В Киеве пройдёт концерт Хора «Крещатик» с участием баритона Андрея Бондаренко. Андрей Бондаренко: «Диссонансы пою с легкостью – А у кого вы учитесь актерскому мастерству

Лирический баритон Андрей Бондаренко стал открытием для публики и критики после успешного дебюта в партии Пеллеаса в опере «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в премьерной постановке Дэниэла Креймера в Мариинском театре в прошлом сезоне и вот теперь вызвал бурю эмоций, исполнив партию Билли Бадда.

Выпускник Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского Андрей является сегодня солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, хотя о его артистических успехах уже знают и в Зальцбурге, и в Глайндборне, где он выступил в операх Доницетти, Пуччини и Моцарта. В 2011 году Бондаренко стал финалистом Международного конкурса BBC в Кардиффе «Певец мира» и обладателем приза за камерное исполнение (Song Prize). Он не гонится за количеством партий, предпочитая оттачивать до совершенства небольшой репертуар, в котором должен знать смысл каждой ноты.

— На роль Билли Бадда вас пригласил, вероятно, музыкальный руководитель постановки?

— Да, меня пригласил Михаил Татарников. Он лелеял давнюю мечту поставить эту оперу. А у меня была давняя мечта спеть эту партию. Еще в консерватории мне было любопытно, какие еще партии написаны для баритона, кроме общеизвестного традиционного баритонового репертуара. Я откопал «Пеллеаса» и «Билли Бадда», и обе этих партии мечтал спеть. Сейчас два этих гениальных произведения — мои любимые оперы. В них очень глубокие драматические истории. В течение одного года у меня осуществились сразу две мечты: я спел Пеллеаса и Билли. Не думаю, что где-нибудь в Европе мне бы так повезло. Я счастлив, что у меня появилась возможность первого исполнения именно в Петербурге — в Мариинском и Михайловском театрах.

— Вилли Декер приезжал в Петербург всего на неделю. Ему удалось за такой короткий срок донести до вас свои идеи?

— Декер — классный режиссер, который убедил меня в том, что режиссер — не то, чему можно научить, а призвание, талант от Бога. Получилось так, что ассистент возобновления Сабина Хартманнсхенн подготовила спектакль с нами очень качественно, поэтому Вилли оставалось углубить образы, довести их до совершенства. Работать с ним было очень интересно. Во время наших бесед о Билли, главном герое оперы, он проводил параллели с буддизмом. Мы говорили о том, что явление смерти для Билли — абсолютно естественное: он ее не боится, его не трясет при упоминании о ней. О том, насколько чист в своих помыслах Билли, говорит не только его белая рубаха, но и световые решения ряда сцен с его участием. В одной из них, когда капитан Вир открывает дверь, на сцену падает луч света, как от божества. Режиссер проводил параллели с ангелом и дьяволом, когда рассказывал о Билли и Клэггарте.

— Насколько вы почувствовали в отношении Клэггарта к Билли гомосексуальное начало?

— Это чувствуется еще на уровне либретто. Но Клэггарт очень боится возникнувшего чувства к Билли.

— О чем, по-вашему, опера «Билли Бадд»?

— Для меня с самого начала, как только я познакомился с этой оперой, было ясно, что она, прежде всего, о времени, в котором все происходит. Если бы не обстоятельства времени — войны, законов, всего этого могло бы не быть.

— Но в опере силен смысловой слой, связанный и с более высоким уровнем обобщения, не только с историческим временем, что приближает ее к притче.

— Эта опера о времени — о черном и белом. Последний ответ в итоге за Виром. Во время репетиций все, включая режиссера, задавались одним и тем же вопросом, не находя на него ответа: почему Вир так поступил? Он мог бы провести суд над Билли в ближайшем порту, подождав несколько дней, не устраивать казнь так скоропалительно, поскольку их корабль плавал в Ла-Манше, до суши было не так далеко. Тайной покрыта и встреча Вира с Билли, поскольку непонятно, о чем они говорили. В опере этот момент отражен в оркестровой интерлюдии. В новелле Мелвилла этот эпизод тоже есть и тоже покрыт тайной. Но мне нравится такая недосказанность, когда зритель выходит из театра с вопросами.

— Насколько вам сложно петь современную музыку? Диссонансы как будто сложнее консонансов?

— А мне они почему-то ближе. Возможно, по молодости. К традиционному баритоновому репертуару я приступлю, наверное, лет через десять. Сейчас стараюсь подготовить себя к этому, потому что к традиционному репертуару надо быть готовым — личность должна сформироваться. Когда Риголетто или Мазепу поют 30-летние, это выглядит смешно — необходим жизненный опыт.

— Вы, наверно, были отличником по сольфеджио?

— Нет, сольфеджио я как раз ненавидел. Может быть, такова природа моего слуха, свойство моей психофизики — петь диссонансы с легкостью. Во всяком случае, я чувствую себя очень хорошо и когда пою Билли Бадда, и когда пою Пеллеаса. Правда, ритмические сложности были, но я их преодолел.

— А у кого вы учитесь актерскому мастерству?

— Разумеется, я читал Станиславского, в свое время у меня был хороший педагог в Киеве. Я хожу в театры, смотрю фильмы, то есть многое происходит путем самообразования. Интересуюсь всем, что происходит в мире.

— Как вам пелось на английском?

— С Билли было легче, поскольку я знаю английский — выучил его, когда полгода жил в Англии, участвуя дважды в постановках Глайндборнского фестиваля, — пел Малатесту в «Дон Паскуале» Доницетти и Марселя в «Богеме» Пуччини. В 2014 году буду петь там Онегина. С «Пеллеасом» пришлось сложнее. Непросто было выучивать каждое слово, запоминая, что оно означает, поскольку у Дебюсси, как известно, декламационный стиль.

— Постановка «Пеллеаса и Мелизанды» в Мариинском получилась очень мрачной, решенной в стилистике едва ли не фильма ужасов. Спектакль открыл для вас что-то новое в драматургии оперы?

— Спектакль открыл для меня образ Пеллеаса больше, чем закрыл. С режиссером было интересно работать, хотя его версия оказалась перпендикулярной музыке.

— В чем смысл этой версии?

— На первой же встрече с солистами он сказал, что спектакль будет о черном, а не о белом, к чему я отнесся с пониманием. Спектакль Креймера — об обстоятельствах, в которых все происходит. Но ведь и у Метерлинка, если разобраться, места, где происходят события «Пеллеаса», страшные. Мне не нравится, когда у человека есть сложившаяся концепция роли, не подлежащая сомнению. Я — за открытость. К тому же мы, певцы, участвуем сегодня в разных постановках, поэтому очень интересно делать одну и ту же роль по-разному.

Джон Малкович читал нам монологи, - Андрей Бондаренко 2015-12-16 14:25 5670

16 декабря на сцене Национально оперы Украины прозвучит одна из прекраснейших опер Чайковского «Евгений Онегин». Главную партию исполнит Андрей Бондаренко. Выпускник Национальной музыкальной академии имени Петра Чайковского, экс-солист Национальной филармонии, Андрей Бондаренко уже более пяти лет делает блестящую карьеру за рубежом. Обладатель прекрасного лирического баритона, он сотрудничает с ведущими лейблами звукозаписи, включая Sony Classics и BIS. Бондаренко н завоевывал первые места на многочисленных вокальных конкурсах, среди которых самый престижный - Международный конкурс BBC в Кардиффе «Певец мира». Сейчас Андрей Бондаренко приглашенный солист Deutsche Oper Berlin (Берлин), Мариинского театра (Санкт-Петербург), Teatro Real de Madrid (Мадрид), The Dallas Opera (Даллас), Иsraeli Opera (Тель-Авив). Певец рассказал, как ему удалось добиться такого успеха за рубежом, и с кем из звезд мировой сцены вместе поработать.

- Для своего дебюта в Национальной опере вы выбрали Евгения Онегина. Это ваша любимая партия?
- Скорее, одна из любимых. Еще я с наслаждением пою партию Пеллеаса из оперы Дебюсси «Пеллеас и Мезалинда», Билли Бадда из одноименной оперы Бриттена. Также обожаю оперы Моцарта. С удовольствием исполняю роль графа Альмавивы из «Свадьбы Фигаро», в начале будущего года буду еще петь партию Дон Жуана.

- Что вас привлекает именно в этих партиях?
- В первую очередь - музыка, которая наполняющая душу, а во-вторых, характер персонажа. Я не пою отрицательных героев…

- Но все артисты, наоборот, мечтают именно о ролях злодеев!
-Их петь проще…Хотя, у каждого свое понимание добра и зла. Например, после выступления в Лондоне журналисты у меня спрашивали: как мне поется в такой негативной роли? (смеется) А я совершенно не считаю Онегина плохим человеком. У меня тоже может случится точно такая же история в жизни.

- Вы такой же эгоист?
- Эгоизм присущ любому человеку. А Онегину просто не повезло родиться в такое унылое время, было скучно жить в том обществе.

- Времена не выбирают. А вам нравится время, в котором вы живете?
- Абсолютно! Я бы не хотел переместиться в другой период истории. У нас сегодня очень много возможностей, недоступных человечеству еще пару десятков лет назад. Мы можем легко контактировать с миром, быстро перемещаться в любую точку земли, мы ни от кого не зависим, живем свободно и полноценно.

- Вряд ли артист в театре так уж свободен.
- Значит, не нужно в таком театре работать.

- Вы можете себе такое позволить?
- Во всяком случае, я очень стараюсь.

А ведь вы начинали карьеру певца в престижном статусе солиста Национальной филармонии. Что побудило вас уехать за рубеж?
- Было интересно посмотреть мир, поучиться профессии в других театрах.

- Гражданство тоже изменили?
- Нет, у меня украинский паспорт, а за границей я работаю, как приглашенный солист в разных театрах Европы.

Ваши контракты на будущие выступления - это в первую очередь театры Германии. Чем привлекательна эта страна?
- Действительно, после Киева я буду выступать в Кельне, Мюнхене, потом в Берлине. Затем театры Швейцарии и Австрии. Это тоже немецко-говорящие страны. Там традиционно очень любят оперу. Хотя в Англии и США я тоже выступаю, и залы всегда наполнены.

- А как вы впервые попали на работу за рубеж?
- Как все певцы - ходил на прослушивания. Если нравился, то меня приглашали. Самым большим событием в моей жизни стал конкурс в Кардиффе в Великобритании. Туда приезжают послушать певцов арт- менеджеры со всего мира. Потом я ездил еще на одно прослушивание, и кастинг-директор меня позвал петь сначала в Гляйнборнском фестивале в Англии, а потом в Мюнхене. Также большое значение имеет то, какая о тебе распространятся информация среди директоров и кастинг-менеджеров театров. Они всегда ездят по театрам и слушают разных исполнителей.

- Работает сарафанное радио?
- Что-то типа того

- А в какой стране Европы вам комфортнее всего?
- Наверное, в Англии. Сам не знаю почему. Просто приезжаю туда, попадаю в театр, и мне хорошо на душе. Но, к сожалению, я не так часто могу там бывать. Обычно работа продолжается не больше двух недель, а потом переезд в новый театр.

- У вас такая выразительная внешность. Вас в кино приглашают сниматься?
- Нет, пока таких предложений не было (смеется). Но года три назад я работал с Джоном Малковичем. Австрийский автор написал специально для Малковича пьесу-оперу о жизни Казановы. Называется «Вариации на тему Казановы». Премьера состоялась в Вене. Джон Малкович читал монологи, а мы с певицей пели оперные арии. По ходу пьесы старый Казанова рассказывал публике о своей прошлой жизни. А мы иллюстрировали истории его похождений ариями и дуэтами из опер Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», и «Так поступают все женщины». Мне было очень интересно пообщаться с Малковичем, ведь в нем присутствует нечто неуловимое от его безумных ролей.

- А с кем из певиц вам наиболее комфортно петь?
- Не хочется никого выделять, так как каждая партнерша прекрасна по-своему.

- А с Марией Гулегиной, которая славится своим крутым нравом, доводилось сотрудничать?
- Да, на разогреве (улыбается) в одном из концертов. Сначала я пел арии и романсы, а потом выходила она. После этого снова я, чтобы дать певице отдохнуть. Хороший опыт! Гулегина замечательная певица, но близко с ней мы не соприкасались. Как-то так получилось, что с оперными дивами я вообще практически не пел. Была у меня небольшая партия в опере, где участвовала Анна Нетребко, а еще раньше - в оперной студии мы выступали вместе с Людмилой Монастырской. Вот, пожалуй, и все, что помню.

- А как проходят ваши встречи с украинскими певцами за границей?
- По-братски! За границей поет столько прекрасных украинских певцов, которых не знают на Родине! И когда во время работы происходят такие встречи, то тянет подольше пообщаться, обсудить все новости и события в Украине. Я работал в Бразилии вместе с басом Виталием Ковалевым. Он из Черкасской области, и сейчас делает очень успешную карьеру в театрах мира. Сейчас он живет в Швейцарии. Еще баритон Виталий Билый, родом из Одессы, поет в Европе. Он один из самых известных сейчас украинских певцов в мире. Если мы с украинцами собираемся вместе, то устраиваем посиделки с борщом и салом. Словом, чтим национальные традиции.

- А певцам все можно кушать?
- Да конечно! Это же зависит не от голоса, а от желудка! (смеется) Но фигуру нужно беречь!

- А это правда, что чем толще певец, тем лучше звучит его голос?
- Нет, не думаю. Все индивидуально. Хотя сознаюсь, что держать себя в форме довольно сложно, ведь самая большая человеческая проблема - это лень. И все же я заставляю себя ходить в спортзал.

- Как вы устроились за границей в плане быта?
- Да никак. Живу в гостиницах. Сейчас вот побуду дома в Киеве, потом поеду в Цюрих, затем вернусь снова в Киев. А когда я уехал поначалу в Петербург, то прожил там 7 лет. Обзавелся квартирой. Но год назад я уволился из Маринского театра, и уехал работал в Европу фрилансером. В Петербурге замечательный театр, и с Валерием Гергиевым мы замечательно поработали в трех спектаклях. Времени было мало, он постоянно куда-то торопился, но трудились мы качественно. И все же я попросился из труппы на вольные хлеба. В городе ужасный климат, и жить там стало просто невыносимо: холодно и сыро.

Беседовала Лилиана Фесенко.

Событие закончилось

Новый цикл вокальных вечеров «Солисты Мариинского театра в Культурном центре Елены Образцовой» открывает выступление одного из самых талантливых молодых баритонов, финалиста и обладателя приза за камерное исполнение (Song Prize) престижного Международного конкурса BBC в Кардиффе «Певец мира» Андрея Бондаренко и лауреата международных конкурсов Элеоноры Виндау, сопрано.

В программе прозвучат «Три песни Дон Кихота» Мориса Равеля, «Песни Дон Кихота» Жака Ибера, вокальный цикл Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь», «Шесть песен на стихи М.И. Цветаевой» Дмитрия Шостаковича, вокальный цикл Модеста Мусоргского «Детская».

Лирический баритон Андрей Бондаренко свою карьеру начал в 2005 году, став солистом Национальной филармонии Украины. В 2009 году певец окончил Национальную музыкальную академию им. П.И. Чайковского в Киеве. Последние несколько лет Андрей активно сотрудничает с таким мэтрами, как Валерий Гергиев, Айвор Болтон, Янник Незе-Сеген, Михаэль Шаде, Криста Людвиг, Марьяна Липовшек и Томас Квастхофф.
В 2006 году Андрей Бондаренко стал лауреатом Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а в 2010 году - победителем Международного конкурса им. Станислава Монюшко (Варшава). В 2010 году исполнитель дебютировал на Зальцбургском фестивале в опере «Ромео и Джульетта» с Анной Нетребко в главной роли. В 2011 году Андрей стал финалистом Международного конкурса BBC в Кардиффе «Певец мира», был награжден дипломом на украинском конкурсе «Новые голоса Украины» (Киев), а также выиграл приз на Международном вокальном конкурсе в Ворзеле «Искусство XXI века» (Киев).

В 2012 году Андрей Бондаренко дебютировал в Оперном театре Кёльна (Германия) и на Глайндборнском оперном фестивале (Великобритания) в роли Евгения Онегина. В январе 2014 года планируется дебютное выступление Андрея Бондаренко совместно с оперным сопрано Кэтрин Бродерик в «Вигмор Холле» (Великобритания). Недавно Андрей принял участие в рождественском выпуске программы известного мексиканского тенора Роландо Вильянсона «Звезды завтрашнего дня», которая транслировалась в прямом эфире во Франции и Германии.
В 2013 году Андрей Бондаренко исполнил заглавную партию в российской премьере оперы Б. Бриттена «Билли Бад» на сцене Михайловского театра, за которую получил Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». В 2014/15 году планируются дебютные выступления Андрея в Королевском театре Мадрида, Оперном театре Далласа (США), Цюрихском оперном театре (Швейцария), также он примет участие в нескольких постановках в Мариинском и Михайловском театрах в Санкт-Петербурге.

Элеонора Виндау окончила Национальную музыкальную академию Украины им. П.И. Чайковского в 2009 году (класс профессора В. Буймистера). На сцене театра-студии музыкальной академии исполнила партии Сюзанны («Свадьба Фигаро»), Лауретты («Джанни Скикки»), Ксаны («Запорожец за Дунаем»), Люси («Телефон»). С 2007 года – солистка Академии молодых певцов Мариинского театра. Дипломант IV Всероссийского конкурса молодых оперных певцов им. Надежды Обуховой (Липецк, 2008). Дипломант VIII Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2008).

Андрей Бондаренко – украинский баритон, солист санкт-петербургского Мариинского театра. Фото: из открытых источников.

Молодой певец построил Небесный Иерусалим в Лондоне


В то время, когда в современном, казалось бы, бесповоротно глобализированном мире вдруг один за другим стали открываться старые разломы и дух презрительного отказа от диалога неожиданно увлек многих деятелей культуры (почитайте, что сегодня говорят и пишут о России польский актер Даниэль Ольбрыхский, британский хореограф Мэтью Борн и другие), эта статья, написанная лондонским музыкальным критиком специально для «Труда», свидетельствует: далеко не все в Европе поддались антироссийской истерии. И великая русская музыка здесь - наш мощный адвокат.

Д-р Кэмерон Пайк

Концерт, о котором я пишу, принадлежит к самым запоминающимся из тех, что состоялись в последнее время в лондонском в Вигмор-холле - знаменитом зале, обладающем неотразимой интимностью и кристально чистой акустикой, помнящем событийные выступления ХХ века, в том числе с участием Бенджамина Бриттена и Питера Пирса. Замечательное сочетание искусства и мастерства мне посчастливилось услышать и в этой часовой программе, вместившей чаяния трех композиторов.

Одним из замечательных открытий концерта стал молодой украинский баритон Андрей Бондаренко, стажер Академии молодых певцов Мариинского театра, лауреат Международного конкурса оперных певцов Би-би-си в Кардиффе 2011 года. Певец, встретивший признание в Соединенном Королевстве, привлекает богатством тона и даром тесного общения с аудиторией, умением исполнять музыку тонко, интеллектуально, остроумно. Обратила на себя внимание разнообразная программа: «Песни Дон-Кихота к Дульсинее» Мориса Равеля были обрамлены двумя менее известными английской аудитории и произведениями: «Четырьмя песнями Дон Кихота» Жака Ибера и поэмой Георгия Свиридова «Отчалившая Русь». Притом поразило: все три композитора обладают общей чертой - развитой чувствительностью к поэтическому слову. Есть переклички и в тематике стихов, которая связана с мотивом странствия, реального или духовного. Все это - проявление тех разветвленных связей, что роднят французскую и русскую музыку, в истории взаимодействия которых не только общеизвестные факты (вроде оркестровки Равелем «Картинок с выставки» Мусоргского), но и множество менее известных обстоятельств, например такое: вокальное сочинение Равеля прозвучало впервые в фильме 1937 года в исполнении великого русского баса Шаляпина.

Несмотря на то, что композиторский «голос» Ибера менее мощен и индивидуален, чем у Равеля, произведения обоих авторов предстали трогательными и гармонично выстроенными песнями о красоте и изысканности. Так, «Четыре песни» Ибера прозвучали у Андрея Бондаренко эмоционально, с юмором и нежностью, притом и у пианиста Гари Мэтьюмена нашлась возможность проявить свою личную фантазию и восторг. Было очевидно, что обоим участникам ансамбля нравится работать вместе, полностью посвящая себя служению музыке.

Но основным событием концерта стало, несомненно, сочинение Свиридова. Хотя сам композитор дважды бывал в Лондоне, в 1972 и 1995 годах, его музыка остается малоизвестной в нашей стране. Тем большая заслуга Би-би-си и Вигмор-холла - то, как достойно поэма «Отчалившая Русь» была представлена: в программке - Джеффри Норрисом (специалистом по Рахманинову), а в прямом эфире - комментатором Эндрю МакГрегором, эмоционально и эрудированно ведшим трансляцию концерта по Радио-3. И Норрис и МакГрегор справедливо подчеркнули важность религиозного символизма поэмы, расслышали замысел Свиридова - дать картину прощания с потерянным русским миром, с традиционной крестьянской культурой его юности, погубленной разрушительными событиями гражданской войны и насильственной коллективизации в течение двух десятилетий после 1917 года. Отсюда, как было отмечено, и особое сочувствие композитора к поэзии Есенина. Единственной ошибкой этих в целом проницательных наблюдений была неточная датировка произведения: оно было написано не в 1988 году, а в 1977-м. Норрис и МакГрегор подчеркнули сопоставление образов тьмы и света, и публика могла следовать за прекрасными идиоматичными переводами.

Для меня было вопросом - как лондонская аудитория воспримет в общем-то неизвестное ей сочинение, да еще и исполняемое на русском языке (хотя несколько прекрасных записей доступны на CD). Ну а в высшей степени характерный музыкальный язык Свиридова, с его уникальным сочетанием распевной мелодии и квазилитургической гармонии, непривычен даже для тех, кто отчасти знаком с русской музыкой. Это звучит глубоко национально, но по стилю и духу очень отличается, допустим, от Шостаковича и уж тем более никак не связано с традицией немецкой Lied.

Самым поразительным в этом концерте было то, что внутренняя духовная сила музыки и исполнения пленила публику с первых же нот и властно держала ее до конца, когда зал восторженно приветствовал артистов (что случается не так часто на дневных концертах) и трижды вызывал их на сцену. МакГрегор заметил по радио: «Мы только что услышали мощный, яркий, значительный цикл», и его правота подтверждалась реакцией сидевших рядом со мной. В сочинении, где партия фортепиано так важна, я предпочел бы еще больше силы: в частности, в фортиссимо колокольного набата, предвещающего гибель старой России в части «Трубит, трубит погибельный рог...», и в тех местах, где композитор использует крайние регистры. Тому, кто хоть однажды слышал, как расставлял сам Свиридов в своем исполнении акценты, трудно это забыть. На самом деле звуковой мир этой поэмы, мне кажется, выходит за привычные пределы выразительности фортепиано, что напоминает ситуацию с «Картинками с выставки» Мусоргского. С другой стороны, Бондаренко мощно охватил эмоциональный спектр поэмы, от рефлексии и трагедии до радости и экстаза. Чувствуется, что певец уважает и любит музыку этого композитора. А трактовка части «Там за Млечными холмами», с ее необычайно яркой звучностью и похожим на народный ритмом вокальной партии, доставила ему явное наслаждение.

Исполнение этой очень русской работы нашего современника, с ее образами уходящей России, представленными так мощно солистом - выходцем с Украины, произошло в то время, когда правительство Королевства выразило неодобрение российской политикой в Крыму. Ирония этой ситуации, возможно, была замечена публикой концерта - по крайней мере, мне об этом подумалось. Однако еще более очевидно, что аудитория (а зал был почти полон) воспринимала музыку исключительно саму по себе, на духовном уровне. Именно это свойство музыки - в руках двух умных и одаренных исполнителей сливаться с аудиторией и воодушевлять присутствующих - сделало концерт запоминающимся. Как и всякое великое произведение искусства, это сочинение оказалось выше поверхностных параллелей с международными событиями, не говоря уж о контексте брежневской эпохи, в которую оно было создано. А образ «России, брошенной на произвол судьбы» я бы сблизил с более универсальным образом Небесного Иерусалима в положенном на музыку Воаном Уильямсом фрагменте Книги Откровения в его «Святом городе» (1923–1925) или в «Райских гимнах» Герберта Хоуэллса (1938–1950) - произведении, написанном по случаю смерти сына английского композитора. Мало того, что обе работы почти идентичны по протяженности «Отчалившей Руси», они родственны с ней благодаря тонкому чувству мелодии и необычайно впечатляющему изображению небесного света. Если бы Свиридов успел оркестровать свой цикл, как он намеревался, эти три опуса вполне можно было бы объединить в мощную и дающую богатую пищу для размышлений программу. Но и то, что мы услышали прекрасное исполнение неотразимого произведения, стоит оценить как огромное везение.

Он - исполнитель самых интересных и глубоких баритоновых оперных партий, обладатель запоминающегося, невероятно красивого голоса, и внушительной (красивой) сценической биографии.

Судите сами, короткий список большого пути:

  • в 2010 году Бондаренко успешно дебютировал на Зальцбургском фестивале («Ромео и Джульетта» Гуно с Анной Нетребко в главной роли, постановка Бартлетт Шер);
  • за выступление на Международном конкурсе BBC в Кардиффе в 2011-м он был удостоен приза за камерное исполнение (Song Prize), это открыло ему путь на крупнейшие концертные площадки мира;
  • они и последовали - выступление на Глайндборнском фестивале, в Опере Кельна, еще раз - фестиваль в Зальцбурге,
  • дебют, партия Пеллеаса в премьерном спектакле «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (дирижер Валерий Гергиев, режиссер Даниэл Креймер);
  • в 2013-м Бондаренко исполнил заглавную партию в премьере оперы «Билли Бадд» Бенджамина Бриттена (дирижер Михаил Татарников, режиссер Вилли Декер);
  • в следующие сезоны были выступления в Королевском театре Мадрида,Государственной опере Штутгарта, дебютный сольный концерт в лондонском Уигмор-холле с пианистом Гэри Мэтьюменом;
  • он записал сюиту «Поручик Киже» Сергея Прокофьева (Бергенский филармонический оркестр, дирижер Эндрю Литтон, BIS, 2013), романсы Сергея Рахманинова с пианистом Иэном Бернсайдом в Квинс-холле (Delphian Records, 2014).

Ему всего 31 год, он один из самый перспективных баритонов нашего времени. InKyiv поговорил с Андреем Бондаренко накануне его концерта в Киеве.

Вы поете главные оперные партии, это большая тема, и поете камерную музыку. Вам нравится это одинаково?

Камерная музыка мне нравится больше.

Что вам ближе - традиционный баритоновый репертуар или современная академическая музыка?

У меня нет возможности исполнять современную музыку и диссонансы, я мало с ней сталкивался. Но, если сравнивать музыку XX века сромантической музыкой XIX-го, - мне ближе XX век. Он мне интересен.

Какую музыку вы любите не петь, но слушать?

Разную, просто так дома, утром под кофе оперу слушать не люблю. Люблю слушать джаз, популярную музыку (качественную, западную). Люблю классический рок. Я родился в конце 1980-х, но считаю себя любителем ретро-музыки.

Работа над ролью: как вы готовитесь? Слушаете записи, читаете ноты…?

Если это незнакомая мне музыка, все начинается с записей, потом берется клавир, я изучаю клавир под запись, потом изучаю источники: история написания оперы, история жизни композитора. Это идеальный вариант.

Бывает так, что постановщик вас удивляет, и вам приходится вступать с ним во внутренний спор? Словом, что бывает, если взгляд режиссера вас не устраивает?

Бывает, но достаточно редко. Я кайфую от того, что у меня есть возможность исполнять одну роль в двадцати различных интерпретациях. Вот например, это касалось Онегина, мне лишь единожды попался режиссер, с которым я был категорически не согласен. Только потому,что постановка была просто «ни о чем». Понятно, это была его история об Онегине, но она абсолютно ничего не доносила зрителю. Если постановка открывает что-то новое, и что-то новое приносит - я за нее.

Как правило, я иду за режиссером, мне это интересно. Но бывают исключения.

Вы замечательно поете свою роль не только технически, но и играете ее. Занимаетесь актерским мастерством, сценическим движением…?

Я учился с Киевской консерватории, у нас было сильно представлены эти предметы - актерское мастерство, сценическое движение и хореография, по ним у нас былипрекрасные педагоги. Они дали (и мне, и тем, кто со мной учился) блестящую, большую школу. Поэтому сейчас больших сложностей с этим я не не испытываю. Но, разумеется, в каждой постановке своя специфика. Например, когда я работал над «Ромео и Джульеттой» - классическая постановка, на ней работал потрясающий американский мастер постановки боя. Конечно же, во время постановки мы много работали, и ставили бои, и это было очень красиво. Перед каждым спектаклем примерно 20 минут повторяли их, чтобы ощущение мастерства не терялось.

Один и тот же герой с разными режиссерами - это каждый раз разные задачи для вас – певца и вас – исполнителя роли?

В этом и состоит для меня главный интерес. Некоторые певцы выходят петь свою определенную роль, у них своя концепция и от нее эти певцы никуда не отходят. Мне скучно петь 50-ю одинаковую постановку Онегина.Мне интересно петь разных Онегиных, в разных спектаклях.

Что для вас в работе самое мучительное?

Учить новую роль.

Вы ведь как раз учите колоссальные объемы текстов.

Это моя личная, большая, серьезная борьба с ленью.

Вы вступаете в отношения со своими героями, они вам бывают симпатичны, и наоборот?

Думаю, да. Без анализа: почему они поступают так, а не иначе, без понимания того, кто они, нельзя выходить на стену. Чем лучше ты воспринимаешь (понимаешь) героя, тем лучше получается образ на сцене.

То есть все ваши герои вами прожиты и усвоены? И Пеллеас, и Бадд, и Онегин?

Да, пока я их репетирую и исполняю. Что касается Онегина, я его очень много исполнял, и начал делать это в раннем возрасте, он на мне оставил отпечаток, думаю. Ну - мне так кажется.

Это правда, что вы могли стать саксофонистом и, наоборот - не стать оперным певцом? Каквы вообще поняли, что хотите петь?

Да, с шести лет я занимался музыкой, саксофоном, и ничем другим не хотел заниматься никогда. И да, я хотел играть джаз. В 13 лет мне сказали: «О, у тебя есть голос! Иди учиться пению». Я попал к своему первому педагогу в Каменце-Подольском. То, что я пою - это его вина. Его звали Юрий Баландин, он мне привил любовь к классическому пению.

Благодаря Юрию Баландину мы слышим Андрея Бондаренко. А потом вам везло с учителями?

Мне везет с людьми, которые меня чему-то учат. И я стараюсь искать этих людей. И если у меня в какой-то момент жизни не случается человека, у которого можно учиться, я от этого страдаю.

Музыкальные инструменты менялись - технически усложнялись, менялись их формы, усложнялись или упрощались смычки и так далее. Что происходило с человеческим голосом как с исполнительским инструментом?

Да, конечно. Исполнительское искусствоменялось стилистически, если брать начало, середину и конец ХХ века и настающее время. Сейчас вокал стилистически другой. Это связано с разными вещами, например, изначально театры были меньше, потребность в певцах (количество спектаклей, в которых поют) тогда и сейчас совершенно разная. Раньше пение - это было намного меньше, и интимней. И вся социальная жизнь влияет на школу исполнительства, на восприятие музыки, на композиторов, которые написали эту музыку. И певец подходит к исполнению новой музыки новыми, другими техническими способами. Искусство пения всегда менялось, но всегда соотносилось с каноном, со временем, когда зарождалась опера, то есть - бельканто. Теперь все педагоги говорят что надо петь красиво. И громко (смеется), - шучу.

Баритонам сложнее жить в опере чем басам?

Не могу сказать, что сложнее или проще. Или интереснее. Давайте сравним, вот- тенора, баритоны и басы. Тенора - это герои-любовники, баритоны - это чьи-то братья или третьи герои в любовном треугольнике, или злодеи. Басы, как правило - отцы, великие старцы, тоже злодеи или убийцы. Сложно сравнить, кого интереснее петь… мне интересно петь то, что я пою. В моем возрасте я пою, если есть возможность, тех же героев-любовников, которые написаны для баритонов. Стану старше - пойдут серьезные драматические роли, буду петь злодеев, и так далее. В каждом голосе есть свои плюсы.

Вы спели не слишком характерные для баритонов партии (Пеллеас из «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси и Билли Бадд, «Билли Бадд» Бриттена), что еще редкого вы хотели бы спеть?

Пеллеас написан для тенора. И это вопрос, наверное, современной моды - баритоны(у которых есть возможность) стали петь эту партию, высокую для баритона. Мне кажется, что в исполнении баритона партия Пеллеаса звучит лучше, когда баритон уходит на высокие ноты, это звучит очень напряженно, более драматически. В контексте этой музыки и этой истории - так лучше, так интереснее, «правильнее» звучит. Пеллеас для меня - одна из самых гениальных партитур в истории музыки.

Билли Бадд - чисто баритоновая роль, она, к сожалению, редко исполняется, в Украине вообще «Билли Бадд» Бриттена не ставится ни разу. Билли должен быть молодым, задорным красавцем с красивым голосом - это возрастная роль, ее надо петь молодым. Конечно, мне повезло спеть и Пеллеаса и Билли, хочется спеть побольше такой музыки. Что касается других необычных ролей…. ну вот например, Гамлет. Есть опера «Гамлет» французского композитора Амбруаза Тома. Безумно красивая музыка, вообще нигде практически не идет - было бы очень интересно в ней спеть. Если говорить о роли-мечте, конечноэто Дон Жуан. Его я исполню в следующем году.

Как раз хотела спросить о планах.

В следующем сезоне у меня две большие, серьезные и новые для меня роли. Это будет Дон Жуан, в Америке, в Palm Beach Opera во Флориде. И это будет Вольфрам в опере «Тангейзер» Вагнера в опере Цюриха. Вагнер для меня это что-то совсем новое. Говорят - есть опера и есть Вагнер.

Театр «прописки» у вас существует, вы солист какого театра?

Наверное, не существует. Есть цюрихский театр, в котором у меня контракт на три года, контракт называется «резидент театра»,он означает что я в течении этих трех лет исполняю две роли в год.

В Киев планируете приезжать?

Всегда хочу и рад петь в Киеве. Что касается оперных спектаклей… я не вижу по репертуару, что мог бы исполнить в Национальной опере.

Пока - только концерты?

Да. Плюс некоторое концертное исполнение опер. Театров в плане пока нет.

ФОТО: Мария Терехова, Ричард Кэмпбелл, Марти Сол, Хавьер Дел-Реал

  • Что: сольный концерт Андрея Бондаренко
  • Когда: 19 апреля, в 19:30
  • Где: Дом Мастер Класс, ул. Богдана Хмельницкого, 57Б