Цай гоцян и пороховые картины в гмии им. пушкина

На протяжении последних трех десятилетий искусство Цая Гоцяна - одного из самых известных китайских художников в мире, было представлено практически на всех крупных международных выставках, а перечисление всех его наград оказалось бы слишком длинным. Достаточно сказать, что в 1999 году он был удостоен «Золотого льва» Венецианской Биеннале, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке делал проект, посвященный годовщине 11 сентября, а в Китае осуществил увеличение Великой китайской стены на 10 км и был художником спецэффектов на Олимпиаде в Пекине. Сценограф по образованию, Цай Гоцян тщательно выстраивает драматургию своих произведений, а зрелищность сочетает с восточной философией.

Инсталляция «Осень»

Выставка «Цай Гоцян. Октябрь» в ГМИИ им. Пушкина уже больше месяца принимает многочисленных посетителей - на ступенях музея каждого входящего встречает гигантская инсталляция «Осень» - часть экспозиции выставки, которую сам художник называет «монументом коллективной утопии». Березы, высаженные летом во время монтажа, постепенно желтеют, и это тоже часть замысла художника, выразившего в своем масштабном произведении и ход истории, и смену времен года, и рождение и смерть всего живого.


Цай Гоцян во время монтажа инсталляции. Фото: Рауль Скрылев.

Александра Данилова , куратор проекта «Цай Гоцян. Октябрь», почти два года, на разных этапах подготовки к выставке работала с художником и его командой - за это время Цай Гоцян трижды, еще до открытия, приезжал в Россию. О том, почему проект стал знаковым для музея и для самого художника, как устроен творческий процесс в студии Цая Гоцяна и о том, как российские зрители обогатили художественный замысел Александра Данилова рассказала обозревателю сайт Елене Рубиновой.

Об уникальности проекта

Вторая принципиальная новизна этой выставки заключалась в том, что до последнего момента мы работали с несуществующими произведениями - всего 8 объектов были привезены из Нью-Йорка, в том числе экспонат « Земля» - часть центральной инсталляции в Белом зале музея. Все остальное создавалось здесь, в Москве, и, собственно, до самых последних дней перед открытием никто до конца не понимал, как это будет выглядеть в итоге.

Цай Гоцян - художник, работающий в жанре тотальной инсталляции, и разумеется, он мыслит категориями, привычными для музеев современного искусства, категориями глобального пространства, что от нас, как музея классического типа, потребовало определенной гибкости.


Для Цая Гоцяна нынешний проект тоже стал знаковым не только потому, что это его первая выставка в России. Сотрудничество с нами неким образом ознаменовало новое направление в творческой деятельности Цая, а именно взаимодействие с более классическими музейными институциями, а не только привычными для него музеями современного искусства. Сразу вслед за нами у него открывается выставка в музее Прадо, и там ему даже будет предоставлено право создавать свои произведения в жанре пороховой живописи прямо в стенах музея. Сейчас он готовит выставку в галерее Уфицци. Надо сказать, что у него уже была выставка в музее Метрополитен, но там основной объект располагался на крыше, а нынешняя выставка и последующие европейские институции предполагают задействование музейного пространства.

О театральности проекта

Выставку можно чисто условно разделить на сегменты, но скорее это одно большое произведение, начинающееся у главного входа, оно как бы вторгается и продолжается уже внутри музея. Много работая за прошедший год с этим художником, и размышляя над его приоритетами, я поняла, что для него не столь важна работа с пространством, сколько работа со зрителем.

Дело в том, что по образованию Цай Гоцян театральный художник (закончил факультет сценографии Шанхайской Академии Искусств) и его выставки - это спектакли, которые разыгрываются перед аудиторией и которые должны пробуждать у зрителя самые разные чувства.


Огромная гора, сложенная из кроваток, колясок и колыбелек, блокирующая вход в музей, как раз и есть то самое прямое высказывание, наполненное метафорическими смыслами. Связь человека с корнями и историей олицетворяют детские коляски и кроватки, сквозь которые стремятся вверх русские березы. С другой стороны для Цая было важно, чтобы это были предметы, которые не произведены на фабрике вчера, а уже использовались людьми и прошли определенный цикл жизни вещи. В этом смысле, кстати, музей тоже получил новый опыт краудфандинговой компании по сбору колясок и кроваток. Каждая такая пожертвованная коляска или кроватка уже имеет некую историю, такое антропоморфное измерение. И это тоже было важно для замысла художника. История вообще в понимании Цая - это многосоставной процесс, и история ХХ века складывалась из человеческих жизней, и каждое событие имеет множественные ассоциации и разное переживание того или иного момента.

Есть еще и какие-то подтексты, которые привносят зрители и которые художник первоначально даже не задумывал. Так, например, русская аудитория отреагировала на эту гору однозначно - коляска - ступенька - Сергей Эйзенштейн « Броненосец Потемкин». Трудно представить, что может быть еще более связанно с революцией у русского зрителя. Первоначально Цай как-то пытался бороться с этим прочтением, но когда он сам водрузил самую страшную коляску с оторванным колесом наверх, я поняла, что он смирился с этой метафорой и даже сознательно уже попытался усилить эту ассоциацию.


Монтаж инсталляции у входа в главное здание. Фото: Рауль Скрылев.

Русская аудитория, особенно люди в возрасте, привнесли еще одно интересное понимание, которое не закладывал художник. Они часто говорят, что видят мотив кладбища - ограды, березки, и на самом деле они даже продолжили метафору художника - жизнь от рождения до смерти, что сопрягается с одной из главных тем художника на этой выставке - это тема «я и мы», тема «человек и история».

Далее зрителя встречает продолжение инсталляции - светящееся театральное небо на белом китайском шелке, натянутом над лестницей, и на нем выжженная порохом строка Интернационала на русском языке - “никто не даст нам избавления, ни Бог, ни царь и не герой…». В конце цитаты Цай ставит многоточие, возвращая зрителя к проблеме единичного и множественного, проблеме памяти - коллективной, которая всегда спорна, и личной.


Кульминации выставка достигает в Белом зале, где находится произведение, которое автор назвал «Народ», сознательно, вслед за строками Интернационала, обращаясь к коммунистической терминологии. Произведение состоит из четырех частей - поле, которое символизирует русскую плодородную землю, река жизни, сад мечты и парящий воздушный змей в самом конце. Объект Земля как раз был единственным привезенным в Москву объектом, и мы впервые использовали морскую транспортировку - никогда прежде музей этого не делал.

Инсталляция «Народ»

Объект составной, он был сделан в 2012



Концепция выставки посвящена русской истории и для полотна «Река жизни», в которое «умещаются» сто лет c 1917- 2017 год, Цай выбирает сто фотографий, сделанных в России и представляющих разные фрагменты русской жизни. Причем, надо отметить, что знаковых событий почти нет, а в основном мы видим именно повседневные фотографии и людей самых разных сословий и народов. Зритель находит здесь узнаваемые архетипы, которые даже не имеют жесткой временной привязки - кавказская семья, беспризорники, заводские рабочие, ученики за партой, солдаты в гимнастерках, знамена и толпа на улице. Цай обращается к такому опыту, который зритель может воспринять как свой личный, общее становится частью жизни тоже. В финальную часть полотна «Река жизни», Цай помещает и свой портрет - фотографию 90-х годов, когда он был в Москве в качестве туриста. Это его фотография в Третьяковской галерее на фоне его любимой картины И. Крамского «Незнакомка», которую он сам, начинающий художник, в свое время много копировал, подражая традициям русского искусства, которое всегда много для него значило. И интересно, что его сегодняшнее отношение к русскому искусству - зрелого современного художника с мировым именем - по-прежнему двойственное: в таком подходе уживаются яркие детские воспоминания и трезвый профессиональный взгляд художника. Так, посетив Петербург, и поделившись со мной впечатлениями, Цай сказал, что с точки зрения искусства самый интересный для него художник - Михаил Врубель. Не менее захватывающе, сказал Цай, было для него проследить влияние импрессионизма на раннего Кустодиева, но при этом целый час он провел перед картиной «Девятый вал» Айвазовского, а канонический Шишкин вызывает у него не меньшее преклонение. Для него, выросшего в годы культурной революции в Китае Россия, а прежде и СССР, во многом была, некой страной мечты. И это тоже нашло свое отражение в работах.

Если инсталляцию перед входом в музей Цай Гоцян называет «монументом коллективной утопии» , то полотно «Сад мечты» - это сад общественной утопии, а прежде - сад идеологий. В той или иной степени все пребывают в мире утопии, но художник говорит о необходимости отходить в сторону, чтобы не впадать в иллюзорность. Разговаривая с Цаем, я поняла, что он допускает и еще одно прочтение, в котором пересекаются общественное и личное, общее и индивидуальное. У каждого из нас у каждого тоже есть маленький сад, и это тоже свойство человека жить с мечтой и идеалами.


Цай Гоцян - единственный в мире художник, работающий методом пороховой живописи. Порох, как известно, был изобретен в Древнем Китае, но китайское восприятие пороха не совпадает с европейским, в котором он ассоциируется главным образом с оружием и смертью, тогда как в Китае - это что-то радостное, и прежде всего - фейерверк, праздник.


Процесс создания пороховой живописи. Фото: Рауль Скрылев.

О студии Цая Гоцяна

О судьбе выставки

Материал подготовила: Елена Рубинова

В материале использованы фотографии Рауля Скрылева,

и пресс-службы ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Об уникальности проекта

Для ГМИИ этот проект оказался уникальным во многих смыслах, но в том числе и потому, что до настоящего времени мы никогда не работали по системе commission, которая предполагает, что проект заказывается художнику эксклюзивно для нашего музея. Безусловно, проект будет документирован и сохранен, но, согласно правилам, даже если художник будет выставлять какие-то из представленных на выставке произведений, то всегда будет оговаривать, что это создано для Пушкинского музея.

Вторая принципиальная новизна этой выставки заключалась в том, что до последнего момента мы работали с несуществующими произведениями - всего 8 объектов были привезены из Нью-Йорка, в том числе экспонат “Земля» - часть центральной инсталляции в Белом зале музея. Все остальное создавалось здесь, в Москве, и, собственно, до самых последних дней перед открытием никто до конца не понимал, как это будет выглядеть в итоге. Цай Гоцян - художник, работающий в жанре тотальной инсталляции, и разумеется, он мыслит категориями, привычными для музеев современного искусства, категориями глобального пространства, что от нас, как музея классического типа, потребовало определенной гибкости.

Для Цая Гоцяна нынешний проект тоже стал знаковым не только потому, что это его первая выставка в России. Сотрудничество с нами неким образом ознаменовало новое направление в творческой деятельности Цая, а именно взаимодействие с более классическими музейными институциями, а не только привычными для него музеями современного искусства. Сразу вслед за нами у него открывается выставка в музее Прадо, и там ему даже будет предоставлено право создавать свои произведения в жанре пороховой живописи прямо в стенах музея. Сейчас он готовит выставку в галерее Уфицци. Надо сказать, что у него уже была выставка в Музее Метрополитен, но там основной объект располагался на крыше, а нынешняя выставка и последующие европейские институции предполагают задействование музейного пространства.

И еще эта выставка для Цая очень личная. Хотя он об это открыто не заявляет, у меня сложилось впечатление, что он посвятил ее и своему отцу, художнику и каллиграфу, оказавшему на него большое влияние, и камерная часть экспозиции - традиционная китайская живопись тушью на маленьких коробочках, на которых когда-то вынужден был писать его отец.

О театральности проекта

Выставку можно чисто условно разделить на сегменты, но скорее это одно большое произведение, начинающееся у главного входа, оно как бы вторгается и продолжается уже внутри музея. Много работая за прошедший год с этим художником, и размышляя над его приоритетами, я поняла, что для него не столь важна работа с пространством, сколько работа со зрителем. Дело в том, что по образованию Цай Гоцян театральный художник (закончил факультет сценографии Шанхайской Академии Искусств) и его выставки - это спектакли, которые разыгрываются перед аудиторией и которые должны пробуждать у зрителя самые разные чувства. Огромная гора, сложенная из кроваток, колясок и колыбелек, блокирующая вход в музей, как раз и есть то самое прямое высказывание, наполненное метафорическими смыслами. Связь человека с корнями и историей олицетворяют детские коляски и кроватки, сквозь которые стремятся вверх русские березы. С другой стороны для Цая было важно, чтобы это были предметы, которые не произведены на фабрике вчера, а уже использовались людьми и прошли определенный цикл жизни вещи. В этом смысле, кстати, музей тоже получил новый опыт краудфандинговой компании по сбору колясок и кроваток. Каждая такая пожертвованная коляска или кроватка уже имеет некую историю, такое антропоморфное измерение. И это тоже было важно для замысла художника. История вообще в понимании Цая - это многосоставной процесс, и история 20 века складывалась из человеческих жизней, и каждое событие имеет множественные ассоциации и разное переживание того или иного момента.

Есть еще и какие-то подтексты, которые привносят зрители и которые художник первоначально даже не задумывал. Так, например, русская аудитория отреагировала на эту гору однозначно - коляска - ступенька - Сергей Эйзенштейн “Броненосец Потемкин». Трудно представить, что может быть еще более связанно с революцией у русского зрителя. Первоначально Цай как-то пытался бороться с этим прочтением, но когда он сам водрузил самую страшную коляску с оторванным колесом наверх, я поняла, что он смирился с этой метафорой и даже сознательно уже попытался усилить эту ассоциацию.

Русская аудитория, особенно люди в возрасте, привнесли еще одно интересное понимание, которое не закладывал художник. Они часто говорят, что видят мотив кладбища - ограды, березки, и на самом деле они даже продолжили метафору художника - жизнь от рождения до смерти, что сопрягается с одной из главных тем художника на этой выставке - это тема «я и мы», тема «человек и история». Далее зрителя встречает продолжение инсталляции - светящееся театральное небо на белом китайском шелке, натянутом над лестницей, и на нем выжженная порохом строка Интернационала на русском языке - “никто не даст нам избавления, ни Бог, ни царь и не герой…». В конце цитаты Цай ставит многоточие, возвращая зрителя к проблеме единичного и множественного, проблеме памяти - коллективной, которая всегда спорна, и личной.

О поле, реке жизни и саде мечты

Кульминации выставка достигает в Белом зале, где находится произведение, которое автор назвал «Народ», сознательно, вслед за строками Интернационала, обращаясь к коммунистической терминологии. Произведение состоит из четырех частей - поле, которое символизирует русскую плодородную землю, река жизни, сад мечты и парящий воздушный змей в самом конце. Объект Земля как раз был единственным привезенным в Москву объектом, и мы впервые использовали морскую транспортировку - никогда прежде музей этого не делал. Объект составной, он был сделан в 2012 году для цикла работ «Искусство для инопланетян», проходившей в Лос-Анджелесе, и на этом плодородном поле были совершенно другие знаки, причем на потолке. Здесь же на поле появились изображения серпа и молота, причем лучше всего это видно именно в отражении на зеркальном потолке-небе. Но отражение, понятно - не совсем тоже самое, что реальность. Поле само по себе достаточно уникальный объект, состоит из 2 млн. травинок, каждая из них высушена и обработана и в каждую вставлена проволочка, а в деревянных панелях - 2 млн. дырочек, в которую вручную опускается травинка. Правда, тут вкралась кросс- культурная разница, поскольку в нашем понимании золотая нива хлебного поля - это пшеница или, в крайнем случае, рожь, а в итоге оказалось, что на поле растет просо. Но как образ, особенно издалека, это работает. Слева - полотно «Река жизни», а справа - «Сад мечты», одно в традиционной для Цая Гоцяна черно-белой пороховой живописи, другое - цветной.

О России реальной и вымышленной

Концепция выставки посвящена русской истории и для полотна «Река жизни», в которое «умещаются» сто лет c 1917- 2017 год, Цай выбирает сто фотографий, сделанных в России и представляющих разные фрагменты русской жизни. Причем, надо отметить, что знаковых событий почти нет, а в основном мы видим именно повседневные фотографии и людей самых разных сословий и народов. Зритель находит здесь узнаваемые архетипы, которые даже не имеют жесткой временной привязки - кавказская семья, беспризорники, заводские рабочие, ученики за партой, солдаты в гимнастерках, знамена и толпа на улице. Цай обращается к такому опыту, который зритель может воспринять как свой личный, общее становится частью жизни тоже. В финальную часть полотна «Река жизни», Цай помещает и свой портрет - фотографию 90-х годов, когда он был в Москве в качестве туриста. Это его фотография в Третьяковской галерее на фоне его любимой картины И. Крамского «Незнакомка», которую он сам, начинающий художник, в свое время много копировал, подражая традициям русского искусства, которое всегда много для него значило. И интересно, что его сегодняшнее отношение к русскому искусству - зрелого современного художника с мировым именем - по-прежнему двойственное: в таком подходе уживаются яркие детские воспоминания и трезвый профессиональный взгляд художника. Так, посетив Петербург, и поделившись со мной впечатлениями, Цай сказал, что с точки зрения искусства самый интересный для него художник -- Михаил Врубель. Не менее захватывающе, сказал Цай, было для него проследить влияние импрессионизма на раннего Кустодиева, но при этом целый час он провел перед картиной «Девятый вал» Айвазовского, а канонический Шишкин вызывает у него не меньшее преклонение. Для него, выросшего в годы культурной революции в Китае Россия, а прежде и СССР, во многом была, некой страной мечты. И это тоже нашло свое отражение в работах.

Если инсталляцию перед входом в музей Цай Гоцян называет «монументом коллективной утопии» , то полотно «Сад мечты» - это сад общественной утопии, а прежде -- сад идеологий. В той или иной степени все пребывают в мире утопии, но художник говорит о необходимости отходить в сторону, чтобы не впадать в иллюзорность. Разговаривая с Цаем, я поняла, что он допускает и\еще одно прочтение, в котором пересекаются общественное и личное, общее и индивидуальное. У каждого из нас у каждого тоже есть маленький сад, и это тоже свойство человека жить с мечтой и идеалами.

О пороховой каллиграфии и технике пороховой живописи

Цай Гоцян - единственный в мире художник, работающий методом пороховой живописи. Порох, как известно, был изобретен в Древнем Китае, но китайское восприятие пороха не совпадает с европейским, в котором

он ассоциируется главным образом с оружием и смертью, тогда как в Китае - это что-то радостное, и прежде всего - фейерверк, праздник.Для Цая пороховая живопись - это соединение традиционной китайской культуры и актуального искусства, к которому принадлежит этот художник.

Пороховая живопись - это и очень просто, и очень сложно одновременно. Часть экспозиции демонстрирует, как происходит создание произведений методом пороховой живописи. Впервые Цай Гоцян дает возможность зрителям заглянуть в процесс создания своих произведений - мы видим пороховые тесты. Порох ведет себя по-разному, и это необходимый подготовительный этап. Затем Цай делает предварительные рисунки, из которых вырезаются трафареты, они накладываются на грунтованный холст для получения фигуративного изображения. Для сложных плакатов - это лазерная резка. Затем насыпается порох, закрывается негорючей тканью или плотным картоном, чтобы ограничить доступ кислорода, внутри прокладывается шнур и поджигается. главное технология заключается в том, чтобы не допустить открытого огня. Создание даже масштабных работ занимает секунды, но что получится до конца не знает и сам автор. Во время создания картины на расстоянии одного метра друг от друга у нас стояли волонтеры с мокрыми полотенцами на случай появления огня. Как написал в одной из своих статей художник, главное не зажечь, а вовремя потушить.

О студии Цая Гоцяна

Команда и студия Цая Гоцяна функционирует как одна большая семья, начиная от совместного обеда за большим столом (Цай даже держит повара), и заканчивая такими жестами, как приглашение и оплата приезда родственников куратора со стороны студии на открытие выставки в Москву. Отношения членов команды Цая очень человечные, несмотря на то, что иногда все срываются на режим работы 24 часа и понимают, что Цай - художник невероятной работоспособности. И без понимания и поддержки в команде многое было бы невозможным.

О судьбе выставки

Хотя выставка и была создана для музея и по нашему заказу, но все экспонаты считаются собственностью студии и поедут обратно в Нью-Йорк. Но мы надеемся, что возможно, что-то из созданного и останется в Москве и, разумеется, заводили речь, о том, что после окончания выставки были бы рады принять какую-то из работ Цая в коллекцию музея, но решения о дарении чего-бы то ни было принимает не сам художник, а весь коллектив студии.

В Пушкинском музее открывается проект известного опытами с порохом китайского художника Цая Гоцяна, для которого музей все лето собирал детские коляски. Директор Марина Лошак рассказала Forbes Life о выставках Цая Гоцяна и Хаима Сутина, как устроен бюджет музея, где музей берет средства на миллионные выставки и почему так заинтересован в законе о меценатстве.

Огромная инсталляция перед входом в музей, созданная одним из самых известных современных художников Цаем Гоцяном - главное событие выставки «Октябрь». Гигантская конструкция представляет собой гору детских колясок и колыбелей, из которых растут березы. Этот проект является осмыслением революции 1917 года и готовится совместно с очень важным для нас партнером-Сбербанком, с которым уже была реализована выставка «Видеть невидимое».

В середине октября мы покажем графику крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века - Густава Климта и Эгона Шиле.

Затем откроется масштабная выставка-ретроспектива Хаима Сутина. Более 50 работ художника будут показаны в историческом контексте полотен старых мастеров, которые повлияли на его формирование, и современных авторов, вдохновлявшихся творчеством самого Сутина. Произведения на выставку предоставят крупнейшие музеи Франции (Центр Помпиду, Музей Оранжери, Парижский музей современного искусства) и частные коллекционеры из Европы и России.

Еще один из знаковых проектов осени – выставка, которую готовит Ирина Александровна Антонова, связанная с искусством импрессионистов.

Мы мечтаем бы сделать выставку вместе с Национальным музеем Дамаска, обладающим уникальной коллекцией древнего искусства, и мои сотрудники летали в Сирию изучать экспонаты в разгар боевых действий.

- Каков ежегодный бюджет ГМИИ и как он формируется?

В прошлом году бюджет нашего музея составил около 1 млрд рублей. Причем, с гордостью могу сказать, что мы вступили в удивительную фазу существования, когда только половина бюджета–это субсидии государства, а остальное – это те средства, которые мы сами зарабатываем или привлекаем.

Спонсорские средства и пожертвования составляют не более 15%, в основном зарабатывает музей самостоятельно: на входных билетах, магазине, лекциях, образовательных программах и пр.

Но нам есть к чему стремиться. Например, в США почти все музеи финансируются частными лицами или компаниями. Основной доход нью-йоркского музея Метрополитен, примерно 60-70% бюджета, поступает из эндаумент-фонда (один из крупнейших в США $2,7 млрд) и в виде пожертвований. Остальные средства идут от продажи билетов и музейного магазина. Кстати, их система попечительства очень хорошо продумана. Так, если вы жертвуете $60 в год, то получаете 10% скидки в музейном магазине, он один из лучших в мире, за $550 - право бесплатно посещать танцевальные вечеринки в галерее, за $4000 в год - бесплатно завтракать до посещения музея, за $8 тыс. в год-посещать концерты, за $20 000 -доступ на приемы президента музея. А подобные концерты и приемы приносят музею порядка $20-30 млн. Естественно музею дарят не только деньги, но и картины. Самый крупный дар – от миллиардера и одного из наследников империи Estée Lauder Леонарда Лаудера. Он отдал музею Метрополитан 78 картин, включая работы Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Фернана Леже, стоимостью более $1 млрд.

В прошлом году у другого крупнейшего нью-йоркского музея – МоМА доходы от фондов, включая эндаумент, составили $70 млн, от посещений – $30 млн и от магазинов и ресторанов – $50 млн.

Выставки такого уровня, как недавние «Венеция Ренессанса» с картинами Тициана, Тинторетто и Веронезе, ли предстоящая выставка Сутина по стоимости приближаются к €1 млн, откуда музей берет такие средства?

Как правило, мы делаем обменные выставки, что значительно удешевляет весь процесс. Но, несмотря на это, большие выставки, действительно стоят не меньше €1 млн. И делаются они за счет меценатов.

Прерафаэлитов и Тернера спонсировал фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова , а уникальные картины Кранахов зрители увидели благодаря финансовой поддержке ВТБ , банка–генерального спонсора музея. Пиранези и некоторые другие традиционные итальянские выставки поддерживает ЮниКредитБанк. Такое тематическое сотрудничество достаточно распространенная история. Коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов, например, поддерживает Росбанк, как официальный партнер Галереи искусства.

Меня не удивляет, что на выставки дают охотно, - это престижно. Поражает другое, наши меценаты постепенно превращаются в филантропов. Они дают средства на образовательные программы, социальные проекты, причем, делая это, настаивают на анонимности. Эти люди не мотивированы ни законами, ни сниженными налогами, ни славой. Вообще ничем, кроме внутреннего, личной ответственности перед обществом, и это абсолютный тренд сегодняшнего дня.

Какие у ГМИИ есть источники пополнения коллекции? Например, в музее практически нет западного современного искусства .

Мы надеемся, что современное искусство станет важной частью нашего музея, а здание нового музея появится не на территории музейного квартала, а где-нибудь в городе. Мы планируем собрать экспертный совет, куда войдут представители международных музеев, который разработает концепцию коллекции современного искусства в ГМИИ, а уж потом будем искать средства. Учитывая цены на современное искусство, рассчитываем только на внешние деньги. Хочется показывать многих: Ансельма Кифера, Герхарда Рихтера, Сидни Шерман, Марину Абрамович, Кристиана Болтански.

Мировая практика создания музейных коллекций разнообразна, у каждого свой путь. Плюс ко всему я верю в удачу, и надеюсь на то, что работа над репутацией в области современного искусства приведет к тому, что нам начнут и дарить. Рассчитывать только на щедрость сограждан трудно, но мы сделаем все возможное, чтобы захотели дарить именно ГМИИ.

К тому же, когда к 2024 году завершится масштабная стройка и реконструкция, появится музейный квартал-появится и пространство для современной скульптуры. В нашем музейном ландшафте будут работы Александра Кольдера, Генри Мура, Эмиля Антуана Бурделя и других важнейших скульпторов. Мы эти произведения будем арендовать сроком на пять – семь лет, а потом менять.

Кроме того, в планах музея предоставлять площади для временного хранения частных коллекций. К тому же я верю, что скоро будет закон о меценатстве, который значительно облегчит положение музеев.

Например, вся американская музейная система построена на дарах коллекционеров. Но у них совсем другая система налогов, и донаторы мотивированы.

Китайский художник Цай Гоцян с выставкой-размышлением о русской революции

В год столетия Октябрьской революции Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пошел на эксперимент. Он пригласил современного художника для создания масштабной выставки-размышления о важнейшей для истории России дате. Речь идет о Цай Гоцяне, китайском художнике, известном своими экспериментами с порохом. Выставка получила название "Октябрь".

Философия пороха

Цай Гоцян - художник, изучавший сценический дизайн в Шанхайской театральной академии, работал в различных видах искусства - от графики до перформансов. Применять в своих работах порох он начал после переезда в Японию в 1986 году. С тех пор это основной его художественный инструмент, а вместе с тем - знаковый для китайской культуры материал.

"В моей родной провинции находится много предприятий, производящих пиротехнику. Я экспериментировал с этим материалом еще до переезда в Японию. Помимо него, я использовал и просто огонь. Но порох непредсказуем, я почувствовал в этом некую свободу, вызов и борьбу. В этой непредсказуемости рождается нечто новое", - говорит Цай Гоцян.

Цай Гоцян на фоне своей "пороховой" работы

Первыми его широко известными "пороховыми" работами стали "Проекты для инопланетян". Это серия инсталляций, каждую из которых, как мечтал Цай Гоцян, можно было бы увидеть из космоса. Так, в 1993 году он "расширил" Великую китайскую стену на 10 тысяч метров в сторону пустыни Гоби. Огненная стена на 15 минут осветила дюны.

Фрагмент "Великой китайской стены", сделанный художником

Цай Гоцян стал первым человеком с китайским паспортом, который посетил ядерный полигон правительства США в Неваде. Это было в 1996 году, когда он работал над произведением "Век с Грибными Облаками: проект для XX века". На фотографии того времени художник стоит на пустынном хребте на полигоне, а над ним расползается облако дыма в форме "ядерного гриба".

Цай Гоцян неоднократно говорил о ядерных катастрофах с помощью своих работ. В Хиросиме он создал инсталляцию "В Земле тоже есть черная дыра". Сотни шаров, наполненных гелием, подняли в небо порох, образовав спираль. Вспыхнув, она начала опускаться, исчезая в "черной дыре".

"Порох - очень подходящий инструмент для того, чтобы раскрыть невидимую часть мира в нашем сознании. Я творю на грани", - говорит Цай Гоцян.

Другая популярная работа художника - полукилометровая "Лестница в небо" - осветила Цюаньчжоу в 2015 году. Цай Гоцян посвятил инсталляцию своей бабушке. Когда он был маленьким, женщина продавала морепродукты, чтобы помочь ему стать художником.

"Все, что я делаю, я делаю через призму взгляда мальчика, который никогда не повзрослеет. Вечного ребенка. Он любит мечтать и находится в постоянной игре. У меня так много поклонников по всему миру, потому что я изображаю детство каждого из нас", - рассказывает художник.

Работы Цай Гоцяна отмечены различными наградами: он получил "Золотого льва" на Венецианской биеннале, премии крупнейших музеев мира, а также стал лауреатом Императорской премии за достижения в области искусства. В 2008 году он был назначен директором по созданию визуальных и специальных эффектов на церемониях открытия и закрытия летних Олимпийских игр в Пекине.

Проект фейерверка для церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине

Цай Гоцян называет себя кочевником: он создает инсталляции по всему миру, работая с культурой каждой из стран. Его персональные выставки проходили в крупнейших музеях мира, например, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Инсталляция художника, показанная в рамках 17-й биеннале в Сиднее

О влиянии русской культуры

У Цай Гоцяна особое отношение к русской культуре. По его признанию, она оказала большое влияние на него в детстве.

"Я родился в 1957 году в Цюаньчжоу, это время теснейшей дружбы между Китаем и СССР. Многие китайцы в те годы не могли и слова написать по-английски, но владели русским языком. Когда я учился живописи, мы подражали русским художникам. Мой преподаватель был выпускником Академии художеств имени Репина в Санкт-Петербурге", - говорит Цай Гоцян.

Он рассказывает, как делал копии "Неизвестной" Ивана Крамского, изучая низкопробные репродукции в журналах, как ходил по десяткам деревенских прудов в поисках места, схожего с картиной "У омута" Исаака Левитана. Но особенно Цай Гоцян выделяет Константина Максимова. Советский художник, представитель соцреализма, два года - с 1955-го по 1957-й - преподавал в Китае искусство масляной живописи. Он внес большой вклад в развитие изобразительного искусства в стране.

"Портрет китайского матроса" и " Ци Байши за работой" Константина Максимова

"Константина Максимова не так хорошо знают на родине, но в моей стране он стал основоположником собственной школы. Хотя формально ее не существует, но эта традиция сохраняется до сих пор. Можно проследить его влияние на мои ранние картины. В позднее время я собрал более двухсот его работ и организовал три выставки в крупнейших городах Китая", - продолжает художник.

Картина"Закат на берегу", написанная Цай Гоцяном в 1970-е

По словам Цай Гоцяна, он мечтал о выставке в России с детства. "Октябрь" - это первый его проект, представленный в нашей стране. Все произведения искусства были созданы специально для выставки, при этом "собирал" он их на месте, в музее и на дополнительных площадках.

"Октябрь"

Инсталляция "Осень" - первое, что видит посетитель выставки. Она расположена у входа в музей. Это метафорическая гора, основа которой - детские кроватки и коляски. Из них прорастают десятки молодых берез. Музей выращивал деревья в питомнике специально для выставки.

Кроватки и коляски музею пожертвовали жители Москвы. Цай Гоцян часто привлекает к созданию своих работ простых людей. "Эти детские коляски символизируют мечты, детство, социалистическую утопию в сердцах людей", - рассказывает художник.

Инсталляция "Осень"

Над главной лестницей музея Цай Гоцян растянул шелковое полотно, на котором порохом выведена цитата из "Интернационала": "Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой". Работа получила название "Звук". Дальше - инсталляция "Земля", которая была создана из сухих растений. Советские символы скрыты среди колосьев, но они отражаются в зеркальной поверхности над ними.

"Звук"

"Земля" символизирует русскую ниву, художник хотел воссоздать ощущение тайны, которое возникало у него в детстве при просмотре советских фильмов. Он говорит о романтических идеях - свободе и красоте жизни, которые сам испытывал в юные годы.

В то же время "Земля" находится между двумя полотнами - "Река" и "Сад". Они были созданы с помощью волонтеров в традиционном для художника "пороховом" стиле. Черно-белая "Река" символизирует поток ушедших воспоминаний.

Как создавалась работа "Река" в 22-м павильоне на ВДНХ

Пороховая композиция "Сад" выполнена в цвете. Красные маки и гвоздики на ней расположены рядом с советскими пропагандистскими плакатами. Они воплощают идеалы прошлого. Все это, включая посетителей зала, отражается в зеркальной поверхности над "Землей".

"Сад"

Кульминация выставки - видеопроект "Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади": в небе над главной площадью страны один за другим взрываются огни под музыку Петра Чайковского. Завершается перформанс 100 секундами залпов. Они оставляют после себя огромное белое облако, которое медленно уносит ветер.

Видеопроект "Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади"

Выставка будет работать с 13 сентября по 12 ноября в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Генеральный спонсор выставки - ПАО Сбербанк.

Над проектом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

КИТАЙСКИЙ ТУРИСТ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В сквере перед знаменитым портиком цветаевского музея уменьшенная копия кладбища в Ментоне (Лазурный берег). Тому, кто там не был сообщаю: это скала над морем, ставшая кладбищем русской революционной эмиграции: знаменитые дворянские фамилии. Инсталляция-гора состоит из остовов детских кроваток, имитирующих кладбищенские ограды, сквозь которые проростает русский березняк. Пока он не засох окончательно, надо выставку посетить!

Эта внушительная по размерам метафора дополнена второй исталляцией, искусно вписанной в объём знаменитого Белого зала музея. Их соединяет стяг-полог из тончайшего белого шелка над парадной лестницей со строчкой из «Интернационала»: НИКТО НЕ ДАСТ НАМ ИЗБАВЛЕНЬЯ: НИ БОГ, НИ ЦАРЬ И НЕ ГЕРОЙ. Пол Белого зала- гигантского размера ковёр из вертикально стоящих, буквально, как в поле, подстриженных стебельков какой-то жухлой травы. Каждая травинка вставлена в персональное отверстие в листе фанеры, которыми устлан пол. Этих стеблей МИЛЛИОНЫ. Это - ЗЕМЛЯ (так написано на стенке). На травяном ковре «вытканы» два гиганских же «серпа-и-молота» в обрамлении пятиконечныз звёзд. Причём вытканы так, чтобы в гигантском же подвесном зеркале, образущем потолок зала, этот ковёр отражался именно зеркально: то, что выглядит в зеркальном отражении на потолке как выпуклое, рельефное, на «Земле», на самом деле. является «впуклым» - это метафора того, как мы видим сегодня события вековой давности. Есть и другие метафоры: череда событий столетней истории представлены чёрно-белым потоком архивных негативов-позитивов - это «Река», а на противоположной стене цветной «Сад» мечт и надежд.
Наконец,в нефе Белого зала - парящий в воздушном потоке белый бумажный змей, собирющий в одну точку Эпилога все потоки метафор этой выставки. Но это,оказывается, не точка, МНОГОТОЧИЕ...

Как понимаете, всё просто.
И созерцается под звуки выстрелов/взрывов, диссонирующих с «Октябрём» из ВРЕМЁН ГОДА П.И. Чайковского

И
главное: АВТОР, его бессмертное «Я» художника, которое одно и заслуживает вечной жизни в искусстве - об этом видеоповествования на плазменных панелях и видеопроекции + Красная площадь + Кремль и фейерверки - эти образы нам понятны, пускай и с китайским акцентом. К чести автора, он предпочёл всё-таки художественный язык почти неизбежным в такой теме социолгическим и политическим абстракциям

В завершение могу сказать, что смотрел я на всё это с искренним интересом, и никакого внутреннего протеста у меня не было. Но когда я прошелся после по анфиладе старой недерландско-германской живописи, то понял, что никогда прежде не испытывал от неё такого острого наслаждения

И всё же, «ЦАЙ ГОЦЯН. ОКТЯБРЬ» - самое значительное из прозвучавших в этом году в Москве высказываний о русской революции 1917 года

Уже за две недели до открытия выставки в сквере около главного входа в музей с вековой историей можно было наблюдать создание инсталляции «Осень»: гора высотой 16 метров, составленная из сотен детских колясок, кроваток и люлек, возвышалась, закрывая лестницу, портик и колоннаду. В течение трех дней подъемный кран поднимал специально выращенные березовые деревья высотой от 3 до 4 метров каждое, устанавливая их в кроватки или коляски, а молодые побеги - в детские автомобильные люльки. Большие деревья укрывали маленькие, превращая всю композицию в зеленую березовую рощу. Во время монтажа инсталляции деревья уже начали желтеть в преддверии наступающей осени; а во время выставки желтые листья полностью придут на смену зеленой листве, обнажив белые стволы берез, а также конструкцию самой инсталляции - структуру, напоминающую работы художников-конструктивистов.

Столкнувшись с закрытым главным входом, зрители вынуждены обойти «Осень», чтобы попасть внутрь, где они сразу начинают свое путешествие по выставке с непривычного визуального опыта. Внутри они обнаруживают, что художник трансформировал все пространство: над главной Розовой лестницей смонтирована работа «Звук» - шелковое полотно длиной 20 метров с пороховой каллиграфией делит просторное пространство пополам. Двухмерное полотно при помощи искусства каллиграфии и живописи трансформировалось в объемную поэтическую инсталляцию, наполненную энергией. Зрители поднимаются по Розовой лестнице под полотнищем «Звука», и, запрокинув головы, читают на белом шелке предостерегающие строки из «Интернационала» - «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой!». Когда им кажется, что они максимально приблизились к этим словам под потолком, они оказываются около входа в Белый зал.

Здесь привычный потолок заменен зеркальным, увеличившим и без того просторное пространство вдвое. Художник заставляет зрительские ощущения трансформироваться в каждом новом музейном пространстве. Две пороховые картины по 20 метров в длину каждая, «Река» и «Сад», висят на стенах друг против друг, окаймляя инсталляцию «Земля», расположенную в центре Белого зала. Создавая свою «Землю», символизирующую русскую ниву, Цай надеялся воссоздать ощущение тайны, которое возникало у него в детстве во время просмотра советских фильмов и советской живописи - солнечный свет пробивается через облака и освещает поле, демонстрируя романтические идеи, которые Цай испытывал к свободе и красоте жизни в свои юные годы. Только в отражении в зеркале потолка зрители могут разглядеть символы, «спрятанные» на поле. Также посетители видят в отражении многочисленные изображения людей, чьи портреты являются частью бурной «Реки», маки, гвоздики и советские плакаты, а также самих себя. Художник создает иллюзию, которая заставляет зрителей задуматься о собственных отношениях с его произведениями.

Кульминация выставки - видеопроект «Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади». По замыслу художника с Красной площади и берега Москва-реки один за другим запускаются дневные фейерверки, взрывающиеся в небе под музыку П.И. Чайковского в оркестровой аранжировке. Перформанс завершается 100-секундной канонадой оглушающих взрывов, оставляющих после себя ослепительно белую вспышку…

С 4 сентября Цай, при поддержке местных волонтеров, работал над созданием пороховых картин «Река», «Звук» и «Сад» на площадке павильона № 22 на ВДНХ. Волонтеры выкладывали масштабное полотно из сотни исторических фотографий, запечатлевших жизнь обычных людей. Они помогали Цаю, объясняя правильное написание кириллических букв, вырезали огромные трафареты с изображениями цветов, а после того, как Цай поджигал каждую из работ, они спешили гасить маленькие искорки, которые могли остаться и тлеть на холсте. Вместе с художником волонтеры переживали волнительные моменты перед взрывом и наблюдали за созданием новой работы.

К выставке готовится двуязычный русско-английский каталог, выход которого планируется в начале октября. Помимо многочисленных иллюстраций, рассказывающих о процессе создания выставки и о работах, вошедших в экспозицию, в каталог включены научные статьи и основополагающее эссе Цая «Октябрь одного мальчика». В издании затронуты основные темы и идеи выставки, которые рассматриваются в личном, историческом, художественном и политическом аспектах.

В ноябре в рамках выставки будет выпущен одноименный документальный фильм режиссера Шаньшань Ся. Фильм рассказывает не только о создании выставки - анализируя творчество Цая Гоцяна, а также советского живописца и педагога К.М. Максимова, оказавшего чрезвычайное влияние на становление китайской художественной культуры ХХ века, режиссер фильма покажет историю взаимоотношений китайских и русских художников последних десятилетий. Таким образом это будет откровенный рассказ о творческом наследии и изменении творческого подхода мастеров на стыке эпох.

Проект Цая Гоцяна в России продолжает историю совместных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина и Сбербанка. В ноябре 2016 года была открыта выставка «Видеть невидимое». Уникальный проект Пушкинского музея и Сбербанка — это первая в России экспозиция тактильных картин, воспроизводящих знаменитые полотна из собрания музея и изготовленных по инновационной технологии специально для незрячих и слабовидящих людей. C февраоя 2017 года выставка начала тур по России - выставку уже посетили жители Казани, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга и Омска.

Куратор выставки - Александра Данилова, заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX - XX вв. Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва).

  • Образовательная программа к выставке
  • Сборные экскурсии по выставке
  • Экскурсии медиаторов «Открытой лаборатории» ГМИИ им. А.С. Пушкина

      Место сбора - площадка перед Экскурсионным бюро. Вход на экскурсии бесплатный, необходима предварительная регистрация. Для посещения экскурсии нужно приобрести входной билет в Главное здание.

      20 сентября


      Зарегистрироваться

      21 сентября

      18:00 - Анастасия Лукша, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      Зарегистрироваться

      24 сентября

      Зарегистрироваться

      26 сентября


      Зарегистрироваться

      27 сентября
      17:30, 18:30 - Алёна Ищенко, тематическая экскурсия «Революция в современном искусстве Китая» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      Зарегистрироваться

      28 сентября
      17:00 - Анастасия Лукша, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      20:00 - Алиса Самоделова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      30 сентября
      16:00 - Мария Архипова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      1 октября

      14:30, 15:30 - Наталья Панкратова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      3 октября
      18:00 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)

      4 октября

      5 октября
      17:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      7 октября

      8 октября


      15:00, 16:00 - Анна Вощинчук, тематическая экскурсия «Цай Гоцян. исторические утопии или назад в будущее» (продолжительность экскурсии - 45 мин)

      10 октября
      18:00 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)

      11 октября
      18:30 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)

      12 октября
      18:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      13 октября
      19:00 - Вероника Смирнова, тематическая экскурсия «Традиции. Место человека в революции» (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      14 октября
      15:30, 16:30 - Нина Маркова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      15 октября
      11:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Язык символов в работах Цая Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      12:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «О времени традиции и времени революции на выставке «Октябрь» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      13:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Детство как память и мировоззрение в творчестве Цай Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      17 октября
      16:30 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)

      18 октября
      18:00 - Мария Архипова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      18:30 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)

      19 октября
      18:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      20 октября
      19:00 - Нина Маркова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      21 октября
      15:30, 16:30 - Нина Маркова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      16:00 - Александр Лапкин, тематическая экскурсия «Миф и утопия: Человек авангарда перед лицом «Октября» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      16:10 - Алиса Самоделова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      17:00 - Вероника Смирнова, тематическая экскурсия «Традиции. Место человека в революции» (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      22 октября
      11:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Язык символов в работах Цая Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      12:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «О времени традиции и времени революции на выставке «Октябрь» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      13:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Детство как память и мировоззрение в творчестве Цай Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      15:30 - Наталья Панкратова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      17:40 - Марина Шакурова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      24 октября
      18:00 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)

      25 октября
      18:30 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)

      26 октября
      18:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      20:00 Алиса Самоделова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      28 октября
      17:00 - Мария Архипова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      29 октября
      11:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Язык символов в работах Цая Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      12:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «О времени традиции и времени революции на выставке «Октябрь» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      13:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Детство как память и мировоззрение в творчестве Цай Гоцяна» (продолжительность экскурсии - (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      14:30, 15:30 - Наталья Панкратова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      17:40 - Марина Шакурова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      31 октября
      18:00 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)

      1 ноября
      18:30 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)

      2 ноября
      18:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      3 ноября

      5 ноября
      14:00 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)
      14:30, 15:30 - Наталья Панкратова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      8 ноября
      18:30 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)

      9 ноября
      18:00 - Наталия Тихомирова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      10 ноября
      19:00 - Лариса Крупина, тематическая экскурсия «Мастер Цай Гоцян. Мечта Большого Пути. Традиция и современность» (продолжительность экскурсии - 1 час)
      20:10 - Нина Маркова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      11 ноября
      17:00 - Мария Архипова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

      12 ноября
      11:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Язык символов в работах Цая Гоцяна», 40 мин)
      12:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «О времени традиции и времени революции на выставке «Октябрь» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      13:30 - Анна Чаплыгина, тематическая экскурсия «Детство как память и мировоззрение в творчестве Цай Гоцяна» (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      14:00 - Лариса Саркисян, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 1 час)
      14:30, 15:30 - Наталья Панкратова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)
      17:40 - Марина Шакурова, обзорная экскурсия (продолжительность экскурсии - 40 мин)

  • Экскурсии на жестовом языке

      Время проведения: 19:00 - 20:30

      Количество мест в экскурсионной группе ограничено. Место сбора - площадка перед Розовой лестницей.
      Стоимость экскурсионного обслуживания - 100 рублей.
      В день экскурсии в кассе музея дополнительно к экскурсионной путевке необходимо приобрести входной билет в соответствии с категорией посетителя.
      Подробная информация о льготных категориях по ссылке .