Сверхчеловеческие пальцы паганини. Никколо Паганини: биография, интересные факты, творчество Антония бьянки

Никколо Паганини - известный скрипач-виртуоз, гитарист и композитор из Италии.

Биография

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в городе Генуя , Италия .

Отец Никкло, Антонио Паганини, был хозяином лавки в порту, а до того работал грузчиком.

Мама, Тереза Боччардо, занималась домом и детьми, которых в семье было шестеро, Никколо родился третьем. Антонио рано заметил талант сына, уже с пяти лет Никколо начал обучаться игре на мандолине, а с шести лет - на скрипке. Отец был строг к Никколо - наказывал его если он не проявлял должного прилежания. Однако, это особенно и не требовалось, потому что маленький Паганини с большим увлечением занимался музыкой и вскоре сам начал писать достаточно сложные произведения для скрипки. Эти его ранние, детские, работы к сожалению не сохранились.

Первым учителем Паганини, после отца, стал скрипач Джованни Черветто.

С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях, там он был услышан композитором Франческо Ньекко, который начал после этого содействовать в обучение Паганини.

31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино состоялся первый официальный публичный концерт скрипача. Средства заработанные на этом концерте предназначались для оплаты дальнейшего обучения Никколо у знаменитого скрипача и преподавателя Алессандро Ролла.

Однако, когда юный скрипач попал к Роллу, тот настолько был восхищен его мастерством, что отказался его обучать, аргументируя тем, что ему уже нечему его учить.

В начале 1797 года Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан , Болонья, Флоренция , Пиза, Ливорно.

С 1801 года отец перестал опекать сына и Никколо начал давать концерты без сопровождения отца.

Его популярность тогда уже заметно возросла. Осенью 1801 года Паганини приехал в город Лукку, где в декабре того же года получил должность первой скрипки Луккской республики. В итоге в этом городе Никколо остался на три года, и не только из-за работы, но и из-за любви, которую называют его самым серьезным увлечением. Имя возлюбленной скрипач скрывал всю жизнь.

Позже у него был роман с княгиней Элизой Бонапарт, благодаря которой он получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини.

В первой половине 1808 года, Никколо отправился в путешествия по Италии, давая в городах страны концерты. Во второй половине 1808 года Паганини приехал во Флоренцию, уехал из которой только четыре года спустя.В возрасте 34 лет Никколо влюбился в певицу Антонию Бьянку, которая была на 12 лет его младше. В 1825 у Паганини и Бьянки родился сын Ахилл. В 1828 году скрипач расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном.

Паганини желал обеспечить своего сына, поэтому много работал и за свои выступления просил не маленькие гонорары. Огромное количество фактически не прерывных концертов сильно сказалось на здоровье скрипача.

В сентябре 1834 года Никколо принял решения завершить концертную деятельность и вернуться на родину в Геную.

Позже, декабря 1836 года, он все же, несмотря на постоянную болезнь, дал еще несколько концертов в Ницце. Официальных подтверждений нет, но считается что Паганини страдал от синдрома Марфана.

Имя Николо Паганини известно даже тем, кто ни разу не был на скрипичном концерте. Фигура этого знаменитого итальянского скрипача-виртуоза, гитариста, композитора была окружена легендами еще при его жизни. Впечатляла прежде всего сама внешность Паганини, описание которой оставили его великие современники Гете и Бальзак: мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и — самое главное — тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей. При этом Паганини имел очень своеобразный характер, совершал непонятные, плутовские поступки. В толпе, слушавшей его импровизации на римских улицах, одни говорили, что он в сговоре с дьяволом, другие — что его искусство — музыка небес, ангельские голоса. Многие вплоть до XX века верили слухам, что в молодости Никколо прибег к помощи хирурга, который сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук.

Никколо́ Пагани́ни (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор.

Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков

Скрипичные произведения Паганини — одни из труднейших для исполнения. Далеко не каждый виртуоз в состоянии точно следовать указаниям автора. Сам же он без видимых усилий извлекал из скрипки невероятные трели, исполнял сложнейшие вариации на одной струне. Он играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, играющая одновременно с первой. Другого Паганини человечество до сих пор не получило.

Секрет невероятной скрипичной техники Паганини объяснил американский врач Майрон Шенфельд. В статье, которая была опубликована в "Журнале Американской медицинской ассоциации", он доказывает, что музыкант страдал редкой наследственной болезнью, так называемым синдромом Марфана. Болезнь эта была описана в 1896 г. французским педиатром А.Марфаном. Она вызвана наследственным пороком развития соединительной ткани и характеризуется поражением опорно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов. Причины ее недостаточно изучены. У больных синдромом Марфана характерная внешность: бледная кожа, глубоко посаженные глаза, худое тело, неловкие движения, "паучьи" пальцы. Это абсолютно совпадает с описанием облика Паганини.

В конце жизни великий музыкант почти лишился голоса. Это лишнее свидетельство в пользу того, что у Паганини был синдром Марфана. Нередкое осложнение этой болезни — сильная хрипота, афония, вызываемая периодическим параличом верхнего гортанного нерва. Сохранился дневник врача, лечившего Паганини. То, что он пишет о заболевании своего пациента, во многом совпадает с классическими симптомами синдрома Марфана: астеническое сложение, резко выраженные кифоз и сколиоз, "птичье" выражение лица, узкий череп, выступающий или срезанный подбородок, глаза с синими склерами, разболтанность суставов, диспропорции в величине туловища и конечностей, кисти и стопы длинные с тонкими "паукообразными" пальцами. Вот откуда демоническая внешность Паганини.

Существует придание, что в первую же ночь после того, как Тереза Паганини родила второго ребенка, во сне ей явился ангел, который возвестил: «Этому мальчику суждено стать музыкантом, и он прославит вашу фамилию на весь мир…» Она не придала этому сну никакого значения и вскоре надолго забыла о нем, подумав: «Хватит мне муженька, который вместо того чтобы искать работу, дни напролет бренчит на мандолине…» Потом прошло время, Тереза родила еще троих детей, и все они так шумели в их маленьком ободранном дворике, что сводили ее с ума. Но мальчик Николо с крючковатым как у отца носом не был похож на остальных. Оказалось, он обладал абсолютным слухом и часто заворожено слушал звон церковных колоколов их родной Генуи и игру своего отца, для которого игра на мандолине была последней возможностью заработать гроши для пропитания семьи…

Однажды отец протянул Николо свой старенький музыкальный инструмент, предлагая сыграть. Пятилетний мальчик взял в руки мандолину, провел пальцами по струнам и, услышав волшебные звуки, …улыбнулся. Так как времени у бывшего портового рабочего Антонио Паганини было вдосталь, он стал обучать Николо игре на инструменте с мыслью в будущем брать его с собой на вечеринки и торжества — ведь так больше заплатят! К его удивлению, сын очень быстро освоил мандолину. И тогда Антонио решил купить ему скрипку все с той же корыстной целью: когда он научит играть на ней сына, у них будет маленький ансамбль. …У Николо начались изнурительные занятия по обучению игре на скрипке. Как мальчик ни хотел убежать на улицу, где резвились соседские дети, но отец был непреклонен. Однажды на ужином Тереза вспомнила тот странный сон-пророчество о судьбе Николо... После этого занятия стали затягиваться на 8-10 часов, и пока паренек не выучивал заданное ему отцом, Антонио не выпускал его из подвала. Часто за неприлежание он наказывал сына, оставляя его без еды…

Антонио Паганини своего добился - его сын Николо стал играть лучше него самого. В 9 лет он уже прекрасно исполнял вариации «Корманьолы» и другие свои сочинения. Отца и сына стали чаще приглашать на торжества и больше платить. Они выступали теперь не только перед простолюдинами, но и перед знатными людьми. На рубеже 18 и 19 веков меценатство в Западной Европе было в почете, и каждый состоятельный человек стремился чем-то помочь нуждающимся, зная, что эта помощь угодна Богу. Встретился такой богатый человек и в жизни Николо. Маркиз Джанфранко де Негри однажды услышал игру Николо на скрипке и был так поражен, что решил дать деньги на дальнейшее обучение талантливого подростка. Так для Николо Паганини наступило время учебы у признанных скрипачей того времени - сначала у Антонио Черветто и Джиакомо Косты, потом у виолончелиста Гаспаро Гиретти, который учил его сочинять музыку. Известный музыкант Алессандро Ролле, прослушав игру юного дарования, был так поражен, что долго молчал, а потом признался, что ему "нечему учить этого молодого человека".

В начале 1800-х начались первые гастроли скрипача Николо Паганини по родной Италии - они принесли ему оглушительный успех. Его виртуозная игра привлекала тысячи слушателей, о нем говорили как о чуде. Николо все больше тяготился опекой своего отца, и как только ему поступило предложение стать первой скрипкой в оркестре города Лука, сразу же согласился и переехал туда. При этом время от времени он продолжал давать сольные концерты во время гастролей в Пизе, Флоренции, Болонье и других городах. Обыватели, присутствовавшие на его выступлениях, часто передавали из уст в уста, что, видно, смычком Паганини водит дьявол, что простой человек не может так играть… С 1805 года Николо стал служить первой скрипкой оркестра при дворе сестры Наполеона Бонапарта Элизы Бачокки, позднее возглавил ее оркестр. Вскоре между знатной дамой и скрипачом вспыхнула страсть, которая продолжалась четыре года. Но Элиза не разрешала ему нигде гастролировать, а это не нравилось Николо. Элизе Паганини посвятил свое сочинение «Любовные сцены» для струн си и ля. Элиза потребовала продолжения, и через некоторое время музыкант создал сонату «Наполеон» для одной струны соль (при исполнении обоих произведений ненужные струны снимали). Так как Николо виртуозно владел техникой игры на скрипке, его исполнение всегда производило фурор. Элиза, не скрывая своих чувств, смотрела на него влюбленными глазами. Но Николо уже мало было этой любви, он рвался увидеть мир, хотел сыграть на лучших концертных сценах Европы. Как только представилась возможность, Паганини покинул двор Бачокки, чтобы гастролировать как свободный художник.

В это время Николо сочинил много произведений для скрипки, сам исполнял их на концертах, вызывая неизменный восторг. Несмотря на то, что, по воспоминаниям современников, он был некрасив, женщины были от него и его игры без ума и даже падали на его концертах в обморок. Любовные приключения со знатными дамами и простолюдинками завели его так далеко, что он не избежал неприятного инцидента, который испортил его репутацию - в 1814 году в Генуе дочь портного Анджелина Каванна, с которой он познакомился после концерта, забеременела от него. Когда Николо об этом узнал, он поспешил отправить ее к своим друзьям, пока она не разрешится от бремени. Но отец девушки обвинил Николо в похищении дочери и ее изнасиловании и подал на него в суд. Ребенок, едва родившись, умер, но судья приговорил Николо выплатить в пользу Анджелины 3 тысячи лир. Репутация Паганини в глазах обывателей была подпорчена, и он поспешил покинуть родину, чтобы поскорее забыть этот инцидент.

Гастролируя по Европе, Паганини всегда собирал полные залы восторженных слушателей, которые, видя его виртуозную игру, были уверены, что скрипачу помогает дьявол. Паганини и сам поддерживал слухи о своем сверхчеловеческом таланте, уверенный, что это способствует успешной карьере. Так, когда в 1828 году из-за болезни он потерял все зубы, Николо объяснил это «прикосновением дьявола к своей внешности».

…В конце 1816 года в Венеции Паганини встретил начинающую певицу Антонию Бьянки и взялся обучать ее музыке. Совместные занятия завели молодых людей так далеко, что в итоге Николо увез красавицу с собой. …До 1821 года скрипач дал много концертов в разных городах Европы. Он подготовил и издал свои сочинения — 24 каприса, — впоследствии вошедшие в мировую музыкальную сокровищницу человечества. Но со временем постоянное нервное напряжение, интенсивный гастрольный график подорвали и без того слабое здоровье Николо - в конце 1821 года он тяжело заболел туберкулезом и длительное время находился между жизнью и смертью. В тот период его отношения с Антонией прервались, так как Николо в сопровождении матери уехал лечиться в Пию. А по Европе поползли слухи, что скрипач Николо Паганини умер. В те годы чахотка являлась серьезной болезнью. Николо, к счастью, смог избежать смерти, но мучительный кашель так остался у него на всю жизнь. Когда он опять встретился с Антонией Бьянки в 1824 году, она уже была знаменитой певицей и блистала на лучших сценах родной Италии. Между молодыми людьми вспыхнули прежние чувства, а через год у них родился сын, которого назвали Ахиллом. Впрочем, их совместная жизнь длилась всего лишь три года.

Антония не смогла противостоять соблазнам богемной жизни — Николо не раз приходилось уводить ее из шумных компаний, закрывать на многое глаза. Однако когда он получил неопровержимые доказательства измены жены, то решился на разрыв, отсудив в свою пользу опеку над сыном. Возможно, оставшись один, он также пустился во все тяжкие и спустя какое-то время заболел сифилисом. Весьма распространенное в те годы лечение этой болезни лекарством на основе ртути окончательно подорвало здоровье Николо Паганини. В последние годы жизни гениальный скрипач мало гастролировал, но много сочинял музыки, в том чисте сонаты и концерты для скрипки...

В октябре 1839 года уже очень больной Паганини в последний раз приехал на родину, в Геную. А меньше, чем через год, 27 мая 1840 года, в Ницце, когда гениальному скрипачу было только 50 лет, его не стало. Здесь можно было бы поставить точку в рассказе о Николо Папанини, но, увы… Нужно признать, что некий злой рок преследовал Паганини и после его смерти. Дело в том, что тело гениального скрипача по каким-то таинственным причинам не предавали земле, а когда это случилось, могилу его дважды тревожили. Сначала усопшего Паганини не похоронили из-за запрета церкви, потому что он, якобы, отказался от причастия перед смертью. Но если Николо Паганини, как свидетельствуют зарубежные источники, умер от рака гортани, то, возможно, на смертном одре он просто физически не смог — из-за мучительных болей — произнести ни слова. Священники же восприняли его поведение как отказ. После смерти Паганини, когда Ахилл привез гроб с телом отца, чтобы похоронить его в Генуе, ему было отказано во въезде в город. Долгие пять лет Ахиллу пришлось хранить гроб в глубоком подвале, пока он через суд добивался разрешения на захоронение. Когда же Ахилл Паганини наконец его получил и предал тело земле, по странной необъяснимой причине гроб был снова выкопан — с какой-то целью чешский скрипач уговорил это сделать Ахилла.

…Лишь в 1876 году тело Николо Паганини навсегда опустили в землю родной Генуи. В наши дни его гробница является одной из достопримечательностей этого итальянского города, которую ежегодно посещают тысячи туристов. Любимая скрипка Николо Паганини «Ил Канноне» (Пушка), созданная великим Джузеппе Гварнери, теперь хранится в Ратуше Генуи. Один раз в месяц специально назначенный куратор вынимает ее из витрины и играет… произведения Николо Паганини. И, кажется, это сам великий скрипач выводит смычком свое знаменитое левое пиццикато…

1 ноября 2005 года скрипка работы мастера Карло Бергонци, принадлежавшая Никколо Паганини, приобретена на аукционе «Sotheby’s» в Лондоне за 1,1 миллиона долларов (стартовая цена составила 500 тысяч долларов) председателем попечительского совета Фонда скрипичного искусства Максимом Викторовым.

РОЗА СОРТА "НИКОЛО ПАГАНИНИ (NICCOLO PAGANINI)"

Никколо Паганини (1782─1840) - выдающийся итальянский композитор, скрипач, гитарист, обладавший необыкновенным музыкальным даром. Он виртуозно владел музыкальными инструментами, поражая зрителей высочайшим мастерством и чистотой исполнения. Паганини признанный классик музыкальных вариаций. Многим знакомы его сочинения на тему опер «Моисей», «Золушка», «Танкред». Вершиной творчества маэстро считаются «24 капричи», «Венецианский карнавал», «Вечные движения».

Детство и юность

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в небольшом квартале итальянской Генуи под названием «Черная кошка» в семье Антонио Паганини и его супруги Терезы. Он оказался вторым ребенком и с раннего детства был очень болезненным.

Однажды во сне мать Никколо, которая была очень сентиментальной женщиной, увидела во сне ангела, который предрек ее сыну будущее великого музыканта. С детства родители заставляли его играть на скрипке, тем более, что старший брат Карло не отличался в этом деле особым дарованием. Поэтому Никколо приходилось отдуваться за двоих. Все его ранние годы были отданы монотонному обучению искусству игры на этом музыкальном инструменте.

Природа наградила итальянца огромным даром - тончайшим слухом, способным уловить малейшие детали в звуке. Каждый день мальчик открывал окружающий мир с помощью многочисленных музыкальных тонов, которые он воспринимал с особой остротой. Он пытался их воспроизвести на магдалине, гитаре или на любимой маленькой скрипке, которая со временем превратилась в часть души музыканта.

Отец рано обнаружил одаренность сына, рассчитывая на завоевание им славы и богатства. Поэтому маленького Никколо заставляли играть в чулане, непрерывно совершенствуя свое мастерство. За малейшие огрехи ребенка лишали еды. Все это негативно влияло на хрупкое здоровье мальчика. Уже в 8 лет Паганини написал скрипичную сонату и несколько трубных вариаций. Со временем талантливый музыкант заставил обратить на себя внимание, и его заметил первый скрипач местной капеллы Д. Косто, который стал заниматься с юным дарованием. В течение полугода он передал своему ученику бесценный опыт, позволивший тому впервые выйти на сцену.

Первые концерты

Первое публичное выступление музыканта состоялось в мае 1795 года в местном театре Сант-Агостино, средства от которого должны были пойти на поездку в Парму для учебы у известного скрипача А. Ролла. Здесь были исполнены его «Вариации на тему Карманьолы», имевшие успех у публики. Вскоре подобный концерт был дан во Флоренции, который добавил недостающих денег. Так отец и сын Паганини оказались в Парме у А. Ролла, но тот был болен и не хотел никого принимать.

В ожидании мэтра мальчик взял лежавшую в соседней комнате скрипку и сыграл на ней недавно написанное произведение Ролла, к восхищению последнего. Он заявил, что уже ничему не научит подростка и посоветовал обратиться к Ф. Паэру, но тот, занятый музыкальными постановками, познакомил Паганини с талантливым виолончелистом Г. Гиретти, который стал его новым наставником. Он заставлял своего ученика создавать произведения без инструмента, опираясь только на внутренний слух.

В 1797 году Никколо вместе с отцом поехали в первое концертное турне по Европе. Их маршрут пролегал через Милан, Флоренцию, Пизу, Болонью и Ливорно. Его выступления, имевшие громадный успех в каждом городе, вдохновляли музыканта на новые свершения. Именно в это время он пишет большую часть своих знаменитых 24-х каприсов, в которых он продемонстрировал величие своей художественной фантазии. Необычное переплетение поражающей сознание виртуозности с гротескными образами и мощной динамикой сделали его музыкальные произведения неподражаемыми.

Самостоятельная жизнь

Обрушившаяся на молодого человека слава стала тяготиться влиянием отца, и при первом же удобном случае Никколо покинул родительский дом, став первым скрипачом в Лукке. Он страстно отдает себя работе, возглавляя городской оркестр и параллельно с этим концертируя. В это время музыкант начинает наслаждаться многими радостями жизни, играя в карты и предаваясь любовным утехам. Увлеченный некой «сеньорой Диде», он даже на несколько лет оставляет гастроли, только «с удовольствием щупая струны гитары».

В 1804 году Паганини возвращается к творчеству, но уже на следующий год стал служить придворным скрипачом в Лукке. Здесь правил Ф. Бачокки, супругой которого была сестра Наполеона княгиня Элиза, с которой у музыканта возникают страстные отношения. С 1808 года он возобновляет гастрольную деятельность.

В 1814 году Никколо дает концерты на родине. Здесь его встречают с огромной теплотой, называя не иначе, как гением. Публику поражала необычайная легкость владения скрипкой и виртуозное исполнение сложных партий. Неслучайно музыканта неоднократно приглашали выступать в знаменитом театре «Ла Скала».

В 1821 году Паганини вновь оставляет концертную деятельность из-за большого букета обострившихся болезней - ревматизма, туберкулеза, кишечных и желудочных болей. Это вынуждает его переехать в Павию поближе к известному врачу С. Борда. Кровопускание, жесткая диета и втирание мазей помогли не сразу. От нахлынувшей слабости музыкант долго не рисковал брать в руки скрипку, и его единственной отдушиной оставались частные уроки с сыном генуэзского купца юным К. Сивори.

Победив болячки, кроме «невыносимого кашля», Паганини в 1824 году выступает в Милане, Павии и Генуе. Чуть позже музыкант создает новые произведения - «Военную сонату», «Польские вариации», а вместе с ними и три концерта для скрипки, наиболее известным из которых стал второй со знаменитой рондой «Кампанелла».

В зените славы

В период с 1828 по 1834 года Паганини дает множество концертов в крупнейших залах Старого света. Ему рукоплещет как широкая публика, так и большая плеяда деятелей искусства, среди которых Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Г. Гейне, И. Гете. Австрийский композитор Ф. Лист вообще назвал игру Никколо «сверхъестественным чудом». В более поздних концертах на радость зрителям он все чаще играет с гитарным сопровождением.

Во время пребывания в Вене Паганини сочиняет «Вариации на австрийский гимн» и задумывает создать свой главный шедевр «Венецианский карнавал». В 1830 году, думая о будущем сына, музыкант приобретает титул барона, который перейдет по наследству его отпрыску.

В 1829-1831 годах Паганини гастролирует по Германии. За полтора года он дал более сотни концертов в 30 городах. Здесь же он завершает работу над 4-м и 5-м концертами, а также пишет произведение «Любовная галантная соната». Затем была Франция, и вновь огромный успех. Здесь Никколо вновь сочиняет, посвятив своему приятелю Джерми 60 вариаций народной песни «Барукаба», сестре Доминике серенаду для гитары, скрипки и виолончели, а дочке своего покровителя де Негро сонату.

Тайны и загадки Паганини

Музыкант нередко заявлял о неких секретах своего исполнения, которые он раскроет только по окончании карьеры. С этим же связана его нежелание публиковать собственные сочинения, что якобы сможет рассекретить его тайну. Некоторые особо рьяные зрители видели на плече музыканта во время выступления Сатану, другие лицезрели его полет на небо в карете вместе со свитой.

Он стал первым, кто использовал на концертах игру на скрипке наизусть, а не по нотам. Постоянные занятия игрой на музыкальных инструментах позволили развить феноменальную силу кистевых мышц, поэтому Паганини мог без труда сломать двумя пальцами фарфоровую тарелку.

Никколо был виртуозным исполнителем. Однажды на спор он блестяще дирижировал оперой, играя на скрипке из двух струн. А на очередном дне рождения Наполеона он исполнил одноименную с ним сонату только на четвертой струне. По мнению Д. Ф. Ойстраха, феномен Паганини заключается в необыкновенном сочетании таланта, темперамента и трудолюбия, позволявшего по максимуму применять психофизиологические качества.

После смерти церковь воспротивилась захоронению останков музыканта на христианском кладбище, так как он отказался причащаться. Причина такого поступка Паганини была ясна - он утверждал, что не умрет и будет жить вечно.

Личная жизнь

Отношения с женским полом являются одной из загадочных страниц его биографии. О его первом романе известно не много. Некая дама, увлеченная гитарой, увлекла молодого Паганини к себе в тосканский замок, где он прожил несколько лет. Затем его судьба свела со старшей сестрой Наполена Элизой, бывшей в начале XIX века княгиней Лукки и Пьомбино. Музыканта очень тешила связь с некрасивой, но знатной женщиной, благодаря протекции которой он стал регулярно появляться при дворе.

Пробыв три года рядом с Элизой, Паганини получил разрешение покинуть ее, и вскоре его судьба свела с еще одной сестрой императора - Полиной Бонапарт. Их роман был очень бурным, страстным и коротким. Предаваясь любовным утехам в Туринском замке Ступинджи, они довольно быстро охладели друг к другу, и ветреная Полина быстро нашла замену музыканту.

А затем в жизни Паганини появилась молоденькая Анджелина Каванна, из-за которой он чуть не сел в тюрьму. Отец девушки, забеременевшей от Никколо, обвинил его в похищении и изнасиловании дочери. Состоявшийся суд повелел музыканту заплатить штраф, но это никак не могло изменить судьбу ребенка, который скончался за полтора года до окончания процесса.

Новой пассией маэстро стала певица Антония Бьянка, которую в начале знакомства Паганини решил научить петь. В 1825 году она родит ему наследника Акилле, но отношения с Антонией будут только ухудшаться. В своих письмах Никколо не раз упоминал неистовство своей подруги, которая могла запросто бросить футляр со скрипкой. Имея дело со многими женщинами, великий музыкант сумел сохранить свою независимость, полностью оправдав когда-то сказанную фразу: «Свобода - наивысшее благо для мужчины» .

Последний аккорд

Современники Паганини писали, что после концертов у музыканта наблюдались конвульсии, похожие на эпилептический припадок - у него сводило мышцы, падала температура тела, замирал пульс. Сам Никколо называл такое состояние «электричеством», появлявшимся в нем и которое «болезненно терзает, но выходит из меня на концерте с божественной гармонией». Первые признаки тяжелой болезни стали активно проявляться в 1834 году, из-за чего маэстро прерывает выступления. Через два года он играет несколько концертов в Ницце, после чего ему становится совсем плохо.

Незадолго до смерти Паганини в очень тяжелом состоянии посещает родную Геную.

Последние полгода жизни он был крайне истощен, поэтому не мог удержать в руках смычок. Его любимая скрипка осталась без волшебной палочки, и музыкант перебирал ее струны ослабленными пальцами. Скончался великий композитор и музыкант 27 мая 1840 года в Ницце. Поначалу церковь препятствовала его захоронению в Италии. Разрешение было получено только в 1876 году, после чего прах Паганини перезахоронили в Парме.

Имя: Никколо Паганини (Niccolo Paganini)

Возраст: 57 лет

Деятельность: скрипач, композитор

Семейное положение: был в разводе

Никколо Паганини: биография

Мистический скрипач, руками которого руководил сам Сатана, до сих пор собственными произведениями будоражит людские сердца и заставляет задуматься о сокровенном, хотя со дня смерти гения минуло немало лет.

Поздней осенью 1782 года в небогатой генуэзской семье родился второй ребенок, которого назвали Никколо. Родители сильно переживали за кроху, так как младенец появился на свет раньше срока и был болезненным и тщедушным. Отчий дом Никколо стоял в узком проулке под названием Черная кошка. Антонио Паганини (папа) в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку. Тереза Боччардо (мама) вела домашнее хозяйство.


Однажды Терезе приснился ангел, который предрек второму ребенку блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам обожал музыку. Антонио постоянно музицировал на мандолине, чем сильно раздражал соседей и супругу. Мужчина прививал любовь к музыкальным инструментам старшему ребенку, но успеха не возымел.

Отец, уверовав в вещий сон, начал усиленно заниматься с Никколо уроками игры на скрипке. С первых занятий становится ясно, что ребенок одарен от природы тончайшим слухом. Поэтому детские годы малыша прошли в изнуряющих занятиях, от которых даже сбегал. Но папа применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба. Ребенок был вынужден играть на инструменте много часов подряд, что привело к каталепсии. Врачи констатировали смерть, а убитые горем родители приступили к процедуре похорон.


Никколо Паганини в детстве и молодости

Но на церемонии прощания произошло чудо – Никколо очнулся и сел в гробу. Как только малыш поправился, Антонио вновь вручил ему любимую игрушку-мучительницу – скрипку. Теперь мужчина прекратил самостоятельные уроки с сыном и пригласил учителя, которым стал генуэзский скрипач Франческе Ньекко. Паганини рано начал создавать первые композиции собственного сочинения. Таким образом, уже в 8 лет он порадовал родственников скрипичной сонатой.

Городок облетели слухи о том, что в бедной семье лавочника Паганини растет талантливый музыкант. Не прошли эти новости и мимо ушей главного скрипача капеллы собора Сан-Лоренцо, который решил лично убедиться в гениальности мальчика. После прослушивания Джакомо Коста предложил собственные услуги в развитии юного дарования. Коста шесть месяцев обучал Никколо, передавая ему навыки и секреты искусства.

Музыка

После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, теперь его биография полна встреч с творческими людьми. Перед юношей открылась дорога к концертной деятельности. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт. После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Узнав, что одаренный ребенок растет в бедной семье, маркиз берет на себя обязанности по воспитанию и содержанию Никколо.


Джанкарло ди Негро оплачивает услуги нового учителя для мальчика. Им становится популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Пагагини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша сочинил два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.

В 1800 Паганини начинает серьёзную работу и дает 2 концерта в Парме. После этого его приглашают ко двору герцога Фердинанда Бурбонского, где юноша уверенно выступает. В этот момент Антонио Паганини понимает, что пора зарабатывать деньги на таланте сына. Став импресарио, организует гастроли по Северной Италии.


Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Но несмотря на тяжелые гастроли, отец настаивает на постоянном музицировании Никколо, который уже создает шедевральные каприччо. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Рука гения прикоснулась к сухим формулам Локателли, и произведения заиграли свежими искрящимися образами и картинами. Более ни одному скрипачу такое было не подвластно. Каждая миниатюра из 24 звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно.

Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В этот момент ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо соглашается. Этот момент описывается в дневниках, где он делится впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущения крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Теперь жизнь гения превратилась в череду поездок, картежных игр и сексуальных приключений.

Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправляется в герцогство Феличе Бачокки, где работает дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. Эта зависимость так нервировала молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от дворянских пут.


Никколо Паганини называли "скрипачом дьявола"

Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться, был изгнан сестрой из дворца. В тот момент французского полководца разгромили русские войска, и поступок скрипача так взбудоражил общество, что он чудом избежал ареста. Далее творческий путь продолжается уже в Милане. В театре «Ла Скала» настолько очаровался увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему.

В 1821 Паганини прерывает концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстоят настолько плохо, что мужчина просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Матушка прикладывает усилия для спасения сына и перевозит его в Павию. Здесь скрипача лечит Сиро Борда, который делает больному кровопускания, втирает ртутную мазь и пишет персональную диету.

Но Никколо терзают сразу несколько болезней: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Справится с недугом не может даже именитый лекарь. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставляет творчество и слабыми руками перебирает гитарные струны, обдумывая композиции. Моления матушки не проходят даром, и мужчина поправляется, правда надрывный кашель остается на года.

Окрепнув, Паганини дает 5 концертов в Павии и сочиняет 20 новых произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая Германии, Риме, Вестфалии, Франции. Теперь билеты на Паганини стоят огромных денег, талантливый скрипач зарабатывает состояние и даже покупает себе титул барона.

Личная жизнь

Несмотря на непрезентабельную внешность, Никколо Паганини не испытывал недостатка в любовницах. Глядя на фото, современники удивляются, как это ему удавалось. Желтоватое лицо, острый нос, угольно-черные глаза и спутанные темные волосы – это портрет великого музыканта. Едва юноше исполнилось 20 лет, как у него появилась дама, которая увозила скрипача вечерами в собственное поместье, чтобы отдохнуть после концертов.


Никколо Паганини в 20 лет

Следующей музой мужчины становится Элиза Бонапарт Бачокки, которая приблизила любимого ко двору и всячески поддерживала. Отношения завязались непростые, но настолько страстные, что в этот период скрипач пишет 24 каприса на одном дыхании. В этюдах раскрывается все, что испытывал юноша к красавице-принцессе: боль, страх, любовь, ненависть и восторг. Это произведение до сих пор не дает покоя слушателям, многие из которых считают, что в тот момент рукой композитора управлял сам дьявол.

Расставшись с Элизой, Никколо вернулся к гастролям, где и познакомился с Анджелиной Каванной. Девушка - дочка портного и отдала последние деньги за возможность увидеть великого виртуоза. Так как музыканта окутывали мистические слухи, то Анджелина решила сама убедиться в «сатанизме» скрипача и пробралась за кулисы. Молодые люди мгновенно полюбили друг друга. Чтобы не расставаться с возлюбленным, красавица отправилась в совместное турне в Парму, даже не оповестив отца. Спустя 2 месяца обрадовала сожителя известием о том, что вскоре станет матерью.


Музыкант отправляет подругу в Геную к родственникам, где ее находит отец. Портной обвинил Паганини в развращении дочери и подал в суд. За время судебных разбирательств Анджелина родила, но дитя погибло. Скрипач выплатил денежную компенсацию семье Каванно.

Спустя 3 месяца влюбчивый скрипач завязал отношения с певицей Антонией Бьянки, которая выступала на сцене «ЛаСкала». Пара жила настолько странно, что неоднократно привлекала внимание окружающих. Антония любила Никколо, но постоянно изменяла. Девушка объясняла это тем, что мужчина часто болел,а ей не хватало внимания. Собственные измены певица не скрывала. Любимый тоже в долгу не оставался и заводил интрижки с кем попало.


В 1825 году у пары рождается сын, которого назвали Ахилл. Скрипач, мечтающий о детях, безумно обрадовался этому факту. Чтобы создать ребенку условия и обеспечить дальнейшую жизнь, молодой отец погрузился в творчество и зарабатывание капитала. Не забывая при этом уделять внимание горячо любимому Ахиллу. Супруги разошлись, когда ребенку исполнилось 3 года. Никколо добился единоличной опеки над малышом.

Несмотря на любовные похождения, привязан он только к одной женщине – Элеоноре дэ Лука. С юности и до зрелости мужчина навещал возлюбленную, которая безропотно принимала блудного друга.

Смерть

Осенью 1839 года Паганини приехал навестить Геную, но поездка далась нелегко. Великого виртуоза подкосил туберкулез, из-за которого мужчину мучил изнуряющий кашель и отечность ног. Последние месяцы перед смертью он даже не выходил из дома. В 1840 болезнь поглотила Никколо, который на смертном одре пальцами перебирал струны любимой скрипки, не в силах поднять смычок. В этом же году великий музыкант скончался.


По одной из версий, церковнослужители запретили предавать тело земле из-за того, что перед смертью мужчина не исповедовался. Паганини кремировали, а прах хранила Элеонора дэ Лука. Из другого источника следует, что Никколо похоронили в Валь-Польчевере, и спустя 19 лет Ахилл добился захоронения останков отца на Пармском кладбище.

  • В 2013 году на экраны вышел фильм «Скрипач дьявола», созданный по мотивам из биографии Паганини.
  • Умел «разговаривать» струнами.
  • Увлекался азартными играми, оставляя последние деньги в игорных домах.
  • Устраивал на концертах такие шоу, что некоторые слушатели теряли сознание.
  • Одной скрипкой заменял оркестр.
  • Категорически отказывался писать псалмы.
  • Принадлежал к обществу масонов.
  • Не записывал собственные сочинения на бумаге
  • Не прерывал игру, если на скрипке лопались струны. Иногда даже одной струны хватало для шедеврального выступления.
  • Слыл великим сластолюбцем.

Дискография

  • 24 каприса для скрипки соло, Op.1, 1802-1817 гг.
  • Шесть сонат для скрипки и гитары, Op. 2
  • Шесть сонат для скрипки и гитары
  • 15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели
  • Концерты для скрипки с оркестром № 1-6
  • Le Streghe
  • Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля
  • Венецианский карнавал
  • Концертное аллегро Moto Perpetuo
  • Вариации на тему Non pi? Mesta
  • Вариации на тему Di tanti Palpiti
  • 60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba
  • Кантабиле, ре мажор
  • Moto Perpetuo (Вечное движение)
  • Кантабиле и вальс
  • Соната для большого альта

Существует предание, что в первую же ночь после того, как Тереза Паганини родила второго ребенка, во сне ей явился ангел, который возвестил: «Этому мальчику суждено стать музыкантом, и он прославит вашу фамилию на весь мир…» Она не придала этому сну никакого значения и вскоре надолго забыла о нем, подумав: «Хватит мне муженька, который вместо того чтобы искать работу, дни напролет бренчит на мандолине…»

Потом прошло время, Тереза родила еще троих детей, и все они так шумели в их маленьком ободранном дворике, что сводили ее с ума. Но мальчик Николо с крючковатым как у отца носом не был похож на остальных. Оказалось, он обладал абсолютным слухом и часто заворожено слушал звон церковных колоколов их родной Генуи и игру своего отца, для которого игра на мандолине была последней возможностью заработать гроши для пропитания семьи…

Однажды отец протянул Николо свой старенький музыкальный инструмент, предлагая сыграть. Пятилетний мальчик взял в руки мандолину, провел пальцами по струнам и, услышав волшебные звуки, …улыбнулся. Так как времени у бывшего портового рабочего Антонио Паганини было вдосталь, он стал обучать Николо игре на инструменте с мыслью в будущем брать его с собой на вечеринки и торжества - ведь так больше заплатят! К его удивлению, сын очень быстро освоил мандолину. И тогда Антонио решил купить ему скрипку все с той же корыстной целью: когда он научит играть на ней сына, у них будет маленький ансамбль. …У Николо начались изнурительные занятия по обучению игре на скрипке. Как мальчик ни хотел убежать на улицу, где резвились соседские дети, но отец был непреклонен. Однажды на ужином Тереза вспомнила тот странный сон-пророчество о судьбе Николо... После этого занятия стали затягиваться на 8-10 часов, и пока паренек не выучивал заданное ему отцом, Антонио не выпускал его из подвала. Часто за неприлежание он наказывал сына, оставляя его без еды…

Учеба Николо

Антонио Паганини своего добился - его сын Николо стал играть лучше него самого. В 9 лет он уже прекрасно исполнял вариации «Корманьолы» и другие свои сочинения. Отца и сына стали чаще приглашать на торжества и больше платить. Они выступали теперь не только перед простолюдинами, но и перед знатными людьми. На рубеже 18 и 19 веков меценатство в Западной Европе было в почете, и каждый состоятельный человек стремился чем-то помочь нуждающимся, зная, что эта помощь угодна Богу. Встретился такой богатый человек и в жизни Николо. Маркиз Джанфранко де Негри однажды услышал игру Николо на скрипке и был так поражен, что решил дать деньги на дальнейшее обучение талантливого подростка. Так для Николо Паганини наступило время учебы у признанных скрипачей того времени - сначала у Антонио Черветто и Джиакомо Косты, потом у виолончелиста Гаспаро Гиретти, который учил его сочинять музыку. Известный музыкант Алессандро Ролле, прослушав игру юного дарования, был так поражен, что долго молчал, а потом признался, что ему "нечему учить этого молодого человека".

Гастроли и первая страсть
В начале 1800-х начались первые гастроли скрипача Николо Паганини по родной Италии - они принесли ему оглушительный успех. Его виртуозная игра привлекала тысячи слушателей, о нем говорили как о чуде. Николо все больше тяготился опекой своего отца, и как только ему поступило предложение стать первой скрипкой в оркестре города Лука, сразу же согласился и переехал туда. При этом время от времени он продолжал давать сольные концерты во время гастролей в Пизе, Флоренции, Болонье и других городах. Обыватели, присутствовавшие на его выступлениях, часто передавали из уст в уста, что, видно, смычком Паганини водит дьявол, что простой человек не может так играть…

С 1805 года Николо стал служить первой скрипкой оркестра при дворе сестры Наполеона Бонапарта Элизы Бачокки, позднее возглавил ее оркестр. Вскоре между знатной дамой и скрипачом вспыхнула страсть, которая продолжалась четыре года. Но Элиза не разрешала ему нигде гастролировать, а это не нравилось Николо. Элизе Паганини посвятил свое сочинение «Любовные сцены» для струн си и ля. Элиза потребовала продолжения, и через некоторое время музыкант создал сонату «Наполеон» для одной струны соль (при исполнении обоих произведений ненужные струны снимали). Так как Николо виртуозно владел техникой игры на скрипке, его исполнение всегда производило фурор. Элиза, не скрывая своих чувств, смотрела на него влюбленными глазами. Но Николо уже мало было этой любви, он рвался увидеть мир, хотел сыграть на лучших концертных сценах Европы. Как только представилась возможность, Паганини покинул двор Бачокки, чтобы гастролировать как свободный художник.

Грешник Николо

В это время Николо сочинил много произведений для скрипки, сам исполнял их на концертах, вызывая неизменный восторг. Несмотря на то, что, по воспоминаниям современников, он был некрасив, женщины были от него и его игры без ума и даже падали на его концертах в обморок. Любовные приключения со знатными дамами и простолюдинками завели его так далеко, что он не избежал неприятного инцидента, который испортил его репутацию - в 1814 году в Генуе дочь портного Анджелина Каванна, с которой он познакомился после концерта, забеременела от него. Когда Николо об этом узнал, он поспешил отправить ее к своим друзьям, пока она не разрешится от бремени. Но отец девушки обвинил Николо в похищении дочери и ее изнасиловании и подал на него в суд. Ребенок, едва родившись, умер, но судья приговорил Николо выплатить в пользу Анджелины 3 тысячи лир. Репутация Паганини в глазах обывателей была подпорчена, и он поспешил покинуть родину, чтобы поскорее забыть этот инцидент.

Гастролируя по Европе, Паганини всегда собирал полные залы восторженных слушателей, которые, видя его виртуозную игру, были уверены, что скрипачу помогает дьявол. Паганини и сам поддерживал слухи о своем сверхчеловеческом таланте, уверенный, что это способствует успешной карьере. Так, когда в 1828 году из-за болезни он потерял все зубы, Николо объяснил это «прикосновением дьявола к своей внешности».

Любовь к Бьянке

…В конце 1816 года в Венеции Паганини встретил начинающую певицу Антонию Бьянки и взялся обучать ее музыке. Совместные занятия завели молодых людей так далеко, что в итоге Николо увез красавицу с собой. …До 1821 года скрипач дал много концертов в разных городах Европы. Он подготовил и издал свои сочинения - 24 каприса, - впоследствии вошедшие в мировую музыкальную сокровищницу человечества. Но со временем постоянное нервное напряжение, интенсивный гастрольный график подорвали и без того слабое здоровье Николо - в конце 1821 года он тяжело заболел туберкулезом и длительное время находился между жизнью и смертью. В тот период его отношения с Антонией прервались, так как Николо в сопровождении матери уехал лечиться в Пию. А по Европе поползли слухи, что скрипач Николо Паганини умер. В те годы чахотка являлась серьезной болезнью. Николо, к счастью, смог избежать смерти, но мучительный кашель так остался у него на всю жизнь. Когда он опять встретился с Антонией Бьянки в 1824 году, она уже была знаменитой певицей и блистала на лучших сценах родной Италии. Между молодыми людьми вспыхнули прежние чувства, а через год у них родился сын, которого назвали Ахиллом. Впрочем, их совместная жизнь длилась всего лишь три года.

Болезнь и смерть Паганини

Антония не смогла противостоять соблазнам богемной жизни - Николо не раз приходилось уводить ее из шумных компаний, закрывать на многое глаза. Однако когда он получил неопровержимые доказательства измены жены, то решился на разрыв, отсудив в свою пользу опеку над сыном. Возможно, оставшись один, он также пустился во все тяжкие и спустя какое-то время заболел сифилисом. Весьма распространенное в те годы лечение этой болезни лекарством на основе ртути окончательно подорвало здоровье Николо Паганини. В последние годы жизни гениальный скрипач мало гастролировал, но много сочинял музыки, в том чисте сонаты и концерты для скрипки...

В октябре 1839 года уже очень больной Паганини в последний раз приехал на родину, в Геную. А меньше, чем через год, 27 мая 1840 года, в Ницце, когда гениальному скрипачу было только 50 лет, его не стало. Здесь можно было бы поставить точку в рассказе о Николо Папанини, но, увы… Нужно признать, что некий злой рок преследовал Паганини и после его смерти. Дело в том, что тело гениального скрипача по каким-то таинственным причинам не предавали земле, а когда это случилось, могилу его дважды тревожили.

Странности с погребением Паганини

Сначала усопшего Паганини не похоронили из-за запрета церкви, потому что он, якобы, отказался от причастия перед смертью. Но если Николо Паганини, как свидетельствуют зарубежные источники, умер от рака гортани, то, возможно, на смертном одре он просто физически не смог - из-за мучительных болей - произнести ни слова. Священники же восприняли его поведение как отказ. После смерти Паганини, когда Ахилл привез гроб с телом отца, чтобы похоронить его в Генуе, ему было отказано во въезде в город. Долгие пять лет Ахиллу пришлось хранить гроб в глубоком подвале, пока он через суд добивался разрешения на захоронение. Когда же Ахилл Паганини наконец его получил и предал тело земле, по странной необъяснимой причине гроб был снова выкопан - с какой-то целью чешский скрипач уговорил это сделать Ахилла.

…Лишь в 1876 году тело Николо Паганини навсегда опустили в землю родной Генуи. В наши дни его гробница является одной из достопримечательностей этого итальянского города, которую ежегодно посещают тысячи туристов. Любимая скрипка Николо Паганини «Ил Канноне» (Пушка), созданная великим Джузеппе Гварнери, теперь хранится в Ратуше Генуи. Один раз в месяц специально назначенный куратор вынимает ее из витрины и играет… произведения Николо Паганини. И, кажется, это сам великий скрипач выводит смычком свое знаменитое левое пиццикато…