Реальный мир в мастер и маргарита. Три мира в романе "мастер и маргарита" - сочинение

Урок литературы в 11 классе

Цели: показать особенности композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”; понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа, уяснить нравственные уроки М.Булгакова, способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

«Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели: показать особенности композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”; понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа, уяснить нравственные уроки М.Булгакова, способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Оборудование: презентация, видеоматериал.

« Я – часть той силы, что вечно хочет зла

и вечно совершает благо »

«Фауст» Гёте

«Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?»

М. Ю. Лермонтов

1.Вступительное слово учителя

«Рукописи не горят…» - с этой верой в силу искусства умирал писатель М. А. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. Роман «Мастер и Маргарита», вобравший в себя бесконечность времени и безмерность пространства, настолько многогранен, что в привычные рамки и схемы не укладывается. В нем совместились философия, фантастика, сатира, политика, любовь; переплелись дьявольское и божественное. Вряд ли найдется человек, для которого все тайны романа, все загадки решены.

Действие романа разворачивается сразу в нескольких мирах. Цель нашего урока: разобраться в предназначении каждого мира и найти «место» главных героев Мастера и Маргариты.

Многие исследователи выделяют в романе три мира, три уровня реальности. Назовите их.

Определите принадлежность героев романа к одному из трех миров. (Работа в группах. Составление таблицы.)

Система образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Современный

Московский мир

Древний

Ершалаимский мир

Потусторонний

Мир

«Носители истины»

«Ученики»

Доносчики

Правители, принимающие решения

«Палачи»

Животные

Служанки

Г е р о и р о м а н а: Мастер, Маргарита, Понтий Пилат, Иешуа, Крысобой, Наташа, Гелла, Низа. Кровьев-Фагот, кот Бегемот, Азазелло, Воланд, Афраний, Иуда, Алоизий Могарыч, Левий Матвей, Иван Бездомный (Понырёв) и др.

Как связаны между собой эти три мира? (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита. Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны.)

Многие персонажи московского мира имеют двойников в мире древнем. В свою очередь, наблюдается параллелизм между образами потустороннего мира и мира древнего, а отчасти и московского; более того, созданы триады образов. Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем разобраться.

2. Аналитическая беседа. Работа в группах.

В час необычайно жаркого заката на Патриарших прудах начинается наше знакомство с Москвой 30-х годов. И вслед за Иванушкой, несущимся по улицам, забегающим в коммуналки, видим этот мир.

1 группа. Московский мир - Москва 30-х годов 20 века.

Проблемный вопрос: За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного? Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.)

С какой целью посещает Воланд и его свита Москву? Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?

Индивидуальные сообщения:

  • Степа Лиходеев (гл.7)
  • Варенуха (гл.10,14)
  • Никанор Иванович Босой (гл.9)
  • Буфетчик (гл.18)
  • Аннушка (гл.24,27)
  • Алоизий Могарыч (гл.24)

Вывод: Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно. Наказание в самих людях

2 группа. «Евангельские» главы – 1 год нашей эры.

Что же лежит в основе человеческого поведения - стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет человеческой жизнью? Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей походкой ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду дворца Ирода Великого в ненавидимом им городе Ершалаиме вышел прокуратор Иудеи, сын звездочета, всадник Понтий Пилат,..»

(«Трусость - самый тяжкий порок», - повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу»)

Проблемный вопрос: В чем вы видите отличие «евангельских» и «московских» глав? Чем схожи Ершалаим и Москва? (Два мира очень похожи, хотя и отделены временем. Одинаково описаны два города (тучи, гроза, пришедшая с запада). Разная одежда, разные привычки разные дома, Но суть людей одна. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.)

Два мира связаны между собой, Связаны Мастером, угадавшем и написавшем роман,

– Чем Мастер похож на Иешуа? (Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман).

Два мира связаны между собой и той силой зла, которая присутствовала всегда и везде.

Мы входим в третий мир - мир потусторонней силы.

3 группа. Мир потусторонней силы – вечный.

Проблемный вопрос : Главный вопрос, который нас интересует: «Нечистая сила в романе – это зло или добро?»

– С кем пришел Воланд на землю?

Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы

Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. . Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. Именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

Давайте посмотрим, что произошло после исчезновения Воланда из Москвы. Наказание-то закончилось. Вернулся Римский, Варенуха перестал быть вампиром, излечились пациенты клиники Стравинского. Значит, не только для наказания не устоявших перед искушением нужен Воланд. Он оставил предупреждение. А наказание - внутри.

  • Рухнул в черный провал Воланд, по лунному лучу уходил отпущенный на свободу Мастером Понтий Пилат. Но Мастер не с ними. Где же место Мастеру и Маргарите?

4 группа. Мастер и Маргарита

Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс. Но характер покоя неясен.Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него.

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Только она из героев не имеет двойника? Почему? (Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, она решает разделить с возлюбленным даже смерть.)

Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Во имя чего совершает она подвиг? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

А что такое любовь? Любовь – второй путь(после творчества) в сверхреальность, то, что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии.

– Найдите в тексте подтверждение этому.

Вывод: Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь

Какое же главный вывод романа? Каждому воздастся по заслугам. На этом построен мир. Бог в ваших душах - СОВЕСТЬ. Она не дает совершить злые дела и защитит от всяких искушений.

3. Итоги урока.

– все планы книги объединены проблемой добра и зла;
– темы: поиска истины, тема творчества
– все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.

4. Домашнее задание : эссе «Что бы делало добро, если бы не существовало зла?»

Приложение №1

Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ. Аргументируйте свой ответ цитатами из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения.

Группа 1.

Что за время перед нами? Как и чем живут москвичи? Каков язык этих глав? Какой подтекст мы можем найти?

- В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

Какие странности приключились с Берлиозом и Иваном Бездомным?

Группа 2.

Каким изображает Булгаков Пилата? Как раскрывает характер Пилата его портрет?

Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце их встречи?

Вспомните сцену допроса. Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

Каково главное убеждение Иешуа?

Почему Пилат пытается спасти Иешуа от казни?

Почему Пилат утверждает смертный приговор?

За что наказан Пилат? Каково наказание?

Группа 3.

– С кем пришел Воланд на землю? Каким его изображает автор? Какую роль выполняет каждый из свиты Воланда? Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?

Кого искушает Воланд? Кого погубил? Кого наказал?

– Какая действительность в Москве?

Какова же роль Дьявола и его свиты в романе?

Группа 4.

Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?

Чем Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Во имя чего совершает она подвиг?


Роман "Мастер и Маргарита", которым М. А. Булгаков бросил вызов не только русской, но и мировой традиции, сам писатель называл своим "закатным", итоговым произведением. Именно с этим романом теперь отождествляется имя и творческое кредо этого выдающегося художника. Несмотря на то что "закатный роман" Булгакова тесно связан со всем предыдущим творчеством писателя, он является ярким и самобытным произведением, свидетельствующим о том, что автор искал новые художественные пути решения волновавших его проблем. Роман "Мастер и Маргарита" отличается жанровым своеобразием: его можно назвать одновременно и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Этим обусловлена и необычная художественная организация произведения, в котором перед нами открываются как бы три мира, которые, существуя отдельно, в то же время тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом.

Первый мир - мифологический, библейский, или исторический. В нем происходят важнейшие, ключевые с точки зрения христианства события: явление Христа, его спор с Понтием Пилатом об истине и распятие. В Ершалаиме разворачивается действие "Евангелия от Сатаны". Булгаков подчеркивает, что события, описанные в традиционных Евангелиях, не соответствуют исторической правде. Истинные события открыты только Сатане, Мастеру и Ивану Бездомному. Все остальные источники непременно начинают искажать правду. Пергамент Левия Матвея сыграл трагическую роль в судьбе Иешуа, потому что слова Учителя о разрушении храма Левий понял буквально. Описывая библейские события, автор "Мастера и Маргариты" хотел показать, что знание истины доступно лишь высшим силам или избранным людям. В библейском плане романа поставлены важнейшие философские вопросы: о сущности человека, о добре и зле, о возможности нравственного прогресса, о свободе выбора человеком своего пути и нравственной ответственности за этот выбор.

Второй мир - сатирический, в котором описаны события 20-30-х годов XX века. В центре его трагическая судьба талантливого писателя - Мастера, силой воображения "угадавшего" вечные истины, но не востребованного обществом и гонимого им. Писатель Константин Симонов отмечал, что при чтении "Мастера и Маргариты" "людям старших поколений сразу бросается в глаза, что главным полем для сатирических наблюдений Булгакова послужила московская обывательская, в том числе окололитературная и околотеатральная, среда конца 20-х годов, с ее, как тогда говорили, "отрыжками нэпа"". Сатирические сцены из жизни московской литературной и театральной среды написаны языком, напоминающим о комических произведениях Булгакова. Для этого языка характерны канцеляризмы, разговорные выражения, подробные описания действующих лиц.

Третий мир романа - фантастический мир, мир повелителя тьмы Воланда и его свиты. В этом мире происходят фантастические события, например, бал у Сатаны - своеобразный парад человеческих пороков и коварства.

Воланд и его свита творят всевозможные чудеса, цель которых - показать несовершенство человеческого мира, духовную низость и пустоту обывателей. Фантастическим персонажам отведена в романе очень важная роль. Основная их деятельность - уравновешивание сил добра и зла, осуществление справедливого суда над человеческими слабостями и пороками.

Воланд, а значит, и сам автор, понимает справедливость не только как милосердие, но и как воздаяние по принципу "каждому по вере". "Не по разуму, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере!" Воланд каждого героя, весь мир взвешивает на весах человеческой совести, человечности и правды. "Не верю я ни во что из того, что пишу!" - восклицает Рюхин, осознавая свою бездарность, человеческую пустоту, и тем самым платит по счетам. Образ Воланда оказывается едва ли не самым главным в системе персонажей: он скрепляет собой все три плоскости повествования романа, осуществляет основной мотив возмездия, суда. Появляясь в первой же главе "Мастера и Маргариты", он проходит через все произведение и уходит в вечность вместе с остальными героями в конце книги.

Каждому из миров романа Булгакова соответствует своя шкала времени. В ершалаимском мире основное действие разворачивается в течение одного дня и сопровождается воспоминаниями о предшествовавших событиях и предсказаниями будущего. Время в московском мире более размыто и течет сравнительно плавно, подчиняясь воле рассказчика. В фантастическом мире время вообще почти остановилось, слилось в едином миге, что символизирует часами длящаяся полночь на балу у Сатаны.

В каждом из трех миров действуют и свои герои, являющиеся ярким отражением своего пространства и своего времени. Так, в потустороннем мире происходит встреча Мастера, Иешуа и Пилата. Мастер пишет роман о Понтии Пилате, рассказывая в то же время о нравственном подвиге Га-Ноцри, который даже перед лицом мучительной смерти оставался тверд в своей гуманистической проповеди всеобщей доброты и свободомыслия.

Однако нельзя сказать, что учение Иешуа или книга Мастера существуют сами по себе. Они - своеобразные нравственные и художественные центры, от которых отталкивается и к которым в то же время направлено действие всего романа. Именно поэтому образ Мастера, так же как образ Воланда, присутствует не только в своем мире, но и проникает в остальные сюжетные линии повествования.

Он действует как в современном, так и в потустороннем мире, связывает мир исторический с миром фантастическим. И все же в романе преобладают сатирические образы.

По значимости вреда для общества на первое место в современном мире смело можно поставить образ Берлиоза, председателя правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций и редактора толстого журнала.

Бездомный быстро написал произведение, но оно не удовлетворило Берлиоза, по убеждению которого главной мыслью поэмы должна стать идея о том, что Христа вообще не было. Перед нами предстают два разных, но одинаково вредных для общества персонажа. С одной стороны - чиновник, наносящий обществу моральный и нравственный вред, превращающий искусство в заказное и калечащий вкус читателя; с другой - литератор, вынужденный заниматься подтасовкой и искажением фактов.

Здесь же мы видим и дельца от театральной жизни Римского который больше всего на свете боялся ответственности. Восстановить справедливость, как и в других случаях, призван Воланд, жесточайшим образом доказывающий литераторам реальность существования как Христа, так и Сатаны, разоблачающий в Варьете не только представителей искусства, но и обывателей.

Здесь во всей своей силе предстают перед нами Воланд и его свита.

Внезапная встреча с нечистой силой моментально выявляет сущность всех этих берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев, могарычей, никаноров Ивановичей и прочих. Фантастический поворот позволяет нам увидеть целую галерею неприглядных персонажей. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном Варьете, в буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых зрителей. А случай с Берлиозом подчеркивает мысль автора о том" что нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, тем самым Страшным судом, язвительную параллель которому можно легко усмотреть в гибели чиновника, возглавлявшего МАССОЛИТ.

Таким образом, мы видим, что все три мира романа проникают друг в друга, отражаются в тех или иных событиях или образах, подвергаются постоянной оценке со стороны высших сил. Автор нарисовал картину современного мира, открыл нам исторические и религиозные факты., создал великолепный мир фантастических образов и заставил их существовать в постоянной и неразрывной связи. В "Мастере и Маргарите" современность проходит испытание вечными истинами, а непосредственным проводником этого испытания становится фантастическая сила - Воланд и его свита, неожиданно ворвавшаяся в жизнь Москвы, столицы государства, в котором проводится гигантский социальный эксперимент. Булгаков показывает нам несостоятельность этого эксперимента. В мнимом царстве истины люди успели натворить столько зла, что на его фоне настоящая нечистая сила кажется доброй. С появлением фантастической силы смещаются все ценностные ориентиры: то, что раньше воспринималось как страшное, предстает нелепым и смешным, высшая ценность земных честолюбцев - власть над людьми - оказывается пустой суетой.

Поразительны и многообразны также связи между библейскими главами романа и остальными повествовательными линиями. Они заключаются, прежде всего, в общности тем, фраз и мотивов. Розы, красный, черный и желтый цвета, фраза "О боги, боги" - все это подразумевает временные и пространственные параллели между героями и событиями.

Описание Москвы во многом напоминает нам картины жизни Иерусалима, что многократно подчеркивается и усиливается повторением мотивов и структурных элементов, от черт пейзажа до реального перемещения героев по городу. "Совмещая Москву и Ершалаим, - писал С. Максуров, - автор как бы вкладывает один город в другой, рассказ о событиях в Ершалаиме происходит в Москве, мы узнаем о московской жизни и одновременно видим ершалаимскую вместе с москвичами и глазами москвичей... Это напоминает русскую матрешку, где каждая последующая фигурка сделана по образу и подобию предыдущей и в то же время вмещает в себя последующую".

Миры в романе Булгакова существуют не сами по себе, отдельно друг от друга. Они сплетаются, пересекаются, образуя цельную ткань повествования. События, отстоящие друг от друга на два тысячелетия, сюжеты, реальные и фантастические, неразрывно связаны между собой, они подчеркивают и помогают понять неизменность природы человека, понятий добра и зла, извечных человеческих ценностей...

Три мира. Немного найдётся в русской литературе романов, которые выз­вали бы столько споров, сколько вызвал роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Литературоведы, историки и просто читатели не перестают рассуждать о прототипах его героев, книжных и иных источниках сюжета, о его философской и морально-этической сути. Каждое новое поколение находит в этом произведении что-то своё, созвучное эпохе и собственным представлениям о мире. У каждого из нас есть свои любимые страницы. Кому-то ближе «роман в романе», кому-то - весёлая дьяволиада, кто-то не устаёт перечи­тывать любовную историю Мастера и Маргариты. Это понятно: ведь в романе одновременно существуют как бы три мира, три пласта повествования: евангельский, земной и демонический, связанный с Воландом и его свитой. Все три слоя объединены фигурой глав­ного героя - Мастера, живущего в Москве в 30-е годы XX столе­тия и написавшего роман о Понтии Пилате. Роман неопубликован­ный и непризнанный, причинивший своему создателю тяжкую муку.

Именно для восстановления справедливости появляется в Москве сам сатана, всемогущий Воланд. Сила, неподвластная всемогущему НКВД! Во время оттепели 60-х годов, когда был опуб­ликован роман Булгакова, восстановление исторической справедли­вости было связано с жертвами репрессий 30-х годов, поэтому по­срамление «органов» воспринималось читателями со злым торже­ством. И именно в это время в среде интеллигенции возродился интерес к христианству, к религии, которая долгое время была под гнётом и негласным запретом. Для поколения 60-х годов роман Булгакова сам стал своеобразным Евангелием (от Мастера, от Са­таны - неважно). А то, что главным героем «романа в романе» яв­ляется не Иисус, не Иешуа Га-Ноцри, а прокуратор Понтий Пи­лат, было не просто полемикой с евангельскими текстами. Булга­ков не занимается проповедью христианства: для него это вещь совершенно бесспорная. Он говорит о другом - о личной ответ­ственности человека, облечённого властью, за то, что происходит в мире. Писателя не очень интересует Иуда (он в романе не преда­тель, не любимый ученик, отрёкшийся от учителя, а обыкновенный провокатор). По Булгакову, главная вина не затем, кто из корыс­ти, не вникая в суть, отдаёт человека в руки палачей, а за тем, кто, всё понимая, желает использовать Иешуа, согнуть его, научить лгать.

У Булгакова были сложные отношения со Сталиным (может быть, именно он отчасти послужил прототипом Пилата в романе Мастера). Конечно, писателя не арестовали, не расстреляли в бутырском подвале, не отправили на Колыму. Ему просто не давали высказаться, его пытались вынудить к сотрудничеству, с ним иг­рали, как с полуживым мышонком играет кошка. А когда поняли, что использовать не удастся, - растоптали. Вот так и Пилат пы­тался использовать Иешуа - целителя и философа, хотел даже спасти его - но ценой лжи. А когда это не удалось - отдал на муку. И получил постылое бессмертие: Пилата уже две тысячи лет ежед­невно поминают в молитве, которая у православных называется «Символ веры». Такова расплата за малодушие, за трусость.

Трусостью и стяжательством пропитан мир московского мещан­ства, в котором неожиданно появляется Воланд и его свита: гну­савый клетчатый Коровьев, зловещий и угрюмый Азазелло, ду­рашливо-обаятельный Бегемот, исполнительная и обольститель­ная Еелла. Рисуя Князя тьмы, Булгаков слегка посмеивается над мировой литературной традицией. В его устало-ироничном Воланде мало страшного и демонического (зато явно чувствуется связь с фаустовским Мефистофелем в оперном преломлении!). А кот Бе­гемот - наиболее цитируемый персонаж романа. Достаточно вспом­нить знаменитое: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус». Воланд и его верные помощники не только легко расправляются с мелкими мошенниками типа Римского, Варенухи, Степы Лихо­деева или дяди Берлиоза Поплавского. Они воздают по заслугам и беспринципному Берлиозу, и провокатору барону Майгелю. Весёлое буйство дьявольской свиты не вызывает у нас протеста - уж очень неприглядна московская действительность 30-х годов: третий слой, третий мир романа.

С особенным сарказмом Булгаков описывает собратьев по перу - завсегдатаев «Дома Грибоедова». Чего стоят одни фамилии и псев­донимы «инженеров человеческих душ»: Бескудников, Двубратский, Поприхин, Желдыбин, Непременова - «Штурман Жорж», Чердак- чи, Тамара Полумесяц и т. д.! Каждая из них просто просится в пе­речень «Мёртвых душ» у Гоголя. И это действительно « мёртвые души», для которых жалкие попытки творчества - лишь повод урвать квартиру, путёвку в дом отдыха и другие жизненные бла­га. Их мир - мир зависти, доносительства, страха, уютно укры­тый снаружи декорациями «Дома Грибоедова». Этот мир действи­тельно хочется взорвать. И понимаешь Маргариту, в облике ведьмы самозабвенно громившую квартиру маститого критика Латунско- го. Яркая, страстная, непосредственная возлюбленная Мастера - одно из звеньев, связывающих мир человеческий с миром дьяволь­ским. Гордая королева сатанинского бала, конечно же, ведьма - ведь все женщины немножко ведьмы. Но именно её прелесть, ее нежность, доброта и верность связывает тьму и свет, телесность и духовность. Она верит в талант Мастера, в его предназначение, в то, что она способна возродить к жизни находящегося в сумас­шедшем доме больного № 118.

Ряди неё злые силы ещё раз совершают доброе дело: Воланд дарует Мастеру покой. Вот ещё один вопрос, вызывающий споры читателей. Почему всё-таки покой, а не свет? Ответ невольно ищешь в давнем, пушкинском: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Как условия для творчества. Чего ещё надо писателю? И кстати, в отличие от безоглядно-цельного Левия Матфея, ни жизнь Мас­тера, ни его роман не стали руководством к действию ни для кого. Он - не борец, гибнущий за свои убеждения, не святой. В своём романе ему удалось верно «угадать» историю. Именно поэтому ученик Мастера Иван Бездомный, бросив сочинительство, становится ис­ториком. Он только иногда, в полнолуние (а луна в романе всегда сопровождает озарение героев) вспоминает о трагедии, разыгравшей­ся перед его глазами и затронувшей его душу. Только вспоминает: Иван Бездомный тоже не борец и не святой. Как ни странно, окон­чательно разочароваться в современниках нам не позволяет мудрый скептик Воланд, который говорит, озирая ночную Москву: «Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Ну, лег­комысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сер­дца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квар­тирный вопрос только испортил их…» Да, душная суетящаяся Москва странно и страшно напоминает древний Ершалаим с его политиче­ской борьбой, интригами, тайным сыском. И как две тысячи лет назад, в мире существует добро и зло (порой неотличимые друг от друга), любовь и предательство, палачи и герои. Поэтому в романе Булгакова все три мира причудливо переплетаются, персонажи в чём-то повторяют друг друга: в Мастере проглядывают черты Иешуа Га-Ноцри, приятель Мастера Алозий Могарыч напоминает Иуду, преданный, но в чём-то очень ограниченный Левий Матфей так же бескрыл, как ученик Мастера Иван Бездомный. И только совер­шенно немыслим в советской Москве персонаж, подобный раска­явшемуся Пилату, обретшему, наконец, прощение и свободу.

Итак, «роман в романе» - это своеобразное зеркало, в котором отражается современная Булгакову жизнь. А держат это зеркало, как тролли в андерсеновской «Снежной королеве», Воланд и его свита. И «магический кристалл» - в их власти: «я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте «Фауст»),

«...троичность есть наиболее общая характе-ристика бытия».

П. А. Флоренский

«Мастер и Маргарита» — роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман о любви и творчестве... О смерти и бессмертии... О силе и бессилии... Что есть вина и возмездие? Что есть власть? Что есть бесстрашие, страх, трусость? Что такое течение времени? И что есть человек во времени? Что это — истина или путь к истине?

«Трёхмерная» структура романа выражает философию Булгакова. Писатель утверждал, что троичность соответствует истине. На троичности основана и про-странственно-временная, и этическая концепция романа.

Три мира «Мастера и Маргариты» соответствуют трём группам персонажей, причём представители разных миров образуют своеобразные триады. Они объе-динены своей ролью и сходным взаимодействием с другими героями, а также Эле-ментами портретного сходства. Восемь триад представлены в романе: Понтий Пилат, прокуратор Иудеи — Воланд, «князь тьмы» — профессор Стравинский, директор психиатрической клиники; Афраний, первый помощник Пилата — Фагот-Коровьев, первый помощник Воланда — врач Фёдор Васильевич, первый помощник Стравинского; кентурион Марк Крысобой — Азазелло, демон безвод-ной пустыни — Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана «Дома Грибоедо-ва»; пёс Банча — кот Бегемот — милицейская собака Тузбубен; Низа, агент Афрания — Гелла, служанка Фагота-Коровьева — Наташа, служанка Маргариты; председатель Синедриона Кайфа — председатель МАССОЛИТА Берлиоз — неиз-вестный в Торгсине; Иуда из Кириафа — барон Майгель — журналист Алоизий Могарыч; Левий Матфей, последователь Иешуа — поэт Иван Бездомный, ученик Мастера — поэт Александр Рюхин.

Обратимся к одной из значимых триад романа: Понтий Пилат — Воланд — Стравинский. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется в ершалаимском мире Понтий Пилат. В московском мире действие происходит благодаря Воланду, у которого, как и у прокуратора Иудеи, есть своя свита. Стравинский управ-ляет своей клиникой, определяет судьбу тех, которые попали к нему в результате общения с сатаной и его слугами. Кажется, что ход событий в клинике направля-ется действиями Стравинского, «маленького» подобия Воланда. Воланд — «ма-ленькое» подобие Пилата, ибо «князь тьмы» почти начисто лишён каких-либо переживаний, которыми так богато наделён терзаемый муками совести за свою минутную трусость прокуратор Иудеи (храбрость на поле боя и гражданская тру-сость — как часто наблюдал такое Булгаков у своих современников). Пилат пы-тается спасти Иешуа, но, вынужденный в конце концов отправить его на смерть, невольно становится бессмертным. И в современной Москве вечный Воланд спа-сает Мастера и даёт ему награду. Но творец должен умереть, а вместе с ним и Маргарита. Воздаяние они получают в потустороннем мире. Бессмертие даёт Мастеру написанный им гениальный роман, а Маргарите — её истинная искренняя любовь. Стравинский также «спасает» Мастера, ставшего жертвой нечистой силы; только «спасение» это пародийно, ибо профессор может предложить Мастеру абсолютный бездеятельный покой психолечебницы.

Власть каждого из могущественных персонажей этой триады оказывается мнимой. Пилат не в силах изменить ход событий и спасти Иешуа. Воланд, в свою очередь, лишь предсказывает будущее. Так, Берлиоз гибнет под колёсами трамвая не потому, что сатана «подарил» ему трамвай и Аннушку, а потому что поскользнулся на масле. Власть Стравинского вообще призрачна: он не в состоянии лишить Ивана Бездомного воспоминаний о Пилате и о смерти Иешуа, о Мастере и его возлюбленной, не в состоянии предотвратить земную смерть Мастера и переход его в потусторонний мир. Материал с сайта

Между этими героями есть и портретное сходство: Воланд «по виду лет соро-ка с лишним» и «выбрит гладко». Стравинский — «тщательно, по-актёрски об-ритый человек лет сорока пяти». У сатаны «правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный», причём «правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души...», у профессора глаза «приятные, но пронзительные». Внешнее сходство Стравинского с Пилатом отмечает Иван Бездомный (Стравинский, как и проку-ратор, тоже говорит по-латыни). Пилат и Воланд тоже похожи. Во время допроса Иешуа лицо Пилата из жёлтого становится бурым, а «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжёг загар».

Вечная раз и навсегда данная строгая иерархия царит и в потустороннем мире, отражая иерархию древнего ершалаимского мира и современного московского.

Современный Булгакову мир тоже иерархический: театр Варьете, клиника Стравинского, МАССОЛИТ. И только Мастером, Иешуа и Маргаритой правит любовь. Мастеру и Иешуа нет места в таком мире, где царит иерархия. И всё же автор убеждён, что выше всех социальных, политических, бытовых проблем чув-ство: любовь, радость.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика триад в романе мастер и маргарита
  • мастер и маргарита триады животных
  • известно что в романе мастер и маргарита выделяли три мира
  • как представлены 3 мира в романе мастер и маргарита
  • характеристика иудея. в романе мастер и маргарита

Цели урока:

  • Показать жанровое и композиционное своеобразие романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
  • Философское осмысление числа “ три” в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
  • Разобраться в особенностях взаимопроникновения трех миров в романе.
  • Вынести нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель.
  • Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Оборудование урока: мультимедийная установка, СD с записью электронного урока, выставка книг-произведений писателя, стенд “Жизнь и творчество М.А.Булгакова”, газета “Сатира в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, инсталляция по теме.

План урока.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! 11Б класс СОШ № 78 Приволжского р-на г.Казани приветствует вас на уроке по теме: “Три мира в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Сегодня мы продолжим изучение романа, созданного М.Булгаковым. Итак, цели нашего урока следующие:

1. Показать жанровое и композиционное своеобразие романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

2. Обратить внимание на символику числа “три” в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

3. Осмыслить взаимопроникновение трех миров.

4. Вынести нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель.

У нас три группы, которые представят три мира романа:

Ершалаимский мир;

Московская действительность;

Фантастический мир.

1) Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского, Г.Сковороды о троичности бытия)

2) Групповая работа

Итак, работает первая группа.

Древний Ершалаимский мир

Учитель:

Как раскрывает характер Пилата его портрет?

Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце их встречи?

Каково главное убеждение Иешуа?

Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, “ настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой – либо иной власти”.

Кто является олицетворением власти?

Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи.

Каким изображает Булгаков Пилата?

Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.

Составление КЛАСТЕРА.

Найдите, пожалуйста, сцену допроса (глава 2) Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

“Что есть истина?”

Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.

Почему Пилат утверждает смертный приговор?

За что наказан Пилат?

“Трусость-самый тяжкий порок”,-повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что “более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу” И тут вступает Мастер: “Свободен! Свободен! Он ждет тебя!” Пилат прощен.

Современный московский мир

Никогда не разговаривайте с неизвестными.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

Ученики:

Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.

За что же так страшно наказан Берлиоз?

За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?

Воланд раздражается: “Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!” Берлиоз и получает “ничто”, небытие. Получает по своей вере.

Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТА, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому “убийство” Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.

Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?

  • Степа Лиходеев (гл.7)
  • Варенуха (гл.10,14)
  • Никанор Иванович Босой (гл.9)
  • Буфетчик (гл.18)
  • Аннушка (гл.24,27)
  • Алоизий Могарыч (гл.24)

Наказание в самих людях.

Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.

Горожане сильно изменились внешне…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.

Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…

Воланд подводит итоги: “Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди..в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…

Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?

Изображению московского мещанства служат шарж, гротеск. Фантастика являтся средством сатиры.

Мастер и Маргарита

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?

Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Маргарита – земная, грешная женщина.

Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной?

Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

Любовь-второй путь в сверхреальность, так же, как творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность(как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.

Найдите в тексте подтверждение этому.

Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой любви Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

Составление КЛАСТЕРА.

Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?

Взаимоотношение творца-художника и общества.

Чем Мастер похож на Иешуа?

Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман.

Потусторонний мир

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

С кем пришел Воланд на землю?

Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению(они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости).

С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?

Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.

Кто составлял свиту Воланда?

Свиту Воланда составляли три “главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.

Проблема смысла жизни.

Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.

Составление КЛАСТЕРА.

Какая действительность в Москве?

Реальная, катастрофически развивающаяся действительность.Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.

Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.

Чем схожи Ершалаим и Москва?

Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.

3)Анализ индивидуальных работ:

Составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.);

Презентация ученических работ.

4) Итоги урока, выводы.

  • все планы книги объединены проблемой добра и зла;
  • темы: поиска истины, тема творчества
  • все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются.

Жанр синтетичен:

И сатирический роман

И комическая эпопея

И утопия с элементами фантастики

И историческое повествование.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ и ОТВЕТ НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС УРОКА

Так во имя чего можно взойти на Голгофу? Во имя чего шли на муки Иисус Христос, Иешуа, современники писателя, сам М.А.Булгаков?

Основной вывод:

Взойти на Голгофу можно во имя ИСТИНЫ, ТВОРЧЕСТВА, ЛЮБВИ – считает автор.

5)Домашнее задание: эссе на тему: “Человеческое милосердие” (фрагмент художественного фильма В.Бортко “Мастер и Маргарита” - Мастер прощает П.Пилата).

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреевская М. О “ Мастере и Маргарите “.Лит. обозрение, 1991. №5.

2. Белозерская - Булгакова Л. Воспоминания. М. Худ. литература, 1989. С. 183 - 184.

3. Булгаков М. Мастер и Маргарита. М. Молодая Гвардия. 1989. 269 с.

4. Галинская И. Загадки известных книг. М. Наука, 1986. С. 65 - 125.

5. Гете И - В. Фауст. Хрестоматия по зарубежной литературе. М. Просвещение, 1969. С. 261

6. Гудкова В. Михаил Булгаков: расширение круга. Дружба народов, 1991. №5. С. 262 - 270.

7. Евангелие от Матфея. “Сборник в ночь на 14 нисана” Екатеринбург Сред.-Урал. кн.изд-во 1991 С. 36 - 93.

8. Золотоносов М. Сатана в нестерпимом блеске. Лит.обозрение.1991. № 5.

9. Карсалова Е. Совесть, истина, человечность. Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” в выпускном классе. Литература в школе. 1994. № 1. С.72 - 78.

10. Крывелев И. Что знает история об Иисусе Христе. М. Сов. Россия. 1969.

11. Соколов Б. Михаил Булгаков. Серия “Литература” М. Знание. 1991. С. 41

12. Франс А. Прокуратор Иудеи. Сборник “В ночь на 14 нисана” Екатеринбург. Сред.-Урал. кн. изд. 1991. С.420 - 431.

13. Чудакова М. Михаил Булгаков. Эпоха и судьба художника. М.А.Булгаков. Избранное Ш.Б. М.Просвещение С. 337 -383.

14..Сайты Интернета:

  • uroki.net.
  • 5 ka.at.ua
  • referatik.ru
  • svetotatyana.narod.ru