Цвирко игорь балет год рождения. В балетной резервации — LiveJournal

Игорь Цвирко – солист Большого театра, известный партией в спектакле «Спартак» и ролью Рудольфа Нуреева в одноименной постановке Кирилла Серебренникова. В 2018 году артист уехал из России в Будапешт, чтобы работать в Венгерском национальном театре оперы и балета. Но не прошло и полугода, как Цвирко вернулся в Большой. Мы обсудили, почему он не представляет свою жизнь без родных страны и театра, каково приходится артистам, которые покидают Россию, и сравнили сегодняшнюю обстановку в балете с той, которая была во времена Нуреева и Барышникова.

Классический костюм или спортивный?

Зависит от мероприятия, ведь всегда нужно соблюдать дресс-код. В повседневной жизни предпочитаю casual, нежели костюм. В моей профессии достаточно проблематично носить классический костюм, потому что нужно быстро переодеваться из повседневных вещей в репетиционные и наоборот. Стараюсь выбирать то, что быстрее надеть.

При выборе одежды для вас важнее, чтобы она была комфортной или элегантной?

Я стараюсь совмещать комфорт и элегантность. Одеваться как нынешние хипстеры мне, наверное, немного не позволяет воспитание. Возможно, я нахожусь в каких-то модельных рамках, но меня учили одеваться строго, со вкусом и, главное, стараться быть джентльменом в стиле и выборе одежды. Я выбираю такой стиль, который был бы скромным, строгим и не слишком вычурным.

Одеваться как хипстер – это невоспитанно?

Нет, одеваться как хипстер – это быть свободным, когда неважно, что о тебе подумают. Иногда, наверное, я бы хотел так одеваться, но уже вряд ли смогу.

Вы любите экспериментировать со стилем или отдаете предпочтение проверенным вариантам?

Я бы не стал сам специально экспериментировать. Но если находятся люди, которые чем-то меня могут завлечь, предоставить какую-то возможность для экспериментов, то я всегда говорю «да». Потому что жизнь – короткая штука и почему бы не попробовать поэкспериментировать со стилем. Если бы Джон Гальяно предложил мне это, то я бы согласился.

Какую обувь вы носите чаще всего?

Кроссовки. Я стараюсь найти методику, чтобы не зашнуровывать их лишний раз.

Есть на молнии.

Да, но это не то.

У вас есть любимые аксессуары?

Нет, потому что я понял, что я очень рассеянный и забывчивый. Сколько раз я ни пытался носить всякие фенечки, все это оставалось либо в самолетах, либо в поездах, либо в отелях. Даже часы я ношу исключительно редко.

На кого вы ориентировались в вопросах стиля в детстве?

Как мне кажется, в большей степени стиль перенимаешь через актеров. Мне всегда очень нравилось, как выглядит в кино Брэд Питт. Мне нравились фильмы Гая Ричи – с юмором, сарказмом, но при этом всегда очень стильно сделано.

Последние фильмы бондианы – это вообще самая стильная картинка, которая может быть! И конечно, икона стиля – Дэвид Бекхэм.

Вы хотели бы, чтобы ваш сын брал пример с вас в вопросах стиля?

Может быть. Но если он будет не такой, как я, и у него будет свой вектор развития, то я его поддержу. Я не собираюсь ущемлять сына в свободе выбора. Если он захочет одеваться как-то по-другому, то welcome, пожалуйста. Не вижу в этом каких-то преград.

У вас есть мечта о какой-нибудь награде?

Не знаю. У меня нет «Золотой маски», поэтому было бы неплохо ее получить. Ну и Benois de la Danse (ежегодный балетный фестиваль, на котором награждаются артисты балета, хореографы, композиторы и сценографы. – Прим. ред. ). Это все, я думаю, вопрос времени или удачи. Чтобы повстречался и хореограф, и спектакль, в котором заметит жюри. Раньше был статус Principal danseur noble, наивысшая степень признания артистов балета мужского амплуа. Не знаю, что нужно сделать, чтобы обладать этим статусом. Я не гонюсь за наградами. Я больше думаю о том, чтобы творчество, которым я занимаюсь, доходило до зрителей и чтобы они получали удовольствие.

Год назад в одном интервью вы сказали: «Время артиста балета короткое. Наступает момент, когда ты хочешь перемен». Какие главные перемены произошли в вашей жизни за этот год?

За полгода уже столько перемен произошло. Век артиста действительно достаточно короткий. Если ты солист, то твой пенсионный возраст составляет 35 лет, если артист кордебалета, то 38. Ты получаешь пенсионную карточку и можешь ездить на метро бесплатно и пользоваться различными льготами. Поэтому каждый год на вес золота для артиста.

За последние полгода я сначала принял решение покинуть страну, но даже полугода не прошло, когда я понял, что мне очень тяжело без России и Большого театра.

Он был и остается моим домом, где я повзрослел и стал личностью. При этом в качестве примера всегда есть Нуреев, Барышников, которые уезжали и завоевывали себе имена. Но тогда это было другое время, сейчас уже все по-другому происходит. Есть артисты, которые уезжали в 18, сразу после выпуска: Мария Кочеткова, Полина Семенова. Тем, кто оканчивал хореографические училища за границей, было легче освоиться, чем мне в 29. Поэтому адаптационный период был непростой, и я быстро понял, что нужно возвращаться обратно. Вернулся, и опять все то же самое: все спектакли, работа. Все стало динамичным, вернулось в привычный ритм. Я понял, что спокойный ритм европейской жизни не для меня. Мне нужен хаос, мне нужно куда-то бежать, торопиться. В этом мире мне гораздо, как это ни парадоксально, спокойнее.

Про Нуреева и Барышникова вы говорили, что они оба были уникальными артистами и оба покинули Россию, потому что в этой стране они не могли нормально развиваться. Сейчас это изменилось? Теперь в России можно достичь желаемого успеха?

Я думаю, что в России возможно все. Ты можешь добиться чего угодно, главное, четко понимать, чего ты хочешь. При этом, конечно, можно сколько угодно говорить, что можно всего добиться, но, если не будет удачи, если тебе не попадутся люди, которые могут воплотить твою мечту, это будет непросто. Важно разговаривать с людьми, рассказывать им о своих планах. Кто знает, может, сегодня мы с вами поговорим, а через пару месяцев кто-то из нас поможет друг другу в реализации какой-нибудь мечты. Есть много примеров, когда какое-нибудь случайное знакомство оборачивается для людей огромным успехом. Из последнего яркий пример – это Сергей Бурунов. После сериала «Полицейский с Рублевки» этот актер стал появляться везде. То же самое было с Андреем Краско: его не замечали, но потом он снялся в «Агенте национальной безопасности», и его актерская карьера пошла в гору, хотя он был уже далеко не молод. Нурееву было тяжело, потому что его амбиции захлестывали его в советской системе, которой все было подчинено. Ты не мог быть лучше, чем тот, кто был до тебя, и это, наверное, очень сильно зажимало Нуреева – он хотел развиваться, но его пытались остановить, чтобы не выделялся. Быть особенным было в советское время неправильно. Я думаю, что это в какой-то мере помешало и Михаилу Барышникову. Каждый из них нашел себя за границей. Но иногда, когда ты находишься в своей стране, тебе кажется, что в какой-то момент тебя недооценивают, и хочется глобальных перемен. Но стоит тебе уехать, как тебя сразу ждут обратно и ты очень нужен. И ты сам понимаешь, что где было хорошо, а где нет. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Если находишь людей, которым ты доверяешь, которые тебя поддерживают, это очень важно. Главное, найти поддержку. А поддержка всегда в наших близких.

Знаю, что вы хотели сняться в кино. У вас сохранилось это желание?

Да, желание очень большое. Как раз сейчас в апреле выходит фильм Рэйфа Файнса о Нурееве, где снимается мой коллега Олег Ивенко, с которым мы проходили кастинг на роль Рудольфа. В итоге выбор пал на него, и я ему желаю успеха. Своего Нуреева я воплотил в премьерном спектакле в Большом театре. Каждый остался при своем, но сыграть в кино я до сих пор мечтаю. Не знаю, получится ли. Наверное, надо что-то делать в этом направлении.

Можно сказать, что балет и театр – вещи в каком-то смысле родственные. К тому же вы работали с театральным режиссером Кириллом Серебренниковым, который ставил «Нуреева». Хотели бы вы сами попробовать сыграть в спектакле?

Безусловно, я не хочу забирать хлеб у актеров, которые обучаются этому много лет, а потом ищут возможность сыграть несколько ролей. Но, если бы режиссеру было интересно пригласить меня в качестве актера, я бы с удовольствием попробовал. Как я говорил, жизнь одна, и если тебе выпадает шанс попробовать что-то, то почему нет? Конечно, попробовать себя именно в драматическом разговорном жанре очень интересно: в кино, в театре. К сожалению, в балетном спектакле мы ограничены в вопросах языкового аспекта. Надеюсь, что со временем что-нибудь из этого воплотится. Главное же – мечтать.

Что было бы интереснее: классические постановки или что-то современное, перформансы?

Скорее всего, в моем случае это было бы что-то современное, в жанре перформанса. Наверное, то, что сейчас идет в «Гоголь-центре». Там показываются классические вещи, но в современном прочтении.

Балет пока остается искусством «не для всех». Если человек хочет разбираться в балете, какие спектакли нужно посетить в первую очередь?

Есть люди, которые вообще никогда не были на спектакле. Как мне кажется, вести их на «Лебединое озеро» очень опрометчиво, потому что музыка Чайковского и это действие может как заинтересовать, так и вогнать в легкую тоску. Мой совет – выбирать что-то короткое, динамичное или же с глубоким смыслом. Если говорить про Большой театр, то я бы назвал балет «Светлый ручей»: он веселый, с юмором и легко понятен. Второй балет – «Дон Кихот». Там все просто: Испания, солнце, Барселона. «Укрощение строптивой», потому что короткий и динамичный спектакль. Четвертый – «Герой нашего времени», потому что это наше, русское, интересное. И, скорее это должно было быть на первом месте, балет «Спартак», потому что там тоже все понятно: мужской балет, где нет слабых мест и который очень интересно смотреть любому зрителю. Я думаю, что после этих спектаклей зритель захотел бы в театр пойти еще раз и посмотреть что-нибудь другое.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.сайт.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.сайт.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.

3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

Доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

Приобретение электронных билетов;

Предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

Получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

Доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

Доступ к средствам поиска и навигации;

Предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

Иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.

7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

Сбор и накопление;

Хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления администрации Сайта;

Уточнение (обновление, изменение);

Уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

Исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Большой театр обнадежил всех, кому в декабре не удалось попасть на премьерные показы скандально известного балета Кирилла Серебренникова «Нуреев»: спектакль скорее жив, чем мертв, и будет вновь показан в начале лета. B кулуарных беседах с исполнителями главной партии, премьером Большого театра Артемом Овчаренко и ведущим солистом Игорем Цвирко, ELLE раскрывает секрет успеха главного культурного события последних лет.

Артем Овчаренко

Премьер Большого театра

ELLE Ваше первое знакомство с образом Нуреева состоялось три года назад во время съемок фильма BBC «Рудольф ­Нуреев: Танец к свободе», где вы исполнили главную роль. Что нового вы открыли, работая над балетом?

Прежде всего я понял, что на Нуреева нельзя вешать ярлыки «хороший» и «плохой». Он был гениальной личностью. Конечно, со своими особенностями. У него было ужасно сложное детство. Он жил в бедности, донашивал одежду за сестрами и ходил на занятия босиком - отсюда и компенсаторная тяга к роскоши: все эти ковры, антиквариат и острова, которые он покупал в конце жизни. Всем известно, что Нуреев был эпатажным и весьма несдержанным, мог оскорбить человека на пустом месте, нахамить - это то, к чему он привык, потому что ему самому хамили, гнобили, обзывали недоучкой. Он был неоднозначным. Таким я и стремился его показать.

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Semen Utkin

Наверное, нелегко было примерять на себя его образ?

Очень. Я абсолютный антипод Рудольфа. Я мирный и дружелюбный человек, очень привязан к своей семье. Но на сцене мне необходимо было выработать в себе качества Нуреева, прочувствовать их. Мне это удалось - но лишь на время спектакля.

Не было соблазна перенять у него что-то?

Ни в коем случае. Сам Нуреев ни на кого не равнялся, и на это есть причина - когда ты перенимаешь поведение другого человека, становишься его копией, перестаешь быть собой. А для артиста очень важно принадлежать только себе самому. Когда пытаешься что-то кому-то доказать - педагогу, родителю, чиновнику в зале, - теряешь свою конгруэнтность, целостность. Такого танцора всегда видно издалека - он будто всем своим видом пытается сказать: «Смотрите, как я кручусь, как я прыгаю». В его танце нет души. Именно внутренняя целостность помогла Нурееву выстоять. На него давило КГБ, он переживал дикий стресс из-за отъезда из Советского Союза, его освистывали зрители. Но Рудольф верил в то, что он легенда. Просто мир пока об этом не знал.

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Semen Utkin

Одной из сильнейших сцен балета критики считают дуэт Нуреева с его возлюбленным - датским танцовщиком Эриком Бруном. Из-за нее прошлым летом создателей обвиняли в пропаганде гомосексуализма. Но на премьере она выглядела более чем пристойно и корректно...

Все мы знаем, какой ориентации был Нуреев. Можно делать на этом акцент, а можно просто это не скрывать - чувствуете разницу? В первом случае есть большая вероятность скатиться в пошлость. Мы же поставили дуэт двух партнеров, а порой и соперников, оставляя зрителям шанс самим все понять. А что касается обвинений - конечно, куда проще вообще ничего не созидать и заранее сказать: «Это плохо», «Это никому не понравится» - и распространить эти домыслы в СМИ и соцсетях. И гораздо сложнее сделать так, чтобы люди, пришедшие в театр, увидели спектакль и смогли судить, основываясь на собственных впечатлениях. Хорошо, что «Нуреев» все-таки состоялся и нам удалось донести до зрителя то, что задумывалось авторами. После премьеры ко мне подходили люди, которые знали Нуреева лично, - они говорили, что ­спектакль стал для них откровением.

«Нуреев» - это прорыв для всех нас и, конечно, для Большого театра

Ваша любимая сцена?

Финал. Когда Нуреев спускается в оркестровую яму, чтобы дирижировать оркестром на «Баядерке». Это мощный драматический момент - я даже брал несколько уроков у дирижера, чтобы все выглядело убедительно. На мой взгляд, главная заслуга Кирилла Серебренникова в том, что он показал: сегодняшний артист балета не просто танцует - он должен быть мультифункциональным, сочетая в своей работе танец, акробатику и драму. И этот спектакль - профессиональный прорыв для всех нас и, конечно, для ­Большого театра.

Игорь Цвирко

Ведущий солист Большого театра

ELLE Вы оказались в ситуации «третьего лишнего» - премьерные спектакли были отданы вашим коллегам: Артему Овчаренко и Владиславу Лантратову. Что вы почувствовали?

После того как премьера была отложена, вместо четырех спектаклей осталось два, хотя всем было ясно, что у нас три состава исполнителей. Мне предложили выступить на генеральном прогоне, и я воспринял это как долгожданный шанс станцевать партию, которая оставила на мне сильнейший эмоциональный отпечаток. На тот момент было совершенно непонятно, что будет с балетом дальше.

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Semen Utkin

Даже после тех изменений, которые были внесены в спектакль к премьере?

Вы удивитесь - никаких изменений не было. Состав исполнителей и планируемые сцены остались на своих местах. Единственное, что поменялось: после ареста Кирилла Семеновича вся организационная часть легла на плечи хореографа Юрия Посохова. А это колоссальная работа, потому что только Серебренников понимал, как соединить вместе почти 300 человек, отвечающих за балет, оперу и драму.

Есть те, кто все время учится. Серебренников из таких, он не сдается

А как же требование убрать со сцены обнаженных танцоров, которые были названы «непристойными», - его ­выполнили?

По мне, все обвинения в непристойности высосаны из пальца. Их распространяли люди, которые и спектакля-то не видели. Полная профанация. Максимальное обнажение происходит в сцене съемки Нуреева у фотографа Ричарда Аведона - герой находится в бандаже, и никакие «вызывающие вопросы» части тела не видны. Да, в спектакле есть необычные режиссерские задумки - например, момент с трансвеститами, призванный показать мир свободы, в который попадает герой после отъезда из Союза. Но наши танцоры виртуозно ходят на каблуках. Никакой пошлости.

ФОТО Alexey Kolpakov СТИЛЬ Semen Utkin

На ваш взгляд, почему Рудольф Нуреев как персонаж актуален сегодня?

Он выступал 300 дней в году, все время превозмогал себя, можно даже сказать, истязал свое тело, чтобы усовершенствовать каноны танца. Нуреев был первым, кто начал делать вращения на высоких полупальцах и позже, уже во Франции, занялся преобразованием танцевальных костюмов. За это никто не решался взяться, но он оказался реформатором - и оправданно считал себя лучше других, всех тех, кто сидел на пригретых местах и не желал развиваться. Посмотрите видеозаписи, на которых он в хорошей форме, - очень немногие из нынешних премьеров способны это повторить. Нуреев, Барышников - они уникальны. И оба покинули Россию. Им было здесь тесно. Они хотели, в первую очередь, развития, чего страна в то время им обеспечить не могла. Я уверен, что страхи у них тоже были: за рубежом все могло сложиться совсем не радужно. Но Нуреев был человеком с огромной силой воли. Его отец не верил в него, на первых выступлениях зрители забрасывали его помидорами, но он не сдался.

МЕЖДУ ОТЧАЯНИЕМ И БЕССИЛИЕМ

Нынешняя "Легенда о любви" в Большом театре могла бы называться "Легендой о Мехменэ Бану". В разных составах, при разном соотношении опыта и сил занятых в балете исполнителей, центром спектакля становится не судьба художника, пожертвовавшего личным счастьем во имя призвания, не любовная драма разлученной с ним царевны, а трагедия царицы, отдавшей свою красоту. Так случилось и 19 мая.

Мария Виноградова и Игорь Цвирко достовернее других виденных мною Ширин и Ферхадов станцевали дуэт-встречу. Подобные скерцозные эпизоды хорошо подходят невысоким артистам. Игорь, кроме того, выделился мощными прыжками в погоне, а Мария - текучими "водными" па де буррэ. И все равно их герои были лишь участниками истории Мехменэ Бану.

Екатерина Крысанова подчеркнула стилизованный характер этой партии. Каждая ее поза вычерчивалась таинственным иероглифом. Пластика рук напоминала о движениях исполнителей катхакали, об изысканной игре кистей у актеров пекинской оперы. Танец Крысановой тянулся через выжженную, иссушенную атмосферу "Легенды..." так же, как тянется фреска по стене заброшенного обитателями дворца: камни потрескались и выветрились, но оставшиеся краски еще рассказывают старинную историю языком условных, отточенных веками символов.

Безусловными были чувства героини. Она то вспыхивала отчаянием, готовая прокричать о своих страданиях земле и небу, то поникала от сознания невозможности что-либо изменить. И тогда, из этого бессилия, рождались самые проникновенные, смоченные прозрачной влагой слез, моменты в спектакле. Медленно и доверчиво шагала царица к Незнакомцу, до конца сохраняя надежду, что он передумает забирать ее красоту. Всем телом отзывалась на ласки Ферхада в сцене видений, и в то же время понимала нереальность этих ласк. Черным мотыльком порхала в последнем трио, навсегда прощаясь со своей любовью.

Два с половиной года назад на премьере возобновленной "Легенды..." Светлана Захарова показала страдания, которые учат: через боль и самоотречение ее героиня шла к высшей мудрости. Позднее Мария Александрова сыграла страдания, выжигавшие страсть дотла - так, что в наступившем бесчувствии Мехменэ обретала желанный покой. Екатерина Крысанова рассказала историю о том, как через все испытания и искушения судьбы царица проносит свою душу незамутненной.

Возможно, именно поэтому ей дано своеобразное утешение в лице Визиря.

Подобно остальным современным исполнителям этой роли, Денис Савин не играл любви к Мехменэ. Но, в отличие от остальных визирей, его герой выглядел по-настоящему достойным соратником своей повелительницы. Не только адажио перед погоней, но и все другие эпизоды, в которых царица и визирь действуют одновременно, Крысанова и Савин провели как дуэты. Когда Мехменэ отворачивалась от придворных, она точно знала: Визирь у нее за спиной предпримет ровно то, что необходимо предпринять. Когда в предпоследней сцене она опиралась рукой о плечо Визиря - становилось ясно, что это не случайный жест и не часть придворного церемониала. Героиня действительно подошла к тому, кто способен ее понять. Пусть не в личной жизни, но в государственных делах царице было в ком искать поддержки.

Второй акт спектакля украсило выступление Георгия Гусева в партии шута. Обычно, выделяя кого-то из артистов, отмечают особенности исполнительской трактовки. Про Георгия ничего такого я сказать не могу - его шут выглядел вроде бы обычным. Но сам танец был исключительно правильным и музыкальным. Он вписался еще одним, ярко-красным, иероглифом в старинную книгу "Легенды...".

А. С. Галкин.
Данный текст охраняется авторским правом. Его прямое или скрытое цитирование без указания имени автора запрещено

2007
партия в балете «Класс-концерт» (на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
Учитель танцев («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссер Ю. Борисов)
Синьор Помидор («Чиполлино» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова)
финальный вальс и апофеоз («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)

2008
па де сис (участник премьеры в Большом театре), Гурн («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга)
Ален («Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона)
Магедавея, танец с барабаном («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
пара в фиолетовом («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) — был в числе первых исполнителей балета в Большом театре

2009
мазурка («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева)
бандиты («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича)
Гармонист («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
Квазимодо

2010
марсельский танец («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена)
друзья Тибальда («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича)
конюхи, Арап («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, новая хореографическая редакция С. Вихарева)
Кот в сапогах («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
квинтет («Herman Schmerman» Т. Виллемса, хореография У. Форсайта)

2011
Флоран, друг Феба («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева)
партия в балете «Chroma» Дж. Тэлбота, Дж. Уайта (хореография У. МакГрегора) -
партия в балете «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского (хореография И. Килиана) - участник премьеры в Большом театре
четыре пастуха
(фрагмент балета «Спартак», показанный в концерте в честь открытия исторической сцены Большого театра)
Злая Фея Карабос («Спящая красавица»)

2012
Русская кукла
(«Щелкунчик»)
четыре щеголя («Анюта» на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева)
танец невольников («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
па де т р уа в «Изумрудах» (I части балета «Драгоценности») на музыку Г. Форе (хореография Дж. Баланчина) - участник премьеры в Большом театре
дуэт («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло)
две пары («Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Посохова)
первая вариация в па д’аксьон, Дж он Бу ль/Пас с ифонт («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
о прич ники («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)
па де де («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю.Григоровича)
Тру б очи ст («Мойдодыр» Е. Подгайца в постановке Ю. Смекалова)
Черт («Щелкунчик»)

2013
Золотой божок («Баядерка»)
пешех оды, странная игра, эмбрионы («Квартира», музыка Fleshquartet, постановка М. Эка)
три пастуха («Спартак » А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича )
Меркуцио («Ромео и Джульетта»)
Шут («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича)
Марко Спада, Пепинелли (первый исполнитель в Большом театре) («Марко Спада» на музыку Д. Ф. Э. Обера, хореография П. Лакотта по Ж. Мазилье)

2014
Базиль
(«Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Граф N («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера)
сарацинский танец («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Горте нз ио («Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо) - первый исполнитель
Филипп («Пламя Парижа» )
Шут, друзья Ферхада («Легенда о любви» А.Меликова, хореография Ю.Григоровича)

2015
Лаэрт
(«Гамлет» на музыку Д. Шостаковича в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару ) - первый исполнитель
главная партия в «Рубинах» (II части балета «Драгоценности») на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина) - дебютировал на гастролях Большого театра в Гонконге
Ферхад («Легенда о любви»)
Злой гений («Лебединое озеро» во второй редакции Ю. Григоровича)
Печорин («Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Бэла», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников) - первый исполнитель
пара в красном («Русские сезоны»)

2016
партия в балете «Совсем недолго вместе»
на музыку М. Рихтера и Л. ван Бетховена (хореография П. Лайтфута и С. Леон) - участник премьеры в Большом театре
Конрад («Корсар»)
Граф Альберт («Жизель» в редакции Ю. Григоровича)
Беглец («Ундина» Х. В. Хенце, хореография В. Самодурова) - первый исполнитель
Классический танцовщик («Светлый ручей»)
Солор («Баядерка»)
Абдерахман («Раймонда»)
Щелкунчик-принц («Щелкунчик»)

2017
премьеры
(«Этюды» на музыку К. Черни, хореография Х. Ландера)
Петруччо («Укрощение строптивой»)
Хозе («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо)
пара в красном («Забытая земля» на музыку Б. Бриттена, хореография И. Килиана)
заглавная партия («Спартак»)
Меркуцио («Ромео и Джульетта» в постановке А. Ратманского) -

2018
Нуреев
(«Нуреев» И. Демуцкого, хореография Ю. Посохова, режиссер К. Серебренников)

2019
Леонт
(«Зимняя сказка» Дж. Тэлбота, хореография К. Уилдона)
Голубая птица («Спящая красавица»)
Петр («Светлый ручей»)
Оффенбах («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха/ М. Розенталя, хореография М. Бежара) – первый исполнитель в Большом театре
солист III части («Симфония до мажор» Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)
заглавная партия («Иван Грозный»)

В 2016 г. в рамках Молодежной программы балета Большого театра (проект «Лица», Новая сцена) выступил в балете «Любовь есть везде» на музыку И. Стравинского (хореография Ивана Васильева).

Гастроли

Октябрь 2018 г. - партия Принца в балете «Золушка» С. Прокофьева с балетной труппой петербургского Михайловского театра (хореография Р. Захарова, балет возобновлен М. Мессерером; Золушка – Элла Перссон).
Декабрь 2018 г., февраль 2019 г. – заглавная партия в балете «Спартак» А. Хачатуряна (хореография Г. Ковтуна), Михайловский театр (Валерия – Ирина Перрен, Анжелина Воронцова соответственно).
Декабрь 2018 г. – партия Щелкунчика-принца в балете «Щелкунчик» П. Чайковского (хореография В. Вайнонена, постановка И. Зеленского) с балетной труппой Новосибирского государственного академического театра оперы и балета/ НОВАТ (Маша-принцесса – Ксения Захарова).
Июнь 2019 г. – партия Базиля в балете «Дон Кихот» (хореография М. Петипа, А. Горского в редакции М. Мессерера), Михайловский театр (Китри – Анна Тихомирова).

Распечатать