Биография Riccardo Fogli. Фольи Риккардо: биография, карьера, личная жизнь Детские и юношеские годы

Певческий голос Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

  • Риккардо Фольи всегда увлекался футболом . С начала певческой карьеры и до сих пор он вместе с другим известным певцом Джанни Моранди играет в команде итальянских певцов.
  • В телеведущей ТВЦ Александре Глотовой Риккардо Фольи рассказал, что несколько раз знакомился с девушками по Интернету и что у него был роман с русской девушкой.

Дискография

Альбомы

  • Ciao amore, come stai (1973)
  • Riccardo Fogli (1976)
  • Il sole, l’aria, la luce, il cielo (1977)
  • Io ti porto via (1978)
  • Che ne sai (1979)
  • Alla fine di un lavoro (1980)
  • Campione (1981)
  • Collezione (raccolta) (1982)
  • Compagnia (1982)
  • Il primo Riccardo Fogli (raccolta) (1982)
  • Torna a sorridere (1984)
  • 1985 (1985)
  • Le infinite vie del cuore (1987)
  • Storie di tutti i giorni (raccolta) (1987)
  • Amore di guerra (1988)
  • Non finisce così (1989)
  • Sentirsi uniti (1990)
  • A metà del viaggio (1991)
  • Canzoni d’amore (raccolta) (1991)
  • Teatrino meccanico (1992)
  • Mondo (raccolta) (1992)
  • Nella fossa dei leoni (1994)
  • Fogli su Fogli (live) (1995)
  • Romanzo (1996)
  • Greatest Hits (1997)
  • Ballando (1998)
  • Matteo (1999)
  • Il mondo di Riccardo Fogli (raccolta) (1999)
  • Storie di tutti i giorni (live) (2003)
  • Il Vincitore - Musicfarm (2004)
  • Storie d’amore (Antologia +3 inediti) (2004)

Синглы

  • Due regali\ Oh Mary(1973)
  • Strana donna \ La Prima Note Senza Lei (1973)
  • Complici \ Strana Donna (1974)
  • Amico Sei Un Gigante \ Una Volta Di Più (1974)
  • Guardami \ Gente Per Bene (1975)
  • Mondo \ Finito (1976)
  • Ti Voglio Dire \ Viaggio (1976)
  • Stella \ Anna Ti Ricordi (1977)
  • Ricordati \ Paola (1977)
  • Io Ti Porto Via \ Si Alza Grande nel Sole, La Mia Voglia di Te (1978)
  • Che ne sai \ Come Una Volta (1979)
  • Pace \ Che Amore Vuoi Che Sia (1979)
  • Ti Amo Però \ È L’Amore (1980)
  • Scene da un Amore \ Angelina (1980)
  • Malinconia \ La Strada (1981)
  • Fatti tuoi \ La polveriera (1980)
  • Storie Di Tutti I Giorni \ L’Amore Che Verrà (1982)
  • Compagnia \ Piccoli Tradimenti (1982)
  • Per Lucia \ Altri Tempi (1983)
  • Torna a Sorridere \ Diapositive (1984)
  • Sulla Buona Strada \ Greta (1985)
  • Voglio Sognare \ Tempi Andati (1985)
  • Dio Come Vorrei \ Buone Vibrazioni (1985)
  • Amore di Guerra (1988)
  • Non Finisce Così \ Delicata (1989)
  • Ma Quale Amore \ È Tempo Per Noi (1990)
  • Io Ti Prego Di Ascoltare \ A Metà Del Viaggio (1991)
  • In Una Notte Così \ Un’Altra Volta Te (1992)
  • Voglio le tue mani (dance version), Voglio le tue mani (club version)/Se il cuore non contasse niente, Uomini col borsello (with Elio e le Storie Tese) (1992)
  • Storia di un’Altra Storia (1993)
  • Quando Sei Sola (1994)
  • Ci saranno giorni migliori (2005)

Напишите отзыв о статье "Фольи, Риккардо"

Примечания

Ссылки

  • (итал.)

Отрывок, характеризующий Фольи, Риккардо

– Не знаю... Это было, наверное, очень давно, но она почему-то это помнит.
– Всё! Пошли дальше!.. – вдруг, будто очнувшись, воскликнула малышка.
На этот раз мы не пошли по так услужливо предлагаемой нам дорожке, а решили двигаться «своим путём», исследуя мир своими же силами, которых, как оказалось, у нас было не так уж и мало.
Мы двинулись к прозрачному, светящемуся золотом, горизонтальному «тоннелю», которых здесь было великое множество, и по которым постоянно, туда-сюда плавно двигались сущности.
– Это что, вроде земного поезда? – засмеявшись забавному сравнению, спросила я.
– Нет, не так это просто... – ответила Стелла. – Я в нём была, это как бы «поезд времени», если хочешь так его называть...
– Но ведь времени здесь нет? – удивилась я.
– Так-то оно так, но это разные места обитания сущностей... Тех, которые умерли тысячи лет назад, и тех, которые пришли только сейчас. Мне это бабушка показала. Это там я нашла Гарольда... Хочешь посмотреть?
Ну, конечно же, я хотела! И, казалось, ничто на свете не могло бы меня остановить! Эти потрясающие «шаги в неизвестное» будоражили моё и так уже слишком живое воображение и не давали спокойно жить, пока я, уже почти падая от усталости, но дико довольная увиденным, не возвращалась в своё «забытое» физическое тело, и не валилась спать, стараясь отдохнуть хотя бы час, чтобы зарядить свои окончательно «севшие» жизненные «батареи»...
Так, не останавливаясь, мы снова преспокойно продолжали своё маленькое путешествие, теперь уже покойно «плывя», повиснув в мягком, проникающем в каждую клеточку, убаюкивающем душу «тоннеле», с наслаждением наблюдая дивное перетекание друг через друга кем-то создаваемых, ослепительно красочных (наподобие Стеллиного) и очень разных «миров», которые то уплотнялись, то исчезали, оставляя за собой развевающиеся хвосты сверкающих дивными цветами радуг...
Неожиданно вся эта нежнейшая красота рассыпалась на сверкающие кусочки, и нам во всем своём великолепии открылся блистающий, умытый звёздной росой, грандиозный по своей красоте, мир...
У нас от неожиданности захватило дух...
– Ой, красоти-и-ще како-о-е!.. Ма-а-амочка моя!.. – выдохнула малышка.
У меня тоже от щемящего восторга перехватило дыхание и, вместо слов, вдруг захотелось плакать...
– А кто же здесь живёт?.. – Стелла дёрнула меня за руку. – Ну, как ты думаешь, кто здесь живёт?..
Я понятия не имела, кем могут быть счастливые обитатели подобного мира, но мне вдруг очень захотелось это узнать.
– Пошли! – решительно сказала я и потянула Стеллу за собой.
Нам открылся дивный пейзаж... Он был очень похож на земной и, в то же время, резко отличался. Вроде бы перед нами было настоящее изумрудно зелёное «земное» поле, поросшее сочной, очень высокой шелковистой травой, но в то же время я понимала, что это не земля, а что-то очень на неё похожее, но чересчур уж идеальное... ненастоящее. И на этом, слишком красивом, человеческими ступнями не тронутом, поле, будто красные капли крови, рассыпавшись по всей долине, насколько охватывал глаз, алели невиданные маки... Их огромные яркие чашечки тяжело колыхались, не выдерживая веса игриво садившихся на цветы, большущих, переливающихся хаосом сумасшедших красок, бриллиантовых бабочек... Странное фиолетовое небо полыхало дымкой золотистых облаков, время от времени освещаясь яркими лучами голубого солнца... Это был удивительно красивый, созданный чьей-то буйной фантазией и слепящий миллионами незнакомых оттенков, фантастический мир... А по этому миру шёл человек... Это была малюсенькая, хрупкая девочка, издали чем-то очень похожая на Стеллу. Мы буквально застыли, боясь нечаянно чем-то её спугнуть, но девочка, не обращая на нас никакого внимания, спокойно шла по зелёному полю, почти полностью скрывшись в сочной траве... а над её пушистой головкой клубился прозрачный, мерцающий звёздами, фиолетовый туман, создавая над ней дивный движущийся ореол. Её длинные, блестящие, фиолетовые волосы «вспыхивали» золотом, ласково перебираемые лёгким ветерком, который, играясь, время от времени шаловливо целовал её нежные, бледные щёчки. Малютка казалась очень необычной, и абсолютно спокойной...
– Заговорим? – тихо спросила Стелла.
В тот момент девочка почти поравнялась с нами и, как будто очнувшись от каких-то своих далёких грёз, удивлённо подняла на нас свои странные, очень большие и раскосые... фиолетовые глаза. Она была необыкновенно красива какой-то чужой, дикой, неземной красотой и выглядела очень одинокой...
– Здравствуй, девочка! Почему ты такая грустная идёшь? Тебе нужна какая-то помощь? – осторожно спросила Стелла.
Малютка отрицательно мотнула головкой:
– Нет, помощь нужна вам, – и продолжала внимательно рассматривать нас своими странными раскосыми глазами.
– Нам? – удивилась Стелла. – А в чём она нам нужна?..
Девочка раскрыла свои миниатюрные ладошки, а на них... золотистым пламенем сверкали два, изумительно ярких фиолетовых кристалла.
– Вот! – и неожиданно тронув кончиками пальчиков наши лбы, звонко засмеялась – кристаллы исчезли...
Это было очень похоже на то, как когда-то дарили мне «зелёный кристалл» мои «звёздные» чудо-друзья. Но то были они. А это была всего лишь малюсенькая девчушка... да ещё совсем не похожая на нас, на людей...
– Ну вот, теперь хорошо! – довольно сказала она и, больше не обращая на нас внимания, пошла дальше...
Мы ошалело смотрели ей в след и, не в состоянии ничего понять, продолжали стоять «столбом», переваривая случившееся. Стелла, как всегда очухавшись первой, закричала:
– Девочка, постой, что это? Что нам с этим делать?! Ну, подожди же!!!
Но маленький человечек, лишь, не оборачиваясь, помахал нам своей хрупкой ладошкой и преспокойно продолжал свой путь, очень скоро полностью исчезнув в море сочной зелёной, неземной травы... над которой теперь лишь светлым облачком развевался прозрачный фиолетовый туман...
– Ну и что это было? – как бы спрашивая саму себя, произнесла Стелла.
Ничего плохого я пока не чувствовала и, немного успокоившись после неожиданно свалившегося «подарка», сказала.
– Давай не будем пока об этом думать, а позже будет видно...
На этом и порешили.
Радостное зелёное поле куда-то исчезло, сменившись на этот раз совершенно безлюдной, холодно-ледяной пустыней, в которой, на единственном камне, сидел единственный там человек... Он был чем-то явно сильно расстроен, но, в то же время, выглядел очень тёплым и дружелюбным. Длинные седые волосы спадали волнистыми прядями на плечи, обрамляя серебристым ореолом измождённое годами лицо. Казалось, он не видел где был, не чувствовал на чём сидел, и вообще, не обращал никакого внимания на окружающую его реальность...
– Здравствуй, грустный человек! – приблизившись достаточно, чтобы начать разговор, тихо поздоровалась Стелла.
Человек поднял глаза – они оказались голубыми и чистыми, как земное небо.
– Что вам, маленькие? Что вы здесь потеряли?.. – отрешённо спросил «отшельник».
– Почему ты здесь один сидишь, и никого с тобой нет? – участливо спросила Стелла. – И место такое жуткое...
Было видно, что человек совсем не хотел общаться, но тёплый Стеллин голосок не оставлял ему никакого выхода – приходилось отвечать...
– Мне никто не нужен уже много, много лет. В этом нет никакого смысла, – прожурчал его грустный, ласковый голос.
– А что же тогда ты делаешь тут один? – не унималась малышка, и я испугалась, что мы покажемся ему слишком навязчивыми, и он просто попросит нас оставить его в покое.
Но у Стеллы был настоящий талант разговорить любого, даже самого молчаливого человека... Поэтому, забавно наклонив на бок свою милую рыжую головку, и, явно не собираясь сдаваться, она продолжала:
– А почему тебе не нужен никто? Разве такое бывает?
– Ещё как бывает, маленькая... – тяжко вздохнул человек. – Ещё как бывает... Я всю свою жизнь даром прожил – кто же мне теперь нужен?..
Тут я кое-что потихонечку начала понимать... И собравшись, осторожно спросила:
– Вам открылось всё, когда вы пришли сюда, так ведь?
Человек удивлённо вскинулся и, вперив в меня свой, теперь уже насквозь пронизывающий, взгляд, резко спросил:
– Что ты об этом знаешь, маленькая?.. Что ты можешь об этом знать?... – он ещё больше ссутулился, как будто тяжесть, навалившаяся на него, была неподъёмной. – Я всю жизнь бился о непонятное, всю жизнь искал ответ... и не нашёл. А когда пришёл сюда, всё оказалось так просто!.. Вот и ушла даром вся моя жизнь...
– Ну, тогда всё прекрасно, если ты уже всё узнал!.. А теперь можешь что-то другое снова искать – здесь тоже полно непонятного! – «успокоила» незнакомца обрадованная Стелла. – А как тебя зовут, грустный человек?
– Фабий, милая. А ты знаешь девочку, что тебе дала этот кристалл?
Мы со Стеллой от неожиданности дружно подпрыгнули и, теперь уже вместе, «мёртвой хваткой» вцепились в бедного Фабия...
– Ой, пожалуйста, расскажите нам кто она!!! – тут же запищала Стелла. – Нам обязательно нужно это знать! Ну, совсем, совсем обязательно! У нас такое случилось!!! Такое случилось!.. И мы теперь абсолютно не знаем, что с этим делать... – слова летели из её уст пулемётной очередью и невозможно было хоть на минуту её остановить, пока сама, полностью запыхавшись, не остановилась.

Риккардо Фольи – популярный итальянский певец, начавший выступать еще в 1970-х и до сих пор не покинувший эстраду. Его называют одним из самых любимых и даже обожаемых публикой артистов и коллегами-артистами. За кулисами это скромный и очень добрый человек, о котором никто и никогда не может сказать ничего дурного – Риккардо Фольи вежливый, чуткий, тонкий и очень деликатный


Риккардо Фольи (Riccardo Fogli) родился в 1947 году в итальянском городе Понтедера (Pontedera, Province of Pisa, Italy). Он с самого раннего детства полюбил музыку, а подростком в 1960-х заслушивался музыкой "The Beatles". Отчасти именно это увлечение позднее повлияло и на всю жизнь Риккардо – он решил связать свою жизнь именно с музыкой, причем решил стать не просто музыкантом, но певцом. Примечательно, что был Риккардо из простой, рабочей семьи, и после школы и сам стал слесарем, однако любовь к музыке была так сильна, что он сумел пробить себе дорогу к мечте.

М 17-летний Фольи попал в группу "Slenders", а через пару лет он уже пел в группе "Pooh". В 1973-м Риккардо начал свою сольную карьеру, однако позднее он еще не раз выступал с "Pooh", и многие помнят песню "The Days Sung Together" того периода.

В том же 1973-м он уже выпустил свой первый альбом под названием "Ciao amore come stai" (англ. "Hello, Love, How Are You?"), а следом за ним последовал и второй – "Riccardo Fogli", самой примечательной композицией которого была песня "Mondo" ("World"), ставшая настоящим хитом.

Впрочем, на этом молодой певец немного остыл и до с

амых 1980-х Фольи альбомов не выпускал. Зато с приходом 1980-х талант певца словно бы раскрылся с новой силой – эти годы называли лучшими во всей его певческой карьере. Фольи выпустил в тот период не менее десятка альбомов, среди которых были "Alla fine di un lavoro" (1980), "Campione" (1981), "Collezione", "Compagnia" и "Il primo Riccardo Fogli" (1982), а также "Torna a sorridere" (1984), "Le infinite vie del cuore" (1987) и другие.

Фольи несколько раз выступал на знаменитом фестивале в Сан-Ремо (Festival di Sanremo), и всякий раз – в 1985-м, 1989-м и в 1990-м ему дост

авалось 4-е место.

Именно в тот период, в 1980-х, он несколько раз побывал и в Советском Союзе, и в нашей стране у этого итальянца была целая армия поклонников. Увы, в те далекие времена фанатеть по-настоящему было несколько сложно из-за полного информационного вакуума.

Рикардо Фольи продолжал выступать и в 1990-х, и активность его почти совсем не уступала предыдущему десятилетию. Среди альбомов тех лет были "A metà del viaggio" (1991), "Teatrino meccanico и "Mondo" (1992), "Fogli su Fogli" (1995), "Ballando" (1998), "Il mondo di Riccardo Fogli" (1999) и другие.

целом же Риккардо Фольи успел выпустить к настоящему моменту более 30 студийных альбомов и примерно столько же синглов.

Из личной жизни музыканта известно, что он официально женился два раза. Риккардо всю жизнь увлекается футболом и до сих пор выступает за итальянскую команду, состоящую из музыкантов и певцов, в которой вместе с ним помимо прочих играет и Джанни Моранди.

Известно и то, что свой интерес к России Фольи не утратил и сегодня. Так, он снова выступал в России, в Севастополе, в марте 2014 года, во время празднований по поводу присоединения Крыма к России.

Наши гости
РИККАРДО ФОЛЬИ

Фольи – один из немногих молодых эстрадных артистов, который верен итальянской песне, ее музыкальным традициям» - так сказал известный композитор Маурицио Фабрицио, который вместе с популярным итальянским певцом принимал участие в концертах, проходившим летом нынешнего года в нашей стране.

Огромный концертный зал «Олимпийский» в Москве плохо приспособлен для сольных концертов. Но лишь зазвучала первая песня программы Риккардо Фольи – «Меланхолия», грустная песня об одиночестве, о вечном желании человека любить и быть любимым, написанная Фабрицио на стихи певца, - зал горячо зааплодировал.

Мелодия песни, свободно льющаяся, красивая – именно такой представляет себе обычно каждый из нас итальянскую песню. Этот момент узнавания (не только произведений действительно хорошо знакомых нашей публике, но традиций, манеры, стиля) не мало содействовал успеху Фольи в его концерте, как бы приблизил певца к слушателям, помог перешагнуть барьер из десятков метров, который отделяет в «Олимпийском» комплексе зал, даже его первые ряды, от сцены.

У Риккардо Фольи сильный, гибкий голос, и в отличие от многих современных певцов, итальянский артист не признаёт пения под фонограмму. Да и это и противоречило бы искренности, простоте, непосредственности Риккардо, сдерживало бы его природный темперамент.

В московской программе певца мы услышали более двадцати песен, различных по темам, трактовкам, манере исполнения. Пожалуй, особенно запомнились «Повседневные истории», «Как быстро меняется небо», «Завтрашняя газета», «Компания», «Для Лючии», «Моё большое будущее». Яркие образы создал в этих песнях Фольи – это и уличный музыкант с гитарой на спине, ждущий свою публику, и нежный влюбленный, который больше не в силах таить слова любви, и человек из толпы, с его повседневными историями, и молодой парень, компания для которого – часть мира, убежище, остров.

Хотя большинство песен Риккардо Фольи написано для него одним композитором – Маурицио Фабрицио, все они разные по образной структуре. За кантиленой «Я тебя люблю», например, следует «Как быстро меняется небо», в которой традиционный итальянский запев взрывается припевом, аранжированным по законам диско-музыки – так в кино, с помощью особой техники съемки, замедленные движения по воле авторов внезапно набирают темп. Такая смена настроений характерна для творческого содружества Фабрицио – Фольи. При этом самые современные по ритмам произведения они стремятся решить так, чтобы у слушателя не возникало сомнений в происхождении той или иной композиции. «Сделано в Италии» - это, по их мнению, должно ощущаться мгновенно.

Аплодисментами встретил зал лирическую песню «Но я тебя люблю» - один из лучших образцов творческого дуэта Фабрицио – Фольи. В этой песне жесткий ритм, подчеркнутый ударными – словно современная рамка для старинной картины, с приглушенными пастельными тонами, с мягкими, чуть размытыми красками.

Тепло принимали слушатели и песни, создавшие на последних итальянских фестивалях славу Риккардо Фольи и Маурицио Фабрицио. Это «Меланхолия», с которой в 1981 году Фольи завоевал главный приз в Сан-Винсенте (затем она была признана лучшей песней года), и «Повседневные истории», принесшая в 1982 году Фольи первое место на фестивале в Сан-Ремо. Тексты их принадлежат перу Риккардо Фольи. Впрочем, это не просто тексты. Фольи пишет стихи для своих песен, в которых и глубина, и поэтичность образов, и точность наблюдений, и игра воображения.

Успеху Фольи в нашей стране способствовало и то, что накануне его приезда в Советский Союз фирма «Мелодия» выпустила диск «Коллекция», куда вошли песни, о которых шла речь, и многие другие из репертуара певца. Приятная оперативность!

После выступления Риккардо Фольи в Москве я попросила певца дать интервью журналу «Музыкальная жизнь»:

Риккардо, как складывалась ваша творческая судьба?

- В пятнадцать лет я начал сочинять музыку. Жил тогда в маленьком городке Понтедера в Тоскане, работал на заводе слесарем, вечерами играл на гитаре в дискотеке и пел. В те годы у нас были очень популярны «Битлз» и, конечно, без подражательства им дело не обошлось. Хотя, честно говоря, для итальянского музыканта трудно приспосабливать на себя «чужие одежки», но «Битлз» - хорошая школа. Пришло время, и у меня появились уже собственные композиции. В Милане, где решил испытать счастье, я встретился с популярным в конце шестидесятых годов ансамблем «Пу», который выступал в дискотеке. Мы быстро нашли общий язык, я стал бас-гитаристом. Вместе мы проработали несколько лет. Поворотным моментом в моей биографии считаю 1973 год – год начала моей карьеры как эстрадного певца. Конечно, успех, популярность пришли не в один день, так это бывает только в кино, а в жизни, прежде чем певец завоюет эстраду, приходиться не мало работать. Я считаю, что удачу мне принес диск «Мир», который вышел в Италии в 1976 году и разошелся моментально. А потом, как вы знаете, были фестивали в Сан-Винсенте, в Сан-Ремо. Мы с Фабрицио радовались как мальчишки, когда «Повседневные истории» получили первое место в Сан-Ремо. Наверное, эта песня «родилась в рубашке», она мгновенно стала популярной. Мне приятно, что у нее такой, всем понятный текст.

Я пою о любви, потому что я верю в любовь, в дружбу, в гармонию человеческих отношений. Не терплю песен, спекулирующих на сексе, откровенно эротических. К сожалению, в Италии есть певцы, которые в поисках дешевой популярности эксплуатируют эту тему, надеясь, что таким образом добьются популярности. Для меня любовь – высшая степень дружбы, доверия, нежности. Я – итальянец и пою о своих чувствах так, как пели бы мои сверстники с улицы, где родился. Верю в итальянскую песню, в итальянскую музыку и во время гастролей в вашей стране еще раз убедился, что придерживаюсь правильного пути.

Вы приехали в нашу страну с женой – Виолой Валентино – певицей, имя которой известно и у нас. Она не участвовала в ваших концертах?

В общем-то нет. Мы и в Италии никогда не выступаем вместе. Виола скорее романтическая певица, ей близок стиль «ретро», стиль тридцатых годов. Я написал для нее несколько песен, а вот в ее последнем альбоме «Виола Валентино – ангел» (это как бы музыкальный мини-фильм о судьбе певицы 30-х годов) не участвовал. Но все-таки один совместный концерт у нас состоялся, мы дали его в Ленинграде – в Фонд мира. Для меня, без преувеличения могу сказать, - это концерт исторический. Царила какая-то особенная атмосфера приподнятости, мы были очень тронуты и горды, когда представители Советского Комитета защиты мира вручили нам медали. Было сказано немного слов, но значительных для всех нас, ведь это слова о самом главном сегодня – о мире. Я исполнил в этом концерте и свою песню «Мир», которую очень люблю.

Ленинград запомнился мне теплым приемом зрителей – мне подарили столько цветов, что сцена казалась прекрасной весенней поляной. Дни, проведенные в вашей стране, на всю жизнь останутся для меня светлым радостным воспоминанием о любви, которую испытывает ваша публика к моей стране, к ее музыке, ее песням.

Студийные альбомы Riccardo Fogli
Избранная дискография Риккардо Фольи. В нее не вошли сборники, концертные альбомы и некоторые альбомы-полусборники, в том числе и выходившие в других странах. Но очень скоро мы их все представим в этом разделе.

Риккардо Фольи родился 21 октября 1947 года в Понтедера. Этот городок находится на северо-западе Италии, в Тоскане, столицей которой является небезызвестная Флоренция. С детства Риккардо был буквально влюблен в музыку. Этому увлечению способствовала его мать - очень музыкальная женщина. В своем автобиографическом очерке Риккардо с большой теплотой отзывается о ней. Вскоре к детским впечатлениям добавились юношеские - в 60-е годы началась всемирная битломания. Слава "ливерпульской четверки" докатилась и до тосканского городка. В музыку "Битлз" Риккардо влюбился "с первого звука" и на всю жизнь. По его словам, мир музыки для него делится на две части: на "Битлз" и не-Битлз. В те годы многие мальчишки мечтали стать музыкантами, пели, играли на гитаре, создавали небольшие группы. Не был исключением и Риккардо. Но мечты мечтами, а суровая реальность давала себя знать. Необходимо было учиться и зарабатывать на жизнь. Поэтому мечты многих товарищей Риккардо так и остались всего лишь золотыми грезами юности. Да и ему жизнь сулила вполне прозаический путь: Риккардо учился на металломеханика и и готовился стать рабочим на заводе. И все же юноша чувствовал, что музыка - его призвание. Надо было сделать выбор: сейчас или никогда. И Риккардо решился. В 17 лет он оставляет заводские стены и устремляется в "большие города", чтобы претворить свою мечту в жизнь. В том же году (1964) Риккардо присоединился к группе Slenders. Затем, в июне 1966, он стал вокалистом группы Pooh. Эта группа играла легкий рок. В 1973-м году, после выхода нового альбома группы, Риккардо покинул Pooh. Набравшись певческого опыта, он начал свою сольную карьеру. Кстати, его отношения с группой остались прекрасными. Pooh живет и здравствует до сих пор. Она так и продолжает играть легкий рок и за 30 лет своего существования (уже после Риккардо) ею было создано немало прекрасных песен. Группа не раз участвовала в фестивалях Сан-Ремо и не однажды попадала в десятку финалистов. Несколько раз Pooh и Риккардо пели вместе на концертах. Одна из самых удачных их совместных песен - Giorni Cantati (Дни, когда мы пели вместе). Первой сольной работой Риккардо стал альбом Ciao Amore come Stai (Здравствуй Любовь - как поживаешь?) (1973). После двух лет напряженной работы Риккардо порадовал слушателей песней Mondo (Мир) из альбома Riccardo Fogli (1976). Эта энергичная, жизнерадостная песня сразу же полюбилась слушателям и мгновенно взлетела на верхние строчки чартов. Далее последовали такие хиты, как Stella (Звезда), Io ti porto via (Я унесу тебя с собою), Che ne sai (Что ты знаешь об этом?). В 1977 году выходит альбом Il Sole L`Aria La Luce Il Cielo (Солнце. Воздух. Свет. Небо). Это нежные, добрые песни о любви человека, что рождается рядом с Любовью и гармонией, разлитой в Природе. Очень интересен альбом Che ne Sai (Что ты знаешь об этом?) (1979). Он совершенно не похож на предыдущий! В первых альбомах Риккардо еще ищет себя, свой стиль исполнения. Поэтому его ранние работы могут показаться странными для поклонников певца. Они могут сказать (эти самые поклонники), что Риккардо в этих песнях не похож сам на себя. В альбоме Che ne Sai - Риккардо уже более ли менее находит свою манеру исполнения. Это переходный альбом - между 70-ми и 80-ми годами (последний период можно считать лучшим в творчестве певца). Поэтому здесь мы встречаем настоящую смесь жанров и стилей. К началу 80-х годов характер песен Риккардо заметно изменился. Песни стали более философскими и вдумчивыми по содержанию, напряженными, пронзительными по исполнению. Здесь и раскрылась удивительноя сила, красота и очарование голоса Риккардо. Одной из таких "новых" песен Риккардо стала Malinconia (Грусть) из альбома Campione (Чемпион). В1981-м году она стала победительницей фестиваля Festivalbar. Эта песня сразу полюбилась многим слушателям. В России она даже вошла в десятку лучших песен 82-го года (хотя была написана-то в 81-м). Но это была, так сказать, только творческая разминка. В 1982-м году как логическое продолжение темы, заявленной в "Грусти", была написана песня, которая навсегда внесла имя Риккардо Фольи в историю итальянской музыки конца 20-го века и сделала его известным в нашей стране, речь идет, конечно, об обыкновенных историях. Настоящий "звездный час" для Риккардо настал в 1982-м году. Известный в Италии композитор Маурицио Фабрицио написал совместно с Гвидо Морра песню, которой суждено было победить на Сан-Ремо и стать визитной карточкой итальянского певца Риккардо Фольи . Многие итальянцы еще до фестиваля предсказывали ему победу. Так, журнал "Улыбки и песни", за неделю до Сан-Ремо публиковавший информацию об участниках и их песнях, рискнул напечатать на обложке фото именно Риккардо. И, как видим, не ошибся. Но победа песни Риккардо (опередившей прекрасный дуэт Аль Бано и Ромины Пауэр - Felicita (Счастье)) была справедливой. "Обыкновенные истории" отличались от других песен Сан-Ремо необычной мелодией, философским содержанием и прекрасным исполнением. Более того: "Обыкновенные истории" сразу же стали известны за пределами Италии, принеся Риккардо мировую извесность. Говорю "мировую" без тени преувеличения, потому что его альбом Collezione ("Коллекция") 1982-го года вышел миллионным тиражом не только в странах Западной Европы, но даже в Японии! Единственные, кто остался равнодушным - это Великобритания и США (там Риккардо малоизвестен до сих пор). Не осталась в стороне и наша Россия-матушка. В СССР отрывки из фестиваля Сан-Ремо были показаны в передаче "Мелодии и ритмы Зарубежной эстрады". Молодой обаятельный "цыганский парень в смокинге" (как называли Риккардо тогдашние газеты) мгновенно полюбился российским зрителям. В результате все тот же альбом "Коллекция", изданный на наших грампластинках, тут же был буквально сметен с прилавков. Его переиздали в 1986-м году, и диск снова разошелся миллионным тиражом. С этих самых пор Риккардо - почетный гость в России и неизменный участник всех Санремовских концертов в Кремле. И хотя минуло 20 лет и появилось много новых кумиров, поклонники у Риккардо в России не переводятся. Его помнят и любят. Хорошее не забывается. У Риккардо есть 10-летний сын Алессандро Зигфридо. Риккардо очень привязан к своему сыну и проводит с ним все свое свободное время. Фольи-младший музыкой пока что не увлекается. Зато ему полюбилось дзюдо и мальчик уже с семи лет серьезно занимается им. Риккардо всегда увлекался футболом. С начала певческой карьеры и по сей день (!) он играет в команде итальянских певцов (с ним в одной команде играет Джанни Моранди). Кроме того, Риккардо никогда не упускает случая попутешествовать, но не как это обычно делают туристы. Он любитель экстремального отдыха. Так, год назад он предпринял поход по пустыне Сахара (марш в 100 километров). Так что Риккардо и в свои 57 лет молод и полон сил.

.

Детство

Начало карьеры

80-е годы

1980-е годы можно по праву назвать лучшими в карьере певца. В этот период его песни стали более философскими и вдумчивыми по содержанию, напряжёнными, пронзительными по исполнению. Голос Риккардо полюбился множеству людей в Италии и за её пределами. В году выходит знаменитая песня Фольи Malinconia («Грусть»), а в году была написана песня Storie di tutti i giorni («Повседневные истории»), которая стала «визитной карточкой» Риккардо Фольи и навсегда внесла его имя в историю итальянской музыки конца 20 века. С этой песней певец выиграл фестиваль «Санремо » года, опередив даже дуэт Аль Бано и Ромины Пауэр с их знаменитой песней Felicità («Счастье»). Именно с этой песни начинается мировая известность Фольи. Его альбом года Collezione («Коллекция») был издан миллионным тиражом в странах Западной Европы и даже в Японии , а сразу же после его издания в СССР был буквально сметён с прилавков. С тех пор у Риккардо Фольи в России появилось множество поклонников, а сам певец постоянно участвует в таких концертах, как «Сан-Ремо в Кремле» и «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады по-русски».

Риккардо Фольи всегда увлекался футболом . С начала певческой карьеры и до сих пор он вместе с другим известным певцом Джанни Моранди играет в команде итальянских певцов.

Дискография

Альбомы

  • Ciao amore, come stai (1973)
  • Riccardo Fogli (1976)
  • Il sole, l’aria, la luce, il cielo (1977)
  • Io ti porto via (1978)
  • Che ne sai (1979)
  • Alla fine di un lavoro (1980)
  • Campione (1981)
  • Collezione (raccolta) (1982)
  • Compagnia (1982)
  • Il primo Riccardo Fogli (raccolta) (1982)
  • Torna a sorridere (1984)
  • 1985 (1985)
  • Le infinite vie del cuore (1987)
  • Storie di tutti i giorni (raccolta) (1987)
  • Amore di guerra (1988)
  • Non finisce così (1989)
  • Sentirsi uniti (1990)
  • A metà del viaggio (1991)
  • Canzoni d’amore (raccolta) (1991
  • Teatrino meccanico (1992)
  • Mondo (raccolta) (1992)
  • Nella fossa dei leoni (1994)
  • Fogli su Fogli (live) (1995)
  • Romanzo (1996)
  • Greatest Hits (1997)
  • Ballando (1998)
  • Matteo (1999)
  • Il mondo di Riccardo Fogli (raccolta) (1999)
  • Storie di tutti i giorni (live) (2003)
  • Il Vincitore - Musicfarm (2004)
  • Storie d’amore (Antologia +3 inediti) (2004)
  • Ci saranno giorni migliori (2005)

Синглы

  • Due regali\ Oh Mary(1973)
  • Strana donna \ La Prima Note Senza Lei (1973)
  • Complici \ Strana Donna (1974)
  • Amico Sei Un Gigante \ Una Volta Di Più (1974)
  • Guardami \ Gente Per Bene (1975)
  • Mondo \ Finito (1976)
  • Ti Voglio Dire \ Viaggio (1976)
  • Stella \ Anna Ti Ricordi (1977)
  • Ricordati \ Paola (1977)
  • Io Ti Porto Via \ Si Alza Grande nel Sole, La Mia Voglia di Te (1978)
  • Che ne sai \ Come Una Volta (1979)
  • Pace \ Che Amore Vuoi Che Sia (1979)
  • Ti Amo Però \ È L’Amore (1980)
  • Scene da un Amore \ Angelina (1980)
  • Malinconia \ La Strada (1981)
  • Fatti tuoi \ La polveriera (1980)
  • Storie Di Tutti I Giorni \ L’Amore Che Verrà (1982)
  • Compagnia \ Piccoli Tradimenti (1982)
  • Per Lucia \ Altri Tempi (1983)
  • Torna a Sorridere \ Diapositive (1984)
  • Sulla Buona Strada \ Greta (1985)
  • Voglio Sognare \ Tempi Andati (1985)
  • Dio Come Vorrei \ Buone Vibrazioni (1985)
  • Amore di Guerra (1988)
  • Non Finisce Così \ Delicata (1989)
  • Ma Quale Amore \ È Tempo Per Noi (1990)
  • Io Ti Prego Di Ascoltare \ A Metà Del Viaggio (1991)
  • In Una Notte Così \ Un’Altra Volta Te (1992)
  • Voglio le tue mani (dance version), Voglio le tue mani (club version)/Se il cuore non contasse niente, Uomini col borsello (with Elio e le Storie Tese) (1992)
  • Storia di un’Altra Storia (1993)
  • Quando Sei Sola (1994)
  • Ci saranno giorni migliori (2005