Vbulletin воспоминания художника. Из воспоминаний художника Юрия Анненкова
"В 1921-м году советская власть заказала мне портрет Ленина, и мне пришлось явиться в Кремль.
Ленин был небольшого роста, бесцветное лицо с хитровато прищуренными глазами. Типичный облик мелкого мещанина, хотя Ленин (Ульянов) и был дворянин.
Ленин был неразговорчив. Сеансы (у меня их было два) проходили в молчании. Ленин как бы забывал (а может быть, и действительно забывал) о моем присутствии, оставаясь, впрочем, довольно неподвижным, и только, когда я просил взглянуть его на меня, неизменно улыбался. Вспомнив о ленинской статье "Восстание как искусство", я попробовал тоже заговорить об искусстве.
Я, знаете, в искусстве не силен, - сказал Ленин, вероятно позабыв о своей статье и о фразе Карла Маркса, - искусство для меня, это... что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и, когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его - дзык, дзык! - вырежем. За ненужностью. Впрочем, - добавил Ленин, улыбнувшись, - вы уж об этом поговорите с Луначарским: большой специалист. У него там даже какие-то идейки...
Ленин снова углубился в исписанные листы бумаги, но потом, обернувшись ко мне, произнес:
Вообще, к интеллигенции, как вы, наверное, знаете, я большой симпатии не питаю, и наш лозунг "ликвидировать безграмотность" отнюдь не следует толковать, как стремление к зарождению новой интеллигенции. "Ликвидировать безграмотность" следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель - вполне практическая. Только и всего.
Каждый сеанс длился около двух часов. Не помню, в связи с чем, Ленин сказал еще одну фразу, которая удержалась в моей памяти:
Лозунг "догнать и перегнать Америку" тоже не следует понимать буквально: всякий оптимизм должен быть разумен и иметь свои границы. Догнать и перегнать Америку - это означает прежде всего необходимость возможно скорее и всяческими мерами подгноить, разложить, разрушить ее экономическое и политическое равновесие, подточить его и, таким образом, раздробить ее силу и волю к сопротивлению. Только после этого мы сможем надеяться практически "догнать и перегнать" Соединенные Штаты и их цивилизацию. Революционер прежде всего должен быть реалистом.
Ленин снова хитровато улыбнулся:
Художник, конечно, тоже. Импрессионизм, кубизм, футуризм и всякие другие "измы" искажают искусство. Оно должно обойтись без "измов". Искусство должно быть реальным.
Я хотел было спросить Ленина, как он относится к таким "измам", как "социализм", "коммунизм", "марксизм" и - в будущем - неизбежный "ленинизм", но удержался и промолчал.
Весело смеясь, мы расстались, "товарищески" пожав друг другу руки, но, унося рисунок в папке, я уже знал, что задуманный ранее портрет Ленина, как символ боевой воодушевленности революции, символ перекройки судеб человечества, я не сделаю. Роль Ленина в подобной "перекройке" показалась мне историческим недоразумением, промахом, массовой аберрацией.
Не более чем через год после Октябрьского переворота моя приятельница, бывшая ярой большевичкой, но родители которой пали жертвой уличного самосуда, прокляла революцию и навсегда эмигрировала из советской России.
В облупившемся снаружи и неотопленном внутри "Институте В. И. Ленина" меня прежде всего поразила стеклянная банка, в которой лежал заспиртованный ленинский мозг, извлеченный из черепа во время бальзамирования трупа: одно полушарие было здоровым и полновесным, с отчетливыми извилинами; другое, как бы подвешенное к левому на тесемочке, - сморщено, скомкано, смято и величиной не более грецкого ореха. Через несколько дней эта страшная банка исчезла из института и, надо думать, навсегда".
Photo by Gabriele Diwald on Unsplash
Образ Русского человека утрачен. Конечно, кого-то возмутят эти строки, и в этом его свобода. Но стоит оглянуться - видны традиции, хотя отсутствует Дух; видна культура, да поди сыщи наследие и его понимание, стремление перенять и приумножить, а не выкрикнуть свое Я, или заявить о принадлежности. Сухая идентификация.
Не всегда приходит понимание - Валерий Плотников был прав, когда говорил: «Мои снимки - свидетельство ушедшей эпохи». Невольно продолжаешь мысль: «Фотография будущего - не то, во что ты веришь, а то, с помощью чего ты уверуешь: в правду, которая у каждого своя, или в анатомические данные человека, которого сняли без «хитрой» одежды, которая всегда и везде корректировала примитивную визуальную оценку».
Мир фотографии стремительно беднеет: фотография ради фотографии, что угодно ради денег и «свободы». Паттерны и обложки, вместо лика и образа - не данность времени, а следствие полного искоренения сознания в рамках общественной массы. Мы позабыли опасения Ролана Быкова: «Я не хочу, чтобы из иконы делали вещь, и спекулировали, а вещь делали бы иконой, и ей поклонялись». Отвернулись от гения, при виде мещанина.
Свои дальнейшие проекты я не стану подгонять под требования времени, запросы индустрии и свежевыпеченные критерии горстки временных мещан. Понимаю, что в познании наследия потребуется помощь - не только коллег, но и опыт тех, кто был носителем Русского лика, и с этим сложнее. Можно опираться на письма, мемуары и результаты созидания.
Многие художники, взявшись за перо, обнаруживали в себе литературный талант и создавали интересные произведения беллетристического, мемуарного и эпистолярного жанров. В своих рассказах, о себе и своем творчестве, они оставили зарисовки современников и эпохи, быта и событий художественной жизни, встреч с интересными людьми.
То было давно… там… в России…
Живописец и театральный художник, педагог и… писатель! За годы вынужденной эмиграции он написал более четырехсот рассказов:
- О своем детстве. Первые открытия и утраты, радость и горечь, «краски» и образы.
- О преподавателях. Константин Алексеевич учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова.
- О лучших друзьях. Среди которых: Чехов, Левитан, Шаляпин, Врубель и Серов.
- О работе декоратором. В частной опере Саввы Мамонтова и в Императорских театрах.
- О рыбной ловле и охоте. Деревенский быт, приятели, верные собаки и радость - быть Дома, в России того времени.
Литературное творчество Константина Алексеевича напоминает Чехова, Тургенева, Шмелева и Бунина, однако у Коровина своя индивидуальная творческая палитра. В ее основе - любовь к России, к ее природе и людям.
Подробное описание и покупка: Ozon
Далекое близкое
На склоне лет, знаменитый русский художник Илья Репин принялся за написание мемуаров и оставил нам множество рассказов и очерков о своих современниках - художниках Куинджи, Ге и Крамском, архитекторах Стасове и Антокольском. Его письма об искусстве, и отдельные, весьма яркие, впечатления о созданных произведениях, опубликованы в этом издании.
В своих повествованиях Илья Репин умело использует народную речь: русских и украинских крестьян, с которыми познакомился еще в детстве, во время скитаний по днепропетровским и волжским деревням. Он многое говорит про живопись, про то, что она должна быть сердечна, обращена к народу и его истокам.
Илья Ефимович говорит, что мастерство и сердце - два равновеликих слагаемых, которые не должны противопоставляться друг другу, но обязаны сочетаться, чтоб искоренить акробатику кисти, живописность ради живописности. Он всегда с сочувствием цитировал, ныне забытое, изречение Крамского, что художник, совершенствуя форму, не должен растерять по дороге «драгоценнейшее качество художника - сердце».
Подробное описание и покупка: |
Из «Воспоминаний» художника К. Коровина
0 Участников и 2 гостей просматривают эту тему.