Биография пабло пикассо. Краткая биография пабло пикассо Кто такой пабло пикассо

Пабло Пикассо (1881 – 1973) – величайший испанский художник, основоположник кубизма, осветивший своим талантом большинство направлений современного искусства.

Детство и период обучения.

25 октября 1881 года в городе Малага, что в Испании, родился Пабло Диего Хосе Франсиско Де Паула Хуан Непомусено Мария Де Лос Ремедиос Сиприано Де Ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо, вошедший в историю мирового искусства под именем Пабло Пикассо.

Пикассо – девичья фамилия матери художника, которую он предпочел для себя взамен отцовской – Руис. Тому было несколько причин. Во-первых, в испанской среде фамилия Руис считалась довольно простой и была широко распространена, а во-вторых, Хосе Руис тоже был художником-любителем и искусствоведом.

Творчество Пабло Пикассо: «голубой» и «розовый» периоды.

В начале XX века Пикассо со своим другом К. Касахемасом покидает Испанию и приезжает в Париж. Здесь Пабло вплотную знакомится с работами французских импрессионистов, в частности, А. Тулуз-Лотрека и Э. Дега, которые в свое время окажут серьезное влияние на развитие творческой мысли художника.

К несчастью, влюбленный во француженку и отвергнутый ею, Касахемас в феврале 1901 года совершает самоубийство. Грани реальной жизни и искусство для Пикассо всегда были неразрывны, и это трагическое событие, глубоко потрясшее художника, нашло отражение в последующих его работах.

«Кубизм» Пабло Пикассо.

Во все времена независимо от направлений, к которым принадлежало их творчество, художники искали способы передачи мира, его красок и форм на плоскости холста. К началу XX века, времени развития фотографии, стало очевидно, что живопись отныне не является единственным способом отображения художественных образов в их «правильном» свете. Чтобы иметь право на жизнь и не утратить своей актуальности в условиях меняющегося мира, искусству требовалось открыть новый язык общения с ним. Для Пикассо этим языком стал кубизм.

Пабло Пикассо: период неоклассицизма.

Начало Первой мировой войны, расколовшей мир на части, смерть любимой женщины – Марсель Умбер (Евы), сложные отношения с друзьями и близкими, заставили Пикассо заново переосмыслить свою жизнь и творчество. Результатом подобного самоанализа явилось осознание главенства живописи, затмевающей собой все прочие стороны жизни художника. Ни долг служения родине, ни отношения с женщинами, ни заведение дружеских знакомств не были для него так же важны, как искусство. При этом Пабло все больше отдаляется от созданного им кубизма, который из его основного стиля творчества превращается в пройденный этап на пути развития художественных взглядов мастера.

Сюрреализм Пикассо.

Пикассо никогда не был приверженцем одного стиля в искусстве, вся его жизнь прошла в творческих исканиях. В 1925 году поиски новых способов, форм и приемов отображения мира глазами художника привели его к сюрреализму.

Во многом этому повороту способствовала атмосфера разрушающейся семейной жизни испанского художника и русской балерины. Ольга Хохлова, получившая воспитание в лучших традициях высокого общества, требовала от Пикассо соблюдения подобных же правил приличия при посещении светских мероприятий.

Война в Испании. Герника. Вторая мировая война

В 1936 году в Испании вспыхнула Гражданская война. Сторонники молодого республиканского правительства ожесточенно пытались противостоять властным стремлениям военно-националистической диктатуры во главе с генералом Франко и установлению фашистского режима на испанской земле.

Как истинный патриот, Пабло Пикассо не мог остаться в стороне от происходящих событий. Он не боролся с врагом на поле боя, не бросался на баррикады. Художник делал то, что умел лучше многих – с кистью в руках он выражал свою позицию посредством картин, своими полотнами вдохновлял сражающихся и обличал совершаемые против человечества преступления.

Творчество Пабло Пикассо в послевоенный период.

С окончанием Второй мировой войны настроения мира и радости осветили жизнь художника и поселились на его картинах.

В 1946 году Пикассо получает заказ от княжеской семьи Гримальди на создание серии картин и панно для их замка в курортном городе Антибе. Вдохновленный Природой Средиземноморского побережья Франции, художник создает 27 прекрасных полотен, олицетворявших гармонию мира, где обитают обнаженные прекрасные нимфы и мифические сказочные создания – фавны и кентавры.

Сайт picasso.fr Подпись Медиафайлы на Викискладе

Па́бло Ру́ис-и-Пика́ссо , полное имя - Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (в русском языке принят также вариант с ударением на французский манер Пикассо́ , исп. Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso ; 25 октября (1881-10-25 ) , Малага , Испания - 8 апреля , Мужен , Франция) - испанский и французский художник , скульптор, график , театральный художник, керамист и дизайнер.

По экспертным оценкам, Пикассо - самый «дорогой» художник в мире: в 2008 году объём только официальных продаж его работ составил 262 млн долларов . 4 мая 2010 года картина Пикассо «Обнажённая, зелёные листья и бюст », проданная на аукционе «Кристис » за 106 482 000 долларов, стала самым дорогим произведением искусства в мире на тот момент .

По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году , Пикассо - лучший художник среди живших за последние 100 лет. Также его полотна занимают первое место по «популярности» среди похитителей .

Энциклопедичный YouTube

Биография

Детство и годы обучения

Согласно испанской традиции Пикассо получил две фамилии по первым фамилиям родителей : отца - Руис и матери - Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано ) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Фамилия Пикассо по матери, под которой художник получил известность, имеет итальянское происхождение: прадед матери Пикассо Томмасо переехал в Испанию в начале XIX века из местечка Сори в провинции Генуя . В доме на малагской площади Мерсед , где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя.

Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства он получил у своего отца - учителя рисования Хосе Руиса Бласко, и вскоре сильно в этом преуспел. В 8 лет он написал свою первую серьёзную картину маслом, «Пикадор» , с которой он не расставался в течение всей жизни.

Впоследствии семья перебралась в Барселону , и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха. Пабло исполнилось только четырнадцать, поэтому он был слишком молод для поступления в Ла-Лонху. Тем не менее, по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе. Пикассо с блеском сдал все экзамены и поступил в Ла-Лонху. Сначала он подписывался своим именем по отцу Ruiz Blasco , но затем выбрал фамилию матери - Picasso .

«Голубой» и «розовый» периоды

Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре » (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

Дягилев остался чрезвычайно доволен произведённым эффектом. Сотрудничество Пикассо с Русскими балетами активно продолжилось и после «Парада» (декорации и костюмы для «Треуголки » Мануэля де Фальи , ). Новая форма деятельности, яркие сценические образы и крупные объекты воскрешают в нём интерес к декоративизму и театральности сюжетов .

Во время римской подготовки «Парада» Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой , которая стала его первой женой. 12 февраля 1918 года они заключают брак в русской церкви в Париже , свидетелями на их свадьбе были Жан Кокто , Макс Жакоб и Гийом Аполлинер . У них рождается сын Пауло (4 февраля 1921 года).

Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа , женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе - всё это отчасти объясняет возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924).

Сюрреализм

После войны

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с Франсуазой Жило, с которой познакомился в 1945 году и которая родит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Произведения, созданные в 1945-1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб , ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).

Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе ; увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958), иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Некоторые из них («Коза», 1950; «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа . В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся . Это было для художника началом тяжёлого морального кризиса, который эхом отдаётся в замечательной серии рисунков, исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954 года; в них Пикассо по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи. В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт » . В этом же году Пикассо встречается с Жаклин Рок , которая в 1958 году станет его женой и вдохновит на серию статуарных портретов. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо ».

Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968). Чувством неудовлетворения собственным творчеством отмечена серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин «Девушки на берегу Сены. По Курбе» (1950); «Алжирские женщины. По Делакруа» (1955); «Менины. По Веласкесу» (1957); «Завтрак на траве. По Мане» (1960).

Пикассо умер 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция) на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви. Похоронен возле принадлежавшего ему замка Вовенарт.

В СССР

Для художников-соцреалистов - академиков , членов правления МОССХа - Пикассо был, пожалуй, главным врагом. С одной стороны - коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир, и трогать его было опасно; с другой… Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист », с этим еще можно было примириться, главное - он был великий мастер, и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Для тренированного глаза это было видно с первого взгляда, для нетренированного - со второго. Примириться с этим было невозможно, и борьба с Пикассо шла по разным направлениям.

Семья

Пабло Пикассо был женат дважды:

  • на Ольге Хохловой (1891-1955) - в 1917-1935 годах
    • сын Пауло (1921-1975)
  • на Жаклин Рок (1927-1986) - в 1961-1973 годах, детей нет, вдова Пикассо, покончила жизнь самоубийством
    • приемная дочь Катрин Ютен-Бле (род. 1952)

Кроме того, он имел внебрачных детей:

  • от Мари-Терез Вальтер :
    • дочь Майя (род. 1935)
  • от Франсуазы Жило (род. 1921):
    • сын Клод (род. 1947)
    • дочь Палома (род. 1949) - французский дизайнер

Награды

  • Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» ().

Память

  • Музей Пикассо был открыт в Барселоне . В 1960 году близкий друг и помощник Пикассо Хайме Сабартес и Гуаль принимает решение пожертвовать свою коллекцию работ Пикассо и организовать музей Пикассо. 9 мая 1963 года в готическом дворце Беренгер де Агилар открылся музей под названием «Коллекция Сабартеса». Музей Пикассо занимает пять особняков на улице Монткада-Мека, Беренгер-д’Агилар, Маури, Финестрес и Баро-де-Кастельет. В основе музея, открывшегося в 1968 году, была коллекция друга Пикассо Хайме Сабартеса. После смерти Сабартеса, Пикассо в знак своей любви к городу и в дополнении к огромному завещанию Сабартеса, в 1970 году отдал в музей около 2450 работ (полотен, гравюр и рисунков), 141 работу из керамики. Более 3500 работ Пикассо составляют постоянную коллекцию музея.
  • В 1985 году музей Пикассо был открыт и в Париже (отель Сале); сюда вошли работы, переданные наследниками художника, - более 200 картин, 158 скульптур, коллажи и тысячи рисунков, эстампов и документов, а также личная коллекция Пикассо. Новые дары наследников (1990) обогатили парижский музей Пикассо, Городской музей современного искусства в Париже и несколько провинциальных музеев (картины, рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии). В 2003 году Музей Пикассо был открыт в его родном городе Малаге .
  • Его роль в фильме Джеймса Айвори «Прожить жизнь с Пикассо » (1996]) сыграл Энтони Хопкинс .
  • Именем Пикассо названо несколько моделей автомобилей компании Citroën .

В филателии

  • Почтовые марки СССР
  • Факты

    • В 2006 году владелец казино Стив Винн, купивший в 1990-х годах за 48,4 миллиона долларов картину Пикассо «Сон», согласился продать этот шедевр кубизма за 139 миллионов американскому коллекционеру Стивену Коэну. Сделка не состоялась, так как Винн, страдающий заболеванием глаз и плохо видящий, неловко повернулся и проткнул холст локтем. Он сам назвал случившееся «самым неуклюжим и глупым жестом в мире». После реставрации картина была выставлена на аукцион «Кристис », где 27 марта 2013 года её всё же приобрёл Коэн уже за 155 миллионов долларов. Согласно сообщению агентства Bloomberg , на тот момент это была максимальная сумма, выплаченная за произведение искусства американским коллекционером.
    • Весной 2015 года картина Пикассо «Алжирские женщины» (фр. Les Femmes d"Algers ) была продана в Нью-Йорке за 179 млн долларов, став самой дорогой картиной, когда-либо проданной с аукциона.

    Пикассо в кинематографе

    Год Страна Название Режиссёр В роли Пикассо Примечание
    Франция Франция Таинство Пикассо Анри-Жорж Клузо Камео Документальный фильм
    Франция Франция Завещание Орфея Жан Кокто Камео
    Швеция Швеция Приключения Пикассо Таге Даниэльссон Йоста Экман (англ.) русск. Сюрреалистическая сага о жизни Пикассо
    США США Прожить жизнь с Пикассо Джеймс Айвори Энтони Хопкинс Художественный фильм по мотивам книги Арианны Стассинопулос Хаффингтон «Пикассо: создатель и разрушитель»
    США США
    Великобритания Великобритания
    Германия Германия
    Румыния Румыния
    Франция Франция
    Италия Италия
    Модильяни Мик Дэвис Омид Джалили Художественный фильм
    США США
    Испания Испания
    Полночь в Париже Вуди Аллен Марсьяль Ди Фонсо Бо Художественный фильм
    Россия Россия Глаз Божий Иван Скворцов
    Сергей Нурмамед
    Пётр Налич
    Владимир Познер
    Телевизионный проект Леонида Парфёнова

    Периодизация

    Перечень картин, написанных Пикассо, соответственно периодам его творчества.

    Ранний период

    «Пикадор», 1889 г.
    «Первое причастие», 1895-1896 гг.
    «Босоногая девочка. Фрагмент», 1895 г.
    «Автопортрет», 1896 г.
    «Портрет матери художника», 1896 г.
    «Знание и милосердие», 1897 г.
    «Матадор Луис Мигель Доминген», 1897 г.
    «Лола, сестра Пикассо», 1899 г.
    «Испанская пара перед гостиницей», 1900 г.

    «Голубой» период

    «Любительница абсента», 1901 г.
    «Склонившийся Арлекин», 1901 г.
    «Женщина с шиньоном», 1901 г.
    «Смерть Касагемаса», 1901 г.
    «Автопортрет в голубой период», 1901 г.
    «Портрет торговца картинами Педро Манача», 1901 г.
    «Женщина в голубой шляпе», 1901 г.
    «Женщина с сигаретой», 1901 г.
    «Гурман», 1901 г.
    «Абсент», 1901 г.
    «Свидание (Две сестры)», 1902 г.
    «Голова женщины», 1902-1903 гг.
    «Старый гитарист», 1903 г.
    «Завтрак слепого», 1903 г.
    «Жизнь», 1903 г.
    «Трагедия», 1903 г.
    «Портрет Солера», 1903 г.
    «Нищий старик с мальчиком », 1903 г.
    «Аскет», 1903 г.
    «Женщина с вороной», 1904 г.
    «Каталонский скульптор Маноло (Мануэль Хуго)», 1904 г.
    «Гладильщица», 1904 г.

    «Розовый» период

    «Девочка на шаре », 1905 г.
    «В кабаре Лапин Агиль или Арлекин с бокалом», 1905 г.
    «Сидящий на красной скамье Арлекин», 1905 г.
    «Акробаты (Мать и сын)», 1905 г.
    «Девушка в сорочке», 1905 г.
    «Семейство комедиантов», 1905 г.
    «Два брата», 1905 г.
    «Два юноши», 1905 г.
    «Акробат и молодой Арлекин», 1905 г.
    «Фокусник и натюрморт», 1905 г.
    «Дама с веером», 1905 г.
    «Девочка с козлом», 1906 г.
    «Крестьяне. Композиция», 1906 г.
    «Обнажённый юноша», 1906 г.
    «Стеклянная посуда», 1906 г.
    «Мальчик, ведущий лошадь», 1906 г.
    «Туалет», 1906 г.
    «Стрижка», 1906 г.
    «Автопортрет с палитрой», 1906 г.

    «Африканский» период

    «Портрет Гертруды Стайн», 1906 г.
    «Авиньонские девицы », 1907 г.
    «Автопортрет», 1907 г.
    «Обнажённая женщина (погрудное изображение)», 1907 г.
    «Танец с покрывалами», 1907 г.
    «Голова женщины», 1907 г.
    «Голова мужчины», 1907 г.

    Кубизм

    «Сидящая женщина», 1908 г.
    «Дружба», 1908 г.
    «Зелёная миска и чёрная бутылка», 1908 г.
    «Горшок, бокал и книга», 1908 г.
    «Бидон и миски», 1908 г.
    «Цветы в сером кувшине и бокал с ложкой», 1908 г.
    «Фермерша», 1908 г.
    «Дриада», 1908 г.
    «Три женщины», 1908 г.
    «Женщина с веером», 1908 г.
    «Две обнажённые фигуры», 1908 г.
    «Купание», 1908 г.
    «Букет цветов в сером кувшине», 1908 г.
    «Портрет Фернарды Оливье», 1909 г.
    «Хлеб и ваза с фруктами на столе», 1909 г.
    «Женщина с мандолиной», 1909 г.
    «Мужчина со скрещенными руками», 1909 г.
    «Женщина с веером», 1909 г.
    «Обнажённая», 1909 г.
    «Ваза, фрукты и бокал», 1909 г.
    «Молодая дама», 1909 г.
    «Завод в Хорта де Сан Хуан», 1909 г.
    «Обнажённая», 1910 г.
    «Портрет Даниэла-Генри Кавейлера», 1912 г.
    «Натюрморт с плетёным стулом», 1911-1912 г.
    «Скрипка», 1912 г.
    «Обнажённая, Я люблю Еву», 1912 г.
    «Ресторан: Индейка с трюфелями и вином», 1912 г.
    «Бутылка перно (столик в кафе)», 1912 г.
    «Музыкальные инструменты», 1912 г.
    «Харчевня (Ветчина)», 1912 г.
    «Скрипка и гитара», 1913 г.
    «Кларнет и скрипка», 1913 г.
    «Гитара», 1913 г.
    «Картёжник», 1913-1914 г.
    «Композиция. Ваза фруктов и разрезанная груша», 1913-1914 г.
    «Ваза для фруктов и гроздь винограда», 1914 г.
    «Портрет Амбруаза Воллара », 1915 г.
    «Арлекин», 1915 г.
    «Полишенель с гитарой перед занавесом», 1919 г.
    «Три музыканта или музыканты в масках», 1921 г.
    «Три музыканта», 1921 г.
    «Натюрморт с гитарой», 1921 г

    .

    «Классический» период

    «Портрет Ольги в кресле», 1917 г.
    «Эскиз постановки для балета „Парад“», 1917 г.
    «Арлекин с гитарой», 1917 г.
    «Пьеро», 1918 г.
    «Купальщицы», 1918 г.
    «Натюрморт», 1918 г.
    «Натюрморт с кувшином и яблоками», 1919 г.
    «Натюрморт», 1919 г.
    «Спящие крестьяне», 1919 г.
    «Гитара, бутылка, ваза с фруктами и бокал на столе», 1919 г.
    «Три танцовщицы», 1919-1920 г.
    «Группа танцовщиц. Ольга Хохлова лежит на переднем плане», 1919-1920 г.
    «Хуан-ле-Пэн», 1920 г.
    «Портрет Игоря Стравинского», 1920 г.
    «Чтение письма», 1921 г.
    «Мать и ребёнок», 1922 г.
    «Женщины, бегущие по пляжу», 1922 г.
    «Классическая голова», 1922 г.
    «Портрет Ольги Пикассо», 1922-1923 г.
    «Деревенский танец», 1922-1923 г.
    «Детский портрет Поля Пикассо», 1923 г.
    «Любовники», 1923 г.
    «Свирель Пана», 1923 г.
    «Сидящий Арлекин», 1923 г.
    «Мадам Ольга Пикассо», 1923 г.
    «Мать Пикассо», 1923 г.
    «Ольга Хохлова, первая жена Пикассо», 1923 г.
    «Поль в костюме Арлекина», 1924 г.
    «Поль в костюме Пьеро», 1925 г.
    «Три грации», 1925 г.

    Сюрреализм

    «Танец», 1925 г.
    «Купальщица, открывающая кабинку», 1928 г.

    «Обнажённая на пляже», 1929 г.
    «Обнажённая на пляже», 1929 г.
    «Обнажённая в кресле», 1929 г.
    «Акробат», 1930 г.
    «Распятие», 1930 г.
    «Фигуры на пляже», 1931 г.
    «Девушка, бросающая камень», 1931 г.
    «Обнажённая и натюрморт», 1931 г.
    «Сон», 1932 г. (картина «Le Rêve» упомянута выше в «Интересных Фактах»)
    «Обнажённая в кресле», 1932 г.
    «Натюрморт - бюст, чаша и палитра», 1932 г.
    «Женщина с цветком», 1932 г.

    Война. Герни́ка

    «Герни́ка », 1937 г.
    «Плачущая женщина», 1937 г.
    «Раненая птица и кот», 1938 г.
    «Ночная рыбалка на Антибах», 1939 г.
    «Натюрморт с бычьим черепом», 1942 г.
    «Склеп», 1944-1945 гг.
    «Натюрморт», 1945 г.

    После войны

    «Портрет Франсуазы», 1946 г.
    «Женщина в кресле I», 1948 г.
    «Клод, сын Пикассо», 1948 г.
    «Женщина с зелёными волосами», 1949 г.
    «Палома и Клод, дети Пикассо», 1950 г.
    «Палома с целлулоидной рыбой», 1950 г
    «Франсуаза Жило с Клодом и Паломой», 1951 г.
    «Франсуаза, Клод и Палома», 1951 г.
    «Рыцарь, паж и монах», 1951 г.
    «Портрет Сильветт», 1954 г.

    Поздние работы

    «Жаклин с цветами». 1954 г. Холст, масло. 116x88,5 см.
    «Жаклин Рок», 1954 г.
    «Жаклин Рок», 1955 г.
    «Жаклин в турецком костюме». 1955 г. Холст, масло
    «Алжирские женщины. По Делакруа». 1955 г. Холст, масло. 114х146 см
    «Палома Пикассо», 1956 г.
    «Мастерская „Калифорнии“ в Каннах», 1956 г.
    «Жаклин в студии», 1956 г.
    «Голуби», 1957 г.
    «Менины. По Веласкесу», 1957 г. Холст, масло. 194x260 см.
    «Жаклин Рок», 1957 г.
    «Жаклин в студии». 1957 г. Холст, масло
    «Король Минотавров», 1958 г.
    «Монолитная обнажённая», 1958 г.
    «Обнажённая в кресле», 1959 г.
    «Обнажённая в кресле с бутылкой воды Эвиан, стаканом и туфлями», 1959 г.
    «Жаклин де Вовенарг», 1959 г.
    «Вовенарг в дождь», 1959 г. Холст, масло.
    «El Bobo», 1959 г.
    «Обнажённая королева амазонок со служанкой», 1960 г.
    «Жаклин», 1960 г.
    «Портрет сидящей женщины», 1960 г.
    «Завтрак на траве. По Мане», 1960 г., август. Холст, масло. 129х195 см. Музей Пикассо, Париж.
    «Завтрак на траве. По Мане», 1961 г.
    «Женщина», 1961 г.
    «Насилие над Сабинианками» («Похищение сабинянок»), 1962-1963 гг. Холст, масло.
    «Художник и модель», 1963 г.
    «Обнажённая, сидящая в кресле 2», 1965 г.
    «Обнажённые мужчина и женщина», 1965 г.
    «Серенада», 1965 г.
    «Писающая», 1965 г.
    «Мужчина, мать и ребёнок II», 1965 г.
    «Портрет Жаклин», 1965 г.
    «Сидящий мужчина (Автопортрет)», 1965 г.
    «Спящая», 1965 г.
    «Художник и модель», 1965 г.
    «Рисующая обнажённая в кресле», 1965 г.
    «Бюст бородатого мужчины», 1965 г.
    «Серенада», 1965 г.
    «Голова мужчины», 1965 г.
    «Обнажённая, сидящая в кресле 1», 1965 г.
    «Кошка и омар», 1965 г.
    «Пейзаж. Мужен. 1», 1965 г.
    «Модель в ателье 3», 1965 г.
    «Сидящая обнажённая женщина», 1965 г.
    «Голова женщины», 1965 г.
    «Художник в шляпе», 1965 г.
    «Модель в ателье 1», 1965 г.
    «Голова бородатого мужчины», 1965 г.
    «Бюст мужчины», 1965 г.
    «Подруги», 1965 г.
    «Голова женщины», 1965 г.
    «Модель в ателье 3», 1965 г.
    «Голова женщины», 1965 г.
    «Омар и кошка», 1965 г.
    «Два обнажённых мужчины и сидящий ребёнок», 1965 г.
    «Наездники в цирке». 1967 г. Холст, масло
    «Мушкетёр». 1967 г. Холст, масло 81x65 см
    «Бюст матадора 1», 1970 г.
    «Бюст женщины 1», 1970 г.
    «Мужчина с усами», 1970 г.
    «Бюст женщины 2», 1970 г.
    «Голова мужчины 2», 1970 г.
    «Персонаж», 1970 г.
    «Мужчина и женщина с букетом», 1970 г.
    «Объятия», 1970 г.
    «Портрет мужчины в серой шляпе», 1970 г.
    «Голова Арлекина», 1971 г.
    «Двое», 1973 г.

    См. также

    • Красноморский ринекант Пикассо (англ. Arabian Picasso triggerfish ) - рыба, названная в честь Пикассо

    Примечания

    1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118594206 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
    2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
    3. Benezit Dictionary of Artists - 2006. - ISBN 978-0-19-977378-7 , 978-0-19-989991-3
    4. Пикассо Пабло // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1975. - Т. 19: Отоми - Пластырь. - С. 527–528.
    5. http://www.famousbirthdays.com/people/pablo-picasso.html
    6. Пикассо / В. А. Крючкова // Перу - Полуприцеп. - М. : Большая российская энциклопедия, 2014. - С. 192. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 26). - ISBN 978-5-85270-363-7 .
    7. Валгина Н. С.

Пабло Пикассо - талантливый испанский и французский художник, скульптор. Является одним из основоположников кубизма. Имя Пабло Пикассо (при рождении - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо) было очень длинным, поэтому он использовал фамилию матери для подписи своих работ. Он один из самых известных художников 20-го века. По оценке искусствоведов, его работы являются самыми дорогими. Ниже представлен краткий обзор жизни и

Детские и юношеские годы художника

Дата рождения Пабло Пикассо - 25 октября 1881 года, появился на свет в Испании. Он начал заниматься рисованием с раннего возраста. Первые уроки мальчику давал отец, который был учителем рисования. Семья Пабло Пикассо была простой, несмотря на то что мать принадлежала к богатому роду владельцев виноградных плантаций. Юный художник делал большие успехи и уже в возрасте 8 лет написал свою первую картину.

В краткой биографии Пабло Пикассо следует отметить, что в 1891 году мальчик переезжает с семьей в северную часть Испании, потому что его отец стал преподавать рисование в Ла-Корунье. Мальчик продолжил свое обучение в местной школе искусств с 1894 по 1895 г.

Затем семейство перебирается в Барселону, а в 1895 году Пикассо стал учиться в школе изящных искусств Ла-Лонха. Уже тогда люди смогли оценить его талант: для обучения в этой школе Пикассо был молод, но отец настоял на том, чтобы сын попробовал поступить на конкурсной основе. Он превосходно сдал все экзамены и начал свое обучение.

В 1897 году Пабло продолжает обучение изобразительному искусству в Мадриде. Но большую часть времени он посвятил изучению коллекции музея Прадо. Учеба же в академии, в которой придерживались классических традиций, казалась художнику слишком скучной.

В 1898 году он возвращается в Барселону и вступает в одно общество художников, которое собиралось в богемном кафе. В краткой биографии Пабло Пикассо отмечено, что именно в этом кафе в 1900 году состоялись первые выставки его работ. Тогда же художник познакомился с К. Касагемасом и Х. Сабартесом, которых потом он изображал на своих полотнах.

"Голубой" и "розовый" периоды

В краткой биографии Пабло Пикассо нужно дать небольшое описание "голубого" и "розового" периодов. В 1900 году художник вместе с Касагемасом отправляется в Париж. На Всемирной выставке он знакомится с работами импрессионистов. Тот период был непростым для Пикассо, а самоубийство Касагемаса стало большим потрясением для молодого художника.

Под влиянием этих обстоятельств в начале 1902 года Пикассо начал творить в стиле, который был назван "голубым". Главными темами полотен стали старость, смерть, нищета, тоска и меланхолия. Люди, изображенные на картинах, кажутся задумчивыми, замедленными, погруженными в свой внутренний мир. Среди всех оттенков больше всего художник использует голубые. Героями полотен Пикассо были калеки и представители низших слоев общества. Его полотна чем-то похожи на работы художника Эль Греко.

В 1904 году Пикассо переезжает в Париж и его жилищем стало общежитие для бедных художников. Это было началом "розового" периода в его творчестве. На смену печальным образам пришла тематика цирка и театра. В палитре преобладали розово-золотистый и розово-серый, а главными героями полотен стали бродячие артисты. В этих картинах чувствовался романтичный дух одинокого бродячего артиста.

"Девочка на шаре"

Это произведение является самым известным творением "розового" периода. Оно было написано в 1905 году. Героями являются хрупкая гимнастка и отдыхающий атлет. Основная тема полотна - это бродячий цирк.

Гимнастка отрабатывает свой номер на шаре, а атлет отдыхает на кубе. Пейзаж навевает уныние, тоску и контрастирует с веселым ремеслом цирковых артистов. Также контраст в этой картине представляют изображенные геометрические фигуры - куб и шар, подвижная гимнастка и отдыхающий атлет.

В 1913 году это полотно приобрел И. А. Морозов, а в 1948 году оно стало частью экспозиции Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Кубизм

В краткой биографии Пабло Пикассо особое место занимает тематика кубизма. Художника стал интересовать больше анализ форм, чем эксперименты с цветом. Совместно с Ж. Браком в 1907 году он создает новое направление в изобразительном искусстве - кубизм. Чаще всего на полотнах Пикассо изображал натюрморты, музыкальные инструменты и другие предметы, которые были присущи представителям богемы.

Период кубизма в творчестве художника закончился после Первой мировой войны. Но некоторые элементы кубизма появлялись в полотнах Пикассо до 1921 года.

Период сюрреализма

В краткой биографии Пабло Пикассо следует отметить, что период сюрреализма - это один из неоднозначных и неровных периодов в творчестве художника. На полотнах появляется абсолютно ирреальный мир, непростая атмосфера для восприятия. На картинах были непонятные существа, бесформенные, кричащие или же агрессивно-чувственные образы.

В этот период им были созданы и спокойные работы, которые сильно выделялись на фоне остальных. Чаще всего в этот творческий период героинями полотен становились женщины. Причины их частого появления, возможно, были связаны с тем, что художник плохо ладил со своей женой. В 1918 году Пикассо женился на русской балерине Ольге Хохловой, а в 1921 году у пары появляется сын.

На создание чувственных полотен художника вдохновила Мария-Тереза Вальтер, с которой он познакомился в 1932 году. В этот период Пикассо создает бюсты, странные абстрактные формы из грубых материалов. Но в то же время в некоторых работах можно увидеть, что его вдохновляли и классические формы.

Создание "Герники"

В 1937 году немецкая и итальянская авиация уничтожили Гернику - столицу басков. Эта новость настолько потрясла художника, что за два месяца Пабло Пикассо пишет одно из самых знаменитых своих полотен - "Гернику". Игра красок создает видимость пожара, а центральное место в композиции было отведено павшему воину и подбегающей к нему женщине. Это полотно передает тот ужас и отчаяние, которыми были охвачены жители Герники. Данное творение было выставлено на Всемирной выставке в Париже.

В военный период картины Пикассо служили отражением того времени: они были выполнены в мрачных оттенках и передавали чувство тревоги. Тогда же главными героинями его полотен вновь стали женщины с искаженными лицами, бесформенными фигурами. С 1940 по 1944 г. Пикассо оставался в Париже и продолжал творить. В 1944 году художник вступил в Коммунистическую партию, а в 1950-м Пикассо создал известного "Голубя мира".

Творчество в послевоенный период

Этот период можно назвать счастливым для художника. В 1945 году он знакомится с Франсуазой Жило, которая станет матерью его двоих детей. Основной темой полотен становится семейная жизнь. Художник вместе с семьей перебирается на юг Франции, полный средиземноморского очарования.

Пабло Пикассо создает не только полотна, но и занимается ремеслами и ручным трудом. Он создает декоративные тарелки, статуэтки, картины. В 1953 году Пабло расходится со своей женой, в этот период пишет несколько замечательных работ. В 1958 году Пикассо женится на Жаклин Рок, которая вдохновляет его на создание новых картин.

Произведения художника отличаются по качеству исполнения и своим разнообразием. Пабло Пикассо не стало 8 апреля 1973 года во Франции. Талантливый художник оказал большое влияние на развитие изобразительного искусства.

Родился Пабло Пикассо 25 октября 1881 г. в Испании в г. Малага в семье художника Хосе Руиса Бласко. Талант будущий художник начал демонстрировать рано. Уже с 7 лет мальчик дописывал некоторые детали на картинах отца (первой такой работой были лапки голубей). В 8 лет была написана первая серьезная картина маслом под названием «Пикадор».

«Пикадор» 1889

В 13 лет Пабло Пикассо стал студентом Академии художеств в Барселоне — на вступительных экзаменах Пабло настолько хорошо себя показал, что комиссия приняла его в академию не смотря на юный возраст.

В 1897 г. Пикассо уехал в Мадрид для поступления в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Но проучился там Пабло не больше года — слишком скучно и тесно было юному таланту в академии с ее классическими традициями. В Мадриде юношу больше увлекала бурная жизнь мегаполиса. Так же много времени Пабло посвящал изучению работ таких художников, как Диего Виласкес, Франциско Гойя и Эль Греко, которые произвели на художника большое впечатление.

В те годы художник впервые посетил Париж, считавшейся тогда столицей искусств. Он месяцами жил в этом городе, посещая различные музеи, с целью изучения работ мастеров живописи: Ван Гога, Гогена, Делакруа и многих других. Пикассо будет часто посещать Париж в дальнейшем, а позже этот город увлечет его настолько, что Пикассо решит окончательно переехать туда (1904г.).

Наиболее известные работы Пабло Пикассо, написанные им в ранний период (до 1900)

«Портрет матери» 1896

«Знание и милосердие» 1897

«Первое причастие» 1896

«Автопортрет» 1896

«Матадор Луис Мигель Доминген» 1897

«Испанская пара перед гостиницей» 1900

«Босоногая девочка. Фрагмент» 1895

«Человек на берегу пруда» 1897

«Человек в шапке» 1895

«Бульвар Клиши» 1901

«Портрет отца художника» 1895

Следующий период в творчестве Пабло Пикассо называют «голубым». В 1901 — 1904 гг. в палитре Пикассо преобладали холодные цвета — в основном голубой и его оттенки. В это время Пикассо поднимал темы старости, бедности, нищеты, характерным настроением картин этого периода были меланхолия и печаль. Художник отображал человеческие страдания, рисуя слепых, нищих, алкоголиков и проституток и т.п. — именно они были главными персонажами «голубого» периода.

Работы «голубого» периода (1901-1904)

«Завтрак слепого» 1903

«Мать и дитя» 1903

«Любительница абсента» 1901

«Гладильщица» 1904

«Нищий старик с мальчиком» 1903

«Жизнь» 1903

«Две сестры (Свидание)» 1902

«Голубая комната (Ванна)» 1901

«Гурман» 1901

«Сидящая женщина в капюшоне» 1902

В «розовом» периоде (1904 — 1906) главной темой в творчестве художника был цирк и его персонажи — акробаты и комедианты. Преобладали яркие жизнерадостные цвета. Любимым персонажем этого периода можно назвать арлекина, который наиболее часто встречался в работах Пикассо. Помимо цирка вдохновляла его еще и модель Фернанда Оливье, с которой познакомился в 1904 г., в самом начале «розового» периода. Её же была музой художника на протяжении всего периода.

Работы «розового» периода (1904 — 1906)

«Акрабат и арлекин» 1905

«Девочка с козлом» 1906

«Мальчик, ведущий лошадь» 1906

«Семейство комедиантов» 1905

«Крестьяне» 1906

«Обнаженная женщина с кувшином» 1906

«Причесывание» 1906

«Женщина с хлебом» 1905

«Два акрабата с собакой» 1905

«Туалет» 1906

Одну из известнейших картин П. Пикассо «Девочка на шаре» (1905), которая сейчас находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, некоторые специалисты называют переходной от «голубого» периода к «розовому».

«Девочка на шаре» 1905

Переломным моментом в творчестве Пикассо стал портрет Гертруды Штейн, написанный им в 1906 году.

Работа над портретом была тяжелой — художник около 80 раз переписывал портрет и в итоге Пикассо отдалился от портрета как жанра изобразительного искусства в своем классическом понимании. Все дальнейшее творчество Пикассо можно охарактеризовать всего лишь одной его фразой «Надо писать не то, что вижу, а то что знаю». Именно этой установки П. Пикассо и старался придерживаться до конца своей жизни.

Кубизм

Этот большой период в творчестве Пабло Пикассо делиться на несколько этапов. Это время полного отказа от детализации персонажей: предмет и фон почти сливаются воедино, нет четко очерченных границ. Пикассо был убежден, что художник может больше, чем просто показывать то, что видит глаз.

Первый этап «сезанновский» он же «африканский» период. Этот этап отличается построением изображений с помощью простых- геометрических форм и преобладанием мутных размытых зеленых, охристых и коричневых тонов.

В 1907-1909 гг внимание художника было устремленно на африканское искусство, с которым он впервые познакомился в 1907 году на этнографической выставке в музее Трокадеро. Отныне в творчестве Пикассо стали преобладать простые, даже примитивные формы изображаемых предметов. В технике художник стал употреблять грубую штриховку. Первой картиной выполненной в «африканском» стиле считается «Авиньонские девицы» 1907 г.

Эта картина писалось автором на протяжении года. Ни с одной своей картиной Пикассо не работал так долго. В итоге эта работа так отличалась от предыдущих его картин, что была неоднозначно воспринята общественностью. Но нащупав новый, интересный для него стиль, Пикассо не собирался отступать и на протяжении 2 лет художник всячески развивал его.

Работы «сезанновского» кубизма («Африканский» период) (1907 — 1909)

«Фермерша» 1908

«Голова мужчины» 1907

«Купальщица» 1909

«Натюрморт с чашей и кувшином» 1908

«Обнаженная с драпировкой (Танец с покрывалами)» 1907

«Портрет Мануэля Пальяреса» 1909

«Три фигуры под деревом» 1907

«Бокалы и фрукты» 1908

«Бюст человека (Спортсмен)» 1909

«Женщина» 1907

В аналитическом периоде Пикассо пришел к осознанию того, что нужно полностью сосредоточиться на объеме и форме предметов, отодвинув на задний план цвет. Таким образом отличительной чертой аналитического кубизма стала монохромность. Так же стоит отметить структуру работ этого периода — художник словно дробит предметы на мелкие фрагменты. Между разными вещами пропадает грань и все воспринимается как единое целое.

Работы «аналитического» кубизма (1909-1912)

«Человек с гитарой» 1911

«Человек со скрипкой» 1912

«Аккордионист» 1911

«Натюрморт с бутылкой ликера» 1909

«Поэт» 1911

«Портрет Фернанды» 1909

«Портрет Вильгельма Уде» 1910

«Сидящая обнаженная» 1910

«Женщина в зеленом» 1909

«Женщина в кресле» 1909

Началом синтетического периода стала картина «Воспоминания о Гавре», написанная Пабло Пикассо в 1912 г. В этой картине появились более яркие краски, не присущие аналитическому кубизму.

Монохромные работы вновь уступили место цвету. В основном на картинах этого периода преобладали натюрморты: бутылки вина, ноты, столовые приборы и музыкальные инструменты. Для разбавления абстрактности в работе над картинами использовались реальные предметы, такие как: веревки, песок, обои и т.д.

Работы «синтетического» кубизма (1912-1917)

«Человек у камина» 1916

«Человек в цилиндре» 1914

«Бокал и игральные карты» 1912

«Гитара» 1912

«Натюрморт с фруктами на столе» 1914-1915

«Пьедестал» 1914

«Столик в кафе (Бутылка Перно)» 1912

«Харчевня (Ветчина)» 1914

«Зеленый натюрморт» 1914

«Человек с трубкой, сидящий в кресле» 1916

Несмотря на то, что кубизм активно критиковали многие, работы этого периода хорошо продавались и Пабло Пикассо наконец-то прекратил нищенствовать и переехал в просторную мастерскую.

Следующим периодом в творчестве художника стал неоклассицизм, которому положила начало женитьба Пикассо на русской балерине Ольге Хохловой в 1918 г. Этому предшествовала работа Пабло над декорациями и эскизами костюмов к балету «Парад» 1917 г. Именно выполняя эту работу художник познакомился с Ольгой Хохловой.

Занавес к балету «Парад» 1917

Программка балета Парад с рисунком Пикассо. 1917

Китайский маг, в костюме Пикассо, современная интерпретация, 2003

Персонаж французского «управителя» (зазывалы)

Этот период очень далек от кубизма: реальные лица, светлые тона, правильные формы… На подобные перемены в творчестве его вдохновляла русская жена, которая привнесла много нового в жизнь Пабло. Поменялся даже образ жизни художника — посещение светских раутов, костюмированных балетов и т.д. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».

Работы периода неоклассицизма (1918 — 1925)

«Чтение письма» 1921

«Купальщицы» 1918

«Любовники» 1923

«Мать и дитя» 1921

«Ольга Хохлова в мантилье» 1917

«Ольга Пикассо» 1923

«Первое причастие» 1919

«Пьеро» 1918

«Портрет Ольги в кресле» 1917

«Портрет Паула» сына художника 1923

«Спящие крестьяне» 1919

«Три купальщицы» 1920

«Женщина с ребенком на берегу моря» 1921

«Женщина в мантилье» 1917

«Женщины, бегущие по берегу» 1922

В 1925 году художник написал картину «Танец», которая в полной мере отражает проблемы в личной жизни художника в это время.

Зимой 1927 года Пикассо встречает свою новую музу — семнадцатилетнюю Марию Терезу Вальтер, которая стала персонажем многих картин периода сюрреализма. В 1935 году у пары родилась дочь Майя, однако в 1936 году Пикассо уходит от Марии Терезы и от Ольги Хохловой, с которой он так и не оформит официального развода вплоть до самой смерти Ольги в 1955 г.

Работы периода сюрреализма (1925 — 1936)

«Акрабат» 1930

«Девушка, бросающая камень» 1931

«Фигуры на пляже» 1931

«Натюрморт» 1932

«Обнаженная и натюрморт» 1931

«Обнаженная на пляже» 1929

«Обнаженная на пляже» 1929

«Женщина с цветком» 1932

«Сон(портрет любовницы художника Марии Терезы Валтер)» 1932

«Обнаженная в кресле» 1932

«Обнаженная в кресле» 1929

«Поцелуй» 1931

В 30-е и 40-е годы героем многих полотен Пикассо стал бык, Минотавр. Минотавр в творчестве художника — олицетворение разрушительной силы, войны и смерти.

«Минотаврия» 1935


«Палитра и голова быка» 1938


«Баранья голова» 1939

«Натюрморт с бычьим черепом» 1942


«Череп быка, фрукты, кувшин» 1939

«Три бараньи головы» 1939

Весной 1937 года маленький город Испании Герника немецкие фашисты буквально стерли с лица земли. Это событие Пикассо не мог оставить без внимания и так на свет появилась картина «Герника». Эту картину можно назвать апофеозом темы Минотавр. Размеры картины впечатляют: длина — 8 м, ширина — 3,5 м. Известен один случай, связанный с картиной. Во время обыска, который устроил гестапо офицер-нацист обратил внимание на картину и спросил Пикассо: «Это вы сделали?» на что художник ответил «Нет. Это сделали вы!».

«Герника» 1937

Параллельно полотнам о Минотаврах, Пабло Пикассо создает серию о монстрах . Эта серия выражает позицию художника во время гражданской войны в Испании, в которой он поддерживал республиканцев и выступал против политики диктатора Франко.

«Мечты и ложь генерала Франко» (1937)

«Мечты и ложь генерала Франко» (1937)

Всю Вторую мировую войну Пабло Пикассо жил во Франции, где художник в 1944 году стал членом Французской коммунистической партии.

Работы военного времени (1937-1945)

«Фазан» 1938

«Голова женщины в шляпе» 1939

«Мария Тереза в венке» 1937

«Мастерская художника» 1943

«Майя с куклой» 1938

«Молящая» 1937

«Натюрморт» 1945

«Плачущая женщина с платком» 1937

«Птицы в клетке» 1937

«Раненная птица и кот» 1938

«Склеп» 1945

«Женщина в красном кресле» 1939

В 1946 году художник работал над картинамии панно для замка семьи Гримальди в Антибе (курортный город Франции). В первом зале замка было установлено панно под названием «Радость жизни». Основными персонажами этого пано были сказочные существа, фавны, кентавры и обнаженные девушки.

«Радость бытия» 1946

В этом же году Пабло познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой они поселились в замке Гримальди. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. В это время художник часто рисовал своих детей и Франсуазу, но долгой идиллия не продлилась: в 1953 году Франсуаза забрала детей и ушла от Пабло Пикассо. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Доказательство тому рисунки тушью, на которых уродливый старик-карлик с красивой молодой девушкой.

Один из самых известных символов «Голубя мира» был создан в 1949 году. Впервые он появился на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже.

В 1951 году Пикассо была написана картина «Резня в Корее», которая повествует о зверствах той «забытой» войны.

«Резня в Корее» 1951

В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Вдохновила Пикассо на такое увлечение ежегодная выставка керамики в Валлорисе, которую он посетил еще в 1946 году. Особый интерес художник проявил к изделиям из мастерской Мадура, в которой он позже и работал. Работа с глиной позволяла признанному живописцу и графику забыть ужасы войны и окунуться в иной радостный и безмятежный мир. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи… Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо» И. Каретников, вышедшая в 1967 году.

Пикассо в мастерской Мадура

8 апреля 1973 года не стало знаменитого испанского и французского деятеля искусства Пабло Пикассо .

Фамилия

Пикассо родился 25 октября 1881 года в семье учителя рисования. Отец с раннего детства приобщал сына к искусству. По легенде, отец Пикассо был столь поражен техникой мальчика, что однажды воскликнул: «Теперь я навсегда бросаю живопись!» Пикассо получил две фамилии, от обоих родителей, но известность приобрел под фамилией матери, отец которой был итальянцем, эмигрировавшим в Испанию. Поскольку Пикассо большой период своей жизни провел во Франции, его фамилию в России часто произносят с ударением на последнюю гласную, хотя в действительности нужно произносить с ударением на «а».

Пабло Пикассо. Автопортрет

Самый популярный

Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, считавшаяся лучшей в Испании, исключительно стесняла юного мастера своим академизмом, поэтому он оставил учебу и стал самостоятельно изучать творчество великих художников. Собственное творчество Пикассо вскоре перевернуло представление об искусстве. Согласно экспертным оценкам Пабло Пикассо является самым «дорогим» в мире художником. Среди похитителей картины мастера наиболее желанны. И это не просто так. По опросам, проведенным в 2009 году газетой The Times, Пабло Пикассо - лучший из художников, живших в последние 100 лет. За 91 год жизни он создал более 20 тысяч работ. Первая выставка Пикассо состоялась в Барселоне, когда художнику было 17 лет.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы

Творчество

Пабло Пикассо считается родоначальником кубизма, а его полотно «Авиньонские девицы» 1907 года называют отправной точкой современного искусства. Пребывая в постоянном поиске новых форм художественной выразительности, он говорил, что самое опасное для успешного творца - начать копировать себя самого, потому что это приводит к творческой бесплодности. Работа над декорациями для свела Пикассо с его первой женой, русской балериной Ольгой Хохловой. В ходе Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов немецко-фашистская авиация почти стерла с лица земли тихий и мирный городок Герника, известный своими редчайшими памятниками старинной культуры. Пикассо был настолько поражен такой дикостью, что создал 8-метровое полотно «Герника». В годы Второй мировой войны в оккупированном Париже гестаповцы задали художнику вопрос, он ли сделал «Гернику». Тот ответил: «Нет, это сделали вы». Великий гений умер от остановки сердца, случившейся на фоне воспаления легких. К тому моменту он обладал мультимиллионным состоянием и несколькими личными замками.