Современная география с другими науками кратко. Связь методики обучения географии с другими науками

  • Автоматизированное рабочее место. Его состав, функции, аппаратное и программное обеспечение.
  • Адаптационные изменения в сердечно-сосудистой системе.
  • Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда
  • Администрация предприятий, учреждений в системе административного права.
  • Азиатский способ производства имел место в регионах Земли
  • Акцизы,их роль и функции в налоговой системе. Понятие налогоплательщиков для целей исчесления акцизов.Понятие подакцихных товаров.
  • Первоначально как и любая из научных дисциплин, на первичном этапе своего развития, география была слита воедино с другими отраслями общественного бытия (синкретичность)– с философией, с мифологией и т.д. Постепенно происходит ее обособление как научного знания. Однако на ранних этапах своего развития, География была тесно связана и с другими научными знаниями: путешественники описывали новые земли с точки зрения природы, сельского хозяйства, этнографии и т.д. Т.е. география развивалась совместно с биологией, зоологией, этнографией и т.д., а ученые того времени были «учеными-энциклопедистами». Возникли переходные дисциплины как геоботаника, биогеография, историческая география и т.д. Таким образом свое развитие получили процессы дифференциации науки (обратные интеграционным в настоящее время).

    В наше время, в связи с прогрессирующим усложнением системы научного знания, и география в целом, и каждая географическая дисциплина в частности, взаимодействуют с огромным количеством различных наук.

    Все взгляды географов всегда были подвержены воздействию методологических установок других наук. В целом, можно выделить три источника наиболее сильных воздействий:

    1. Естественные науки, где физика выдвинулась на первое место в плане разработки наиболее убедительной парадигмы научного объяснения (наиболее высокий уровень теоретизации знаний).

    2. Социология и близкие к ней науки.

    3. История – оказавшее существенное воздействие на мышление географов (введение на ряду с пространственным мышлением и временного или исторического).

    Природа Земли организована как минимум на трех уровнях одновременно: комплексном, компонентном и элементарном.

    Последний – уровень материальных тел и процессов изучается и другими естественными науками. Географ изучает определенный компонент как бы сам по себе, во взаимосвязи с другими компонентами географической оболочки, в то время как другие естественные науки изучают их закономерности функционирования и развития. Однако в дальнейшем возникла необходимость иметь информацию о характере и темпах действий процессов, установить взаимосвязь между ними и факторами, которые на них влияют. Произошла смена описательного характера географии сущностным, в котором возникла необходимость углубленных знаний именно про процессы (пример: не просто описывать поверхность выравнивания как результата абразии, а знать характер и темп развития процессов разрушения берегов).



    География обогащает социальные науки новыми материалами и идеями. Изучение конкретных проявлений взаимодействий общества и природы как на региональном так и в глобальном масштабе имеют общеметодологическое значение, хотя географам здесь будет принадлежать главная роль в исследовании. Геометод при этом рассматривается философом Б.М. Кедровым как методологическая роль географии.

    Особенность взаимодействия географии с другими науками заключалась в следующем. Почти до середины 20-го века наблюдалась тесная связь географии с историей. Эта связь отображалась на многих уровнях преподавания географических дисциплин. В последнее время заметно выросли связи географии с экологическими знаниями, все в большей мере внимание концентрируется на взаимодействии общества с окружающей средой.

    В последнее время также происходит активная математизация географических дисциплин. Важными стимулами здесь являются развитие космического землеведения и необходимость географического мониторинга окружающей среды, развитие международных статистических систем и актуальность интеграции демографической, социально-экономической и политической информации. Необходимость построение сложных математических и картографических моделей развития ПТК и социально-экономических территориальных комплексов так же требует использование математического аппарата.



    Тесна связь географии с информатикой – развитие ГИС тому яркий пример. Именно на стыке этик наук возникла возможность автоматизации картографии, обработки космической информации, создание геопорталов и пространственно-распределенных географических банков данных.

    Наиважнейшим результатом информатизации географического знания становится постепенная консолидация, а в перспективе и интеграция географических дисциплин на базе информационной парадигмы. Современные исследования непременно необходимо проводить на общенаучном базисе, что непосредственно связанно с информатикой, а через нее и с математикой, кибернетикой, системным подходом и синергетикой.

    Базового значения для такой интеграции географических знаний приобретает создание банков данных и ГИС. Именно общность построения последних для любой теории может стать новой общей программой для всех географических дисциплин.

    При этом, информатика в ряде случаев заставляет серьезно корректировать сами методологические принципы географического знания. Географические проблемы классификации, таксономии, районирования при решении их на информационной основе требуют переосмысления и дальнейшего усовершенствования методолого-теоретического охвата географии.

    Новые подходы, тесно связанные с теорией информатизации, системным анализом и синергетикой привели к осознанию взаимосвязанных географических процессов: пространственной организации, пространственного управления и самоуправления или самоорганизации систем. Эти процессы можно найти в любом географическом процессе – миграция населения, землепользование, размещение производств и т.д.

    Необходимо подчеркнуть, что география – наука с высоким мировоззренческим потенциалом, тесно связана с всей системой культуры. География во многом формирует общественное сознание (географическая картина мира).

    Рекреационная география имеет широкие связи с другими науками, особенно с географической, и в первую очередь с экономической географией, географией населения, физической географией и медицинской географией.

    1. Экономическая география рассматривает рекреационную деятельность, туризм, ТРС как элемент хозяйственной системы, как отрасль хозяйства, изучает влияние рекреации на территориальную структуру страны, района. Занимается районированием туризма, обосновывает емкость рекреацион­ных районов с учетом спроса и экономической эффективно­сти, определяет оптимальную степень экстенсивности, и ин­
    тенсивности использования территории с точки зрения экономической целесообразности, оптимизирует территориальную организацию обслуживания в рекреационных районах,
    разрешает вопросы межотраслевой «конкуренции» в районах
    развития туризма.

    2. География населения рассматривает влияние рекреационной деятельности на систему расселения. Известно, что туризм является значительным градообразующим фактором современности. География населения изучает рекреационные потоки - своеобразные миграции населения.

    3. Физическая география занимается оценкой природных рекреационных ресурсов, определяет устойчивость природных комплексов (ландшафтов) к рекреационным нагрузкам, изу­чает такие важные свойства территориальных ггриродных комплексов, как их рекреационную комфортность и емкость, исходя из социально-экономических нормативов рекреационной деятельности. Кроме того, физическая география разрабатывает вопросы, связанные с охраной природы в связи с развитием рекреации, т. е. вопросы поддержания устойчиво­сти живой природы в условиях массового туризма.

    4. Медицинская география , изучает влияние природной среды и региональных условий жизни, труда и отдыха на здоровье населения, а также географическое распростране­ние отдельных болезней. Ей принадлежит большая роль в изучении медико-биологических аспектов рекреационной дея­тельности. Особенно важна ее роль в изучении психо-физиологической комфортности отдыха и туризма, медико-биоло­гической эффективности рекреации в том или ином районе.

    Изучением проблем рекреационной деятельности в раз­личных аспектах занимаются многие не географические нау­ки. Рекреационная география пользуется результатами ис­следований социологии, социальной психологии, общей пси­хологии и физиологии человека. В этом плане особенно важ­ны результаты социологических исследований по таким воп­росам, как структура использования свободного времени, объем и структура рекреационных потребностей для разных социальных и возрастных групп людей.

    Рекреационная география опирается на результаты ис­следований тех разделов конкретных экономик, которые изучают потребительские ви­ды человеческой деятельности как составную часть всего об­щественного воспроизводства. Важность научного сотрудни­чества с последними обусловлена тем, что в конечном счете экономические возможности общества определяют масштабы и структуру организации рекреационной деятельности, раз­витие ее материально-технической базы, регулируют соотно­шение между рекреационными потребностями и совокупно­стью производимых рекреационных товаров и услуг.

    Рекреационная геогра­фия связана с такими научно-прикладными дисципли­нами, как районная планировка, градостроительство, кото­рые в ходе районно-планировочных и градостроительно-проектных работ решают проблемы регионального планирования и организации мест отдыха. Рекреационная география вместе с другими географическими науками вооружает районных планировщиков и проектировщиков комплексом знаний о географической ситуации в конкретном проектируемом рай­оне.

    Задачи современной рекреационной географии можно свести к двум главным направлениям. Первое из них - выявление закономерностей территориальной орга­низации рекреационного обслуживания как формирующейся Специфической отрасли народного хозяйства и составляющих ее различных таксономических уровней территориально-си­стемных образований. Второе направление - дальнейшая разработка рекреационной районологии: исследование усло­вий и факторов, закономерностей и признаков районообразования, обоснование таксономической системы рекреационных образований, составление программы характеристики ре­креационных районов, установления существенных призна­ков их типологии.

    Разработка методики перехода от эмпирических территориальных закономерностей к нормативам - одна из наиболее перспективных и основных задач рекреационной географии.

    Важная задача рекреационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и формах рекреационной деятельности, о кон­кретных территориально-рекреационных системах России и зарубежных стран, т.е. удовлет­ворить познавательные запросы потенциальных рекреацион­ных мигрантов.

    Наряду с преемственностью основных принципов периода «новой географии» с классическими описаниями стран и народов, созданием многотомных произведений в основных странах мира происходили глубокие изменения в отношении внутренней структуры географической науки, применяемых методов исследований, решаемых задач и содержания географических работ. Все в большей степени происходило обособление физической и социально-экономической географии. Процесс дифференциации захватил и обе главные ветви географической науки. Получили развитие политическая география, география культуры, электоральная география. Процессы дифференциации географического древа сопровождались поисками синтеза, создания теоретической основы, которая бы соединила быстро отдаляющиеся направления географической науки. В 1922 г. был образован Международный географический союз , проводивший регулярные научные конгрессы в различных странах по темам, определявшим в тот или иной период наиболее значительный интерес в ученом мире (по актуальным темам) , включая поиски в теоретической географии, в методах исследований.

    В 20-е и 30-е гг . постепенно уменьшалась доля работ классического типа, в которых природа, население и хозяйство рассматривались как части единого знания о человеке и среде его обитания. Происходило все более ясное размежевание географии на ветви природную и социально-экономическую. Одновременно усиливался интерес к социальным и политическим проблемам, к географии человека. В физической географии доминировали покомпонентные исследования с главным вниманием проблемам геоморфологии, в меньшей степени - климата и внутренних вод и еще меньше биогенным компонентам.

    В 40-е и 50-е гг . возобладали вопросы практической направленности, проблемы детального изучения территорий с задачей научного обеспечения усилий по эксплуатации природно-ресурсного потенциала.

    В 60-е и 70-е гг. стали обнаруживаться явные признаки исчерпания минерально-сырьевых ресурсов и все более угрожающего накопления отходов человеческой деятельности . Была создана общественная организация «Римский клуб», объединившая виднейших ученых и политиков мира, озабоченных изменениями условий людской жизнедеятельности. Усилился интерес к теоретическим проблемам географии, к поиску концепций, объединяющих природное и социально-экономическое направления географии. В качестве объединяющей идеи была провозглашена математизация географических исследований, формализация данных о природных и социально-экономических явлениях. Период поисков применения математических методов в географии получил название «количественной революции».

    80-е и 90-е гг. характерны креном в проблемы регионализма и глобализма на основе экологической концепции. Быстрая дифференциация, появление узкоспециализированных, часто маргинальных, направлений делает проблематичным не только формирование единых теоретических концепций, но и общение на «понятном языке» самих географов

    22. Система географических наук, ее связи с другими науками, проблемы развития.

    География как наука едина, ее отдельные ветви не изолированы одна от другой и многократно перекрываются. Поэтому всякая классификация наук условна. Очевидно, можно по-разному строить системы наук исходя из различных критериев. Общий принцип - естественная связь и определенная соподчиненность, или иерархичность, самих объектов исследования (этот вопрос уже затрагивался выше при обсуждении объектов географического исследования).

    В процессе исторического развития географии прогрессировала ее дифференциация, которой не смогло противостоять стремление к интеграции. В результате география распалась на множество отраслей, и ее расползание в разные стороны, которое В.В.Докучаев констатировал сто лет назад, не прекращается. Всю совокупность существующих отраслей географии объединяют разными терминами: группа, семья, семейство, комплекс, система наук. В. Б. Сочава удачно называл географию ассоциацией наук, но постепенно стало привычнее определять географию как систему наук.

    Для современной науки характерны перекрытия между различными дисциплинами. Самые актуальные научные проблемы нашего времени имеют междисциплинарный характер, для их решения необходимы совместные усилия многих специалистов, а исследования по общей проблематике стирают грани между науками.

    География состоит из двух больших блоков. Каждый из этих блоков отвечает понятию системы наук в силу тесной взаимосвязанности изучаемых объектов, наличия общих теоретических основ и непосредственных рабочих контактов между специалистами. Что касается взаимных связей между естественно-географическим и общественно-географическим блоками, то в теории в различных определениях географии такие связи декларируются. Однако на практике оказывается, что физико-географы часто легче находят общий язык и вступают в контакты с представителями смежных естественных наук (геологами, геохимиками, биологами и др.), чем со своими коллегами по социально-экономической географии. У последних же, как правило, оказывается больше общего с другими специалистами в области общественных наук, чем с физико-географами.

    Термин «система наук» применительно к географии впервые употребил С. В. Калесник в 1959 г. и тогда же предложил классификацию географических наук, которая была им уточнена в 1972 г. В этой классификации выделены четыре группы наук : 1) естественно-географические, 2) общественно-географические, 3) картография, 4) объединенные дисциплины. Каждая группа (кроме картографии) охватывает ряд отраслевых дисциплин (всего их оказалось 18). К. последней группе отнесены страноведение, краеведение, военная география, медицинская география. В настоящее время перечень отраслевых дисциплин должен быть существенно расширен, некоторых уточнений требует группа объединенных дисциплин. Однако классификация С. В. Калесника в основе не потеряла своего значения. Известны некоторые более поздние варианты классификации географических наук, но они не содержат каких-либо новых подходов.

    Э.Б.Алаев в 1983 г. попытался ввести более строгую субординацию в классификацию путем разбивки всех частных, или отраслевых, подразделений географии на пять иерархичных ступеней :

    а) система наук - география в целом;

    б) семейство наук - природоведческая и обществоведческая география;

    в) комплекс наук (дисциплин) - физическая география, биогеография, социально-экономическая география;

    г) отрасль - отдельные крупные элементы комплекса наук (зоогеография, география населения);

    д) раздел - для наук, изучающих часть общего объекта (география сельского населения - раздел географии населения, океанология раздел гидрологии), или направление - объект не меняется, меняется метод, подход (агроклиматология - направление в климатологии).

    Историческая физическая география определялась С. В. Калесником как палеогеография исторического периода. Данная отрасль пока еще находится в начальной стадии формирования, но ее развитие имеет широкие перспективы и большое интеграционное значение для системы географических наук. Основным предметом этой отрасли можно считать исследование изменения геосистем за историческое время в процессе взаимодействия человека с географической средой.

    Наконец, в составе комплексной физической географии особо выделяется региональная физическая география . В традиционном представлении, это описательная или учебная дисциплина, обобщающая данные отраслевых физико-географических наук об отдельных природных компонентах по тем или иным территориальным подразделениям (странам, природным или экономическим районам и т.д.). Но в строго научном значении, региональная физическая география дает комплексную характеристику геосистем и различных территорий, независимо от их размеров и границ, опираясь на принципы физико- географического (ландшафтного) районирования.

    Таким образом, формирование системы географических наук - непрерывный процесс. В настоящее время он находится в стадии активного поиска новых направлений и в то же время путей противодействия дальнейшему «расползанию» географии.

    СИ геогр. наук имеет различное толкование в зарубежных и российских(советских) геогр-их школах. Следует отметить, что часть дисциплин, традиционно относимых к гео, многими рассм-ся как отд. науки или как науки, входящие в другие комплексы наук. Так геоморфологию относят к геологии, почвоведение выделяют как отд. науку и т. п. Связано это с проблемой «растаскивания» географии по частным дисциплинам и, как правило, происходит вследствие отсутствия геогр. культуры и знания истории предмета у специалистов других областей науки, занимающихся частными иссл-ми в геогр. сфере. Удачной является приводимая А. Г. Исаченко система геогр. наук:

    1. подсистема физико-геогр. наук (физгео (объект исслед-я ГО, изучение отд. компонентов ГО, набл. процессы интеграции); общее землеведение, ландшафтоведение, палеогеография, региональная физическая география. Отраслевые дисциплины: геоморфология, климатология, гидрология, океанология, гидрогеология, гляциология, криолитология, почвоведение, биогеография

    2.подсистема общественно-геогр. наук (соц-эконом. гео (объект исслед-я - территориальная организация общества и образующие ее соц-эк. подСИ: гео населения и соц/гео, экон/гео, гео. культуры, полит. гео).

    З. картография

    4. смешанная группа наук (междисципл. науки): военная гео. медицинская гео. рекреационная гео. мелиоративная гео., гео. прир. ресурсов, топонимика

    5.общегеографические (интеграционные науки): страноведение, истор. география, география океана, геоэкология, теоретич. География

    Современная география связанная со многими науками, например с математикой, ведь приходится делать много вычислений, определять координаты, время в пути, и тому подобное. Также география тесно связанна с геологией, ведь геологи и географы по сути взаимно дополняют друг друга касательно полезных ископаемых. История и география тоже тесно переплетаются, особенно что касается археологических раскопок, например. С химией связана география в плане изучения климата, химического состава разных веществ, почвы, горных пород, вод рек и океанов.

    Современная география связанная со многими науками, например с математикой, ведь приходится делать много вычислений, определять координаты, время в пути, и тому подобное. Также география тесно связанна с геологией, ведь геологи и географы по сути взаимно дополняют друг друга касательно полезных ископаемых. История и география тоже тесно переплетаются, особенно что касается археологических раскопок, например. С химией связана география в плане изучения климата, химического состава разных веществ, почвы, горных пород, вод рек и океанов.

    До сих пор география воспринимается многими как наука, которая составляет карты земли и полезных ископаемых. Вот сидит в тиши кабинета, географ, который и город свой не покидал и глубокомысленно водит заскорузлым пальцем по глобусу, ища "белые пятна", а другой рукой поправляя разбитые очки-велосипед. Нет, география сейчас наука, которая все больше и больше становится симбиозом комплекса наук, которые изучают Землю, его недра, народонаселение, распределение производительных сил, ресурсов, оптимальное распределение экономик на поверхности Земли, климатические условия и их зависимость от расположения гор, океанов, ледников и так далее. Скажу больше, сейчас география замахнулась на космические просторы - географы уже изучают Луну и ближайшие планеты. И связь с другими науками у географии двусторонняя.
    География и физика с техникой. Географам для изучения земной толщи необходимы современные сложные приборы. Она их получает от технарей-физиков. Представляя им результаты своей работы дает физикам возможность изучить новые явления и усовершенствовать эти приборы.
    География и геология. Это географы, совместно с другими науками дают геологам наводку где какие полезные ископаемые следует искать. В ответ, получая результаты деятельности геологов уточняют свои технологии и инструменты. Геофизики изучают не только климат и причины изменения климата, но уже дают долгосрочные прогнозы и пытаются найти способы изменения климата. И делают они это в содружестве с физиками, химиками, геологами и представителями многих других наук. Совместно с биологами и палеобиологами они изучают изменение живого мира в динамике, в движении, пути миграции и причины, влияющие на изменение численности представителей живой природы. Вместе с энергетиками они изучают возможности внедрения альтернативных источников энергии, основанных на природных явлениях вроде приливов, ветров, термальных вод. Вместе с экономистами, историками и социологами экономику, ресурсы и способы их оптимального использования. Проводя аналогии с земной географией географы помогают астрономам составлять карты поверхности ближайших планет. Связей так много, что география стала одной из всеобъемлющих наук.
    Ну что, похож современный географ на симпатичного маразматического Паганеля?
    Нет, он на острие современной науки и его инструментом является не глобус, а самые современные приборы и технологии

    География для меня всегда казалась одной из первых наук на уровне с математикой и той же физикой. Её значимость ни чем не ниже и в жизни вполне может пригодиться. Но как география выделяется среди других наук и какие имеет с ними связи?

    География среди наук

    Известно, что любая наука связана с остальными. География - не исключение. Если углубиться в её изучение, то можно понять, что она связана с:

    • физикой;
    • медициной;
    • математикой;
    • биологией;
    • историей;
    • экологией;
    • картографией;
    • социологией и другими.

    Интересно, что соотношение географии и некоторых других наук могут вызвать формирование совершенно новой дисциплины. Например, геохимии, геофизики и даже медицинской географии.


    География с физикой и биологией

    Можно сказать, что физика и есть искомая наука про природу. Без знаний в области физики тяжело объяснить принцип зарождения ветра, пояснить сущность давления в атмосфере или даже как происходит формирование рельефных форм ледника.

    Перейду к биологии. Связь этих двух наук самая очевидная. Ведь они занимаются изучением природы. Разницей является то, что биология включает в себя изучение всего живого мира, а география занимается её абиотическими компонентами. Совокупность географии и биологии называется биогеографией. По сути, это все науки про природу, но с разными направлениями.

    Географическая связь с науками

    Начну с математики, она имеет очень близкие отношения с географией. Ведь никто не сможет научиться пользованию картой без простейших знаний в математике. Проявление связи этих наук заключается в расчете масштаба, определении какого-либо расстояния на карте или же рассмотрении демографических показателей и т. д.

    Теперь хочу обратиться к истории. Она связана с географией экономической, а также социальной. Для изучения экономики и населения какой-то страны нельзя обойтись без истории.

    Раз зашла речь об экономике, то разберу её связь с нашей наукой. Даже существует выделенная дисциплина под названием экономическая география. Она разбирает различные проблемы с размещением сил производства и также вопросы урбанизации.