Экзистенциальная психология – что такое экзистенциальный подход в психологии? Что такое экзистенциальная психотерапия и ее цели.

Собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути.

Термин происходит от позднелатинского existentia существование. В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии философией существования, возникшей в двадцатом столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Идейным истоком экзистенциализма явилось учение Кьеркегора феноменология философия жизни. Центральное понятие учения экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности. В узком смысле термин экзистенциальная психотерапия обычно упоминается, когда речь идет об экзистенциальном анализе Франкла. В более широком смысле под экзистенциальной психотерапией понимается гуманистическое направление в психотерапии в целом.

В 1963 г. президент ассоциации экзистенциальной психотерапии Джеймс Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих постулатов:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
  3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Главной особенностью экзистенциальной психотерапии является ее направленность на человека как бытие-в-мире, т.е. на его жизнь, а не на личность как изолированную психическую целостность (кстати, многие экзистенциальные терапевты избегают использовать понятие «личность»). Само понятие «экзистенция» в дословном переводе означает «возникновение», «появление», «становление». Это точно отражает суть всего экзистенциализма не только в психологии и психотерапии, но и в философии, искусстве, литературе и т.д. В нём главным является не человек как статический набор характерологических и личностных качеств, форм поведения, психодинамических механизмов, а как существо, постоянно возникающее, становящееся, т.е. существующее.


Основная цель экзистенциальной терапии помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять ею предоставляемые возможности и границы этих возможностей. При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестройку его личности; всё внимание сосредоточено на понимание процесса конкретной жизни, в её повседневности проявляющихся противоречий и парадоксов. Если человек видит реальность не искаженной, он избавляется от иллюзий и самообмана, отчётливее видит своё призвание и свои цели в жизни, видит смысл в повседневных заботах, находит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Другими словами, экзистенциальная терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека. Хотя это только самое общее определение целей экзистенциальной психотерапии, видно, что она больше похожа не на психологический анализ личности, а на философское исследование жизни человека.

Именно по этой причине экзистенциальная психотерапия изначально взаимосвязана с философией. Похоже, что она является единственной психотерапевтической школой, методы которой имеют достаточно чёткое философское обоснование. Среди западных философов, имеющих исключительное значение для экзистенциальной психотерапевтической практики можно выделить основоположника экзистенциальной философии, датского мыслителя С.Кьеркегора, классика современной экзистенциальной философии, немецкого философа М.Хайдеггера, немецких философов М.Бубера, К.Ясперса, П.Тиллиха, французского философа Ж.-П.Сартра, хотя это и не исчерпывающий список имён. Среди русских философов, работы которых важны для экзистенциальной терапии, можно назвать в первую очередь В.Розанова, С. Трубецкого, С.Франка, Н.Бердяева, Л.Шестова. Многие свои понятия экзистенциальная терапия позаимствовала из экзистенциально-философского словаря экзистенция, бытие-в-мире (Dasein), чувство бытия, подлинность и неподлинность бытия и т.п.

Первую попытку соединения философии и психиатрии предпринял швейцарский психиатр и психоаналитик Людвиг Бинсвангер в 30-х годах нашего века, предложив концепцию экзистенциального анализа (Daseinanalyse). Его можно считать основоположником экзистенциальной терапии. Хотя сам он практической психотерапией не занимался, но определил принципы феноменологического описания внутреннего мира пациента, с чего и начинается экзистенциальная терапия.

Первую по настоящему психотерапевтическую экзистенциальную концепцию предложил другой швейцарский психиатр Медард Босс в 40-50 годах нашего века. Его версия экзистенциального анализа по форме была психоаналитической терапией, но реформированной на основе хайдеггеровской философии. При сохранении аналитического понятийного аппарата и методов, они, тем не менее, толковались в экзистенциальном или, как говорил М.Босс, в онтологическом контексте. Дазайнанализ как одно из направлений экзистенциальной психотерапии продолжает своё развитие и в наши дни.

Очень плодотворной и оригинальной экзистенциальной психотерапевтической школой является логотерапия австрийского психотерапевта Виктора Франкла. В ней в качестве краеугольного камня в жизни человека рассматривается стремление человека к смыслу. Сама логотерапия является системой способов помощи человеку в преодолении экзистенциальной пустоты, при потери смысла существования.

Для развития экзистенциальной терапии очень важна её американская ветвь, хотя в США экзистенциальная терапия не пользуется большой популярностью. В первую очередь следует упомянуть известного американского психолога, одного из отцов движения гуманистической психологии Ролло Мейя. Он первым, опираясь на европейскую экзистенциальную и феноменологическую традицию, сформулировал предпосылки и основные характеристики экзистенциальной установки терапевта в психотерапии (он отрицал существование экзистенциальной терапии как самостоятельного направления в психотерапии). Близко связанной с его концепцией является гуманистическая-экзистенциальная психотерапия Джеймса Бьюджентала, в которой он пытается соединить принципы гуманистической и экзистенциальной психологии (хотя они нередко противоречат друг другу).

Современные представления об экзистенциальной терапии развивает так называемая английская школа, самыми яркими представителями которой являются Эмми ван Дойрцен и Эрнесто Спинеллию.

Что выделяет экзистенциальную терапию среди других психотерапевтических школ? Прежде всего, это понимание человека как бытия-в-мире или как непрерывного процесса жизни, в которой неразрывно связана самость человека и его мир как контекст жизни. Таким образом, если хотим по настоящему понять человека, прежде всего должны исследовать его жизнь, проявляющуюся в его отношениях с миром. Выделяются 4 основные измерения человеческой экзистенции (бытия-в-мире): физическое, социальное, психологическое (личное) и духовное (надличное). В каждом из этих измерений человек «встречается» с миром и, переживая его, формирует свои базисные предпосылки (установки) жизни. Понять человека значит понять, как он существует одновременно в этих основных измерениях жизни в качестве сложнейшего био-социо-психо-духовного организма.

Другой фундаментальной особенностью экзистенциальной терапии является стремление к пониманию человека через призму его внутренних онтологических характеристик или универсальных экзистенциальных факторов. Это факторы, которым подвластна жизнь каждого человека. Нами выделяется 7 таких универсальных характеристик человека:

  1. чувство бытия;
  2. свобода, её ограниченность и ответственность за неё;
  3. конечность человека или смерть;
  4. экзистенциальная тревога;
  5. экзистенциальная вина;
  6. жизнь во времени;
  7. смысл и бессмысленность.

В процессе психотерапии рассматриваются установки клиента по отношению к этим универсальным обстоятельствам жизни, в которых и скрыты корни наших психологических трудностей и проблем.

Психологическое здоровье и возможность психологических расстройств экзистенциальная терапия связывает, соответственно, с подлинным и неподлинным способом существования. Жить подлинной жизнью, согласно Дж. Бьюженталу, значит полностью осознавать настоящий момент жизни; выбрать, как прожить этот момент; и принять ответственность за свой выбор. В реальности это достаточно сложно, поэтому большую часть жизни люди живут неподлинной жизнью, т. е. склоняются к конформизму, отказываются от риска, связанного с выбором, ответственность за свою жизнь пытаются переложить на других. Поэтому практически все люди в течении жизни постоянно сталкиваются с разными трудностями, проблемами, иногда достигающими степень выраженных расстройств.

В экзистенциальной терапии терапевтические изменения связываются, прежде всего, с расширением сознания клиента, с появлением нового понимания своей жизни и возникающих в ней проблем. Что делать с этим новопоявившимся пониманием дело и ответственность самого клиента. С другой стороны, реальные результаты терапии должны проявляться не только во внутренних изменениях, но и обязательно в реальных решениях и действиях. Тем не менее, эти действия должны быть обдуманными, учитывая их возможные негативные последствия, скорее сознательными, чем спонтанными.

Иногда экзистенциальной терапии предъявляется упрёк в чрезмерном пессимизме, проявляющемся в подчёркивании не столько неограниченных возможностей человека, сколько границ этих возможностей, в том числе и в терапевтических изменениях. Но это является скорее проявлением реализма, а не пессимизма. Экзистенциальная терапия выступает за реалистичный взгляд на жизнь и принятие многих обстоятельств как заданных, неизбежных.

Клиентами экзистенциальной терапии могут быть без исключения все люди. Существует единственное требование активное включение самого человека в процессе исследования его жизни, желание как можно более открыто и честно, всесторонне посмотреть на свою не всегда удачную жизнь. С другой стороны, именно экзистенциальная терапия может быть наиболее эффективной в психотерапевтической помощи людям, попавшим в жизненные кризисы, столкнувшимся с исключительными обстоятельствами жизни. Это переживание бессмысленности, пустоты жизни, апатия и депрессия, суицидальные намерения, резкие изменения в качестве и в образе жизни (потеря работы, выход на пенсию, одиночество, ухудшение в качестве жизни, личные и профессиональные неудачи, развод и т. п.), потеря близких людей и переживание утраты, столкновение со смертью (несчастные случаи, неизлечимые болезни) и т. д. Экзистенциальная терапия в качестве вспомогательного средства может быть полезна при хронических или острых соматических заболеваниях, в работе с психическими больными в целях лучшего понимания и большего принятия изменившихся реалий жизни.

Задача традиционной психотерапии проявить в сознании глубинные явления душевной жизни. В противоположность этому логотерапия стремится обратить сознание к подлинно духовным сущностям. Логотерапия как практика экзистенциального анализа призвана в первую очередь привести человека к осознанию собственной ответственности так как осознание ответственности является основой основ человеческого существования. Поскольку быть человеком это быть осознающим и ответственным, экзистенциальный анализ это психотерапия, основанная на принципе осознания ответственности.

В явном или неявном виде этот вопрос присущ сам ой природе человека. Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке. Так, вполне возможно представить себе высокоорганизованных животных даже среди насекомых скажем, пчел или муравьев, - которые во многом превзошли человека по части организации своих сообществ. Но невозможно представить, чтобы подобные создания задумывались о смысле собственного существования, сомневаясь, таким образом, в нем. Только человеку дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить всю неоднозначность бытия. Эта способность сомневаться в значимости собственного существования значительно больше выделяет человека среди животных, чем такие его достижения, как прямохождение, речь или понятийное мышление.

Проблема смысла жизни в своем предельном варианте может буквально завладеть человеком. Она становится особенно насущной, например, в подростковом возрасте, когда взрослеющие молодые люди в своих духовных исканиях вдруг обнаруживают всю неоднозначность человеческого существования. Как-то преподаватель естественных наук в средней школе объяснял старшеклассникам, что жизнь любого организма, в том числе и человека, в конечном счете есть не что иное, как процесс окисления и сгорания. Неожиданно один из его учеников вскочил и бросил учителю полный волнения вопрос: «Если это так, то в чем же тогда смысл жизни?». Этот юноша уже ясно осознал ту истину, что человек существует в иной плоскости бытия, чем, скажем, свеча, которая стоит на столе и сгорает, пока не угаснет совсем. Существование свечи можно объяснить как процесс сгорания. Человеку же присуща принципиально иная форма бытия. Человеческое существование принимает форму исторического бытия, которое в отличие от жизни животных всегда включено в историческое пространство («структурированное» пространство, по Л.Бинсвангеру) и неотделимо от системы законов и отношений, лежащих в основе этого пространства. И этой системой отношений всегда управляет смысл, хотя он может быть и не выраженным явно, а возможно, совсем не поддаваться выражению.

Данности существования - это конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире.
Существуют четыре конечные данности - смерть, свобода, изоляция, бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных факторов.

Смерть. Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придёт, и от нее никуда не деться. Это ужасающая правда, которая наполняет нас «смертельным» страхом.

Говоря словами Спинозы, «всё сущее стремится продолжать своё существование», противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить - это центральный экзистенциальный конфликт.

Свобода. Эта данность менее очевидна. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремится ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас.

В экзистенциальном смысле «свобода» - это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем).

На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир - иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами - ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.

Экзистенциальная изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция - и от других созданий, и от мира - скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остаётся последняя и непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен покидать его.

Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большому целому.

Бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире - какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живём? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано - значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел.

Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамический конфликт порождён дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.

Во все времена люди сталкивались с психологическими проявлениями, такими как разочарование, усталость от жизни, неуверенность в себе, переходящими в депрессию. Проблемы в разные эпохи были тоже разные, но чувства и переживания людей похожи. Сегодня все чаще человек страдает от утраты смысла жизни и внутренней опустошенности, причиной которых становятся какие-то жизненные неурядицы. Помочь таким людям призвана экзистенциальная психотерапия.

Понятие экзистенциальной психотерапии

Экзистенциальная психотерапия - это свод правил и психологических подходов для возвращения человека к нормальной жизни, полной забот и смысла. Здесь делается упор на осознание себя не как отдельного объекта, замкнутого в себе и своих переживаниях, а как части бытия, реальности вокруг. Терапия формирует ответственность за свою жизнь и происходящее в ней. Сам термин произошел от латинского existentia - «существование». и психотерапия тесно перекликаются с философией. В двадцатом веке возникло такое направление, как «философия существования», которое близко по своей сути экзистенциальной психотерапии.

Экзистенциальное направление в психотерапии зародилось благодаря Основополагающим стало его учение, над которым он работал в 1830-х годах. Его основные постулаты говорили о том, что человек неотделим от внешнего мира, общественной жизни. Главные составляющие человеческого бытия - совесть, любовь, страх, забота, решимость. Человек начинает осознавать свою сущность в экстремальных ситуациях, коими выступают смерть, борьба, страдание. Переоценивая былое, человек становится свободным. Кьеркегор ввел понятие экзистенции, неповторимой и единственной в своем роде человеческой жизни, отдельной для каждого индивида. Он обнаружил связь с переломными моментами в судьбе и осознанием себя, другим взглядом на себя и на жизнь после пережитого потрясения.

Постулаты Бьюдженталя

Джеймс Бьюдженталь - президент ассоциации экзистенциальной психотерапии. В 1963 году он выделил основные понятия экзистенциальной психотерапии:

  • Человек - это целостное существо, которое должно быть оценено и изучено в сумме всех его составляющих. Другими словами, частичные функции не могут служить для оценки личности, только все факторы в целом.
  • Жизнь человека не обособлена, а завязана межличностными отношениями. Человека нельзя изучить, не принимая во внимание его опыт общения.
  • Понять личность возможно, только учитывая её самосознание. Индивид непрерывно оценивает себя, свои действия, мысли.
  • Человек является создателем своей жизни, он не сторонний наблюдатель, мимо которого пролетают картинки бытия, а активный участник действа. Получаемый опыт он создает сам.
  • В жизни человека есть смысл и цель, мысли его направлены в будущее.

Экзистенциальная психотерапия направлена на изучение человека в жизни, в окружающем его мире, со своими жизненными ситуациями. Каждый из нас приобретает свой жизненный опыт в общении с окружающим миром, с другими людьми. Это и складывает нашу психологическую картину, без которой в психотерапии невозможно помочь пациенту. Набор личных качеств не даст полного осознания личности, человек не живет изолированно, внутри своего кокона, он постоянно развивается, меняет формы поведения, оценивает окружение и, исходя из этого, выполняет те или иные действия. Поэтому некоторые психологи избегают понятия личности, так как оно не позволяет полностью изучить все аспекты существования и сознания человека.

Цели терапии

Экзистенциальная психотерапия имеет своей целью направить мысли человека в правильное русло, помочь разобраться в жизни, понять ее важность и все предоставленные возможности. Терапия не предусматривает изменения личности пациента. Все внимание направленно именно на саму жизнь, на переосмысление некоторых событий. Это дает возможность по-новому взглянуть на реальность, без иллюзий и домыслов, и выстроить планы на будущее, определить цели. Экзистенциальная психотерапия смысл жизни определяет в повседневных заботах, в ответственности за собственную жизнь и свободе выбора. Конечная цель - путем создания нового взгляда на бытие сделать его гармоничным. Можно сказать, что терапия помогает понять жизнь, учит противостоять проблемам, находить пути их решения, изучает все возможности для улучшения своего существования и побуждает к действию. Пациенты воспринимаются не больными людьми, а не умеющими рационально использовать свои возможности, уставшими от жизни. Если человек запутался в жизни и своих мыслях, большая ошибка - относиться к нему, как к больному. Так считают представители экзистенциальной психотерапии. Нельзя относиться к нему, как к беспомощному человеку, нужно лишь помочь ему переосмыслить происходящее вокруг и выбрать правильную дорогу, по которой он пойдет в будущее осмысленно и с определенной целью. Цель не состоит в изменении личности, но после прохождения терапии человек может сам понять, что ему нужно в чем-то поменяться, чтобы улучшить свою жизнь, что сейчас он живет не так, как хочется, потому что нужны решительные действия. Экзистенциальная психотерапия - это возможность получения знаний и свободы, силы, терпения. Она учит не закрываться от действительности, не прятаться от проблем, а изучать и чувствовать жизнь через страдания, переживания, разочарования, но воспринимать их адекватно.

Психотерапия и философия

Теперь становится понятно, почему экзистенциальная традиция в психотерапии произошла от философии, и почему она тесно с ней взаимосвязана. Это единственное психотерапевтическое учение, принципы которого обоснованы с помощью философии. Основоположником экзистенциального учения можно назвать датского мыслителя Серена Кьеркегора. Другие западные философы, которые внесли большой вклад в развитие экзистенциальной школы: немецкий философ, классик экзистенциональной философии М. Хайдеггер, а также М. Бубер, П. Тиллих, К. Ясперс, французский философ Сартр и многие другие. Со времнем широкое распространение получила экзистенциальная психотерапия. Представители русской философии также не остались в стороне и вложили не меньше сил и знаний в экзистенциальное учение. Это В. Розанов, С. Франк, С. Трубецкой, Л. Шестов, Н. Бердяев.

Впервые объединить философию и психотерапию решил швейцарский психоаналитик Л. Бинсвангер. Такую попытку он предпринял в 30-х годах двадцатого века, предложив экзистенциальный подход в психотерапии. Парадокс в том, что он не занимался на практике данным направлением, но смог определить основные принципы внутреннего мира человека, его поведения и реакции на окружающую действительность, заложить основы терапии. Его можно назвать основоположником экзистенциальной психотерапии. Медард Босс, швейцарский психиатр, предложил свою концепцию, первую в своем роде. Это случилось в 50-х годах двадцатого века. За основу он взял учения немецкого философа Хайдеггера и трансформировал их для применения в психотерапии. Он считается основателем одного из направлений экзистенциональной терапии - дазайн-анализа, который содержит в себе модель понимания человека. В 60-х Босс организовал программу подготовки для психоаналитиков и психотерапевтов по своей собственной методике. Множество течений имеет сейчас экзистенциальная психотерапия, техники ее различаются, но цель преследуют одну - сделать жизнь человека комфортной и качественной.

Психотерапия Франкла

Одним из самых типичных представителей экзистенциальной психотерапии можно назвать Виктора Франкла. Это австрийский психолог, психотерапевт и невролог. Экзистенциальная психотерапия, методы которой основаны на учениях Франкла, получила название логотерапии. Основная его мысль состоит в том, что главное для человека - найти смысл бытия и понять свою жизнь, к этому он должен стремиться. Если человек не видит смысла, жизнь его превращается в пустоту. Экзистенциальная психотерапия Франкла основана на понимании, что само существование ставит вопросы перед человеком о смысле бытия, а не наоборот, и человеку нужно отвечать на них поступками. Экзистенциалисты считают, что обрести смысл может каждый из нас, независимо от пола, возраста, национальности или религии, социального статуса.

Путь к смыслу индивидуален для любого человека, и если он не может сам его найти, приходит на помощь терапия. Но экзистенциалисты уверены, что человек и сам в состоянии это сделать, главным направляющим они называют совесть, которую Франкл считал «органом смысла», а возможность его находить назвал самотрансценденцией. Выйти из состояния опустошенности индивид может, только взаимодействуя с окружающей реальностью; замкнувшись в себе и заострив внимание на своих внутренних переживаниях, это сделать невозможно. Франкл утверждал, что 90 % наркоманов и алкоголиков стали такими из-за утраты смысла жизни и потери пути к нему. Другой вариант - рефлексия, когда человек концентрирует внимание на себе, пытаясь найти в этом счастье; это тоже ложный путь. Разработанная основана на противодействии рефлексии - дерефлексии, а также парадоксальной интенции.

Методы логотерапии. Дерефлексия

Дерефлексия предусматривает полную самоотдачу вовне, прекращение копания в собственных переживаниях. Этот метод применяют при наличии неврозов навязчивых состояний. Примером таких нарушений часто бывают проблемы в сексуальной жизни, связанные с боязнью импотенции, фригидности. Франкл считал, что сексуального характера связаны с желанием получить удовольствие и боязнью его отсутствия. Пытаясь найти счастье, постоянно концентрируя на этом внимание, человек не находит его. Он уходит в рефлексию, наблюдая за собой как бы со стороны, анализируя свои ощущения и не получая в конечном итоге никакого удовлетворения от происходящего. Решением проблемы Франкл видит избавление от рефлексии, самозабвение. В качестве примера успешного применения метода дерефлексии в практике Франкла можно выделить случай молодой женщины, которая жаловалась на фригидность. В юности она подверглась насилию и постоянно боялась, что этот факт наложит отпечаток на ее сексуальную жизнь и возможность получать от нее удовольствие. И вот именно эта нацеленность на себя, свои ощущения и эмоции, копание в себе спровоцировали отклонение, но не сам факт насилия. Когда же девушка смогла переключить внимание с себя на партнера, ситуация поменялась в пользу для нее. Она смогла получать удовольствие от половых отношений, проблема исчезла. Спектр применения метода дерефлексии широк и может быть полезен при решении многих психологических проблем.

Парадоксальная интенция

Парадоксальная интенция - понятие, основанное на учении Франкла о страхах и фобиях. Он утверждал, что какого-то события, переходящая в постепенно приводит его именно к тому, чего он боится. Например, индивид становится бедным или больным, потому что заранее переживает эмоции и чувства такого человека, боясь стать им. Термин «интенция» происходит от латинского intentio - «внимание, стремление», что означает внутреннюю направленность к чему-либо, а «парадоксальная» означает обратность действия, противоречие. Суть этого метода состоит в намеренном создании той ситуации, которая является причиной страха. Вместо того, чтобы избегать какого-либо обстоятельства, нужно идти ему навстречу, в этом и заключается парадокс.

Можно привести пример со сценой. Человек, однажды выступая на сцене перед зрителями и при этом волнуясь, заметил, что у него В следующий раз перед выходом он начал бояться, что руки снова будут трястись, и этот страх сбылся. Страх порождает страх, в результате все это превратилось в фобию, симптомы повторялись и усиливались, появилась боязнь ожидания. Для того чтобы избавиться от этого состояния и жить спокойно, получать удовольствие от жизни, необходимо устранить первопричину страха. Метод можно применить самостоятельно, сформировав четкое намерение создать ситуацию, обратную той, от которой хотелось бы избавиться. Приведем парочку примеров.

Один мальчик каждую ночь мочился во сне, и его психотерапевт решил применить к нему метод парадоксальной интенции. Он сказал ребенку, что каждый раз, когда это снова произойдет, он будет получать вознаграждение. Тем самым доктор трансформировал страх мальчика в желание, чтобы эта ситуация происходила снова. Так ребенок избавился от своего недуга.

Этот метод можно применять и при бессоннице. Человек долгое время не может уснуть, страх бессонной ночи начинает преследовать его каждый вечер. Чем больше он пытается понять свои ощущения и настроиться на сон, тем меньше у него это получается. Выход прост - перестать копаться в себе, бояться бессонницы и запланировать намеренно всю ночь не спать. Экзистенциальная психотерапия (прием парадоксальной интенции в частности) позволяет по-новому взглянуть на ситуацию, получить контроль над собой и своей жизнью.

Клиент-центрированный метод

Еще одно направление, которое включает в себя экзистенциальная психотерапия. Основные понятия и техника применения его отличаются от классических. Метод клиент-центрированной терапии был разработан американским психологом Карлом Роджерсом и описан в его книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория». Роджерс считал, что человек в своей жизни руководствуется стремлением к развитию, профессиональному и материальному росту, используя при этом имеющиеся возможности. Он так устроен, что должен решать проблемы, возникающие перед ним, направлять свои действия в нужное русло. Но только развиться эта способность может при наличии социальных ценностей. Роджерс ввел понятия, определяющие основные критерии развития личности:

  • Поле опыта. Это осознаваемый человеком его внутренний мир, через призму которого он воспринимает внешнюю реальность.
  • Самость. Объединение телесного и духовного опыта.
  • Я-реальное. Представления о себе, основанные на жизненных ситуациях, отношении окружающих людей.
  • Я-идеальное. Каким человек представляет себя в случае воплощения своих возможностей.

"Я-реальное" стремится к "Я-идеальному". Чем меньше между ними различий, тем более гармонично ощущает себя индивид в жизни. По мнению Роджерса, адекватная самооценка, принятие человека себя таким, каким он является, есть признак психического и душевного здоровья. Тогда говорят о конгруэнтности (внутренней согласованности). Если разница велика, человеку присущи амбициозность и самолюбие, переоценивание своих возможностей, а это может привести к неврозам. Реальное Я может так и не приблизиться к идеальному в силу жизненных обстоятельств, недостаточного опыта, или из-за того, что человек навязывает себе установки, модель поведения, чувства, которые отдаляют его от "Я-идеального". Основной принцип клиент-центрированного метода - тенденция к самоактуализации. Человек должен принять себя таким, каков он есть, приобрести самоуважение и стремиться к росту и развитию в пределах, не нарушающих его самости.

Техники клиент-центрированного метода

Экзистенциальный подход в психотерапии по методу Карла Роджерса выделяет семь этапов развития, осознания и принятия себя:

  1. Наблюдается отстраненность от проблем, отсутствие желания изменить свою жизнь в лучшую сторону.
  2. Человек начинает проявлять свои чувства, самовыражаться, приоткрывать свои проблемы.
  3. Развитие самовыражения, принятие себя со всей сложностью ситуации, своих проблем.
  4. Появляется потребность к самобытности, желание быть собой.
  5. Поведение становится органичным, спонтанным, легким. Появляется внутренняя свобода.
  6. Человек открывается себе и миру. Занятия с психологом можно отменять.
  7. Появление реалистичного баланса между Я-реальным и Я-идеальным.

Выделяют основные компоненты метода:

  • отражение эмоций,
  • вербализация,
  • установление конгруэнтности.

Кратко остановимся на каждом из них.

Отражение эмоций. Во время беседы психолог называет вслух те эмоции, которые испытывал клиент в той или иной ситуации, опираясь на его рассказ.

Вербализация. Психолог пересказывает своими словами сообщения клиента, но не искажает смысл рассказанного. Этот принцип создан для выделения самого существенного из повествования клиента, наиболее тревожащих его моментов.

Установление конгруэнтности. Здоровый баланс между реальным и идеальным Я. Процесс реабилитации можно считать успешным, если состояние клиента меняется в следующем направлении:

  • воспринимает себя адекватно, открыт для других людей и нового опыта, уровень самооценки приходит в норму;
  • повышается эффективность деятельности;
  • реалистичный взгляд на проблемы;
  • уменьшается ранимость, увеличивается приспосабливаемость к ситуации;
  • снижение тревожности;
  • изменение в поведении в положительную сторону.

Техника Роджерса довольно успешно применяется в школе с подростками, в конфликтологии. Есть у нее и противопоказание - применение ее нежелательно, если у человека реально нет возможности расти и развиваться.

Осознание смерти

Существует суждение, что люди, пережившие клиническую смерть или серьезные болезни, сильнее ценят свою жизнь и многого добиваются. Осознавая неизбежную конечность бытия, смерть, экзистенциальная психотерапия заставляет переосмыслить свое отношение ко всему окружающему миру, воспринять реальность в другом свете. Обычно человек не думает постоянно о смерти, но, столкнувшись с тяжелой болезнью, может вести себя неадекватно. Например, закрыться от окружающих, замкнуться в себе или начать мстить всем здоровым людям, окружающим его. Работа психолога по этому методу должна привести к принятию клиентом болезни как возможности личностного роста. Близость смерти для подготовленного человека приводит к переоценке ценностей, концентрации на настоящем моменте. Он открывается другим людям, его родные и друзья - не исключение: отношения становятся близкими и искренними.

Экзистенциальная психотерапия, техники осознания смерти которой кому-то покажутся мрачными, на самом деле помогает многим людям пережить достойно случившиеся с ними трудности.

Экзистенциальная терапия считается, имеет своим основателем американского психолога Ролло Мэя (рис.13).

Рис. 13. Основатель экзистенциальной терапии американский психолог Ролло Мэй.

Ролло Мэй считал недопустимым сводить человеческую природу к реализации глубинных инстинктов или к реакциям на стимулы среды. Он был убежден, что человек в значительной мере ответственен за то, каков он есть, и как складывается его жизненный путь. Развитию этой идеи посвящены его многочисленные труды, этому же он на протяжении десятилетий учил своих клиентов.

Экзистенциальная психотерапия – одно из направлений гуманистической психологии. Основной акцент делается не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми.

Экзистенциальная психотерапия - это собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути.

В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии - философией существования, возникшей в XX столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Центральное понятие учения - экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой- экзистенции - забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть - человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Философской основой экзистенциальной терапии служит феноменологический подход, цель которого состоит в отказе от принятия всех концепций реальности, чтобы дойти до того, в чем нельзя сомневаться, - до чистых явлений. Феноменологический подход связан с именем Эдмунда Гуссерля. Из него исходит философия Мартина Хайдеггера.

Хайдеггер утверждал, что люди, в отличие от предметов, существуют в интерактивном единстве с реальностью. Они, скорее, являются источником активности, чем фиксированными объектами, и постоянно ведут диалог со своим окружением. В каждый конкретный момент индивид является творческим соединением прошлого опыта и нынешней ситуации. В результате он ни на минуту не остается постоянным. Хайдеггер посчитал бы, что вера в фиксированную личностную структуру, включая навешивание различных ярлыков пограничной, пассивной или нарциссической личности, есть неаутентичный способ отношения к себе и к другим. Люди не «обладают» личностью; они постоянно создают и пересоздают ее с помощью собственного выбора и действий.



Жан-Поль Сартр предположил, что, когда люди сталкиваются с необходимостью нести ответственность за себя и за свой выбор, они начинают испытывать тревогу. Концепция фиксированной идентичности снижает тревожность. Отношение к себе как к хорошему человеку заменяет исследование своего поведения и возможность выбора на основе правильности и добродетели. Если вы определяете себя как пограничную личность, вам больше не нужно считать себя ответственным за свои импульсивные действия. Чтобы избежать ощущения тревожности при выборе, нам всем нужна зафиксированная идентичность, такая как «врач» или «честный человек». Однако на самом деле важно не то, кем мы являемся, а то, что мы делаем, то есть какой стиль поведения мы избираем.

Всякий раз, когда человек делает выбор, он открывает новые возможности как в себе, так и в окружающем мире. Например, если вы ведете себя жестоко по отношению к кому-нибудь, то вы обнажаете и свои негативные стороны, и, возможно, негативные стороны этого человека. Если вы ведете себя заботливо, вы можете позволить выйти наружу вашим потенциальным позитивным качествам.

Таким образом, люди - это существа, посредством которых реальность проявляет себя. Действия человека позволяют ясно выразить то, что было раньше лишь потенциальным или «спрятанным» в реальности. Наиболее важным видом знания является знание того, «как» (то есть оно связано с действиями). Например, обучение игре на гитаре выявляет не только творческий потенциал играющего, но и музыкальный потенциал инструмента. Мысленное знание фактов менее полезно. Терапия должна научать быть человеком, а не получать знания о себе, то есть о своем прошлом. Людям необходимо учиться слушать себя и соответствовать природе своей развивающейся личности .

Экзистенциальная психотерапия, как и само понятие «экзистенциализм», включает множество разнообразных направлений и течений, однако в ее основе лежат некоторые общие идеи и принципы.

Конечной целью экзистенциальной терапии является предоставление клиенту возможности понять собственные цели в жизни и сделать аутентичный выбор. Во всех случаях терапия помогает им «снять с себя ограничения», а также способствует их развитию. Клиенты должны открыто посмотреть в лицо себе и тому, чего они избегали, - своей тревожности и, в конечном счете, своей предельности. Часто для контроля тревожности люди отказываются от своих глубинных потенциалов. Выбрать реализацию своего потенциала означает пойти на риск, но в жизни не будет ни богатства, ни радости, если люди не научатся прямо смотреть в лицо возможности утраты, трагедии и, наконец, смерти.

Первое, что нужно сделать клиенту, - это расширить способность осознания, то есть осмыслить: потенциал, от которого он отказывается; средства, используемые для поддержания отказа; реальность, которую он может выбрать; тревожность, связанную с данным выбором. Чтобы помочь клиенту преуспеть в этом, терапевт применяет два основных инструмента - эмпатию и аутентичность.

Эмпатия используется как форма феноменологического метода. Терапевт пытается отреагировать на клиента без предубеждений. Эмпатичное и неосуждающее отношение может помочь клиенту раскрыть свой внутренний мир.

Другой важный инструмент - собственная аутентичность терапевта. Если целью терапии является достижение аутентичности клиента, то терапевт должен эту аутентичность смоделировать. Для того чтобы стать аутентичным, клиенту необходимо узнать, что ему не надо играть какую-то роль, не следует стремиться быть совершенным или таким, каким его хотят видеть. Ему не нужно также отказываться от аспектов собственного опыта и можно идти на риск. Терапевту следует смоделировать эти качества и попытаться стать реальным лицом в терапии.

В экзистенциальной терапии быть реальным или аутентичным означает делиться с клиентом, своими непосредственными впечатлениями и мнениями о нем. По сути, это предоставление клиенту непосредственной личной обратной связи.

Консультативный контакт в экзистенциальной терапии можно описать так: экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их.

Цель терапии – максимально полное, насыщенное, осмысленное существование.

В русле экзистенциальной терапии возникло еще одно важное направление, представленное отдельной международной образовательной программой нашего института – логотерапия.

В послевоенные годы в европейской психотерапии сформировался экзистенциальный подход. Впоследствии, в 60- 70-е годы XX в. определенный вклад в это направление сделала также антипсихиатрия Р. Лейнга. Основы экзистенциального подхода сложились под влиянием философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) И французской школы персонализма (Э. Мунье, Г. Марсель, Э. Левинас), причем не столько отдельных положений, сколько их идеологии и общего духа.

Специфика экзистенциального подхода

Большинство психотерапевтических направлений имеет целью изменить жизненную ситуацию клиента, отдельные аспекты или взгляд на собственные проблемы. В отличие от них экзистенциальный подход такой цели не ставит. Сущность его заключается в полном принятии существования (экзистенции) клиента, всестороннему и доброжелательном понимании его. Поэтому экзистенциальный психотерапевт не стремится никаких изменений, разве что собственных.

Экзистенциальная (лат. Existentia - существование) психотерапия - психологическая помощь, основанная в виду, уважении и активном познании терапевтом всех особенностей и аспектов индивидуального бытия (экзистенции) личности клиента, без намерения выяснить патологические или неэффективны характеристики его жизни, поведения и деятельности.

Пациента даже с серьезными нарушениями (помежовою патологией или психозом), не говоря уже о невротический уровень расстройства, трактуют не как больного, пораженного или неполноценного, а как иного, что живет в своем особом мире. Соответственно, он заслуживает не лечение (терапии) или исправления, а заинтересованности, понимания и уважения. Терапевт стремится проникнуть во внутренний мир пациента, уважает его и не намерен что-то там исправлять.

Основатели экзистенциальной психотерапии были не просто психотерапевтами, а врачами-психиатрами (на Западе психиатрия и психотерапия до сих пор мало разграничены между собой). Это направление стало вызовом традиционной "карательно-исправительной" психиатрии, а также повседневной точки зрения на психическое расстройство как на то, что нужно стыдиться и что следует скрывать. Антипсихиатрия Р. Лейнга тоже основывается на этом принципе.

Для экзистенциальной психотерапии и психиатрии лечение болезни неотделимо от ее понимания, а понять суть, феномен, идею или опыт означает общаться с объектом понимание языке. Непосредственность и неизбежность экзистенциальной ситуации присутствуют в анализе каждого конкретного случая. Пациент с его особенностями и проблемами для экзистенциального терапевта - приключение жизни, уникальная встреча, загадка загадок.

За исключением дазейн-анализа, в экзистенциальной психотерапии трудно выделить отдельные терапевтические школы. Она является скорее системой взглядов, норм и ценностей, присущих определенным авторам. К тому же некоторые теоретики не практиковали как терапевты, а признанные практики (кроме Л. Винсвангера) оставили очень мало работ, среди которых преобладают т. Н. Кейз - описания клинических случаев.

Экзистенциальный подход в определенной степени сродни гуманистическим: труды Р. Мэя, В.-Е. Франкла часто называют экзистенциально-гуманистическими, однако по содержанию они больше тяготеют к традиционным гуманистических теорий. Учитывая современные тенденции в обществе экзистенциальная психотерапия имеет большое будущее.

Дазейн-анализ

Единственной четко определенной школой экзистенциальной психотерапии является дазейн-анализ. Основателем этого подхода был швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер (1881-1966). Понимая жизнь как целостный конкретный феномен в единстве прошлого, настоящего и будущего, он описывал исследуемые явления в их уникальном и целостном личностном смысле и внутреннем контексте. Предполагая, что разум конституирует объекты опыта даже в случае глубокого эмоционального переживания, он пытался исследовать, как человек относится в этот момент к объектам, конституируются следующим образом. По его мнению, ощущение является таким же настоящим опытом, как и все остальное.

Бинсвангеривська модель терапии очень своеобразная, она расширяет "смысловой горизонт" личности, что делает невозможным осознание вытесненного, "потерянного". Центральным при этом является понятие "дазейн" - упорядочение действительности и способ, благодаря которому бытия (сущее) может стать доступным сущности. В этом Существенное отличие дазейн-анализа от аналитической парадигмы, основанной на многократных интерпретациях и их проработке. Интерпретации аналитика сопровождаются и дополняются расширением субъективного смыслового пространства пациента, поэтому понимание в дазейн-анализе часто оказывается полным, а терапевтический эффект - более глубоким. Кроме того, экзистенциально-аналитическое мышление (именно так Бинсвангер определял свой подход) имеет дело со структурой существования - тем, что сама личность считает настоящим, важным.

Дазейн-анализ {нем Da-sein - здесь бытия, бытие-в-мире) - психотерапевтическое направление, основанное на анализе индивидуального бытия человека, которое терапевт рассматривает как терминальную ценность.

Основные методы в дазейн-терапии - слышится (вникания в чувство), эмпатийны внимание и заинтересованное отношение как к здоровым, так и к патологизованих индивидуальных проявлений, далеко от оценки и нозологических классификаций.

Специфическим признаком экзистенциального подхода является категориальная схема анализа и реконструкции психологических феноменов. Представитель этого направления Генри

Еленбергер (1905-1993) наряду с классической психологической триадой разделения психики на аффект, интеллект и волю выделил также категориальную феноменологию - систему измерений индивидуального жизненного мира, в рамках которой возможна реконструкция внутреннего мира клиентов. Основными категориями феноменологии являются:

1) "темпоральность" - ощущение того, как происходит жизнь, актуальное переживание "теперь", целостности бытия в единстве прошлого, настоящего и будущего;

2) "пространственность" - ориентированное в соответствии с желаниями и представлений человека поле событий, вещей, условий или качеств. Оснащен пространство, по Бинсвангером, соответствует определенным модусам жизненной активности личности: отдыха, познанию, любви, потреблению и тому подобное. Это не просто территория, на которой живет и работает личность, но и эмоционально-ценностное измерение основных зон ее жизнедеятельности (например, любимый диван отличается от любого кровати, и спать или заниматься любовью на нем приятнее, чем где-либо);

3) "причинность" - обусловленность одних явлений другими. Сфера причинности в сознании содержит три основных принципа: детерминизм (предопределенность), случайность и интенциональность (направленность поступков и действий), по которым субъект объясняет свои поступки;

4) "материальность" - предметность, конкретное воплощение в определенной мысли. Бинсвангер настаивал, что на это измерение ориентирована индивидуальная система классификаций клиента: он может разделять мир и вещи на бледные и яркие, твердые и мягкие, четкие и аморфные, живые и неживые и тому подобное. Терапевт должен действовать в рамках предложенной пациентом классификации, какой бы экзотической она казалась ему.

По этим категориям происходит реконструкции внутреннего мира пациента в процессе психотерапии. Успешная реконструкция не просто воспроизводит его бытия, но и дает возможность терапевту войти в этот мир, понять его, то есть увидеть плоскость жизни клиента как осмысленную, исполненную смыслом - пусть даже странным и очень отличным от обычного. Именно в этом и заключается основная задача дазейн-аналитика.

Дазейн-анализ предназначен для исследования личности и ее мира еще до распределения его болезнью и здоровья. То, чего хочет дазейн-аналитик, невозможно в психоанализе: представить феномены человеческой жизни без каких-либо объяснений или классификационных схем, а просто как части экзистенции, указывающие на те сущностные модуса, в которых дазейн воспринимает, трансформирует и конституирует мир. С этой точки зрения психическое расстройство возникает как модификация базовой или сущностной структуры, как одна из многочисленных метаморфоз бытия-в-мире.

Основные труды Л.Бинсвангера касаются того, что психиатрия классифицирует как патологическое. Бин использовал понятие "экзистенциальное априори" (лат. Арriori - с предыдущего) - первичность, самоценность индивидуального восприятия мира. То, что человек испытывает, - это прежде всего и более все не впечатление вкуса, звука, запаха или прикосновения, не вещи или объекты, а значение, смыслы, которые делают экзистенцию и опыт. В смысле-матрицы, внутри которой феномены возникают и соотносятся с дазейном и конституируются самость и мир, в крайних случаях преобладает только одна тема. В таком контексте психическое заболевание или расстройство является всепроникающей однообразием опыта, гомогенность символического отклика. Это означает, что весь опыт, все восприятия, знания обедняются, а бытие переходит в состояние запущенности.

Основным дазейн-аналитическим критерием психического нарушения являются степень подчиненности свободы дазейну власти чего-то другого. В невротика такое подчинение частичное: хотя его бытие-в-мире подвластно одному или нескольким категориям, он постоянно борется за то, чтобы придерживаться собственного самоопределения. Эта борьба принимает форму дазейну, что отказывается от некоторых своих возможностей для защиты от разрушения собственного мира. Но поскольку уже сама такой отказ означает начало распада (уменьшение, сужение, опустошение) Самости, все усилия отрицают себя, и невротик чувствует себя пойманным. Попытка решить проблемы приводит к еще большему углублению их.

Психотиком идет дальше и полностью подчиняет себя власти неизвестного. Цена, которую он платит за уменьшение опыта беспокойство, - потеря собственного самоопределения. В случае психоза дазейн полностью подчиняется одному принципу мироздания: он больше не распространяется в будущее, не опережает себя, вращается по узкому кругу, в который его "забросили", снова и снова бесплодно повторяя себя. Модификация сущностной структуры - душевная болезнь - возникает из-за того, что дазейн перестает свободно относиться к собственной сути, то есть бытия теряет свою непосредственность, оно вынуждено сопоставлять себя с тем, как должно быть, как нормально (или правильно), и чувствует себя не таким, как следует, - плохим, ничтожным, ненормальным и тому подобное. Дазейн как понимание становится подчиненным том модуса запущенности бытия-в-мире, который Бинсвангер называл "самообраною несвободой".

Модель терапии Бинсвангера довольно радикальная в психиатрии. Его самые известные описания клинических случаев (Лола Фосс, Элен Вест) составляют золотой фонд экзистенциальной терапии. Однако в повседневной практике психотерапевтической помощи этот подход используют очень редко. Возможно, потому, что большинству современных людей не хватает терпения, необходимого для реконструкции жизненного мира и его полноценного понимания "с них самих, а не по каким-либо собственных представлений или теорий".

Экзистенциальная психотерапия

экзистенциализм невроз фобия дерефлексия

Одним из распространенных (особенно среди творческой интеллигенции) видов гуманистической психотерапии является экзистенциальная психотерапия. Как следует из названия, данная терапия возникла на базе идей куда более известного соответствующего философского направления - экзистенциализма.

Экзистенциализм возник из творческого соединения идей многих выдающихся деятелей науки и культуры (Кьёркегора, Гуссерля, Сартра, Камю, Ясперса, Хайдег-гера и др.). Название этого направления возникло из термина экзистенция (то есть сущность, существование), постоянно употребляемого в трудах Кьёркегора, которые и послужили первым толчком к оформлению экзистенциализма как самостоятельного философского направления. Другим источником развития экзистенциализма считается феноменология Гуссерля. Так как центральное место в философии экзистенциализма занимает изучение человека как субъекта и его субъективных переживаний своего существования, то это не могло не привлечь к данному учению внимание психологов, которые в дальнейшем и сами внесли значительный психологический вклад в экзистенциальную философию, а также применили и развили идеи экзистенциализма в психологии и психотерапии.

В оформлении экзистенциальной психологии как самостоятельного психологического направления в первую очередь следует отметить роль таких психологов и философов, как В. Дильтей, Э. Фромм, В. Франкл, Ф. Пёрлз и др. Так, Ф. Пёрлз всегда считал, что разработанное им направление гештальттерапии является одним из видов (направлений) экзистенциальной психотерапии. В настоящее время экзистенциальная психотерапия имеет много подвидов, школ и модификаций, которые невозможно рассмотреть в одной работе. Поэтому ограничимся знакомством с теоретическими и практическими подходами одного из наиболее типичных представителей и основателей экзистенциальной психотерапии - Виктора Франкла. По мнению В. Франкла, главное стремление человека - найти или понять смысл своего существования. Если это сделать не удается, то человек ощущает фрустрацию, или экзистенциальный вакуум (пустоту, бессмысленность существования). В. Франкл считает, что не человек ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед человеком, и ему приходится постоянно отвечать на него не словами, а делами. Сторонники экзистенциальной терапии утверждают, что обретение смысла существования доступно каждому нормальному человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, окружающей среды, религиозных и идеологических убеждений. При этом экзистенциалисты подчеркивают, что научить этому нельзя, так как смысл существования всегда индивидуален, и каждый человек должен сам его найти или понять и не уходить от ответственности за осмысление своей жизни перед собой и перед другими в любых жизненных обстоятельствах. Что же позволяет человеку самостоятельно найти свой жизненный смысл? Экзистенциалисты считают, что таким путеводителем является совесть, которую В.Франкл называет органом смысла, а способность самостоятельно находить этот смысл - самотрансценденцией человека. По мнению экзистенциалистов, человек может найти смысл своего существования, только выйдя за пределы своего личного Я, переключая внимание с внутренних переживаний собственной персоны на реальную действительность, на активное сотрудничество, на практическую помощь другим. Чем больше человек выходит из пассивного переживания своих проблем наружу (на активную полезную деятельность, помощь другим), тем более полноценным и психологически здоровым он становится.

Известно много исторических примеров, когда люди, имеющие высокие жизненные цели, веру, идеологическую убежденность и пр., значительно легче переносили чрезвычайно тяжелые условия и лишения. Это и протопоп Аввакум, и Эрнст Тельман, и многочисленные узники фашистских и сталинских концлагерей. Это и сам В. Франкл, мужественно переживший Освенцим и Дахау. Он считал, что в этих невыносимых для многих людей условиях преимущество получали те, кто концентрировал свои мысли и чувства не на тоске по прошлому и не на сегодняшних личных переживаниях, а на будущем, на практическом осуществлении смысла своего существования ради более высоких целей, дел и для помощи другим. Именно экзистенциальный вакуум (ощущение пустоты и бессмысленности жизни) не позволяет индивиду достойно выстоять перед жизненными катаклизмами.

Даже в объективно комфортных жизненных условиях люди, не нашедшие смысла своего существования вне самокопаний и гипертрофированного восприятия внутри-личностных проблем, начинают страдать усугубляющимися неврозами, становятся более подверженными алкогольным и наркотическим зависимостям. В. Франкл утверждает, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов стали таковыми из-за не найденного ими или утраченного смысла жизни. Эти зависимости возникают из-за необходимости заполнить этот вакуум иллюзией удовлетворения и самодостаточности. То есть, не получив реального удовлетворения, человек заменяет его иллюзорным, за счет химического воздействия на свою нервную систему. А проблемы так и остаются нерешенными, и продолжение иллюзии удовлетворения требует продолжения алкогольного или наркотического воздействия. Образуется порочный замкнутый круг. Но даже если человек, не нашедший смысла жизни вне собственной персоны, не становится наркоманом, то он уходит в неврозы бездеятельных внутриличностных переживаний и в поиск каких-то временных удовольствий, избавляющих от гнетущего чувства бессмысленности своего существования. При этом происходит парадоксальный процесс - рефлексия - концентрация внимания на собственной персоне в поисках счастья (или по крайне мере ухода от несчастья) уводит от возможности обретения этого счастья все дальше и дальше. Исходя именно из этой гипотезы, Франкл разработал оригинальный вид психотерапии, который он назвал в широком смысле логотерапией, а ее конкретные методы дерефлексией (то есть противодействием рефлексии, как бесполезному самокопанию), парадоксальной интенцией (парадоксальным намерением) и др.

Итак, рассмотрим два вышеупомянутых и, пожалуй, основных метода логотерапии: парадоксальную интенцию и дерефлексию при преодолении неврозов навязчивых состояний и фобий (навязчивых, преувеличенных страхов). Считается, что классические характеристики механизмов образования фобий и неврозов навязчивых состояний даны Фрейдом. Подход Франкла не противоречит им, но достаточно наглядно дополняет их. Механизм образования фобий Франкл описывает по схеме: страх порождает страх. То есть данный индивид, испытавший какой-то страх, начинает бояться и того, что этот страх может повториться. Он уже боится не первопричины страха, а самого страха, вызванного этой причиной. Он боится вновь испытать это состояние, так часто думает об этом, что сама эта боязнь (ненормальность, болезненность которой он не сознает) становится причиной его постоянных переживаний. В тяжелых случаях такой человек может вообще отказаться от выхода из дома, от входа в закрытые помещения, от взгляда с высоты. Более часты менее опасные и легче преодолимые страхи публичных выступлений, предстоящих экзаменов, соревнований и другие. Однако и здесь возникают трудно преодолимые барьеры. Так, существует большое количество спортсменов, которые на протяжении многих лет на соревнованиях не могут даже приблизиться к результатам, которые они давно и легко показывают на тренировках. Такие люди на каком-то этапе смиряются с тем, что в определенных условиях у них обязательно возникнет страх, тревога, которые помешают им действовать как надо, и они должны потерпеть неудачу. Чтобы избежать этого, они отказываются от соревнований, экзаменов, поиска лучшей работы, жизненного партнера и вообще - лучшей жизни. В широком смысле (иллюстрируя основную идею Фран-кла) можно сказать, что человек очень часто становится несчастным, больным, одиноким, безработным, бедным именно от страха Стать несчастным, больным, одиноким и т. д. То есть, еще не став тем, кем он боится стать, он уже живет его эмоциями, страхами и страданиями, входит в его образ т в конечном итоге таким и становится. (На « противоходе » этому процессу строится имаготерапия (от image - образ), когда индивид вживается в образ своего лучшего Я - такого человека (здорового, счастливого, уверенного в себе и т. п.), каким он хотел бы себя видеть.) Однако здесь происходит парадоксальная реакция - чем сильнее индивид подавляет в себе навязчивое состояние, старается отторгнуть его, тем сильнее оно оказывает на него давление. Франкл предлагает использовать этот парадоксальный механизм в противоположном направлении. То есть индивид должен постараться внушить себе, что он очень хочет испытать как можно более ярко то чувство, которое он до этого стремился во что бы то ни стало подавить, забыть, уничтожить. Другой, не менее популярный метод логотерапии Фран-кла - дерефлексия, то есть преодоление рефлексии - болезненного самокопания, неврозов навязчивых состояний. Этот метод часто используется при лечении неврозов, связанных с различными сексуальными расстройствами и проблемами или с боязнью таких расстройств и проблем. Как правило, это проблемы потенции и оргазма (или страхи импотенции, фригидности и пр.). Франкл утверждает, что большинство неврозов навязчивых состояний сексуальных расстройств связано со стремлением клиента к сексуальному удовольствию и боязнью того, что он его не сможет получить. То есть вновь иллюстрируется основная идея Франкла - именно в погоне за счастьем (наслаждением) человек теряет его. Индивид уходит в рефлексию, и вместо того, чтобы полностью отдаться сексуальному контакту, он постоянно наблюдет себя со стороны, анализирует свои ощущения с опасением того, что у него ничего не получится. Отсюда Франкл делает вывод, что избавление от такого невроза лежит через преодоление рефлексии (дерефлексию), полное самозабвение и самоотдачу.

Надо сказать, что причисление различных видов психотерапии к гуманистическому направлению неоднозначно трактуется разными авторами. Некоторые из них вполне обоснованно причисляют сюда и гештальттерапию, и трансакционный анализ. Не будем спорить. Главное - это сама суть гуманистической психологии и психотерапии, которая в центр внимания ставит целостную уникальную личность каждого конкретного индивида.

Понятие ответственности включает и себя представление о долге, обязательство. Человеческий долг, однако, может быть понят только в контексте категории "смысла" специфического мысли человеческой жизни. Вопрос о смысле представляет первостепенный интерес для врача, когда он сталкивается с психическим больным, которого терзают душевные конфликты. Однако не врач поднимает этот вопрос его ставит перед ним сам пациент. В явном или неявном виде - этот вопрос присущ самой природе человека. Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии, что сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке. Так, вполне возможно представить себе высокоорганизованных животных даже среди насекомых - скажем, пчел или муравьев, - которые во многом превзошли человека по части организации своих сообществ. По невозможно представить, чтобы подобные создания задумывались о смысле собственного венного существования, сомневаясь таким образом, в нем. Только человеку дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить всю неоднозначность бытия. Эта способность сомневаться в значимости собственного существования значительно больше выделяет человека среди животных, чем такие его достижения, как прямо хождение, речь или понятийное мышление. Проблема смысла жизни в своем предельном варианте может буквально завладеть человеком. Она становится особенно насущной, например, в подростковом возрасте, когда взрослеющие молодые люди в своих духовных исканиях вдруг обнаруживают и) неоднозначность человеческого существования. Как-то преподаватель естественных наук в средней школе объяснял старшеклассника, что жизнь любого организма, в том числе и человека в конечном счете есть не что иное как процесс окисления сгорания. Неожиданно один из его учеников вскочил бросил учителю полный волнения вопрос. Если это так, то в чем же тогда смысл? Этот юноша уже ясно осознал ту истину, что человек существует в иной плоскости бытия, чем, скажем " свеча, которая стоит на столе и сгорает, пока не угаснет совсем Существование свечи можно объяснить как процесс сгорания. Человеку же присуща принципиально иная форма бытия. Человеческое существование принимает форму исторического бытия, которое - в отличие от жизни животных - всегда включено историческое пространство ("структурированное" пространство, по Л. Биисвангеру) и неотделимо от системы законов и отношений, лежащих в основе этого пространства. И этой системой отношений всегда управляет смысл, хотя он может быть и не выраженным явно, а возможно, совсем не поддаваться выражению! Жизнедеятельность муравейника можно считать целенаправленной, но никак не осмысленной. А где отсутствует смысл, исторический процесс невозможен. Муравьиное "сообщество" не имеет истории. Эрвин Штраус в книге "Случай и событие" показал, что действительность человеческой жизни (то, что он называет становящейся действительностью) невозможно понять в отрыве от исторического временного контекста. Особенно справедливо это случае невроза, когда человек сам искажает эту действительность. Одним из способов такого искажения является попытка убежать от исходно человеческой формы бытия. Штраус называет такую попытку "существованием текущего момента", имея в виду полный отказ от какой-либо направленности в жизни, другими ела вами - поведение, которое не управляется пи опорой на прошлое, ни устремленностью в будущее, а связано только с "чистым" вне историческим настоящим. Так, многие невротические больные говорят, что они предпочли бы жить «вдали от борьбы за существование», где-нибудь на уединенном солнечном острове, праздности и безделий. Такое может подойти лишь животным, но никак не человеку. Только такому больному в глубоком забытьи может показаться Приемлемым и в конечном счете достойным Человека жить, подобно Дионису, в стороне от всего происходящего. "Нормальный" человек (ив смысле "средний", и в смысле "соответствующий этическим нормам") только иногда может позволить себе отключиться от всего, кроме переживаемого момента та, и то лишь до некоторой степени. Время и ситуация для этого - дело сознательного выбора. Можно, например, "взять отпуск" от своих повседневных обязательств сознательно искать забытья в алкоголе. В период таких произвольно и искусственно вызванных приступов не подконтрольности человек время от времени сознательно сбрасывает с себя бремя своей действительной ответственности. Но по сути и в конечном счете человек, по крайней мере человек западной цивилизации, постоянно подвержен диктату ценностей, которые он должен творчески претворять в жизнь-. Это не значит, что он не может направить свой творческий потенциал на то, чтобы забыться в опьянении и утопить собственное чувство ответственности. Никто из нас не гарантирован от этой опасности, которую Шелер характеризовал как такую увлеченность средствами осуществления ценностей, при которой забывается конечная цель - сами эти ценности. Сюда же следует добавить огромное множество тех, кто, напряженно работая в течение всей недели, в воскресенье оказывается охваченным ощущением пустоты и бессодержательности собственной жизни, - день, свободный от дел, заставляет их осознать это ощущение. Такие люди, жертвы "невроза выходного дня", напиваются, с тем, чтобы спастись от ужаса внутренней пустоты. Хотя вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны в юности, они могут возникать и в более зрелом возрасте - например, в результате глубокого душевного потрясения. И так же, как озабоченность подростка этим вопросом никак не является болезненным симптомом, душевные страдания и.кризисы взрослого, уже сложившегося человека, бьющегося в поисках содержания собственной жизни, не имеют ничего общего с патологией. Логотерапия и экзистенциальный анализ пытаются бороться главным образом с теми душевными расстройствами, которые не относятся к разряду болезней в клиническом смысле, поскольку основное предназначение нашей "психотерапии в духовном: смысле" - справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью. Однако даже при наличии клинических симптомов некоторых нарушений логотерапия может помочь боль-ному, поскольку она способна дать ему ту прочную душевную опору, в которой нормальный человек не так и нуждается, но которая крайне необходима человеку душевно незащищенному, чтобы компенсировать эту незащищенность. Ни в коем случае; духовные проблемы человека нельзя описывать как "симптомы". В любом случае они являются "достоинством", выражающим уровень осмысленности, достигнутый пациентом, пли тот ее уровень, которого он с нашей помощью должен достичь. Особенно это относится к тем, кто утратил душевное равновесие не силу внутренних причин (типа невроза), а под воздействием чисто внешних факторов. Среди таких людей стоит выделить тех, кто, скажем, потерял любимого человека, которому посвятит всю свою жизнь, и теперь.мучается вопросом о том, имеет ли смысл его собственная дальнейшая жизнь. Человек, чья вера осмысленность собственного существования подорвана таким кризисом, вызывает особую жалость. Он утрачивает тот духовный стержень, который может быть возрожден только безгранично жизнеутверждающим мировоззрением. Не имея такого стержня (который не обязательно должен быть ясно осознан и определенно сформулирован, чтобы выполнять свою функцию), человек оказывается не в состоянии в трудные периоды жизни собрать свои силы, чтобы противостоять ударам судьбы. Насколько решающей является жизнеутверждающая установка и насколько она органична биологической природе человека, можно показать на следующем примере. Широкомасштабное статистическое исследование долгожительства показало, что все долгожители придерживались спокойной и уверенной жизнеутверждающей позиции. Философская позиция человека не может не проявиться рано или поздно. Например, меланхоликам, хоть они и пытаются скрыть свое принципиальное отрицание жизни, э никогда полностью не удается. Их затаенную тоску легко обнаружить, располагая правильным методом психиатрического исследования. Если мы подозреваем, что меланхолик только притворяется, что он свободен от побуждения совершить самоубийство, это совсем не трудно проверить, например, с помощью следующей процедуры. Сначала мы спрашиваем пациента, думает ли он о самоубийстве и вынашивает ли он все еще желание покончить с жизнь которое он выражал в прошлом. Он всегда ответит на этот во рос отрицательно - и отрицание это будет тем более упорны чем больше он притворяется. Затем мы задаем ему вопрос, ответ на который позволяет судить, действительно ли он избавляется от своей депрессии или только старается скрыть ее. Мы спрашиваем (как бы жестоко ни прозвучал этот вопрос), почему он не думает (или уже больше не думает) о самоубийстве. Меланхолик, который в действительности не имеет суицидных намерений или который преодолел их, ответит без колебаний, что он должен думать о своей семье или о работе, или что-то в этом роде. Однако тот, кто пытается обмануть врача, тут же смутится. Он растеряется, не находя аргументов в поддержку своего «фальшивого» утверждения жизни. Как правило, такой пациент попытается сменить тему разговора и выразит свое неприкрытое требование выпустить его из лечебницы. Люди психологически неспособны придумывать ложные доводы в пользу жизни вообще и в пользу продолжения собственной жизни в частности, когда мысли о самоубийстве овладевают ими все больше и больше. Если бы такие доводы действительно имелись, они были бы всегда наготове и в ном случае пациентами уже не управляли бы побуждения к самоубийству. Если же, наконец, утверждается, что непреходящие, высшие: идеалы человечества сплошь и рядом используются недостойно - в качестве средств достижения деловых или политических целей, удовлетворения личных эгоистических интересов или собственного тщеславия, - на это можно ответить так, что все сказанное лишь свидетельствует о непреходящей силе этих идеалов; и показывает их универсальную действенность. Ибо если кто-то для достижения своих целей вынужден прикрывать свое по ведение нравственностью, это доказывает, что нравственность действительно представляет собой силу и, как ничто иное, способна оказывать влияние на тех людей, которые высоко ее ставят. Таким образом, каждый человек имеет свою цель в жизни, которую он в состоянии достичь. Соответственно экзистенциальный анализ призван помочь человеку осознать ответственность за реализацию всех его целей. Чем больше он видит жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более полной смысла кажется она ему. И если человек, не осознающий своя ответственности, просто принимает жизнь как нечто данное, экзистенциальный анализ учит людей воспринимать жизнь как "миссию". Здесь необходимо сделать следующее дополнение существуют люди, которые идут еще дальше, которые переживают жизнь в другом измерении. Они живут переживаниями того кто посылает нам задачи, - всевышнего, наделяющего людей их; "миссиями". Мы считаем, что это в первую очередь отличает человека религиозного: для него собственное существование - эти не только ответственность за выполнение своих задач, но и ответственность перед всевышним. Особенно трудным поиск конкретных, личностных задач предоставляется для людей, страдающих неврозами, поскольку такт больные, как правило, ложно определяют свой задачи. Например, одна женщина, страдающая неврозом навязчивых состояний, как могла, избегала изучения научной психологии, к которой у нее явно было призвание; при этом она старательно преувеличивал, свои материнские обязанности. Используя свою житейскую психологическую интуицию, она вывела для себя теорию, по которой изучение психологии для нее оказалось "второстепенным занятием", праздной игрой болезненного сознания. И только после того, как в результате экзистенциально-аналитической работы этой женщиной она решительно отказалась от своего ошибочного самоанализа, только тогда она смогла "познавать себя, действуя", и выполнять свои "каждодневные обязательства". Заняв подобную позицию, она обнаружила, что в состоянии заниматься и ребенком, и тем, что оказалось ее призванием. Невротический больной обычаю стремится выполнять какую-либо одну жизненную задачу в ущерб всем остальным. Типичного невротика отличают и другие виды ошибочного поведения. Например, он может решить жить, "шаг за шагом следуя задуманной программе", как сказала одна больная, страдающая обсцессивным неврозом. В действительности мы не можем жить по Бедекеру, ведь в таком случае мы бы упустили все возможности, которые возникают лишь однажды, прошли бы мимо ситуативных ценностей, вместо того чтобы реализовать их. С точки зрения экзистенциального анализа жизненной задачи "вообще" не существует, сам вопрос о задаче "вообще" или о смысле жизни "вообще" - бессмысленен. Он подобен вопросу репортера, который спросил гроссмейстера: "Ну а теперь, маэстро, скажите мне, какой самый лучший ход в шахматах?" Ни на один из подобных вопросов нельзя ответить в общем виде, мы всегда должны учитывать конкретную ситуацию и конкретного человека. Если бы гроссмейстер серьезно воспринял вопрос журналиста, он должен был бы ответить следующим образом: "Шахматист должен попытаться, насколько это в его силах и насколько позволяет противник, сделать лучший ход в любой данный момент времени". Здесь важно выделить два положения. Во-первых, "насколько это в его силах" - то есть необходимо учитывать внутренние возможности человека, то, что мы называем характером. И во-вторых, игрок может лишь "попытаться" сделать лучший в данной конкретной ситуации игры ход - то есть лучший при определенном расположений фигур на доске. Если бы шахматист начинал игру с намерением сделать лучший -в абсолютном смысле этого слова ход, его бы одолели вечные сомнения, он бы увлекся бесконечной самокритикой и в лучшем случае проиграл бы, не уложившись в отведенное ему время. В подобной ситуации находится и человек, которого мучает вопрос о смысле жизни. Для него также подобный вопрос имеет смысл только по отношению к какой-либо конкретной ситуации и по отношению лично к нему.. Было бы неправомерно с. нравственной точки зрения и психологически ненормально упорствовать в намерении выполнить действие, которое соответствовало бы "наивысшей" ценности, - «место того чтобы скромно попытаться сделать лучшее, на что человек способен в сложившейся ситуации. Стремление к лучшему для человека просто необходимо, иначе все его усилия сведутся к нулю. Но и в то же время он должен уметь довольствоваться лишь постепенным процессом приближения к цели, никогда не предполагающим ее полного достижения. Наши замечания по вопросу о смысле жизни сводятся к радикальной критике вопроса как такового, если он поставлен в общем виде. Спрашивать о смысле жизни вообще - ложная постановка вопроса, поскольку она туманно апеллирует к общим представлениям о жизни, а не к собственному, конкретному, индивидуальному существованию каждого. Возможно, нам стоит вернуться назад и воссоздать исходную структуру переживания. В этом; случае мы должны будем совершить нечто вроде революции Коперника и поставить вопрос о смысле жизни в принципиально ином ракурсе. А именно: сама жизнь (и никто иной!) задает: вопросы людям. Как уже отмечалось, не человеку вопрошать об этом, более того, ему было бы полезно отдать себе отчет в том, что именно ему (и никому другому) держать ответ перед Жизнью; что он вынужден быть ответственным перед ней и, наконец, что ответить перед жизнью можно только отвечая за жизнь. Возможно, самое время сейчас отмстить, что психология развития также убедительно показывает, что процесс "постижения"I смысла характеризует более высокую стадию развития, чем "присвоение" уже известного, "представленного" человеку смысла: (Шарлотта Бюлер). Таким образом, доводы, которые мы пытались логически развить выше, находятся в полном соответствии с направлением психологического развития: они сводятся к парадоксальной первичности ответа по отношению к вопросу. Вероятно, это основано на том, что человек ощущает себя в роли "ответчика". Проводником, ведущим человека в его ответах на вопросы, поставленные жизнью, в принятии им ответственности за свою жизнь, выступает его совесть. Негромкий, но настойчивый голос совести, которым она "говорит" с нами, - это неоспоримый факт, переживаемый каждым. И то, что подсказывает совесть, каждый раз становится нашим ответом. С психологической точки зрения религиозный человек - это тот, который воспринимает не только то, что говорится подобным образом, но и самого говорящего, то есть его слух в этом смысле острее, чем слух неверующего. В диалоге верующего с собственной совестью - в этом самом сокровенном из всех возможных монологов - его Бог становится его собеседником.