Зеленый уголок в начальной школе. Социальный проект "создание зеленого уголка в школе"

Проект

создания "Зеленого уголка"

в учебном кабинете начальных классов

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»

Г.Х. Андерсен

Выполнили:

учащиеся 1 «В» класса

Руководители:

Вербицкая Леся Андреевна,

учитель начальных классов;

Червонченко Елена Васильевна,

учитель биологии

Шахтерск

    Пояснительная записка. Об экологическом воспитании младших школьников

    Актуальность проекта

    Информационная карта проекта

    Схема взаимодействия

    Оценка результатов деятельности

    Заключение

    Список литературы

    Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Об экологическом воспитании младших школьников.

Требование времени - непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране окружающей среды, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды и собственного здоровья. Одной из задач современной начальной школы является воспитание у учащихся бережного отношения к природе и природным ресурсам, формирование активной экологической жизненной позиции. Свою задачу, как учителя начальных классов, я вижу в том, чтобы заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в убеждения. Эту задачу можно эффективно решать в процессе организации опытно-практической деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и технологии, а также во внеурочной деятельности по данному направлению. У детей младшего школьного возраста легко можно сформировать готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Младшие школьники эмоциональны, они могут воспринимать природу с чувством удивления, восторженности. Я стараюсь поддержать у детей эту готовность удивляться и восхищаться, желание участвовать в альтруистической деятельности.Дети, как правило, не отделяют себя от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Они открыты для восприятия красоты, могут осознать разнообразие связей между человеком и природой. Собственный педагогический опыт показывает, что наиболее эффективным методом формирования экологического сознания у младших школьников является метод проектов, который включает учащихся в реальный процесс познания, наблюдения и решения экологических проблем.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности.

Экологическое воспитание младших школьников является одним из главных направлений работы в моей программе воспитания и развития учащихся по сохранению и укреплению здоровья, а метод проектирования – одной из ведущих форм организации учебной деятельности на уроке и внеурочной деятельности.

Примечательно то, что с первого дня пребывания детей в школе началась осуществляться программа по формированию экологических знаний и экологической культуры у учащихся. Первоклассники участвовали в посадке комнатных цветов еще летом во время ремонта классной комнаты, а затем в течение года дети наблюдали за своими « зелеными друзьями» и продолжают наблюдать. Проект по созданию «зеленого уголка» в классе также является частью моей программы по экологическому воспитанию младших школьников.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Создание здоровьесберегающих условий для формирования успешной личности является немаловажным фактором современного образования. Наличие здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения и классов - проблема многих учебных заведений. Большая учебная нагрузка, рост заболеваемости среди учащихся к моменту окончания школы - проблема номер один на сегодняшний день. Важно дать не только качественное образование, но и попытаться максимально сохранить здоровье учащихся. Создание здоровьесберегающих условий для учащихся определяется его рабочим местом, к которому есть установленные нормами СЭС требования. Одним из требований является наличие в учебном кабинете комнатных растений, способных улучшить качество образовательной среды.

Данный проект по озеленению учебного кабинета обосновывает влияние определенных комнатных растений на здоровье учащихся, выполняет большую образовательную и воспитательную нагрузку.

Организация проекта по созданию «зеленого уголка» в данном классе имеет ряд оснований, а именно:

Во-первых, это создание здоровьесберегающего пространства для детей, поступивших в школу. Так, на основании медицинского обследования учащихся на начало учебного года 35% детей моего класса имеют различные заболевания. Кроме того, сезонные вирусные заболевания наблюдаются у 40% детей. Важно попытаться максимальными возможностями сохранить и укрепить здоровье учащихся. Разведение правильно подобранных комнатных растений - одна из таких возможностей по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Согласно санитарным нормам в помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %.

В закрытых помещениях не так легко установить идеальный для работы микроклимат, особенно в зимнее время, когда работа отопительной системы понижает уровень влажности воздуха, что может привести к ощущению сухости во рту, заложенности носа, кожным и слизистым раздражениям. Острые респираторные заболевания и грипп - вот две основные болезни, которые могут привести к временной потере трудоспособности. Необходимо знать, что более 97 % воды, абсорбируемой растениями при поливе, выделяется в воздух через листья. Таким образом, виды растений, которые нуждаются в обильном поливе, могут повысить уровень влажности воздуха в закрытом помещении на 10-15 %.

Во-вторых, многообразие цветочно-декоративных культур дает прекрасную возможность создать неповторимый облик «зеленого» кабинета, благоприятно влияющий на эмоциональное состояние и чувство комфорта. Известно, что растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. А еще они способны снимать стрессы и улучшать настроение. Это также немаловажный фактор, поскольку в школу приходят дети с различными типами нервной деятельности, которые необходимо регулировать в процессе обучения. По данным исследования школьного психолога в классе преобладают дети сангвинического темперамента и холерического. Зеленый цвет растений способен действовать успокаивающе на нервную систему, улучшает общее самочувствие, а это благотворно влияет на работоспособность учащихся, регулирует их поведение. Такие растения, как герань и пеларгония способны успокаивать возбужденную нервную систему, а запах мяты помогает снять раздражение, усталость, агрессивность.

Кроме того, коллекция разнообразных комнатных растений будет служить у школьников иллюстрацией биологических, экологических понятий - идея не новая, но актуальная в современных условиях дефицита учебных пособий.

Важен и тот фактор, что комнатные растения улучшают экологическую обстановку в помещении. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы: лаки и краски, которыми покрыта мебель, а также имеющиеся в кабинете технические средства обучения: компьютер, проектор. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения. Если раньше существовала только естественная радиоактивность, то с появлением огромного количества различных приборов появилась радиоактивность искусственная. Учеными установлено, что такие растения, как – сансевиерия, хлорофитум и сциндапсус способны уменьшить процент воздействия вредных частиц электромагнитного излучения, поэтому их необходимо иметь в кабинете вблизи технических средств.

Немаловажно учитывать и такую важную особенность растений, как способность к очищению загрязненного воздуха. Правильно подобранные комнатные растения - настоящие помощники в борьбе с загрязненным комнатным воздухом. Растения выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Кабинет начальных классов расположен на втором этаже здания, окна кабинета выходят на проезжую часть, которая находится в 50 метрах от здания школы. При проветривании помещения и через отверстия оконных проемов поступают в воздух частицы пыли, которые могут находиться в нем в течение длительного периода во взвешенном состоянии. Воздействие пыли на организм человека очень вредно и опасно. Пыль засоряет и раздражает слизистые оболочки глаз, кожу, верхние дыхательные пути и вызывает различные легочные заболевания. Эффективным средством оздоровления воздушной среды помещения наряду с наличием вентиляции являются комнатные растения, поглощающие вредоносные частицы. Например, для поглощения углекислого газа и выделения кислорода особенно хороша сансивиера, она же - известный нам щучий хвост и неприхотливый, выносливый хлорофитум. Прекрасно озонирует воздух и кофейное дерево, плющ, различные виды фикусов, драцена. Этими же свойствами обладают и широкие листья филодендрона, и даже обычное алоэ, и удивительный комнатный цветок спатифиллум, который отлично обеззараживает воздух в помещении, обладая высокой фитонцидной активностью и обладает великолепным, лечебным свойством в наши дни - улучшает умственную и физическую работоспособность.

Результаты опроса родителей учащихся моего класса показали, что всего 50% родителей знают о необходимости формирования экологической культуры младших школьников, 60% родителей разводят комнатные растения дома, не придавая особого значения их видам по степени полезности,80% занимаются выращиванием растений на даче. Поэтому есть необходимость просвещения родителей в вопросах экологического образования. Родители готовы сотрудничать с учителем и активно участвовать в совместных коллективно-творческих делах.

Сама проектная деятельность имеет большое значение для развития и воспитания учащихся. В ходе работы над проектом дети получат много новых знаний, расширят кругозор, будут развиваться навыки практической деятельности, воспитываться такие ценные качества, как трудолюбие, бережливость, забота о своем «зеленом друге»,будут развиваться творческие способности учащихся, в целом формироваться основы духовно-нравственной и экологической культуры.

Разведение полезных комнатных растений в школьном кабинете - это наиболее результативная, не только теоретическая, но и практическая форма организации работы по формированию основ экологического воспитания младших школьников, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но актуальна и значима. Масштабы проекта, хотя не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения своего школьного уголка перейти к озеленению других кабинетов начальных классов и школы в целом.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Руководитель проекта:

Вербицкая Леся Андреевна , учитель начальных классов, классный руководитель 1 «В» класса.

РУКОВОДИТЕЛЬ- КОНСУЛЬТАНТ ПРОЕКТА:

Червонченко Елена Васильевна , учитель биологии.

Участники проекта:

Учащиеся 1 «В» класса;

Вербицкая Леся Андреевна, учитель начальных классов;

Червонченко Елена Васильевна, учитель биологии.

Родители 1 «В» класса.

География проекта:

ОШ№1, г. Шахтерск

Сроки проекта:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ, поэтапный

1 этап-создание «зеленого уголка» в кабинете 1.09.2013г-31.05.2014г.

2 этап-развитие и изучение «зеленого уголка» 1.09.2014г.-31.05.2017 г.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

    формирование у детей эколого-биологических знаний;

    создание зеленого уголка в кабинете начальных классов школы с целью организации здоровьесберегающего пространства для учащихся;

    создание условий для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик – педагог – родитель;

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Образовательные:

    расширить знания детей о комнатных растениях;

    показать влияние комнатных растений на здоровье учащихся;

    развить практические навыки ухода за комнатными растениями;

Воспитательные:

    воспитание любви к природе;

    воспитание бережного отношения к растениям;

    воспитание экологической культуры;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

    развитие наблюдательности, внимания;

    развитие творческих способностей учащихся;

    формирование навыков поисково-исследовательской деятельности;

Методы:

    словесные;

    наглядно-демонстрационные;

    практические.

Виды деятельности:

    учебно-игровая

    исследовательская

    коммуникативно-диалоговая

    практико-ориентированная

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

Учащиеся

Методическая поддержка-

Червонченко Е.В.

Учитель биологии


Руководитель проекта, управление деятельностью-

Вербицкая Л.А.

Привлеченные специалисты – детский врач, школьный психолог, консультант цветочного магазина


Родители учащихся


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящей работой затронута такая проблема, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения.

Практическая деятельность по созданию зелёного уголка в кабинете позволила детям и родителям под руководством педагогов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям, научиться правильно использовать растения в своей жизни.

За учебный год была собрана и изучена коллекция полезных комнатных растений из 15 видов. Часть растений дети посадили самостоятельно, часть растений приобретена родителями. На каждое растение составлено портфолио, в котором дано его описание, и паспорт, где отображена основная информация о растении: название, родина растения, месторасположение, правила ухода. Собранная информация о растениях используется на уроках окружающего мира и классных часах по экологии. (Приложение «Образец портфолио растения»)

При отборе видов комнатных растений определяющим фактором был здоровьесберегающий компонент. Однако, в пределах возможного ассортимента, были собраны растения, наиболее разнообразные по форме, окраске, размерам листьев и соцветий. Такая коллекция, кроме того, что оказывает положительное эмоциональное воздействие на детей, становится для них богатым источником информации о разнообразии растительного мира. Также учитывалось содержание программ по окружающему миру, чтобы наглядно иллюстрировать занятия по отдельным ее темам, давать понятия о растениях, о разных формах роста и размножения растений, о соцветиях, плодах и семенах.

Всю работу по уходу за растениями и составлению коллекций проводили сами учащиеся под руководством учителя и родителей.

Теперь объекты зеленого уголка являются хорошим наглядно- демонстрационным материалом к урокам окружающего мира и технологии в условиях дефицита материально-технической базы школы.

В процессе деятельности учащиеся получают массу новых знаний по окружающему миру, экологии, расширили свой кругозор, углубили имеющиеся знания, узнали о растениях-лекарствах, о растениях-талисманах, о ядовитых комнатных растениях, узнают некоторые интересные факты о растениях, например, легенды. Дети знакомятся с такими понятиями, как фитодизайн, фитотерапия. Дети с помощью родителей выполняют творческие работы, а затем участвуют в презентации своих работ. Ведется работа над проектами «Здоровье без лекарств», «Мое маленькое зеленое чудо», «Легенды о растениях».

Проект внутриклассного озеленения позволяет улучшить качество образовательной среды, а именно: способствовать охране и укреплению здоровья учащихся. Проведенное исследование «Влияние фитомодуля на здоровье учащихся» показало, что правильно подобранные комнатные растения способны существенно влиять на здоровье учащихся и снижение заболеваемости. Кроме того, зеленый цвет комнатных растений действует успокаивающе на нервную систему, стабилизирует эмоциональное состояние, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность учащихся. В перемены дети с удовольствием участвуют в «минутках фитотерапии»- запах мяты и мелиссы помогает улучшить самочувствие, и способствует снятию напряжения после учебного занятия. Проведенное исследование «Влияние фитомодулей на формирование эмоционального состояния учащихся и социальной сферы» показало, что правильно подобранные растения способствуют нормализации процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, что особенно важно в период бурного развития человека; также зеленые растения в условиях замкнутого пространства создают профилактический эффект, развивают чувство прекрасного, способствуют гармонизации личности, снятию напряжения.

Теперь, находясь в уютном озелененном кабинете, участники процесса обучения и воспитания чувствуют психологический комфорт. Ухоженные красивые растения радуют присутствующих, доставляют глубокое эстетическое наслаждение, способствуют снятию отрицательных эмоций.

Проект имеет огромную воспитательную роль в становлении личности.

Практическая деятельность по уход за комнатными растениями воспитывает у ребенка трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру. Дети проявляют постоянную заботу о своем «зеленом питомце», относятся к растению, как к другу - заботятся и берегут.

Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Дети, участвуя в различных конкурсах, развивают фантазию, творческие способности, познавательную активность. Кроме того, идет непрерывный процесс роста и становления личности каждого: «Растет мой зеленый росток и расту я!» Дети видят плоды своего труда и результаты – это победы в творческих конкурсах и проектах.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. Во-первых, период адаптации первоклассников прошел менее болезненно, так как вовлечение детей и родителей в совместные творческие и практические дела способствовало развитию теплых дружеских взаимоотношений и формированию благоприятного психологического микроклимата в коллективе. Во-вторых, у родителей появилась возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления его как личности в обществе. Совместные коллективно-творческие дела сблизили родителей, учителя и учащихся, сделали их отношения доверительными и теплыми. Некоторые родители, обладающие теперь необходимыми знаниями об особенностях комнатных растений, организовали и в домашних условиях свой «зеленый уголок», положительно влияющий на здоровье ребенка и оказывающий большое воспитательное значение.

Проект постоянно в работе, социально значим и востребован, так многие учителя начальных классов имеют теперь рекомендации по озеленению кабинетов. А учащиеся нашего класса с удовольствием делятся имеющимися знаниями о комнатных растениях со своими сверстниками. А это значит, что вопросы экологического воспитания и образования привлекут еще большее количество педагогов, учащихся и родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 2013-2014 учебном году мной и учителем биологии Червонченко Е.В. продолжается работа по экологическому воспитанию учащихся в рамках данного проекта и в других формах деятельности. Мы продолжаем вести наблюдения за насаждениями на пришкольном участке, расширяем коллекцию комнатных растений, продолжаем вести наблюдения за ростом имеющихся растений. Дети будут учиться вести дневник наблюдений за своим растением. Намечен перспективный план дальнейшего развития проекта, основные этапы которого в 2014-2015 уч. г.:

    Пополнение коллекции комнатных растений: разведение цитрусовых видов.

    Проектирование «тропинки здоровья» в зеленой зоне кабинета.

    Проведение опытов с различными растениями с целью наблюдения их особенностей (опыты с бальзамином, размножение растений, заготовка семян).

    Участие в школьных и районных экологических конкурсах и проектах.

Родители учащихся активно сотрудничают с учителем, помогают в реализации задуманных планов. Дети и родители осознают необходимость приобщения к природе и ее значимость для человека. Дети относятся к своим зеленым питомцам, как к живым существам, любят их и берегут. И чувство это взаимно: человек интуитивно ощущает, что комнатные растения благотворно воздействуют на его психику, приносят радость, создают здоровый климат. "Человек здоров лишь в том случае, когда он в своей повседневной жизни делает только то, что соответствует законам природы, в этом случае жизнь его наполнена радостью и счастьем», говорят люди. Работа по формированию экологической культуры младших школьников ведется мною целенаправленно и непрерывно.

Список литературы :

1. Бухарина Е.М. Комнатные растения. Энциклопедия. М.:Астрель, 2007

2. Алексеева А.Как правильно озеленить кабинет. Методические рекомендации. М: 2010

3. Волжина И.А.Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности. «Начальная школа» №1,2009

4. Клепинина З.А. Развитие экологической грамотности учащихся «Начальная школа» №1, 2011

5. Никитина В.В. Календарь цветовода-любителя. К: РИО, 2011

6. Интернет-ресурсы. Ботаничка.ru.

Для детей младшего школьного возраста школа является вторым домом. Слово «дом» ассоциируется с чем то родным, тёплым. Это место, где человек чувствует себя уютно, комфортно, где он может заняться любимым делом, отдохнуть. А если дом этот школа, то она должна совмещать в себе всё характерное для школы и дома.

Проект «Зелёный уголок», разработанный учащимися, учителем и родителями, можно реализовать в течение учебного года. Вовлечение детей и родителей в совместную активную творческую деятельность позволит более тесному сближению семьи и школы, повышению родительского авторитета, воспитанию нравственной атмосферы и привитию любви к прекрасному. Комфортная обстановка в кабинете поможет восстановить защитные силы организма, вернуть бодрость, оптимизм и работоспособность.

Консультанты проекта

Учитель биологии, технологии, ИЗО.

Участники проекта

Учащиеся 3 класса.

Родители учащихся 3 класса.

Тип проекта

Информационный, творческий, долгосрочный

Учебный предмет

Окружающий мир, технология

Цели проекта

1. Создание комфорта, атмосферы для релаксации.

2. Повышение эффективности образовательного процесса в условиях здоровьесберегающего обучения.

3. Сплочение коллектива детей, учителей, родителей.

Задачи проекта

1. Создать группы по выполнению проекта

2. Провести пересадку комнатных растений, сделать опись растений.

3. Оформить место отдыха для детей.

Планируемые результаты

Личностные: понимать значимость профессий: цветовода, дизайнера; формировать ценностное и бережное отношение к окружающему миру и ценить результаты своей деятельности; формировать уважительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека.

Метапредметные:

регулятивные: осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану; проводить оценку своих действий на основе заданных критериев и корректировать их; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

познавательные: осуществлять поиск и анализировать полученную информацию о комнатных растениях, их значении в жизни человека; оформлять паспорт комнатных растений; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты изделия;

коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение практической задачи; соотносить мнение партнёра со своим; высказывать свою оценку, приводя аргументы за и против; умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Предметные: понимать влияние комнатных растений на здоровье человека; приобретут навыки поисково-исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты

С помощью растений будет создана комфортная обстановка в кабинете начальных классов. Красота, созданная своими руками, знания и умения, полученные в результате работы, станут основой в формировании нравственных качеств школьников, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

Сроки реализации проекта

Реализация проекта осуществляется во внеурочное время, в течение 2013-2014 уч.г.

Постановка проблемы

Ежегодно дети приносят в класс цветочную рассаду, бережно ухаживают за цветами. Однажды у них промелькнула мысль: хорошо бы в классе было такое место, где можно посидеть, отдохнуть среди зелени, полюбоваться цветами и рыбками в аквариуме, особенно в зимнее время. Ведь мы живём в Сибири, где долгая и холодная зима. Так и возникла идея о создании в кабинете «Зелёного уголка». Предложение детей было вынесено на рассмотрение родителей. На родительском собрании родители поддержали идею своих детей и с удовольствием решили им в этом помочь.

Объединив усилия детей, учителя и родителей, можно не только озеленить кабинет, но, что наиболее важно, приучить школьников к самостоятельной творческой работе - важному фактору обучения и воспитания, привить им эстетический вкус.

Перспективы проекта

1. Проект не должен быть разовым.

2. Привлечение большего количества детей и родителей к реализации проекта.

3. Оформление цветочных клумб около школы.

2. План реализации проекта «Зеленый уголок»

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

Деятельность учителя

сентябрь

Классное собрание. Решение проблемы. Определение темы и содержания проекта. Принятие решения о создании «Зелёного уголка» в кабинете.

Родительское собрание. Принятие решения об оказании помощи учащимся в создании «Зелёного уголка» в кабинете.

Информационная поддержка.

Выявление участников проекта. Создание групп. Распределение ролей среди групп.

Создание творческой группы родителей.

Оказание помощи в распределении ролей между группами.

Сбор и анализ идей. Конкурс «Цветочная подставка». Конкурс рисунков «Наши цветы».

Занимаются договорами, расчётами, выбором материала, формой и размерами, стилем и цветовым решением цветочных подставок.

Консультации

декабрь-январь

Работа по плану проекта. Выращивание и пересадка цветочных растений. Составление описи комнатных растений.

Изготовление цветочных подставок. Эстетическое оформление. Приобретение аквариума.

Наблюдение, консультации.

Эстетическое оформление «Зелёного уголка»

Установка цветников в кабинете. Определение места для аквариума.

Участие в оформлении «Зелёного уголка»

Оценка результатов.

Общее классное собрание: учащиеся-родители-учитель. Обсуждение выполненного проекта, формулирование выводов.

Участие в оценке достигнутого результата

Защита проекта «Зелёный уголок». Участие в смотре кабинетов.

Оказание помощи детям в защите проекта. Участие в смотре кабинетов.

Участие в представлении и оценке проекта

Праздник «Создали сами своими руками»

Организация праздника.

Разработка праздника.

3. Определение ресурсов и источников их получения

Для реализации проекта были использованы человеческие и материальные ресурсы. Человеческие ресурсы были представлены: учащимися 3 класса, родителями, классным руководителем, учителями предметниками (ИЗО, технологии, биологии). Материальные ресурсы: предприятие ООО ВСЖД «Ремонтно-механический завод», спонсорская помощь родителей. При минимальных затратах максимальный результат.

4. Создание групп по интересам

Работа по реализации поставленных задач началась с того, что дети разделились на группы по интересам.

1 группа : (мальчики + папы) - обратились за консультацией к учителям технологии, ИЗО по проблеме выбора дизайна цветочных подставок.

2 группа : (девочки) - встретились с учителем биологии по проблеме ассортимента комнатных растений, их правильного размещения и правилами ухода.

3 группа : (девочки + мамы) - занимаются пересадкой комнатных растений в декоративные горшки, делают опись и этикетки с названием цветочных культур.

4 группа : (папы) - собственными силами изготавливают цветочные подставки.

5 группа : (мамы + папы) - занимаются приобретением аквариума, установкой цветочных подставок.

6 группа: (девочки + мамы) - занимаются декоративным оформлением «Зелёного уголка»

5. Маршрутный лист проекта

ПРОЕКТ "Зеленый уголок"

Появился в нашем классе «Зелёный уголок»

Цветы садили, поливали

Мы умелыми руками.

Мамы всё нам рассчитали,

Папы сделали каркас.

Получилось загляденье!

Получилось - просто «класс»!

Слышинская Ксения, 3 клас

1. Конкурс «Наши цветы»

Группа девочек готовится к конкурсу «Наши цветы»

2. Конкурс «Цветочная подставка»

А мальчики - активные участники конкурса

«Цветочная подставка»

3. Практическая работа. Пересадка комнатных растений»

Мамы с девочками занимаются посадкой комнатных растений в цветочные горшки

4. Встречи с консультантами

Встреча с учителем биологии по проблеме ассортимента комнатных растений, их правильного размещения и правилами ухода.

6. Цветочные подставки руками родителей

7. Оформление «Зелёного уголка»

8. Приобретение аквариума

Теперь мы любуемся рыбками в аквариуме.

9. Минуты отдыха на перемене

В нашем «Зелёном уголке» можно отдохнуть

10. Подведение итогов

Праздник «Сделали сами своими руками»

11. Результаты проекта

I место в «Смотре кабинетов»!

Дронова Татьяна Петровна, МКУ СОШ №3 г. Алзамай, Иркутская область, учитель начальных классов

Чтобы скачать материал или !

Положение об общешкольном конкурсе

Цель: создание условий для совместной деятельности педагогов и детей, направленных на формирование пространственно-развивающей среды кабинета.

Задачи:

    расширить представления обучающихся о разновидностях комнатных растений;

    формировать навыки ухода за комнатными растениями;

    привлечение родителей к озеленению кабинетов;

    содействовать нравственно-эстетическому развитию ребенка.

Порядок подготовки и проведения конкурса.

Конкурс «Самый уютный зеленый уголок» проводился с 26 ноября по 4 декабря 2010 г.

    Воспитанники под руководством педагогов совместно с родителями работали над озеленением классных комнат.

    Классным коллективам предлагалось представить результаты совместной деятельности по озеленению кабинетов.

В состав жюри входили: зам. директора по воспитательной работе; зам. директора по учебной работе и учитель социально-бытовой ориентации.

При подведении итогов конкурса учитывалось:

Критерии

Максимальный балл

    Знание правил ухода за комнатными растениями.

    Эстетическое размещение комнатных растений.

    Наличие названий комнатных растений.

    Привлечение родителей к озеленению.

    Культура подачи.

    Участие детей в озеленении, представлении результатов деятельности.

Всего:

18 б.

Ответственными за подготовку и проведения мероприятия были классные руководители.

По результатам участия в конкурсе активные классы были награждены грамотами.

КГТТ специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида

учитель начальных классов

Казанцева Татьяна Викторовна

Я работаю в коррекционной школе учителем начальных классов 32 года. За это время из начальной школы выпустила более 50 детей. Сейчас я являюсь классным руководителем 2 класса. В декабре 2010 года в нашей школе проходил конкурс «Самый уютный зеленый уголок». Администрацией ОУ было разработано Положение об общешкольном конкурсе. Наш класс принял в нем участие (см. Приложение № 1 ) и занял 2 место по школе, набрав 17 баллов из 18 возможных.

Защитное слово к конкурсу

«Самый уютный зеленый уголок».

Учитель:

Уважаемые гости! Учащиеся 2 класса приглашают вас на выставку цветов. Уже давно не секрет, что зеленые растения значительно улучшают в помещениях микроклимат. Правильно и со вкусом подобранные растения способствуют созданию благоприятной психологической обстановки, придают помещению комфорт и уют.

Ученик:

Посмотрите, как много у нас цветов.

Ученица:

И у каждого растения есть своё название.

Ученица:

Мы старались разместить цветы так, чтобы было видно красоту каждого из них.

Ученик:

Создавали хорошие условия для нормального роста и развития.

Учитель:

А сейчас мы вас приглашаем пройти к фотовыставке, которая называется «Наша цветочная клумба».

Ваня:

Это финиковая пальма. Она у нас выросла из косточки финика (показывает).

Катя:

Вот этот цветок вырастили из семечек. (показывает)

Ваня:

Вот этот большой цветок скоро перерастет нашу Катюшку. (показывает).

Катя:

Вот этот цветок нам привезла мама Вани Ялунина. (показывает)

Ваня:

А этот нам подарила мама Димы Кайгородова. (показывает)

Катя:

У нас есть ещё очень высокий цветок. (показывает)

Ваня:

А из этого цветка скоро вырастет большая шапка (показывает)

Учитель:

А чтобы наши цветы чувствовали себя хорошо, дарили всем радость, за ними надо правильно ухаживать. Мы знаем правила ухода за цветами. Давайте подойдем к следующему стенду и убедимся в этом.

Катя:

Поливать растения надо водой только комнатной температуры.

Лена:

Рыхлить почву надо палочкой от центра.

Ваня:

Удаление сухих веток ножницами.

Лена:

Крупные листья надо обтирать мягкой тряпочкой.

Ваня:

Растения с мелкими листьями надо опрыскивать водой.

Учитель:

Если мы с вами будем соблюдать правила ухода за цветами, то каждый цветок будет расти и расти.

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть, чтобы гости увидели, какие вы внимательные.

(повесить 2 фото)

Посмотрите внимательно на эти фотографии. Чем цветок на первой фотографии отличается от цветка на второй фотографии?

Правильно, на первом цветочке сидит божья коровка. Это полезное насекомое. Оно не скушает наши цветочки.

Молодцы! Вы очень внимательные!

На этом мы заканчиваем экскурсию на выставку цветов.

Ученик:

Спасибо гостям, что посетили нашу выставку.

Юсупова Эльвира, Крахмалева Елена,Исингалиева Динара

Актуальность проекта : большую часть времени школьники проводят в помещении школы. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным.

Мы очень хотим, чтобы в ней был чистый воздух, а это главное для здоровья наших учеников. Главные помощники в этом- комнатные растения.

Используя растения, можно очистить воздух от пыли и болезнетворных микробов, обогатить его биогенными веществами, благотворно действующими на организм учащихся и педагогов школы, а также создание эстетически приятной и психологически комфортной искусственной среды и условий для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик – педагог.

Скачать:

Предварительный просмотр:

2017 год – объявлен годом экологии. И поэтому, данный проект является частью плана мероприятий в экологическом напрвлении.

Актуальность проекта : большую часть времени школьники проводят в помещении школы. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным.

Мы очень хотим, чтобы в ней был чистый воздух, а это главное для здоровья наших учеников. Главные помощники в этом- комнатные растения.

Используя растения, можно очистить воздух от пыли и болезнетворных микробов, обогатить его биогенными веществами, благотворно действующими на организм учащихся и педагогов школы, а также создание эстетически приятной и психологически комфортной искусственной среды и условий для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик – педагог. .

Цель: Озеленение комнатными растениями рекреационной зоны 2-го этажа

Задачи:

1.Благоустроить зону отдыха школьников;

2.Изучить литературу по вопросу озеленения школьного интерьера.

3. выявить влияние комнатных растений на человека

4.Воспитывать бережное отношение к природе;

5.Учить ухаживать за растениями

Укрепить сотрудничество детей, учителей и родителей.

Ожидаемые результаты.

Проект позволит значительно улучшить интерьер школы, сделать ее более комфортной..

Проект “Зеленый уголок” - результат совместной деятельности детей и взрослых,

доказательство способности детей предлагать идеи и варианты решения проблем.

Будет решаться вопрос укрепления здоровья учеников и учителей,экологического состояния школьной среды.

Реализация проекта (Ход проекта)

1 этап подготовительный

Идея создания «Зеленого уголка « в школьном коридоре возникла с первых учебных дней, когда неожиданно в кабинете биологии мы увидели «Живую стену» (биостена) Слайд фото стены. Такой фитодизайн сейчас считается очень модным, шикарным и очень полезным для жильцов.

А у нас к сожалению существует проблема выращивание комнатных растений в рекреации школы. Все попытки озеленения не увенчивались успехом: то цветы сами падали с подоконников, то куда -то исчезали.

Чтобы свою идею воплотить в жизнь, надо было убедиться в том, что нас поддержат: администрация школы, учителя и прежде всего сами ученики школы.

Мы наметили план работы:

I этап Подготовительный

  1. Анкетирование
  2. Выбор места для «Зеленого уголка»
  3. определение видов комнатных растений, пригодных для озеленения нашего уголка

II этап Основной

  1. Оформление «Зеленого уголка»

III Заключительный

  1. Анализ результатов проекта. (Изучение мнения учащихся школы и родителей)
  2. Дальнейшее развитие проекта

Для этого мы сначала провели анкетирование с учащимися 5-11 классов.

Анкета:

  1. Любите ли вам комнатные растения?
  2. Знаете ли вы какую пользу они приносят человеку?
  3. Считаете ли вы проблему озеленения коридора школы актуальной?
  4. Каким бы вы хотели видеть интерьер озеленения школьного коридора?
  5. Какие мероприятия по озеленению помещения школы можно провести?
  6. Хотите ли вы принять участие в озеленении школьного коридора на 2 этаже?

Результат анкетирования показал, что большинство учащихся желает иметь красивый вид, им нравятся комнатные растения, но принять участие в озеленении школьного коридора имеют немногие.

Слайд Выбор места

Имея положительный результат анкетирования, мы пошли к директору школы со своей идеей. Нам необходимо было согласие руководства школы и выделение места для размещения нашего зеленого уголка.

Место предложенное директором школы выходит окнами на _____, солнечного света недостаточно, температурный режим стабилен.

Слайд подбор растений. (можно немного цветущих картинок)

С интересом включились в поиск. Сначала подобрали супер красивые цветущие растения, но надо помнить, что нам подойдут теневыносливые, полезные для здоровья, и наиболее неприхотливые в уходе. Свой выбор мы остановили на Традесканции, хлорофитуме, пандаусе,кактусах, колеусе.

Слайд Основной этап работы

Материальные затраты.

Так как в нашем проекте принимали активное участие учителя, многие школьники и их родители,затрат материальных пока у нас не было.: родители передавали с детьми горшки, готовую землю, дренаж. Большую помощь оказали участники кружка «Юный натуралист»- они выращивали комнатные растения и приносили в уголок.

Работа кипела. Сами Соорудили подставку, разместили имеющиеся в наличии растения, установили скамейки для отдыха. Наш уголок пополнялся. но условия содержания были не очень благоприятными для роста и развития растений. Было принято решение переместить наш уголок в более светлое и теплое место.

Теперь у нас «Зеленый уголок» является зеленой зоной отдыха. Мы поставили скамейки. Сиди, отдыхай, дыши воздухом, наполненным кислородом. Ведь мы подобрали самые полезные для здоровья растения:

Слайд о пользе растений

Наши планы.

Мы, учащиеся 9 класса еще не уходим со школы, поэтому мы будем продолжать наш проект озеленения зоны отдыха и надеемся превратить ее в цветущий сад.

Изменить дизайн расположения и украшения

Приобрести одинаковые цветочные горшки, найти в интернете растения, способные цвести в наших условиях содержания, и тттттттт

На меня участие в этом проекте оказало огромное эмоциональное воздействие. Я увидела такое огромное количество комнатных растений, узнала массу полезной информации и теперь не могу пройти мимо цветочного магазина, чтобы не приобрести цветок, т.к дома начала создавать свой полезный зеленый уголок

Создание здоровьесберегающих условий для формирования успешной личности является немаловажным фактором современного образования. Наличие здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения и классов - проблема многих учебных заведений. Большая учебная нагрузка, рост заболеваемости среди учащихся к моменту окончания школы - проблема номер один на сегодняшний день. Важно дать не только качественное образование, но и попытаться максимально сохранить здоровье учащихся. Создание здоровьесберегающих условий для учащихся определяется его рабочим местом, к которому есть установленные нормами СЭС требования. Одним из требований является наличие в учебном кабинете комнатных растений, способных улучшить качество образовательной среды.

Данный проект по озеленению учебного кабинета обосновывает влияние определенных комнатных растений на здоровье учащихся, выполняет большую образовательную и воспитательную нагрузку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

создания "Зеленого уголка"

в учебном кабинете начальных классов

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»

Г.Х. Андерсен

Выполнили:

учащиеся 1 «А» класса

Руководитель:

Денисова Галина Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Городец 2011 г.

  1. Пояснительная записка. Об экологическом воспитании младших школьников
  1. Актуальность проекта
  1. Информационная карта проекта
  1. Схема взаимодействия
  1. Оценка результатов деятельности
  1. Заключение
  1. Список литературы
  1. Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Об экологическом воспитании младших школьников.

Требование времени - непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста.

Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране окружающей среды, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды и собственного здоровья. Одной из задач современной начальной школы является воспитание у учащихся бережного отношения к природе и природным ресурсам, формирование активной экологической жизненной позиции. Свою задачу, как учителя начальных классов, я вижу в том, чтобы заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в убеждения. Эту задачу можно эффективно решать в процессе организации опытно-практической деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и технологии, а также во внеурочной деятельности по данному направлению. У детей младшего школьного возраста легко можно сформировать готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Младшие школьники эмоциональны, они могут воспринимать природу с чувством удивления, восторженности. Я стараюсь поддержать у детей эту готовность удивляться и восхищаться, желание участвовать в альтруистической деятельности. Дети, как правило, не отделяют себя от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Они открыты для восприятия красоты, могут осознать разнообразие связей между человеком и природой. Собственный педагогический опыт показывает, что наиболее эффективным методом формирования экологического сознания у младших школьников является метод проектов, который включает учащихся в реальный процесс познания, наблюдения и решения экологических проблем.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности.

Экологическое воспитание младших школьников является одним из главных направлений работы в моей программе воспитания и развития учащихся, а метод проектирования – одной из ведущих форм организации учебной деятельности на уроке и внеурочной деятельности.

Примечательно то, что с первого дня пребывания детей в школе началась осуществляться программа по формированию экологических знаний и экологической культуры у учащихся. Первоклассники участвовали в посадке аллеи деревьев на пришкольном участке, а затем в течение года дети наблюдали за своими « зелеными друзьями» и продолжают наблюдать. Эта акция стала первым этапом в целенаправленной программе по экологическому воспитанию младших школьников. Теперь мои воспитанники - активные участники различных творческих конкурсов и проектов по экологии в школе, районе и области.

Проект по созданию «зеленого уголка» в классе также является частью моей программы по экологическому воспитанию младших школьников.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Создание здоровьесберегающих условий для формирования успешной личности является немаловажным фактором современного образования. Наличие здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения и классов - проблема многих учебных заведений. Большая учебная нагрузка, рост заболеваемости среди учащихся к моменту окончания школы - проблема номер один на сегодняшний день. Важно дать не только качественное образование, но и попытаться максимально сохранить здоровье учащихся. Создание здоровьесберегающих условий для учащихся определяется его рабочим местом, к которому есть установленные нормами СЭС требования. Одним из требований является наличие в учебном кабинете комнатных растений, способных улучшить качество образовательной среды.

Данный проект по озеленению учебного кабинета обосновывает влияние определенных комнатных растений на здоровье учащихся, выполняет большую образовательную и воспитательную нагрузку.

Организация проекта по созданию «зеленого уголка» в данном классе имеет ряд оснований, а именно:

Во-первых, это создание здоровьесберегающего пространства для детей, поступивших в школу. Так, на основании медицинского обследования учащихся на начало учебного года 35% детей моего класса имеют различные заболевания. Кроме того, сезонные вирусные заболевания наблюдаются у 40% детей. Важно попытаться максимальными возможностями сохранить и укрепить здоровье учащихся. Разведение правильно подобранных комнатных растений - одна из таких возможностей по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Согласно санитарным нормам в помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %.

В закрытых помещениях не так легко установить идеальный для работы микроклимат, особенно в зимнее время, когда работа отопительной системы понижает уровень влажности воздуха, что может привести к ощущению сухости во рту, заложенности носа, кожным и слизистым раздражениям. Острые респираторные заболевания и грипп - вот две основные болезни, которые могут привести к временной потере трудоспособности. Необходимо знать, что более 97 % воды, абсорбируемой растениями при поливе, выделяется в воздух через листья. Таким образом, виды растений, которые нуждаются в обильном поливе, могут повысить уровень влажности воздуха в закрытом помещении на 10-15 %.

Во-вторых, многообразие цветочно-декоративных культур дает прекрасную возможность создать неповторимый облик «зеленого» кабинета, благоприятно влияющий на эмоциональное состояние и чувство комфорта. Известно, что растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. А еще они способны снимать стрессы и улучшать настроение. Это также немаловажный фактор, поскольку в школу приходят дети с различными типами нервной деятельности, которые необходимо регулировать в процессе обучения. По данным исследования школьного психолога в классе преобладают дети сангвинического темперамента и холерического. Зеленый цвет растений способен действовать успокаивающе на нервную систему, улучшает общее самочувствие, а это благотворно влияет на работоспособность учащихся, регулирует их поведение. Такие растения, как герань и пеларгония способны успокаивать возбужденную нервную систему, а запах мяты помогает снять раздражение, усталость, агрессивность.

Кроме того, коллекция разнообразных комнатных растений будет служить у школьников иллюстрацией биологических, экологических понятий - идея не новая, но актуальная в современных условиях дефицита учебных пособий.

Важен и тот фактор, что комнатные растения улучшают экологическую обстановку в помещении. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы: лаки и краски, которыми покрыта мебель, а также имеющиеся в кабинете технические средства обучения: компьютер, проектор. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения. Если раньше существовала только естественная радиоактивность, то с появлением огромного количества различных приборов появилась радиоактивность искусственная. Учеными установлено, что такие растения, как – сансевиерия, хлорофитум и сциндапсус способны уменьшить процент воздействия вредных частиц электромагнитного излучения, поэтому их необходимо иметь в кабинете вблизи технических средств.

Немаловажно учитывать и такую важную особенность растений, как способность к очищению загрязненного воздуха. Правильно подобранные комнатные растения - настоящие помощники в борьбе с загрязненным комнатным воздухом. Растения выделяют фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы. Кабинет начальных классов расположен на втором этаже здания, окна кабинета выходят на проезжую часть, которая находится в 50 метрах от здания школы. При проветривании помещения и через отверстия оконных проемов поступают в воздух частицы пыли, которые могут находиться в нем в течение длительного периода во взвешенном состоянии. Воздействие пыли на организм человека очень вредно и опасно. Пыль засоряет и раздражает слизистые оболочки глаз, кожу, верхние дыхательные пути и вызывает различные легочные заболевания. Эффективным средством оздоровления воздушной среды помещения наряду с наличием вентиляции являются комнатные растения, поглощающие вредоносные частицы. Например, для поглощения углекислого газа и выделения кислорода особенно хороша сансивиера, она же - известный нам щучий хвост и неприхотливый, выносливый хлорофитум. Прекрасно озонирует воздух и кофейное дерево, плющ, различные виды фикусов, драцена. Этими же свойствами обладают и широкие листья филодендрона, и даже обычное алоэ, и удивительный комнатный цветок спатифиллум, который отлично обеззараживает воздух в помещении, обладая высокой фитонцидной активностью и обладает великолепным, лечебным свойством в наши дни - улучшает умственную и физическую работоспособность.

Результаты опроса родителей учащихся моего класса показали, что всего 50% родителей знают о необходимости формирования экологической культуры младших школьников, 60% родителей разводят комнатные растения дома, не придавая особого значения их видам по степени полезности,80% занимаются выращиванием растений на даче. Поэтому есть необходимость просвещения родителей в вопросах экологического образования. Родители готовы сотрудничать с учителем и активно участвовать в совместных коллективно-творческих делах.

Сама проектная деятельность имеет большое значение для развития и воспитания учащихся. В ходе работы над проектом дети получат много новых знаний, расширят кругозор, будут развиваться навыки практической деятельности, воспитываться такие ценные качества, как трудолюбие, бережливость, забота о своем «зеленом друге»,будут развиваться творческие способности учащихся, в целом формироваться основы духовно-нравственной и экологической культуры.

Разведение полезных комнатных растений в школьном кабинете - это наиболее результативная, не только теоретическая, но и практическая форма организации работы по формированию основ экологического воспитания младших школьников, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но актуальна и значима. Масштабы проекта, хотя не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения своего школьного уголка перейти к озеленению других кабинетов начальных классов и школы в целом.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Руководитель проекта:

Денисова Галина Павловна , учитель начальных классов, классный руководитель 1 «А» класса.

КОНСУЛЬТАНТ ПРОЕКТА:

Орехова Тамара Григорьевна , учитель биологии, краеведения.

Участники проекта:

Учащиеся 1 «А» класса;

Денисова Галина Павловна, педагог начальных классов,

Родители 1 «А» класса.

География проекта:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 4" г. Городец.

Сроки проекта:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ, поэтапный

1 этап-создание «зеленого уголка» в кабинете 1.09.2010г-31.05.2011г.

2 этап-развитие и изучение «зеленого уголка» 1.09.2011г.-31.05.2014 г.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  1. формирование у детей эколого-биологических знаний;
  2. создание зеленого уголка в кабинете начальных классов школы с целью организации здоровьесберегающего пространства для учащихся;
  3. создание условий для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик – педагог – родитель;

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Образовательные:

  1. расширить знания детей о комнатных растениях;
  2. показать влияние комнатных растений на здоровье учащихся;
  3. развить практические навыки ухода за комнатными растениями;

Воспитательные:

  1. воспитание любви к природе;
  2. воспитание бережного отношения к растениям;
  3. воспитание экологической культуры;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. развитие наблюдательности, внимания;
  2. развитие творческих способностей учащихся;
  3. формирование навыков поисково-исследовательской деятельности;

Методы:

  1. словесные;
  2. наглядно-демонстрационные;
  3. практические.

Виды деятельности:

  1. учебно-игровая
  2. исследовательская
  3. коммуникативно-диалоговая
  4. практико-ориентированная

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

Методическая поддержка-

Орехова Т.Г. учитель иологии

Учащиеся

Руководитель проекта, управление деятельностью-

Денисова Г.П.

Родители учащихся

Привлеченные специалисты – детский врач, школьный психолог, консультант цветочного магазина

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящей работой затронута такая проблема, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения.

Практическая деятельность по созданию зелёного уголка в кабинете позволила детям и родителям под руководством педагогов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям, научиться правильно использовать растения в своей жизни.

За учебный год была собрана и изучена коллекция полезных комнатных растений из 15 видов. Часть растений дети посадили самостоятельно, часть растений приобретена родителями. На каждое растение составлено портфолио, в котором дано его описание, и паспорт, где отображена основная информация о растении: название, родина растения, месторасположение, правила ухода. Собранная информация о растениях используется на уроках окружающего мира и классных часах по экологии. (Приложение «Образец портфолио растения»)

При отборе видов комнатных растений определяющим фактором был здоровьесберегающий компонент. Однако, в пределах возможного ассортимента, были собраны растения, наиболее разнообразные по форме, окраске, размерам листьев и соцветий. Такая коллекция, кроме того, что оказывает положительное эмоциональное воздействие на детей, становится для них богатым источником информации о разнообразии растительного мира. Также учитывалось содержание программ по окружающему миру, чтобы наглядно иллюстрировать занятия по отдельным ее темам, давать понятия о растениях, о разных формах роста и размножения растений, о соцветиях, плодах и семенах.

Для размещения декоративных растений в кабинете использовалось вертикальное расположение растений на освещенных участках стены, также в напольных контейнерах, размещая декоративные растения на свободном от других наглядных пособий и материалов пространстве. Всю работу по уходу за растениями и составлению коллекций проводили сами учащиеся под руководством учителя и родителей.

Теперь объекты зеленого уголка являются хорошим наглядно- демонстрационным материалом к урокам окружающего мира и технологии в условиях дефицита материально-технической базы школы.

В процессе деятельности учащиеся получили массу новых знаний по окружающему миру, экологии, расширили свой кругозор, углубили имеющиеся знания, Дети узнали о растениях-лекарствах, о растениях-талисманах, о ядовитых комнатных растениях, узнали некоторые интересные факты о растениях, например, легенды. Дети познакомились с такими понятиями, как фитодизайн, фитотерапия. Дети с помощью родителей выполняли творческие работы, а затем участвовали в презентации своих работ. Детские проекты «Здоровье без лекарств», «Мое маленькое зеленое чудо», «Легенды о растениях» были познавательны и интересны.

Дети вместе с родителями участвовали в конкурсе дизайнерских проектов «Наш зеленый уголок», в результате которого был выбран лучший проект по оформлению « зеленого уголка». (Приложение «Презентация детских работ»).

Проект внутриклассного озеленения позволил улучшить качество образовательной среды, а именно: способствовал охране и укреплению здоровья учащихся. Проведенное исследование «Влияние фитомодуля на здоровье учащихся» показало, что правильно подобранные комнатные растения способны существенно влиять на здоровье учащихся и снижение заболеваемости. (Приложение № 2) Замечено, что к концу учебного года значительно снизилось количество детей, болеющих различными вирусными инфекциями. Кроме того, зеленый цвет комнатных растений действовал успокаивающе на нервную систему, стабилизировал эмоциональное состояние, а это благотворно влияло на настроение и работоспособность учащихся. В перемены дети с удовольствием участвовали в «минутках фитотерапии»- запах мяты и мелиссы помогал улучшить самочувствие, и способствовал снятию напряжения после учебного занятия. Проведенное исследование «Влияние фитомодулей на формирование эмоционального состояния учащихся и социальной сферы» (Приложение №3) показало, что правильно подобранные растения способствуют нормализации процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, что особенно важно в период бурного развития человека; также зеленые растения в условиях замкнутого пространства создают профилактический эффект, развивают чувство прекрасного, способствуют гармонизации личности, снятию напряжения.

Теперь, находясь в уютном озелененном кабинете, участники процесса обучения и воспитания чувствуют психологический комфорт. Ухоженные красивые растения радуют присутствующих, доставляют глубокое эстетическое наслаждение, способствуют снятию отрицательных эмоций.

Проект имеет огромную воспитательную роль в становлении личности.

Практическая деятельность по уход за комнатными растениями воспитывает у ребенка трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру. Дети проявляют постоянную заботу о своем «зеленом питомце», относятся к растению, как к другу - заботятся и берегут. (Приложение «Практические занятия по уходу за растениями») На летние каникулы дети не захотели расставаться с растениями, и каждый ученик взял себе растение домой и ухаживал за ним в течение каникул. Таким образом, идет непрерывный процесс экологического воспитания учащихся.

Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Дети, участвуя в различных конкурсах, развивают фантазию, творческие способности, познавательную активность. Кроме того, идет непрерывный процесс роста и становления личности каждого: «Растет мой зеленый росток и расту я!» Дети видят плоды своего труда и результаты – это победы в творческих конкурсах и проектах.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. Во-первых, период адаптации первоклассников прошел менее болезненно, так как вовлечение детей и родителей в совместные творческие и практические дела способствовало развитию теплых дружеских взаимоотношений и формированию благоприятного психологического микроклимата в коллективе. Во-вторых, у родителей появилась возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления его как личности в обществе. Совместные коллективно-творческие дела в течение года сблизили родителей, учителя и учащихся, сделали их отношения доверительными и теплыми. Некоторые родители, обладающие теперь необходимыми знаниями об особенностях комнатных растений, организовали и в домашних условиях свой «зеленый уголок», положительно влияющий на здоровье ребенка и оказывающий большое воспитательное значение.

Проект постоянно в работе, социально значим и востребован, так многие учителя начальных классов имеют теперь рекомендации по озеленению кабинетов. А учащиеся нашего класса с удовольствием делятся имеющимися знаниями о комнатных растениях со своими сверстниками. А это значит, что вопросы экологического воспитания и образования привлекут еще большее количество педагогов, учащихся и родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 2011-2012 учебном году мною продолжается работа по экологическому воспитанию учащихся в рамках данного проекта и в других формах деятельности. Мы продолжаем вести наблюдения за насаждениями на пришкольном участке, расширяем коллекцию комнатных растений, продолжаем вести наблюдения за ростом имеющихся растений. Дети будут учиться вести дневник наблюдений за своим растением. Намечен перспективный план дальнейшего развития проекта, основные этапы которого в 2011-2012 уч. г.:

  1. Пополнение коллекции комнатных растений: разведение цитрусовых видов.
  2. Проектирование «тропинки здоровья» в зеленой зоне кабинета.
  3. Проведение опытов с различными растениями с целью наблюдения их особенностей (опыты с бальзамином, размножение растений, заготовка семян).
  4. Исследование «Влияние фитомодуля на формирование эмоционального состояния учащихся в деятельной сфере и социального эффекта». (1 четв. 2011г).
  5. Участие в школьных и районных экологических конкурсах и проектах.

В октябре этого учебного года дети уже участвовали в районном экологическом конкурсе стихов «В гармонии с природой» по линии Городецкого молодежного экологического общественного движения "ЭкОберег", где представляли свои стихи о природе. (Денисова А.)

Родители учащихся активно сотрудничают с учителем, помогают в реализации задуманных планов. Дети и родители осознают необходимость приобщения к природе и ее значимость для человека. Дети относятся к своим зеленым питомцам, как к живым существам, любят их и берегут. И чувство это взаимно: человек интуитивно ощущает, что комнатные растения благотворно воздействуют на его психику, приносят радость, создают здоровый климат. "Человек здоров лишь в том случае, когда он в своей повседневной жизни делает только то, что соответствует законам природы, в этом случае жизнь его наполнена радостью и счастьем», говорят люди. Работа по формированию экологической культуры младших школьников ведется мною целенаправленно и непрерывно.

Список литературы :

1. Бухарина Е.М. Комнатные растения. Энциклопедия. М.:Астрель, 2007

2. Алексеева А.Как правильно озеленить кабинет. Методические рекомендации. М: 2010

3. Волжина И.А.Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности. «Начальная школа» №1,2009

4. Клепинина З.А. Развитие экологической грамотности учащихся «Начальная школа» №1, 2011

5. Никитина В.В. Календарь цветовода-любителя. К: РИО, 2011

6. Интернет-ресурсы. Ботаничка.ru.