Семейный уклад папуасов. Шокирующие традиции и обычаи папуасов, которые поймет далеко не каждый

Новая Гвинея притягивает внимание исследовательских групп необычностью их уклада. Кроме этого, нравы и обычаи современных племен имеют долгую историю – так жили их предки, и именно это интересно для этнографических экспедиций.

Особенности быта народа Новой Гвинеи

Количество человек, живущих в одном дворе-семье, достигает 40 человек. Их жилье представляет собой дом из травы и бамбука на сваях – так племя Папуа спасает себя от возможного наводнения. Огонь мужчины добывают обычным для них способом – трением. Мясо народ Папуа ест редко – свинья считается домашним животным и оберегается, но иногда попадает на огонь. Также добывают змей, грызунов кускусов. Возделывание огорода папуасам также не чуждо, основным орудием труда является палка-копалка. Они выращивают батат, ямс. В день папуасы совершают два приема пищи. Жевание смеси листьев, бетели - обычное для папуасов занятие – оно одурманивает и успокаивает.

Семейные обычаи

Во главе племени стоят старейшины, которые пользуются авторитетом, и их решение считается последним. Если он умирает, его тело смазывают снадобьем, заворачивают в листья – так его готовят к копчению. Тело коптят на протяжении нескольких месяцев – получается мумия. Такой обычай был у предков современных папуасов. Он означал жизнь старейшины после . В праздники сидячая мумия присутствовала на торжестве. Сейчас такая мумия считается реликвией, т.к. современные народы не знают секрета ее создания.

Женский возраст для вступления в брак – от 11 до 14 лет. Решение о браке принимает старейшина. Накануне свадьбы родители невесты принимают сватов, которые им дарят бетель. Родственники обеих сторон должны договориться и о цене невесты. В назначенный свадебный день жених со своим племенем идет к невесте. Обычай выкупать невесту, присутствует и в этой культуре. Иногда совершается похищение невесты. Свадебными цветами у папуасов считаются и , именно в наряд таких цветов разодета невеста. Кроме этого, на нее вешают , которые составляют сумму выкупа. Далее следует свадебный пир.

Интересно, что покинувшая свое племя невеста не забирает свои вещи – они делятся между членами общины. Мужчины живут от женщин и детей отдельно. Не исключено и многоженство. К некоторым местам женщине вообще приближаться запрещено. Женщинам отведена обычная роль – ведение хозяйства, их обязанностью также считается сборка кокосов и бананов. После одного родственника женщине отрубают одну фалангу пальца. Со родственников связано и ношение бус весом 20 кг., которые женщина носит 2 года.

Муж и жена уединяются в отдельных хижинах. Интимные отношения свободны, допускаются супружеские измены.

Девочки живут рядом с мамами, а мальчики по достижении семилетнего возраста переходят к мужчинам. В мальчике воспитывают воина – прокол носа острой палочкой считается посвящением.

Верят папуасы в природы. Далекие от цивилизации, они перенимают опыт своих предков и передают его от поколения к поколению.

Папуасы приносили путешественнику плоды хлебного дерева, бананы, таро, кокосовые орехи, сахарный тростник, свинину, собачье мясо.

Миклухо-Маклай отдаривал их лоскутами материи, бусами, гвоздями, бутылками, коробками и тому подобным, лечил больных, давал советы.

Однажды на двух больших пирогах приехали люди с соседних островов Били-Били, привезли в подарок кокосов и бананов и, прощаясь, приглашали белого на свой остров, показывая жестами, что не убьют и не съедят его.

Среди местных жителей Миклухо-Маклай слыл «человеком с луны». В сношениях с туземцами он всегда придерживался правила исполнять данное им обещание. Поэтому у папуасов сложилась поговорка: «слово Маклая одно».

Другое мудрое правило поведения заключалось в том, чтобы никогда не говорить туземцам неправды.

Быт и нравы папуасов

В те времена папуасы Берега Маклая не знали употребления металлов и находились в стадии каменного века; ножи, наконечники копий и разные орудия они делали из камня, кости и дерева.

Тем не менее, у них была высоко развитая сельскохозяйственная культура: они выжигали участки тропического леса, тщательно обрабатывали землю, окружали участок забором из сахарного тростника для защиты от нападения диких свиней.

Основные культурные растения здешних мест - это ямс, таро и бататы, составляющие в вареном или печеном виде главную пищу папуасов. На плантациях можно было встретить, кроме того, сахарный тростник, бананы, хлебное дерево, бобы, табак и другие растения. Вокруг хижин разводят кокосовые пальмы; они приносят плоды в течение круглого года.

Излюбленное блюдо папуасов - это соскобленная раковиной мякоть кокосового ореха, политая кокосовым молоком; получается нечто вроде каши. Приготовление кокосового масла не было известно жителям Берега Маклая.

Мясная пища у папуасов - редкость; на мясо разводят собак, новогвинейских свиней, кур. Едят также рыб, сумчатых, крупных ящериц, жуков и моллюсков.

Обыкновенно муж готовит пищу отдельно для себя, а жена - для себя и для детей. Муж и жена никогда не едят совместно. Гостю приготовляют пищу особо и при прощании вручают остатки.

Но имея соли, вместо нее пользуются морской водой.

«Имеют еще суррогат соли в прибиваемых к берегу приливом засохших стволах и корнях. Носясь многие месяцы в море, стволы эти сильно пропитываются солью. Папуасы их сушат несколько дней на солнце и поджигают. Еще теплую золу папуасы жадно едят - она, действительно, довольно солона». Или же пьют навар из гусениц, пауков и ящериц в морской воде.

Из особого вида перца готовят опьяняющий напиток. Для этого листья, стебли, а особенно корни жуют, а затем выплевывают в кокосовую скорлупу с возможно большим количеством слюны. Потом приливают немного воды, фильтруют через пучок травы и пьют фильтрат. Достаточно стаканчика, чтобы опьянеть. Женщинам и детям употребление кеу, как называется этот напиток, строго воспрещено. Key - это кава полинезийцев.

Из домашних животных держали свиней и собак, мясо собак составляло любимую пищу. Посуда здешних папуасов состояла из глиняных горшков и деревянных блюд; в большом ходу была также скорлупа кокосовые орехов.

Главное орудие, при помощи которого папуасы делали свои постройки, лодки, утварь, - это каменный топор, плоский полированный камень с заостренным лезвием. Местами вместо камня пользовались массивной раковиной моллюска тридакны. «Туземцы своими легкими топорами, с лезвием не более чем в пять сантиметров, легко срубают древесные стволы в полметра в диаметре, а также вырезают тонкие узоры на древках своих копий», - писал Миклухо-Маклай. Ножи делали из костей животных, а также из бамбука. В качестве оружия употребляли деревянные метательные копья длиной около двух метров, лук со стрелами длиной в один метр, пращи.

С железом впервые ознакомил жителей берегов залива Астролябии наш путешественник. Еще в конце XIX века русское слово «топор» употреблялось всеми туземцами побережья для обозначения железного топора, в отличие от каменного.

Добывать огонь прибрежные папуасы не умели и для сохранения огня пользовались горящими или тлеющими головешками. Те же, которые жили в предгорьях, извлекали огонь шнурком при помощи трения.

Мужчины, особенно в праздничные дни, раскрашивали себе лицо красной или черной краской. Мужчины, а иногда и женщины, татуируются, выжигая на теле рубцы. Женщины носят много ожерелий из раковин, собачьих зубов и косточек плодов.

Папуасы жили небольшими деревнями в хижинах из бамбука или из дерева, с крутыми крышами. Некоторые хижины были украшены изображениями человеческих фигур обоего пола, сделанными из дерева. Одна такая фигура («телум»), привезенная Миклухо-Маклаем, хранится в Этнографическом музее Академии наук.

Папуасы Берега Маклая женятся рано; как правило, имеют одну жену и в нравственном отношении ведут очень строгую жизнь. Брак у папуасов экзогамный; это значит, что мужчина может жениться только на женщине из другого рода. Для вступления в брак необходимо согласие матери или брата матери. Миклухо-Маклай описывает обряд сватовства в одной из деревень. Дядя с материнской стороны дает жениху наговоренный табачный лист. Жених кладет на него несколько своих

волос, завертывает и, выкурив до половины, передает девушке. Если та закурит окурок или примет его, отдарив иглой из рыбьей кости, это означает ее согласие на брак. Когда берут жену из дальней деревни, совершают обряд насильственного похищения невесты.

Родители весьма привязаны к детям. По дому все повседневные хозяйственные работы выполняют женщины.

Мертвых погребают, закапывая в земле в тех же хижинах, где живут.

На Берегу Маклая не было ни родовых, ни выборных начальников.

Язык папуасов Берега Маклая не представлял трудностей для изучения, и путешественник вскоре настолько овладел папуасским языком, что мог свободно объясняться с жителями соседних деревень. Для этого потребовалось знание примерно трехсот пятидесяти слов. Общее количество слов в языке папуасов данного района Миклухо определяет в 1000.

Следует иметь в виду, что никаких переводчиков или словарей у нашего путешественника не было. К этому надо прибавить, что почти каждая деревня Берега Маклая имеет свое наречие и, чтобы понимать жителей в расстоянии часа ходьбы от резиденции Миклухи, надо было брать переводчика.

Число жителей вокруг залива Астролябии Миклухо-Маклай исчислял в 3500-4000 человек.

Возвращение из первого путешествия

19 декабря 1872 года за Николаем Николаевичем пришел клипер «Изумруд». На это судно был назначен один моряк с «Витязя», уже побывавший на Новой Гвинее в 1871 году, когда «Витязь» отвозил Миклухо-Маклая. Вот как состоялась встреча с путешественником.

«Мы не без внутреннего волнения приближались к бухте Астролябии. Жив Маклай или нет? Большинство уже давно исключило Маклая из списка живых, так как в одной из австралийских газет несколько времени тому назад было напечатано, что в Астролябию заходило одно купеческое судно, нашедшее в живых только Вильсона...

Основное занятие - ручное земледелие тропического пояса. Второстепенные - охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство. Главные культуры - кокос, банан, таро, ямс.

В настоящее время, в силу европейского влияния, папуасы заняты в горной промышленности, работают шофёрами, продавцами, клерками. Формируется слой предпринимателей, фермеров. 50 % населения заняты в натуральном хозяйстве.

Деревни папуасов - по 100-150 чел., бывают компактными и разбросанными. Иногда это - один длинный дом до 200 м. Семья имеет 5-6 участков земли в разных стадиях созревания. Каждый день пропалывается один участок, а на другом собирается урожай. Урожай держат на корню, забирая продуктов на 1 день. Труд совместный.

В каждой деревне важным местом является буамбрамра - общественный дом.

Орудия труда:

топор, изготовляется из агата, кремня или раковины тридакны;

донган - острая заточенная кость, ее носят на руке, заткнув за браслет, ей режут плоды;

бамбуковый нож, режет мясо, плоды, прочнее донгана.

хагда - метательное копьё, 2 м, из твёрдого тяжёлого дерева;

сервару - более лёгкое копьё, с бамбуковым наконечником, который обычно ломается и остается в ране, украшено перьями и мехом;

араль - лук, 2 м длиной;

араль-ге - стрела, 1 м длиной, с деревянным наконечником;

палом - стрела с широким бамбуковым наконечником, более опасна;

саран - стрела на рыбу;

юр - метательное копье с несколькими остриями;

палицы и щиты.

Одежда папуасов состояла из пояса, у мужчин красного, у женщин - в красную и чёрную полосу. Браслеты носили на руке (сагю) и на ногах (самба-сагю). Кроме этого украшали тело продетыми в отверстия предметами, кекее (в носу) и буль (во рту). Из вещей использовались мешки, ямби и гун - маленькие, для табака и мелких предметов, их носили на шее, и большой мешок на плече. У женщин были свои, женские мешки (нангели-ге). Пояса и сумки изготовляются из луба или волокон разных деревьев, названий которых в русском языке нет (тауви, маль-сель, яван-сель). Из волокон дерева нуг-сель делают веревки, а из дерева бу-сель - якорные канаты. Смола дерева гутур используется, как клей.

Пища папуасов в основе растительная, но употрбляются также свинина, мясо собак, кур, крыс, ящериц, жуки, моллюски, рыбы.

Продукты: мунки - кокосы, мога - бананы, деп - сахарный тростник, могар - бобы, кенгар - орехи, баум - саго, кеу - напиток типа кавы. Кроме этих есть ряд плодов, названия которых не имеют аналога в русском языке - аян, бау, дегароль, аусь. Все плоды, как правило, пекут или варят, в том числе и бананы. Плод хлебного дерева не в почете, но едят.

Новую Гвинею называют «островом папуасов». В пере-воде с индонезийского папу-ва «кучеряавый» .
Племена папуасов и правда тем-новолосы и кучерявы.
Остров уто-пает в тропических лесах; там жарко и влажно, почти каждый день льют дожди.
В таком климате лучше держаться повыше от грязной и мокрой земли.
Поэтому в Новой Гвинее почти нет стоящих на земле жилищ: обычно они под-няты на сваи и могут стоять даже над водой.
Величина дома зависит от того, сколько человек в нем будет жить: одна семья или целое селение. Для селения строят дома до 200 метров длиной.
Самый распространенный тип построй-ки — прямоугольный дом с двускатной крышей.
Сваи обычно поднимают дом на два-четыре метра над землей, а племя комбаев вообще предпочи-тает высоту 30 метров. Только там, веро-ятно, они и чувствуют себя в безопасности.
Все дома папуасы строят без гвоздей, пилы и молотка, с помощью каменного топора, которым вла-деют виртуозно.
Строительство свайного дома требует хо-роших технических навыков и знаний.
На сваи укладывают продольные бревна, на них — поперечные перекладины, а свер-ху — тонкие жерди.
Попасть в дом можно по бревну с зарубками: сначала в своеоб-разную переднюю, больше похожую на «ве-ранду». За ней находится жилое помеще-ние, отделенное перегородкой из коры.
Окон не делают, свет проникает отовсюду: и через вход, и через щели в полу и стенах. Крышу кроют лис-тьями саговой пальмы.


все картинки кликабельны

Самое удивительное жилище папуа-сов — дом на дереве. Это настоящий тех-нический шедевр. Обычно его сооружают на крупном дереве с развилкой на высоте 6—7 метров. Развилку используют как главную опору дома и привязывают к ней горизонтальную прямоугольную раму — это фундамент и одновременно пол дома.
На раме крепятся столбы каркаса. Рас-чет здесь должен быть предельно точным, чтобы эту конструкцию выдержало дерево.
Нижняя площадка делается из коры саго-вой пальмы, верхняя — из досок пальмы кентии; крышу кроют пальмовыми
листьями, вместо стен циновки. На нижней площадке устроена кухня, и здесь же хранится нехитрый домашний скарб. (из книги "Жилища народов мира" 2002)