Роль молчалина в комедии горе от ума. Характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера героя

Вот он, на цыпочках

и не богат словами.

Молчалины блаженствуют на свете.

А. С. Грибоедов

Одна из любимых тем великих писателей XIX века — становление молодого че-ловека, выбор им жизненного пути. Разнообразие человеческих судеб рисуют нам такие всемирно прославленные романы, как пушкинский «Евгений Онегин», «Обыкновен-ная история» и «Обломов» И. А. Гончарова, «Красное и черное» Стендаля, «Челове-ческая комедия» Бальзака и многие другие. Среди этих бессмертных книг и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, не роман, а «высокая» комедия, в которой, по-моему, очень мало смешного, кроме некоторых ситуаций, зато поставлены важнейшие социально- политические и нравственные проблемы, многие из которых волнуют нас и сегодня.

Каким должен быть человек? Как прокладывает он свой жизненный путь? Что на этом пути можно себе позволить и чего нельзя позволять никогда? Что важнее — че-ловеческое достоинство или карьера? На эти и многие другие вопросы отвечает автор комедии образом Алексея Степановича Молчалина.

По происхождению и социальному положению он не принадлежит к столичной знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секре-тари» московский туз Фамусов. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: это скромный молодой человек, благообразный, молчаливый, вкрадчивый. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки, старается всем угодить. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но, читая комедию, мы убеждаемся, что благопристой-ность Молчалина — искусно подобранная маска, скрывающая подлого, лицемерного, фальшивого человека. В минуту откровенности он признается, что руководствуется в жизни заветом отца «угождать всем людям без изъятья», даже собаке дворника.

Цель жизни Молчалина — сделать карьеру, желательно блестящую, добиться чи-нов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб «и награжденья брать, и весело пожить». На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться — лесть, низкопо-клонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты.

Льстец и лицемер, он притворяется влюбленным в Софью (еще бы, ведь она дочь его всемогущего начальника) и тут же говорит Лизе, что любит хозяйскую дочь «по должности». Его жизненные «принципы» просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: «Ведь надобно зависеть от других» или: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Молча-лин не знает, что такое честь, честность, искренность, и подличает просто так, на всякий случай.

Такое поведение принесло ему известный успех: ничтожный секретарь не только живет в доме своего покровителя, но и принят в его обществе. Мало того, «умерен-ность и аккуратность» уже обеспечили ему «три награжденья» по службе, располо-жение и поддержку влиятельных господ.

Читатель комедии понимает и другое: жизненный «опыт» Молчалина — приго-вор не только ему, но и обществу, которое его одобряет и поддерживает. Люди, орга-низовавшие травлю искреннего, честного Чацкого, объявившие его, умного, образо-ванного человека, сумасшедшим, не считают зазорным общаться с бесчестным подлецом, покровительствовать ему, и это прекрасно их характеризует. «Молчалины блаженствуют на свете», — один из самых горьких выводов Чацкого после дня обще-ния с фамусовским обществом. Материал с сайта

Молчалин не беспомощен и не смешон — по-моему, он страшен. Роль этого героя в комедии определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, перед нами человек, ко-торый, живя в фамусовском обществе, обязательно «дойдет до степеней известных». Его не погубит даже разоблачение, потому что, униженно кланяясь и ползая на коле-нях, «деловой» секретарь снова отыщет путь к сердцу своего начальника: ведь он ну-жен Фамусову, да и заступиться есть кому! Нет, Молчалин непотопляем. Во-вторых, рассказывая о «становлении» Молчалина, автор разоблачает московское барство (а оно, в свою очередь, представляет общественный строй фамусовской Рос-сии), «мучителей толпу», боящуюся людей с передовыми взглядами и твердыми, не-сгибаемыми характерами и принимающую как своих многочисленных молчалиных. «Великая способность нравиться» многих в этом беспринципном обществе вывела в люди.

Грибоедов убеждает и в том, о чем прямо не говорит: избранная Молчалиным так-тика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности — и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое. И сегодня под маской благопристойности и скромности может скрываться современный Молчалин, умеющий всем угодить, не брезгующий никакими средствами для достижения своих целей. Автор бессмертной комедии учит разбираться в людях, видеть под маской, если она надета, истинное лицо человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение маски молчалина
  • социальное положение молчалина
  • молчалин горе от ума сочинение
  • образ молчалина завет его отца
  • сочинение на тему образ молчалина

Но как свой принят в этом мире “безродный” секретарь Фамусова -- Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”.

Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от «фамусовского» общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие, немногословность, боязнь высказывать свои суждения. Он искренне недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь». Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Молчалин стал символом рабского молчания. На примере же Молчалина можно проследить стремление фамусовского общества к личной выгоде. Он -- воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам своего отца, который завещал ему:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Он льстит и угождает при каждом удобном случае всем, кто когда-нибудь может быть ему полезным. Инстинкт «услужника» точно подсказывает Молчалину, какую линию поведения избрать с тем или иным человеком. С Фамусовым он предельно осторожен, общаясь со старухой Хлестовой, проявляет инициативу: составляет ей партию и гладит ее моську. Только ради выгоды Молчалин прикидывается влюблённым в Софью, ведь она - дочь его начальника, и её расположение может очень пригодиться.

Перед зрителем он появляется в самом начале пьесы, когда Фамусов застает их в гостиной. От страха быть уличенным в любовных отношениях с Софьей он не смеет и рта раскрыть. Одна Софья говорит и выдумывает разные небылицы для отвода внимания отца от Молчалина. А тот как «в рот воды набрал», только лишь и может сказать:

С бумагами-с.

Я только нес их для докладу,

Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,

Противуречья есть, и многое не дельно.

Но тон и поведение его резко меняется, стоит лишь ему остаться наедине с горничной Лизой. Тут он в момент расцветает, скачет перед ней, пытается обнять, соблазняет подарками, признается в любви и, самое главное, с ней он такой, как есть на самом деле, потому что Лиза ему кажется ровней, своим человеком. С ней он откровенен в своих мыслях и подлостях, перед ней он раскрывает свою «игру», потому что ее он воспринимает за свою. Поэтому на вопрос Лизы, любит ли он барышню, честно отвечает, что «по должности»…

А Чацкий тем временем пытается понять, что же свело Софью с Молчалиным, «какою ворожбой умел к ней в сердце влезть» этот услужливый человек, который «всегда на цыпочках и не богат словами». Благородный ум Чацкого не может смириться с привязанностью Софьи к Молчалину. Он не может понять, как можно любить ничтожество, и в надвигающихся перед балом сумерках он расспрашивает Софью и пытается открыть для себя заново Молчалина. Он ощущает пропасть между своими чувствами и понятиями и происходящим на его глазах их сближением. Он чувствует себя на грани катастрофы:

Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.

Чтоб равнодушнее мне понести утрату...

Мне дайте убедиться в том: потом

От сумасшествия могу я остеречься;

Не думать о любви...

Желая образумить Чацкого, Софья перечисляет такие достоинства Молчалина, которые заставят Чацкого сказать: «Шалит, она его не любит». И в самом деле, как Чацкий может в добродетелях числить то, что Молчалин «безмолвием обезоружит» Фамусова, «от старичков не ступит за порог... с ними целый день засядет, рад не рад, играет...». И в конце разговора любовь Софьи к Молчалину остается для Чацкого «загадкой».

И вечером, под напором вопросов Чацкого Молчалин разговорился, разговорился настолько, что обнаружил свои принципы жизни, среди которых на первом месте «умеренность и аккуратность», и далее: «ведь надобно ж зависеть от других»:

Татьяна Юрьевна!!!

Известная, - притом

Чиновные и должностные -

Все ей друзья и все родные;

… частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить?

Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?

При трех министрах был начальник отделенья.

Переведен сюда...

… слог его здесь ставят в образец!

Не смею моего сужденья произнесть.

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.

Чацкий удивляется: «Зачем же надобно?» На что Молчалин только и может ответить: «В чинах мы небольших». В этом разговоре грустную иронию Чацкого Молчалин принимает за досаду неудачника и начинает открывать ему «пути спасения». Чацкого раздражает этот снисходительный его тон, он становится резким и противопоставляет смирению Молчалина, самой удобной в барской Москве форме продвижения к «почестям и знатности», свою программу независимости, свободы и искренности: «Зачем же мнения чужие только святы?», «Я глупостей не чтец», «Когда в делах -- я от веселья прячусь, когда дурачиться -- дурачусь». После этого разговора Чацкому становится ясно, кто перед ним стоит, и он с усмешкой восклицает:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

На самом деле он противостоит Молчалину, опираясь на то чувство собственного человеческого достоинства, которое в разночинцах тогда было развито неизмеримо меньше, чем в тех, кто имел за собою шестисотлетнее дворянство. Молчалин же весь нацелен на то, чтобы как можно скорей прикрыть свою безродность карьерой, самому о безродности этой забыть. И не за безродность совсем презирает его Чацкий. Норма человека, как открывалась она просветительскому сознанию, действительно оказывалась осуществленной в гораздо большей степени в Чацком, чем в Молчалине.

В третьем действии, на приеме в гостиной Фамусова Чацкий пытается в последний раз открыть Софье глаза на образ Молчалина. Теперь, после разговора с ним он знает, как сильно отличается истинное лицо Молчалина от героя Софьиных мечтаний. И Чацкий пытается ей об этом сказать:

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

В нем Загорецкий не умрет!

Но никакие слова не способны открыть мечтательнице глаза, потому что она - дитя того общества, где живет. И лишь в четвертом действии Софья понимает, пройдя через позор, как ошибалась в Молчалине. В «сцене на лестнице» Софья и Чацкий дают нравственную оценку этому персонажу. «Не подличайте, встаньте» - слышит он от Софьи. «Подлец!» - восклицает Чацкий, ставший, как и она, свидетелем исповеди секретаря перед служанкой Лизой. В то время, когда создавалась комедия, слово «подлость» еще сохраняло оттенок своего первоначального значения. С давних пор на Руси «подлыми» называли людей, находившихся подле господина (к «подлому» сословию относили и крепостных крестьян). В XIX веке слово «подлец» было уже оскорбительным и означало бесчестность человека и его готовность стерпеть унижение. Молчалину подходят все оттенки этого слова. Он бесчестен, способен унизиться, но главное - всегда находится подле кого-то.

Молчалин после сцены в сенях не может оставаться прежним Молчалиным. Маска сдернута, его узнали, и ему, как пойманному вору, надо прятаться в угол.

Драматург допускает некоторую гротескность в изображении отдельных персонажей, чтобы оттенить преобладающие черты характера, но это не делает образы упрощенными, прямолинейными, а придает им большую художественность. Все они неразрывно связаны с социальной средой и порождены ею. Поэтому, как ни низок и ничтожен Молчалин, он вызывает не только омерзение, но и сочувствие: герой унаследовал жизненную философию отца и целеустремленно следует ей. Молчалин вращается в среде московского дворянства, слышит разглагольствования Фамусова, призывающие к пресмыкательству перед сильными мира сего. Это укрепляет его веру в правильность унаследованной системы жизненных ценностей.

Персонаж комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795 1829). Тип карьериста, угодника, конформиста: (действ. 4, явл. 12): «Мне завещал отец: во первых угождать всем людям без изъятья» и т. д. Имя нарицательное для льстецов, подхалимов,… … Словарь крылатых слов и выражений

Центральный персонаж комедии «Горе от ума» (1824). Значение этого образа осознавалось с течением исторического времени. Н.В.Гоголь первым заметил нечто важное в облике скромного секретаря Фамусова: «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое… … Литературные герои

Ср. ...Мне завещал отец, Во первых, угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья; Швейцару, дворнику для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Молчалинъ. Ср. ...Мнѣ завѣщалъ отецъ Во первыхъ угождать всѣмъ людямъ безъ изъятья: Хозяину, гдѣ доведется жить, Начальнику, съ кѣмъ буду я служить, Слугѣ его, который чиститъ платья; Швейцару, дворнику для избѣжанья зла, Собакѣ дворника, чтобъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

М. 1. Литературный персонаж. 2. Употребляется как символ человека, скрывающего собственное мнение и своим молчанием желающего угодить всем вышестоящим или влиятельным лицам. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Молчалин - Молч алин, а … Русский орфографический словарь

Молчалин - (2 м) (лит. персонаж; также о карьеристе и подхалиме) … Орфографический словарь русского языка

Молчалин - персонаж комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (1824) лицемерный, угодливый карьерист, объявивший гл. своими достоинствами умеренность и аккуратность. Его имя приобрело нарицат. смысл, причем впервые это произошло уже в самом тексте ком. (формула … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

- … Википедия

Книги

  • Горе от ума , Александр Грибоедов. Действие пьесы происходит в России, в двадцатые годы XIX века. В дом старого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном месте, убежденного крепостника и яростного… аудиокнига
  • Стихотворения для детей от младшего до старшего возраста, , Николай Александрович Добролюбов. «…В библиографии нашего журнала было уже упомянуто в прошлом году о «поздравительных стихотворениях» г. Федорова.Все отделы таковы, каких и следует ожидать от автора «поздравлений». Несмотря…

План

1. Введение

2.Деятельность Молчалина

3.Взгляды Молчалина

4.Отношение Молчалина к женщинам

5.Заключение

Введение

В бессмертном произведении "Горе от ума" А. С. Грибоедов описал несколько распространенных в его эпоху собирательных образов. Как показывает время, его характеристики актуальны и в наши дни. При любом общественном строе и уровне технического развития всегда останутся свои Чацкие, Фамусовы, Молчалины. Последний образ самый многочисленный и неистребимый. Низкопоклонство, чинопочитание и подхалимство ради достижения собственной выгоды - чрезвычайно распространенные общественные пороки. К сожалению, в каждом человеке живет свой Молчалин. Разница состоит лишь в том, до какой степени ему позволено обделывать свои темные делишки.

Деятельность Молчалина

Один из главных отрицательных персонажей комедии является секретарем Фамусова, живущим в его доме. А. С. Молчалин, судя по всему, небогатый человек. Отец с детства учил его "угождать всем людям". Поступив на службу к Фамусову, Молчалин стал не только его секретарем, но фактически личным слугой, который готов на любую услугу, даже на преступление. Автор намекает на не совсем чистый характер дел Фамусова в первом действии (бумаги "в ход нельзя пустить", "противуречья есть").

Склонность к аферам и тайным денежным операциям заложена у Молчалина в крови и подтверждается всеми его действиями и поступками. Отношение Алексея Степановича к Фамусову внешне предельно почтительное и уважительное, подчас доходящее до унизительного. На самом деле Молчалину плевать на свое человеческое достоинство. Им движет лишь жажда прибыли и улучшения своего общественного положения. Он убежден, что в этой жизни все зависит от денег, абсолютно все можно купить или продать. Он работает секретарем лишь до тех пор, пока не сколотит достаточного состояния и сможет сам стать подобием Фамусова. В этом заключается его представление об идеальном жизненном пути.

Взгляды Молчалина

Каких-либо особых твердых убеждений у Алексея Степановича незаметно. Первый раз он подробно высказывает свои взгляды в разговоре с Чацким. Превыше всего им ценятся "умеренность и аккуратность". Молчалин считает, что отличается именно этими качествами. Заинтересованный Чацкий продолжает задавать вопросы, пытаясь понять, что перед ним за человек. Алексей Степанович приводит в качестве авторитетов Татьяну Юрьевну и Фому Фомича.

Из слов Чацкого видно, что это до крайности глупые и ограниченные люди, вся заслуга которых состоит в богатстве. Но для Молчалина они - непререкаемые образцы, на которые следует равняться. Наконец, Чацкий добивается от Молчалина главной своей характеристики: "В мои лета не должно сметь свои суждения иметь". Он объясняет свою мысль тем, что небольшой чин принуждает его зависеть от "сильных мира сего". Неспособный на хитрость Чацкий делает вывод, что его собеседник - просто глупец. На самом деле Молчалин далеко не так глуп. Впоследствии он частично откроет свои сокровенные мысли перед Лизой.

Алексей Степанович в душе глубоко презирает всех, перед кем унижается. Он делает это по необходимости, мечтая занять место своих "кумиров". Однако прирожденный ум и образованность Молчалин никогда не применит для честного и благородного дела. Став большим начальником, он с радостью станет новым "кумиром", который будет также требовать к себе безграничного уважения и почтительности от подчиненных. Молчалин убежден, что только на этом держится весь мир.

Отношение Молчалина к женщинам

Любовь для Алексея Степановича - такой же товар и способ для достижения своих целей. Его ухаживания за Софьей вызваны стремлением еще больше понравиться Фамусову. Он насколько возможно честен по отношению к Лизе, но завоевать ее расположение пытается исключительно с помощью дорогих подарков. Молчалин просто не понимает, что у людей существуют какие-то чувства, кроме желания обогащения и власти.

Заключение

Молчалин - собирательный отрицательный образ человека, для которого не существует никаких высоких идеалов. Такие люди готовы на любое унижение ради денег. Получив власть и авторитет, Молчалины смогут широко распространять свое отравляющее влияние. Это приведет к появлению все новых и новых низких и подлых людей, заменяющих честность и правдивость на лживость и продажность. Для любого общества важно, чтобы Молчалиных в нем было как можно меньше.

Среди героев «Горя от ума» (см. краткое содержание , анализ и полный текст) Фамусов стоит на верхних ступенях служебной и общественной лестницы. Молчалин, находясь на нижних ступенях той же лестницы, старается взобраться по ней, следуя принципам и жизненным правилам своего начальника. Распространённые в фамусовском обществе низкопоклонство, угодливость были ему привиты с детства:

«Мне завещал отец,

говорит Молчалин,

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собачке дворника, чтоб ласковей была».

Можно сказать, что Молчалин действительно исполняет завещания отца! Мы видим, как он старается угождать знатной старухе Хлестовой, как хвалит и ласкает ее собачку; и хотя Хлестова относится к нему очень свысока («Молчалин, вот чуланчик твой!»), однако же, она позволяет ему вести себя под руку, играет с ним в карты, зовет «мой дружок», «родной», и наверное не откажет ему в покровительстве, когда это ему понадобится. Молчалин уверен, что идет правильным путем и советует и Чацкому съездить «к Татьяне Юрьевне», так как по его словам «частенько там мы покровительство находим, где не метим».

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Сам Молчалин признает в себе два «таланта»: «умеренность» и «аккуратность», и нет сомненья, что с такими свойствами «он дойдет до степеней известных», как замечает Чацкий, прибавляя: «ведь нынче любят бессловесных». Молчалин действительно – бессловесный, так как не только не высказывает, но даже и не имеет собственного мнения, – недаром Грибоедов назвал его «Молчалиным»:

«В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь», –

говорит он. Зачем рисковать «иметь свое сужденье», когда настолько проще и безопаснее думать, говорить и поступать так, как это делают старшие, как делает княгиня Марья Алексеевна, как «все»? Да и может ли Молчалин иметь свое мнение? Он несомненно глуп, ограничен, хотя и хитер. Это – мелкая душа. Мы видим низость и подлость его поведения с Софьей . Он притворяется, что любит ее, потому что думает, что это может ему быть выгодным, и в то же время заигрывает с Лизой; он подло ползает на коленях перед Софьей, вымаливая ее прощенья, и сразу после этого спешит спрятаться от гнева Фамусова, как настоящий трус. Жалкий тип Молчалина изображен Грибоедовым с беспощадным реализмом.