Вот так У следствия есть все доказательства, кто сбил рейс MH17. Что нового в выводах следователей по сбитому над Донбассом MH17

Члены международной следственной группы предъявили журналистам капсулу от ракеты ЗРК, сбившей «Боинг». На ней есть цифры серийного номера. Фото: Павел Каныгин / «Новая газета»

Следствие пришло к выводу, что установка «Бук» была доставлена на территорию Донбасса из Курска — в составе конвоя 53-й бригады ПВО российской армии.

Группа JIT фактически подтвердила версию независимых исследователей из Bellingcat, которые еще в 2015 году заявили о причастности российских военных к переброске ЗРК «Бук» в Донбасс. В своем расследовании Bellingcat отталкивался от данных из соцсетей. Международные следователи в своей работе опирались на анализ технических данных самого «Бука», уникальных отличительных признаков той установки, из которой был сбит Боинг, а также материалы российских очевидцев транспортировки ЗРК из Курска к границе с Украиной.

Напомним, что предыдущий доклад JIT, представленный в сентябре 2016 года, содержал сведения о перемещении «Бука» по территории Донбасса. Тогда следователи установили, что в начале июля 2014 года зенитный комплекс заехал на территорию Украины, где к нему присоединилась группа сопровождения из людей в военной форме без опознавательных знаков. В их сопровождении «Бук», установленный на тягач «Вольво», проследовал сначала к Донецку, а затем в район села Первомайское под Снежным.

С первых дней лета 2014 года на территории Донбасса шли напряженные бои между пророссийскими силами и украинской армией. Украинская сторона активно использовала штурмовую авиацию, а также тяжелые транспортные самолеты для доставки грузов и личного состава к границе с Россией, чтобы отрезать сепаратистов от «тылового» обеспечения.

Силы «ДНР» и «ЛНР» со всей очевидностью нуждались в оружии, которое могло бы нейтрализовать воздушную угрозу. В течение июня и первых недель июля 2014 года сепаратисты боролись с украинской авиацией с помощью «ручных» ЗРК невысокой дальности поражения и успешно атаковали военные самолеты лишь на взлете и посадке. Так были сбиты Ил-76 под Луганском и Ан-30 под Славянском.

Однако уже 14 июля им удалось сбить украинский транспортник Ан-26, летящий на высоте 6200 метров. Из переписки сепаратистов в социальных сетях стало ясно, что в их распоряжении появились более мощные системы ПВО.

Днем 17 июля 2014 года о продолжении «птичкопада» отчитался тогдашний министр обороны «ДНР» Игорь Стрелков-Гиркин, завив, что «ополченцам» удалось сбить еще один украинский военный Ан-26. Через несколько часов после его записи стало ясно, что в небе над Торезом был сбит пассажирский Боинг-777 малазийских авиалиний.

По данным JIT, вскоре после этой атаки «Бук» на том же тягаче «Вольво» был спешно отправлен в сторону Красного Луча и далее — Дебальцева и Луганска, где ранним утром 18 июля был сфотографирован на тягаче одним из местных жителей — у установки в тот момент уже отсутствовала одна из четырех ракет. В то же утро тягач пересек границу с Россией.

Новые данные JIT, представленные в анимированной презентации 24 мая 2018 года комендантом отдела расследований полиции Нидерландов Гилбертом Паулиссеном, описывают хронологию движения комплекса «Бук» по России до границы с Украиной в Донбассе.

Итак, 23 июня установка выехала из расположения 53-й бригады в составе конвоя из 6 других комплексов ЗРК. Конвой последовательно запечатлен на видео и фотографиях очевидцев в российских населенных пунктах Старый Оскол, Городище, Алексеевка, Расховец, и, наконец, 25 июня он прибыл в Миллерово, который находится в паре десятков километров от границы с Украиной.

Многочисленные любительские видеоролики демонстрируют движение конвоя по дорогам общего пользования. В некоторых случаях массивная техника мешает проезду гражданского транспорта. Необычное явление привлекает внимание зевак со смартфонами.

В составе колонны шесть комплексов ЗРК имели трехзначные бортовые номера, начинающиеся с цифры 2 (например, 202). По мнению следователей, эта цифра обозначает батальон приписки комплекса в составе военной бригады. Только одна установка имела бортовой номер с цифрами 3…2 (вторая цифра была стерта).

Используя кадры очевидцев и сервиса Google View, следствие верифицировало весь маршрут следования колонны из Курска. Ориентирами были рекламные конструкции, дорожные знаки, указатели и их сочетание друг с другом.

Также следствие определило 7 уникальных отличительных признаков («fingerprints» — буквально: отпечатков пальцев) «Бука» 3…2, следующего в составе конвоя. Они полностью совпали с «отпечаткам» установки, сбившей малайзийский Боинг. Эти сведения команда JIT получила от свидетелей, наблюдавших «Бук» на территории Донбасса.

Четыре «отпечатка» — на левом борту, а именно:

  1. отметка в виде креста, обозначающая центр тяжести самоходной установки;
  2. временная маркировка для перевозки на другом транспорте;
  3. белая полоса на щитке гусеницы;
  4. два характерных пятна на том месте, где должен быть указан бортовой номер установки.

На правом борту — три отличительных признака:

  1. белое пятно на щитке гусениц;
  2. крупный разрыв в щитке левее белой полосы;
  3. отсутствие спиц во втором с конца гусеничном опорном колесе.

— Эти «отпечатки», их физическое расположение относительно друг друга делают их уникальными отличительными чертами искомой нами установки ЗРК, — рассказал «Новой газете» специальный прокурор Нидерландов по расследованию крушения МН17 Фред Вестербеке.

— Есть ли у вас иные доказательства помимо фото, видео и свидетельств очевидцев? Возможно, снимки со спутников?

— У нас есть различные материалы. Но сейчас мы не демонстрируем абсолютно все, что имеем, так как в этом случае мы раскрываем карты другой стороне. Пока мы не собираемся этого делать, — отметил специальный прокурор.

Помимо анализа данных о происхождении «Бука» следователи также продемонстрировали корпус и сопло ракеты, найденные на месте трагедии МН17. На ее корпусе виден, в частности, серийный номер — 9Д1318869032.

— Мы смогли установить значение этого номера, — рассказала представитель Австралии в группе JIT, начальник федеральной полиции Дженифер Хёрст. — Цифры «9Д131» относятся к виду ракетного двигателя типа 9M38 и/или 9M38M1. Цифра 8 обозначает производителя, в данном случае это из города Долгопрудного в Московской области. Число 86 указывает на год производства, а именно 1986 год. Число 9032 является уникальным идентификационным номером данного конкретного ракетного двигателя.


Члены Объединенной следственной группы на пресс-конференции, посвященной расследованию крушения Боинга-777 в Донбассе. Фото: Павел Каныгин/ «Новая газета»

После завершения пресс-конференции на вопросы «Новой газеты» отдельно ответил Фред Вестербеке.

— Как и прежде, остается вопрос: кто конкретно ответственен? — говорил специальный прокурор. — Мы все еще активно работаем над ним. JIT достигла определенного прогресса в установлении некоторых причастных и продолжает работу дальше. Но поймите, как я уже сегодня призывал ваших коллег: расследование — это не построить дом по готовому плану, когда у вас есть уже дизайн и ясны сроки. Мы используем все наши возможности, чтобы двигаться как можно скорее, но мы работаем в сложных условиях. Мы уже направили российской стороне сведения о нашем текущем расследовании и ждем ответа: действительно ли 53-я бригада была задействована в Донбассе? Кто именно был вовлечен в транспортировку?

— В таком случае будет ли идти речь о допросе офицеров и солдат этой бригады?

— Давайте сначала дождемся ответа российской стороны на наш текущий запрос. Конечно, мы были бы рады всеобъемлющему сотрудничеству. Но мои ожидания пока не столь высоки, чтобы говорить о возможности проведения допросов. Мы неоднократно обращались к российским властям, но пока так и не получили значительной информации.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По данным голландских следователей, ракета "Бук" взорвалась слева от кабины пилотов "Боинга"

Со дня крушения малайзийского "Боинга" в небе над Украиной прошло больше двух лет. За это время российские СМИ неоднократно ставили под сомнение результаты официального расследования причин трагедии, унесшей жизни 298 человек. Служба мониторинга Би-би-си проследила за тем, как менялись версии катастрофы в интерпретации прокремлевских медиа.

Испанский диспетчер

17 июля 2014 года в 19 часов по московскому времени новостной телеканал LifeNews сообщил о "новой победе донецких ополченцев", которым якобы удалось подбить очередной транспортный самолет Ан-26 ВВС Украины. На этот раз - около города Торез.

"Все произошло около пяти часов вечера по московскому времени. Над городом пролетал Ан-26, внезапно в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолет начал падать", - отметила ведущая, комментируя любительское видео с места событий. Новость тут же подхватили многие новостные сайты и телеканал "Россия 24".

Однако менее чем через час выяснилось, что на кадрах, показанных в эфире российских телеканалов, был вовсе не Ан-26, а малайзийский "Боинг", летевший в Куала-Лумпур из Амстердама.

В первые часы после подтверждения информации о сбитом пассажирском лайнере в небе над Украиной российские СМИ отвергали возможность причастности к катастрофе донецких сепаратистов.

"Специалисты уверяют: сбить лайнер теми средствами, что есть в распоряжении повстанцев, так высоко невозможно", - сообщил корреспондент программы "Время" на Первом канале.

"Самолет упал в районе населенного пункта Грабово, что неподалеку от поселка Снежное, которое позавчера как раз и бомбили, интенсивно очень бомбили украинские ВВС", - отметил журналист телеканала "Россия".

Параллельно с этим в СМИ начали активно распространяться альтернативные теории, в том числе конспирологические. Поздно вечером 17 июля русскоязычный сайт телеканала RT опубликовал твит "испанского диспетчера" в Киеве о том, что за несколько минут до крушения Боинга рядом с ним были замечены украинские военные самолёты.

Сообщение вскоре подхватил телеканал "Россия-24", а также ряд интернет-изданий. Вскоре Твиттер-аккаунт "диспетчера" был признан фейком и заблокирован.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption В российских СМИ даже появлялась версия о том, что целью был не малайзийский "Боинг", а самолет российского президента

Самолет Путина

Еще одной версией, получившей большое распространение в российских СМИ вечером того же дня, стала теория о том, что вероятной целью сбивших "Боинг", вероятно, был борт номер один президента России, возвращавшийся из латиноамериканского турне.

"Контуры самолетов в целом похожи, линейные размеры также весьма схожи, а что касается раскраски, то на достаточно отдаленном расстоянии она практически идентична", - цитировало источник в Росавиации агентство Интерфакс.

На следующий день, когда заголовки мировой прессы пестрели обвинениями в адрес Кремля, российские государственные телеканалы продолжили обвинять в произошедшем Украину.

"Формально малайзийский лайнер был сбит в мирном небе. Несмотря на то, что украинские власти еще 8 июля объявили пространство над юго-востоком бесполетным, транзитные эшелоны продолжали работать" - заметил корреспондент "Вестей".

Одновременно в интернете появились новая конспирологическая теория: газета "Московский Комсомолец" сообщила со ссылкой на "очевидцев" и одного из тогдашних лидеров сепаратистов Игоря Стрелкова, что, возможно, некоторые пассажиры Боинга были мертвы еще до падения.

Тем не менее, спустя несколько дней эта версия, равно как и слухи о попытке сбить "борт номер один" ушли на второй план, уступив место официальным заявлениям минобороны России.

Исчезающий "Бук"

20 июля госсекретарь США Джон Керри, выступая в эфире CNN, обвинил Россию в поставках крупных партий вооружений сепаратистам на востоке Украины.

21 июля российские государственные телеканалы заявили, что, согласно данным российских военных, группировка украинских зенитных комплексов "Бук" накануне трагедии появилась в Донецкой области и вскоре после нее исчезла.

"Кроме того, в момент крушения на одном эшелоне с лайнером находился еще один объект - украинский Су-25", - отметил ведущий "Вестей", ссылаясь на данные минобороны.

В конце мая 2015 года международная независимая группа Bellingcat заявила , что снимки украинского комплекса "Бук", якобы зафиксировавшие его перемещение 14 и 17 июля 2014 года, - подделка.

25 июля 2014 года версия об украинском "Буке" вновь прозвучала с экранов телевизоров. На этот раз телеканал НТВ, ссылаясь на мнение эксперта, заявил , что Boeing-777 мог быть сбит во время учений сил украинской ПВО.

9 сентября голландская служба безопасности опубликовала предварительный отчет о причинах крушения рейса MH17. Его главный вывод - "Боинг" развалился на части в воздухе в результате воздействия извне.

В тот же день корреспондент телеканала "Россия" раскритиковал мнение экспертов, вновь напомнив о том, что в распоряжении украинских военных якобы есть "Буки". "На этой фотографии виден ракетный комплекс с повернутой пусковой установкой. 17 июля она неожиданным образом куда-то исчезла", - отметил он.

"Специалисты уверены - эксперты упустили время, когда могло быть проведено полноценное и объективное расследование. Украинская сторона словно намеренно сделала все возможное, чтобы реальную причину катастрофы выяснить было уже нельзя", - заключил корреспондент.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Российские власти последовательно отрицают, что малайзийский "Боинг" мог быть сбит российским "Буком"

Сенсационный снимок

Тем не менее, в ноябре того же года версию об украинском "Буке" неожиданно сменила новая - о ракете "воздух-воздух".

Ведущий программы "Однако" Михаил Леонтьев заявил, что "в распоряжении Первого канала оказался сенсационный снимок, предположительно сделанный иностранным спутником-шпионом в последние секунды полёта малазийского "Боинга" над Украиной". На фотографии, отметил ведущий, "отчетливо виден пуск ракеты из-под левого крыла" истребителя МиГ-29 "точно в кабину пилотов".

"Короче, не было, скорее всего, никакого "Бука", - заключил он.

Выпуск программы "Однако" вышел в эфир Первого канала 14 ноября - за несколько дней до саммита "большой двадцатки" в Австралии. По признанию самого Леонтьева, "в преддверии важнейшей встречи мировых лидеров… тема расследования гибели пассажиров того рейса более чем актуальна", а сенсационный кадр "говорит в пользу той версии, которая на Западе почти не звучала".

Вечером того же дня похожий сюжет с "фотодоказательствами" уничтожения самолета истребителем появился в эфире телеканала "Россия". В тот же день популярный российский фотоблогер Илья Варламов обнаружил признаки подделки кадров со спутника.

Секретный свидетель

После громкого разоблачения фейкового снимка версия об истребителе вновь начала активно обсуждаться в российских СМИ в конце 2014 года.

На этот раз поводом послужила публикация в газете "Комсомольская правда" от 22 декабря. Как сообщило издание, журналисты "отыскали свидетеля, который утверждает, что малайзийский "Боинг" был сбит украинским штурмовиком Су-25.

"В деле малайзийского "Боинга" появился секретный свидетель, чьи показания снимают все обвинения с ополчения и России", - заключили авторы статьи. Вскоре этот сюжет подхватили сетевые издания, крупные телеканалы и даже Следственный комитет России. Однако история на этом не закончилась.

В начале июня 2015 года "секретный свидетель" вновь появился в заголовках государственных СМИ. "Расследование дела о крушении "Боинга" в Донецкой области заметно продвигается. И сегодня в Следственном комитете России назвали имя основного свидетеля", сообщил Первый канал 3 июня. По данным журналистов, им оказался бывший украинский военнослужащий Евгений Агапов.

Параллельно российские медиа сообщили о результатах расследования, проведенного разработчиком зенитных систем "Бук", концерном "Алмаз-Антей". По мнению экспертов предприятия, малайзийский "Боинг" был сбит над Донбассом ракетой 9М38М1, выпущенной из комплекса "Бук-М1". При этом представители концерна на пресс-конференции не исключили , что ракета могла быть выпущена украинской ПВО.

В ответ основатель Bellingcat Элиот Хиггинс заявил , что Алмаз-Антей" использовал в своем докладе о катастрофе рейса MH17 некорректные и отредактированные снимки.

Спецоперация

Согласно этой версии, 17 июля 2014 года на борту "Боинга" взорвалась бомба. "Я практически уверен, что самолет был уничтожен изнутри, и это была спецоперация", - заявил тогда в эфире телеканала эксперт федерального информационного центра "Аналитика и безопасность" Сергей Соколов.

Устаревший "Бук"

13 октября Совет Безопасности Нидерландов опубликовал финальный отчет по итогам расследования причин катастрофы, где говорилось, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной из произведенного в России "Бука".

Через четыре года после крушения "Боинга" MH17 "Малайзийских авиалиний", упавшего на территории Донецкой области 17 июля 2014 года, следователи впервые обнародовали сведения о конкретном происхождении сбившей самолет ракеты.

Ракетная установка "Бук", с которой был сбит самолет, принадлежала 53-й зенитной ракетной бригаде , базирующейся под Курском. Об этом на пресс-конференции в голландском Утрехте в четверг, 24 мая, рассказали представители Объединенной следственной группы (JIT), занимающейся расследованием крушения.

Новые детали расследования

Как сообщил на пресс-конференции глава отдела расследований полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен, JIT тщательно изучила все имеющиеся фото и видео зенитного ракетного комплекса "Бук", c которого, по мнению следствия, была пущена ракета, попавшая в малайзийский "Боинг". "Нам удалось установить, что этот ЗРК обладает уникальными характеристиками, - заявил Паулиссен. - На основе этих характеристик JIT смогла выявить отличительные черты этого "Бука".

Проанализировав многочисленные фотографии и видео, размещенные в соцсетях, следователи воссоздали маршрут перемещения "Бука" в период с 23 по 25 июня 2014 года в составе колонны военной техники из военной части под Курском в город Миллерово в Ростовской области. По сведениям JIT, колонна выехала с территории военной части 23 июня 2014 года. "Это была большая колонна, состоящая почти из 50 различных транспортных средств, включая шесть "Буков", - говорится в презентации, которую JIT представила на пресс-конференции.

На некоторых видео "отчетливо видно, что огромная техника препятствует движению на дороге и привлекает внимание, - говорится в презентации. - Это объясняет тот факт, что в соцсетях появилось так много снимков колонны".

Как JIT нашла "Бук", с которого сбили Боинг

На фотографиях и видео, которые анализировали следователи, заметны номерные знаки и другие отличительные черты военной техники в колонне, включая транспортную маркировку на кузове. Один из "Буков", следовавших в колонне, также появился на фотографиях, сделанных 17 и 18 июля уже на территории Украины. Следователи распознали его по набору уникальных отличительных черт, составляющих транспортную маркировку ЗРК.

Сравнив эти характеристики с характеристиками других "Буков" того же типа, находящихся на вооружении российской и украинской армии, следователи "пришли к выводу, что ЗРК "Бук", с которого был сбит "Боинг" MH17, принадлежит 53-й зенитной ракетной бригаде, дислоцированной под Курском", - пояснил Паулиссен. Он также рассказал, что в 2014 году 53-я бригада состояла из трех действующих батальонов. В них служили несколько сотен людей, включая личный состав и вспомогательные подразделения.

Что известно о 53-й бригаде

Несмотря на то, что это первое официальное заявление следователей о происхождении ракеты, которой был сбит самолет, следовавший рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, сами по себе данные не новые. Еще в ноябре 2014 года экспертно-журналистская группа Bellingcat обнародовала результаты собственного расследования, согласно которым "Боинг" МН17 был сбит из "Бука", находившегося на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады под Курском.

Позднее эксперты Bellingcat опубликовали еще один доклад, в котором рассказали подробности о 53-й бригаде. По их сведениям, в 2014 году в состав каждого из трех ее батальонов входил полный комплекс "Бук". В колонне, замеченной 23-25 июня, перевозились установки "Бук", другая военная техника, а также солдаты и офицеры второго батальона. Колонна направлялась на военный аэродром Миллерово. Впоследствии техника, передвигавшаяся в колонне, была перевезена в сельскую местность к границе с Украиной.

Контекст

Как пояснил в интервью DW основатель Bellingcat Элиот Хиггинс , следователям из JIT потребовалось больше времени, чтобы идентифицировать происхождение "Бука", сбившего MH17. Это связано с тем, считает Хиггинс, что они должны тщательно проверять собранные сведения, особенно учитывая, что Россия не признает никаких доказательств. "Следователи должны быть на 100 процентов уверены, что все, что они представляют, полностью корректно, ведь стоит допустить ошибку - и российские власти начнут на них давить", - уверен Хиггинс.

Выводы JIT и Bellingcat совпали

Комментируя обнародованные в четверг результаты расследования, Хиггинс отметил, что причастность 53-го батальона к крушению малайзийского Боинга вполне очевидна. При сравнении "Буков" и JIT эксперты Bellingcat обращали внимание на одинаковые приметы - такие, как повреждения корпуса, следы краски, расположение номеров и маркировки. "Очень маловероятно, что в той местности был еще один идентичный ЗРК с такими же отличительными признаками", - резюмировал основатель Bellingcat.

Представители JIT между тем признали справедливость прежних выводов Bellingcat и объяснили, почему им понадобилось так много времени, чтобы обнародовать информацию о "Буке" 53-й бригады."Выводы JIT должны быть основаны на юридически убедительных фактах, которые можно будет представить в суде. Требуется много времени, чтобы собрать и проверить эти факты", - подчеркнул Паулиссен.

JIT призвала общественность помочь в расследовании

Представители JIT также отметили, что расследование катастрофы вступило в "финальную фазу", и обратились к общественности с просьбой сообщить известные ей сведения о 53-й бригаде, дислокации "Бука", сбившего малайзийский Боинг, и лицах, которые имели прямое или косвенное отношение к крушению самолета.

"Мы убеждены, что многим известна эта информация, это могут быть военнослужащие 53-й бригады, их друзья и родственники", - заявил Паулиссен, пообещав, что все сведения об информаторах останутся конфиденциальными.

По словам Хиггинса, даже один свидетель может сыграть важную роль в ходе расследования. "Думаю, группа JIT делает это не от отчаяния, а потому что хочет добиться по возможности лучших результатов. Ведь она тягается с Россией, а Россия испробует любую возможную тактику, чтобы пойти в атаку", - предположил он.

Смотрите также:

  • MH17 был сбит российским "Буком"

    Расследование показало, что "Боинг" был сбит ракетой серии 9М38, используемой в зенитно-ракетном комплексе "Бук". Установка была доставлена из России и запущена с территории, контролировавшейся тогда сепаратистами. Фрагменты ракеты серии "Бук" были обнаружены как при вскрытии тел членов экипажа, так и в одном из оконных проемов кабины самолета.

  • Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Маршрут "Бука"

    Международной следственной группе удалось установить большую часть маршрута, по которому ЗРК "Бук" следовал на территорию Украины, а также маршрут его движения в обратном направлении. По версии следствия, комплекс перемещался с территории России на территорию Восточной Украины и позже вывезен обратно в РФ на белом тягаче марки Volvo.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Место запуска ракеты

    Конечным пунктом назначения ЗРК "Бук" стали поля неподалеку от поселка Первомайский. Эту информацию подтверждают показания многочисленных свидетелей, которые видели столб дыма, установку "Бук" в районе поселка, а также саму ракету после ее запуска. После запуска ракеты "Бук" покинул это место своим ходом. Спустя некоторое время его снова погрузили на тягач и отвезли к российской границе.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Альтернативные версии

    Следствием исключены версии о внештатной ситуации и теракте на борту самолета. Версия о том, что авиалайнер был сбит в воздухе военным самолетом, была также признана несостоятельной. На основании радиолокационных данных установлено, что на момент катастрофы воздушных судов, способных сбить рейс МН17, поблизости не находилось.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Виновные лица

    На данный момент Международная следственная группа установила личности около 100 человек, причастных к катастрофе. Двое из подозреваемых упоминаются на сайте нидерландской полиции как "фигурант 1, псевдоним: Орион (позывной), имя: Андрей Иванович" и "фигурант 2, псевдоним: Дельфин (позывной), имя: Николай Федорович". Их фамилии следствию пока неизвестны.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Следствие ищет свидетелей

    На сайте опубликованы фрагменты записей телефонных разговоров Дельфина и Ореона. "Ну че, колонну подтверждает, которую идет, Москва? Я говорю, подтверждение колонны, которая идет в сторону аэропорта… Москва подтверждает… видят они ее? Это колонна э-э-э этих… укропов?" - спрашивает один из фигурантов. Следствие обращается с просьбой о помощи ко всем, кто располагает информацией об этих людях.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Расследование Bellingcat

    Выводы МСГ фактически совпадают с результатами расследования группы Bellingcat - экспертно-журналистской организации, занимающейся независимыми расследованиями по открытым источникам. 15 июля Bellingcat опубликовала доклад, в котором также утверждается, что причиной гибели "Боинга" стала ракета из установки "Бук", доставленной на территорию Украины из России.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Российская версия

    В октябре 2015 года производитель комплекса "Бук" - российский концерн "Алмаз-Антей" - опубликовал итоги собственного расследования катастрофы. По версии концерна, "Боинг" был сбит из района близ сел Зарощенское и Великая Шишовка, находящихся под контролем вооруженных сил Украины. Эксперты Bellingcat, в свою очередь, утверждают, что в указанных точках не было украинских установок "Бук".


Глава МИД Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока преждевременно говорить о выводах по расследованию катастрофы малайзийского Boeing MH17, сбитого в небе над Донбассом в 2014 году. Так она прокомментировала заявление своего новозеландского коллеги Уинстона Питерса, усомнившегося в том, что Россия ответственна за трагедию. Международные следователи утверждают, что самолёт был сбит ЗРК «Бук» из района, находившегося под контролем ДНР. Данные российской радиолокационной станции указывают, что запуск произвели с территории, где размещались средства ПВО Украины. По мнению экспертов, на Западе стали понимать, что дело ведётся непрофессионально и намеренно затягивается. Почему политики заговорили о непричастности РФ к катастрофе над Донбассом, выяснял RT.

  • Место падения малайзийского Boeing MH17
  • Reuters

«Противоречит интересам страны»

Министр иностранных дел Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока не стоит говорить о каких бы то ни было выводах по расследованию международной Совместной следственной группой (ССГ) крушения малайзийского Boeing MH17 над Донбассом 17 июля 2014 года. Из 298 погибших 38 были гражданами Австралии.

«Расследование продолжается, и когда оно завершится, его результаты будут переданы обвинителям для юридических действий, которые Австралия также решительно поддерживает, — подчеркнула австралийский министр иностранных дел. — Невозможно составить мнение о доказательствах, поскольку они пока не оглашены».

Также по теме


«У нас другая точка зрения»: почему Австралия не разделяет антироссийских и антикитайских взглядов Вашингтона

Канберра не рассматривает Россию и Китай в качестве военной угрозы. Об этом в понедельник заявила министр иностранных дел Австралии...

Ранее Бишоп делала куда более уверенные заявления на этот счёт. Так, в октябре 2016 года она утверждала, что необходимо найти виновных в уничтожении самолёта «в российском военном командовании».

«В последнее время политика Австралии изменилась, стала менее конфронтационной в отношении России», — отметил в беседе с RT эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.

Политолог связывает это изменение с потерями от антироссийских санкций и уходом в 2015 году с поста премьер-министра Тони Эббота, выступавшего с антироссийскими заявлениями.

Новое заявление Бишоп прозвучало после того, как её новозеландский коллега Уинстон Питерс в интервью местному изданию Newshub заявил, что доказательств причастности России к уничтожению гражданского самолёта нет.

«Вы говорите, что человек, который пустил ракету, сделал это по указанию России. Большая проблема в том, что ваш аргумент с юридической точки зрения тут же провисает, так как у вас нет доказательств этого», — заявил министр иностранных дел Новой Зеландии.

Говоря о предложении возобновить прерванные в 2014 году переговоры о создании зоны свободной торговли с Россией, Питерс подчеркнул, что его страна не может терять время, дожидаясь итогов расследования.

«Если по итогам выяснится, что эти инсинуации не имеют фактических подтверждений, то мы просто впустую потратим время, а это не отвечает интересам нашей страны», — отметил министр.

  • Министр иностранных дел Новой Зеландии Уинстон Питерс
  • Reuters

«Действительно нет никаких доказательств, — отмечает Александров. — И причастность донбасских ополченцев тоже не доказана. Многое указывает, что это киевский режим сбил самолёт. И новозеландцы, и австралийцы это понимают. Но новозеландцы более свободны в своих высказываниях, а австралийцы всё же связаны с США военным договором АНЗЮС (Новая Зеландия и США разорвали договор о военном сотрудничестве ещё в 1987 году. — RT ), потому они более осторожны».

Нелегитимное расследование

Уголовное расследование катастрофы Boeing MH17 «Малайзийских авиалиний» идёт уже четыре года — с момента создания 4 августа 2014 года Совместной следственной группы, куда вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. 13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов опубликовал результаты , в котором заявил, что самолёт был сбит ракетой «земля — воздух», входящей в состав ЗРК «Бук», «Бук-М1» и «Бук-М1-2». В октябре 2016 года ССГ заявила, что ракета была запущена из района посёлков Первомайское и Снежное, который контролировался ополченцами ДНР.

Также по теме


«Попытка политизировать расследование»: как в России отреагировали на подписание меморандума о крушении MH17

Пять стран - участниц расследования крушения рейса MH17 в небе над Донбассом заключили меморандум о политической поддержке уголовного...

Как отметил в интервью RT эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Виталий Бордунов, ССГ — в принципе нелегитимный институт с точки зрения международного права.

«Если бы это были приличные, нормальные люди, которые действительно уважают международное право, они бы поступили так, как положено. Украина должна была организовать соответствующее расследование вместе с Малайзией, чего не было сделано», — отмечает эксперт.

По словам Бордунова, катастрофа Boeing MH17 над Донбассом попадает под действие статьи 26 и приложения 13 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Согласно документу, Украина, как страна, где произошла трагедия, должна была заключить соглашение о расследовании с Малайзией, которой принадлежало воздушное судно, а не с Нидерландами, и зарегистрировать его по правилам ИКАО. Соглашение должно было также пройти проверку на соответствие принципам Чикагской конвенции. Такая процедура предполагает контроль над расследованием со стороны ИКАО. Ничего из перечисленного сделано не было.

«Эта международная комиссия создана вне рамок международного права, возглавляет её участковый полицейский маленького голландского города, где нет ни специалистов, ничего, — подчёркивает эксперт. — Всё это типично для современной ситуации в мире: если что — виновата Россия. Неважно, что доказательств нет».

  • Реконструкция МН17 в Гилзе Рейен, Нидерланды, 13 октября 2015 года
  • Reuters

По словам эксперта, «ИКАО стоит в стороне», а само расследование напоминает скорее сговор с целью обвинить Россию.

В октябре 2016 года Москва передала следствию данные первичной радиолокации, которые ставят под сомнение выводы Совместной следственной группы о пуске ракеты, сбившей MH17.

«Как уже заявляли и в Министерстве обороны РФ, и представители концерна , при пуске ракеты из Первомайского это в обязательном порядке было бы отражено на данных РЛС. А на РЛС это не отражено», — отметила в ноябре 2016 года официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Однако следствие до сих пор не отреагировало на эти данные.

«Как отмечают специалисты, всё это элементарно регистрируется, всё видно в этом раскладе, но на наши данные не обратили внимания, как будто их и нет», — отметил Бордунов.

Фактор предвзятости

12 марта 2018 года нидерландская программа журналистских расследований Zembla назвала имена главных подозреваемых в уничтожении самолёта.

Это бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков, его подчинённый Сергей Дубинский и генерал-полковник ВС России в отставке Николай Ткачёв. Якобы эти имена следствию сообщила Служба безопасности Украины. Ранее журналисты, в том числе и австралийские, неоднократно выступали с похожими «сенсационными» разоблачениями, однако, по словам Бордунова, «это липа, с юридической точки зрения эти доказательства принять всерьёз невозможно».

Российский МИД неоднократно отмечал особое отношение Совместной следственной группы к Украине. В частности, отсутствие негативной реакции на то, что Киев скрывает часть информации: отказывается предоставлять данные о переговорах военных диспетчеров и расположении украинских ЗРК семейства «Бук». В то же время Россия, в отличие от Украины, не имеет статуса полноценного участника ССГ. Кроме того, ССГ использует в качестве доказательств материалы «расследования» сайта Bellingcat, основанные на данных из социальных сетей.

«На юридическом языке это называется предвзятость, нежелание разобраться, кто и что сделал, — утверждает эксперт ИКАО. — А раз так, сколько будет длиться это расследование, я не знаю, тут идут свои игры».

22 февраля 2018 года Министерство юстиции Нидерландов заявило о продлении расследования до 2019 года, хотя ранее оно собиралось обнародовать результаты уже в начале 2018-го. Об этом ведомство сообщило в докладе парламенту. По данным голландского Минюста, до сих пор, спустя четыре года после катастрофы, . Тем не менее, несмотря на незавершённость следствия, Гаага «ведёт подготовку к началу судебного процесса». И хотя Министерство юстиции Нидерландов утверждает, что ознакомилось с докладом российских специалистов, сделанные из него выводы не озвучены.

«Ясности в этом вопросе нет, — считает Бордунов. — Идёт лишь один разговор, что Россия во всём виновата».

В октябре 2017 года Верховный суд Нидерландов разрешил правительству не публиковать результаты расследования Совместной следственной группы.

«Правду они сказать не могут, — считает Михаил Александров. — Если подтверждать непричастность России и донбасских ополченцев, значит, надо обвинять Украину. А это будет политически сильный удар по Киеву».

По словам эксперта, как только расследование признает, что Украина сбила самолёт, это поставит под вопрос её отношения с Европой, на что ни США, ни НАТО, ни ЕС не пойдут.

«Соврать открыто они не могут, признать правду — тоже, вот они и затягивают», — подытожил Александров.

Австралия и Нидерланды хотят привлечь РФ к ответственности за причастность к крушению MH17

Расследование гибели MH17 - последние новости

Президент России Владимир Путин заявил о том, что наших экспертов не допускают до расследования крушения малайзийского «Боинга». Зато там вовсю работают украинские специалисты.

Ничего удивительного в выводах комиссии, занимавшейся расследованием крушения малайзийского «Боинга», нет. Ведь, как отметил президент России Владимир Путин во время пресс-конференции по итогам переговоров с лидером Франции Эммануэлем Макроном, наших экспертов к расследованию не допускают.

Но там активно работает украинская сторона, которая, как подчеркнул Путин, «нарушила международные правила и не закрыла свое воздушное пространство над территорией, где проходили боевые действия».

Ранее голландским прокурором Фредом Вестербеком были озвучены предварительные итоги расследования по крушению «Боинга» в Донбассе в 2014 году, летевшего рейсом MH17. Следствие пришло к выводу, что самолет был якобы сбит российским ЗРК «Бук».

Эту информацию позже опровергли в Минобороны России, заявив, что ни один наш ЗРК не пересекал украинскую границу.

Путин отметил, что Россия сразу же предлагала помощь в расследовании крушения. Однако наших специалистов не допустили.

«Мы изначально предлагали совместную работу по расследованию этой трагедии, но, к нашему удивлению, нас к этому расследованию не допускают. Украинская сторона там работает, несмотря на то что Украина нарушила международные правила и не закрыла свое воздушное пространство над территорией, где проходили боевые действия. Она работает, Россия нет», — уточнил Путин, добавив, что Москва все сделанные экспертами выводы внимательно изучит и проанализирует.

МО РФ: Ракета «Бука», которую показали в Гааге, не могла принадлежать России

Все ракеты этого года выпуска были изъяты, списаны и отправлены на утилизацию ещё в 2011 году.

Ракета ЗРК «Бук», фюзеляж которой был продемонстрирован в Гааге в качестве одного из аргументов причастности России к катастрофе МН-17, не могла принадлежать Вооружённым силам РФ. Об этом в пятницу сообщили журналистам в Минобороны РФ.

Серийный номер ракеты, якобы причастной к крушению с малайзийского Boeing на Украине, действительно указывает на то, что она была произведена в Советском Союзе в 1986 году. Однако, как пояснили в ведомстве, все ракеты этого года выпуска были списаны ещё в 2011 году.

Все ракеты данного года выпуска были изъяты, списаны и отправлены на утилизацию, - подчеркнул в Минобороны. - Однако всё это безусловно касается исключительно российских подразделений ПВО, получавших и получающих необходимое и исправное ракетное оружие от единственного предприятия-изготовителя, также расположенного в России.

Напомним, Boeing 777 компании Malaysia Airlines, выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение в Донбассе 17 июля 2014 года. В результате катастрофы погибли все 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Российские эксперты представили комплекс доказательств, что за уничтожением малазийского «боинга» могут стоять украинские военные. В частности, что самолёт мог быть сбит украинским штурмовиком Су-25, за штурвалом которого мог находиться пилот Владислав Волошин, который позднее покончил с собой.

В Минобороны рассказали о ракете, якобы сбившей MH17 на Украине

Серийный номер ракеты, якобы причастной к крушению с малайзийского Boeing на Украине, указывает на то, что она была произведена в 1986 году в Советском Союзе, сообщили в Минобороны РФ.

«Нанесенный на двигатель ракеты серийный номер однозначно указывает, что данный агрегат был произведен в 1986 году в Советском Союзе. При этом гарантийный срок эксплуатации зенитных ракет данного типа составляет 15 лет», - говорится в сообщении.

Международная следственная группа JIT в четверг представила промежуточные результаты расследования. Международное следствие утверждает, что Boeing был сбит из ЗРК «Бук», принадлежавшего 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ из Курска. Следователи затруднились ответить, когда и в какой суд будут переданы результаты расследования.

В четверг МИД РФ заявил, что обвинения JIT в причастности России к крушению малайзийского Boeing голословны и вызывают сожаление, расследование является предвзятым и однобоким. Позже президент РФ Владимир Путин отметил, что Россию не допускают к расследованию катастрофы лайнера на востоке Украины, а Москва может признать результаты следствия, если будет принимать в нем полноценное участие.

Малайзийский Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком. На борту находились 298 человек, все они погибли.

Киев обвинил в катастрофе ополченцев, те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. В докладе международной следственной группы утверждается, что поразивший Boeing ЗРК «Бук» был якобы доставлен из России, а потом возвращен обратно.

Москва заявила о предвзятости следствия, выводы которого основаны только на данных, полученных от Украины. Эксперименты концерна «Алмаз-Антей», ведущего предприятия по производству систем ПВО, в том числе комплексов «Бук», также подтверждают, что Boeing был сбит с территории, контролировавшейся украинской армией.

Россию официально обвинили в гибели MH17

Австралия и Нидерланды официально обвинили Россию в причастности к крушению Boeing на Украине в июне 2014 года, говорится в распространенном в пятницу заявлении голландского кабинета министров.

«Нидерланды и Австралия привлекут Россию к ответственности за причастность к крушению MH17», - подчеркивается в сообщении.

Обе страны проинформировали Россию о своем решении.

На причастность РФ к инциденту указывают выводы Совместной следственной группы, которая расследует крушение самолета, заявил министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок. Ранее он говорил, что «впечатлен собранными доказательствами».

24 мая Совместная следственная группа, в состав которой входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, опубликовала промежуточные результаты расследования катастрофы. По версии следователей, ЗРК, с которой была запущена ракета, сбившая Boeing, могла быть завезена из России и принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде под Курском.

Минобороны РФ отвергло обвинения, заявив, что ни один зенитный ракетный комплекс ВС РФ никогда не пересекал границу Росси и Украины.

Пассажирский Boeing-777 «Малайзийских авиалиний», выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур потерпел крушение 17 июля 2014 года над Донбассом. Погибли 238 пассажиров и 15 членов экипажа – граждане 10 государств.

Австралия и Нидерланды хотят привлечь РФ к ответственности за причастность к крушению MH17

В заявлении голландского кабинета министров уточняется, что страны проинформировали Москву о своем решении

Австралия и Нидерланды официально обвиняют РФ в причастности к крушению Boeing на Украине в июле 2014 года и намерены привлечь Москву к ответственности. Об этом говорится в распространенном в пятницу заявлении голландского кабинета министров.

«Нидерланды и Австралия привлекут Россию к ответственности за причастность к крушению MH17, — говорится в документе. — Голландское правительство приняло соответствующее решение по предложению главы МИД Стефа Блока. Обе страны проинформировали РФ о данном решении».

«Крушение рейса MH17 вызвало невероятные страдания, — отметил со своей стороны сам Блок. — Правительство всегда заявляло, что правда вокруг катастрофы должна быть установлена и что справедливость должна восторжествовать для жертв и родственников. В этом вопросе у Нидерландов имеется поддержка мирового сообщества. На основе выводов Совместной следственной группы Нидерланды и Австралия теперь убеждены, что Россия несет ответственность за размещение установки «Бук», из которой был сбит Boeing. Поэтому правительство теперь принимает следующий шаг, чтобы официально привлечь РФ к ответственности».

Кроме того, Нидерланды просят РФ предложить компенсацию семьям жертв крушения MH17. Об этом сообщил в пятницу на пресс-конференции в Гааге глава МИД Нидерландов Стеф Блок.

Он отметил, что уже переговорил со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. «Мы обратились к российской стороне с требованием предложить компенсацию родственникам жертв крушения MH17», — сказал голландский министр.

Совместная следственная группа (ССГ), в которую входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, 24 мая опубликовала промежуточные результаты своего расследования. Как утверждают следователи, зенитная ракетная установка, с которой был произведен запуск ракеты, сбившей Boeing, могла быть завезена из России и принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде под Курском. Минобороны РФ, комментируя выводы ССГ, отвергла все обвинения, заявив, что ни один зенитный ракетный комплекс Вооруженных сил РФ никогда не пересекал российско-украинскую границу. В министерстве также отметили, что голландским правоохранительным органам были представлены исчерпывающие доказательства, однозначно указывающие на причастность именно украинских расчетов ЗРК «Бук» к уничтожению Boeing.

Совместная следственная группа: ракета, сбившая «Боинг» под Донецком, принадлежала России

В четверг в Cовместной следственной группе (ССГ), в которую входят специалисты из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, заявили, что ракета класса «земля-воздух», сбившая пассажирский самолет MH17 на востоке Украины, состояла на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады, российских ВС, дислоцирующейся в районе Курска, передает «Интерфакс». В Нидерландах во время презентации материалов расследования был показан фильм, в котором объясняется, как участники ССГ пришли к такому выводу.

В четверг на пресс-конференции группы в Гааге представитель объединенной следственной группы по расследованию крушения МН17 (из уголовной полиции Нидерландов) Уилберт Паулсен заявил, что совместные исследования подтверждают тот факт, что самолет был сбит из «Бука», который попал из Российской Федерации на неподконтрольную (Киеву) территорию.

Эксперт заявил, что были проанализированы снимки, фиксировавшие передвижение «Бука». Паулсен отметил, что он презентует несколько дополнительных результатов.

«Проанализированы все доступные картинки и изображения, нам удалось снять отпечатки пальцев со снарядов, из которых был сбит самолет. И мы понимаем, что эти снаряды совпадают с теми, которые принадлежат военным бригадам Российской Федерации», - сказал он.

Как известно, Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс МН17 Амстердам (Нидерланды) - Куала-Лумпур (Малайзия), был сбит в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года. На его борту находились 298 человек, в авиакатастрофе никто не выжил.