За добро – добром платят (по сказке «Сивка – Бурка). За добро плати добром, не будь пустельгой по произведению Телеграмма (Паустовский К.Г.)

В следующей фразе: «…за добро плати добром, не будь пустельгой» заключён главный смысл рассказа «Телеграмма», написанного К. Паустовским. Эти слова Тихон говорит Манюшке, но относятся они к главной героине рассказа – Насте. Своими словами Тихон хотел сказать, что человек обязан быть милосердным, благодарным за добро, сделанное ему, не быть равнодушным к другим.

Через свой рассказ автор хотел донести до читателя, что в нашей жизни очень важно сделать правильный выбор, ведь от него зависит не только наша, но и чужая судьба. Насте пришлось выбирать между вниманием самому дорогому человеку и работой. К сожалению, она выбрала работу вскоре об этом пожалев. Так бывает очень часто – человек в суете жизни забывает о самых дорогих ему людях, становясь при этом пустельгой.

Но ни в коем случае не стоит видеть в насте только безразличное отношение к матери и сильную увлечённость своей работой.

Ведь она не является чёрствым и холодным человеком. Девушка могла равнодушно отнестись к творчеству скульптора, но она не может быть безразличной к судьбе талантливого человека и помогает организовать выставку его работ, несмотря на все капризы скульптора. Но даже здесь стоит заметить, что она не делает это бескорыстно, ведь это её работа.

Таким образом, рассказ в очередной раз доказывает нам, как важно беречь и ценить любовь к родным людям, быть благодарным и вовремя делать правильный выбор.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-03-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Шел однажды человек по лесу, с работы домой возвращался. Дорога не ближняя, идет он, думу думает и вдруг видит впереди - дерево горит. Бушует пламя, объяло его снизу доверху, только веточки трещат. А на самой вершине змея предлинная корчится, извивается в огне лютом, мается и шипит что есть мочи от страшной боли. Заметила змея человека, запричитала жалобно-прежалобно: - Помоги, добрый человек, спаси меня от смерти лютой. Совестно стало человеку мимо пройти, не вызволить змею из беды: и она, чай, существо живое, тоже умирать не хочет Протянул он посох свой длинный, и змея тихонько-легонько спустилась вниз, поползла по руке человека, да негаданно-нежданно и обвилась вокруг него. Остолбенел бедняга от изумления.

Схватил было змею, крутит ее, рвет, чтоб избавиться, да не тут-то было! Змея только рассвирепела да еще пуще шею сдавила, чуть не удавила.

Тьфу, напасть,- мечется человек.- Хотел змее добро сделать, а оно против меня же злом обернулось.

Так оно и бывает всегда. - Как это?

Аль не знаешь ты, что за добро злом всегда платят?

Откуда ты правило такое выкопала?

Как это, откуда? Так уж водится, опроси хоть кого, никто не скажет тебе, чтоб за добро добром воздавали; а коль найдется хоть одно существо, которое думает иначе, сползу я с твоей шеи.

Здравствуй, конь.

Здравствуй, прохожий.

Послушай-ка, в какую беду я попал. Проходил я лесом и вот пожалел змею эту, из огня ее вытащил, а она вокруг шеи моей обвилась, и ношу я ее теперь на себе, словно крест тяжкий. Рассуди же нас, правильно ли это, что за добро злом мне платят.

Эх, бедолага, понятна мне скорбь твоя, ведь и я едва на ногах держусь

от горя-горького. В молодости кормил меня хозяин зерном отборным, поил да холил, а потом, бывало, вскочит верхом, и ношу я его по свету вдоль и поперек. Но только я состарился - погнал он меня на все четыре стороны. Нет во мне больше нужды. Вот как бывает на свете! Горе нам, несчастным, за добро нам злом платят.

Ну что, аль не права я? Слышишь, что конь говорит?- злорадно зашипела змея.

Здравствуй, пес!

Здравствуй.

Подойди-ка поближе и послушай, какое у меня горе. Вот то-то и то-то со мной приключилось. - И поведал он псу все, как было.

Эх, добрый человек, могу я тебе только посочувствовать, ведь и на меня несчастье большое обрушилось. В молодости служил я хозяину, и кормил он меня хорошо; ловил я ему зайцев, лисиц, волков загонял; а как постарел и обессилил, прогнал меня хозяин, и теперь слоняюсь я, как неприкаянный, и на помойках роюсь, и мослы глодаю, забыл хозяин все услуги мои. Эгей, что и говорить, за добро злом платят.

Слышишь, человече, что все говорят?

Слышу, как же, слышу, но давай еще кого-нибудь спросим.

Пошли они своей дорогой, шли все вперед, пока дошли До другого леса.

Тут повстречался им добрый молодец, юный красавец со взором ясным, с палицей на плече и мечом на боку.

Здравствуй, добрый молодец,- молвит человек.

Здравствуй, горемыка.

Послушай-ка про горести мои.

Говори, что болит.

Возвращался я с работы, да в лесу одном вытащил из огня-полымени эту змею подколодную, и вот обвилась она вокруг шеи моей, задушить норовит. Рассуди же нас, добрый молодец, скажи, можно ли за добро злом платить.

Добрый человек, не могу вас рассудить, когда один на другом верхом сидит.

Как же нам быть?

Разойдитесь один по эту сторону дороги, другой по ту, тогда и рассужу я вас.

Змея - ни в какую. Сидит на шее человека, словно привороженная.

Да слезь ты, змея проклятая, пусть рассудит нас добрый молодец,-закричал на нее человек.

Поползла змея вниз, направилась к обочине дороги. Тут добрый молодец засвистел что есть мочи, и вдруг как из-под земли вырос отряд витязей могучих, да стали змею топтать, избивать, на куски рубить, пока с землей не смешали.

Вот каков приговор, когда за добро злом платят.

(с)

P.S. В нашей жизни всё именно так - не делай добра, не получишь.... Хотят люди хорошего отношения к себе – с себя и начни …. Хотят мужчины заботы и внимания от женщины – учитесь ценить и уважать. А уж если посадили змею к себе на шею, сами посадили – то и нечего винить всё и всех – начните с себя, будьте хоть перед собой правдивы, научитесь быть мужчинами. Учиться никогда не поздно - поздно потерявши.... Помните, добром лишь за добро платят.

Шел однажды человек по лесу, с работы домой возвращался. Дорога не ближняя, идет он, думу думает и вдруг видит впереди – дерево горит. Бушует пламя, объяло его снизу доверху, только веточки трещат. А на самой вершине змея предлинная корчится, извивается в огне лютом, мается и шипит, что есть мочи, от страшной боли. Заметила змея человека, запричитала жалобно-прежалобно:

– Помоги, добрый человек, спаси меня от смерти лютой.

Совестно стало человеку мимо пройти, не вызволить змею из беды; и она, чай, существо живое, тоже умирать не хочет. Протянул он посох свой длинный, и змея тихонько-легонько спустилась вниз, поползла по руке человека, да негаданно-нежданно и обвилась вокруг него.

Остолбенел бедняга от изумления.

Схватил было змею, крутит ее, рвет, чтоб избавиться, да не тут-то было! Змея только рассвирепела да еще пуще сдавила, чуть не удавила.

– Тьфу, напасть, – мечется человек. – Хотел змее добро сделать, а оно против меня же злом обернулось.

– Так оно и бывает всегда.

– Как это?

– Аль не знаешь ты, что за добро злом всегда платят?

– Откуда ты правило такое выкопала?

– Как это, откуда? Так уж водится, спроси хоть кого, никто не скажет тебе, чтоб за добро добром воздавали; а коль найдется хоть одно существо, которое думает иначе, сползу я с твоей шеи.

– Здравствуй, конь.

– Здравствуй, прохожий.

– Послушай-ка, в какую беду я попал. Проходил я лесом и вот пожалел змею эту, из огня ее вытащил, а она вокруг шеи моей обвилась, и ношу я ее теперь на себе, словно крест тяжкий. Рассуди же нас, правильно ли это, что за добро злом мне платят.

– Эх, бедолага, понятна мне скорбь твоя, ведь и я едва на ногах держусь от горя-горького. В молодости кормил меня хозяин зерном отборным, поил да холил, а потом, бывало, вскочит верхом, и ношу я его по свету вдоль и поперек. Но только я состарился – погнал он меня на все четыре стороны. Нет во мне больше нужды. Вот как бывает на свете! Горе нам, несчастным, за добро нам злом платят.

– Ну что, аль не права я? Слышишь, что конь говорит? – злорадно зашипела змея.

– Здравствуй, пес!

– Здравствуй.

– Подойди-ка поближе и послушай, какое у меня горе. Вот то-то и то-то со мной приключилось. – И поведал он псу все, как было.

– Эх, добрый человек, – могу я тебе только посочувствовать, ведь и на меня несчастье большое обрушилось. В молодости служил я хозяину, и кормил он меня хорошо; ловил я ему зайцев, лисиц, волков загонял; а как постарел и обессилел, прогнал меня хозяин, и теперь слоняюсь я, как неприкаянный, и на помойках роюсь, и мослы глодаю, забыл хозяин все услуги мои. Эгей, что и говорить, за добро злом платят.

– Слышишь, человече, что все говорят?

– Слышу, как же, слышу, но давай еще кого-нибудь спросим.

Пошли они своей дорогой, шли все вперед, пока дошли до другого леса.

Тут повстречался им добрый молодец, юный красавец со взором ясным, с палицей на плече и мечом на боку.

– Здравствуй, добрый молодец, – молвит человек.

– Здравствуй, горемыка.

– Послушай-ка про горести мои.

– Говори, что болит.

– Возвращался я с работы, да в лесу одном вытащил из огня-полымя эту змею подколодную, и вот обвилась она вокруг шеи моей, задушить норовит. Рассуди же нас, добрый молодец, скажи, можно ли за добро злом платить.

– Добрый человек, не могу вас рассудить, когда один на другом верхом сидит.

– Как же нам быть?

– Разойдитесь один по эту сторону дороги, другой по ту, тогда и рассужу я вас.

Змея – ни в какую. Сидит на шее человека, словно привороженная.

– Да слезь ты, змея проклятая, пусть рассудит нас добрый молодец, – закричал на нее человек.

Поползла змея вниз, направилась к обочине дороги. Тут добрый молодец засвистел что есть мочи, и вдруг как из-под земли вырос отряд витязей могучих, да стали змею топтать, избивать, на куски рубить, пока с землей не смешали.

Вот каков приговор, когда за добро злом платят.

Перевод: Л. Щетинина