговики написали, что 20 "живых" фирм имеют признаки "помоек". У них нет основных средств, счетов в банках и штата сотрудников. У них множество учредителей и постоянно меняются директора.

Собеседник Лайфа перечислил несколько эпизодов, когда деньги уходили на "помойку". По его словам, схема имела вид цепочки. Получив государственные деньги, фирма-однодневка не сразу обналичивала их, а переводила по поддельным договорам во вторую однодневку. Таким образом, следы денег размывались.

Представим: "Седьмая студия" платит "помойке А" 14 миллионов якобы за организацию концертов. "Помойке В" переводят 15 миллионов, скажем, за техническое обслуживание, - объясняет источник. - "Помойка В" переводит бабки в "Фирму-1", которая торгует продуктами и табаком. Причём по договорам покупают не продукты, а почему-то бумагу.

Одновременно, продолжает собеседник, первая "помойка" распихивает 14 миллионов по другим компаниям.

Шесть миллионов уходит на какие-то подарочные наборы. Четыре ляма платят "Фирме-3" на оргтехнику. И ещё четыре миллиона идут "Фирме-1" за всё ту же бумагу, - перечисляет он.

"Сон" на миллион

По одному из эпизодов дела обвиняют бывшего директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского. Его подозревают в хищении средств, выделенных на постановку спектакля "Сон в летнюю ночь". Малобродского суд арестовал 21 июня, и судебное заседание послужило причиной насмешек общественности.

Как сообщали СМИ, прокурор на судебном заседании утверждал, что спектакль так и не был поставлен, хотя деньги на него выделили. В ответ защита Малобродского возразила, что премьера была и на неё пришли журналисты, которые написали рецензии. Это почему-то не убедило прокуроров в том, что спектакль действительно состоялся.

Статья [в газете] не свидетельствует о том, что мероприятие действительно было проведено, - отметил прокурор на заседании Пресненского суда.

Теперь защита Малобродского и режиссёр Серебренников говорят: они поставлены в такую абсурдную ситуацию, что вынуждены доказывать, что спектакль реально был.

Мы попросили нашего собеседника в следствии разъяснить эту ситуацию. Он рассказал, на чём на самом деле строится обвинение в отношении Малобродского.

Никто не говорит, что спектакля не было вовсе. Может, в суде что-то не так поняли. Спектакль был, но на его постановке похитили часть средств, - объяснил источник. - Малобродский просил на спектакль 4,87 млн рублей, а в расходах, подлежащих покрытию, отражена сумма 3,87 млн. То есть один миллион нужно было вернуть в бюджет.

Однако, говорит источник, этого миллиона бюджет так и не увидел.

Стоит отметить, что раньше СМИ сообщали о несколько других цифрах. Тогда речь шла о хищении якобы 2,3 млн рублей. Обвинения в хищениях на постановке "Сна в летнюю ночь" уже были предъявлены бывшему бухгалтеру "Седьмой студии" Нине Масляевой и бывшему гендиректору студии Юрию Итину.

Немецкие машины и квартиры

Особенно следствие заинтересовали материальные блага, купленные в период, когда Минкультуры финансировало "Седьмую студию".

Так, по данным следствия, 9 мая 2012 года, в День Победы, Кирилл Серебренников приобрёл в Берлине квартиру. Она обошлась режиссёру в €300 тыс. Из них почти семь тысяч худрук отдал за отделочные и ремонтные работы.

Квартира расположена почти в центре немецкой столицы, на Вайнштрассе, 15. Это уютный пятиэтажный дом, построенный, вероятно, после войны. Серебренников часто летает в Германию и признаётся, что ему "комфортнее жить в Берлине, а работать - в России". Однако и в Германии он работает: в Берлине режиссёр поставил оперу "Севильский цирюльник".

Бывший гендиректор студии Юрий Итин тоже не чужд немецким вещам. К Германии он приобщается через автомобили производства этой страны. В распоряжении Лайфа оказались фотографии колонны "мерседесов" и "ауди", в которой Итин приехал на одну из встреч.

Источник не берётся утверждать, что на покупку всего этого тратили именно незаконно полученные деньги. Но говорит, что это обстоятельство требует проверки. Ведь хронологически, например, приобретение квартиры совпало со временем, когда "Седьмая студия" получила деньги от Минкульта.

"7-я студия" ("Седьмая студия") - театральная труппа, созданная Серебренниковым в 2012 году на основе собственного актёрско-режиссёрского курса в Школе-студии МХАТ. Свои первые спектакли студия играла в центре современного искусства "Винзавод" и на Новой сцене МХТ им. Чехова, а с сентября 2012 года - на площадке "Гоголь-центра".

Как сообщал Лайф в мае, обыски по делу о хищениях в "Гоголь-центре" шли сразу по 17 адресам, в том числе и в квартире худрука Кирилла Серебренникова. Изначально речь шла о хищении 1,2 миллиона рублей. Позднее пресс-служба СКР сообщила, что размер похищенного - "около 200 миллионов".

Сейчас в деле фигурируют бывший бухгалтер студии Нина Масляева, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский. Масляева и Малобродский сейчас в СИЗО, Итин под домашним арестом. Кирилла Серебренникова допросили как свидетеля.

Сегодня в Мещанском районном суде Москвы состоялось третье заседание по делу о предполагаемых махинациях с бюджетными деньгами, которые в 2011–2014 годах выделялись театральному проекту «Седьмая студия». Третий день подряд подзащитный Кирилл Серебренников отвечает на вопросы своего адвоката Дмитрия Харитонова. 13 ноября в 9:30 продолжится допрос Серебренникова прокурором.

Напомним, что все четверо фигурантов дела - режиссер Кирилл Серебренников, гендиректор студии Юрий Итин, генпродюсер «Гоголь-центра» Алексей Малобродский и, работавшая ранее в Минкульте, Софья Апфельбаум - не признают своей вины перед потерпевшей стороной — Министерством культуры РФ.
Участников «театрального дела» обвиняют по части 4 статьи 159 УК в хищении бюджетных средств — 133 миллионов рублей. Эта статья предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы.

7 ноября, на первом заседании по рассмотрению дела по существу режиссер Кирилл Серебренников отвечал на вопросы своего адвоката Дмитрием Харитоновым. Режиссер более часа на вопросы, касавшиеся организационной структуры проекта «Платформа», отношений режиссера со всеми фигурантами дела. По признанию Серебренникова, будучи художественным руководителем проекта «Платформа», он не занимался финансовой документацией и хозяйственной деятельностью проекта, не участвовал в подготовке контракта с Минкультом, а о размере и порядке выплат сотрудникам узнавал только в случае задержки.

На втором заседании, 8 ноября, в процессе рассмотрения дела по существу , что у потерпевшей стороны, Министерства культуры РФ, появился новый представитель защиты – адвокат Александр Лебедев. Адвокат Ксения Карпинская сообщила суду о своих сомнениях относительно законности участия Лебедева, так как он был адвокатом свидетелей обвинения, а теперь представляет интересы потерпевшей стороны. После перерыва Софья Апфельбаум и адвокат Ксения Карпинская заявили отвод новому защитнику истца.

Сегодня, 9 ноября, на третьем заседании адвокат Поверинова объяснила, что в деле есть показания многих свидетелей - например, Махмутовой - которых допрашивали в присутствии Лебедева. При допросе с ним, по словам Повериновой, Махмутова изменила свои показания в сторону обвинения.

Но судья Ирина Аккуратова, посчитав ходатайство необоснованным, отказала в отводе адвоката Минкультуры Лебедева.

Затем адвокат Дмитрий Харитонов продолжил задавать вопросы Серебренникову, в процессе которого режиссер представил суду творческие отчеты и рассказал о реализованных и показанных проектах «Платформы»: спектаклях «Сон в летнюю ночь» , «Охота на Снарка», «Метаморфозы», «Диалоги», «Мальчики пахнут апельсинами», «Funny Dream», « Autland», «Dirty Deal», «Рожденный заново. История солдата», творческой лаборатории «Транскрипция», концертах «Восстание», «Катастрофа», «Стороны света», «Хардкор, только хардкор», «12.12.12», «Вася и отморозки», «Внутренняя Империя».

Представители Министерства культуры от допроса Серебренникова воздержались.

Допрос продолжила прокурор Надежда Игнатова. На вопрос почему «Платформа» просуществовала три года режиссер сказал: «»Платформа» должна была и дальше работать. Но пришел новый министр культуры и сказал: вы знаете, все ваши эксперименты нам не нужны. И свернул все проекты с современным искусством. Все деньги, которые были выделены на это, он забрал себе. Куда он их забрал, вы сами и разберитесь».

«Никто из сотрудников «АНО «Седьмая студия» не согласовывал со мной вопросы расходования наличных и безналичных денежных средств. Я таких указаний никогда не давал», - в очередной раз повторяет подсудимый.

По ходатайству адвоката режиссера судья огласила электронную переписку Малобродского, Масляевой, Серебренникова и Юрия Итина. В ней подсудимые обсуждали финансовые вопросы: об образовавшейся задолженности в 2014 году. Из переписки следует, что у «Платформы» было два долга: 10 миллионов рублей - это кредит на ее открытие, который был взят до поступления финансирования из Минкультуры. И 3,5 миллиона рублей - та сумма, которую вложили в создание «Платформы» из личных средств фигуранты дела.

Серебренников сообщил, что в 2014 году в «Седьмой студии» был проведён аудит, и он прошёл именно по его инициативе, потому что денег на проведение новых акций стало не хватать: «Был проведен аудит, при этом Нина Масляева уже стала пропадать. Аудиторская проверка показала, что исчезло несколько миллионов. У меня остаются большие претензии к Масляевой», - подчеркнул режиссёр.

Затем прокурор Игнатова заявила ходатайтство об исследовании протокола осмотра предметов, изъятых в ходе обыска у помощницы Серебренникова Анны Шалашовой 23 мая. Далее судья зачитала переписку, которая, по объяснению Серебренникова, уже относилась к моменту, когда он приступал к созданию «Гоголь-центра» - люди переживали, что он бросит «Платформу».

Третье заседание Мещанского суда, рассматривающего «театральное дело» по существу, завершилось на следующем моменте (диалог опубликован порталом zona.media):

А что значит фраза «Итин…», - продолжает прокурор.

- «Итин реально ссыт связываться с ГЦ»? - перебивает его Серебренников.

Слушатели снова смеются; пристав зычно кричит «Потише!», судья просит обвиняемого не произносить вслух такие слова. Серебренников объясняет, что речь идет о том, что у Ярославского театра, который возглавлял Итин, репутация классического театра, а у «Гоголь-центра» - репутация «отморозков»».

Судья переносит заседание на 13 ноября на 9:30. Допрос Серебренникова прокурором продолжится во вторник.

Напомним, что министр культуры Владимир Мединский, назвавший в интервью ТАСС театр Серебренникова «инновационным», свою позицию по делу «Седьмой студии», потому что, с точки зрения главы министерства, это будет рассматриваться, как давление на суд.

Пресса и молва третий день склоняют-спрягают «Гоголь-центр». Но к самому «Гоголь-центру» расследование, свидетелями по которому проходят худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и директор РАМТа, бывший руководитель департамента Минкульта Софья Апфельбаум, - отношения не имеет. Следственный комитет РФ с 2015 года изучает расходование средств «Седьмой студией» и проектом «Платформа». «Седьмая студия» - театральная труппа Кирилла Серебренникова, один из резидентов «Гоголь-центра» с осени 2012 года. А в марте 2011-го, после встречи Кирилла Серебренникова с президентом РФ Владимиром Путиным, «Седьмой студии» было дано поручение: проводить в 2011–2014 гг. на базе арт-центра «Винзавод» поисковую и просветительскую программу в области современного искусства «Платформа».

Именно на проект «Платформа» выделялись правительственные гранты. Поручение о выделении таковых пришло в Минкульт. С «Седьмой студией» был подписан контракт.

И есть простой способ проверить, чем «Платформа» на «Винзаводе» занималась, на что деньги тратила: набрать в поис-ке «Проект «Платформа»/The Platform Project».

Набрали? Чуть ниже по ленте вылезет полный отчет в афишах и цитатах из прессы за 2011-2014 годы: в рамках проекта поставлены «Отморозки» Серебренникова по роману Захара Прилепина «Санькя» («Золотая маска»-2012), «Сон в летнюю ночь» Серебренникова (четыре часа, толпа персонажей, чудесные декорации и костюмы шекспировской лесной нечисти), «Охота на Снарка», две оперы Александра Маноцкова (поставлены «Платформой» и написаны по заказу проекта, Маноцков — один из самых интересных молодых композиторов России), «Метаморфозы» французского хореографа Давида Бобе и Серебренникова, три проекта танцевальной компании из Костромы Dialog Dance (у молодой труппы — уже три «Золотые маски»), концерты-концерты-концерты, приглашения постановщиков из Франции, Германии, Италии, Голландии (имена все молодые, восходящие, отобраны с большим толком), «История солдата» — это еще одна «Золотая маска», синтез музыки Стравинского и жестких рассказов бойцов горячих точек (читает Виктория Исакова), фестиваль «Будущая музыка» (шел 8 дней, на сцене были и Татьяна Гринденко, и Сергей Летов, и музыканты Бельгии, Британии, Швейцарии). Естественно, на всех концертах оплачивалось и право исполнять музыку: гонорары отчислялись как наследникам Джона Кейджа, так и вполне живым молодым композиторам. И это лишь часть проектов.

На всех действах «Платформы» 2011-2014 я не была. Но на многих была. «Сон в летнюю ночь» «Седьмой студии», на мой взгляд, — один из самых красивых спектаклей Москвы. Сколько стоила декорация первого акта — заброшенная дачная теплица, размером почти с заводской цех, в которой проживают Оберон и Титания со свитой в бархате и рогоже, — судить не берусь. Но явно немало. Спектакль, кстати, вполне репертуарный: идет с 2012 года при полных залах.

Перечислять все — нет места, но явно одно: три года «Платформа» активнейшим образом выполняла поручение президента — была лабораторией и площадкой показа современного искусства. По четырем направлениям: театр, танец, музыка, медиа-арт.

И если верно то, что проект «Платформа» должен был получать из бюджета по 70 млн рублей в 2012-2014 гг., — в эту бурную проектную-концертную-постановочную, просветительскую и поисковую деятельность они и вложены. А в «тощем» 2014-м роскошный проект закрыли.

…И уж в любом случае версии, загулявшие 24 мая по блогосфере «на 16 млн рублей документы есть, а 200 млн где?», с действительностью имеют мало общего. 16 млн рублей — это (для сравнения) привоз на гастроли в Россию двух-трех драматических спектаклей из Европы. С условием, что каждый пройдет дважды, на сцене — человек семь, а декорация скромная. От 5 млн — стоимость постановки драматического спектакля в Москве. Без изысков.

Четырехлетняя поисковая и просветительская деятельность «Платформы» наверняка обошлась бюджету совсем в другие суммы. Потраченные на гонорары, партитуры etc.

Зачем это было нужно? А зачем был нужен Отечеству в 1898-1904 гг. возмутительно дорогой и вызывающе эстетский журнал «Мир искусства»? Зачем В.А. Серов просил Николая II поддержать его? (И император поддерживал четыре года — правда, из личных средств.) Век спустя — пишутся тома о колоссальном влиянии этого поискового журнала на дизайн и книжную графику, на Сомова и Добужинского, на собирательство Щукина и Морозова, на карьеры молодых Бенуа и Дягилева, на будущие «Русские сезоны», на само появление Фокина и Стравинского…

Механизм «поисковой культуры» и ее влияния на молодых художников — и ныне тот же.

Прямая речь

Софья Апфельбаум

директор театра, в 2012-2014 гг. — директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкульта РФ:

— «Платформа» была уникальным, потрясающим проектом. Впервые государство в России так последовательно, так широко поддержало современное искусство. Поисковое. Молодое. Неформатное. То, которое неуютно себя чувствует на традиционных площадках. То, в котором синтезируется будущее, — и процесс еще не завершен. Об этой поддержке и просил Кирилл Серебренников тогда премьер-министра В.В. Путина на встрече в 2011 году. Она была получена.

А теперь государство — в лице своих силовых органов — говорит: «Ничего не было». Десятки проектов, осуществленных за три с лишним года на эти гранты, — как бы и не существовали? Или под сомнение ставится сам принцип поддержки современного искусства? Проекты, родственные «Платформе», получают «черную метку» на будущее? Если так, то это очень грустно.

Стартовавший в конце прошлого года проект «Платформа» в Цехе белого на «Винзаводе» - не просто новая театральная площадка, но, в первую очередь, сцена для экспериментов на стыке театра, танца, современной музыки и медиа. Основатель, идеолог и худрук пространства Кирилл Серебренников сразу отметил, что «театра как культурно-досуговой привычки на "Платформе" не будет». За направление танца отвечает директор проходившего здесь же фестиваля «Цех» Елена Тупысева. Музыкальное направление «Платформы» ведет Сергей Невский - композитор, после консерватории уехавший в Германию и теперь приезжающий сюда в статусе европейской звезды. Последнюю ветвь, медиа, взяла на себя куратор Анна Беляева, занимавшаяся, в частности, нашумевшей прошлогодней выставкой Lexus Hybrid Art на «Красном Октябре».

Фактически начало нового сезона на «Платформе» можно считать полноценным открытием - с иными показателями КПД и полностью сформировавшейся концепцией. На «Платформе» теперь весь контент курируется и, во многом, создается именно четырьмя руководителями каждого из направлений. The Village рассказывает о главных событиях на площадке с марта по май.

«ПЛАТФОРМА» ВЕСНОЙ

На главную роль выбрали телеведущую Светлану Сорокину, известную в частности и за свои благотворительные инициативы. Зрителей сразу предупреждают: пассивного просмотра не предполагается, здесь каждый станет соучастником перформанса. В основу Autland легли стихи и тексты людей, страдающих аутизмом; в версии, специально созданной для «Платформы», их дополнят монологи Сорокиной, студента «Седьмой студии» Романа Шмакова и коллективные действия зрителей.


Музыка + театр

30, 31 марта, 20:00; 1 апреля, 20:00
Режиссер: Кирилл Серебренников
Композитор: Юрий Лобиков
Перевод: Григорий Кружков
В ролях: Юрий Лобиков, Екатерина Стеблина, Никита Кукушкин, Филипп Авдеев, Роман Шмаков, Евгения Афонская, Александр Горчилин, Риналь Мухаметов

Спектакль Кирилла Серебренникова по одноименной поэме Льюиса Кэрролла - абсурдное представление по абсурдному тексту, написанному десять лет спустя «Алисы в Стране чудес».

На сцене окажутся мужчины в вечерних пиджаках, бобер в мохнатой шкуре, дамы в платьях и прочие элементы, поддерживающие качественно высокий уровень сумасшествия. Во время выступления герои будут исполнять песни а капелла, то есть без музыкальных инструментов, показывать акробатические трюки и, в целом, по-новому интерпретировать знаменитую поэму Кэрролла.

Фигура Давида стала известна в России после фестиваля NET в 2010 году, где его спектакль «Каннибалы» рассказывал историю благополучной с виду молодой пары, решившейся на самосожжение. С «Метаморфозами» по тексту Овидия Давид тоже решил рубить с плеча: сражения стали отсылками к аналогичным сценам из Mortal Kombat, стихотворные строки превратились в прозу силами драматурга Валерия Печейкина, а по сюжету Орфей вдруг осознает, что Эвридика все еще жива в Facebook и электронной почте. Новая версия спектакля обещает быть еще более зрелищной.








«ОТМОРОЗКИ»
Спектакль

Даты: 7, 13, 25 апреля, 20:00
Режиссер: Кирилл Серебренников
Пьеса: Захар Прилепин и Кирилл Серебренников
В ролях: Филипп Авдеев, Евгения Афонская, Артур Бесчастный, Александр Горчилин, Яна Иртеньева

Спектакль Кирилла Серебренникова по текстам Захара Прилепина получился не гимном национал-большевизма, а поэтической постановкой, показывающей жизнь поколения нулевых, молодых оппозиционеров, полных энергии и амбиций.

Зрители часто упрекают «Отморозков» за излишнюю чернуху и слишком тяжелый сценарий, но критики приняли постановку с исключительной теплотой и отмечают ту поразительную точность и реализм, с которыми режиссеру удалось показать жизнь нацболов. Показательно, что на премьерном показе спектакля Серебренникова и его студентов Прилепин признался, что «расплакался - второй раз за последние десять лет».








«ИСТОРИЯ СОЛДАТА»
Танец + музыка + театр

8 апреля, 20:00; 9, 10 мая, 20:00
Хореография: Гай Вацман, Рони Хавер
Композитор: Алексей Сысоев

В главной роли: Виктория Исакова
Танцовщики: Роман Андрейкин, Мария Колегова, Полина Пшиндина, Илья Сабуров, Станислав Шмелин

Спектакль на базе одноименного произведения композитора Игоря Стравинского стал привычным для «Платформы» форматом на стыке танца, музыки и, собственно, театра. Созданная командой «Платформы», центром

современного танца «Цех» и нидерландской танцевальной компанией Club Guy and Roni, постановка в результате получилась удивительно цельной, с качественной проработкой каждой составляющей. Документальные монологи героев подготовила драматург Екатерина Бондаренко на основе интервью с современными русскими солдатами, а музыку сочинил выпускник Московской консерватории Алексей Сысоев.

Первый такой концерт представит немецкий дирижер и композитор Энно Поппе, чье выступление открывает Год Германии в России. Сегодня Энно Поппе - одно из ключевых имен в современной немецкой музыке, теоретик музыки и исследователь нового звука. В этой работе он обратился к фантасмагорическому роману Уильяма Берроуза «Интерзона».


23 августа Басманный суд Москвы отправил под домашний арест директора "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова. Это стало продолжением расследования уголовного дела о хищениях в "Седьмой студии". При этом Серебренников ранее проходил по этому делу свидетелем.

В чем обвиняют Серебренникова?

По мнению Следственного комитета РФ, Серебренников похитил деньги, выделенные в 2011-2014 годах на реализацию проекта "Платформа". СК оценил сумму ущерба в 68 млн рублей.

В ходе допроса режиссер свою вину . Вечером 22 августа Серебренникова доставили в следственный изолятор "Матросская тишина". В среду Басманный суд Москвы отправил режиссера под домашний арест до 19 октября.

На этот период Серебренникову запретили посещать театр и участвовать в съемках. Максимальный срок, который может грозить режиссеру, — десять лет лишения свободы.

Что за проект "Платформа" и при чем тут Серебренников?

24 марта 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев посетил в Москве "Мультимедиа-арт музей", где встретился с деятелями культуры.

На этой встрече театральный режиссер Кирилл Серебренников рассказал президенту о своем проекте развития и популяризации современного искусства "Платформа". Это было заявлено как комплекс акций на стыке четырех направлений — театра, музыки, танца и визуального искусства.

Проект предполагал в том числе создание до 10 экспериментальных спектаклей в год, новых музыкальных и хореографических произведений, гастроли театров современного танца из регионов России в Москве, а также формирование постоянной лабораторной площадки для творчества молодых деятелей искусства, просветительские проекты и мастер-классы современного искусства.

В июле 2011 года специально для "Платформы" была создана некоммерческая организация "Седьмая студия". А в декабре того же года был подписан документ о выделении субсидий из федерального бюджета — 70 млн рублей ежегодно. "Седьмую студию" возглавлял режиссер Кирилл Серебренников. Он же был руководителем проекта "Платформа".

Что стало поводом для уголовного дела?

В конце мая этого года СК РФ завел уголовное дело по статье "Мошенничество в особо крупном размере". По версии следствия, члены руководства "Седьмой студии" с 2011 года по 2014 год похитили около 200 млн рублей, выделенных из бюджета на проект "Платформа".

23 мая в рамках уголовного дела у Кирилла Серебренникова, а самого режиссера доставили на допрос в СК в качестве свидетеля.

24 мая директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ Андрей Малышев сообщил, что на проект "Платформа" было выделено 216,5 млн рублей. Из них, как рассказал чиновник, по назначению израсходовали только 16 млн рублей. Серебренников позднее заявил, что .

По этому делу были также задержаны (а затем арестованы) бывший главный бухгалтер "Седьмой студии" Нина Масляева, экс-продюсер Алексей Малобродский и бывший гендиректор студии Юрий Итин. При этом 2 августа Кирилл Серебренников в интервью немецкой газете Süddeutsche Zeitung сообщил, что у него изъяли загранпаспорт.

Какие доказательства есть у следствия?

Показания против Серебренникова Нина Масляева. По ее словам, Серебренников "разработал план для хищения средств, выделенных на проект "Платформа".

Бывший бухгалтер также утверждает, что режиссер вместе с продюсером Алексеем Малобродским обналичивали средства с помощью Масляевой.

Из показаний экс-сотрудницы театральной компании и ряда других свидетелей следует, что "Седьмая студия" занималась "отмыванием денег" и в ней была "черная касса" для проведения нелегальных операций.

При этом сама Масляева ранее уже привлекалась к уголовной ответственности и была лишена права занимать должности бухгалтера на полтора года.

Однако, как ТАСС знакомый с ситуацией источник, показания против Серебренникова дала не только бывший главбух "Седьмой студии". Это и позволило сменить статус режиссера со свидетеля на подозреваемого.

Как отреагировали на задержание и арест Серебренникова другие деятели культуры?

Министр культуры РФ Владимир Мединский решение об аресте режиссера Кирилла Серебренникова печальной для всех работников культуры ситуацией.

Коллеги режиссера не верят в его виновность. В защиту Серебренникова создатель фильма "Аритмия" Борис Хлебников.

Издатель и главред журнала "Новое литературное обозрение" Ирина Прохорова , что готова внести за директора "Гоголь-центра" залог в любой сумме. По ее мнению, проект "Платформа" вывел российский театр на мировой уровень.

Председатель Союза театральных деятелей РФ Александра Калягин личное поручительство за Кирилла Серебренникова и направил документ в Следственный комитет и Басманный суд.

За режиссера также вдова писателя Александра Солженицына Наталья Дмитриевна Солженицына, режиссеры и актеры Федор Бондарчук, Константин Райкин, Евгений Миронов, Андрей Малахов, Елизавета Боярская, Константин Хабенский и многие другие артисты.