Жизнь, вселенная и всё остальное. Дуглас Адамс «Жизнь, Вселенная и всё остальное
Каждое утро традиционный душераздирающий вопль оповещал окрестности, что Артур Дент проснулся и заново ужаснулся своему местоположению.
В его пещере царил холод (а также смрад и сырость), но это еще пол-ужаса. Главный же ужас состоял в том, что пещера находилась в лондонском районе Айлингтон, и первый автобус в центр должен был отправиться примерно через два миллиона лет.
Время - это, так сказать, худшее место из всех, где только можно заблудиться. Артур Дент, с его богатым опытом блужданий по закоулкам пространства и времени, может утверждать это со всей ответственностью. Заблудившемуся в пространстве хотя бы не угрожает смерть со скуки.
Артур Дент застрял на доисторической Земле в результате извилистой цепочки происшествий, в процессе каковых он попеременно подвергался оскорблениям и/или расщеплению на атомы в разнообразных экзотических уголках Галактики, бесчисленность и странность которых превзошли все его ожидания. И хотя теперь его жизнь текла чрезвычайно ровно и спокойно, нервы Артура по-прежнему шалили.
Вот уже пять лет, как его не расщепляли на атомы.
Вот уже четыре года (со дня расставания с Фордом Префектом) Артур в общем-то ни одной души не видел, а потому и оскорблениям больше не подвергался.
За исключением одного случая.
Это произошло как-то весенним вечером года два тому назад.
Бредя в сумерках к своей пещере, Артур вдруг заметил за облаками странные вспышки. Он задрал голову к небу, и в его сердце робко закопошилась надежда. Спасение. Свобода. Несбыточная греза Робинзона - корабль.
И вправду - «к его радости и изумлению, с небес, рассекая теплый вечерний воздух, тихо, как-то интеллигентно спустился длинный серебряный звездолет. Выдвинулись длинные опоры, совершая изящные балетные па во славу технического прогресса.
Звездолет легко опустился на землю, и его ненавязчивое гудение разом стихло, точно убаюканное вечерней тишиной.
Сам собой откинулся трап.
Из люка вырвался столб света.
В нем обрисовался силуэт высокой фигуры. Фигура сошла по трапу и остановилась перед Артуром.
Ты козел, Дент, - промолвила она просто.
То был самый что ни на есть инопланетный инопланетянин. Чисто инопланетная долговязость, чисто инопланетная приплюснутая голова, чисто инопланетные глазки-щелочки, экстравагантно-складчатое золотое одеяние с воротником чисто инопланетного покроя и бледная, серо-зеленая инопланетная кожа, сияющая тем особым блеском, который дается большинству серо-зеленоликих субъектов лишь благодаря постоянному массажу и самому дорогостоящему мылу.
Артур невольно отпрянул.
Существо невозмутимо смотрело на него.
Надежда и ликование в душе Артура вмиг сменились чувством крайней озадаченности. Сотни разных мыслей, расталкивая друг дружку, боролись за контроль над его голосовыми связками.
А… мт… - выпалил он.
А… тв… в… хто… кто? - выдавил он наконец, после чего погрузился в неистовое (сродни неистовым воплям) безмолвие. Нешуточное это дело - обнаружить, что после неопределенно долгого периода молчания ты, оказывается, не отучился разговаривать.
Инопланетное существо, морща лоб, заглянуло в штучку вроде папки, которую сжимало в своих длинных, лианообразных инопланетных пальцах.
Артур Дент? - переспросило оно.
Артур растерянно кивнул.
Артур ФИЛИП Дент? - уточнило существо, деловито лязгнув зубами.
Э-э… да… я… э-э-э… - подтвердил Артур.
Ты козел, - повторил инопланетянин. - Никчемная дырка от бублика.
Существо кивнуло само себе, произвело чисто инопланетный щелчок застежкой папки и направилось к своему кораблю.
Э-э… - в отчаянии выпалил Артур, - э-эй!
И нечего тут! - рявкнул инопланетянин.
Он взошел по трапу и исчез в недрах корабля. Люк сам собой захлопнулся. Звездолет басовито загудел.
Э-эй! - вскрикнул Артур и побежал на заплетающихся ногах к кораблю. - Подождите минутку! Что вы хотели? Эй! Да подождите же!
Корабль приподнялся, беспечно скинув свою тяжесть наземь, будто плащ, секунду повисел в воздухе - и унесся в вечернее небо. Он пронзил облака, на миг озарив их своим серебряным свечением, и исчез из вида Артура - одинокой букашки, бестолково скачущей на месте посреди бескрайней шири.
Что? - вопил он. - Чего? Зачем? Эгей-гей! Ну-ка вернись и повтори!
Он подпрыгивал и выплясывал, пока его ноги не подкосились, взывал, пока не надорвал связки. Ответа не последовало. Некому было его услышать, некому было с ним поговорить.
Инопланетный корабль уже с треском прорывался сквозь верхние слои атмосферы, навстречу той ужасной пустоте с редкими-редкими материальными вкраплениями, из которой и состоит Вселенная.
Хозяин звездолета, инопланетянин с дорогостоящим цветом лица, развалился в единственном кресле рубки. Он звался Охмешконасыпатель Конца-Краю-Не-Знающий, и был он индивидуумом с четкой целью в жизни. Не самой лучшей целью - в чем он сам первый признавался, - но эта какая-никакая цель как-никак давала ему какое-никакое занятие.
Охмешконасыпатель Конца-Краю-Не-Знающий принадлежал - то есть принадлежит - к очень узкому кругу бессмертных обитателей Вселенной.
Те, кто рождается бессмертным, от рождения бессознательно свыкаются с этим своим свойством, но Охмешконасыпатель - не из их числа. Строго говоря, эту шайку бесчувственных выродков он давно уже возненавидел лютой ненавистью. На него самого бессмертие свалилось как снег на голову, в результате неудачного взаимодействия своенравного ускорителя элементарных частиц, банки с рассолом (то был утренний завтрак Охмешконасыпателя) и двух аптечных резинок. Мелкие подробности аварии не имеют значения, поскольку никому так и не удалось воспроизвести обстоятельства произошедшего, причем многие экспериментаторы при этом попали либо в дурацкое положение, либо на тот свет, либо и туда, и туда одновременно.
Охмешконасыпатель скорбно и устало прикрыл глаза, заказал бортовой стереосистеме какой-нибудь легкий джаз и рассудил, что все бы ничего, если бы не воскресные дни, будь они неладны.
Вначале бессмертие пошло ему впрок. Он спорил с судьбой, лез на рожон, срывал цветы удовольствий и сумасшедшие деньги на высокодоходных долгосрочных сберегательных вкладах… в общем, давал всем жизни, как говорится.
Но вскоре в этом светлом существовании появилось нестерпимое темное пятно - воскресенья. Примерно в 14:55 тебя начинает обволакивать ужасная апатия: ты понимаешь, что уже принял все ванны, какие можно было принять с пользой для души и тела, что сколько ни созерцай любой абзац газетного текста, ты не прочтешь ни строчки, не говоря уже о применении на практике новейшего, совершившего революцию в области стрижки кустарников метода, который в этой газете описан. И сколько ни гляди на циферблат, неумолимые стрелки вскоре передвинутся на четыре - час, когда начинается долгое, мутное и, что греха таить, безумное чаепитие души.
Итак, Охмешконасыпатель пресытился жизнью. Довольные улыбки, которыми он обычно озарял чужие похороны, стали какими-то натянутыми. В нем зрела ненависть к Вселенной в целом и каждому из ее обитателей в частности.
Вот тогда-то он и набрел на свою цель жизни, дело, которое не позволит ему впасть в спячку никогда-никогда (так ему, во всяком случае, казалось). А придумал он вот что.
Он решил оскорбить Вселенную.
То есть он решил оскорбить всех ее обитателей. Строго индивидуально, лицом к лицу, одного за другим и (тут он с особым сладострастием скрипнул зубами) в алфавитном порядке.
Когда его знакомые (даже у таких типов бывают знакомые) намекали, что план не только этически неприемлем, но и неосуществим - поскольку все время кто-то умирает, а кто-то рождается, Охмешконасыпатель просто вперял в оппонента свой стальной взгляд и бурчал: „Что, и помечтать нельзя?“
«Жизнь, Вселенная и всё остальное» (англ. Life, the Universe and Everything , ) - юмористический научно-фантастический роман английского писателя Дугласа Адамса . Третья часть серии книг «Автостопом по галактике ».
История
Идея романа базировалась на написанном ранее первом варианте сценария для научно-фантастического телесериала «Доктор Кто », не одобренного BBC и оставшегося без экранизации. Адамс адаптировал сценарий для телевизионной экранизации «Автостопом по галактике», но этот вариант также не был экранизирован. После окончания работ над романом Адамс, как и после второй книги, зарёкся продолжать серию.
Сюжет
Роман начинается на древней Земле с пробуждением Артура Дента . После своего пробуждения (которое началось обычным для него шоком), Артур замечает в небе звездолёт. Некоторое время пребывая в ступоре, Артур всё-таки находит в себе силы подойти к нему ближе. Капитаном корабля является Долбаггер Удлинившийся Бесконечно - бессмертный инопланетянин, затеявший оскорбить всех жителей Вселенной по алфавиту. Вскоре после этого Артур встречается с Фордом, радар которого обнаружил неподалёку завихрение пространственно-временного континуума, через которое они могут попасть в другую эпоху земной истории. Визуально завихрение выглядело честерфилдовским диваном. После небольшой погони за ним герои неожиданно для себя оказываются на матче по крикету , который чуть позже посещают криккитские роботы в поисках одного из столпов Виккитских врат . Там же Форда и Артура подбирает Слартибартфаст , который выполняет очень важную миссию - спасение Галактики от криккитян.
Криккитяне в очень давние времена задались целью уничтожить всю существующую Галактику, что говорит о них как о ярых ксенофобах. Но потом войска Галактики пересилили их и заточили на их планете Криккит в завремедляющей капсуле, которая закрывалась Виккитскими вратами. Врата после этого были уничтожены и разбросаны по пространству-времени. А теперь криккитские роботы, уцелевшие после полного разгрома основных сил, собирают части и готовятся открыть планету.
В ходе повествования Артур узнает что вот уже многие годы из-за него страдает неизвестное ему существо, называющее себя Аграджаг, которое всегда погибает именно из-за Дента. Именно Аграджаг был горшком с петуниями в книге «Автостопом по Галактике ». Им же был кролик из «
История
Идея романа базировалась на написанном гораздо раньше сценарии для научно-фантастического телесериала «Doctor Who », не одобренного BBC и так и оставшегося без экранизации. Адамс адаптировал сценарий для телевизионной экранизации «Автостопом по галактике», но этот вариант также не был экранизирован. После окончания работ над романом Адамс, как и после второй книги, зарёкся продолжать серию.
Сюжет
Роман начинается на древней Земле с пробуждением Артура Дента . После своего пробуждения (которое началось обычным для него шоком), Артур замечает в небе звездолет. Некоторое время прибывая в ступоре, Артур все таки находит в себе силы подойти к нему ближе. Капитаном корабля является Долбаггер Удлинившийся Бесконечно - бессмертный инопланетянин, захотевший оскорбить всех жителей Вселенной. Вскоре после этого Артур встречается с Фордом , радар которого обнаружил неподалеку завихрение пространственно-временного континуума, через которое они могут попасть в другую эпоху земной истории. Визуально завихрение выглядело честерфилдовским диваном. После небольшой погони за ним герои неожиданно для себя оказываются на матче по крикету , который чуть позже посещают криккитские роботы в поисках одного из столпов Виккитских врат . Там же Форда и Артура подбирает Слартибартфаст , который выполняет очень важную миссию - спасение Галактики от криккитян!
Криккитяне в очень давние времена задались целью уничтожить всю существующую Галактику, что говорит о них как о ярых ксенофобах. Но потом войска Галактики пересилили их и заточили на их планете Криккит в завремедляющей капсуле, которая закрывалась Виккитскими вратами. Врата после этого были уничтожены и разбросаны по пространству-времени. А теперь криккитские роботы, неизвестно откуда появившиеся, собирают части и готовятся открыть планету.
В ходе повествования Артур узнает что вот уже многие годы из-за него страдает неизвестное ему существо называющее себя Аграджаг, которое всегда погибает именно из-за Дента. Именно Аграджаг был горшком с петуниями в книге "Автостопом по Галактике ". Им же был кролик из "Ресторана на краю Вселенной ", и именно им же оказался несчастный зритель крикета, умерший от сердечного приступа во время появления героев на стадионе. Аграджаг сообщает Артуру, что тот умрет на Бете Ставромолуса (об этом рассказывается в книге В основном безвредна).
Как бы ни старались герои, роботы собирают все части и открывают капсулу завремедления. Но все же криккитские корабли не идут вновь в бой, и история заканчивается хэппиэндом. Артур, найдя Криккит подходящим для себя, остается на нем, где учит язык птиц и учится летать.
Цензура
Это единственная книга из серии, подвергшаяся цензуре при публикации на территории США . Так, слово «asshole» было заменено на «kneebiter», «shit» - на «swut» , но наиболее примечательным примером цензуры является ситуация, описываемая в главе 21, в которой Рори получает награду в номинации «Самое Необоснованное Использование Слова Fuck в Серьёзном Сценарии». В американской версии использовался вариант из оригинальной радиопостановки, в которой слово «Бельгия » описывается как «самое оскорбительное слово во всей Галактике».
Источники
Серия романов «Автостопом по галактике » Дугласа Адамса | ||
---|---|---|
Книги | ||
Постановки | ||
Персонажи | ||
Места | ||
Прочее |
Расы и виды Вогоны Вавилонская рыбка Кибернетическая корпорация Сириуса Бистромат Культурная значимость Инфинидим Энтерпрайзис Невероятностный двигатель «Автостопом» как международный феномен Значимые фразы Пангалактический грызлодёр Пушка точки зрения Поле проблем кого-то другого День полотенца Поэзия вогонов Разное |
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Нивель, Робер
- Нерезкое маскирование
Смотреть что такое "Жизнь, вселенная и всё остальное" в других словарях:
Жизнь, Вселенная и всё остальное - Life, the Universe and Everything
Жизнь, вселенная и все остальное
Жизнь вселенная и все остальное - Жизнь, вселенная и всё остальное (1982, англ. Life, the Universe and Everything) юмористический фантастический роман Дугласа Адамса. Третья часть серии книг «Автостопом по галактике». История Идея романа базировалась на давным давно написанном… … Википедия
Вселенная и все остальное Жизнь - Жизнь, вселенная и всё остальное (1982, англ. Life, the Universe and Everything) юмористический фантастический роман Дугласа Адамса. Третья часть серии книг «Автостопом по галактике». История Идея романа базировалась на давным давно написанном… … Википедия
ЖИЗНЬ - понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии
Параллельная вселенная (фантастика) - Параллельный мир (в фантастике) реальность, существующая каким то образом одновременно с нашей, но независимо от неё. Эта автономная реальность может иметь различные размеры: от небольшой географической области до целой вселенной. В параллельном … Википедия
Автостопом по галактике (серия романов) - У этого термина существуют и другие значения, см. Автостопом по галактике. «Автостопом по галактике» (англ. The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy; более дословные переводы: Путеводитель автостопщика по галактике, Путеводитель для… … Википедия
Второстепенные персонажи в «Автостопом по галактике» - Здесь представлен список персонажей, придуманных британским писателем Дугласом Адамсом для его цикла юмористических научно фантастических книг «Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом», а также для радиопостановок и фильма … Википедия
Адамс, Дуглас Ноэль - В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Адамс. Дуглас Адамс Douglas Adams Имя при рождении … Википедия
Адамс, Дуглас - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Адамс. Дуглас Адамс Douglas Adams … Википедия
Книги
- Автостопом по Галактике. Опять в путь, Жизнь, Вселенная и все остальное, Всего хорошего, и спасибо за рыбу!, В основном безвредна , Адамс, Дуглас. Итак… Вы хотите знать, как приготовить коктейль «Пангалактический грызлодер»? Хотите понять, как просуществовать на жалкие тридцать альтаирских долларов в день? Хотите разорить межпланетную…
Каждое утро традиционный душераздирающий вопль оповещал окрестности, что Артур Дент проснулся и заново ужаснулся своему местоположению.
В его пещере царил холод (а также смрад и сырость), но это еще пол-ужаса. Главный же ужас состоял в том, что пещера находилась в лондонском районе Айлингтон, и первый автобус в центр должен был отправиться примерно через два миллиона лет.
Время - это, так сказать, худшее место из всех, где только можно заблудиться. Артур Дент, с его богатым опытом блужданий по закоулкам пространства и времени, может утверждать это со всей ответственностью. Заблудившемуся в пространстве хотя бы не угрожает смерть со скуки.
Артур Дент застрял на доисторической Земле в результате извилистой цепочки происшествий, в процессе каковых он попеременно подвергался оскорблениям и/или расщеплению на атомы в разнообразных экзотических уголках Галактики, бесчисленность и странность которых превзошли все его ожидания. И хотя теперь его жизнь текла чрезвычайно ровно и спокойно, нервы Артура по-прежнему шалили.
Вот уже пять лет, как его не расщепляли на атомы.
Вот уже четыре года (со дня расставания с Фордом Префектом) Артур в общем-то ни одной души не видел, а потому и оскорблениям больше не подвергался.
За исключением одного случая.
Это произошло как-то весенним вечером года два тому назад.
Бредя в сумерках к своей пещере, Артур вдруг заметил за облаками странные вспышки. Он задрал голову к небу, и в его сердце робко закопошилась надежда. Спасение. Свобода. Несбыточная греза Робинзона - корабль.
И вправду - «к его радости и изумлению, с небес, рассекая теплый вечерний воздух, тихо, как-то интеллигентно спустился длинный серебряный звездолет. Выдвинулись длинные опоры, совершая изящные балетные па во славу технического прогресса.
Звездолет легко опустился на землю, и его ненавязчивое гудение разом стихло, точно убаюканное вечерней тишиной.
Сам собой откинулся трап.
Из люка вырвался столб света.
В нем обрисовался силуэт высокой фигуры. Фигура сошла по трапу и остановилась перед Артуром.
Ты козел, Дент, - промолвила она просто.
То был самый что ни на есть инопланетный инопланетянин. Чисто инопланетная долговязость, чисто инопланетная приплюснутая голова, чисто инопланетные глазки-щелочки, экстравагантно-складчатое золотое одеяние с воротником чисто инопланетного покроя и бледная, серо-зеленая инопланетная кожа, сияющая тем особым блеском, который дается большинству серо-зеленоликих субъектов лишь благодаря постоянному массажу и самому дорогостоящему мылу.
Артур невольно отпрянул.
Существо невозмутимо смотрело на него.
Надежда и ликование в душе Артура вмиг сменились чувством крайней озадаченности. Сотни разных мыслей, расталкивая друг дружку, боролись за контроль над его голосовыми связками.
А… мт… - выпалил он.
А… тв… в… хто… кто? - выдавил он наконец, после чего погрузился в неистовое (сродни неистовым воплям) безмолвие. Нешуточное это дело - обнаружить, что после неопределенно долгого периода молчания ты, оказывается, не отучился разговаривать.
Инопланетное существо, морща лоб, заглянуло в штучку вроде папки, которую сжимало в своих длинных, лианообразных инопланетных пальцах.
Артур Дент? - переспросило оно.
Артур растерянно кивнул.
Артур ФИЛИП Дент? - уточнило существо, деловито лязгнув зубами.
Э-э… да… я… э-э-э… - подтвердил Артур.
Ты козел, - повторил инопланетянин. - Никчемная дырка от бублика.
Существо кивнуло само себе, произвело чисто инопланетный щелчок застежкой папки и направилось к своему кораблю.
Э-э… - в отчаянии выпалил Артур, - э-эй!
И нечего тут! - рявкнул инопланетянин.
Он взошел по трапу и исчез в недрах корабля. Люк сам собой захлопнулся. Звездолет басовито загудел.
Э-эй! - вскрикнул Артур и побежал на заплетающихся ногах к кораблю. - Подождите минутку! Что вы хотели? Эй! Да подождите же!
Корабль приподнялся, беспечно скинув свою тяжесть наземь, будто плащ, секунду повисел в воздухе - и унесся в вечернее небо. Он пронзил облака, на миг озарив их своим серебряным свечением, и исчез из вида Артура - одинокой букашки, бестолково скачущей на месте посреди бескрайней шири.
Что? - вопил он. - Чего? Зачем? Эгей-гей! Ну-ка вернись и повтори!
Он подпрыгивал и выплясывал, пока его ноги не подкосились, взывал, пока не надорвал связки. Ответа не последовало. Некому было его услышать, некому было с ним поговорить.
Инопланетный корабль уже с треском прорывался сквозь верхние слои атмосферы, навстречу той ужасной пустоте с редкими-редкими материальными вкраплениями, из которой и состоит Вселенная.
Хозяин звездолета, инопланетянин с дорогостоящим цветом лица, развалился в единственном кресле рубки. Он звался Охмешконасыпатель Конца-Краю-Не-Знающий, и был он индивидуумом с четкой целью в жизни. Не самой лучшей целью - в чем он сам первый признавался, - но эта какая-никакая цель как-никак давала ему какое-никакое занятие.
Охмешконасыпатель Конца-Краю-Не-Знающий принадлежал - то есть принадлежит - к очень узкому кругу бессмертных обитателей Вселенной.
Те, кто рождается бессмертным, от рождения бессознательно свыкаются с этим своим свойством, но Охмешконасыпатель - не из их числа. Строго говоря, эту шайку бесчувственных выродков он давно уже возненавидел лютой ненавистью. На него самого бессмертие свалилось как снег на голову, в результате неудачного взаимодействия своенравного ускорителя элементарных частиц, банки с рассолом (то был утренний завтрак Охмешконасыпателя) и двух аптечных резинок. Мелкие подробности аварии не имеют значения, поскольку никому так и не удалось воспроизвести обстоятельства произошедшего, причем многие экспериментаторы при этом попали либо в дурацкое положение, либо на тот свет, либо и туда, и туда одновременно.
Третий роман из цикла «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом».
Абсурд продолжается. Абсурд абсурдов или абсурд в кубе. Самый интересный сюжет - предотвращение гибели Галактики от расы планеты Криккет. Оригинально! Но ряд ещё смешных перлов - как,
Спойлер (раскрытие сюжета)
(кликните по нему, чтобы увидеть)
например, путешествие по времени вред наносит экологии -засоряет историю.
Для лёгкого чтения в метро. Вышел из толчеи и приятно после чтения.Навевает оптимизм. Герои из любой ситуации выпутаются по воле случайностей, воспроизводимых автором.
Оценка: 5
Всё отлично! Персонажи ничуть не приелись и ничуть не потеряли своей индивидуальности. Сюжетная линия как всегда пестра, абсурдна, но вместе с тем логична. Единственное НО - юмор. Он не пропал, но общий его уровень, пожалуй, стал чуть ниже. Например, диалог, в котором обыгрывается выражение «слопает нас вместе с тапками» не показался мне таким уж смешным. Эпизод с вечной жертвой Артура вообще какой-то левый - на сюжет он никак не влияет, так что его вполне можно было вырезать. К тому же первая часть книги пестрит каламбурами, хохмами и ироническими замечаниями, а вот во второй части юмора стало меньше - это тоже можно причислить к недостаткам.
Но лихо закрученый сюжет и сногсшибательный неожиданный финал, в котором связываются чуть ли не все сюжетные линии, а также бесподобный как всегда робот Марвин(жаль, что его тут мало) полностью покрывают недостатки книги.
P. S. Кстати, очень понравился неологизм автора «ультрауморин»:biggrin:
Оценка: 8
Авторский юмор, сочившийся из почти каждого абзаца предыдущих 2х частей и в основном 1ой, скоропостижно закончился. Герои с каждой страницей, становятся до отвращения одинаковыми, различимыми лишь по именам, все похожи как братья близнецы, т.е. абсолютно плоские.
К интересным моментам книги можно отнести историю заселения Земли человекообразными, тобишь нашими предками, мы узнаем, как это происходило с точки зрения автора.
Как яркий персонаж выделяется некий гуманоид, который, став бессмертным, от скуки решил лично оскорбить всю Вселенную, т.е. каждого её обитателя в лицо, причем в алфавитном порядке.
Ну и конечно главный полезный урок, который можно извлечь из 3й части, это практические советы по науке летания. Летать, это так просто оказывается.
Оценка: 6
И снова на страницах книги наступает праздник остроумия и парадоксов! И это хорошо. При этом герои всё глубже и глубже ныряют в пучину сюжета... Сразу оговорюсь, что для меня это плюс, ибо следить за тем, как герои пытаются спасти Галактику и себя лично от ужасной войны, мне было очень интересно. Сюжет здесь служит вполне достойным обоснованием безумного действия и балагана, что творится чуть ли не на каждой странице. Адамс разрабатывает действительно оригинальные конфликты, их обоснования и совсем нетривиальные решения. И всё это сквозь призму абсурдного, но гениального юмора пополам с сатирой.
Оценка: 8
А вот эту вещичку Дугласа нашего Адамса - за деньги перечитывать не стану. Оценку не занизил только из уважения к другим творениям МАСТЕРА. Кстати, сейчас читаю «...Спасибо за рыбу» - гораздо прикольнее.
Оценка: 6
Третья часть цикла продолжает тему чисто по-английски устроенной безумной вселенной. На этот раз Артур Дент узнает, откуда взялась вполне себе земная игра в крикет и ещё одну причину, по которой люди ломают головы над вопросом Жизни, Вселенной и всего такого. В какой-то момент мне показалось, что на данном этапе вопрос из «Сколько будет шестью семь?» превратился в «Назовите любое число». В этой книге читателя ждёт не так много внезапных открытий: на этот раз композиция построена по четкому плану, потому что помимо нового способа двигаться в пространстве и времени на случайностной тяге на мировые события будет оказывать влияние искусственный интеллект самых мощных компьютеров, настолько продвинутых, что способных сходить с ума, шокироваться и мстить своим создателям. А одному из них случайно мешать этим планам со скуки. Юмористическая атмосфера осталась на том же уровне, но шутки стали сквозными темами для определённых случайностей, например, постоянно меняющейся сумке Дента и появления на вечеринке инопланетянина, по глаголам действий которого можно определить его видовую принадлежность (на мой взгляд, это одна из самых интересных идей в книге). И это ещё одна причина, по которой книга выглядит более цельной, чем предыдущие, хотя, на мой взгляд, такая упорядоченность не сыграла на пользу восприятию атмосферы созданного Дугласом Адамсом мира, где пространственно-временные флуктуации и случайности играют немаловажную роль. Поэтому «Жизнь, Вселенная и все остальное» смотрится более по-детски.
Оценка: 7
Как и предыдущие романы цикла, «Жизнь, Вселенная и всё остальное» - «умная» книга для людей с чувством юмора, настоящее торжество сюрреализма; читается действительно труднее, чем два предыдущих романа, но для классики это простительно.) На этот раз герои по просьбе старика Слартибартфаста спасают Галактику. Образы Артура Дента и Триллиан здесь раскрываются более полно, чем раньше. Если до этого они просто «плыли по течению», теряясь порой на фоне более колоритных героев, то здесь они действуют более самостоятельно.
Оценка: 8
то да уже не совсем то, из пока мною прочтённых трёх частей, второй отдаю большее предпочтение.
Однако в данной части очень понравился эпилог, две цитаты из него:
«Бистроматическая тяга открыла Артуру, что время и расстояние - одно и то же, сознание и Вселенная - одно и то же, чувственное восприятие и действительность - также одно и то же, и чем больше путешествуешь, тем больше торчишь на одном месте...»
Замечательное сравнение, «псевдосинонимы».
и вторая цитата: « В рамках одной Вселенной невозможно знание Вопроса и Ответа сразу»:lol: