Беседы о войне. Методическое пособие "детям о войне"

Рассказывать о работе детских садов во время Великой Отечественной войны начнём с цифр. В 1941 году в Советском Союзе было примерно 14300 детских садов. А в 1945-м году - уже более 25-ти тысяч. Статистика этих же лет по яслям - 13135 и 18865.

Причин на то несколько. Конечно, стране требовались трудовые руки. Женщины, как могли, заменяли на рабочих местах ушедших на фронт мужей, братьев, отцов и больше не могли заниматься только домашним хозяйством. Второй фактор: многие области нашей большой страны принимали эвакуированных деток. Уместить их всех в уже открытые сады было невозможно. Так, в Алтайском крае количество детских садов за несколько огненных лет выросло от 161-го до 313-ти, а уже после окончания войны - вновь уменьшилось. А в Кемеровской области от 244-х (1941 годы) до 33-х (1944).


Но о каком бы крае или детском саде ни шла речь, не будет преувеличением сказать, что везде трудились самоотверженные воспитатели и нянечки. Они не могли полностью заменить мальчишкам и девчонкам мам и бабушек, но старались, как могли. И если бы силы человеческой души измерялись, скажем, в ньютонах, то лично для себя эти девушки и женщины не оставляли ни одной такой единицы. Всё - для ребятишек и фронта. Вот тому примеры.

* В начале зимы 1941 года руководителям детских садов Москвы стало ясно, что оставлять деток в зданиях слишком опасно. Поэтому многие неэвакуированные сады перевели в бомбоубежища. Известен пример сада №12, переведённого в убежище, где малыши очень боялись темноты. И тогда старая нянечка Прасковья Фёдорова на все свои деньги купила свечи, укрепила их по стенам и следила, чтобы не гасли. Она же придумала показывать детишкам теневой театр и научила тому, что темнота может таить в себе не только страх неизвестного, но и интересную сказку.

* В свободные от смен часы воспитатели рыли окопы - и это касается не только столицы, но и многих городов, к которым приближался враг.

* Тульский детский садик №2 на время войны стал ещё и интернатом, здесь находились и сироты. Воспитатели старались не рассказывать лишний раз детям о войне, ведь горе от неё и так было огромным. Но однажды четырёхлетняя девочка принесла письмо от отца - показать. Письмо прочитали. В нём были строки об однополчанине отца, родом из Минска. Этот солдат очень волновался за свою жену, которая не успела эвакуироваться. И тогда воспитатели написали ответ этому солдату. В письме они утешали его, поддерживали. Узнали об этом дети из старшей группы - и тоже написали свои весточки. Так родилась переписка, которая продолжалась всю войну. Тот боец писал одно большое письмо на адрес садика - а ему в ответ приходило несколько десятков треугольников. Вот цитата одной солдатской весточки: «Дорогие мои! Я вас ведь не видел ни разу, но кажется, знаю всех в лицо! Как я благодарен вам за ваши тёплые, искренние строки! Знали бы вы, как они важны для меня, как я жду их. У меня словно появилось много-много родных...»

* А вот воспоминания методиста А.В.Никулицкой. Речь идёт о переезде-возвращении воспитанников детского сада из Егорьевского района в Москву. «Пятнадцатого октября я получила приказ Отдела народного образования вывезти детей из Егорьевского района в Москву. Шестнадцатого октября я везла детей в автобусе. Километрах в двадцати от Егорьевска (в деревне) наш автобус завяз а грязи. Взрослые, ехавшие с детьми, помогали шофёру - собирали камни, солому и т. д. В это время над автобусом начал кружить вражеский самолёт. Шофёр посоветовал мне вывести из автобуса детей. Когда старшие дети рассмотрели фашистский знак на самолёте, они стали волноваться, а малыши начали громко плакать. Чтобы успокоить детей, отвлечь их внимание, я предложила всем смотреть на большое облако и ждать, как оттуда вылетят наши истребители и прогонят фашистский самолёт. Дети перестали плакать и внимательно смотрели на облако. Вскоре действительно появились три наших истребителя, но с противоположной от облака стороны. Дети услышали шум моторов, повернули головы и увидели, как наши погнали вражеский самолёт. Дети забыли страх - хлопали в ладоши, визжали.

Позднее эти ребята по пути в тыл три раза подвергались налётам. Это были жуткие моменты. Но ребята мало беспокоились, они были уверены, что наши истребители прогонят фашистов как тогда, возле автобуса. Все дети, вернувшиеся в Москву, должны были снова ехать, на сей раз в глубокий тыл...»

* История одного из сельских детских садов Кировской области. В годы войны стало ясно, что прокормить ребят не удастся. Тогда воспитатели им одним ведомым способом раздобыли двух коров. Чтобы накормить рогатых и заготовить им сено, ходили со старшими детьми рвать траву. Брали детей и на дойку, учили доить, но к коровам не подпускали, этим занимались только взрослые. Но дети есть дети, им очень хотелось попробовать «процесс». И вот однажды во время тихого часа три мальчугана отправились к бурёнкам и взялись за дело...

Вес детский сад буквально встал на уши от дикого мычания, раздававшегося в радиусе чуть не пары километров. Когда воспитатели вбежали в сарай, где жили коровы, то увидели, что рогатые зажаты в угол, около них - мальчишки, которые пытаются доить. А чтобы коровы не бодались, двое пацанов взяли несчастных за уши и стали целовать! Такого ужаса бурёнки спокойно перенести не смогли. Как говорится, занавес.

На этом пока прервёмся, уважаемые читатели. Может быть, в ваших семьях хранятся какие-то воспоминания о работе детских садов в годы войны?..
Примечание: все фотографии сделаны в блокадном Ленинграде, в детском саду (новогодняя) и яслях №248 Свердловского района.

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. для детей современности — неведанное прошлое. На нас, родителях сегодняшних детей, лежит большая ответственность — передать по крупицам наши собственные знания о тяжелых годах бабушек и дедушке. Помочь сохранить историю в веках и поколениях. Чтобы помнили... чтобы гордились...

Георгиевская ленточка

Георгиевская ленточка — незаменимый атрибут праздника. Она олицетворяет как раз победу и всеобщий праздник. Ее надевают, чтоб проявить уважение к памяти погибших героев, тем самым давая понять, что помнят и гордятся совершенным подвигом уважаемых ветеранов. Традиция совсем недавняя, но она уже прижилась. Каждый год перед праздником на улицах города раздают ленточки, чтобы мы с вами задумались о помощи ветеранам и обязательно их поздравили.

Георгиевская ленточка не случайно имеет именно такие цвета. Раньше такая ленточка выдавалась вместе с медалью «За победу над Германией». Оранжевый цвет – это цвет огня, а черный олицетворяет собой дым. Эта медаль за отвагу, смелость и доблесть солдата!

Вот простые советы для взрослых о том, как сделать рассказ о Великой Отечественной войне запоминающимся и интересным:

  1. Чтобы ребенок понял ваш рассказ и сделал для себя выводы, ваш рассказ должен быть, прежде всего, адаптирован под возраст ребенка. Если ребенок маленький, то лучше свести к минимуму сцены ужасов и кровопролития, не стоит рассказывать подробно о концлагерях, терзаниях детей и животных, голоде и смерти. И хотя эти понятия не обойти, постарайтесь сделать на них не очень явный акцент. А вот ребенку постарше можно рассказать наиболее полно.
  2. Не давайте детям недостоверную информацию. Да, русский народ оказался победителем в этой нелегкой схватке. Но какой ценой! Объясняйте своим чадам, что не все было так просто и гладко. Готовы к войне мы не были, в какой-то момент даже были близки к сдаче Москвы врагу. Но благодаря отваге и доблести, упорству и стремлению защититься, этого не произошло.
  3. Проявляйте при рассказе свои эмоции, не стесняйтесь. Пусть дети поймут, что тема войны неприятная, что бояться войны вполне нормально даже бесстрашному папе, но вместе с этим нужно быть в любой момент готовым защищать Родину, если это потребуется. Это произведет неизгладимое впечатление и поможет понять значение этой войны.
  4. Хорошо, если у вас есть старый семейный альбом с родственниками, прошедшими войну. При рассказе упомяните, кто и как из ваших и участвовал в военных действиях.
  5. Полезным будет разучить стихи про войну, научиться складывать треугольником , сделать поделки на военную тему, например, мемориал « ».
  6. Можно посмотреть документальные фильмы. Обсудите обязательно увиденное.
  7. Сходите в какой-либо доступный для вас музей, связанный с событиями 1941—1945 гг, там наверняка, найдутся самые интересные экспонаты, фотографии военных лет, боевая техника, амуниция и т.п. Посетите скверы Победы. Мы с семьей ежегодно обязательно посещаем парк « »
  8. На День Победы пройдитесь всей семьей в составе Бессмертного полка в вашем городе. Это непередаваемая атмосфера и запоминающиеся эмоции...
  9. Не лишним будет назвать города-герои, а также кратко рассказать о военных профессиях и вооружении.
  10. Покажите ребенку 125 грамм хлеба, которые в то время выдавались на целый день. Это было суточным пайком, достать что-то еще было невозможно, при этом каждый день нужно было усердно работать и стоять на защите Родины.

Заключение

Война стала особо суровым и сложным испытанием в жизни нашей страны и в жизни наших бабушек и дедушек, которое потребовало от всего нашего народа силы духа и способности вместе сплоченными рядами противостоять врагу. Победа в этой войне далась тяжело, стоила миллионы человеческих жизней. Это действительно одна из самых важных дат в истории нашей страны.

Со времени окончания войны прошло уже множество лет, уже почти не осталось ветеранов, но мы всегда будем помнить их героический поступок и те жертвы, которые они принесли, чтобы мы с вами могли наслаждаться мирным голубым небом над головой...

С любовью,

Конспект Беседы с детьми 4-5 лет к празднику День Победы

Воспитатель 1 категории Головина Валентина Михайловна.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, родителям воспитанников.
Цель: Продолжать работу по воспитанию патриотизма у средних дошкольников. Закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.
Задачи: 1. Знакомить с событиями Великой Отечественной Войны, закреплять знания о том, как люди защищали свою страну.
2. Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, любовь своей Родине.
Материалы и оборудование: военные формы, медали, макеты «Вечный огонь», «Военный поезд», иллюстрации, поделки, игрушки, рисунки, резюме про ветеранов.
Предварительная работа: беседа с родителями, просмотр видеофильмов про войну с детьми, чтение о детях-героях войны, рассматривание стенда, иллюстраций.
Ход беседы:
Ведущий: Праздник Победы отмечается ежегодно 9 мая в честь победы России над Германией в Великой Отечественной Войне, которая длилась с 1941 года по 1945 год. В этот день поздравляют ветеранов, которые воевали на фронте и в тылу врага и тех, кто создавал танки и самолеты, снаряды и патроны, приближая День победы. Это праздник со слезами на глазах мы радуемся по победе и печалимся о погибших.
Ведущий: Ребята, а вы знаете когда началась Великая Отечественная Война?(Ответы детей)
Ведущий: Рано утром 22 июня 1941 года, когда все люди еще спали, германские войска напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная Война. Война разрушила судьбы миллионов людей. Дыхание войны ощутил каждый человек: протяжный войн сирен, залпы зениток. Самолеты сбрасывали на города бомбы. Артиллерия расстреливала мирных жителей. Вражеские солдаты шли по нашей земле, но люди не испугались, поднялись и пошли навстречу вражеским силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками отечества. Долгие четыре года шла война и все же враг был побежден и мир на земле был восстановлен, но нелегко досталась солдатам эта победа. Много людей было ранено много и погибло, и теперь мы все живем и радуемся, что нет войны и что мы все свободны.
Ведущий: (Опрос детей) терминов, понятий по военной тематике: что такое война, победа, солдаты, ветераны, армия, военная форма, военные профессии, военное оружие и техника.



Ведущий:А вы знаете про детей -героев.(Опрос детей)




Дети-герои ВОВ.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Это были простые дети и подростки, о которых знали только родные, одноклассники и друзья.
Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Вместе со взрослыми на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!
Нет! - сказали мы фашистам, -
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот»....
Где найдется в мире сила,
Чтобы нас она сломила,
Под ярмом согнула нас
В тех краях, где в дни победы
Наши прадеды и деды
Пировали столько раз?..
...И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши...
...Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым…
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закаленным!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ - за нас с тобой.
Отрывки из стихотворения С. Михалкова «Быль для детей».

Краткие рассказы про детей-героев и их подвиги: Марат Казей, Леня Голиков, Володя Дубинин, Петя Клыпа, Валя Котик, Зина Портная, Боря Цариков, Саша Чекарин.





Наши деды и прадеды
И среди нас, наших друзей и родственников были и есть ветераны, которые принимали участие в ВОВ. Сохранились фотографии, награды, фронтовые письма и воспоминания о них.
Несколько ребят из нашей группы совместно с родителям подготовили небольшие рассказы про своих родственников участвовавших в войне. (Лиля Рогова, Ксюша Крапивина, Азат Фатрахманов, Максим Рачев)
Прилагается презентация о беседе.

Презентация на тему: Беседа с детьми День Победы в Великой Отечественной Войне

Направление проекта: естественно - научное
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
Актуальность:
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для современных детей. Для нормального развития мальчикам и девочкам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны.
Проблема: современное поколение не знает ничего о Великой Отечественной войне.
Цель проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотические качества и чувства гордости за свою Родину.
Задачи проекта:
расширять и систематизировать знания детей о ВОВ.
формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
способствовать проявлению у детей интереса к истории своей страны.
воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению.
бережное отношение к семейным фотографиям и наградам,
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта:
3 месяца.
Сроки реализации проекта:
Февраль, март, апрель.
Основные формы реализации проекта:
экскурсии;
НОД,
беседы;
просмотр презентаций о войне;
мини-выставки;
консультации для родителей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (информационно – накопительный, организационный)
сбор литературы по данной теме;
составление плана работы;
разработка содержания проекта
беседы на темы: «Великая отечественная война», «Почему война называется Великой Отечественной».
Основной этап (практический)
чтение художественных произведений:
- стихи и рассказы о Великой отечественной войне «Победа будет за нами»,
- С. Алексеев «От Москвы до Берлина»,
- К. Паустовский «Похождение жука носорога»,
- Н. Ходза «Дорога жизни»

В.Н.Семенцова «Лист фикуса»
слушание музыкальных произведений о войне:
- «День Победы» Д. Тухманова,
- «Журавли»
- «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача,
- «Катюша» М. Блантера,
- В.Алкина «Прощание славянки»,
беседы с детьми на темы:
«Дети и война», «Подвиги детей – героев войны» (из серии «Дети войны»); «Праздник. День Победы»;
тематические занятия на темы: «Детям о войне», «День Победы» и т.д.
Рассказ прадедушки, одного из воспитанников, Мельник Ивана Ивановича о трудных годах войны.
Показ детям презентаций на темы: «Дети герои», «Герои ВОВ», «Мы гордимся Вами».
Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»
Оформление выставки: «Спасибо за победу!» (военная форма, фотографии, фото – альбомы братьев, пап, дедушек, прадедушек, служивших в рядах вооружённых сил Советской и Российской армии), (ответственные родители воспитанников и воспитатели).
Проведение физкультурного праздника «Зарница» (участники: дети, родители)
Выставка поделок, посвящённая ВОВ.
Экскурсия: к вечному огню, памятнику Г.Е. Собянина, возложение цветов павшим героям ВОВ.
экскурсия в поселковую библиотеку.
Продуктивная деятельность с детьми на тему: «Техника военных лет», изготовление праздничных открыток для ветеранов, тружеников тыла.
Заключительный этап (обобщающий):
НОД на тему: «Что я знаю о войне?»
защита проекта в детском саду;
выставка поделок (совместно с родителями) на тему: «В память о войне»;
создание альбома «Вы наша гордость» - участники войны и труженики тыла в Вов нашего посёлка;

Предполагаемый результат проекта:
1. Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.
2. Закреплены навыки продуктивной деятельности при создании и оформлении альбома «Вы наша гордость».
3. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.).
4. Продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников.
Продукт проектной деятельности

Создание и оформление альбома «Вы наша гордость» - участники войны и труженики тыла в ВОВ посёлка Игрим

Конспект тематического занятия в старшей группе «Детям о войне»

Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Оборудование : сборник рассказов «Дети - герои Великой Отечественной войны»; стенд с фотографиями орденов и медалей; изображение Знамени Победы, наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» (издательство «Мозаика-Синтез»), репродукции картин О. Пономаренко «Победа», В. Богаткина «Штурм Рейхстага», музыкальные записи песен времен Великой Отечественной войны.

Ход занятия:


1. Организационный момент
В начале занятия слушаем фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова).
Воспитатель: О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)
Как называют эту войну? (Эту войну называют «Великой Отечественной».)
Как вы думаете, что означает слово «отечество»? (Страна, в которой мы родились и живем. Страна наших родителей - отцов и матерей и наших предков. Наша родина - Россия.)
2. Усвоение нового материала
Воспитатель: Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот день на улицах города можно встретить ветеранов - воинов той далекой войны. Майский праздник - День Победы - Отмечает вся страна. Надевают наши деды. Боевые ордена. Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Рассматривание фотографий с орденами.)
Воспитатель: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война.
Много бед и горя она принесла русским людям - в руины превратились многие города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.
Воспитатель: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?
В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».(Рассматривают иллюст-рации.)
В ходе боев требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского и др.
Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».
Даже дети награждались орденами и медалями (фотографии детей).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины-героини среди защитников Отечества? Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.
3. Просмотр презентации


День Победы один из самых почитаемых праздников в нашей стране. Все дальше и дальше уходит от нас 9 МАЯ 1945 года, но мы по – прежнему помним, какой ценой досталась эта победа нашему народу.
Именно 9 МАЯ все жители нашей огромной страны отмечают великий праздник День Победы. В этот день во всех городах проходят военные парады, возлагают цветы к Могиле Неизвестного Солдата, поздравляют ветеранов, дается праздничный салют.(Слайд 1-2) .
Но почему ветераны, участники той великой войны, такие грустные, почему слезы застилают им глаза? Что они вспоминают в этот день? Что это была за война? Какой ценой досталась победа нашему народу? (Слайд 3) .
О той великой войне и пойдет сегодня наш рассказ. Это было тогда, когда наша страна Россия называлась СССР, когда ваши прабабушки и прадедушки были молодыми, красивыми, полными сил. Они были счастливы, мечтали о будущем, думали, что в их жизни все будет хорошо. Но их мечтам не пришлось осуществиться.
В мире появилась страшная сила – фашизм. Заскрежетали гусеницы танков, засвистели пули. Шаг за шагом фашисты захватывали одну страну за другой, разрушали города, взрывали памятники, грабили и убивали людей. И все ближе и ближе подбирались к нашей Родине. (Слайд 4) .
22 июня 1941года без объявления войны фашисты напали на нашу Родину. Посыпались бомбы, на нашу Землю ступили вражеские солдаты, началась Великая Отечества война. (Слайд 5) .
Все жители нашей страны взяли в руки оружие и встали на защиту нашей Родины. (Слайд 6) - песня «Священная война».
Враг был очень силен. Трудно приходилось нашим бойцам. Солдаты нашей армии били врага в воздухе, на воде и на земле и гнали его с просторов нашей земли. Бои шли и в летний зной и в зимнюю стужу. Наравне с мужчинами воевали (Слайд 7-8-9) .
Тяжелее всего приходилось во время войны детям. Детские сады и школы не работали. Многие дети остались совсем одни, их родители погибли. А некоторые мальчишки становились «сынами полков», их голодных и несчастных, брали к себе солдаты, и дети шли с ними в бой, сражаясь очень храбро. Война отучила детей плакать. Дети четко усвоили урок – заплачешь – расстреляют. На их хрупкие плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий. (Слайд 10, 11, 12). И очень мечтали о мирной жизни. Стихотворение «Я в солдатики играю».
А в далеком тылу женщины и дети работали на военных заводах, делали самолеты, оружие, снаряды, копали окопы, старались помочь своим отцам, сыновьям, мужьям, фронту. (Слайд 13, 14) .
Но как бы тяжело не было нашим людям на фронте и в тылу, всегда находилось время для музыки и песен. Именно музыка поднимала боевой дух наших бойцов и вела их в бой, именно песни прибавляли сил и поднимали боевой дух нашим людям. (Слайд 15). Частушки, песня «Катюша».
Долгих четыре года длилась эта кровопролитная война. За это время погибло огромное количество не только солдат, но и мирных жителей. (Слайд 16-17) .
И вот наступил этот долгожданный день – 9МАЯ 1945 года. В этот день закончилась война. Наши войска разгромили фашистов не только на территории нашей страны, но и освободили жителей других стран. (Слайд 18). Много подвигов совершили наши воины во время ВОВ. Стихотворение Г. Рублев «Это было в мае… »


Победе радовалась вся страна, но эта радость была со слезами на глазах, т. к. в каждой семье, в каждом доме кто - то погиб на этой страшной войне. Каждый год люди несут цветы к памятникам, защитников нашей Родины, к могиле Неизвестного Солдата. Стихотворение «День Победы»
Никто и никогда не забудет подвиг нашего народа в Великую Отечественную войну. Песня «День Победы».
4. Физкультминутка «Наша Родина сильна»
5. Закрепление нового материала
В: Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и поселках установлены памятники.
У Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое Москве у могилы Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Это - огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях.
Есть еще один очень важный символ - это Знамя Победы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы.
Какого цвета знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета.)
Что изображено на знамени? (На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот, надписи.)
В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот - это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда - символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.
События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию, - и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии - город Берлин.
В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства - Рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином - это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.
6.Рефлексия
Предлагаю нарисовать Знамя Победы.
Звучит песня «Тёмная ночь»

Наталья Каширина
Беседа «Детям о Великой Отечественной Войне»

Цель : Воспитывать детей как патриотов своей Родины, знающих ее историческое прошлое.

Задачи : создать условия для :

Расширения знаний детей о войне путем ознакомления с событиями Великой Отечественной войны ;

Развития у детей чувства гордости за свой народ;

Воспитания у детей чувства патриотизма в процессе просмотра фото слайдов.

Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война . Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т. д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Великая Отечественная война .

Ребятки ответьте мне, а вы знаете, с кем воевал ваш народ? Кто напал на нашу страну?

Да, ребята это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял человек, который желал подчинить себе как можно больше территории со всеми фабриками, заводами, городами, сёлами и таким образом сделать свою страну (Германию) самой богатой и влиятельной на Земле. Слайд №2.

Вот я вам сейчас немного о ней расскажу. Но сначала мы с вами послушаем песню о начале войны : песня «Вставай страна огромная» .

Ребята какая эта песня по характеру?

Дети отвечают (страшная, пугающая)

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг :

- Война ! Война !

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война . Она продолжалась четыре года. Слайд №3

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Слайды №4,5

Немцы захватывали город за городом, убивали людей. По всей стране, начался призыв в армию, нашу Красную Армию. Всех мужчин, которые могли держать оружие, призывали на войну , чтобы защищать свою Родину. На фронт уходили отцы, старшие братья, даже многие девушки шли на фронт. Слайд №6,7,8

Как вы думаете ребята кем могли служить наши девушки? Как они помогали нашим бойцам?

Правильно, наши девушки служили санитарками, были летчицами, снайперами.

Вся тяжелая работа легла на плечи женщин детей и стариков. Они пахали землю, выращивали хлеб, шили одежду для фронта, копали окопы.

Особенно страшно было женщинам и детям во время атаки фашистских самолётов, когда бомбы летели с неба, и негде было укрыться от них. Это было страшное время.

После боёв оставались разрушенные города, сёла, деревни. Бойцы всеми силами обороняли каждый кусочек своей земли.

Нападение было быстрым, неожиданным, однако не принесло желаемых результатов – русская армия оказала сильнейшее сопротивление, чем предполагали немцы, и война затянулась на долгие годы.

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям .

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне , другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев.

Дети - слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма. Слайды №14-19

Война - не место для детей

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Были дети которые шли на фронт и воевали на равнее с солдатами.

Я вам сейчас расскажу о детях-героях . Слайды №19, 20, 21

Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, партизаны доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени , медалью "Партизану Отечественной войны " 2 степени. Валя Котик погиб как герой в феврале 1944 года в городе Изяславле, защищая склад боеприпасов. Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Лёня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза. В Новгороде стоит памятник этому юному герою войны (слайд №12) .

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, – это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Слайды №23,24,25. Советские люди (Советский Союз - так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили : «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день . Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов - город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником - Днём Победы. Слайды №20, 21

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны . Думали : день - и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене : «Я умираю, но не сдаюсь» .

Давайте с вами послушаем сейчас песню, которая была написана ко Дню Победы и звучит на всех парадах страны 9 мая.

Пеня «День Победы» .

Ребята, а это по характеру какая песня? Вспомните, вот мы в начале нашей беседы слушали с вами песню, она призывала всех защищать Родину, а в этой песне о чём поётся? Как вы думаете?

Герои. Герои. Подвиги. Подвиги. Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.

Прошло много лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны . Героям великой войны с фашистами !