Актуальные практики современного искусства (Юрий Шабельников). Государственный музей нового западного искусства Государственный музей нового западного искусства

Директор Борис Терновец Сайт newestmuseum.ru Музей нового западного искусства на Викискладе

Музей нового западного искусства (также ГМНЗИ ; - 6 марта ) возник в Москве в результате объединения 1-го и 2-го Музеев новой западной живописи. Основу музея составили коллекции картин знаменитых купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова .

История

Основание

Первый Музей новой западной живописи создан на основе коллекции Сергея Щукина и был открыт в 1918 году в бывшем доме коллекционера (Большой Знаменский переулок , № 8). Его собрания составляли произведения западноевропейской, преимущественно французской, живописи и скульптуры начиная с 1860-х годов, куда входили Эдуард Мане , Огюст Ренуар , Эдгар Дега , Клод Моне , Винсент Ван Гог , Поль Гоген , Камиль Писарро , Анри де Тулуз-Лотрек , Поль Сезанн , Анри Матисс , Пабло Пикассо , Огюст Роден .

Второй Музей новой западной живописи создан на основе коллекции Ивана Морозова и был открыт в 1919 году в здании городской его городской усадьбы (улица Пречистенка , 21).

Ни один из музеев, ни одна из частных галерей, кроме, может быть, в Филадельфии , не дает столь разнообразной и богатой картины развития французской живописи за последние 50 лет. Значение музея не только в полноте его коллекций, но и в необычайно высоком их уровне; большинство ведущих мастеров XIX и XX столетий, как Моне, Ренуар, Гоген, Сезанн, Ван Гог, Матисс, Пикассо, Дерен и другие, представлены в музее первоклассными, порою даже центральными в их творчестве работами; отсюда та яркость, та концентрированность впечатлений, которая охватывает посетителя и держит его в неослабевающем художественно-эстетическом напряжении.

Ранее собрание Сергея Щукина

Кризисное время

На заре своего существования ГМНЗИ получал высокую оценку и поддержку власти, связанную с общим революционном подъёмом, когда приветствовался эксперимент и новаторство во всех сферах общественной жизни, в том числе и в искусстве. В 1930-е годы происходит резкая смена политики в отношении искусства и музейного дела. Новая официальная позиция власти была сформулирована в 1930 году на Первом всероссийском музейном съезде, затронула все музеи и поставила под угрозу факт существования ГМНЗИ, из-за чего концепция музея претерпела существенные изменения .

В 1932 году на страницах журнала «Советский музей» директор музея Борис Терновец представил иную программу, соответствующую новому этапу советской истории: «Москва… цитадель мировой революции, столица мирового пролетариата. В её стенах должен находиться музей, где в противоположность мощному строительству, грандиозным успехам социалистического государства, должны быть показаны упадок, кризис, разложение, безысходные тупики буржуазного общества» . Однако это не спасло музей от ликвидации.

В 1933 году американец Стивен Кларк приобрел «Мадам Сезанн в оранжерее» Сезанна и «Ночное кафе» Ван Гога из коллекции Морозова, а также Ренуара и Дега. Сделка, принесшая СССР 260 тысяч долларов, была заключена до официального установления дипломатических отношений с США во избежание исков бывших владельцев и их наследников .

Ликвидация

Наталья Семенова, историк искусства и биограф Сергея Щукина, пишет: «В 1930-1931 годах в качестве первой „порции“ нового искусства Эрмитаж получил 79 картин. Вторая досталась ему совершенно случайно: из ГМНЗИ отобрали для продажи более семидесяти картин, но покупателей не нашли. Никого не волновало, что картины выдавались из Москвы: чтобы не заморачиваться с упаковкой, импрессионистов с постимпрессионистами отправили из Германии вместе со старой живописью прямиком в Ленинград . Ну, и в третий раз Эрмитаж получил лучшую и большую часть шедевров ГМНЗИ исключительно из-за нерешительности московских кураторов, испугавшихся оставить формалистические шедевры Пикассо и Матисса в столице, у самых стен Кремля » .

Идея воссоздания

Бывший директор Пушкинского музея Ирина Антонова представила проект воссоздания ГМНЗИ в Москве и предложила использовать для него здание , принадлежащее ГМИИ . Воссоздание музея предполагало возвращение в Москву части коллекции ГМНЗИ, переданной Эрмитажу. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выступил с резкой критикой этого проекта . Жители Санкт-Петербурга поддержали Пиотровского и организовали сбор подписей против передачи части эрмитажной коллекции в Москву. В апреле 2013 года по итогам «прямой линии» Владимир Путин передал Правительству предложение рассмотреть вопрос о целесообразности воссоздания музея Москве . Через несколько месяцев Антонова ввиду преклонных лет уступила директорское кресло Марине Лошак , которая уже не лоббировала идею возврата из Эрмитажа части коллекции.

Это не частный музей И. А. Антоновой или М. Б. Пиотровского - это должен быть филиал двух государственных музеев, Эрмитажа и ГМИИ. Последнее соображение позволяет не только не нарушать действие закона о неделимости музейных коллекций, но и сохранить финансовый контроль над оборотом известных произведений, ведь не секрет, что шедевры позволяют музею-оператору зарабатывать не только привлекая туристов, но и перемещаясь по миру, когда их сдают в аренду на другие выставки.

В мае 2013 года министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что коллекцию не передадут, однако будет создан виртуальный музей

Музей нового западного искусства

Музе́й но́вого за́падного иску́сства собрание произведений западноевропейской живописи и скульптуры (преимущественно французской) с начала 60-х гг. XIX в. — Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, К. Моне, В.ван Гога, П. Гогена, К. Писарро, А. Тулуз-Лотрека, П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо, О. Родена и др. В основе — коллекции С.И. Щукина и И.А. Морозова. Собрание Щукина открыто в 1918 как 1-й Музей новой западной живописи (Большой Знаменский переулок , 8); собрание Морозова — в 1919 как 2-й Музей новой западной живописи (улица Пречистенка , 21). В 1923 оба музея объединены в Музей нового западного искусства, который с 1925 стал филиалом Музея изящных искусств (см. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). В 1928 фонды сосредоточены в одном здании (улица Пречистенка, 21), после ликвидации музея в 1948 распределены между Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем.

Литература: Государственный музей нового западного искусства. Иллюстрированный каталог, М., 1928.


Выставочные залы 1 этажа
Государственный музей А.С.Пушкина. Пречистенка, 12/2

Западноевропейское искусство
в собрании Государственного музея А.С. Пушкина
(Живопись, графика, скульптура)

«Хотите ли быть знатоком в художествах? -
говорит Винкельман. - Старайтесь полюбить художника,
ищите красот в его созданиях».

А.С. Пушкин - О КРИТИКЕ.

Выставка, открывающаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина, впервые представляет коллекцию западноевропейского искусства, которая в последнее десятилетие активно формировалась музеем. Около 120 экспонатов ‑ произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, более 50 имен художников, работавших во 2-й половине XVII ‑ XIX века - это лишь небольшая часть коллекции, собранной музеем. Многое представлено на постоянных экспозициях - на Пречистенке, в Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате, в Музее И.С. Тургенева на Остоженке.

Начало собранию западноевропейского искусства, что характерно для нашего пушкинского музея, положили дары. В 1968 году в составе коллекции московской собирательницы А.С. Головиной поступили две картины: «Пейзаж с руинами» (конец XVII ‑ начало XVIII века) кисти австрийского живописца А. Файстенберга и «Крестьянский дом» работы неизвестного фламандского мастера XVII века ‑ «фламандской школы пестрый сор». В 1970-е годы в собрание тогда еще очень молодого музея как из рога изобилия «посыпались» произведения, так называемого вымороченного имущества, передаваемые Государственным музейным фондом: работы пейзажиста и анималиста голландца С. ван дер Дойе (1653/1654‑1718), знаменитых французских живописцев К. Кувассега (1802‑1877), Ж. Курбе (1819‑1877), жанристов ‑ австрийца К. Шлейхера (1855‑1871) и немецкого художника К.Э. Форберга (1844 ‑1915) и других мастеров.


В 1970‑1990-е годы активно комплектовалась коллекция графического портрета ‑ знакомых и современников А.С. Пушкина. В музейное собрание поступило более 50 произведений мастеров «россики», иностранных художников, работавших в России или за границей по русским заказам: А. Молинари, Ш. Перрго, А. Лагрене, К. Барду, Э. Росси, Ф. Крюгера, К. Мазера, Т. Райта, Л. Фишера, М. Зичи и других. Многие из них представлены на выставке.

Многие редкие жанровые и пейзажные графические листы поступили в собрание музея в составе альбомов. Так среди 60 произведений в альбоме, принадлежавшем П.П. и Е.А. Бакуниным, который начал заполняться еще в конце XVIII века - рисунок знаменитого итальянского портретиста С. Тончи, сепия французского архитектора, рисовальщика и живописца Ж. Тома де Томона, акварель художника и путешественника француза Ж.Б. Лепренса, прекрасный рисунок женской головки, выполненный в стиле английских мастеров последней четверти XVIII века, возможно, работы знаменитого английского портретиста Т. Лоуренса и другие листы, требующие дальнейшего изучения.


Среди недавних приобретений особый интерес вызывает рисунок «Торговка амурами» (1803) работы французской художницы П.М.К. Баре де Комонь. В основе сюжета, ставшего популярным во 2-й половине XVIII - начале XIX века и многократно интерпретированного, ‑ фреска, найденная в 1759 году при раскопках на вилле Ариадны в Стабиях.


В последнее десятилетие музей приобретает не только живописные и графические работы пушкинского времени, но и произведения XVIII и 2-й половины XIX века. В первую очередь это связано с открытием наших филиалов - музеев, посвященных И.С. Тургеневу и В.Л. Пушкину. В отличие от Александра Пушкина, оба они были «выездными», особенно Тургенев, большую часть жизни, проведший заграницей. На выставке представлены живописные виды западноевропейских городов и портреты современников писателя, которые в дальнейшем будут экспонироваться в Музее И.С. Тургенева.

Комплектование, в том числе и произведений западноевропейского искусства, связано также с расширением тематики выставочных проектов, в частности зарубежных, число которых неуклонно растет. В настоящее время музей имеет возможность экспонировать на таких выставках работы иностранных художников, ранее не востребованные.

Лейтмотив выставки, предлагаемый вниманию посетителей, ‑ Пушкин, его жизнь и творчество. В экспозиции представлены портреты знакомых поэта: княжны В.Ф. Гагариной, княгини З.А. Волконской, графини Е.П. Риччи, графа В.А. Соллогуба, светлейшего князя Г.А. Грузинского, княгини Е.А. Клари-и-Альдринген, среди которых и изображения двух императоров ‑ Александра I и Николая I; его современников: А.Р. Томилова, барона А.К. Типольта, А.И. Овера, Д.Д. Шепелева, барона Н.П. Николаи. Особое место в этой портретной галерее занимают изображения Вильяма Шекспира и современников Пушкина ‑ Фридриха Шиллера и Генриха Гейне. С их творчеством поэт был хорошо знаком, каждый из них в большей или меньшей степени оказал влияние на развитие его таланта.


В неисчерпаемом творчестве Пушкина отразилась история, культура, природа многих стран, быт и нравы народов их населяющих - будь то Испания, Франция, Германия, Италия… Именно поэтому выставка работ западноевропейских художников столь естественна и гармонична в залах пушкинского музея.

Украшением выставки являются немногочисленные предметы декоративно-прикладного искусств, выполненные в стилях рококо, классицизма, ампира, историзма и представленные такими известными именами, как К.М. Клодион, и П.Ф. Томир, анонимными мастерами, а также талантливыми модельмейстерами Севрской фарфоровой мануфактуры. На выставке экспонируются работы скульпторов конца XVIII - XIX века. Среди них особого внимания заслуживают портрет И.В. Гете работы Х.Д. Рауха, выдающегося немецкого мастера эпохи классицизма, основателя берлинской школы скульпторов, портрет императора Петра I, выполненный в 1770-е годы М.А. Колло, талантливой ученицей великого Э.М. Фальконе; портрет печально известной графини М.Ж. Дюбарри (1858). Это прекрасно исполненная копия анонимного западноевропейского мастера по оригиналу даровитого французского скульптора О. Пажу (1773).

В настоящее время музей готовит к изданию альбом «Западноевропейское искусство в собрании Государственного музея А.С. Пушкина», где будет представлено около 200 наиболее интересных произведений живописи, миниатюры, графики, в том числе и тиражной ‑ уникальные листы XVIII - начала XIX века.

Государственный музей А.С. Пушкина выражает благодарность коллегам - сотрудникам Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Л.Ю. Савинской, В.А. Мишину, В.А. Садкову; экспертам Всероссийского художественно-научного центра имени академика И.Э. Грабаря А.Р. Киселевой, О.С. Глебовой, А.А. Махотиной; эксперту Государственного научно-исследовательского института реставрации М.М. Красилину; искусствоведу Р.М. Кирсановой, историку А.М. Вальковичу; московскому коллекционеру С.А. Подстаницкому, Ираклию Купатадзе ‑ оказавшим помощь в атрибуции произведений.

После Октябрьской революции, в конце коллекции их были национализированы декретами Советской власти и превращены в государственные музеи, которые в объединили в один. Таким образом ГМНЗИ стал еще и первым в мире музеем современного искусства, обогнав на пять лет знаменитый нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА). Уникальность ситуации заключалась в том, что и Щукин, и Морозов заинтересовались работами импрессионистов, Сезанна , Ван Гога , Гогена , Матисса и раннего Пикассо раньше, чем французские музеи и музеи других стран оценили это искусство и начали его приобретать — коллекционеры часто идут впереди музеев. Русские коллекционеры, таким образом, сумели привезти в Россию наиболее характерные произведения самых известных мастеров. «(...) Ни один из музеев, ни одна из частных галерей, кроме, может быть, Музея-института Барнса в Филадельфии, не дает столь разнообразной и богатой картины развития французской живописи за последние 50 лет, — писал в 1933 году директор музея Борис Николаевич Терновец , — Значение музея не только в полноте его коллекций, но и в необычайно высоком их уровне; большинство ведущих мастеров 19 и 20 столетий, как Моне , Ренуар , Гоген , Сезанн , Ван Гог , Матисс , Пикассо , Дерен и другие, представлены в музее первоклассными, порою даже центральными в их творчестве работами; отсюда та яркость, та концентрированность впечатлений, которая охватывает посетителя и держит его в неослабевающем художественно-эстетическом напряжении». Велико было влияние произведений из ГМНЗИ на творческое развитие советских художников, многие считали музей своей профессиональной школой. Те, кто был старше, видели многие картины еще до революции в доме С.И.Щукина, который открыл свое собрание для обозрения публики. Музей был широко известен и за рубежом, как были ранее, до Первой мировой войны, известны собрания Щукина и Морозова, и поэтому посещался иностранцами, приезжавшими в СССР.

Оформление здания музея к XIX годовщине Октябрьской революции
1936 год

Чтобы оправдать свое название Музей современного западного искусства должен был развиваться и пополнять свои коллекции, быть в курсе новых явлений в искусстве Европы и Америки, однако о тех ежегодных масштабных приобретениях, которые могли себе позволить Щукин и Морозов, государственному музею мечтать не приходилось: в стране был голод физический и голод валютный. В из музеев и библиотек власти отбирали на экспорт для финансирования построения социализма лучшие произведения искусства, древние рукописи, уникальные книги, коронные драгоценности российской царской династии. И ГМНЗИ пострадал в эту кампанию, утратив часть своих шедевров. Все, что оставалось музею, это пополнять свои коллекции картинами и скульптурой из национализированных в годы революции частных коллекций, в которых, правда, встречались и очень значительные произведения, путем закупок с выставок, за счет даров, а также получая живопись и графику современных европейских художников по обмену на работы советских художников. Одновременно шел обратный процесс — по распоряжению Наркомпроса осуществлялась передача из ГМНЗИ части картин, включая лучшие образцы, в Эрмитаж, не имевший в своих собраниях искусства соответствующего периода.

Музей популяризировал свою коллекцию, пытаясь с помощью пояснений, помещенных под картинами, в беседах с посетителями и в брошюрах, посвященных отдельным художникам, в доступной форме объяснить эстетически неподготовленному зрителю смысл и художественную ценность выставляемых произведений. Однако в соответствии с требованиями советской идеологии и международной политической обстановки музею пришлось из музея чисто художественного стать музеем революционного искусства Запада, обслуживать предвыборные кампании и политические праздники и даты, и при этом ГМНЗИ вынужден был постоянно отстаивать свое право на существование. До конца 1928 года коллекции музея сохраняли свои первоначальные, — особняки, приспособленные еще их владельцами для удобства экспонирования (о постройке новых зданий для музеев в те годы речь не шла). В 1928 г. одно из зданий было отобрано, а коллекции сосредоточены в тесном для музея помещении бывшего морозовского особняка на Кропоткинской ул. (ныне Пречистенка), 21.

Во время Великой Отечественной войны коллекции . После возвращения в Москву в 1944 году экспозиция не восстанавливалась. В 1946 году после в международной политике началась эпоха «железного занавеса», а вскоре в СССР развернулась борьба с космополитизмом. Вопрос с ГМНЗИ решался на самом верху — он был ликвидирован постановлением СМ СССР от 6.III.1948 года за № 672 . В этом постановлении коллекции музея, а подразумевалась наиболее ценная и яркая их часть, в основном то, что приобрели когда-то Щукин и Морозов, именовались «рассадником формалистических взглядов и низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой эпохи империализма» и утверждалось, что они «нанесли большой вред развитию русского и советского искусства». Коллекция, которая в характеризовалось как «исключительное собрание великих европейских мастеров», которое «по своей высокой художественной ценности имеет общегосударственное значение в деле народного просвещения» теперь объявлялась общественно вредной и социально опасной.


1 / 2


Лист первый

Текст «Постановления Совета Министров СССР о ликвидации Государственного музея нового западного искусства» от 6 марта 1948
Лист второй

Репрессии, шедшие в стране то нарастая, то ослабевая с 1920-х годов, уносившие многие сотни человеческих жизней и вычеркивавшие по идеологическим соображениям из отечественной культуры то Есенина, то Шостаковича, то Ахматову и Зощенко, коснулись теперь и этого художественного музея. Живописные, скульптурные коллекции и предметы прикладного искусства ГМНЗИ были разделены между и и ушли в запасники; здание ГМНЗИ на Пречистенке досталось вновь созданной Академии художеств СССР — главному идеологу и проводнику метода социалистического реализма в изобразительном искусстве. Произведения, которые сделали бы честь любому музею, были отправлены под спуд из-за идеологических предрассудков и, возможно, не без помощи некоторых влиятельных советских художников, из страха и зависти ненавидевших всякое проявление свободного творчества. Напрашивается сравнение с судьбой произведений русского авангарда, еще в 1936 году и на долгие десятилетия изъятых из экспозиций Третьяковской галереи и Русского музея.

Так Москва утратила музей, чьи знаменитые коллекции когда-то зародились в ее культурной среде, музей, уникальный не только в масштабах одной страны. Факт этот в истории советских художественных музеев остается, к счастью, единственным. Сегодня и Есенин, и Шостакович, и Ахматова и многие другие из «черного списка», включая искусство русского авангарда давно восстановлены в своих правах. Пришло время вспомнить и о Музее нового западного искусства и его драматической судьбе и попытаться понять, как и за что он был уничтожен в период господства тоталитарного режима в СССР, задуматься о дальнейшей судьбе разделенных и идеологически «заклейменных» произведений искусства и о том, чтобы ничего подобного не могло повторится впредь. Государственный музей нового западного искусства в Москве должен быть извлечен из забвения и, наконец, реабилитирован.

Документальный фильм об истории
Государственного музея нового западного искусства (1918 - 1948)

Интервью с И.А Антоновой, Президентом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина :

Интервью с М.Б. Пиотровским, Директором Государственного Эрмитажа :