Васнецов виктор михайлович. Самые известные картины васнецова виктора михайловича В каком году родился васнецов

братья, рус. художники. Род. в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870).

Виктор Михайлович

(3.05.1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ.- 23.07.1926, Москва), живописец, график, архитектор, театральный художник. Начал заниматься рисованием в 60-х гг. XIX в. в Вятской ДС. В 1867-1868 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в С.-Петербурге у И. Н. Крамского; 1868-1875 гг. (с перерывами) - в имп. АХ у П. П. Чистякова, был исключен за убеждения, сформировавшиеся под влиянием разночинцев-демократов. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки». 1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль. Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг. XIX в.), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами)). С 1893 г. действительный член имп. АХ (в 1905 от звания отказался).

Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников; для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». 1876, ГТГ; «Военная телеграмма». 1878, ГТГ; «Преферанс». 1879, ГТГ). В них В. создал выразительные образы-типы из рус. жизни, отражавшие искания реализма. Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус. средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. Особое значение для развития стиля мастера имело знакомство с семьей С. И. Мамонтова и участие в Абрамцевском кружке, члены к-рого изучали традиции национальной культуры. В то время В. М. работал совместно с И. Е. Репиным, М. В. Нестеровым, В. А. Серовым, М. А. Врубелем, В. Д. Поленовым и др.

В 1876 г. совершил поездку во Францию, где был создан первый эскиз к картине «Богатыри» (завершена в 1898; ГТГ), ставшей одним из лучших произведений мастера. Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, ГТГ) открыла новый этап в рус. исторической живописи, когда за основу был взят не исторический факт, а лит. сюжет; по мотивам сказок были написаны «Аленушка» (ГТГ), «Три царевны подземного царства» (1879, ГТГ), «Иван-царевич на сером волке» (1889, ГТГ).

Как театральный художник В. М. создал эскизы к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка» (1882) для домашней сцены в Абрамцеве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова для частной рус. оперы С. И. Мамонтова (1885).

В области архитектуры и дизайна мастер развивал принципы «русского стиля», используя традиции древнерус. каменного и деревянного зодчества. По его эскизам были созданы ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (1881-1882), павильон Всемирной выставки в Париже (1898), памятный крест на месте убийства вел. кн. Сергея Александровича в Московском Кремле (1905, уничтожен весной 1918, воссоздан в 1998 по благословению Патриарха Алексия II на территории Новоспасского московского мон-ря); разработал проекты дома И. Е. Цветкова, фасада Третьяковской галереи (1906). Его архитектурные работы положили начало новому стилю, к-рый вошел в историю архитектуры как «неорусский стиль».

Как художник-иллюстратор он работал над произведениями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. В жанре портрета В. создал глубокие психологические произведения - портреты В. С. Мамонтовой (1896, Музей-заповедник «Абрамцево»), Е. А. Праховой (1894, ГТГ), Б. В. Васнецова (1889, ГТГ), а также исторический портрет «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, ГТГ).

Самой значительной работой в области монументальной живописи являются фрески Владимирского собора в Киеве, созданные художником по приглашению А. В. Прахова вместе с др. мастерами в 1885-1896 гг. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл. эскизом для росписи апсиды алтаря Владимирского собора, в 1901 г. по его рисунку была исполнена плащаница для той же церкви. По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус. ц. св. Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С.-Петербурге (1883-1901; эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ).

В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус. монументальной живописи, воссоздавая духовную историю России в многочисленных образах святых и рус. подвижников благочестия: кн. Владимира, кнг. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн. Андрея Боголюбского, кн. Александра Невского, прп. Алипия, иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря. Росписи органично связаны с архитектурой, крупные фигуры помещены в неглубоком пространстве с низкой линией горизонта. Важную декоративную роль играют надписи слав. вязью. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. В. М. также написал неск. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Владимира» и «Крещение Руси». В. М. расписал в соборе центральный неф и апсиду, купол, столпы и иконы для главного иконостаса. В течение многолетней работы художником было создано ок. 400 эскизов и картонов.

Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ. искусства в России в кон. XIX - нач. XX в. Произведения мастера несли в себе черты стиля модерн, к-рые получили распространение в иконописи, сменив барокко и академизм. Стилизация визант., новгородского и московского искусства, тонкая рафинированность линии, усложненность формы иконной доски, декоративная звучность цвета, орнаментальность - все эти особенности отвечали требованиям времени и стали характерными как для столичных мастеров, так и для традиц. центров иконописания, напр. Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы.

В. М. похоронен на Введенском кладбище в Москве.

В 1953 г. открыт Дом-музей художника (Васнецова пер., 13), построенный в 1894 г. по его проекту, где он жил и работал с 1894 по 1926 г. (до 1988 - филиал МИГМ, с 1988 входит в состав ГТГ). В наст. время там хранится 25 тыс. экспонатов, связанных с биографией и творчеством художника.

Арх.: РГАЛИ. Ф. 716: В. М. Васнецов; ОР ГТГ. Ф. 66: В. М. Васнецов; Дом-музей В. М. Васнецова. Ф. В. М. Васнецова; РГИА. Ф. 789. Оп. 6. Ед. хр. 136 [личное дело].

Ист.: В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987.

Лит.: Соболев А . Живопись В. М. Васнецова в Киевском соборе. М., 1898; Рождественский Н . В . О значении Киевского Владимирского собора в рус. религ. искусстве. М., 1900; Дедлов В . Л . Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901. С. 21-86; Иконописный сб. СПб., 1909. Вып. 2. С. 155-121; Лебедев А . К . В. М. Васнецов. М., 1955; Галеркина О . И . Художник В. Васнецов. Л., 1957; Нестеров В . Давние дни: Встречи и восп. М., 1959; Моргунов Н . С ., Моргунова-Рудницкая Н . Д . В. М. Васнецов: Жизнь и творчество. М., 1962; Васнецов В . А . Страницы прошлого: Восп. о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976; В. М. Васнецов: Кат. выст. ГТГ. М., 1990; Пастон Э . В . Виктор Васнецов. М., 1996; Ярославцева Н . А . Москва В. Васнецова. М., 1998.

Аполлинарий Михайлович

(25.07.1856, с. Рябово Вятского у. и губ.- 23.01.1933, Москва), живописец, график, театральный художник. Систематического художественного образования не получил. В 1872 г. окончил семинарию. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С.-Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И. И. Шишкина. В 1877 г. сдал экзамен на звание народного учителя, нек-рое время под влиянием идей народничества был преподавателем в школе с. Быстрица Орловского у. Вятской губ. В 1878 г. переехал в Москву. Входил в Абрамцевский кружок; с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др. В 1880-1886 гг. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др. В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы. В 1901-1918 гг. преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ; в 1923-1930 гг.- в Техникуме кустарной промышленности (ТКП).

Основной темой творчества А. М. был пейзаж, с 1890 г. исторический пейзаж Москвы - новое явление в рус. искусстве; в основу его картин легли исторические и археологические изыскания. Архитектурная реконструкция облика древнего города гармонично сочетается с воссозданием быта и духа эпохи («Москва конца XVII столетия: на рассвете у Воскресенских ворот» (1900, ГТГ); иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове» (90-е гг. XIX в.).

Он много путешествовал по Украине (1890-1891), Крыму (1885-1886), Уралу (1890-1891). В нек-рых работах, написанных в результате этих поездок, заметно влияние Шишкина в передаче эпического характера пейзажа (напр., «Тайга на Урале. Синяя гора»; 1891, ГТГ). В 1898 г. совершил путешествие по Европе (Италия, Франция, Германия).

После 1917 г. занимался изучением древней архитектуры и искусства (пейзажи «Новодевичий монастырь. Башни», 1926, «Коломенское. Вид на Дьяково с ходовой паперти церкви Вознесения», 1927 - оба в ГРМ). В 20-х гг. создавал акварели по заказу Музея г. Москвы (ныне МИГМ), среди них - «Красная площадь во второй половине XVII века» (1925).

Автор теоретических трудов по искусству: «Художество: Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи» (М., 1908), «Облик старой Москвы» (История рус. искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1910. Т. 2). Музей художника в Москве (Фурманный пер., 6) создан в 60-х гг. по инициативе его сына, В. А. Васнецова (1901-1989), передавшего гос-ву помещение мемориальной квартиры, собрание произведений и семейный архив. Собрание музея насчитывает ок. 9 тыс. экспонатов.

А. М. похоронен на Введенском кладбище в Москве.

В 1981 г. в с. Рябове открыт мемориальный Дом-музей братьев В. и в нач. 90-х гг. установлен памятник в их честь.

А. Топурия

Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен.

Биография Виктора Васнецова

Родился Васнецов 3 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году.

По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом - в выставках передвижников.

Член мамонтовского кружка в Абрамцево.

В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».

В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».

В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

Творчество Васнецова

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн.

На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое - «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).


В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926).

О том, какую злую шутку может сыграть с человеком неуверенность в себе, свидетельствует один факт из биографии В.М. Васнецова.

Приехав из далекой Сибири поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств, молодой человек очень волновался. На экзамене он нарисовал все, что было задано, и начал оглядываться по сторонам. К ужасу своему он заметил, что стоящий за соседним мольбертом абитуриент скептически разглядывает его рисунок и даже откровенно усмехается, чуть ли не смеется.

«Все - провалился!» - решил Васнецов и пришел в такое отчаяние, что даже не стал узнавать результаты экзамена. Проведя несколько дней в чужом городе, будущий художник поступил в Рисовальную школу И.Н. Крамского в надежде еще подучиться и попытать счастья на следующий год.

Каково же было его изумление, когда, снова придя подавать документы в Академию художеств, он выяснил, что поступил еще в первый раз и уже год числится на первом курсе!

Библиография

  • Кульженко С. В. Соборъ Св. Равноапостольнаго Князя Владимира въ Киеве. - Киев: Издательство С.В.Кульженко, 1898.
  • Бахревский В. А. Виктор Васнецов. - М.: Молодая гвардия, 1989. - (Жизнь замечательных людей). - ISBN 5-235-00367-5.
  • Бутина Н. Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. - 1994 . - № 7/8. - С. 124-125.
  • Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. - Л.: Художник РСФСР, 1964. - 56 с. - (Народная библиотечка по искусству). - 20 000 экз.
  • Кудрявцева Л. Васнецов. - М.: Белый город, 1999. - ISBN 5-7793-0163-8.

15 мая 2013 года исполнилось 165 лет со дня рождения великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848 г.)

Виктор Васнецов родился в Вятской губернии, в семье сельского священника.

Cвященниками были и дед, и прадед художника.

Детство и юношество

Отец художника, широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность.

Вот что вспоминал Васнецов о своём детстве: «Начал я рисовать с раннего детства.., рисовал больше корабли и морские сражения – это за тридевятьто земель от всякого моря! Потом пейзажи и людей...

Первые настоящие картины мы с братом Апполинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой нас отец возил «на поклон», чуть только приедем из семинарии... Все под стеклом, в золотых рамах, виселичинно в несколько рядов... Мы гордились талантом бабушки».

На каникулах «отец требовал показать наши рисунки, очень серьёзно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, както немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы, рисунки и этюды, выполненные масляными красками».

Виктор Васнецов уехал учиться в Вятку в 10-летнем возрасте – вначале в духовное училище, затем в духовную семинарию. Но через 9 лет с благословения отца будущий художник оставил семинарию за полтора года до её окончания и уехал в Петербург поступать в Академию художеств .

Учёба в Академии

Начав учёбу в Академии, Васнецов познакомился с художником И. Репиным, общение с которым переросло в крепкую дружбу, сблизился с А. Куинджи, И. Крамским, В. Максимовым, В. Поленовым, В. Суриковым и др.

В Академии он удостаивается большой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом». Время это для Васнецова было очень трудным. Он переживает смерть отца, печётся о брате Аполлинарии, много трудится ради заработка.

Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с московской семьёй известного мецената Саввы Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком.

Музыкальные вечера, постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры о проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского о прошлом России.

Картины и росписи художника

Творчество В.М. Васнецова хорошо известно многим прежде всего благодаря его картинам, посвящённым русским сказкам, былинам и древней русской истории. Среди его полотен такие картины, как «Богатыри», «Снегурочка», «Иванцаревич на сером волке», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства», «Алёнушка» и др.


Васнецов Виктор Михайлович . Богатыри. 1898 г.

Васнецов Виктор Михайлович . Аленушка. 1881 г.

В то же время полотна, созданные художником на христианские темы, мало известны широкой публике, не так часто экспонируются и анализируются. А между тем в мировой критике эти картины по праву считаются шедеврами.

В начале 1885 года В.М. Васнецов получает приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве . Более десяти лет трудится Васнецов над росписью в храме. И как результат – грандиозно проделанная работа, не имеющая равных в русском искусстве ХIХ века: около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников – свыше 2000 кв. м.!

По замыслу вся роспись собора была посвящена 900летию Крещения Руси.


Васнецов Виктор Михайлович . Фрагмент фрески «Крещение Руси». 1895-1896 гг. Владимирский собор в Киеве.

Готовясь к работе, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал фрески киевского Софийского собора, Кирилловского и Михайловского монастырей. Успех васнецовских росписей был огромен. В них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове – «гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи».

Сам же великий художник о своей работе в соборе сказал:«Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техник, до их живописного эффекта».

После окончания работы над киевском собором Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Сам мастер считал, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Васнецов серьёзно занимался историей Древней Руси, а также изучением деяний православных святых.

Целые дни проводил художник в исторических музеях, часами просиживал над старинными рукописями.

Прожил Виктор Михайлович Васнецов 78 лет.

«Я только Русью и жил», – написал он в старости.

Вот почему художник М. Нестеров сказал о Васнецове: «Чудесный памяник оставил Васнецов русским людям. Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал».

Елена Добронравова


По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском , 06 (171) июнь 2013 г.

­Краткая биография Виктора Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович­ - выдающийся русский художник-живописец; один из основоположников русского модерна. Васнецов был также архитектором и увлекался фольклорной живописью. Родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, расположенном в Вятской губернии. Отец будущего художника был священником. Помимо Виктора, в семье было еще пятеро детей. Младший брат Аполлинарий был также известен в художественных кругах. Фамилия Васнецовых имела древне-вятские истоки.

Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но в связи с отсутствием денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников в такие заведения принимали бесплатно. В 19-летнем возрасте Васнецов, оставив на полпути семинарию, уехал поступать в петербургскую Академию художеств. Денег у него было совсем мало, но выручила продажа двух его картин: «Молочница» и «Жница». Уроки рисования ему когда-то давал гимназический учитель Н. Г. Чернышев и И. Н. Крамской. В Петербурге он смог отточить свое мастерство в области живописи.

Впервые работы молодого художника были представлены на одной из академических выставок в 1869 году. Уже в его ранних картинах отслеживался авторский почерк и склонность к стилю модерн. В 1878 году Виктор Михайлович переехал в Москву, где он выработал иллюстративно-фольклорную направленность. Все свои лучшие произведения художник создал именно в этом городе. Он рисовал полотна на исторические темы, былинных богатырей, персонажей русских сказок.

Искусство Васнецова не осталось незамеченным, поэтому его работы украшали страницы таких журналов как «Мир искусства». Его творчество оказало большое влияние на художников периода модерн и членов Абрамцевского кружка. В Москве ему посчастливилось общаться с Мамонтовым и Третьяковым. Совместно с В. Поленовым он построил храм в «русском стиле». Помимо этого он спроектировал фасад Третьяковской галереи, собственного дома-мастерской, галерею Цветкова и многие другие здания в городе. В 1885 году он перебрался в Киев, чтобы расписывать Владимирский собор.

Через десять лет кропотливой работы его стали почитать как великого русского иконописца. Однако пиком его творческой карьеры стала картина «Три богатыря», представленная на личной выставке художника в 1899 году. Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть. Последнее, над чем он работал, это портрет его друга и ученика Нестерова.

Биография и эпизоды жизни Виктора Васнецова . Когда родился и умер Виктор Васнецов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, фото и видео .

Годы жизни Виктора Васнецова:

родился 15 мая 1848, умер 23 июля 1926

Эпитафия

Кистью своей оживляя былины,
Сказы, легенды, преданья старинны,
Ты себя обессмертил и в вечность ушел,
Там ты покой и смиренье нашел.

Биография

Великий русский живописец Виктор Васнецов с детства был наделен художественным талантом. В зрелом возрасте он утверждался в жанре бытописательства, что прекрасно соответствовало настроениям русских художников-передвижников. Но в историю Васнецов вошел главным образом как основатель принципиально нового направления - былинно-исторического. Черпая вдохновение из бездонных колодцев родного фольклора, живописец воспроизводил на своих полотнах сказочные мотивы из русских легенд и преданий. Так в творческом наследии России появились знаменитые «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-Царевич на Сером Волке» и другие популярные сюжеты. Монументальные росписи Васнецова по сей день можно встретить на сводах Владимирского собора в Киеве, храма-памятника Александра Невского в Софии, храме Воскресения в Санкт-Петербурге. При жизни Виктор Васнецов слыл прекрасным иллюстратором и декоратором, умел проектировать дома, принимал участие в создании театральных костюмов. Словом, Васнецова интересовали различные творческие начинания, что лишь в очередной раз подтверждает искренность его призвания, истинность пути.


Виктор Васнецов родился в семье приходского священника в селе Лопьял Вятской губернии. По тем временам дети священников могли получать бесплатное образование в духовных семинариях, так что судьба мальчика, казалось бы, была предопределена. Но тяга к искусству преследовала Виктора Михайловича с детства, да и талант его был вполне очевиден, так что с позволения отца на двадцатом году жизни Васнецов отправился в Петербург для поступления в Академию художеств. Уже после года учебы молодой живописец стал принимать участие в экспозициях Академии, а после и в выставках передвижников. В раннем творчестве Васнецова преобладали бытовые сюжеты, и слава о нем, как о новоиспеченном жанровом художнике, быстро разнеслась по всей округе.

Когда же в творчестве Васнецова случился перелом - скачок с бытовых сюжетов на сказочные - прежние его ценители скорее покривились, чем обрадовались. Новаторство в искусстве - это всегда риск, но Васнецов руководствовался исключительным внутренним чутьем, увековечивая на холстах фантастические грезы своего сознания. И художник не ошибся. Его работы создали целый пласт подлинной национальной живописи, воспевающей красоту народного фольклора и величие русской истории.


Великий живописец умер в Москве в своей мастерской, работая над портретом Нестора. Смерть Васнецова пришлась на 23 июля 1926 г., когда художнику шел семьдесят девятый год. Похороны Васнецова состоялись на Лазаревском кладбище в Москве, которое оказалось ближайшим к его дому. Однако после упразднения кладбища в 30-х гг. прах живописца перезахоронили на Введенском кладбище. На могиле Васнецова установлен каменный памятник с выгравированным изображением поникшего витязя на распутье.

Линия жизни

15 мая 1848 г. Дата рождения Виктора Михайловича Васнецова.
1858 г. Поступление в духовное училище, а затем в Витебскую семинарию.
1867 г. Поступление в петербургскую Рисовальную школу.
1868 г. Поступление в петербургскую Академию художеств.
1869 г. Начало экспозиционной деятельности.
1893 г. Присуждение звания действительного члена Академии художеств.
1905 г. Участие в финансировании и оформлении монархических изданий, в т. ч. «Книги русской скорби».
1915 г. Участие в учреждении Общества возрождения художественной Руси.
23 июля 1926 г. Дата смерти Виктора Васнецова.

Памятные места

1. Село Лопьял Вятской губернии (ныне Кировская область), где родился Виктор Васнецов.
2. Академия художеств в Петербурге, где учился выдающийся живописец.
3. Лазаревское кладбище в Москве (ныне не действующее), где был похоронен Васнецов.
4. Введенское кладбище, где перезахоронен прах художника.
5. Владимирский собор в Киеве, где содержатся работы Васнецова.
6. Храм Спаса на Крови в Петербурге, где содержатся работы Васнецова.
7. Храм-памятник Александра Невского, в оформлении которого принимал участие Виктор Васнецов.
8. Дом-музей Васнецова в Москве.
9. Государственный Русский музей в Петербурге, где хранятся полотна Виктора Васнецова.
10. Памятник Васнецову в Кирове.

Эпизоды жизни

Когда молодой Васнецов задумал поездку в Петербург, средств на дорогу у него не оказалось. Художник пытался достать нужную сумму, подрабатывая иллюстратором в одном проекте, но книга так и не вышла в печать, а деньги, соответственно, выплачены не были. Позже друзья Васнецова организовали выставку его картин в Вятках, две из которых тут же были куплены. С тем юный живописец и отправился в Петербург, имея за душой не более десяти рублей.

Талант Виктора Васнецова проявился во многих сферах искусства. Так, в начале 1900-х гг. по рисункам художника был выполнен фасад Третьяковской галереи, а также ряда частных домов. В Абрамцеве по проектам живописца была возведена небольшая церквушка и сказочная изба на курьих ножках. Для знаменитой пьесы «Снегурочка» Васнецов готовил декорации и костюм главной героини. «Никогда еще фантазия не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной», - отзывался о его работе Владимир Стасов. По инициативе искусствоведа все декорации пьесы были перенесены на профессиональную сцену оперы мецената Мамонтова.

Завет

«Я всегда только Русью и жил…»

Сюжет о Викторе Васнецове из цикла передач «Тайники Русского музея»

Соболезнования

«Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта… А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия».
Максим Горький, писатель

«Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест… И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там - угнетенная и еще затоптанная… а здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».
Владимир Стасов, художественный критик