Что будет с евреями. А вот что будет с евреями по всему остальному миру? Арабы против евреев

Правда о «еврейском расизме» Буровский Андрей Михайлович

Что же случилось с евреями?

Что же случилось с евреями?

Вообще-то с евреями не случилось решительно ничего… Роковые события произошли с древними иудеями… Начали происходить еще во времена вавилонского плена и продолжались по мере расселения в разные страны. Ведь вот уж чего наверняка не сохранили иудеи, расселяясь по лицу Земли, так это арамейского языка. Иврит, как священный язык, еще сохранялся в синагогах… Да и то за века возникли очень, очень различные версии этого священного языка. Но в быту в каждой стране евреи говорили на местных языках. И это делало их иностранцами друг для друга.

Еще две и даже полторы тысячи лет назад существовал народ древних евреев, или древних иудеев, если угодно. В наше время у этого народа много потомков, но ни один из них не тождественен ему. Даже евреи современного Израиля говорят на совсем другом иврите, чем говорили во времена царя Соломона. Восстань из гроба Давид, пророк Иосия или царь Хизкия, они бы не поняли ни израэлитов, ни даже ученых раввинов.

В каждой стране своего проживания евреи говорили на языках окружающего народа и служили Богу на иврите. В каждой стране возникала особая этнографическая группа - евреи данной страны. Ведь язык - это и способ мышления, и система ценностей, и образ мира. А жизнь в стране - это и знание других обычаев, и приспособление к иному менталитету, и другой образ жизни. Всего два поколения прожила русская эмиграция в разных странах Европы, а ведь уже русские французы существенно отличаются от русских немцев - хотя никто не мешает ездить друг к другу, переезжать из страны в страну, есть много смешанных браков.

В Средневековье многие евреи считали иврит чисто священным, что на нем нельзя говорить о повседневных вещах. Не будем даже упоминать о том, что сам иврит ведь тоже изменялся. В синагогах Китая и Испании слова произносили по-разному (если хотите, с разным акцентом). Но самое главное - иврит и не годился для повседневного общения. Уже в начале XX века иврит был языком с числом слов порядка 15 000. На таком языке невозможно говорить о сколько-нибудь сложных предметах. Китайский еврей и испанский, даже аравийский и итальянский не имели общего языка для разговора о чем-нибудь современном для X или XV века. Они могли вместе молиться, но вряд ли смогли бы поговорить о поведении своих детей или о том, как надо готовить щуку, стрелять из лука или строить дом. О всех этих предметах они говорили на языке того народа, в окружении которого жили.

Евреи каждой страны - это своя особая этнографическая группа со своей историей, особенностями духовного склада, психологии и языкового поведения. И говорили они на местных языках: франко-еврейском, калабрийско-еврейском, итало-еврейском, гасконско-еврейском, немецко-еврейском.

Такие этнографические группы возникали, исчезали и снова возникали… Я совсем не уверен, что, скажем, современные грузинские евреи, - это та же самая этнографическая группа, которая сложилась еще при первом проникновении евреев в Грузию, за шесть веков до Рождества Христова.

Из сказанного не вытекает, что евреи не могли образовывать новых народов в рассеянии. Еврейских народов, живущих сегодня на земле, известно по крайней мере четыре. Я говорю «по крайней мере», потому что в любой момент может подтвердиться существование еще и новых еврейских языков, и говорящих на них народов, и ничего в этом не будет необычного. Я точно осведомлен об этих народах и о них пишу… И только.

В XIII–XV веках в землях западных славян существовал еврейский народ, говоривший на канаанском, или канеанском, то есть на «ханаанском» языке. Позже этот народ влился в состав ашкенази.

Существуют персидские евреи, расселившиеся по нескольким странам и уже почти тысячу лет говорящие на особом языке - «еврейско-татском».

По крайней мере до XVII века существуют сефарды - тот еврейский народ, который сложился в Испании в VII–VIII веках. Они заселяют христианские страны Европы и довольно сильно меняются в них… Связь с Испанией и Португалией даже в XVII веке у евреев Нидерландов очень сильная, но в XVII веке в эту страну с разных сторон въезжают евреи из Испании и других стран Средиземноморья, евреи из Германии и евреи «с востока». После погрома, учиненного на Украине Хмельницким в 1648 году, многие евреи устремляются на запад, в Голландию, и вот что из этого получилось:

«После изгнания сосуществование нескольких общин в одном городе стало обычным явлением. Отдельная синагога, особые молитвенные обряды, общее происхождение членов той или иной общины имели большее значение, чем сожительство в данном месте. Это привело, с одной стороны, к обогащению еврейской культуры на Ближнем Востоке и в Италии, а с другой - к некоторой напряженности между различными группами еврейского населения. Трения продолжались довольно долго: пока сефардская община достигала преобладания и объединяла вокруг себя все местное население, или пока сефарды не растворялись в местной общине, или пока все общество не примирялось с фактом сосуществования различных синагог, общин и обрядов в одном и том же городе.

После гонений 1648 года беженцы из Польши и Литвы содействовали усилению этого процесса. Многочисленные еврейские пленники оказались в Турции и были выкуплены. Часть их обосновалась там на постоянное жительство, а часть направилась в Западную Европу. Новоприбывшие ашкеназские евреи настаивали теперь, как в свое время сефарды, на своем праве основывать собственные синагоги, вводить свои молитвенные обряды и назначать своих раввинов» {98} .

Так было не в одной Голландии.

Хорошо известны факты существования во многих восточноевропейских городах двух разных еврейских общин. Сефардские и ашкеназийские общины веками существовали параллельно, не смешиваясь, в Амстердаме, Бухаресте, Крыму, Иерусалиме и Нью-Йорке. Да и в сегодняшнем Израиле далеко до гармонии между ними.

Во Львове с XIV века бок о бок жили две еврейские общины: выходцы из Киевской Руси и, вероятно, Византии, поселившиеся в районе улиц Сербской, Русской и Старожидовской. А рядом жила община выходцев из западнославянских и восточногерманских земель, поселившихся в Краковском предместье.

Обе общины имели свои синагоги и свое самоуправление. Их представители даже избегали родниться друг с другом. Единственное место, где все львовские иудеи встречались, было еврейское кладбище, общее для всех. Лишь в середине XVIII века обе общины окончательно слились. Да и то не по собственному желанию: австрийские власти в 1765 году решили признавать лишь представителей единых еврейских общин. Волей-неволей пришлось евреям объединяться…

Все говорит о том, что сами эти два еврейских народа - разные.

Даже иудаизм у сефардов и ашкенази весьма разный, и в современном Израиле есть одновременно два верховных раввина: ашкеназский и сефардский. И в современной Москве тоже две разные синагоги… Когда в сефардской синагоге взорвали бомбу, серьезные подозрения пали на ашкеназскую общину. Вроде они не подтвердились, но…

Все это далеко от идиллических рассказов о едином библейском народе, который чудным божественным соизволением пришел из глубины веков, сохраняя единство.

Что же до изобилия еврейских народов, то самое точное описание этой ситуации я нашел… в Большой советской энциклопедии: «Евреи - название различных народностей, имеющих общее происхождение от древних евреев - народа, жившего в Палестине с середины 2-го тысячелетия до н. э. по 1–2 вв. н.э» {99} . И: «Евреи - общее этническое название (на рус. яз) народностей, исторически восходящих к древним евреям» {100} . Заметьте - не народности происходят от древних евреев, а название.

Более корректное объяснение мне неизвестно.

Есть много примеров того, как встречались евреи, принадлежащие к разным народам… Скажем, в 1804 году Кавказ власти Российской империи отнесли к черте оседлости - позволили селиться там русско-польским евреям ашкенази. В Грузии появилось довольно много ашкеназских евреев. И… что? «Общение между местными и приезжими евреями поначалу было весьма ограниченным. Они не знали языков друг друга, их разделяла стена неприятия. Наладить подлинное сотрудничество двух еврейских общин впервые попытались сионисты» {101} .

Понятно! Перед лицом общей перспективы - совместного прыжка в утопию, наладилось какое-то «сотрудничество» (интересно, на каком языке?). Это - через несколько десятков лет после жизни в одной стране, на одной земле - но врозь. Да ведь и «сотрудничество» с сионистами принимали уж конечно не большинство иудеев - что грузинских, что ашкеназских. Большинство стало быть, не только продолжали жить разными общинами, но и по-прежнему «не сотрудничали». Так-то.

Да! Читатель! Если в Израиле когда-нибудь кончится война, а после войны на карте мира останется еще Израиль… Словом, если вы когда-нибудь приедете в эту страну, не вздумайте сказать местным смуглым евреям страшные слова «чах-чах!». Потому что этим словом европейские евреи в Израиле дразнят марокканских, напоминая им об участи чистильщиков ботинок. А марокканские евреи очень этого не любят и проявляют свою нелюбовь с помощью кастетов и ножей.

В Израиле не был и не рвусь, так что проверить правдивость этой истории не мог. Но один мой знакомый бежал (по его словам) километра три от разъяренных марокканских евреев. Так что очень, очень не советую…

В Соединенных Штатах Америки, когда в нее хлынул поток бородатых и диких аидов из русских и польских местечек, местные евреи тоже вовсе не так уж сильно им обрадовались. То есть сначала был страшный энтузиазм: спасти дорогих сородичей от ужасов погромов и преследований царского правительства. Пусть хоть все убегут за океан! Но очень скоро американские евреи убедились: эти «русские евреи» не только говорят на своем никому не ведомом языке - но это какие-то совсем другие евреи! Они ведут себя «не так», одеваются и работают «неправильно». В общем, родственные чувства подостыли. Я мог бы привести много примеров таких высказываний американских евреев о русских, что не всякий Розенберг додумался бы. Но и объем книги раздувать не хочется, и марать ее грязными речами лишний раз.

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Как это случилось? Ранние христианские общины звали к себе всех желающих, на каких бы языках они ни говорили, в каких бы богов ни веровали и кем бы ни были: рабами или рабовладельцами, знатными богачами или безродными бродягами, мужчинами или женщинами, седыми старцами или

Из книги Шумеры. Забытый мир [ёфицировано] автора Белицкий Мариан

Это случилось в раю У современного человека сложилось весьма определённое представление о рае. Библия, живопись, литература рисуют перед нами прекрасный сад, где прогуливается первый человек, Адам, в сопровождении Евы, созданной богом из его ребра; есть здесь и

Из книги Пять лет рядом с Гиммлером. Воспоминания личного врача. 1940-1945 автора Керстен Феликс

Обращение с заключенными-евреями Харцвальде14 марта 1945 годаСегодня я поставил перед Гиммлером вопрос об освобождении евреев из лагеря Берген-Бельзен. Все они должны получить южноамериканские паспорта и разрешение уехать в Швецию. Я попросил Гиммлера дать согласие на

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В РАЮ У современного человека сложилось весьма определенное представление о рае. Библия, живопись, литература рисуют перед нами прекрасный сад, где прогуливается первый человек, Адам, в сопровождении Евы, созданной богом из его ребра; есть здесь и

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

Процентный заем между евреями и христианами Не вникая глубоко в вопрос крестьянских долгов, который трудно поддается детальному изучению, отметим, что, например, в Восточных Пиренеях в XIII в. кредиторами многих крестьян были евреи. Фактически рост спроса на деньги создал

Из книги Свобода и евреи. Часть 1. автора Шмаков Алексей Семенович

Из книги Величайшие загадки XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В «АНГЛЕТЕРЕ»? Начнем с события общеизвестного: в конце декабря 1925 года Сергей Есенин приезжает из Москвы в Ленинград, останавливается в гостинице «Англетер»… Именно с этого утверждения и начинается миф о последних днях жизни поэта.Я решил проверить

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Теневой народ автора

3. Захват евреями власти в России После ликвидации еврейских беспорядков в 1905–1907 годах лидеры их партий, боевики, громилы и убийцы вынуждены были бежать за пределы Российской Империи.Они обосновались в основном в двух странах. Одна группировка расположилась в Швейцарии,

Из книги Теневой народ автора Прохожев Александр Александрович

1. Новый захват евреями власти в стране Ликвидация Советского Союза привела к полному захвату евреями власти в России. 90 процентов состава Правительства представлял «богом избранный народ». Остальные министры были либо полуевреями, либо имели еврейских жен. Аппарат

Из книги Нюрнбергский процесс, сборник документов (Приложения) автора Борисов Алексей

Постановление об искуплении своей вины евреями - германскими гражданами Берлин, 12 ноября 1938 г.Враждебное отношение еврейства к германскому народу и империи, которое не останавливается перед убийствами, требует решительного отпора и искупления.Поэтому постановляю на

Из книги Миф о шести миллионах автора Хогган Дэвид

4. Три периода обращения национал-социалистов с евреями до Второй мировой войны Обращение национал-социалистов с немецкими евреями до начала Второй мировой войны должно быть разделено на три основных периода, из которых второй, вне всякого сомнения, является самым

Из книги Тайная родословная человечества автора Белов Александр Иванович

Этруски хорошо «перемешались» с армянами или евреями? Весьма интересным и во многом загадочным народом являются этруски. Тайна происхождения этрусской цивилизации, расположившейся на Апеннинском полуострове, до сих пор будоражит умы ученых. Положил начало этим долгим

Из книги Дикая полынь автора Солодарь Цезарь

РАСОВЫЕ РАСПРИ МЕЖДУ… ЕВРЕЯМИ Историю растоптанной по расовым признакам любви (помните, еврейка из Голландии полюбила себе на горе темнокожего еврея) я рассказал еще в первом издании книги.Прошло несколько лет. Исчезли ли расовые распри между евреями в современном

автора Каганович Альберт

5. Взаимоотношения между бухарскими евреями и мусульманами Установление русской власти в крае заметно отразилось на взаимоотношениях местных мусульман и бухарских евреев. Многие мусульмане были недовольны повышением правового статуса бухарских евреев, которое

Из книги Друзья поневоле. Россия и бухарские евреи, 1800–1917 автора Каганович Альберт

5. Отношение администрации к учреждению бухарскими евреями акционерных обществ и товариществ Камнем преткновения на пути развития российской экономики был вопрос об акционерных обществах и товариществах. Находясь в плену идеи защиты империи от проникновения

На днях 69 авторитетных в еврейском мире персон ответили на вопрос: что будет с евреями через 50 лет? Кто-то считает, что среди евреев не меньше половины будет ортодоксами, кто-то верит, что лучшим другом Израиля станет Китай, а кто-то печально шутит, что еврейское государство будет распущено арабским Кнессетом, а в память о нем американская община построит парк развлечений «Мини-Израиль» в пустыне штата Юта.

Суперпопулярный американский сериал «Родина» (Homeland), у которого недавно появилась и российская версия, базируется на идее израильского многосерийного телефильма «Хатуфим» («Военнопленные»), повествующего о двух похищенных солдатах ЦАХАЛа, возвращающихся в Израиль после 17 лет в сирийском плену. Очередной, пятый, сезон телешоу рассказывает об американском солдате, взятом в плен исламскими радикалами, перевезенном в Афганистан и обращенном там в мусульманство. После освобождения он переезжает в Германию и селится в Берлине. Охоту за ним ведет ЦРУ, причем авторы сериала превратили шефа этой спецслужбы в еврея по имени Сол Беренсон, а играет его известный актер Мэнди Патинкин.

Последний эпизод сериала, вышедший на минувшей неделе, – «Почему эта ночь отличается от других» – начинается со сцены пасхального седера. Самый младший участник седера по традиции задает нараспев четыре вопроса седера. Затем с небольшой речью выступает израильский посол в Берлине. «Мы едим марор, горькие травы, чтобы вспомнить о горечи рабства, которое наши предки пережили в Египте, – говорит дипломат с мощным ивритским акцентом, – и для нас, отмечающих этот седер в Германии, важно помнить о тиране, который был еще хуже фараона и который 70 лет назад учинил расправу над нашим народом. На этой земле, на улицах, по которым мы ходим ежедневно, наши бабушки и дедушки могли появиться только с нашитыми на одежду желтыми звездами. Давайте не забывать о наших врагах, которых у нас еще достаточно в этом мире, – заявил дипломат из сериала, – и молиться за то, чтобы они потерпели поражение».

Эта сцена из сериала напомнила колумнисту лос-анджелесского издания Jewish Journal Даниэле Беррин свежий выпуск еврейского социально-политического издания Commentary. Этот авторитетный журнал в юбилейном номере, приуроченном к его 70-летию, задал 69 авторитетным в еврейском мире персонам вопрос о том, что ждет еврейскую общину в будущем. В качестве 70-го колумниста выступил главный редактор Commentary Джон Подгорец. В числе респондентов оказались нью-йоркский реформистский раввин Анджела Бухдаль, бывший израильский посол в США Майкл Орен, президент Университета-Иешивы Ричард Джоэль. Всего среди 69 опрошенных оказались представители самых разных частей политического спектра, сторонники различных направлений иудаизма. Среди них были активисты общественных организаций, известные американские благотворители, а также израильские политики и деятели культуры. Всем им было предложено ответить на вопрос: «Что будет представлять собой еврейская община через 50 лет?»

Большинство комментаторов пришли к выводу, что будущее еврейского народа будет радикальным образом отличаться от его настоящего. При этом почти все респонденты не считают, что это будущее окажется радостным. Любопытно, что сразу два комментатора (филантроп Линн Шустерман и обозреватель Washington Post Дженнифер Рубин) использовали в своих эссе цитату из Чарльза Диккенса: «Это было лучшее из всех времен, это было худшее время». «Прошлое еврейского народа не дает нам никаких оснований полагать, что наше будущее окажется безоблачным», – резюмирует Подгорец.

Большинство из 69 провидцев приходят в своих прогнозах к следующим выводам: через полвека в Израиле и среди американских евреев большинство будут составлять ортодоксы. Только те из лиц еврейского происхождения, кто получат еврейское образование, сохранят связь со своей религией и со своей землей. Еврейские общины в Европе либо полностью исчезнут, либо станут крайне малочисленными маргинальными группами. Израиль превратится в государство-крепость, полностью отчужденное от Европы, но поддерживающее связь с Китаем и прочими сомнительными режимами. Некоторые опрошенные считают, впрочем, что еврейское государство вообще исчезнет с карты мира.

Весьма занимательное эссе написал колумнист Wall Street Journal Брет Стивенс. Он придумал рассказ о том, что арабы стали большинством в Израиле, в итоге арабский Кнессет принимает решение о роспуске еврейского государства. Большинство еврейского населения эмигрирует в США, и один бывший израильтянин где-то в пустыне штата Юта строит парк развлечений под названием «Мини-Израиль». Он создает копию реки Иордан, Масады и строит три ресторана, которым дает названия крупнейших израильских городов. «Я хочу, чтобы американцы увидели тот Израиль, который я помню», – говорит он.

Таким образом, несмотря на некоторое количество оптимистических прогнозов, большинство комментаторов приходят к выводу, что евреи будут продолжать платить высокую цену за честь называться избранным народом. К счастью, один из самых авторитетных современных раввинов, лорд Джонатан Сакс, напоминает читателям Commentary о том, что «еврейские предсказания не являются точными и достоверными прогнозами, и предназначены они для того, чтобы излечить нас от самоуспокоения и самим созидать собственное будущее, а не принимать его как данность». Подгорец в своем итоговом эссе сообщает «хорошую новость»: «Никто из предсказателей не предполагает, что конец еврейскому народу положит иранская атомная бомба!»

В этом смысле, резюмирует Даниэла Беррин, очередная серия «Родины» пришлась как нельзя кстати. Спустя 70 лет после Холокоста герои сериала напоминают нам, что, хотя мы лишились многого, нам по-прежнему есть что праздновать. Германское государство, проводившее политику тотального уничтожения еврейского народа, сегодня превратилось в прогрессивного и гуманного союзника и друга. В Берлине, который когда-то объявил себя зоной «юденфрай», сегодня проходят съемки голливудского сериала по израильскому сценарию. Кто из евреев 70 лет назад мог бы представить себе, что его народ ожидает именно такое будущее?

Сегодня мы поговорим почему во всём мире не любят евреев.

История человечества – это бесконечная череда войн, где каждая нация пыталась обрести господство, завоевать территорию и обрести власть над другими народами. Однако отсутствие земли у евреев до недавнего времени не уберегло их от ксенофобии со стороны многих народов мира. Скорее наоборот, усилило степень неприязни, которая длится уже более трех тысячелетий.

Как писал Марк Твен: «Все народы ненавидят друг друга и все вместе они ненавидят евреев» . Существуют ли объективные причины для глобального антисемитизма или этот шлейф, состоящий из гонений и убийств, является нашим наследием сродни предрассудкам и суевериям?

Изгнания евреев

Хронология изгнания евреев на протяжении всей истории поистине поражает. Особенно человека, не обладающего глубокими познаниями в этом вопросе, ведь общеизвестные примеры насчитывают не так много случаев. Огромное заблуждение думать, что неприязнь по отношению к нации ограничивается только холокостом. Реальная картина заставляет думать, что «богоизбранный» народ не способен ужиться ни с кем.

Исторические факты неумолимы: незначительная численность еврейского населения на чужой земле протекает спокойно и не заканчивается конфликтом, но как только количество общин составляет несколько сотен или тысяч, проблемы с коренным населением неизбежны. Анализ карты мира с перемещениями говорит о десятках случаев на уровне империй и государств. Если рассматривать отдельные регионы и города, то показатели возрастают до нескольких сотен.

Самые масштабные и всемирно известные изгнания начались еще во времена фараонов. Согласно Ветхому Завету, колыбелью еврейского народа был Древний Египет. Примерно в 1200 году до н.э. притесненный и ущемленный народ под руководством Моисея покинул земли и устремился в пустыни Синайского полуострова. Римляне так же не отличались особой симпатией к иудеям и по указу императора Тиберия в 19 году молодые евреи были принудительно высланы на военную службу, в 50 году император Клавдий изгнал евреев из Рима, а в 414 году патриарх Кирилл – из Александрии.

Неприязнь исламского народа берет свое начало в VII веке, когда мусульманский пророк Мухаммед изгнал иудеев из Аравии, и продолжается до сих пор. Средневековая Европа рекордсмен по переселению евреев: Испания, Англия, Швейцария, Германия, Литва, Португалия и Франция периодически прогоняли евреев под предлогом ростовщичества с конфискацией имущества. Во времена религиозных войн и крестовых походов иноверцы смогли ощутить на себе ненависть к чужеродной религии в полной мере. Россия подхватила актуальный тренд во времена правления Ивана Грозного, когда пребывание евреев на территории страны было под запретом и строго контролировалось. Затем гонения иудеев повторились при Екатерине I, Елизавете Петровне, Николае I, Александре II и Александре III. Лишь приход к власти евреев в 1917 году прекратил гонения и запретил проявления антисемитизма.

Даже количество официальных изгнаний, подтвержденных правительством, производит впечатление. Хотя частные случаи погромов, реальность которых не вызывает сомнений, просто невозможно сосчитать. Интересно то, что встречаются вполне успешные создания общин, живущих на одной территории несколько веков. Например, община в Китае просуществовала около семи веков и пользовалась благосклонностью императора, привезя в страну хлопок.

Отношение немцев к евреям

История ненависти немцев к евреям началась отнюдь не во Вторую мировую войну. Источники говорят о том, что изгнания многочисленных локальных общин с территории Германии происходили еще в XIII и XIV веках. А по воспоминаниям евреев, выживших в холокост, евреев не признавали гражданами с равными правами еще до появления Гитлера на политической арене. По мнению философа Виктора Клемперера отношение к евреям было подобно мизерным дозам мышьяка, проглатываемому незаметно. Росток неприязни, упав на благодатную почву, привел к животной ненависти с обретением власти Гитлера.

Поиск причин неприязни немцев по отношению к иудеям нужно начинать именно с Адольфа Гитлера, так как до его правления к изгнанию были причастны многие страны, но лишь его лютая ненависть, выросшая до катастрофических масштабов, стала причиной холокоста. Сам Гитлер, зафиксировав взгляды в книге «Моя борьба», утверждал, что нетерпимость сформировалась в период Первой мировой. И внушительное количество радикальных антисемитов 16 Баварского полка, ставших в дальнейшем его сторонниками, подтверждают эту точку зрения.

Нельзя игнорировать тот факт, что детские годы Гитлера, проведенные в скромном достатке, пришлись на времена ощутимого неравенства. Местное коренное население ежедневно страдало от нищеты, в то время как небольшие скученные общины евреев быстро занимали высокие посты и отнюдь не бедствовали. Именно потому, что антисемитская идеология ощутимо летала в воздухе, речи Гитлера быстро нашли отклик у немцев и подогревали его жажду уничтожения потенциально опасного народа.

Нацисты, испытывая ненависть к евреям, поддерживали высказывания Гитлера. Фашисты видели угрозу со стороны еврейского народа не только по отношению к немцам, но и ко всему миру. Гитлер считал, что жажда наживы у евреев и стремление извлечь выгоду, превосходит моральные и нравственные устои. Разработав теорию о «низших» и «высших» расах, Гитлер реализовал идею уничтожения «недолюдей» в концлагерях.

Немецкий народ охотно внимал эмоциональным и патетическим выступлениям вождя, увидев для себя решение основных проблем. Возложив ответственность за безработицу и нищету на евреев, коренные жители Германии с надеждой смотрели в светлое будущее. Таким образом, Адольфа Гитлера можно считать одним из самых ярких и великих популистов всех времен.

Арабы против евреев

Началом конфликта между израильтянами и арабами считают конец XIX века, когда зародилось сионистское движение, целью которого было возродить еврейский народ, вернув ему историческую родину. Борьба евреев за создание собственного государства привела к появлению Израиля на карте мира и добавила врагов и без того внушительной армии. В основе конфликта лежит война за территорию Палестины, к которому в дальнейшем добавилась межнациональная рознь. Религиозные разногласия привели к началу военных действий.

По мнению израильтян, Палестина является исторической родиной еврейского народа. Существует достаточно причин, по которым иудеи давно заслужили свой кусок земли. Опираясь на равенство, евреи имеют право создать собственное государство, как и все остальные народы. А постоянные гонения и геноцид вынуждают обрести неприкосновенное место, получив защиту от агрессоров. Сионистское движение настаивает, что площадь Израиля существенно меньше территории, утраченной в периоды изгнаний.

Интересы Арабских стран пересекаются с интересами израильтян и арабы не согласны с появлением новой страны, они считают Палестину территорией мусульман. А приведенные доказательства того, что земля исторически принадлежит иудеям, можно подвергнуть сомнению. Если опираться на сведения из Библии, как основной источник, то там сказано о насильственном захвате евреями земли у других народов. После чего захватчики несколько раз уходили и возвращались, прогоняя обосновавшихся там палестинцев.

Рассудить объективно конфликт арабов и евреев практически невозможно, ведь каждый народ по-своему прав. Среди основных противоречий – раздел Иерусалима, священного места для иудеев. Многочисленные памятники в виде храмов, Стены плача подтверждают собственность евреев. Но и арабы успели укрепиться на территории, создав свои священные места неподалеку. К тому же, лишившись Палестины, многие арабы стали беженцами и так же мечтают о проживании на своей родине. К несчастью, площадь небольшого государства не дает возможности вместить всех желающих и негативно настроенных друг против друга. Однако в мире все относительно: взглянув на Японию или Китай, становится очевидно, что плотность населения практически безгранична.

Отличительные черты евреев

Если попросить кратко охарактеризовать черты еврея, большинство из нас скажут, что представители этой нации хитрые, жадные до денег и власти манипуляторы, стремящиеся обмануть ближнего. И лишь немногие вспомнят о высоком интеллекте или выдающихся способностях. Можно ли считать такое высказывание проявлением антисемитизма? Зачастую мнение сформировано исторически благодаря книгам, фильмам и описаниям жизнедеятельности знаменитых личностей израильского народа. Иногда впечатление базируется на личном опыте, но в основном решающее значение имеет пропаганда.

Как же вышло, что к таким отрицательным чертам характера зачастую прилагается недюжинные умственные способности, образованность и талант? Количество гениальных, умных и одаренных евреев не может не вызывать чувство зависти у других народов, которые не в состоянии похвастать такими показателями. Отсутствие территории, желание закрепиться на чужой земле требует усердия и более вдумчивого подхода. Ситуация напоминает переезд провинциального жителя в столицу. Чтобы «пробиться» без прописки, связей и поддержки родственников приходится прикладывать больше усилий.

Не зря «избранный» народ называют народом Книги. Любовь к знаниям, чтению, изучению культуры и традиций тех жителей, с которыми приходится жить бок о бок, помогала не только обосноваться на чужой земле, но и добиваться высокого положения. Способность проникать и активно участвовать в развитии страны проживания в сочетании с невиданной пассионарностью, привели к тому, что в Америке еврей лучший американец, а в Европе — европеец. При этом его характер соткан из контрастов: мечтательность соседствует с практичностью, страсть к наживе с преданностью главной идее, а интерес к религии с торговой жилкой.

Наиболее ярко это проявляется в выборе профессий, которые являются фаворитами у еврейского народа. Среди них не найти шахтеров, лесорубов или бурильщиков. Тяжелый физический труд никогда не привлекал эту нацию. Доподлинно известно, что евреи всегда тяготели к денежному труду: банкиры, ювелиры, ростовщики, деятели искусства, ученые. Хотя в истории можно найти примеры общин, занимающихся земледелием или скотоводством, но такой промысел быстро потерял свою привлекательность благодаря регулярным переселениям.

Религия

Среди верующих людей неприязнь к евреям по религиозным убеждениям вызывает гораздо меньше вопросов. В основе почти любой религии лежит нетерпимость по отношению к конкурентам. И тому достаточно подтверждающих фактов. Например, война католиков с протестантами в Англии, Варфоломеевская ночь во Франции или искоренение язычников православными христианами на Руси. А объясняется борьба за монополию очень просто: чем больше обращенных душ, тем больше власти и податей. Неслучайно во многих странах мира Церковь имеет множество земель и внушительные доходы. Такие богатства не раз оказывали спонсорскую помощь государственной казне.

Конкуренция за души населения ведется и в наши дни. Поэтому ненависть верующих практически любой религии к иудеям вполне понятна. Сами иудеи проповедуют снисходительно-презрительное отношение к другой вере, считая себя выше остальных на несколько ступеней. В этом они не сильно отличаются от всех остальных религий, где культивируются аналогичные взгляды. К тому же многовековые гонения христиан и мусульман по отношению к иудеям исключают возможность наладить добрососедские отношения.

В сравнении с другими религиями иудаизм выглядит наиболее привлекательно. Евреи не призывают к истреблению неверных, к насильственному принятию своей веры или заточению в гетто. А нетерпимость к другим на своей земле скорее похожа на честную прямую позицию. В то время как хрупкий нейтралитет, периодически приводящий к массовым истреблениям, больше напоминает старое доброе лицемерие. Христиане и мусульмане, стоящие по пояс в крови, не имеют права предъявлять претензии ни к одной религии, вменяя им жестокое обращение к другому вероисповеданию.

Личное отношение к евреям

Пытаясь понять, почему не любят евреев, стоит учитывать личный опыт общения. Ведь в каждом городе, находясь в институте, на работе или в любом другом коллективе, жизнь, так или иначе, сталкивает нас с разными национальностями. И человек, запасшийся небольшими знаниями, способен легко вычислить еврея, чтобы сравнить его с другими нациями. Произведя эти нехитрые манипуляции, становится ясно, что среди евреев, как и среди всех прочих национальностей, есть хорошие люди и не очень. Доброту и жадность, трусость и щедрость, отзывчивость и равнодушие можно найти в каждом человеке в независимости от происхождения и вероисповедания.

Те черты, наличие которых вынуждает изгонять евреев из страны, присущи всем людям без исключения. Разница лишь в том, что самих себя со своей земли не выгонишь. Почему же отрицательные черты характера прощают одним и не терпят в других? Одной из основных причин является желание не просто внедриться на чужую землю, а захватить власть. Исторические источники подтверждают, что представители этой нации постоянно находились поблизости от казны и всячески использовали свое служебное положение для личного обогащения.

Если сравнить еврейский народ с цыганами, которые так же разбросаны по всему миру и кочевали тысячелетиями, не имея свой земли, то отношение к последним более лояльное и безразличное. Почему жители, занимающиеся воровством на вокзалах или торговлей наркотиками не вызывают большей ненависти? Причина может быть лишь одна: цыгане не пытаются захватить власть и вмешиваться в государственные дела, предпочитая проживание внутри своей общины без активного участия в жизни других народов.

Почему же с течением времени и развитием культа гуманного отношения к различным меньшинствам и братьям нашим меньшим, евреи до сих пор у многих наций вызывают чувство неприязни? Цикличность – это наглядный примет того, что история постоянно возвращается к истокам, делая положение евреев сродни сидению на пороховой бочке, когда очередной геноцид может внезапно вспыхнуть и пронестись в любой точке света разрушительной волной. Анализ исторических событий говорит о том, что лояльное отношение к евреям присутствует в тех странах, где власть находится в их руках.

Здравствуйте, Дмитрий!

Что касается взгляда иудаизма на атеизм как на идею, то согласно иудаизму Б-г есть, а согласно атеизму Его нет, так что тут уж одно из двух. Поэтому, с точки зрения иудаизма, атеизм, конечно, идея ошибочная.

И атеисты — конкретные люди, которые считают, что Б-га нет, с точки зрения иудаизма, ошибаются. Много в мире ошибочных идей и заблуждений, и атеизм — одно из них.

Что будет с атеистами — или с евреями, которые не знают, что они евреи, или знают, что они евреи, но не знают, что евреи должны соблюдать Тору? Это известно одному лишь Б-гу. Только Он в точности понимает, какая возможность была у каждого человека узнать и принять истину, и в какой мере этот человек несет ответственность за свои взгляды и действия. И только Он может — и будет — судить каждого человека и воздавать ему по справедливости.

Понятно, что в современном мире многие люди вырастают атеистами потому, что таковы господствующие в их обществе идеи, а человеку свойственно их перенимать, особенно не задумываясь. И, даже если человек потом узнает о существовании иных идей, он может их отвергнуть потому, что они или их носители представятся ему «чужими», потому, что будут противоречить уже привычному для него образу жизни и мыслей. Тем более, если в его обществе господствует заведомо негативный настрой в отношении них.

Б-г все это учтет. Трудно поверить, что Он накажет человека за поступки, о неправильности которых тот, в силу своих обстоятельств, не знал. С точки зрения того же иудаизма, Б-г знает и понимает все и абсолютно справедлив. А также, как передает пророк ( 55:8-9), «мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои... Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших». Так что нам, людям, невозможно постичь мысли и пути Б-га и определить, как именно Он всех рассудит и расставит все на свои места.

Наша обязанность — стараться как можно лучше узнать истину, открыть ее в этом «мире лжи», каждый — в силу своих возможностей. Если получится, помогать и другим ее открывать. Но при этом иметь в виду, что другие господствующие в мире идеи и стереотипы очень сильны и не всегда сразу удается их развеять. В определенных случаях такие попытки могут привести к обратному результату, так что тут надо хорошо разбираться в ситуации и в людях, чтобы принести пользу, а не вред. Как сказано, судить других людей может и будет только Б-г. Как, кстати, и всех нас. А кто из нас, даже самых религиозных, может заявить, что познал всю истину в последней инстанции? Ведь одна вера в существование Б-га тоже еще не гарантирует, что человек понял все, что Б-г желает, все Его моральные ценности и принципы, и — что особенно важно — приучил себя к жизни в соответствии с ними.

Поскольку, в любом случае надо отметить, главное в нашей религии — действие и самосовершенствование здесь и сейчас. А что будет со всеми в будущем? Согласно («Законы о царях» 12:2), здесь можно только толковать отдельные высказывания , которые обычно поддаются различным интерпретациям. Но определить с точностью, что и как произойдет, невозможно, и . Основная суть нашей религии состоит не в этом, а в соблюдении заповедей Торы и стремлении к добру в нашей нынешней жизни, а что будет потом — даст Б-г, поживем, увидим.

Мы знаем, что Б-г понимает все и абсолютно справедлив, поэтому о том, как все устроит и всех рассудит Он, мы можем не беспокоиться. Волноваться нам стоит лишь о том, будут ли у Него основания благосклонно судить нас .

Наконец, можно сказать, что само существование атеизма в мире — как, впрочем, и других заблуждений — допущено Б-гом для того, чтобы служить испытанием нам, религиозным евреям. Ведь, как сказано, человеку свойственно перенимать идеи, господствующие в его обществе, встраиваться в систему, быть «как все». И, если бы весь мир был религиозным, невелика была бы награда за веру в Б-га. Ведь тогда для того, чтобы в Него верить, не надо было бы задумываться, сомневаться, искать, а, постигнув, стойко придерживаться. А надо было бы просто быть «как все». Верить в то, во что верят все. Как все верят в то, что Наполеон существовал, хотя никто из ныне живущих его не видел, — а то как же, ведь «все знают»!

А так — не все знают! Многие не верят в Б-га. Или верят, но имеют другие представления о Нем, много на свете разных религий. В результате мы, религиозные евреи, придерживаемся своей веры не «как все», а потому, что сознательно ее выбираем, потому что обо всем этом передумали и пришли к убеждению, что это истина. И придерживаемся своих убеждений, невзирая на все другие существующие вокруг идеи и мнения.

Успехов Вам и всем нам в поиске истины и в самосовершенствовании!

С уважением, Меир Мучник

5 , 19:18

Слово «еврей» на иврите означает «зареченский», «тот, кто живет за рекой». По самой распространенной версии, древние евреи — это небольшое племя, жившее в бронзовом веке на землях, подконтрольных Древнему Египту; племя, постепенно обретшее самостоятельность, сменившее оседлый образ жизни на отчасти кочевой, из-под гнета проклятых египтян тем или иным образом сбежавшее, окрепшее и даже основавшее собственное небольшое, государство.

Жить в древнем мире аккурат между Египтом и Месопотамией — занятие рискованное, поэтому евреи в конце концов оказались вынуждены ютиться в весьма пустынной местности и бесконечно бодаться с тоже вполне агрессивными местными племенами. Народов, народцев и народишек на Плодородном полумесяце между Средиземным и Красным морем было множество, но выжить и сохраниться сумели фактически только евреи — прежде всего благодаря своей идеологии.

Во-первых, от египтян и вавилонян они усвоили законодательные нормы, в том числе идеи частной собственности, протогосударственности, социальной иерархии и прочие крайне продвинутые по тем временам представления.

Во-вторых, они владели и весьма развитыми технологиями, тоже позаимствованными у самых могущественных на тот момент цивилизаций мира. И военное дело, и земледелие, и изготовление инструментов были у них по тем меркам чрезвычайно передовыми.

Поэтому евреи практически не смешивались с другими племенами, сохраняя исключительную этническую монолитность, и обрели такую интересную штуку, как национальное самосознание уже к первому тысячелетию до нашей эры (для сравнения стоит отметить, что страны современной Европы, скажем, стали понимать, что это такое, примерно в XVI веке нашей эры). Иудаизм был религией крови, родовые книги были здесь священны, никакого мультикультурализма и этнического разнообразия евреи не поддерживали даже в расцвете своих царств, колоний они практически не знали, а побежденные племена предпочитали уничтожать или изгонять, делая исключение лишь в редких случаях. Ну и бесконечно боролись за чистоту скреп, традиционализм и чтобы крючков на церемониальном занавесе было ровно столько, сколько указано в Левите.

При таком положении дел евреи могли главенствовать над мелкими племенами. Но, сталкиваясь с новыми сильными цивилизациями, они оказывались беспомощны. Персы, греки, войска Птолемеев — все, кто хотел, творили на еврейских землях все, что хотели, не разрушая, однако, еврейскую государственность до конца и даже принося туда на копьях некоторые культурные новшества.

В конце концов Иудея была завоевана Римом, и латинские язычники, устав бороться с беспорядками в косной и не поддающейся реальным реформам провинции, просто выставили оттуда фактически всех евреев, чтобы валили куда глаза глядят. Евреи и так к тому времени были уже разметаны, считай, по всей Азии и эллинскому миру (спасибо прежним завоевателям), так что, повздыхав и упаковав пожитки, они разъехались — кто к тете Саре в Дамаск, кто к дяде в Армению, кто к прежнему деловому партнеру в Анатолию, а кто к родне жены на Пиренеи. Так началось почти двухтысячелетнее странствие еврейского народа по миру.

Почему евреи есть, а других — нет

Евреи были не единственным народом, не имевшим своей земли или потерявшим ее. Но только евреи на человеческой памяти сумели просуществовать две тысячи лет, не растворившись в чужих народах, не утратив (ну почти) свой язык, уберегши свою религию, сохранив пусть относительное, но все-таки несомненное генетическое единство и осознавая себя именно евреями.

Благодарить за это надо, во-первых, их изначальное стремление к такой культурной и этнической обособленности, а во-вторых, тех, кто создавал Мишну и Талмуд — сборники религиозных предписаний и пояснений к ним. Эти предписания должен был соблюдать каждый еврей. Начали составляться и редактироваться эти сборники в I—II веках нашей эры, сразу после римского изгнания, и писались они с изумительно продуманной целью — сохранить еврейский народ в его странствии.

Если изучить священную книгу иудеев Тору (она является, собственно говоря, практически всем Ветхим Заветом христиан и немалой частью Корана мусульман), то мы обнаружим там лишь очень небольшое количество запретов и правил. А вот в Мишне, а потом и в Талмуде эти правила были настолько расширены и дополнены, что сейчас быть ортодоксальным иудеем — очень муторное и трудоемкое занятие. Ты можешь есть только кошерную, особым образом приготовленную пищу, ты должен пользоваться не только отдельной посудой, но даже отдельными очагами для готовки мясного и молочного, ты должен одеваться так, чтобы люди на улицах бегали за тобой с целью сделать колоритное селфи на твоем фоне, в субботу ты превращаешься в совершеннейшего инвалида, неспособного даже выключить свет в туалете, и прочая и прочая.

Все эти очень неудобные, громоздкие правила при всей их смехотворности сыграли, однако, важнейшую роль в деле сохранения евреев как народа. Еврей с детства приучался к тому, что он отличается от других людей, он не мог прийти к иноверцу на обед (а вот к себе пригласить — легко), он был вынужден жить рядом с еврейскими мясниками, молочниками, булочниками и виноделами, так как только их пища была позволена ему, он мог жениться только на еврейке. Еврей, который нарушал эти правила, изгонялся в конечном счете из своего народа, и скорбели по нему больше, чем по мертвому.

Конечно, постепенно запреты ослабевали и традиции рушились, но происходило это очень медленно. Правда, XIX и XX века нанесли огромный урон еврейской идентичности, запас кочевой прочности у народа уже шел на убыль. Но тут странствие и кончилось: ООН создала Израиль и евреи вернулись домой. Хотя и не все.

Как выглядят евреи

Несмотря на запрет браков с гоями, евреи, естественно, все-таки смешивались с местным населением — медленно и печально. У разных групп евреев мы видим совершенно разные типажи внешности. Тем не менее все они считают себя одним народом (и генетическое родство у них есть).

Почему евреев так часто не любили

Диаспора — группа объединенных по какому-то признаку людей в другой, большей группе — всегда будет пользоваться определенными преимуществами за счет своей объединенности. Это простая механика: вместе мы сила и тому подобное. Поэтому диаспоры, особенно многочисленные и сильные, вообще не пользуются особой симпатией основного населения.

Евреи же, столь демонстративно обособленные и ограниченные в возможности контактировать, дружить и вступать в родственные связи с аборигенами, воспринимались стопроцентными чужеродцами, не своими, непонятными и зловещими. При таком положении дел антисемитизм был злом неизбежным, и в конце концов во время Второй мировой он принял совершенно чудовищные формы. Сегодня быть антисемитом положительно не круто. Как, впрочем, и проявлять любую другую ксенофобию.

Почему среди евреев так много Нобелевских лауреатов, не говоря уж о музыкантах, поэтах и стендап-комиках
На самом деле весь урожай Нобелевских премий (26% от общего числа выданных вообще) достался лишь одной группе евреев — ашкеназам, выходцам из Центральной Германии, Польши и т. д. Все ашкеназы — очень близкие родственники. По расчетам ученых из Йеля, Института Альберта Эйнштейна, Еврейского университета Иерусалима и Мемориального онкологического центра Слоуна-Кеттеринга, в 2013 году исследовавших генетическую формулу ашкеназских евреев, общая численность изначальной группы ашкеназов составляла около 350 человек, в дальнейшем их потомки скрещивались преимущественно между собой.

В христианской Северной Европе темных веков, где складывалась община ашкеназов, условия жизни для евреев были чрезвычайно трудны. Пока их соплеменники в Азии и Византии пользовались фактически всеми правами граждан, евреи этой части Европы были жестко преследуемы и ограничены в видах деятельности (например, им запрещали обрабатывать землю и владеть ею); здесь могли существовать лишь единицы из них, терпимые местными властями за исключительные заслуги или по особым ходатайствам. Поэтому неудивительно, что ашкеназы — потомки сплошь и рядом влиятельных торговцев, государственных советников, крупных ростовщиков, почитаемых рабби и прочей средневековой интеллектуальной и деловой элиты.

После бегства евреев из Константинополя ситуация не слишком изменилась, и именно тогда сложился окончательно этот субэтнос. Цеховые правила запрещали им быть ремесленниками во многих профессиях, обработка земли и служба в армии тоже были для них закрыты, поэтому ашкеназы занимали другие ниши — прежде всего это торговля, банковское дело, медицина, юриспруденция.

В дальнейшем, когда у ашкеназов появилась возможность более или менее безопасно расселиться в Польше и Германии, у них по-прежнему пользовались эволюционным преимуществом люди с повышенным интеллектом. Богачи предпочитали выдавать дочерей замуж за самых успешных учеников религиозной школы — ешивы, пусть даже этот светоч мудрости был гол как сокол.

Так что да, ашкеназы имеют в генетическом анамнезе повышенные интеллектуальные способности. Но не спеши завидовать: многовековые близкородственные браки привели к тому, что ашкеназы страдают многими генетическими заболеваниями, от которых практически застрахованы представители других этносов. Сейчас, когда ашкеназы прервали свою брачную замкнутость, ситуация начинает выравниваться, и через пару веков они уже ничем не будут отличаться от обычных землян.

10 неожиданных евреев

Про Карла Маркса и Альберта Эйнштейна все знают. А вот что эти — тоже да, ты знал?

Как стать евреем

В отличие от христиан или мусульман евреи никогда не стремились превращать в евреев всех окружающих. Наоборот, они старались таких метаморфоз всемерно избегать. Тем не менее у них существует обряд «гиюр», который делает прошедшего его стопроцентным евреем — как в религиозном, так и в социальном и юридическом смысле.

Пройти гиюр — дело чрезвычайно утомительное. Сперва тебе нужно найти трех раввинов, которые согласятся сделать тебя евреем. Причем раввины будут тебе отказывать, запугивать, отговаривать и рассказывать, какая это жуткая вещь — быть евреем. Но если кандидат в евреи упрям как бык и ничего не боится, он должен выучить 613 заповедей Торы (ага, это тебе не десять христианских), пройти обучение религиозному канону и потом перед религиозным судом четко вслух произнести кабалат — присягу о принятии этих заповедей. Если он не может ее произнести (например, он глухонемой), то не может стать евреем.

Кроме того, мужчинам придется расстаться с одной деталью своего тела, сам знаешь какой. Прошедший гиюр окунается в ритуальную емкость (микву) и становится евреем, «гером» — так называют тех, кто принял еврейство, будучи от рождения гоем. Да, кстати, если тебе доподлинно известно, что у тебя в роду были древние амаликитяне, воздержись сообщать об этом. В Торе четко сказано, что амаликитянин быть евреем не может. Правда, сейчас никаких амаликитян в природе нет, и точно неизвестно, кто они вообще такие.

Правда ли, что евреи презирают гоев

А ты презираешь слонов? Иудеи считают, что у евреев на Земле особая функция — поддерживать гармонию мира, приводя его в соответствие с пожеланиями Творца. Они — избранные, они отличаются от других людей, как остальные люди отличаются от животных. В идеальном мире, который наступит после пришествия Мессии, евреи будут только и делать, что молиться беспрестанно. А кормить и обслуживать их будут другие народы в благодарность за то, что евреи спасают этот мир, который вообще существует только потому, что Бог любит евреев.

Но быть любимцем еврейского Бога — занятие само-убийственное, ибо этот всемогущий садист жестоко наказывает свой народ за любое непослушание. Поэтому удел еврея — по крайней мере, на данный исторический момент, до Пришествия, — это страдание. Все прочие народы живут лучше, потому что они не считаются. Слоны, знаешь, тоже очень неплохо устроились.

10 ошибочных представлений о евреях

Евреем может быть только тот, кто рожден еврейкой.
Нет, люди, прошедшие гиюр (смотри об этом в статье), считаются стопроцентными евреями вне зависимости от своей генетики. Теоретически евреем может стать даже марсианин, если у него найдется часть тела, подходящая для религиозного обрезания.

Больше всего евреев живет в Израиле.

Больше всего евреев — 6,5 миллиона — живет в США. В Израиле их чуть больше пяти миллионов.

Евреи распяли Христа.

Нет, согласно всем Евангелиям Христа распяли римляне, а евреи-фарисеи лишь донесли на него и потом не помешали казни.

У евреев самые большие носы в мире.

Согласно Книге рекордов Гиннесса, самый длинный нос в мире — 88 мм — принадлежит турку Мехмету Озюрку. Второй претендент на этот рекорд тоже житель Турции.

Евреи жадные.

Не более, чем прочие нации. Но евреям долгое время было позволено то, что запрещалось по религиозным соображениям христианам и мусульманам, — давать деньги в долг под проценты. Поэтому они стояли у истоков банковского бизнеса в большинстве регионов мира.

В России так много евреев, потому что их тут всегда хорошо принимали.
Нет, въезд иудеев в Россию был крайне затруднен и чаще всего невозможен еще со времен Ивана Грозного. Евреи оказывались здесь потому, что Россия завоевывала территории, на которых они традиционно жили, — прежде всего Кавказ и Польшу. Евреи, не отказавшиеся от своей религии, практически до самой революции были поражены в правах: им запрещалось свободно передвигаться, владеть некоторыми видами недвижимости, жить в большинстве городов и т. д.

Идиш — это еврейский язык.

Идиш — это всего лишь диалектная форма немецкого языка, на которой говорили евреи-ашкеназы. А еврейских языков два: арамейский и иврит. Они оба очень древние и очень похожи.

У евреек большая грудь.

Согласно исследованиям Wonderbra, проведенным в 2004 году, пальму первенства по потреблению лифчиков с чашечками D+ уверенно держат жительницы Великобритании. Израиль и рядом не стоял.

Все евреи картавят.

Картавили некогда — и по той же причине, по которой картавило русское дворянство. У евреев родным был идиш — с гортанным «р». Русское дворянство болтало в детской на французском, тоже имеющем сложные отношения с этой буквой. Но если еврей (или дворянин) рос в русскоязычной среде с традиционным произношением, никаких проблем с «р» у него нет.

Евреи пьют кровь христианских младенцев и делают из нее мацу .

Кровь у иудеев, как и у мусульман, совершенно запретная для употребления в пищу субстанция, кому бы она ни принадлежала. Поэтому религиозный еврей навеки лишен счастья отобедать кровяной колбасой или мацой с кровью христианского младенца.