Что такое театр кукол. Из истории кукольного театра

Инструкция

Соорудите сцену. Ширму можно изготовить очень просто: натяните веревку посреди комнаты и повесьте на нее кусок ткани или легкое одеяло. Если необходимо что-то поставить на сцену, то между спинками стульев положите плоскую доску и перекиньте через нее плед. Сверху в данном случае можно ставить любые декорации, игрушки, искусственный лес. Готовую сцену можно оформить бантиками, бумажными сердечками, рисунками, рыбками.

Можно изготовить кукол, надевающихся на руку, собственными силами! Для этого подойдут ненужные в хозяйстве перчатки , на которых нужно будет вышить глазки, носик, ротик, украсить получившееся лицо из ниток. Главное, чтобы игрушка была по размеру руки кукловода.

Изготовьте игрушку из ткани. Чтобы получить выкройку, положите ладонь на бумагу и обведите . Рука должна быть в таком виде, будто на нее надета : указательный палец смотрит вверх, большой и мизинец – растопырены в стороны, остальные пальцы поджаты. На лекало сделайте припуски по бокам в размере одного сантиметра для швов. Теперь возьмите плотную ткань, мягкую и приятную на ощупь. Скроите две части куклы-перчатки и сшейте их вместе. В качестве головы можно использовать шар, сделанный методом папье-маше или позаимствовать эту часть у старой ненужной игрушки.

Придумайте сценарий. Можно взять за основу всем хорошо известные сказки или что-то оригинальное. Чем младше участники спектакля, тем проще должно быть произведение. Ребенку можно поначалу доверить роль с минимумом слов, а затем усложнять его партию. Когда сценарий готов, подберите подходящие декорации и костюмы .

Найдите звуковые эффекты для представления. Можно записать музыкальное сопровождение на отдельный диск, включать и выключать его в нужный момент.

Устройте репетицию спектакля, где каждый кукловод сможет повторить свою партию слов, поупражняться во взаимодействии с игрушкой перед представлением на публику.

Когда все готово к премьере, соорудите из стульев зрительный зал. Можно изготовить игрушечные билеты на кукольный спектакль, сделать мини-буфет с напитками и поп-корном. Главное, чтобы все участники домашнего спектакля получили от процесса максимум удовольствия.

Выбор названия оказывается трудным, если не ясна цель театра или миссия создателей. Чтобы не затягивать поиски, можно обратиться к знаниям из области маркетинга. Тогда перед основателями театра окажутся 4 равноценные возможности.

Инструкция

Свяжите с ценностью зрителей. Этим покажете, что посвящаете какому-то идеалу, близкому аудитории . Чтобы найти ценность, исследуйте интересы будущих посетителей. Представьте костер, вокруг которого собраны единомышленники в холодный вечер. Такую роль должно играть название театра.Какая ценность может так объединять людей? Название «Кукольная » подчеркивает мысль о том, что являются образами людей, стремящихся к прекрасному. По аналогии найдите ценность, близкую вам и потенциальным клиентам.

Отыщите название в проблеме зрителей. Людям нравится говорить о проблемах, которые их преследуют. Объединение вокруг проблем является привычным. Для защиты от неприятностей и проблем создаются комитеты, съезды, сообщества. Это кажется понятным и естественным.Театр может иметь название «Справедливость». В таком названии много боли и надежды. Найдите аналогичное название, в зависимости от планируемого репертуара выступлений.

Н. И. Смирнова

Египетская гробница. Ее дверца открывается от теплого воздуха, который исходит от жертвенного огня.

Как часто в жизни мы произносим слова – "кукла", "ширма", "марионетка", как в суждениях о людях употребляем выражения "дергать за ниточку", "бездушная кукла", "куколка досужая", или даже бранно-сердито – "чертова кукла". В строгих газетных статьях читаем: "марионеточное правительство", "глава – марионетка", "за ширмой громких реляций". Писатель Г. Ибсен назвал свою пьесу "Кукольный дом". "Секреты Полишинеля", – произносят люди иронически, когда хотят сказать, что и секрета-то никакого нет. "Кукольная комедия!" – негодуем мы по поводу пошлой проделки. "Петрушка какая-то!" – сердимся, сталкиваясь с неразберихой.
С древнейших времен в языках многих народов мира существовало сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку.
Театр кукол издавна волновал человека и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример – управляющий и управляемый.
Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии.

Античная греческая фигура. Она держит изображение снопа пшеницы и солнца. Детали приводятся в движение при помощи специально прикрепленной веревки.

Насколько помнят себя люди, всегда – в детстве, быту, религиозном обряде – существовал рядом с человеком предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом бога (или многих богов), олицетворял ли он тайну природы, или просто изображал человека.
Из веры в способность изобразить то, что скрыто от глаз, что только угадывается за сменой дня и ночи, зимы и лета, жизни и смерти, движением солнца и старением всего живого, из веры в способность выразить свое отношение к этим явлениям в простых и понятных формах, движении и вырос театр кукол.
Человека всегда волновало одно из поразительных свойств театра кукол – чудо оживающего прямо на глазах зрителя мертвого предмета.
И с незапамятных времен это чудо – простая смена покоя движением стала окрашиваться тайной, загадочностью.

Греческая гробница Бахуса. Верхняя ее часть вращается благодаря гидравлической установке.

Но было замечено, что чудо только тогда становится чудом, когда оживающий предмет обретает способность походить на живое существо – человека.
Издавна была замечена и способность человека к фантазии, возбуждаемой этим поразительным чудом. Именно поэтому, наверное, на смену неподвижным изображениям богов – а в древние времена они были в каждом доме – пришли движущиеся фигурки и фигуры, которые человек наделял особым отношением. Это-то и стало началом театра кукол. Его истоками.
В самом деле, человек видел ожившую фигурку. Это подсказывало ему: она движется – стало быть, она живая, а раз она живая – она способна мыслить, а коли уж она мыслит – значит, она имеет волю и желание. Но если она все-таки не человек, а что-то иное, отличное от него, значит, очевидно, существуют и такие тайные сферы, проникать в которые неподвластно мысли человека. А этими недоступными для человека областями долгое время оставались тайны смерти и возникновения жизни, тайны плодородия и стихийных бедствий.
Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов.


На этой гравюре изображено действие планшетных кукол, которые двигаются с помощью веревки. Считается, что эти фигурки были найдены в римских развалинах.

Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте.
Женщины ходили из деревни в деревню с песнями, в руках несли небольшие статуэтки, сантиметров тридцати – сорока вышиною, и приводили их в движение с помощью специальных веревочек. Впереди шел флейтист. Такие куклы встречаются и в Сирии, и на территории государств Латинской Америки.
Археологические раскопки помогли увидеть картину древнейшего празднества на территории Египта, посвященного жизни богов Осириса и Исиды (XVI век до н. э.).
Зрители, собравшиеся на представление, не усаживались в одном месте. Толпы смотрящих группами располагались по обе стороны дороги, а "спектакль" громоздился на многих колесницах. Подъехала к первой группе зрителей такая телега, актеры сыграли на ней первую сцену – колесница поехала дальше. Подъехала следующая – вот и продолжение действия (этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название "педжент"). Разделение действия на отдельные сцены, игравшиеся к тому же разными актерами,– еще не самая существенная особенность этого представления. Главное заключалось в том, что роли богов в этом театре исполнялись только с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками. Исполнение роли бога человек взять на себя не мог.
Обратим внимание – человек изображает бога, некое "высшее" существо, не с помощью костюма, маски, не с помощью собственного тела, а с помощью особого предмета. Таким способом он хотел выразить некую идею неизмеримо менее "смертным" (а в глазах человека и вовсе бессмертным) материалом – глиной, деревом,– нежели он сам, смертный человек.
Религия воспользовалась верой человека в особые свойства неживых, но движущихся фигур.
В Древней Греции из драгоценных металлов и драгоценных пород дерева делали огромные фигуры, которые назывались автоматами. Они приходили в движение только в самые торжественные моменты религиозного действа.


Украинский вертеп с куклами. Народное рождественское представление. XVIII век. Из музея Государственного академического центрального имени С. В. Образцова.

Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле этого слова, но элемент театрализации в этих представлениях все-таки существовал.
С помощью пара, приводных ремней люди управляли движениями огромных фигур.
"Как живые!" – восклицали свидетели этих зрелищ.
Жрецы приводили в движение голову, руки, ноги автоматов-ботов, вызывая страх, создавая атмосферу чародейства, таинства, ужаса.
Изготовление автоматов, обладающих такой же поражающей силой воздействия, сохраняется надолго в древнем мире.
Греческая традиция укрепляется и неизмеримо расширяется в Древнем Риме.
Римский поэт Публий Овидий Назон описывает чудо, свершившееся в храме, когда во время торжественного жертвоприношения статуя Сервия Туллия гневным жестом руки закрыла себе глаза, чтобы не видеть своей преступной дочери.


Макет краковской шопки. Польша, XIX век. Из музея Государственного академического центрального имени С. В. Образцова.

А Тит Ливий (римский историк), описывая чудеса, происходившие в Риме во время празднеств в 578 году, упоминает о пиршестве, устроенном на общественной площади в честь богов, возлежавших на пурпуровых ложах, перед накрытыми столами: "Земля содрогнулась: посреди форума, где стояли ложи, боги, покоившиеся на них, отвернули свои головы, отказываясь от пищи. Чудо это поразило граждан всех сословий".
Да кроме того, в каждом доме – ив Древней Греции и в античном Риме – обязательно были свои куклы, а иногда даже коллекция кукол. Они составляли часть убранства комнат или украшения стола.
Наиболее искусные мастера Афин, Мегары, Эфеса состязались в искусстве и чудесах механики.
Их куклы, дошедшие до наших дней, отличались изяществом стиля, красотой отделки, изобретательностью. До нас дошла игрушка "летающий голубь" – прообраз будущих самолетов. Это удивительная для того времени, совершенная механическая фигурка очень тонкой работы.
Знали древние и других кукол.
В Древнем Риме устраивали шествие с огромными куклами. Карикатурные механические изображения потешали толпу или наводили на нее страх. Гут были огромные фантастические африканские чудовища, которые назывались острозубыми, с огромными, широкими, страшными челюстями.
В ту пору часто устраивались карнавалы. Во время карнавала все как бы менялось местами – раб мог смеяться над своим хозяином, шут становился патрицием, ремесленник мог изобразить самого кесаря.

Рама. Яванская плоская кожаная кукла. Индонезия, XIX век. Из музея Государственного академического центрального имени С. В. Образцова.

В Греции существовал и другой театр. Одним из них руководил кукольник по имени Потейн.
Эти театры играли светские истории, басни, притчи, комедии Аристофана, Плавта, других античных авторов, стремясь прежде всего повеселить, потешить своих зрителей.
На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято называть вифлеемским ящиком.
Этот "театр" впервые и очень своеобразно попытался рассказать о мироздании, о существовании "неба" и "земли", "верха" и "низа", "божественного" и "земного" в том, конечно, виде, как это представлялось древним.
Кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали.
Потом сделали небольших кукол и поставили их внизу – под перегородкой. А сверху поселили кукол, которые изображали богов. Вот и получилось: люди – внизу, боги – наверху.
Но ведь хотелось, чтобы куклы двигались.
Придумали такие прорези на дне ящика, куда вставлялись стержни от этих кукол. Стержнями, продетыми в прорези, можно было управлять – так родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы – и получился театр. Серьезный театр. Для взрослых.


Средневековая гравюра на дереве. Обращает на себя внимание прут, прикрепленный к голове объемной куклы, которую мастер держит в руке.

Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в наследство следующим поколениям.
Артисты-кукольники бродили с ящиками по странам Европы. Везде они показывали одну и ту же историю рождения Христа и историю царя Ирода.
Христос находился в верхнем, "божественном", отделении ящика. А внизу, в "людской", часто стали появляться все новые и новые герои, сюжеты, события. В каждой сцене – свои.
Отголоски этого театра живут еще и поныне.
Во многих странах существуют очень веские доказательства того, как это немудреное представление оказало влияние на развитие культуры.
Первые кукольные спектакли сохранились в памяти людей как одна из форм магии, заклинания.
Яванский театр, например, возник на основе ритуала поклонения умершим предкам.

Иллюстрация из книги "Дон Кихот" Сервантеса, изображающая народное кукольное представление испанских бродячих кукольников. Куклами на пруте разыгрывались сюжеты из французских королевских хроник и испанских романсов.

Как и в других странах мира, в частности в некоторых областях Малайского архипелага, в Индонезии существовало представление, что умершие обладают магической силой и могут оказывать живущим покровительство и помощь.
Для привлечения духов умерших изготовлялись специальные фигурки, в которые они якобы должны вселиться. Сами души умерших представляются многим народам мира, в том числе и некоторым народам Индонезии, в виде теней. Так возник один из оригинальных видов театрального зрелища – теневой театр.
Наибольшее распространение театр теней получил у пародов Азии и Ближнего Востока. Для театра теней характерно обращение к эпосу, фольклору. Наибольшее распространение театр теней имел в эпоху Тан (VII – IX века). Образы индийского классического эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата" сохраняются в представлениях бродячих кукольников Индии, Индонезии и поныне.
А вот как родился театр теней на острове Ява. Первоначально в каждом доме люди вызывали души умерших предков. Они задабривали их угощениями и благовониями. Это делал у яванцев, как правило, глава семьи в своем собственном доме. Уже потом это перешло в руки определенных людей – жрецов, шаманов. А для того чтобы уверить себя в реальном существовании этих "душ", люди и придумали теневой театр.
Появилась специальная профессия – водители кукол.
Люди, которые работали с куклами, назывались далангами.
Даланг показывал тени мифических предков, воспевал их героические дела и подвиги.
Со временем эти героические сказания, хвалебные гимны превратились в повествования с определенным сюжетом, постоянными героями.
Такой театр назывался ваянг-кулитом. Неторопливый, эпический характер изложения сюжета (а представление начиналось в десять часов вечера и длилось до рассвета) перемежался веселыми динамическими сценами. Они были необходимы для отдыха зрителей. Тогда появлялись две комические фигурки – Киллекьята и его жена.
Кукла, изображавшая Киллекьяту, была черного цвета с всклокоченными волосами, толстыми губами, выпяченным животом, кривыми ногами и руками. Этот народный герой шутил весело и всегда злободневно.
Считалось, что Киллекьята оказывает влияние на плодородие и урожай, поэтому фигурки – скульптурное изображение этого героя – земледельцы ставили во время жатвы на поле. Они надеялись, что это поможет собрать хороший урожай.
В древнем ваянг-кулите уже применялись декорации. Они были нужны для обозначения места действия (дворец, ворота, горы, лес), необходимы для большей достоверности рассказа. А сам рассказ оставался поразительной смесью магии и реальности. Там было столько же заклинаний о недолговечности жизни, рассказов о богах, сколько и живых картин окружающей жизни.


Народные гулянья в России. Представление с Петрушкой. XVII век. Гравюра немецкого путешественника Адама Олеария.

Из поколения в поколение, век за веком "игра куклой" вошла не только в религиозную, магическую, но и в художественную сферу жизни человека.
Человек не только познает природу кукольного театра, способы его воздействия на людей, но и сознательно использует или отвергает эти свойства.
Сменятся века, пройдут тысячелетия, и человек будет восхищаться свойствами оживающего мертвого предмета, обретающего свою собственную жизнь, наполненную только ему присущим ритмом, характером и содержанием, или, напротив, с негодованием станет отвергать это свойство ради поисков сходства куклы с человеком.
В средние века родился народный театр кукол. Этим артистам на площади незачем было доказывать своим зрителям, что их маленькие герои обладают особой магической силой, что они "живые". Кукольники не сочли для себя зазорным выйти прямо к публике, чтобы продемонстрировать свое мастерство – чудо умелых рук и фантазии, изобретательности.
В течение многих веков театр кукол развивается рядом с драматическим театром, оказываясь то его призраком или зеркалом, то тенью, а иногда и суррогатом.
Но именно в последнее тысячелетие сформируются и те особенные черты театра кукол, которые мы ценим сегодня и которые делают его самостоятельным живым искусством.
У всех народов, знавших театр кукол, так или иначе связанный с магией либо религиозным культом, существуют литературные записи хотя бы одной-двух пьес (или сцен), описания кукол, устройства сцены, спектакля.
Сохранилось немало и литературных источников – свидетельств выдающихся писателей, упоминавших о том или ином традиционном зрелище, сохранявшемся в течение многих веков.
Эти пьесы строились как пьесы-обозрения: один и тот же герой показывался в отношениях с другими лицами, которые со временем могли заменяться. Даже в тех странах, где мы почти ничего не знаем о самих спектаклях, их направленности, куклах и декорациях, обязательно встречаем одного-двух кукольных героев, с которыми знакома вся страна.
В театрах кукол, начиная с древних времен, существовали типические образы, которые жили столетиями, а рядом с ними зачастую появлялись герои сегодняшние, "сиюминутные".
Так было и в античные времена, и в итальянском театре средневековья.
Наряду с героями басен и легенд, персонажами фольклора и древней литературы действовали и злободневные "популярные фигуры", "портретные" куклы.
На территории Румынии, например, в театре кукол постоянно вводилась фигура Наполеона, чрезвычайно излюбленная в этом театре.
Можно даже проследить, как именно "популярные лица", с наслоениями времени, постепенно становились образами обобщенными, а в течение веков – и нарицательными героями. Взаимодействие таких нарицательных героев приводило к рождению "типов жизни".
Сама жизнь отбирала, формировала эти "типы".
Возникали национальные кукольные герои. Они создавались веками и в веках же оставались бессмертными.
Исторически сложилось так, что театр кукол во всем мире, став подлинно народным искусством, развивался в очень большой близости со всеми формами народного творчества: изобразительными (в том числе и народными промыслами) и, конечно, фольклором.
Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды.
Образ, перешедший из устного народного творчества на кукольную ширму (а этот "переход" осуществлялся десятилетиями) обогащался не только новыми чертами, но и приобретал нередко совершенно новый характер.
Потом эти же фольклорные герои становились предметом изучения большой литературы. Но тогда они уже мало походили на своих прародителей – кукольный образ обретал в сравнении с изустным не только некое преувеличение, но и большую глубину.
С течением времени – и прежде всего в Европе – театр кукол превратился в своего рода "кладовую", сокровищницу и "типов жизни" и многих сюжетов.
Ученые Италии, Румынии, Германии доказали, что сюжеты произведений "Король Лир", "Ромео и Джульетта", "Фауст", как и многие другие, ставшие гордостью мировой литературы, были известны задолго до Шекспира и Гете не только в устном творчестве, но и в представлениях кукольников.
С сюжетом и образом "Фауста" Гете познакомился на представлении кукольников. "Мы можем считать установленным, – пишет Вильгельм Кройценах, известный историк Германии, – что первое решающее впечатление от легенды о Фаусте произвел на Гете спектакль марионеток".
Даже после того, как к "Фаусту" прикоснулся Гете, народная пьеса на этот сюжет не только не утратила своего значения, но продолжала оставаться гордостью репертуара многих театров кукол Европы. Гений Гете осветил ее новым светом.
До сих пор многие кукольные театры Европы играют пьесы-сказки, сюжет которых почти полностью совпадает с сюжетами шекспировских трагедий. Это вовсе не обработки пьес великого драматурга, а те народные пьесы, которые, вероятно, знал и Шекспир и которые родились задолго до его рождения. Они мало изменились с тех пор. И, как это ни покажется странным, именно старые кукольные сказки часто оказываются теми "кладовыми", "хранилищами" сюжетов и образов, откуда и сегодня еще можно почерпнуть немало всяких премудростей.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.

Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племен.

В настоящее время под общее определение кукольного театра подпадает огромное множество его видов и форм.

Существует ряд принципов внутривидовой классификации кукольного театра. Два наиболее распространенных:

по принципам социального функционирования;

по видам театральных кукол и способам их управления.

1. Классификация по принципам социального функционирования.

В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.

А) Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде . Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота , Аристотеля, Горация , Марка Аврелия , Апулея и др.

Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол – это наиболее традиционные театры , прочно связанные с национальными традициями. По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока: индонезийский ваянг; японский дзёрури; индийский; китайский и др.

К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции. Куклаучаствовала в европейских мистериях 11–16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др. Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ – не спектакль, но действо, мистерия.

В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Bread and Puppet» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.

2) Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании). Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых – Макк – стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами – спереди и сзади. В индийском театре это – Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) – Карагез; в среднеазиатском – Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском – Пульчинелла ; в английском – Панч; в немецком – Гансвурст; во французском – Полишинель; в бельгийском – Вольтье; в русском – Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй); и т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра – как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).

Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры. Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.

В) Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции – воспитательную и развлекающую. В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности – явной или подспудной.

В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например:

– иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю);

– театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо);

– лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).

2. Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.

Татьяна Шабалина

Спектакль – это произведение театрального искусства, которое создаётся на основе драматического или театральносценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра и под его руководством совместными усилиями актёров, а также художника и композитора. Театр – место для зрелищ Театр – род Сцена -площадка, искусства, на которой специфическим происходит представлен средством ие выражения Сцена – часть которого действия, является акта в пьесе, сценическое спектакле действие, Сцена – в возникающее в широком процессе игры смысле то актёров перед же, что театр публикой ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТИПЫ ТЕАТРОВ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВИДЫ ТЕАТР КОМЕДИИ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ТЕАТР ТЕНЕЙ

ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТРОСТЕВАЯ ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ ПАЛЬЧИКОВАЯ Управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей ВИДЫ НАД ШИРМОЙ Управляется пальцами кукловода ТЕАТРАЛЬНЫХ ПЕРЧАТОЧНАЯ Управляется кистью кукловода КУКОЛ

ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ Тростевые куклы - больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется "гапит". К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться. Такие куклы с их плавными и величественными движениями незаменимы в героических и романтических представлениях. Конструкция их позволяет совершить самые разнообразные движения и насыщать спектакль интересными трюками и находками. Большинство кукольных театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол С. В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные системы тростевых кукол. Эти куклы называются верховыми, так как актёры во время выступления поднимают их над собой. При этом зритель видит их не в полный рост - нижняя часть скрыта ширмой. Поэтому верховых кукол часто делают без ног ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ - ВАРЕЖКИ. ВИДЫ Куклы - варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц, т. к. здесь имеется большая возможность для аппликации лиц, мордочек и одежды. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении, предназначены для детей самых младших возрастов. Мы можем изготовить такие "варежки" по любой сказке. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТРОСТЕВАЯ КУКЛА С ОТКРЫВАЮЩИМСЯ РТОМ. ВИДЫ Представляем Вам новые игрушки для кукольного театра. Это тростевые куклы с открывающимся ртом. Рука всовывается в рот (пасть) игрушки и управляет им. Другая рука с помощью тростей управляет « руками» куклы. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Общая высота куклы 5055 см.

КОНУСНЫЙ ТЕАТР. ВИДЫ Не обязательно на занятиях с детьми, разыгрывая с ними какую либо сказку иметь ширму, декорации, специально оборудованное место. Можно показать детям сказку или вместе сними разыграть пьесу на обыкновенном столе. Куклы, предназначенные для этой цели должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Театр на столе - это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 30 до 10 см. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие, на прогулку или при визите к комулибо. Такие куколки могут стать очаровательным сувениром для сына или дочки вашей подруги, особенно если это их любимый сказочный персонаж. Крохотные марионетки станут товарищами по играм для ребёнка уже в возрасте трёх лет. Но не стоит давать их совсем маленьким детям, чтобы они не оторвали и не проглотили приклеенные детали. Куклу ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки "Двенадцать месяцев", "Гуси- лебеди" и др. с множеством персонажей могут показывать двое или трое детей. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ШАГАЮЩИЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Эти игрушки могут служить в качестве настольного театра, предназначены для развития моторики детской руки. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ «ЖИВОЙ РУКИ» . Яркими и выразительными возможностями ВИДЫ обладает очень простая кукла с "живой" рукой. Если в перчаточных и тростевых куклах хотя бы подразумевается корпус, то тут его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью - костюму куклы. Основа имитации костюма куклы - треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 - 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.)

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ. Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец. КУКОЛ Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Правда, руки у них торчат вверх, но опытные актёры действуют ими очень ловко. В Китае, например, где кукольное искусство необычайно развито, кукольники ухитряются закладывать руки кукле за спину или раскрывать ими крошечный зонтик. С помощью перчаточных кукол можно разыгрывать различные сценки на злободневные темы, использовать их в качестве смешных помощников на занятиях в детских садиках, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера.

НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Напольные куклы - большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1, 5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит " в открытую" один или два исполнителя. У этой куклы имеются большие пустые (без наполнителя) сшитые ладошки и тапочки, в которые кукловод вставляет свои ладони и ступни, голову такой куклы можно повесить кукловоду на шею с помощью веревок, или поместить руку кукловода в карман, имеющийся сзади на голове куклы (тогда кукла может поворачивать и наклонять голову). ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями: они ходят среди детей, зрителей, берут их за руки, могут станцевать с ними, наклониться над рисующим ребёнком и посмотреть чем он занимается, как пишет и т. д.

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ ИЛИ БИБАБО. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру. Такое "разоблачение" не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего захотят сами научиться водить такие куклы. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку куклы можно вставить не один, а два детских пальчика. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук куклы. Можно изготовить куклы и специально для детских рук. Покажите ребятам как следует двигаться кукле, как её водить на ширме. Куклы должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе. Но зато с ними можно создать много весёлых сценок и использовать те же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним. КУКОЛ

КУКЛЫ МАРИОНЕТКИ. Куклы марионетки управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину - так называемую "вагу", где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам, коленям, локтям, голове. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актёр заставляет куклу двигать руками и ногами. Количество нитей может быть до тридцати штук - в этом случае куклой управляют несколько человек. Марионетки могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

НОВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ. ВИДЫ Создан новый вид игрушек для театра - игрушки с открывающимся ртом (пастью) ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Кроме вышеперечисленных кукол для кукольного театра изготавливают самые разнообразные оригинальные мягкие игрушки и сувениры, изготавливают также композиции из игрушек по любым известным сказкам и мультфильмам. Размер игрушек для композиции и их количество могут быть любыми.

ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ ТЕАТР ТЕНЕЙ Плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. Главное – силуэт. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ